Ф. Хайек. Моральная составляющая свободного предпринимательства

Перевод Р. Капелюшникова, читает П. Усанов.

Расшифровка видео
0:03
моральная составляющая свободного
0:05
предпринимательства
0:07
Фридрих Хайек
0:10
перевод ростислава капелюшникова читает
0:13
Павел Усанов
0:16
экономическая деятельность предоставляет
0:18
материальные средства для всех наших
0:20
целей
0:21
в то же время большая часть наших
0:24
индивидуальных усилий бывает направлена
0:25
на предоставление средств для достижения
0:28
целей других людей с тем чтобы они в
0:31
свою очередь могли предоставлять нам
0:33
средства для достижения наших целей
0:35
только потому что мы свободны в выборе
0:38
наших средств мы свободны и выборе наших
0:42
целей
0:43
таким образом экономическая свобода
0:45
является
0:46
неотменяемым условием всех остальных
0:50
свобод а свободное предпринимательство
0:52
как необходимые предпосылкой так и
0:56
следствием свободы личности
0:58
Поэтому при обсуждении моральной
1:01
составляющей свободного
1:01
предпринимательства Я не стану сводить
1:03
все к проблемам экономической жизни а
1:07
рассмотрю общие отношения между свободой
1:09
и моралью
1:11
здесь следуя Великой англосаксонской
1:15
традиции я буду понимать под свободой
1:18
независимость от произвольной воли
1:20
другого это классическая концепция
1:23
Свободы в рамках закона положение дел
1:27
при котором человек может быть
1:29
подвергнут принуждению только в том
1:31
случае если этого требует воплощенные в
1:34
законе общие правила
1:37
одинаково применяемые ко всем но он
1:40
никогда не может подвергаться
1:41
принуждению по дискреционному решению
1:44
административной власти
1:46
взаимоотношения между понимаемой так
1:49
свободой и моральными ценностями
1:51
многообразные и сложны поэтому мне
1:54
придется ограничиться указанием
1:58
в
2:00
телеграфном стиле лишь на некоторые
2:02
наиболее существенные моменты
2:05
с одной стороны давно известно что
2:08
мораль и моральные ценности развиваются
2:10
только в условиях свободы и что
2:12
обыкновенно только народы и классы
2:15
пользовавшиеся ей долгое время
2:16
вырабатывают высокие моральные стандарты
2:19
иными словами эти стандарты прямо
2:22
пропорциональны количеству Свободы
2:24
которой они народы и классы располагали
2:28
с другой стороны давно признано также
2:31
что свободное общество будет хорошо
2:33
работать только если свободная
2:35
деятельность направляется твердыми
2:36
моральными убеждениями и что поэтому
2:39
пользоваться всеми благами Свободы
2:42
становится возможно только тогда когда
2:44
она уже прочно укоренена
2:47
к этому мне хотелось бы добавить Что для
2:50
того чтобы Свобода работала хорошо нужно
2:52
не только строгие моральные стандарты
2:57
но моральные стандарты определенного
2:59
типа ибо в условиях свободного общества
3:02
вполне могут формироваться такие
3:04
моральные стандарты которые если станут
3:07
всеобщими погубят свободу а вместе с ней
3:10
и саму основу всех моральных ценностей
3:14
Забытый истины
3:18
Прежде чем перейти к обсуждению этого
3:20
пункта вызывающего обычно множество
3:22
недоразумений мне придется вкратце
3:25
напомнить о двух старинных истинах о
3:28
которых нужно бы знать каждому но о
3:30
которых часто забывают то что Свобода
3:34
это Матрица необходимая для формирования
3:36
моральных ценностей И что она не просто
3:38
одна из множества ценностей а фактически
3:41
источник их всех едва ли не само
3:45
очевидно только там где у индивида есть
3:48
выбор и сопутствующие ему
3:50
ответственность он имеет возможность
3:52
утверждать существующие ценности вносить
3:55
вклад в их дальнейшее развитие и таким
3:57
образом обретать моральное достоинство
4:01
подчинение имеет моральную ценность
4:02
только тогда когда оно есть результат
4:05
выбора а не принуждение в том порядке в
4:08
каком мы ранжируем наши разнообразные
4:10
цели как раз и проявляется наше
4:13
нравственное чувство при применении
4:15
общих правил морали
4:18
конкретным ситуациям каждый индивид
4:20
оказывается вынужден постоянно
4:22
интерпретировать и конкретизировать эти
4:25
общие принципы формируя тем самым
4:27
определенные ценности
4:30
Сейчас у меня нет возможности показать
4:32
как на практике это вело не только к
4:35
тому что свободное общество оказывались
4:37
обыкновенно обществами где почитался
4:39
закон но также к тому что в Новое время
4:42
Именно они выступили источником всех
4:45
великих гуманистических движений ставших
4:48
ставивших своей целью активную помощь
4:50
слабым больным и обездоленным вместе с
4:54
тем в несвободных обществах столь же
4:56
закономерно развивались неуважение к
4:59
закону бездушные отношения к
5:01
человеческим страданиям и даже Симпатия
5:04
к тем кто творит зло
5:07
но следует помнить об обратной стороне
5:10
медали столь же очевидно что результаты
5:13
Свободы неизбежно зависят от ценностей
5:15
которым следует свободные индивиды у нас
5:19
нет оснований утверждать что свободное
5:21
общество будет всегда с необходимостью
5:23
вырабатывать ценности которые мы
5:26
одобряем или как мы увидим ниже хотя бы
5:29
поддерживать ценности совместимые с
5:32
сохранением Свободы
5:34
все что мы можем сказать так это то что
5:36
ценности которые придерживаемся мы есть
5:39
продукт Свободы что в частности
5:42
христианские ценности должны были
5:45
утверждать люди успешно сопротивлявшиеся
5:49
насилию
5:52
со стороны правительства
5:54
и что современными гарантиями
5:56
индивидуальной Свободы Мы обязаны именно
5:59
стремлению иметь возможность следовать
6:02
своим собственным моральным убеждением
6:05
пожалуй к этому стоит добавить что
6:07
только обществом которое придерживались
6:09
моральных ценностей совпадающих по
6:11
большей части с нашими удалось выжить
6:14
Как свободным обществом В то время как в
6:17
других Свобода была утрачена все это
6:21
служит веским аргументом объясняющим
6:22
Почему так важно чтобы свободное
6:25
общество основывалось на твердых
6:27
моральных принципах и почему если мы
6:30
хотим сохранить свободу и мораль мы
6:33
должны делать все что в наших силах Для
6:35
распространения соответствующих
6:36
нравственных идеалов при этом наибольшую
6:40
озабоченность у меня вызывает
6:41
заблуждение согласно которому прежде чем
6:43
людям может быть дарована Свобода им
6:46
надлежит в начале стать добродетельными
6:49
это правда что свободное общество
6:51
лишенное морального фундамента было бы
6:53
крайне неприятным для проживания но все
6:56
же даже такое общество было бы
6:58
предпочтительнее чем общество
7:00
несвободных
7:02
общества несвободное и аморальное
7:04
поскольку оно по крайней мере оставляло
7:07
бы надежду на постепенное появление
7:09
таких моральных убеждений которых
7:11
никогда не допустит несвободное общество
7:14
боюсь в этом вопросе я Категорически не
7:17
согласен с Джоном стюартом милем
7:19
утверждав что до тех пор пока люди не
7:22
обретут способность руководствоваться в
7:24
процессе самосовершенствования
7:26
собственными взглядами и убеждениями им
7:28
не остается ничего другого ничего
7:31
другого кроме как беспрекословно
7:33
подчиняться
7:34
акбару или Карлу Великому Коль скоро им
7:39
посчастливится таковых найти Я полагаю
7:42
что Маколей наследует здесь более давней
7:47
традиции проявил гораздо больше мудрости
7:49
когда заметил что многие политики нашего
7:52
времени имеют привычку преподносить как
7:54
нечто само собой разумеющееся
7:56
предположение о том что Никакой народ не
7:59
может стать свободным пока он не
8:00
окажется вполне созревшим для того чтобы
8:03
уметь пользоваться своей свободой
8:05
подобные Максима достойны дурака из
8:07
старой сказки который решил не входить в
8:10
воду Пока не научится плавать если люди
8:12
будут ждать Свободы пока не станут
8:15
мудрыми и добродетельными они вправду
8:17
могут прождать ее вечно
8:21
моральные соображения
8:25
теперь мне предстоит перейти от всего
8:27
лишь переформулирования старинных истин
8:30
к вопросам более злободневным как уже
8:34
говорилось для того чтобы Свобода
8:35
работала чтобы Свобода работала хорошо
8:38
требуется не просто наличие твердых
8:40
моральных принципов но принятие
8:42
моральных взглядов определенного типа
8:45
речь не о том что утилитарные
8:48
соображения могут в известных пределах
8:49
способствовать изменению моральных
8:51
представлений в тех или иных областях Я
8:54
не имею также ввиду наблюдения эдвина
8:56
кэнона что из двух принципов
8:58
справедливости и экономии справедливость
9:01
в конечном счете слабее
9:03
суждение человечества о том что
9:05
справедливо подвержены изменениям и одна
9:08
из причин заставляющих их меняться
9:10
состоит в том что время от времени
9:12
человечества обнаруживает решение того
9:14
или иного вопроса казавшиеся совершенно
9:16
законным и справедливым стало а быть
9:20
может и всегда было не экономичным
9:23
все это и верно и важно Хотя вероятно
9:25
далеко не всем кажется окажется
9:27
похвальным но меня больше интересует
9:30
некоторые более общие принципы
9:33
представляющиеся мне необходимым
9:36
условием существования свободного
9:37
общества поскольку без них оно не сможет
9:40
выжить
9:42
среди них я бы среди них я бы выделил
9:45
два критических
9:46
критически важных это признание личной
9:49
ответственности и одобрения в качестве
9:51
справедливых таких соглашений при
9:54
которых каждый получает материальное
9:55
вознаграждение в соответствии с
9:58
ценностью его услуг для других а не в
10:00
соответствии с той оценкой который он
10:03
как целостная личность заслуживает за
10:07
свои моральные качества
10:10
ответственные индивиды
10:12
я вынужден быть очень кратким по первому
10:16
пункту который нахожу крайне запутанным
10:18
происходящие на наших глазах события это
10:22
один из этапов истории разрушения
10:23
моральных ценностей вследствие научной
10:27
ошибки разоблачению которой я уделял в
10:31
последнее время больше всего внимания а
10:33
ученому всегда кажется что в мире нет
10:35
ничего важнее той темы над которой он
10:38
работает в данный момент Но все же я
10:41
постараюсь в нескольких словах пояснить
10:43
о чем собственно Здесь идет речь
10:46
свободных обществах всегда была сильна
10:48
вера в личную ответственность индивидов
10:51
свободное общество позволяли людям
10:53
действовать исходя из их собственных
10:56
знаний и представлений и воспринимали
10:59
получаемые результаты когда достигнутые
11:01
Благодаря их усилиям цель состояла в том
11:04
чтобы побудить людей действовать
11:06
осмысленно иррационально убедив их в том
11:10
что то чего они способны достичь главным
11:13
образом зависят от них самих
11:15
подобное представление конечно же не
11:18
вполне корректно но без всякого сомнения
11:21
оказало чудодейственное влияние на
11:23
развитие Как инициативности так и
11:26
предусмотрительности
11:28
из-за курьезные путаницы многие начали
11:30
считать что Вера в личную
11:31
ответственность индивидов опровергается
11:34
тем фактом что Мы научились Лучше
11:36
понимать Каким образом события вообще и
11:39
человеческие действия в частности могут
11:41
детерминироваться теми или иными
11:43
классами причин
11:45
вероятно мы действительно стали Лучше
11:47
понимать
11:49
какого рода обстоятельства способны
11:52
влиять на человеческую деятельность Но
11:54
не более того
11:56
Мы конечно же не можем сказать что тот
11:58
или иной сознательный акт какого-либо
12:01
человека есть необходимый результат
12:03
определенных внешних обстоятельств
12:05
которые мы можем точно специфицировать
12:08
что уж говорить об уникальной
12:10
индивидуальности
12:11
сформированный всей истории жизни
12:14
человека
12:15
Мы исходим из имеющихся у нас обобщенных
12:18
представлений о том как можно влиять на
12:20
человеческое поведение с помощью похвал
12:22
или порицаний побуждая других вести себя
12:25
каким-то желательным для нас образом
12:28
именно на таком ограниченном
12:31
детерминизме в той мере в какой наше
12:34
представление о нем оказываются
12:35
оправданными фактически основывается
12:38
вера в личную ответственность индивидов
12:40
не нужно думать будто только вера в
12:43
некое метафизической я стоящее вне
12:46
цепочки причин и следствий могла бы
12:48
оправдать возложение ответственности за
12:51
предпринимаемые человеком действия
12:53
непосредственно на него самого
12:57
давление мнения окружающих
13:02
но Сколь не ошибочные основания для
13:05
противоположного и считающегося научным
13:08
взглядом его роковым следствием стало
13:10
разрушение выработанного обществом
13:12
главного механизма способного
13:14
обеспечивать достойное поведение его
13:17
членов Я имею в виду давление мнения
13:20
окружающих заставляющего людей соблюдать
13:22
правила игры
13:24
закончилось все тем самым мифом который
13:28
выдающийся психиатр доктор сас подверг
13:31
недавно справедливой критике в своей
13:33
книге названной миф душевной болезни
13:36
Похоже мы все еще так и не нашли лучшего
13:39
способа как научить людей жить по
13:41
правилам которые делали бы жизнь в
13:44
обществе для них и их собратьев не
13:46
слишком неприятный
13:48
в любом случае я уверен что при нашем
13:50
нынешнем уровне знаний нам никогда не
13:52
построить успешное свободное Общество
13:54
без того давления одобрения или
13:57
порицание которое возлагает на само на
13:59
самого индивида ответственность за его
14:02
поведение и заставляет его нести
14:04
последствия даже тех ошибок в которых
14:07
нет его вины
14:11
при том что для свободного общества
14:13
важно чтобы уважение которым пользуются
14:16
человек у окружающих зависело от того
14:18
насколько вы его образ жизни
14:20
соответствует требованиям нравственного
14:22
закона не менее важно и другое чтобы
14:25
материальное вознаграждение человека
14:26
определялось не мнениями окружающих о
14:30
его моральных достоинствах от ценностью
14:32
для них конкретных услуг которые оно
14:36
которое он им оказывает это подводит
14:39
меня к еще одному ключевому пункту к
14:42
концепции социальной справедливости
14:43
которая должна преобладать в обществе
14:45
если мы хотим чтобы оно оставалось
14:47
свободным Это вопрос по которому
14:49
защитники свободного общества и
14:51
сторонники коллективистских систем
14:52
кардинально расходятся В то время как
14:55
защитники Социалистической концепции
14:58
распределительность справедливости
14:59
высказываются обычно без всяких обиняков
15:02
поборники Свободы проявляют необъяснимую
15:06
стеснительность избегая прямо заявлять о
15:08
последствиях реализации своего идеала
15:12
Почему свобода
15:15
простейшие факты таковы Мы хотим чтобы у
15:18
человека была Свобода потому что только
15:20
если он сам вправе решать что ему делать
15:23
он может использовать весь свой
15:26
уникальный набор знаний навыков и
15:28
способностей оценить которые в полной
15:30
мере не способен Никто кроме него
15:33
чтобы предоставить индивиду возможность
15:35
реализовать реализовать свой потенциал
15:37
мы должны предоставить ему также
15:39
возможность действовать опираясь на его
15:42
собственные оценки различных шансов и
15:45
вероятностей поскольку мы не знаем того
15:47
что знает он мы не можем определить
15:50
насколько оправданными были его решения
15:52
Точно также мы не можем знать стал ли
15:56
его успех или неудача результатом его
15:58
усилий и дальновидности или же
16:01
результатом простого везения иными
16:03
словами нам следует учитывать результаты
16:05
а не намерения или мотивы и мы сможем
16:08
предоставить человеку возможность
16:10
действовать опираясь на его собственные
16:12
знания только если мы предоставим ему
16:14
также возможность оставлять себе то что
16:17
окружающие готовы платить ему за его
16:19
услуги независимо от того соответствует
16:22
ли по нашему мнению это вознаграждение
16:24
моральным достоинством которыми он
16:26
наделен или уважению которое мы питаем к
16:30
нему как личности такое вознаграждение в
16:33
соответствии с ценностью услуг которые
16:35
оказывают данный человек часто будет
16:38
сильно отличаться от того что мы думаем
16:40
о его моральных качествах это неизбежно
16:42
и это я уверен главный источник
16:45
неудовлетворенности системы свободного
16:47
предпринимательства и Шумихи вокруг идей
16:50
распределительной справедливости было бы
16:53
бессмысленно и нечестно отрицать
16:55
существование подобного расхождения
16:57
между моральными заслугами и уважением
16:59
которые может снискать человек своими
17:02
действиями с одной стороны и ценностью
17:05
услуг за которые мы ему платим с другой
17:09
мы ставим тебя совершенно ложное
17:11
положение когда пытаемся затушевать или
17:14
скрыть этот факт но нам и незачем это
17:16
делать
17:19
материальные вознаграждения
17:22
одно из главнейших достоинств свободного
17:25
общества я усматриваю в том что в нем
17:28
материальное вознаграждение не зависит
17:29
от того насколько нас лично любит или
17:33
уважает большинство окружающих
17:36
Это означает что до тех пор пока мы
17:39
соблюдаем общепринятые
17:42
правила поведения моральное давление на
17:45
нас можно оказывать только через
17:47
уважение тех кого уважаем мы сами но не
17:51
через распределение материальных
17:52
вознаграждений некой общественной
17:54
инстанции в этом суть свободного
17:57
общества мы получаем материальное
18:00
вознаграждение не за то что что-то
18:02
делаем по приказанию других а за то что
18:05
даем другим желаемое ими конечно наше
18:08
поведение так или иначе направляется
18:10
нашим стремлением снискать их уважение
18:13
но при этом мы остаемся свободными
18:15
потому что успех наших повседневных
18:17
усилий не зависит от того нравимся ли мы
18:21
или наши принципе принципы или наша
18:24
религия или наши манеры кому-то другому
18:27
и потому что только мы сами можем решать
18:31
Стоит ли материальное вознаграждение
18:33
которое окружающие готовы платить за
18:35
наши услуги того чтобы их предоставлять
18:40
мы редко знаем была ли блестящая идея
18:43
которая внезапно посетила человека и
18:45
которая может принести огромную пользу
18:47
его собратьям результатом многолетних
18:49
усилий и длительной подготовительной
18:52
работы или же внезапным озарением
18:54
вызванным случайным стечением
18:56
обстоятельств но мы точно знаем что в
18:59
первом из этих случаев
19:01
первооткрывателю не имело бы смысла идти
19:04
на риск будь он лишен возможности пожать
19:06
плоды своего открытия А так как мы не в
19:09
силах отличить одну ситуацию другой мы
19:12
должны позволить человеку забрать
19:13
выигрыш даже если ему просто повезло
19:18
моральное достоинство личности
19:21
Я не намерен отрицать а скорее напротив
19:24
хотел бы подчеркнуть что в нашем
19:26
обществе личное уважение и материальный
19:29
успех связанный друг с другом слишком
19:31
тесно нам следовало бы гораздо лучше
19:34
осознавать что если человек по нашему
19:36
мнению заслуживает высокого
19:38
материального вознаграждения то само по
19:40
себе это еще не повод чтобы испытывать к
19:43
нему глубокое уважение и Хотя здесь
19:46
немало путаницы это вовсе не значит что
19:48
это путаницу следует считать неизбежным
19:50
спутником системы свободного
19:52
предпринимательства или что такая
19:54
система в целом более материалистичная
19:56
чем альтернативные социальные порядки
19:58
мне же представляется это последняя
20:02
мысль которая хотел бы остановиться что
20:05
в действительности она во многих
20:08
отношениях напротив значительно более
20:10
материалистично
20:13
свободное предпринимательство создало
20:15
фактически единственный тип общества
20:17
которое предоставляя нам обильные
20:20
материальные средства для получения того
20:21
чего мы хотим сильнее всего все же
20:24
оставляет индивиду свободу выбора между
20:26
материальным и нематериальным
20:28
вознаграждением я говорил о путанице
20:31
между ценностью которую имеют услуги
20:34
человека для окружающих и уважением
20:36
которое которого он заслуживает за свои
20:39
моральные качества Да она может сделать
20:42
общество свободного предпринимательства
20:44
материалистичным но способ помешать
20:47
этому состоит безусловно не в том чтобы
20:49
поставить контроль всеми материальными
20:52
ресурсами под единое руководство и
20:54
подчинить все наши совместные усилия
20:57
заботе распределении материальных благ
21:00
безнадежно смешав таким образом политику
21:03
и экономику
21:06
множественность оснований для моральных
21:09
суждений
21:12
в любом случае никто не мешает обществу
21:14
свободного предпринимательства быть в
21:17
данном отношении обществом
21:18
плюралистичным где нет никакой единой
21:21
шкалы ценностей а Существует множество
21:23
различных принципов на которых строится
21:26
моральные оценки и где Мирской успех не
21:29
является не единственным возможным
21:31
свидетельством не бесспорным
21:32
доказательством достоинств индивида
21:35
периоды очень быстрого роста богатства
21:37
когда многие впервые начинают
21:39
пользоваться его благами могут вести к
21:42
тому что на какое-то время повышение
21:44
материального благосостояния делается
21:45
главным предметом озабоченности людей
21:47
это вполне возможно до недавнего подъема
21:51
в Европе многие представители наиболее
21:54
состоятельных классов клеймили за
21:56
материалистичность периоды более высокой
21:58
экономической активности которым они
22:01
сами были обязаны своим материальным
22:03
комфортом позволившим им беспечно
22:06
предаваться другим заботам
22:09
следующий отсюда Прогресс культуры
22:14
периоды взлеты культуры и
22:15
художественного творчества чаще всего не
22:18
совпадали с периодами ускоренного роста
22:20
богатства но следовали за ними на мой
22:23
взгляд это показывает не то что в
22:26
свободном обществе обязательно
22:27
устанавливается господство материальных
22:29
интересов а скорее то что вместе со
22:32
свободой возникает моральная Атмосфера
22:34
самом широком смысле этого слова который
22:37
разделяемые людьми ценности начинают
22:39
определять главное направление их
22:41
деятельности почувствовал что какие-то
22:44
другие вещи становятся важнее Ростова
22:47
материального благосостояния как
22:50
отдельные индивиды так и целое общество
22:52
имеют возможность обратиться к ним
22:54
очевидно что мы в состоянии оградить
22:57
себя чрезмерного материализма не пытаясь
22:59
привести материальное вознаграждение
23:01
людей в соответствии со всеми их
23:03
заслугами а всего лишь открыто признавая
23:05
что существует и другие зачастую более
23:08
важные цели чем материальный успех
23:11
вне всякого сомнения было бы
23:13
несправедливо обвинять какую-то
23:15
социальную систему в излишней
23:17
материалистичности только потому что она
23:20
позволяет индивидам самим решать
23:22
предпочитают ли они материальные выгоды
23:24
достижением в иных сферах а не решает
23:27
это за них
23:30
сущности нет никакой особой заслуги в
23:33
том чтобы быть идеалистом если
23:35
предоставление материальных средств
23:37
необходимых для достижения
23:38
идеалистических целей возлагается на
23:41
кого-то другого
23:43
только тогда когда человек может сам
23:45
решиться пойти на материальной жертвы
23:47
ради нематериальной цели он заслуживает
23:50
уважения
23:52
желание быть полностью избавленным от
23:54
необходимости выбора и принесения
23:56
каких-либо личных жертв вовсе не кажется
24:00
мне идеалистичным
24:03
должен признаться что нахожу атмосферу
24:06
развитого государства всеобщего
24:08
благосостояния во всех смыслах более
24:11
материалистической чем атмосферу
24:13
общества свободного предпринимательства
24:15
при том что последние предоставляет
24:17
людям гораздо больше возможностей
24:19
служить своим собратьям преследует чисто
24:22
материалистические цели оно
24:24
предоставляет им также возможность
24:26
преследовать любые иные цели которые они
24:29
посчитают для себя более важными не
24:31
лишний при этом помнить что чистый
24:33
идеализм цели сомнителен если
24:36
материальные средства необходимые для ее
24:38
достижения обеспечивают другие
24:42
средства и цели
24:46
заключение хочу ненадолго вернуться к
24:49
тому С чего начал
24:51
когда мы защищаем систему свободного
24:54
предпринимательства Мы всегда должны
24:55
помнить что она имеет дело исключительно
24:59
со средствами
25:01
как мы распоряжаемся своей свободой
25:03
зависит только от нас
25:06
мы не должны путать эффективность
25:07
предоставления средств с целями которым
25:11
оно служит
25:13
общество у которого нет другого
25:16
стандарта кроме эффективности неизбежно
25:18
упустит ее саму
25:21
если людям следует быть свободными в
25:24
использовании своих талантов чтобы
25:26
снабжать нас средствами в которых мы
25:29
испытываем потребность мы должны
25:31
вознаграждать их соответствии с той
25:34
ценностью которую эти средства имеют для
25:36
нас Но при этом судить о них мы можем
25:39
только потому как они используют
25:41
средства находящиеся именно в их
25:44
распоряжении
25:46
Давайте Всеми силами поощрять полезность
25:49
людей для ближних но не будем путать ее
25:53
с важностью целей которым в конечном
25:56
счете служат люди
25:58
Величие системы свободного
25:59
предпринимательства заключается в том
26:01
что она по меньшей мере дает возможность
26:05
каждому человеку
26:06
служат своим собратьям иметь в виду
26:09
своих собственные цели
26:12
но сама по себе эта система является
26:14
всего лишь средством ее безграничные
26:17
возможности должны использовать ради
26:20
целей которые существуют вне неё
26:26
перевод ростислава капелюшникова читал
26:30
Павел Усанов

Поделиться: