Энхиридион. Краткое руководство к нравственной жизни. Эпиктет. Стоицизм на каждый день. Аудиокнига

О книге:

«Энхиридион» — это термин, который происходит от греческого слова ἐγχειρίδιον, что буквально означает «руководство» или «рукопись». В контексте античной философии «Энхиридион» Эпиктета представляет собой небольшую книгу или брошюру, содержащую сокращённые и практические наставления по стоицизму — философскому учению, акцентирующему внимание на этике, добродетели и принятии судьбы. В «Энхиридионе» Эпиктет предлагает практические советы и стратегии для достижения внутренней свободы и гармонии в жизни.

Эта аудиокнига напоминает слушателю о важности контроля над своими реакциями на внешние обстоятельства, о принятии того, что не поддаётся нашему контролю, и о стремлении к мудрости и добродетели. Таким образом, «Энхиридион» служит своего рода путеводителем для тех, кто стремится к внутреннему покою и мудрости в сложных условиях жизни, и проливает свет на важность этики, контроля над собой и принятия судьбы — что особенно ценно в наше время, когда мир полон стресса и неопределённости.

Позвольте этой аудиокниге стать вашим компасом на пути к душевному равновесию, с ее помощью вам по плечу преодолеть любые жизненные трудности с достоинством и силой.

Энхиридион. Краткое руководство к нравственной жизни. Эпиктет. Стоицизм на каждый день. Аудиокнига

Таймкоды

00:00 Введение

  • Некоторые вещи находятся в нашей власти, другие – нет.
  • Стремление и уклонение – ключевые элементы.
  • Важно различать, что принадлежит нам, а что нет.

00:53 Стремление и уклонение

  • Стремление к тому, что вне нашей власти, приводит к затруднениям.
  • Уклонение от того, что вне нашей власти, делает нас несчастными.
  • Стремиться нужно только к тому, что в нашей власти.

02:44 Признание и уклонение

  • Признание стремления ведет к достижению цели.
  • Уклонение от противоречащего природе ведет к несчастью.
  • Стремление должно быть направлено на то, что в нашей власти.

04:36 Любовь и намерение

  • Любовь к вещам должна быть осознанной.
  • Напоминание о роде дела помогает сохранять естественное намерение.
  • Негодование на происходящее мешает сохранению намерения.

06:13 Мнение и страх

  • Страх вызывает не сама вещь, а наше мнение о ней.
  • Обвинение других или себя – признак невоспитанности.
  • Воспитанный человек не обвиняет других и себя.

07:07 Гордость и умственные представления

  • Гордость должна быть осознанной и соответствовать природе.
  • Умственные представления должны быть использованы правильно.
  • Гордость должна быть направлена на собственные достижения.

08:06 Внимание к кораблю

  • В жизни важно помнить о главном, как на корабле.
  • Не отвлекаться на мелочи, чтобы не упустить важное.
  • Не требовать, чтобы события происходили по-нашему.

09:01 Препятствия и разум

  • Болезнь – препятствие для тела, но не для разума.
  • Важно искать свои способности для использования.
  • Не увлекаться фантазиями и не говорить о потерях.

10:51 Преуспеть и терпение

  • Не стремиться к внешнему успеху, а быть свободным от печали и страха.
  • Терпение и разумность важнее внешнего успеха.
  • Не стремиться выглядеть знающим, а быть свободным.

13:01 Власть над желаниями

  • Власть над желаниями и нежеланиями – ключ к свободе.
  • Не стремиться к тому, что вне нашей власти.
  • Упражняться в том, на что хватает сил.

15:00 Поведение и восприятие

  • 20:18 Бесчестье и помощь
  • Бесчестье не может быть причиной несчастья, если оно не вызвано действиями другого.
  • Друзья не могут быть без помощи, но каждый должен делать своё дело.
  • Воспитание верного и скромного гражданина может быть услугой отечеству.

23:01 Равенство и справедливость

  • Равенство возможно только при равных усилиях.
  • Если кто-то получает что-то, не заплатив цену, это несправедливо.
  • Пир и похвала должны быть заслужены, а не получены даром.

25:49 Природа зла и доверие

  • Природа зла не рождается в мире, как и доверие случайному человеку.
  • В каждом деле нужно учитывать его последствия и не спешить.
  • Важно быть последовательным и не менять свои цели.

30:38 Обязанности и природа

  • Обязанности определяются качествами человека.
  • Важно распознавать свойства других людей и их намерения.
  • Благочестивое отношение к богам заключается в принятии их воли.

35:20 Гадания и прорицатели

  • При обращении к гаданиям нужно понимать, что результат неизвестен.
  • Прорицатели могут быть полезны, но здравый смысл важнее.
  • В опасных ситуациях нужно помогать друг другу и отчизне.

37:37 Характер и поведение

  • Усвойте себе определённый характер и тип поведения.
  • Храните молчание и не говорите о случайных вещах.
  • В любовных утехах будьте чисты и не будьте в тягость другим.

40:13 Зрелища и публичные чтения

  • Посещайте зрелища, но не проявляйте легкомыслие.
  • На публичных чтениях сохраняйте серьёзность и не будьте бездумными.

41:09 Как вести себя с влиятельными людьми

  • Представь, что Сократ или Зенон ведут себя так же, как ты.
  • Терпи все происходящее и не говори, что дело того не стоило.
  • Не упоминай часто о своих делах и невзгодах, чтобы не вызывать смех.

42:48 Остерегайся сквернословия

  • Не говори скверно о других, даже если это будет не к месту.
  • Если это произойдет, покажи негодование.

43:18 Остерегайся фантазий о наслаждениях

  • Не увлекайся фантазиями о наслаждениях.
  • Сравни, насколько приятнее осознавать победу над собой.

44:18 Не бойся быть увиденным за правильным делом

  • Если поступаешь правильно, не бойся, что тебя увидят.
  • Если поступаешь неправильно, беги от этого дела.

45:12 Помни о стыдливости и общности

  • Помни о стыдливости и общности, когда ешь с другими.
  • Следи за качеством угощений и сохраняй стыд.

46:07 Не берись за роль, превышающую твои силы

  • Следи за тем, чтобы не повредить руководящее начало разума.
  • Сохраняй меру в каждом деле.

47:12 Мужчины именуют женщин госпожами

  • Женщины начинают заботиться о своем украшении с 14 лет.
  • Укажи им на это, чтобы они ценили скромность и стыдливость.

48:05 Признак отсутствия природного дарования

  • Излишнее внимание к телу указывает на отсутствие природного дарования.
  • Все внимание должно быть обращено на разум.

49:01 Помни, что другие действуют по своим представлениям

  • Если кто-то причиняет тебе зло, помни, что он действует по своим представлениям.
  • Вред терпит тот, кто впал в заблуждение.

49:59 Смотри на дело с разных сторон

  • Смотри на дело с точки зрения справедливости и братства.
  • Не суди о вещах по их внешним признакам.

52:54 Не хвастайся заботой о теле

  • Не хвастайся тем, что заботишься о своем теле.
  • Делай это для себя, а не для посторонних.

Расшифровка видео

0:00
энхиридион краткое руководство к нравственной
0:06
жизни первое из существующих вещей одни
0:12
находятся в нашей власти а другие нет в нашей власти мнение стремление желание
0:22
уклонение одним слом всё что является нашим вне пределов нашей власти
0:30
тело имущество Доброе имя государственная
0:35
карьера одним словом всё что не наше то что в нашей власти по природе
0:43
свободно не знает препятствий а то что вне пределов нашей власти является
0:49
слабым рабский обременён и чужим Итак помни если ты станешь рабское
0:58
по природе считать свобо свом то Будешь терпеть затруднения горе
1:06
потрясение начнешь винить богов и людей Если ты будешь только своё считать
1:12
своим а чужое как оно и есть на самом деле чужим никто и никогда не сможет
1:19
тебя принудить Никто не сможет тебе препятствовать А ты неста
1:26
Ниго ви во никто не причинит тебе
1:34
вреда у тебя не будет врагов Ибо Ты
1:40
неуязвим итак стремясь к столь большим целям помни что не следует за них
1:47
браться без достаточного к тому побуждения Одни из них вообще стоит
1:53
оставить в стороне А другие в настоящий момент отложить
2:00
цели и вместе с тем обладать властью и богатством то не сможешь обрести
2:06
последних поскольку будешь стремиться к первым во всяком случае ты не достигнешь
2:12
того благодаря чему единственное обретается свобода и
2:19
счастье Так вот Старайся говорить всякой неприятной фантазией
2:25
ты являешься всего лишь умственным представлением и при том вовсе не тем
2:31
чем кажешься затем исследуй его и Испытай по
2:38
тем правилам какие у тебя имеются и прежде всего Задай вопросом
2:44
Относится ли это ведение к тому что в нашей власти или к тому что
2:50
вне её если оно относится к тому что Вне нашей власти то пусть у тебя под рукой
2:56
будет следующее суждение ко мне это отношения не
3:03
имеет второе помни что признание своего
3:08
стремления есть достижение того к чему стремишься а признание уклонения
3:15
означает что ты не впадаешь в То от чего
3:25
уклоняется несчастен Итак если ты уклоняется только от
3:32
противоречивых природе вещей из числа тех что в твоей власти ты не будешь
3:37
впадать в То от чего уклоняется Но если ты начнёшь уклоняться от болезни
3:43
смерти или бедности ты станешь
3:48
несчастным Итак не уклоняйся от всего того что Вне нашей власти И перенеси
3:55
уклонение на то что будучи в нас противоречит природе от своего
4:00
стремления откажись вовсе ведь Если ты будешь стремиться к тому что Вне нашей власти неизбежно
4:08
потерпишь неудачу А из того что в нашей власти и стремление к которому прекрасно у тебя
4:16
ещё нет ничего пользуйся только тем стремлением
4:21
которое ты получаешь и удерживаешь по собственной воле Однако с разбором и не
4:28
слишком ря
4:36
третье в каждом из предметов
4:44
очаровывают себе каков он начав с предметов самых
4:50
незначительных Если ты любишь горшок Говори Я люблю горшок Ведь если он
4:56
разобьётся это не приведёт тебя в смятение Если ты любишь своего ребнка или жену
5:03
говори что ты любишь человека Ведь если он умрёт это не
5:08
приведёт тебя в смятение
5:15
четвёртое всякий раз когда ты собираешься взяться за какое-нибудь дело напоминай самому себе о том какого рода
5:22
это дело если ты отправляешься помыться Представь себе происходящее в бане там
5:29
люди брызгают на соседей водой толкаются бранятся крадут друг у друга Вот так с
5:38
большей для себя безопасностью ты возьмёшься за это дело если точно скажешь самому себе Я хочу помыться и
5:46
при этом сохранить своё естественное намерение и точно так же в каждом деле
5:54
ведь таким образом если что-то помешает тебе помыться у тебя будет на готове сказать я хотел не Только помыться но и
6:01
сохранить моё естественное намерение но я не смогу сохранить его
6:07
если стану негодовать На
6:13
происходящее пятое людей в смятении приводят Не сами
6:19
вещи но их собственные представление об этих вещах Ну например в смерти нет ничего
6:27
ужасного поскольку в противном случае так показалось бы и сократу Однако
6:33
поскольку мнение смерти внушает страх то оно есть причина
6:39
страха так вот всякий раз когда нам случается испытывать
6:45
затруднения находиться в смятении или печали не будем обвинять никого другого
6:51
кроме самих себя то есть на мнение невон человеку свойстве
7:00
бедах других тому кто начинает становиться воспитанным свойственно обвинять самого
7:07
себя но тому кто уже воспитан не свойственно обвинять ни
7:14
другого ни самого себя
7:21
шестое не гордись чужим преимуществом если бы конь возгордись
7:27
сказал я кра это можно было бы терпеть но когда ты в
7:33
заносчивость говоришь у меня красивый конь Знай ты гордишься красивым
7:41
конём Итак что же является твоим пользование умственными
7:49
представлениями поэтому всякий раз когда это пользование будет соответствовать природе тогда и гордись ибо в этом
7:56
случае ты будешь гордиться соб
8:06
седьмое подобно тому как во время морского плавания когда корабль стал на
8:11
Якорь ты Если выйдешь набрать воды подберёшь мимоходом ракушку или корку
8:17
тыквы нужно Однако думать о своём корабле и постоянно оборачиваться не позовёт ли кормчий если позовёт нужно
8:25
оставить ВС это дабы те нероли на Коб
8:31
скотину так и в жизни ничто не мешает если вместо тыквенной корки и ракушки
8:37
будут даны тебе жена и ребёнок Но если позовёт кормчий Оставь всё это и не
8:44
оборачиваясь беги на корабль а если ты Стар не отлучайся далеко от своего
8:50
корабля чтобы не отстать когда позовёт кормчий
9:01
восьмое не требую чтобы события совершались так как тебе хочется но
9:07
принимай происходящее таким Каково оно есть и будешь
9:14
счастлив девятое болезнь является препятствием
9:20
для тела Но не для разума Если только разум сам того не
9:26
пожелает хромота препятствие для ног но не для обоснованного
9:32
выбора говори это себе при каждом случае Ибо ты обнаружишь что это препятствие
9:38
чему-то другому а не
9:43
тебе десятое помни что в каждой случайности
9:49
следует искать обращаясь к самому себе Какой способностью ты обладаешь для пользования ею Если ты увидишь красивого
9:58
юношу или девушку ты обре самообладание если будет предложен труд
10:05
ты обретёшь выдержку А если подвергнется поношение обретёшь
10:12
терпение и тебя обретаю го такую привычку не увлек за собой твоей
10:21
фантазии одиннадцатое Никогда не говори что ты
10:26
что-то потерял нори дал умер твой сын Он был отдан назад
10:34
умерла твоя жена она была отдана назад у тебя отняли участок земли Следовательно
10:42
и он был отдан назад Однако
10:49
бесчестно Какое тебе дело чьими руками даритель востребован назад А на сколько
10:55
времени он даст тебе это в пользование забудь м так как постояльцы заботятся о
11:05
гостинице двенадцатое Если ты желаешь преуспеть
11:10
отбрось рассуждение такого рода Если я не стану радеть о своём имуществе мне не
11:16
достанет пропитание А если не буду наказывать моего сына он вырастет
11:23
негодяем ведь Лучше умереть с голоду свободным От печали и страха чем жить в
11:28
избили не имея покоя Пусть лучше твой сын станет дурным
11:35
чем ты несчастным Итак начни с вещей
11:40
незначительных вытекает твоё оливковое маслице крадут твоё венцо говори себе
11:47
при этом что за такую цену покупается без страсти за такую цену приобретается
11:54
безмятежность а даром ничего не даётся
12:00
Когда ты станешь звать своего раба Имей в виду что он может тебя не услышать и
12:05
услышав ничего не сделать по твоему желанию не такое в нём благо чтобы от
12:11
него зависело твоё
12:17
спокойствие тринадцатое Если желаешь преуспеть
12:24
Терпи во внешних вещах имея в глазах окружающих вид неразумного
12:31
глупца не стремись выглядеть знающим И даже если кому-то покажется что ты
12:37
являешься чем-то значительным не верь самому себе ибо
12:43
Знай что нелегко сохранить согласную с природой волю и удержать внешние вещи
12:50
неизбежно придётся Заботиться об одном И забросить другое
13:01
четырнадцатое Если ты хочешь чтобы твои дети жена и друзья всегда пребывали
13:06
среди живых это неразумен ибо то что вне тебя Ты хочешь подчинить своей власти и
13:14
сделать чужое своим стало быть если тебе хочется чтобы сын твой не совершал
13:19
ошибок Ты глуп ты пожелаешь чтобы порог перестав быть сам собой стал чем-то
13:26
другим а если ты хочешь не ошибаться в своём
13:32
левом стремлении то это возможно Итак упражнять се в том на что у тебя
13:39
достаточно сил хозяином всего является тот кто
13:45
имеет власть над своими желаниями и нежелания он может либо сохранять Их
13:52
либо устранять Итак вся Кто хочет быть
13:58
свободным не стремится к тому что находится Во власти других но и не уклоняется
14:04
иначе он неизбежно сделается
14:11
рабом пятнадцатое помни как следует вести себя
14:16
на Перу блюдо обносили рядом с тобой протянув к нему
14:23
руку возьми себе сколько позволяет приличие проносят мимо тебя не
14:29
задерживай ещё не поднесли не стремись вперёд в своём желании Подожди пока
14:36
блюдо не окажется рядом с тобой точно так же поступай в отношении детей жены
14:42
государственной службы богатств и ты когда-нибудь станешь достойным
14:49
сотрапезничество
15:00
даже разделишь с ними их власть Ведь поступая так Диоген Гераклит
15:07
и подобное им заслужили прозвание
15:14
богов шестнадцатое всякий раз когда ты увидишь
15:19
что кто-то плачет в печали от того что сын его на чужбине либо от того что он
15:26
потеря сво имущество воображению увлечь тебя и не думай что этого человека Извне постигли
15:33
беды Но пусть у тебя будет на готове мысль этого человека угнетает не
15:39
происходящее ибо других оно не угнетает а его собственное мнение о
15:46
происходящем Однако Не сочти за труд поговорить с ним и если так случится
15:51
поплакать вместе с ним остерегайся Однако плакать в своей душе
16:02
семнадцатое помни что ты актёр в пьесе которую ставит её режиссёр и если он
16:09
пожелает сделать её короткой ты актёр короткой драмы А если пожелает сделать
16:14
её долгой то долгой и если он хочет чтобы ты играл роль нищего Сыграй её
16:20
хорошо равно как роль хромого начальника плея твоё дело хорошо исполнить данную
16:28
тебе роль а выбрать её для тебя волен
16:34
другой восемнадцатое всякий раз когда Ворон на
16:39
каркает дурное пусть не увлечён тазия Но тот час разбери это сам с собой
16:47
говори это мне ничего не предвещает разве что моему телу имуществу моему
16:53
доброму именим Детям же
16:58
если я захочу предвещает дни блага ведь в моей власти извлечь пользу из всего
17:04
что случится
17:11
девятнадцатое ты будешь непобедим если не станешь участвовать в состязаниях
17:17
победить в которых ты не можешь увидев кого-нибудь удостоено
17:25
почести и облечено большой властью или им образом остерегись увлекаясь своими
17:32
представлениями считать его счастливым Ведь если в том что в нашей власти
17:37
содержится сущность добра то нет места ни зависти ни ревности а сам ты не
17:43
стремись быть не стратегом Ни прита нам ни консулом но
17:50
свободным а путь к этому лишь один презрение к тому что вне нас
18:03
двадцатое помни что обижает не тот кто бранится или бьёт но мнение об этих
18:09
вещах будто бы они причиняют обиду Итак
18:14
всякий раз когда кто-то станет Раздражать тебя Знай что тебя привело в раздражение твоё
18:21
мнение поэтому Старайся прежде всего не дать увлечь себя собственным представлениям
18:28
справишься с собой лишь только получишь время на
18:35
передышку ть первое смерть изгнание и всё что
18:41
вызывает страх Пусть будет у тебя ежедневно перед глазами в особенности смерть Ибо так ты никогда не станешь
18:49
думать ни о чём низком и не пожелаешь ничего сверх меры
19:00
дцать второе если ты стремишься к философии Готовься к тому что изза этого многие
19:07
будут тебя осмеивание
19:28
при что прежде осмеивание станут тобой восхищаться Но если ты отступи подвергся
19:36
двойному осмеянию
19:42
двадцать трее если тебе когда-нибудь случится
19:47
иметь дело с внешними вещами из желания кому-то понравиться знае что ты погубил
19:53
свой правильный порядок жизни Итак кам деле быть
20:01
философом А если ты хочешь ещё и казаться кому-то философом то постарайся прежде всего казаться самому себе и
20:09
будешь самодостаточен
20:18
двадцать четвёртое пусть не г нету тебя такие
20:24
размышления Я буду жить лишённый почта в полном ничто
20:30
Ведь если бесчестье является несчастьем то ты не можешь быть несчастен по вине
20:36
другого не можешь по вине другого подвергаться позору Неужто вся твоя
20:42
забота добиваться власти или приглашение на пир
20:48
нет так как же это может считаться бесчестье Как можешь быть ничтожеством
20:54
ты кому надлежит быть только в том что твоей Где позволено тебе цениться превыше
21:04
всего но друзья твои останутся без помощи что ты называешь без помощи ты не
21:13
дашь им монетку не сделаешь римскими гражданами Итак кто тебе сказал что это
21:20
в нашей власти кто может дать другому то чего не имеет сам
21:28
говорят они чтобы и нам
21:33
досталось если ты можешь добыть это
21:48
оставайтесь Да смотрите Сколь несправедливы вы И
21:54
неум чего вам больше хочется верного и скромного
22:01
Друга так вот помогайте мне лучше в этом деле и не требуйте чтобы я делал то
22:08
из-за чего потеряю всё ну Наша Родина говорит он останется
22:16
без помощи которая в моих силах опять-таки без Какой такой помощи
22:23
по твоей вине на лишится порти ков бань же с того
22:29
кузнец не делает для неё обуви а сапожник оружия достаточно Если каждый будет
22:35
делать своё дело Но если ты воспитает другого гражданина верного и одновременно
22:42
скромного не окажешь ли ты этим услугу отечеству безусловно Но если желай
22:49
оказать Родине услугу ты потеряешь свои качества Сможешь ли ты быть ей полезен
22:56
став
23:01
итак говорит он какое место я займу в
23:07
государстве то какой сможешь оставаясь при этом верным и скромным А если желай
23:14
оказать услугу государству ты утра свои качества какая польза будет ему от тебя
23:22
бесчестного и вероломно дца п
23:30
кого-то предпочли тебе на Перу или кого-то поприветствовали раньше тебя или
23:36
выбрали в советчики вместо тебя если все эти вещи суть блага то тебе следует
23:43
радоваться что их получил тот человек а если они зло то не огорчайся что тебе не
23:50
досталось помни ты не можешь удои равной доли Если не будешь делать того что и
23:57
они ради достижения того что Вне нашей
24:02
власти ведь как может удостоить равного с тем кто это делает человек не обивать
24:08
ничьих порогов не провожающий равно с тем кто провожает не хваля с тем кто
24:17
хвалит Итак ты окажешься несправедливым и жадным если не заплатив требуемой цены
24:24
захочешь получить всё это даром Однако Почем продаётся
24:31
латук возможно за обол стало быть если кто-то заплатив
24:37
обол возьмёт свой латук А ты не заплатив его не получишь то не думай что от этого
24:43
ты имеешь меньше чем получивший ведь как тот имеет свой латук Так и ты имеешь
24:49
свой не истрачен обол точно такт
24:59
Пир ведь ты не дал столько За сколько продаётся этот Пир а продаётся он за
25:05
похвалы и угождает этот обед Коли тебе есть в этом
25:13
Выгода А если ты стремишься и это получить и то Не упустить ты жаден и
25:22
глуп стало быть ты не имеешь ничего взамен обеда нужд восхвалять кого не хочешь и
25:31
терпеть наглость его
25:37
привратниковая
25:49
разобьёт кубок принято тус говорить что в этом нет Ничего
25:55
необычного знае что когда будет разбиты твой кубок Тебе следует поступить точно
26:01
так же как когда разбился кубок соседа Перенеси это и на вещи более
26:07
значительные умер четы ребёнок или жена всякое скажет что такое свойственно
26:14
людям но когда у кого-нибудь самого кто-то умрёт он то час кричит увы я
26:23
несчастный следовало ему Однако помнить что услыхав о несчастьях
26:34
других двадцать Седьмая подобно тому как не ставится
26:40
цель ради того чтобы в неё не попасть точно также не рождается во
26:46
Вселенной природа
26:52
зла д вое если бы кто-то вручил твоё тело
26:58
первому встречному ты бы воз негодовал А то что ты доверяешь свой разум
27:03
случайному человеку чтобы если станут тебя бранить разум твой пришёл в смущение и смятение тебе от этого не
27:14
стыдно двадцать девятое в каждом деле смотри что к нему
27:21
ведёт и что из него следует и таким вот образом Бери за него в противно
27:28
во за него поспешно нисколько не задувай о последствиях а затем когда обнаружатся
27:35
трудности ты забросит хочешь победить на Олимпийских
27:42
играх Клянусь богами я тоже хочу ибо это прекрасно однако смотри что ведёт к делу
27:50
и что из него следует и таким вот образом Бери за него
27:59
есть назначенную пищу воздерживаться от излишеств упражняться в силу
28:04
необходимости в установленное время в жиру и в холод не пить холодного Не пить
28:10
вина столько сколько хочется Короче говоря тебе придётся
28:16
вериться как врачу своему наставнику А когда наступит час состязаний зарываться
28:22
лицом в песок а бывает что и вывихнуть руку подвернуть лодыжку в довольно
28:28
наглотаться пыли а иногда подвергаться бичева нею и После всего этого оказаться
28:38
побеждённым по здоровому размышлению Коли у тебя ещё остаётся желание
28:43
приступай к тренировкам в противном случае ты будешь действовать на манер детей которые
28:49
играют то в атлетов то в гладиаторов то трубят в трубу то воображают себя
28:55
актёрами на сцене Так и ты то атлет то Гладиатор то ритер
29:02
то философ но Ты ничему не отдаёшь всей душой ты как обезьяна подражает всему
29:10
что видишь и всё тебе нравится ведь ты взялся за дело не рассмотрев его
29:15
предварительно не обойдя его вокруг без горячего
29:22
желания Так некоторые люди увидев философа
29:28
как ефрат Хотя кто может говорить как он хотят и
29:34
сами заниматься философией человек Рассмотри сначала какого рода
29:42
это дело а затем познать собственную природу по плечу ли тебе всё
29:48
это пятиборцев ты хочешь стать или борцом посмотри на свои руки Надра на
29:57
поясницу рождён для своего дела думаешь что действуя таким образом
30:04
ты сможешь также есть пить равно испытывать желание
30:10
отвращение а требуется бодрствовать трудиться покинуть близких тебе людей
30:17
терпеть презрение раба стать посмешищем для встречных во
30:23
всём уступать другим в поя власти ла
30:29
одним словом абсолютно во всм подумай хочешь ли променять на это
30:38
бесстрастно духа Если нет то и не посягать на это
30:44
дабы не сделаться на манер детей то философом то мытаре то ритам то
30:49
прокуратором Цезаря эти вещи не сходны меж собой Тебе
30:56
следует быть цельным чело ШИМ либо
31:01
плохим следует возделывать руководящее начало своего
31:07
разума либо заботиться о внешних по отношению к тебе вещах следует радеть
31:13
либо о внутреннем либо о внешнем А это означает занимать либо положение
31:19
философа либо простого
31:25
человека тридцатое
31:31
обязанности определяются По большей части своими качествами он является
31:38
отцом подразумевается что надо о нём заботиться уступать ему во всём терпеть
31:44
от него упрёки побои но он плохой отец и
31:50
привязан природой не к хорошему отцу но просто к отцу Твой брат обижает тебя
31:58
храни своё положение брата по отношению к нему не обращай внимания на его слова
32:04
смотри лишь на то при каких действиях твоё намерение будет соответствовать
32:10
природе ведь Другой человек не причинит тебе вреда если ты сам того не
32:17
захочешь лишь тогда ощутишь ты вред когда начнёшь думать о
32:22
нём таким вот образом ты обретёшь смысл обязанностей соседа гражданина
32:28
полководца если привыкнешь распознавать их
32:36
свойства тридцать первое Знай что смысл благочестивого
32:44
отношения к богам состоит в следующем иметь представление что они
32:49
существуют и прекрасно и справедливо управляют миром что сам ты поставлен чтобы им
32:59
уступать всему происходящему и добровольно следовать за ним словно оно свершается по наилучшему замыслу ведь
33:08
таким образом ты не упрек богов и не станешь их винить словно обделённый их
33:13
заботой невозможно чтобы это происходило иначе
33:20
разве что ты отменишь понятие добра и зла во внешних по отношению к нам вещах
33:25
и перенес его исключительно на находящееся в нашей власти Так что если ты будешь считать
33:32
хорошим или дурным что-то внешнее то с полной неизбежностью начнёшь порицать
33:37
себя ненавидеть виновных в твоих неудачах и окажешься в нежелательно для
33:43
тебя положени всякое живое существо склонно
33:48
от природо избегать и отвращает
33:58
а всё полезное и их причины преследовать и восхищаться ими стало быть невозможно
34:06
чтобы тот кто Полагает что ему причиняют вред радовался этому обстоятельству
34:11
равно как и сам вред не может вызвать радости отсюда и отец всякий раз слышит
34:18
упрёки от сына поскольку не уделяет ему доли участия в том что представляется
34:24
хорошим Тирания является благом сделала врагами
34:31
поника и э окла тогой земледелец брони богов от
34:38
того брот их и корабельщик и купец и те кто потеряли жн и
34:45
детей ибо где польза Там и благочестие так что всякий кто заботится
34:51
надлежащем стремлении уклонении тем самым проявляет заботу и о благочестии
35:00
делать возлияние и жертвоприношение жертвовать по обычаям предков первые плоды урожая подобает в
35:07
чистоте души а не легкомысленно и нерадивого но и не сверхвозможности
35:20
Тридцать вторая всякий раз при обращении к
35:26
гаданиям помни что предстоящий результат тебе неизвестен и ты идёшь узнать его от
35:34
прорицателя Каково оно если только ты философ ты узнаешь Придя
35:40
туда если результатом окажется нечто из числа внешних вещей то по необходимости
35:45
это не добро и не зло не приноси ИК прорицателя стремление
35:54
уклонение Но иди к нему без трета понима что ВС происходящее безразлично и к тебе
36:01
не относится и Каким бы оно ни было им можно будет воспользоваться на благо и
36:09
этому никто не помешает Итак укрепляй с духом Вступай к
36:16
богам как к своим советчика и наконец всякий раз получи в
36:22
ответ помни каких ты взял себе советчиков и кого
36:30
почини обращайся к оракулу так как того требовал Сократ в тех случаях когда консультация
36:38
касается Исхода дела и не здравый смысл и Никакое искусство не дают возможности
36:45
получить нужный ответ Так что всякий раз когда будет необходимо разделить опасность другом
36:52
или отчизной непро ра Том
36:59
Ведь если прорицатель скажет тебе что жертвы оказались неблагоприятными то нет сомнения что
37:05
речь идёт о смерти увечий или изгнании Однако здравый смысл убеждает
37:13
Даже при таких обстоятельствах помогать друг другу и разделить опасность с
37:18
отчизной по этой причине направь свой ум к
37:24
большему прорицатель к пифийские который изгнал из своего храма человека
37:30
не оказавшего помощь другу в момент смертельной
37:37
опасности тридцать третье усвой себе наконец какой-нибудь
37:45
характер и Тип который ты сохранишь и наедине сам с собой и встречаясь с
37:53
людьми по большей части храни молчание случае веди
38:05
немногословно не о случайных вещах гладиаторах конных реста неях атлетах
38:11
кушанья напитках О чём обычно ведут речь в особенности ничего не говори о людях с
38:19
порицания или похвалой и не сравнивай их
38:27
если сможешь речи твоих собеседников на подобающим
38:34
то молчи не следует много смеяться по поводу разных вещей и пусть смех твой не
38:42
будет разнузданный вообще не клянись Если это
38:47
возможно в противном случае по возможности
38:54
отказывайся с людьми посторонними и неча мудрости
38:59
отвергай Но если когда-нибудь доведется внимательно Следи за тем чтобы не
39:05
опуститься до поведения невежды Знай что если друг твой
39:11
замаранный
39:20
не далее необходимого например пищу пить одежду
39:28
прислугу а ВС что касается Славы и удовольствия отсеки напрочь
39:36
что касается любовных утех то насколько возможно следует хранить чистоту до
39:44
брака прикоснувшись к любовным утехам следует брать себе из них то что
39:50
законно Однако Не будь в тягость тем кто им предан не изоб их
39:57
поду что сам ты к ним не причастен
40:03
если сообщат что кто-то плохо отзывается о тебе не старайся
40:08
оправдываться напротив ответь Этот человек не знал о прочих моих пороках
40:16
иначе он не ограничился бы только
40:22
этими нет надобности ча посещать зрелище е когда-нибудь выпадет случай
40:29
Покажи что не заботишься ни о ЧМ кроме самого себя это значит желай чтобы
40:36
происходило то что происходит и чтобы побеждал тот кто
40:41
побеждает ведь таким образом ты не испытываешь затруднений Однако полностью воздержится
40:49
от Крика смеха сильных телодвижений ведь из подобного рода
40:55
вещей явствует что торге от
41:00
зрелища не присутствую легкомысленно и бездумно на публичных чтениях но Коли
41:07
доведёт сохраняй серьёзность и спокойствие и одновременно Не будь никому в
41:15
тягость всякий раз когда ты собираешься с кем-то встретиться особенно если он из
41:20
числа влиятельных людей Представь себе что сделал бы в этом случае Сократ или
41:25
зенон и у тебя не будет сомнений в том что как следует достойно вести себя на
41:32
предстоящее встрече всякий раз когда ты пойдёшь
41:39
кому-то из людей влиятельных Представь себе что ты не застанешь его дома что
41:45
перед тобой не отворят дверь или наоборот влет тебе ею в лоб наконец что
41:51
человек тот имать теб Прист СТ Придя Терпи всё происходящее И
42:02
не говори самому себе что дело того не стоило это означало бы вести себя как
42:09
профан и обижаться на внешние
42:14
вещи в беседах не упоминай часто и неуместно о своих делах и
42:20
невзгодах ведь насколько тебе приятно Вспомнить о пережитом наком
42:27
слушать О твоих злоключениях пусть не возникает желание
42:35
вызывать смех такое поведение есть скользкий путь к невежеству оно ослабляет уважение к
42:43
тебе окружающих опасно впадать в
42:51
сквернословие всякий раз когда прозой нечто подобное выжи ели этот
42:57
в адрес скверно слова А если это будет не к месту толкнув залив краской и
43:04
сделав скорбное лицо Дай понять что ты в негодовании от
43:18
сказанного тридцать четвёртое всякий раз когда начнёшь
43:24
мечтать о каком-нибудь наслаждении остерегайся Как и во всех прочих вещах
43:30
увлечься этими фантазиями Пусть это наслаждение ожд а
43:35
ты возьми себе отсрочку затем Вспомни о том времени когда ты будешь вкушать удовольствие и о
43:43
том времени когда вкусив ты после станешь раскаиваться и бранить самого
43:49
себя противо поставь этому как воздержаться И хвалить самого себя
43:57
а если ты сочтёшь что время приступить к делу Смотри чтобы над тобой не взяла
44:03
верх сладость приятность и привлекательность присущая
44:09
наслаждением Сравни насколько приятнее осознавать что ты одержал над всем этим
44:18
победу тридцать пятое всякий раз когда ты будешь делать
44:26
то что Не бойся если тебя увидят за этим занятием даже если Чернь начнёт судить
44:33
об этом несправедливо Ведь если ты поступаешь неправильно Беги от этого дела А если
44:41
правильно то А что ты боишься тех кто будет порицать
44:49
несправедливо шее Каким образом выражение настал день
44:57
и настала ночь имеют большое значение для разделения А
45:03
вот для соединения не имеют так если кто заберёт себе большую
45:09
часть еды Хотя это и имеет значение для тела но не имеет ценности для сохранения
45:15
стыдливо поведения и общности на Перу Следовательно всякий Когда ты ешь
45:22
вместе с другим человеком помнит за качеством угощений для тела но и
45:30
хранить стыд перед лицом у строителя
45:36
пира тридцать седьмая если ты возьмёшься за роль
45:42
превышающую твои силы и в ней себя опозорить то потеряешь и ту которую смог
45:53
исполнить тридцать вома подобно тому как во время прогулки Ты
45:59
следишь за тем как бы не наступить на гвоздь и не подвернуть ногу также точно
46:05
Следи за тем как бы не повредить руководящее начало твоего
46:10
разума если ты сохранишь его в каждом деле то приступи к нему с меньшей
46:16
опасностью для
46:22
себя тридцать девятое
46:27
мерой имуществ для каждого является его тело Как нога является мерой для
46:35
обуви Если ты будешь держаться этого принципа то сохранишь меру А если
46:41
превысив пред неизбежно понесёшь вниз как с откоса как и с обувью если ты
46:51
превысив сделается сначала позолоченной а затем окрашенной в
46:57
а затем станет расшитое предела тому что однажды
47:04
приступила
47:12
меру сороковое мужчины именуют женщин начиная
47:19
с четырнадцатилетнего возраста госпожа а те обнаружив что не имеют никакого
47:25
другого занятия кроме как спать с мужчинами начинают заботиться о своём
47:31
украшении и возлагают на это все свои надежды стоит указать им на это дабы они
47:38
почувствовали что их почитают за скромность и стыдливость а не за что-то
47:47
иное сорок первое признаком отсутствия природного
47:53
дарования является излишнее внимание к собственному телу Например если человек много
48:00
упражняется много ест пьёт испражняется совокупляются
48:05
всё это следует делать мимоходом а всё внимание пусть будет обращено на
48:16
разум сорок второе всякий раз когда кто-то причинит
48:23
тебе зло или дурно от тебе отзовётся помни что он делает или говорит это
48:30
будучи в уверенности что это входит в его обязанность поэтому невозможно чтобы он
48:36
следовал твоим а не своим представлениям Следовательно если твоё
48:42
представление покажется ему ложным то вред испытает тот кто впал в
48:48
заблуждение Ведь если истинное соединение кто-то сочт ложным то вред
48:53
терпит не соединение а человек впавший в заблуждение исходя из этих принципов ты
49:01
равнодушно отнесёшь к своему порицать при каждом случае
49:08
говори ему
49:13
показалось сорок третье всякое дело имеет две ручки одну
49:21
за которую его можно нести и другую за которую нести нельзя
49:28
если твой брат совершит несправедливость не смотри на дело со стороны совершенной несправедливость
49:35
поскольку это та ручка за которую нести нельзя Смотри на дело с той стороны что
49:41
он твой брат что он вскормлен вместе с тобой таким образом ты возьмёшься за ту
49:48
ручку за которую можно
49:54
нести соче эти слова не соединяются между собой я о
50:03
богаче тебя Следовательно я лучше тебя я красноречивее тебя Следовательно я лучше
50:12
тебя А эти соединяются гораздо
50:17
лучше Я о богачу тебя Следовательно моё имущество предпочтительнее твоего я
50:25
красноречивее тебя Следовательно моё красноречие выше
50:30
твоего но сам ты не являешься нени имуществом ни
50:41
красноречием 45е некто моется быстро не утверждаю что
50:49
Он моется плохо но Скажи что Он моется быстро некто пьёт много вина не
50:56
утверждай что Он поступает плохо можно только сказать что он много
51:02
пьёт ведь не разобрав этого мнение Откуда ты можешь знать Действительно ли
51:07
Он поступает плохо таким образом ты не сможешь брать воспринимаемые образы вещей и
51:15
соглашаться при этом с другими тобой не воспринимаемый
51:28
сорок шестая нигде не имей себя философом и не
51:34
рассуждай среди профа о философских наставлениях вместо этого Выполняй то
51:41
чему учат эти наставления например на Перу не рассуждай о том как следует есть вместо
51:48
этого ешь Как должно помни что сот
51:53
пов всякие приш просить чтобы он познакомил их с
52:00
философами он сам проводил их к ним так он переносил пренебрежение к
52:09
себе если среди простив возникнет обсуждение философских предписаний молчи
52:16
Как можно дольше ибо велика опасность тотчас из рыгнуть
52:23
ери в Что ты ничего не знаеш не
52:29
огорчайся знае Что именно в этот момент ты приступа к делу от того и овцы не
52:38
принося пастухам траву показывают при этом сколько они съели перерив её внутри
52:44
себя они приносят шерсть и
52:54
молоко сорок седьмая всякий раз когда ты будешь без больших
53:01
затрат заботиться о своём теле не хвастайся этим если будешь пить воду не
53:07
труби при каждом удобном случае что пьёшь воду Если захочешь упражнениями укрепить
53:15
своё тело к труду делай это для себя а не для
53:21
посторонних не обнимай стату
53:26
от жажды набрав в рот холодной воды выплюни
53:32
никому об этом не
53:40
рассказывай сорок восьмая жизненная позиция и характерная
53:46
черта человека не причастного к мудрости он ожидает пользы или вреда не от самого
53:53
себя от внешних обстоятельств жизненная позиция характерная черта
54:00
философа всякую пользу и вред он ждёт от самого
54:08
себя признаки [музыка]
54:13
преуспевают кает никого не хвалит никого не
54:18
порицает никого не обвиняет не говорит о себе как о человеке значимом и знаю
54:28
а всякий раз когда он терпит препятствия или затруднение в каком-то деле он винит
54:33
в этом самого себя если его кто-то похвалит он смеётся
54:39
в душе над тем кто хвалит А если тот начинает порицать он не
54:46
оправдывается он будет обходить такого человека стороной как это делают больные
54:52
бо потревожить приходить в но здоров силы окончательно не
55:01
восстановятся он устранил от себя всякое стремление а уклонение полностью перенёс
55:07
на то что находясь в нашей власти противоречит природе он пользуется во всём
55:15
ослабленным стремлением вы не заботит если он кажется глупцом или невеждой
55:22
Короче оут как вра
55:31
злоумышленника сорок девятое всякий раз когда кто-либо
55:38
станет похвалят и может истолковать сочинение
55:45
хриси говори себе что если бы хрисипп не написал их тёмные неясно Этот человек не
55:51
имел бы причины гордиться собой
55:57
Я хочу познать всю мою природу и ей следовать Я спрашиваю кто может этому
56:05
научить И услышав что это может хриси иду к
56:11
нему но я не понимаю написанного и тогда я ищу толкователя вплоть до этого момента не
56:18
происходит ничего из ряда вон выходящего вот я толкова
56:28
это единственное что является прекрасным но буду ли я изум перед этим
56:34
искусством истолкования Разве я не превратился из философа в
56:40
грамматика разве что вместо Гомера я объясняю
56:46
хриси Я скорее залью краской стыда когда кто-то попросит меня проч мне риси
56:56
показать что мои поступки созвучны моим
57:05
словам пятидесятая всё что даётся тебе храни как законы
57:12
словно совершишь святотатство если нарушишь предписание всё что тебе скажут Не
57:20
принимай во внимание ибо это не твоё
57:28
п перво До каких пор ты будешь откладывать
57:34
считать себя достойным всего наилучшего и ни в чём не нарушать предписаний
57:40
руководящего разума ты получил наставления с которыми надлежало согласиться и ты уже согласен
57:47
с ними какого ты е жш наставника чтобы
57:53
переложить Наго ты уже не юноша а зрелый
57:59
муж если ты станешь безответственно и легкомысленно изобретать отсрочку за
58:05
отсрочкой и назначать себе всё новые новые сроки по истечении которых ты
58:10
займёшься самим собой в конце концов ты проживёшь вплоть до самой смерти жизнь неуспевающего в
58:19
мудрости ажи
58:26
сочти себя достойным жить как совершенный философ и вс что кажется
58:32
наилучшим станет для тебя нерушимый законом если тебе предстоит нечто
58:39
приятное или трудное славное или бесславно помни что настал час твоего
58:47
состязания начались Олимпийские игры уже нельзя ничего откладывать
58:56
либо гибнет либо обретается Сократ обрёл совершенство
59:04
благодаря тому что во всём обращал внимание исключительно на внутренний
59:09
смысл А ты хоть и не Сократ Однако должен жить как человек
59:17
намереваюсь стать сократом
59:28
в на первом и нагла вней месте философии польза
59:35
наставлений например не должно лгать на втором стоят доказательства
59:43
например откуда следует что не должно
59:48
лгать третье место занимают утверждение и разделение например
59:54
откуда следует это является доказательством что есть
1:00:00
доказательство что есть следствие что есть
1:00:05
спор Что истинно что
1:00:11
ложно третье место необходимо по причине второго а второе по причине
1:00:18
первого Но самое важное на котором следует остановиться – это первое место
1:00:26
наоборот ибо мы останавливаемся на третьем месте и вся забота у нас о нём а
1:00:32
первом мы и вовсе не думаем по этой причине мы
1:00:38
лжём а Как доказать что лгать не должно это у нас всегда под
1:00:50
рукой пятьдесят третье
1:00:56
во всяком деле должны держать под рукой
1:01:01
следующее Веди меня о Зевс веди и ты судьба туда где вами быть мне
1:01:10
уготовано с охотою пойду а Коль желания нет с позором но пойду куда
1:01:19
назначено кто честно уступает неизбежности мудрец меж нами и богов
1:01:27
устав постиг Ну кретон если так угодно богам
1:01:34
Пусть так и будет убить меня анит и милит могут но
1:01:40
вреда причинить не могут

Поделиться: