История и философия науки, Скворчевский К. А., 03.12.2022г.

Расшифровка видео
0:08
начинаем наш очередную встречу Итак Здравствуйте дорогие друзья очередная
0:14
лекция из курса истории философии науки Сегодня у нас с вами достаточно такая
0:21
принципиальная Тема уже ее исходные позиции были
0:27
предложенные вам в предыдущие наши встречи я немножко чуть-чуть вернусь
0:32
назад посмотрим что произошло к тому времени о котором
0:38
мы сегодня будем говорить но и дальше Вот уже те Кто присутствовал прошлый раз
0:43
смотрел меня знакомился с записями понимают что мы медленно но Абсолютно
0:49
верно подбираемся собственно к моменту для нас наиболее важным во всей этой
0:56
греческой древнегреческой трагедии это моменту рождения первого типа
1:03
Европейского научного античной науки науки имени товарища
1:09
Аристотеля так можно условно назвать вот Ну вот мои коллеги Уважаемые не только в
1:16
институте нашим Университете но и в других учебных заведениях Иногда подсмеиваются надо мной все время
1:24
говорят что вот опять скворчески заговорил о своих греках любимых вот все
1:31
о греках но дело в том что понимаете это не случайно Я возвращаюсь греческой
1:36
истории к этому прецеденту к этим прецедентам потому что по сути ну как
1:43
вот помните говорили герои Чехова известной пьесе вся Россия наш сад
1:50
Вишневый сад вся Россия наша вот вся дальнейшая история европейской
1:56
цивилизация она свернута на мой взгляд виде и не только на мой взгляд она уже
2:02
вся видна проявлена проступает в истории греческой цивилизации Да в очень
2:09
небольших объемах очень компактно Да совершенно другой мир кажется другие
2:17
технологии другая наука все другое другой язык но вот эти важнейшие моменты
2:23
тенденции процессы какие-то открытия находки Греков Они здесь уже все есть
2:30
свернутом виде очень наглядно поэтому я позволю себе не сразу как некоторые мои
2:39
коллеги Там устремляться новое время в 17 18 век это все
2:45
достаточно поздний периоды и должно было пройти еще много чего чтобы тоже самое
2:53
новое время пресловутая Эпоха нового времени наступила Вот мы сейчас ее
2:59
сущностные предпосылки собственно с вами пытаемся прояснить
3:05
и так вся вся история науки это наша Греция на наши греки древние греки Ну
3:12
вот друзья мои значит напомню вам на чем мы прошлый раз остановились с вами на таком
3:18
радикальном моменте кризисном моменте для античной древнегреческой мысли когда
3:26
софисты пресловутые движения софистов вообще могло все это дело прихлопнуть Да
3:34
и завершить накрыть крышкой Как говорится все это замечательную традицию потому что софисты видя общая
3:44
разочарование Но прежде всего в способах корректных
3:49
способах обоснования истины помните что греки достаточно большое внимание
3:56
уделили потратили много сил на поиск разработку способов обоснования истины
4:03
дабы убедить людей через это действовать определенным образом да то есть
4:09
действовать как бы по-честному действовать справедливо действовать
4:16
через отыскание истины через ее обнаружение и ее доказательства но и
4:23
видя что это второе вторая половина пятого века до Нового Эра такой вот
4:28
период снова политической социальной турбулентности в
4:34
греческом обществе Да видя что в общем-то ничего не получается софисты молодые философы и ни один и не два их
4:42
десятки как бы Новое поколение приходит философов которые называют себя уже
4:49
мудрые софисты познавшие мудрость узнавшие главное
4:55
не те кто ищет и когда-то найдет стремится и когда-то обретёт А те кто
5:02
уже главную истину познать они предлагают иную стратегию Вы помните что
5:08
она строится на технологиях убеждения Но в каком-то смысле
5:16
манипулятивного убеждения то есть истина это то что человек принимает в качестве
5:22
таковой и неважно соответствует она реальному состоянию вещей не
5:28
соответствует Это не имеет никакого значения значит в этом случае Ключевая
5:33
задача построения гармоничного общества да то
5:39
есть вот это решение задачи единство многообразия которое мы все время с вами
5:45
говорим о переносится в пространство управления эффективного управления
5:50
значит появляется фигура управляющего политика теперь которые собственно и
5:58
отвечает за выполнение этой задачи не все люди сразу это
6:04
это невозможно Это ни к чему не приведет вот мы пробку или когда все друг друга в
6:10
чем-то убеждают и друг друга направляют Ничего из этого не вышло Как не было
6:16
никакого единства многообразия так его и вот значит все теперь в руках политика
6:22
но политика обладающего особыми технологиями управления сознанием
6:28
управление мыслью своих подданных ну не не каких-то там рабов или крепостных до
6:35
тех кто его выбирает да то есть свободно граждан города государства вся задача
6:42
теперь Ну если бы можно было бы силой просто принуждения действовать Да
6:50
физического юридического принуждения так бы может быть и на этом бы закончилось но здесь
6:57
речь идет Вы помните именно о нахождение обучение освоения технологий управления
7:04
мы человека в массовом масштабе Ну массово это
7:09
размеры объем выборка это как бы население города государства это
7:15
несколько тысяч может быть от силы человек но надо дойти до каждого надо
7:22
мысль которая необходимо политику идея которая необходима политика сделать идеи
7:29
каждого отдельно взятого человека в этом заключается все искусство манипуляции
7:35
представить для человека никак что-то внешнее А как нечто внутреннее внешнее должно
7:44
превратиться внутреннее внешняя идея превратится во внутреннюю установку
7:51
внутренней мотив деятельности каждого гражданина города государства в этом
7:56
технология софистики то есть собственно само понятие софистики как раз оно с
8:02
этим с этим делом и связано поэтому софисты
8:07
обучают политиков как это делать перемещаясь из одного города в другой Да
8:14
нигде долго не задерживаюсь И в какой-то момент времени кажется запомните что
8:20
кажется что вот собственно что Что ждать что можно
8:25
ожидать Да философия в традиционном смысле слова как способ там рассмотрение
8:33
каких-то проблем отыскания истины работа с мышлением какая-то тонкая такая вот
8:40
знаете такая щепетильная Да одна мысль другая
8:46
какая все это вроде бы уходит на второй план Да выносится за скобки Да и здесь в
8:54
общем-то ей не остается места однако как говорят как говорилось в одном фильме известном ничего не закончилось
9:01
всё только начинается потому что как мы с вами говорили да со все это хорошо но софисты не
9:09
способны были решить одну очень важно ответить на один но в
9:14
принципиально важный вопрос потому что они могли обучить Ну предположим
9:20
предположим на секунду вы понимаете что я как бы утрирую некоторым смысле
9:27
гиперполизирую возможности софистов Да ясно что эти технологии
9:33
манипуляции они там несовершенны что они дают постоянно сбой Ну представим себе
9:39
идеальный вариант вот есть такая супер технология Да программирование человека
9:45
его сознания причем такая чтобы он сам этого не заметил
9:50
как как манипулируют как его программируют Главное чтобы сам человек
9:56
Если вы не заметит если человек это замечает то он естественно Ну на тованый
10:03
гражданин полюса не забываем что это не какие-то там покорные так сказать рабы Востока Да это
10:11
граждане самостоятельной активные предприимчивые отсюда же все проблемы то
10:17
дальше Греков жизни возникает что они все слишком активны чрезмерно значит
10:24
если человек замечает что им манипулируют что его не ведут к истине
10:29
То есть он следует какому-то ложному внешнему пути то естественно начинает
10:37
этому сопротивляться и тогда как говорится Берегись любой политик любой
10:43
Архонт любой начальник И тем более там какие-то софисты просто как консультанты
10:50
вместе с этими начальниками но
10:55
софисты не могли ответить на главный вопрос Они могли научить как
11:00
манипулировать но они не могли ответить на вопрос а что же делать что делать вот
11:07
этот исконный вопрос да Ну хорошо вам дали в
11:12
руки эти технологии Ну и каков же ваш план Мистер фикс да то есть в чем ваша
11:18
стратегия каков проект оптимального устройства общества да вот
11:25
это очень такой момент принципиальный как же нам этот проект
11:30
откуда нам его получить причем смотрите там же еще интересная Какая вещь
11:36
получилась Ну вот эти начальники так называемые политики богатые люди знатные
11:44
Там представители разных родов всяких Они вроде бы научились
11:50
управлять массами на Первом порядке на Первом на Первом на Первом первом
11:56
приближении в нулевом приближении Они тут же начали радостно это делать да А
12:02
естественно что каждый из них нес прежде всего какую-то одну идею да свой интерес
12:11
ну прежде всего коммерческие прежде всего хозяйственный и дальше Вот это
12:17
привело к полной анархии То есть каждый начал продвигать свое свой проект как
12:24
главный Один говорит Давайте все корабли строить второй там давайте не корабли на этом
12:31
Кораблестроителей судовладелец на крупной дорогой Давайте не корабли Там какие-нибудь амфоры гигантские лепить из
12:39
глины Да у него гончарное производство и в итоге когда эти политики приходили к
12:46
власти сейчас какой-то своей одной гипертрофированной своей
12:52
пролоббированный собой идеи они приводили к полному разрушению то есть
12:59
они приводили к полному смятению то есть одно бросали другое начиналось второе
13:05
бросали третье начиналось то есть вот такого рода активность она в итоге
13:10
приводила еще большему дезорганизации и Греки вдруг реально увидели что значит
13:17
жить в условиях дезорганизованного общества не организую
13:22
наоборот должна была В какой степени организации порядка а
13:29
возрастает только степень пресловутой неопределенности все неопределенные неопределенные полный Анархия упадок
13:36
распад Да а потому что нет какого-то единого плана в котором не просто видны
13:44
были уши какого-то лоббиста одного единственного или двух или трех все
13:50
замыслы да Хорошо Давайте строить корабли Давайте делать амфоры давайте я
13:57
там не знаю выращивать зерно или там как какие-то изделия из него делать да Ну давайте это
14:03
делать так чтобы всего этого были свои рамки свои границы свое место Понимаете
14:12
вот это понимание что только если вы Определите границы
14:18
реализации того или иного замысла идеи внутриполиса вы получите устойчивую
14:25
структуру Да структуру стабильную структуру развивающуюся вот постепенно
14:32
Эта мысль она как бы вызревает Да вот а
14:38
за формирование этого плана где все места все границы отдельных дел
14:45
отдельных проектов были бы положены Да уже за формирование такого
14:53
проекта Вы помните софисты не никак не отвечали они за это просто не брались их
14:59
задача была скорее переехать к другому политику другой город в другие условия
15:06
поэтому нет Нет за это они Как говорится просто не брались говорили нет вот как
15:12
как манипулировать Да мы можем пожалуйста научить Да но формировать эти проекты Мы
15:21
просто не в состоянии мы не знаем вашей специфики каждого города каждого полюса
15:27
это надо погружаться это надо а потом Они видели что все то эти их хозяева они
15:34
друг другу противостоят Да каждый продвигает свою коммерческий интерес Ну
15:40
и всё это дело встревать руку все равно Никакого не будет Поэтому следующий как
15:47
мы с вами говорили на прошлой нашей встрече следующий Ключевой вопрос который уже софисты никак решить не
15:55
могли и в этом смысле философия продолжается традиционная Все вопросы они остаются и
16:03
традиция продолжается Это вопрос об источнике Ну или способах
16:09
создания формирования проекта откуда брать источник проекта вот
16:16
проекты с большой буквы понятно что за счет просто отдельных интересов
16:21
реализации каких-то отдельных коммерческих предприятий вы никакой
16:27
гармонии не получите это все греки Вот чем чем мы хороша греческая ситуация Да
16:35
по Лесная это все на множестве примеров сразу проявлялось не как бы
16:42
лабораторная ситуация Давайте вот так попробуем вот так а вот так попробуем
16:47
результат очень быстро лабораторных условиях компактных проявляется вот Ну и
16:54
дальше смотрите поскольку Вот есть такой простое правило Ребят я уже прошлый раз все варианты
17:05
все варианты Их всего три которые греки опробовали полагание этого источника обнаружения
17:12
этого источника проекта я вам уже поименовал Наша задача будет просто
17:17
сейчас раскрыть эти позиции Да ну и в итоге извлечь из этого наше
17:23
дальнейшее содержание то что для нашего курса представляет наибольший интерес это вот
17:30
исследовательская практика научная метода Как говорится Вот есть такое
17:36
интересное правило в истории мысли оно все время проявляется в любой мысли политической социальной научной
17:44
культурной какой хотите сами Подтвердите для себя справедливость
17:51
этого правила когда люди в чем-то сильно разочаровываются Ну то есть вот как бы
17:58
была надежда на то что софистика способы убеждения манипуляции они могут дать
18:07
какой-то результат то есть какая-то надежда у
18:12
людей с этим была связана вот особенно у людей властных имеющих
18:18
деньги там состояние знатных людей городах государств но когда в каком-то
18:24
ответе каком-то подходе сильно разочаровываются
18:30
сначала очаровываются потом обязательно Как говорит чтобы не Разочаровываться
18:35
надо не очаровываться когда сильно разочаровывается всегда сначала в
18:41
противовес предлагается самый радикальный вариант отвержения этого
18:46
варианта то есть этого подхода сначала впереди идут радикальные варианты мысли
18:52
потом менее радикально да то есть как бы степень радикализации
18:58
ответа она начинает постепенно но не сразу падать вот а потом на втором
19:06
третьем четвертом шаге Проходит какое-то время радикалы так сказать крайние
19:13
позиции тоже не оказываются эффективными Ну понятно
19:18
потому что других причин они радикальные когда и нет света тьма но невозможно
19:26
жить только в условиях света или только в условиях тьмы нужно еще какая-то
19:31
промежуточная версия обязательно на третьем шаге происходит
19:36
некоторое смягчение ищут средний путь золотую середину
19:42
равновесную ситуацию Давайте все-таки не впадать в крайности А еще От этого от
19:49
этого возьмем Вот в греческой мысли ребята Это просто все время проявляется
19:54
вот как действительно люди сначала рвут на себя рубаху а потом потихонечку
20:01
начинают смягчать позицию искать вот какую-то такую оптимальную золотую
20:08
середину поэтому не надо удивляться то есть этому
20:13
есть простое объединение Почему первый исторический во времени ответ на вопрос
20:20
А где искать источник проекта он самый радикальный с него начинают на нем не
20:27
останавливаются но с него начинается дальше в Афинах прежде всего Афины
20:32
становятся вот такой главный философской лаборатории конца 5 начала 4 Ну и последующим 4 века
20:42
до новых где все эти ответы в общем-то начинают прорабатываться тафины
20:47
не просто столица философского философской мысли античного мира Да но и
20:55
такая вот уникальная интеллектуальная лаборатория люди пробуют установки разные
21:02
всякие приборы как бы такие философские настраивают конструкции макеты вот все
21:08
там это делается Вот значит первый ответ самый радикальный Да наиболее радикально
21:14
из всех возможных которые заключается в простом ответе Да никакого общего
21:21
проекта нет и быть не может Да каждый человек сам по себе в этом
21:29
смысле каждый человек создает свою жизнь свою формы своего существования свою
21:36
собственную индивидуальную историю как собственный проект исходя из своих
21:42
собственных индивидуальных оснований которые не могут быть
21:47
воспроизведены другим человеком Вот именно такой ответ собственно и дает
21:53
Сократ которым мы уже с вами упоминали то есть смысл сократического подхода
21:59
заключается буквально в следующем что у каждого человека а две
22:06
неопределенно Ну как бы человек неопределен дважды каждый человек обладает своей душой своей сущностью
22:13
которая не похожа на сущность другого человека не воспроизводимо Да это
22:20
абсолютная индивидуальное начало наше наша сущность Наш кот собственный код
22:27
кодон наш Который наш программирует изначально но но кроме нашей
22:35
индивидуальной сущности А у нас есть еще своя свой набор ситуации своя история мы
22:43
все время двигаемся каждый день своих собственных обстоятельствах
22:48
сотнях тысячах связей вчера сегодня завтра послезавтра которая нельзя
22:55
воспроизвести у другого человека то есть наша История это наша собственная история
23:02
каждый человек уникален во всей своей собственной жизненной истории в тех
23:08
связях тех отношениях в тех замыслах которые только у него и существует и они
23:16
неповторимы Ну то есть вот когда человек ко мне например на занятия приходит
23:22
данном простой пример он сидит все все вроде бы похожи Ну с точностью до
23:27
каких-то констант Да все сидят слушают мою лекцию там или у своих экранах
23:34
компьютерных находится но но каждый человек который находится со мной вместе
23:40
в некой виртуальной аудитории он с одной стороны определен чем всей своей
23:47
предыстории жизни что с ним было час назад день назад
23:52
год назад десятилетие свои собственные связи свои обстоятельства уникальные
23:58
неповторимые это его определяет Да точно также он с другой стороны определен чем
24:04
своим замыслом своими замыслами он хочет чего-то да там достичь какие-то у него
24:10
есть проекты какие-то задачи они могут быть недостижимы
24:17
понятно что можно к ним стремиться но никогда их не достигнут Но это сейчас
24:23
его безусловно определяет его поступки его мотивирует вот этот не в прошлое мир
24:30
его собственной мотивации собственно и делает каждого человека не похожим на другого человека эти не только его
24:37
сущность не только его душа но и вот обстоятельства прошлого Ну и проект
24:43
будущего скажем так индивидуальный проект будущего поэтому говорит Сократ
24:49
давайте откажемся от каких-то общих рецептов счастья их нет и быть не может
24:57
задача философа в этом отношении она совершенно другая в личной беседе с
25:05
каждым учеником Ну с человеком помочь ему добыть истину о самом себе изнутри
25:13
самого себя вот это как бы философская Маевка по сократу да то есть искусство
25:20
рода вспоможения человек сам рождает свой путь свой проект и задача философа
25:28
только помочь это сделать Как акушеру как побивальный бабки Да при человеке но
25:35
ни в коем случае не приносить с собой готовые рецепты
25:41
будущего человека да то есть вот это вот категорически запрещается поэтому весь
25:47
смысл сократического подхода к проблеме проектирования вы видите он
25:53
действительно наиболее радикальный потому что здесь никакого общего
25:59
общей схемы работы нет здесь нужно обращаться каждому человеку человек
26:05
обращаться к самому себе а по-другому не получится Понимаете вот это вот очень
26:12
важно понимать что у Сократа нет другой другой замены такому подходу Ну давайте вот
26:20
чего-то там такое общее сделал вот в этом смысле ребята очень важно понимать Почему собственно ответ
26:27
на вопрос что есть сократический подход дается очень простым вопросом
26:34
ответом на очень простой вопрос почему Сократ запрещал записывать свои поучения
26:41
разговоры с учени почему он всячески препятствовал какой-либо письменной
26:46
фиксации там своих рекомендаций жизненных Почему Да по очень простой
26:52
причине потому что с его точки зрения если завтра Так кто-то возьмет что-то
26:59
будет зафиксировано через год через два через сто лет кто-то возьмет если эти
27:05
тексты переживут годы или Столетия Да кто-то возьмет откроет этот текст
27:10
прочитает его и скажет о Этот человек с
27:15
которым беседует Сократ очень похож на меня у него такие же проблемы также
27:21
выглядит у него такие же обстоятельства поступлюка Я точно так же как
27:28
рекомендовал Сократ этому человеку там Сто лет назад Или тысячу лет
27:34
Ну и что будет будет ошибка потому что это внешне и очень ложная аналогия на
27:43
самом деле нельзя воспроизвести другого человека Да мы похожи
27:48
Да какие-то обстоятельства жизни у нас похожи Но человек не определен по
27:54
множеству причин его нельзя вот так описать и окончательным образом
27:59
как бы схватить понимаете остается всегда не ухваченными
28:05
1 2 3 детали Но это те самые детали которые кардинальным образом различают
28:12
наш путь отличает наш путь от пути другого человека эти вот это те самые
28:19
различия которые надо искать как в известной загадке две одинаковые
28:25
картинки найдите 10 различий вот эти различия самые важные а не то что
28:30
действительно очень похоже но мы все похожи у всех там похожие профессии так
28:35
далее Мы все прошли через разную предысторию абсолютно разные я не могу
28:42
там предысторию своей жизни вам рассказать таким образом чтобы вы ее
28:49
поняли то есть ну я могу там рассказать свою биографию например но это ничего не
28:55
значит понятно да то есть надо чтобы ее точно также прожили на экзистенциальном уровне
29:02
на личностном уровне А как я это сделаю я же Не помещусь в прошлое на машине
29:08
времени не отправлю чтобы вы прожили мою жизнь были знакомы с теми людьми с которыми я
29:14
был знакомый дружим там или наоборот находился в каких-то неприязненных отношениях жизнь человека складывается
29:23
тысяч встреч Но эти встречи не воспроизводимы о них можно рассказать Да
29:30
можно показать на картинке Но на самом деле в реальности их для того чтобы понять человека эти встречи нужно
29:37
прожить самому прожить самому вот поэтому говорит
29:42
Сократ все это как бы от лукавого ребят видите нельзя ориентироваться на жизнь
29:49
другого человека отсюда кстати вот принцип На самом деле важный Да читать
29:55
биографии великих людей и пытаться на них походить Да воспроизводить их
30:02
биографии довольно бессмысленно это Это неплохо и не хорошо это бессмысленно это
30:07
ни к чему вас не приведет Это не сделает вас великим понимаете и вообще Никаким
30:15
не сделает Вы наделаете только своих собственных ошибок еще и другие люди под
30:20
эти ошибки ваши попадут Понимаете вот поэтому эти каждый
30:26
пастух самому себе Да вот вот это вот вот Ну естественно вы
30:33
понимаете друзья мои что ученики Сократа в том числе Платон Да который а у него
30:41
было много учеников и не только Платон Мы о нем знаем о сократе из разных источников Они конечно
30:48
Этот запрет нарушали с другой стороны можно спорить насколько тот же самый
30:55
Платон в своих ранних диалогах так называемых насколько он точно
31:00
воспроизводит метод Сократа метод моей оптики работа с человеком Да вот этого
31:07
добывание проекта но да очень хотелось все-таки
31:13
уйти от этого видите позиция Сократа она вот такая но она не могла конечно
31:22
надолго застрять в сознание финских людей то что сделали с сократом против его Да
31:31
очень символично на самом деле это ну был для него В каком-то смысле
31:36
естественный выход из ситуации которую он сам себе задал потому что ну и что
31:42
дальше Да ну как бы это все хорошо на экзистенциальном уровне каждый человек
31:47
сам себе проектант сам себе ну а дальше задача-то
31:52
все равно остается Общество должно как-то себя поддерживать как-то
31:57
заботиться о порядке подход Сократа в этом смысле он ортогонален
32:04
всей традиции он радикален Но в предельном смысле да то есть ясно что это не могло удержаться
32:12
Ну как некая общественная практика тут нет общества поэтому Сократ Ну кстати вы
32:20
знаете наверняка слышали из общего курса что он как раз очень скептически
32:26
критически относится ко всем философам которые что-то говорят о мире а космосе
32:33
там стихиях Вселенной потому что он просто говорит это ну знание в данном
32:40
случае бессмысленно что нам даст понимание уйти человека в Осознание
32:47
этого пути разговора там звездах поэтому видите как как не хочется говорить о
32:55
звездах и планетах Да но на самом деле гораздо сложнее поговорить об отдельно
33:00
взятом человеке к нему обратиться и опять же не опираясь на какие-то уже
33:07
имеющиеся аналогии Мы в разговоре о человеке Да вот наша гуманитарная мысль
33:15
Она вся этим пропитана вы же видите Да мы все время пытаемся какие-то общие
33:21
модели поведения настроения мысли человека нащупать какие-то общие схемы
33:29
типологизируем аналогизируем строим схемы схематизации мы не можем без этого
33:35
вот Сократ это отвергает в этом смысле его позиция она конечно очень интересно
33:42
радикально экзистенциально Но она не могла остаться Ну как бы доминирующее
33:48
она не могла стать доминантом Вот Но тем не менее смотрите
33:54
Да мы говорим радикализм должен потихонечку спадать То
34:00
есть это вот прямое Ну я таким вот перекрестьям подчеркну да что общего
34:08
проекта нет Да вообще мыслить об этом глупо даже с точки
34:15
зрения Сократа потому что все люди по определению разные Да и вы их никак в
34:21
реальности не служите друг с другом не подчините какому-то единому замыслу такого замысла просто нельзя
34:28
сформировать Вот Но все равно смотрите следующий шаг все-таки Давайте вернемся
34:37
к проекту все-таки Давайте попытаемся какой-то единый план обнаружить в
34:44
котором каждая вещь каждое дело каждое там бизнес каждый принимательски
34:52
проект имел бы место то есть вот еще раз повторяю друзья мои главное
34:59
найти вот эти границы проблемы границ они не беспредельного
35:05
разрастания какого-то действия когда оно расталкивает всех остальных Ну а в итоге
35:11
то вы понимаете что это ни к чему не приводит Потому что люди просто на какое-то время
35:18
они доминируют Да там какие-нибудь Представители какого бизнеса они
35:24
становятся главными но потом все рушится на следующем шаге То есть это очень
35:29
коротко действующее короткая структура по времени работы Ну вот значит смотрите
35:35
следующий шаг простой Давайте все-таки вернемся к проекту но но
35:43
следующий шаг предполагает Смотрите тут тонкость в чем хитрость Да что вот эти
35:49
три А критика способов обоснования истины Вы помните что с этого же все
35:55
начиналось да софисты бы никогда не приобрели такого статуса высокого Да
36:02
такого значения если бы не критика способов обоснования суждений способов
36:08
обоснования помните опыт логика дискуссия Вот то есть ясно что на
36:15
следующем шаге логика но некоторые историческая нам подсказывают значит проект нужен но этот проект не должен
36:23
опираться своей сути да в своем обосновании не
36:28
должен опираться на вот эти три вещи на три способа обоснования которые себя
36:35
зарекомендовали не самые лучшие стороны то есть нужно оставить критику этих трех
36:42
технологий обоснования истины и новый проект
36:47
обосновывать каким-то четвертым способом обосновывать с помощью четвертой
36:53
технологии не связанные с тремя предыдущими не опирающиеся ни на опыт у
37:00
мире нас окружающих в чистом виде не на логику только Лишь потому что логика
37:07
сама опирается в своих исходных посылках своих исходных утверждениях на опыт Ну и
37:14
тем более ни в коем случае не опираться на какие-то коллективные мыследствия
37:21
Коллективная дискуссии выработку коллективного суждения на голосование об
37:26
истине истину обнаруживать большинство голосов парламенте что мы назовем истины
37:35
большинством голосов то ей становится нужно сказать новый четвертый Я даже
37:41
специально поменьше способ обосновать вот специфика этих подходов проект
37:47
всегда но обосновываем ее в четвертом особом
37:52
способом четвертый путь обоснования собственно у нас и появляется фигура
37:57
ближайшего ученика Сократа по имени Платон Ну а платоне Вы
38:05
наверняка слышали и даже некоторые издавали на экзамене В общем курсе
38:11
философии его концепцию Да и поэтому я буквально в
38:18
своем ключе Я не собираюсь сейчас рассказывать там философии Платона это можно реально сделать только на
38:25
протяжении там 3-4 лекций подряд лучше вообще отдельный курс семестров
38:31
посвятить философии Платона Так у меня в свое время было в жизни когда я впервые
38:36
с этим познакомился Вот поэтому я только несколько очень важных моментов
38:43
для меня для моего дела из него как бы из но первое Вы помните что Платон как
38:50
раз тот самый Афинский человек представитель знатного афинского рода Да
38:56
его настоящее имя аристокол Платон прозвище данное ему за ширину торса
39:04
широкоплечий доплату плато то что мы называем график плату Да это тот же
39:09
корень греческий плату с то есть широкий плоский вот прошел через все пернии
39:17
афинского вот этого поиска себя гражданина Афин то есть занимался
39:25
военным делом пытался заниматься политикой политическими делами увлекался
39:31
театром еще одно важное точка приложения еще одна важная социальная практика Для
39:38
греков того времени но потом как пишет в романах встретил Сократа на своем
39:44
жизненном пути это встреча коренным образом изменило его жизнь навсегда
39:50
после смерти Сократа он основывает свою знаменитую Академию Да но вы помните что
40:00
школа Платона Академия называется Да но это название
40:05
Хотя сейчас академия это такое именно нарицательное множество учреждений
40:12
разных и учебных и научных называемой Академию Хотя изначально это просто
40:18
место где находилась эта школа Да это топоним то есть буквально название улицы
40:27
вместо того чтобы писать адрес говорили пойдем в Академию все прекрасно знали что в неком парке маленьком сквере
40:35
посвященном [музыка] какому-то полузабытому полу Богу полу
40:42
герою академу Академию находится Вот это училище школа Платона значит
40:49
помните также что в школу Школа была платной платной
40:56
дальше надо было вносить деньги причем немалые частная школа вот ну и для того
41:03
чтобы привлекать а конкурентов в Афинах того времени было достаточно много среда
41:10
была такая вся бурлящая бурная вот ну и вы помните что для того чтобы привлекать
41:16
студентов юноши из богатых семей на обучение в свою Академию Платон придумал
41:23
замечательный как сейчас говорят маркетинговый ход То есть он писал такие
41:28
рекламные тексты философские очень красивые форме диалогов форме таких
41:35
философских пьес где обязательно спорят несколько человек один из них Сократ
41:42
учитель Платона именно в его уста
41:48
вкладывает свои свою позицию свою точку зрения и вот эти диалоги красивые очень
41:55
хорошо оформлены их Там постоянно редактировали постоянно меняли их
42:01
распространяли среди широкой публики читающей чтобы каждый мог прочитать и
42:07
ознакомившись с этим О как хорошо преподают в школе Платона пойдем туда
42:13
дадим чада свое и Деньги заплатим туда учиться ну а как только чадо поступало в
42:20
Академию эти диалоги откладывались в сторону и дальше Вот кстати здесь в
42:27
каком-то смысле Платон следовал заветом своего учителя поменьше писать Вообще
42:33
лучше ничего не записывать значит обучение шло исключительно в устной форме
42:38
Да и мы даже в общем-то до сих пор не очень знаем как шло обучение внутри
42:45
платоновской академии потому что до нас в качестве его трудов да то что
42:51
составляет 4 Тома платоновских сочинений как раз дошли его диалоги вот эти
42:58
диалоги сохранились к счастью Да и мы теперь называем их основным корпусом
43:04
платоновских сочинений числом 36 многие из этих диалогов принадлежат к числу
43:10
наиболее выдающихся произведений не только философской литературы
43:17
пустили по языку своему Да но и такое общее гражданской литературе высочайшей
43:23
образцы риторского искусства например тот же диалог Федор Например если его
43:30
прочитать красивый текст необычайно красивый
43:35
Ну вот значит Теперь смотрите В чем основная идея давайте общих подробностей
43:42
не будем в это углубляться для нас сейчас главное понять динамику мысли Да мы как динамики с вами
43:50
да то есть тенденцию как мысль движется видите я вам определенный путь наметил
43:57
путь смягчения радикализма поиска постепенного поиска золотой середины
44:04
умеренности так любая мысль правильно двигается по любому вопросу ищем потом
44:10
золотую середину между крайностями пытаемся проскочить значит смотрите
44:16
четвертый способ обоснования значит проект есть говорит Платон смысл помните
44:23
что с точки зрения Платона наш мир окружающий его концепции Да это мир
44:31
вещей такого нет понятия Платона чей мир идей
44:37
это потом историки философии уже там за много столетий всякое
44:42
разъясняя Платона приписали но смысл правильный что
44:48
окружающий наш мир материален интересен сделан из единой субстанции под
44:54
названием греческое слово кора используют
44:59
Платон хора это материя но особого вида само слово хора
45:06
в до платоновском словаре означает пространство буквально это
45:12
географический термин страна страна у страбона даже хора Лилия страна Ливия
45:20
То есть то что простирается во все стороны То есть у Платона когда он описывает материю телесное начало
45:28
подчеркивается вот этот ее пространственный Аспект То есть она во
45:34
все стороны простирается простирается не ограничено понимаете все
45:39
время стремится раздвинуть границы пространственные и в этом основной недостаток у материи все Мона хороша
45:47
кроме одного она все время двигается движение ее базовое присущи ей свойство
45:54
и поэтому она меняет трансформирует разрушает границы любых вещей которые мы
46:02
либо сами создаем в этом мире своими руками либо в нем в этом мире каким-то
46:09
образом до нас существует все меняется да буквально вот как это утверждал свое
46:17
время Гераклит все течет Но это и есть основная проблема потому что двигаясь
46:25
раздвигая границы материя неизбежно ведет все к хаосу и разрушению хаос
46:32
разрушение смерти хаос разрушение и деградация Да вот основное свойство
46:40
материального мира Ну а другая Проблема в чем раз деградация Давайте что-то
46:46
делать сразу выбирает позицию
46:52
активного человека Ведь Ну да можно сколько угодно и так вы знаете у нас
46:58
часто бывает там возмущаться вы как все плохо Как все плохо Как как все
47:03
деградирует вот это прекрасно понимали греческие мысли что все деградируют вообще-то говоря Человек и мир и
47:11
нравственно все Ну да возникает вопрос и что делать с этим То есть первая позиция
47:17
Давайте не обращать на это внимание заниматься своими делами вот у греков
47:23
это не проходит Так могли бы поступать так бы могли мыслить какие-нибудь
47:29
восточные люди другие других направлений из других стран но грек понимает друзья
47:37
мои Помните я определял условия этого понимания это и необходимость
47:44
освоения новых ресурсов постоянно И самое главное высокая степень
47:50
организации разделения труда предметно что все да Видите как вот отношение к
47:58
всеобщему падению упадку эти мы определяется осмысленного Грека до что с одной
48:06
стороны ты вроде бы свободен тебе надо двигаться дальше а с другой стороны все
48:13
зависимы друг от друга видите за счет благодаря этому пресловутому разделению
48:20
труда предметной все должны куда-то двигаться что-то новое делать но все еще должны ощущать
48:29
границы друг друга видите без этого нельзя люди независимы друг от друга
48:36
если люди независимы то можно надеяться что ты сам построишь свою стратегию
48:42
реализуешь все у тебя будет хорошо Нет вот нужно видеть границы
48:50
областей работы деятельности другого человека в Это вся проблема поэтому
48:56
помысли Платона нельзя на процесс деградации смотреть свысока из какого-то
49:03
зубов мира нужно что-то делать Вот в этом все все и происходит в этом
49:09
направлении Что делать то Как делать потому что проект А где же есть указание на то как
49:18
должно быть и вот здесь позиция Платона очень
49:23
своеобразная он говорит что сколько Не смотри на чувственно воспринимаемый мир
49:29
вещей мир материально здесь никаких оснований того как должно быть Как
49:35
должно быть Каковы должны быть границы между вещами в этом подвижном текущем Да
49:42
деградирующем мире нет можно сколько угодно пользоваться опытом логикой
49:49
сколько угодно дискутировать там голосованием решать Но это все не
49:55
приблизит нас к пониманию того как должно быть Вот поэтому есть особый Да И
50:02
вот здесь появляются эти пресловутые платоновские идеи или эйдосы как он их
50:10
называет идеальные сущности или прообразы вещей которые находятся в особом не физическом
50:17
пространстве дополнительным втором мире причем каком-то осязаемом
50:24
пространственно-временном А вот в особом интуитивном транс физическом мире где
50:30
все исключительно нематериальны принципиально важно что в идее в
50:37
идеальной сущности нет ни грамма ни капельки ничего материального потому что
50:43
как только появляется что-то материальное телесное вы понимаете что
50:48
это начинает сразу трансформироваться а идеальная сущность должна быть
50:55
нематериальной вечной и неизменной и вот дальше как вы помните по мысли Платона у
51:02
каждого рода вещей там у всех стульев один эйдос одна идеальная сущность или
51:10
прообраз стула у всех столов идеальный прообраз идеальная сущность
51:16
стола и так далее там телега любимый пример транспортное средство Платона что
51:22
у всех телег Значит они могут быть и такие И щеки и кривые косые без колес но
51:30
все равно сущность про образ у телеги 1 потому что
51:36
идеальная сущность она фиксирует в себе не просто какую-то картинку предмета Вот
51:42
это очень важно в нашей логике это не призрак предмета летающие в каком-то не
51:48
физическом мире какая-то фотография 3D модель
51:53
это описание причем числовой в том числе математическое описание того как эта
52:01
вещь осуществляет свои функции как она работает Как она в чем ее функционал в
52:09
идеальном смысле при том что Платон прекрасно понимает что ни одна материальная вещь Ну я будет понятно Она
52:17
лишь у него даже там в диалоге Филипп это почти На таком уровне описывается
52:26
что любая конкретная материальная вещь лишь ну как бы асимптотически может
52:31
приближаться к своему идеальному прообразу Если в ней есть что-то материальное Значит она обязательно в
52:38
чем-то отклоняется мгновенно начинает отклоняться от своего
52:44
идеального прообраза То есть это действительно то что может существовать только один раз в нематериальном мире не
52:52
материально не материальным аспекты функционал идеальный функционал вещи
52:58
поэтому А дальше Вы помните что раз функции
53:04
идеальные функции вещи Да поэтому нельзя же там условно говоря стол определить
53:11
сам по себе он всегда есть во взаимосвязи с другими с вещами да то
53:17
есть все вещи взаимосвязаны между собой в своих функциях не в своем местоположении
53:24
Обратите внимание место место вещи здесь понимается не как место в пространстве а
53:31
именно вещь ее место в жизни место как набор функций всегда связан с другими
53:38
функциями других вещей поэтому все идеи должны быть взаимосвязаны до сложенные
53:45
составлены в некую систему ну и их должна В итоге систематизировать как бы
53:51
заключать в себе какая-то Верховная идея вот эту идею Платон называет идеи блага
53:58
благо быть благим смотрите быть хорошим
54:03
по Платону это значит принадлежать быть причастным идеей блага конечном счете
54:10
это означает правильно выполнять свои функции правильно выполнять свое предназначение Ну соответствовать ему в
54:18
наибольшей степени насколько это возможно Ну вот Ну и дальше дальше
54:23
следующая конструкция да Видите проект выносится за пределы А как же мы о нем
54:30
узнаем видите А здесь появляется привет от
54:35
Сократа от учителя заметьте Платон от учителя довольно
54:41
далеко отходит каких-то аспектах но каких-то он вдруг к нему возвращается в
54:47
плане понимание человека потому что все люди разные вот там столы стулья
54:56
телеги с точки зрения их идеальной сущности они все одинаковые у них у всех
55:01
одинаковые прообраз но у каждого человека своя собственная идея эти которые есть
55:11
наша собственная сущность индивидуальная не похожее на сущность другого человека Вот не дух одинаковых людей с точки
55:19
зрения его души человека особого начала нематериального эти наша душа это наш
55:26
собственный вот в этом смысле Она противостоит телу
55:33
тело у всех одинаковое абсолютно Ну смысле описывается одинаковым Ну так оно
55:40
и есть органы функции они все должны быть похожи правильно не тысячи разных
55:47
вариантов вот а вот душа не материальная у каждого человека своя
55:53
вот поэтому кстати говоря из платоновской концепции души сразу
55:59
следует что у каждого человека свое место в жизни твое предназначение не
56:05
похожее на предназначение другого человека Его надо искать его надо обнаруживать а вот рецепт счастье-то по
56:15
Платона довольно Ну просто сложен одновременно человек действительно должен как бы в свое в своих действиях
56:22
Вот чем наши проблемы основная только решить ее не так просто как кажется мы в
56:28
своих действиях не соответствуем своей идее своему предназначению мы его не
56:34
видим не знаем или частично видим частично знаем а частично нет
56:42
совсем своему предназначению изменяю своему назначению Я не все далеко о нем
56:51
знаю не все реализовал в этом я сразу скажу противо
56:57
окружающим миром видите как раз и противоречия Значит сразу возникают
57:03
трудности Вот то есть а почему часто мы не себя не
57:11
обретаем Да потому что пользуемся опять же смотри Сократа пользуемся какими-то
57:17
примерами любимое так сказать наше дело на кого-то смотреть на кого-то ориентироваться а он
57:23
похож на меня или я там похож на него вот примеров масса тем более сейчас в
57:31
информационном мире все друг другу подражание это вот путь к тому чтобы не
57:37
увидеть себя не обнаружить себя труд того что мы называем самоопределение он
57:44
как бы в отказе от подражания А это очень сложно это было сложно во времена
57:50
Платона А теперь умножьте это там на тысячу раз в современном мире труд
57:58
самоопределение быть не похожим наоборот мир нас как бы все время захватывает
58:05
сети тысячу нитей отовсюду да идут эти информационные потоки образы стиля
58:12
всевозможные моды да то есть такое такое то есть только успевая поворачиваться
58:19
отворачиваться Поэтому вот часто человек Он в большей степени от этого страдает
58:27
от того что он не на своем месте люди идут за какими-то вот этими
58:33
образами человека образами успеха сейчас
58:38
есть вот это вот страшное слово успех который заменяет все остальное
58:44
замена счастью она привычка свыше нам дана замена счастье она сейчас не
58:51
привычка сейчас категория успешности быть успешным значит соответствовать какому-то внешним
58:58
образом внешнему стандарту Успех это всегда Стандарт
59:05
да то что можно показать то что можно предъявить это всегда есть какая-то
59:10
история предъявления предъявления одобрения внешне но вот по Платону то
59:17
друзья мои оказывается что мы себя не видим в этом мы должны внимательно Ну
59:24
какое-то вот такое метафизическое зеркало все время перед собой винить то
59:31
что называется философская рефлексии Да рефлексивное зеркало глядеть на себя а
59:38
как это все нас вот мир информации мир внешних образов внешних потоков
59:44
информационных захватывает и прельщает Ну ладно значит смотрите дальше Помните
59:51
я напоминаю вы многие это знаете я просто для полноты картины наш да после
59:59
смерти тела возвращается в Мир людей там же его дом не здесь
1:00:05
ну здесь все плохо здесь надо трудиться здесь надо работать сопротивляться
1:00:11
деградации Да он возвращается туда и там ну как Платон пишет 10 тысяч лет щедре
1:00:19
он пишет об этом но это известный пифагорейский миф Да путешествие души 10
1:00:25
тысяч лет летает и созерцает идеи запоминает
1:00:31
запоминает их но особым не телесным взором естественно здесь телесного
1:00:38
ничего нет интуитивно Вот это рациональное начало А у душа душа при
1:00:44
этом не совершенно у нее есть рациональное начало Вот это запоминающее
1:00:49
память есть два нехороших начала одно из
1:00:55
них это Гнев гневливая агрессивное второе это вожделение две страсти Гнев и
1:01:03
вождей и они как то было это объяснить Хотя достаточно правильно с точки зрения даже
1:01:11
современного психоанализа эти недостатки души Гнев и вожделения Да были Платона
1:01:18
указаны они тянут душу вниз из мира идей
1:01:23
возвращает ее в очередное тело в мир вещи переселяется а здесь тюрьма здесь
1:01:29
темница здесь плохо но надо что-то делать И вот дальше помните что душа
1:01:36
которая помнит устройство то есть проект она начинает вспоминать видя каждый
1:01:44
отдельный предмет вспоминает соответствующий прообраз соответствующий
1:01:49
это стол Это стул и дальше она уже исходя из своих воспоминаний
1:01:56
анамнезис то что называется Платона Воспоминания припоминание она начинает
1:02:02
действовать видите её ребята Обратите внимание с основанием
1:02:08
то есть обоснованием Почему четвертый способ обоснования Да это не логика не
1:02:15
опыт и не дискуссия никакая Да это вечный прообраз идеальная сущность то
1:02:22
есть видите критерии истины он вынесен за пределы самого Мира он с ним
1:02:28
непосредственно никак не связан Ну помните что диалоги теней до Платон
1:02:36
описывает как этот мир появился там демиорк его там космическое божество
1:02:42
просто скопировал мир идей скопировал из материи которая не хочет
1:02:49
подчиняться этому воздействию продуктивному дальше начинается разрушение обязательные вот здесь
1:02:56
подключается человек видите человек это единственное существо которое знает как должно быть Как должно
1:03:05
быть у него есть знания о Проекте поэтому на человеке по Платону и лежит
1:03:12
особая миссия он должен работать он должен трудиться
1:03:18
он должен восстанавливать порядок в мире он должен исправлять вот эти ошибки
1:03:24
ошибки связи вещей Да отношения границы между различными предметами областями Но
1:03:31
единственное что конечно последний момент на который укажу люди в этом отношении разные
1:03:38
и Платон выделяет три категории людей которые отличаются друг от друга чем чем
1:03:44
тем насколько хорошо Они помнят устройство идеального мира объем памяти
1:03:50
у них разный объем памяти природы души разная и объем памяти разный да те кто меньше всего
1:03:59
помнят меньше всего Они помнят какой-то отдельный предмет отдельное действие
1:04:06
ремесло какое-то они становятся ремесленниками вечерами плотниками Там
1:04:11
кораблестроителями мореплавателями те кто помнят как
1:04:16
государство в целом выглядит и как оно сопрягается с другими государствами
1:04:22
город они становятся кем воинами стражниками их задача охранять
1:04:29
Да покой граждан оборонять Ну а те кто помнит почти все то есть весь проект
1:04:36
должен находиться в их памяти где Кто где стражники где ремесленники кто чего
1:04:43
делает и так далее Вот они становятся управленцами политиками или
1:04:50
терминологии Платона философами ребят есть такой хороший вопрос опять же
1:04:58
проверочный простой но у меня всегда в голове находится этот вопрос почему по
1:05:04
Платону именно философы должны управлять идеальным государством Почему
1:05:10
люди которые не слушают лекции и не ходят на занятия они отвечают чтобы
1:05:17
сделать приятное преподаватели философии потому что философы самые умные всего
1:05:24
подобного неправильный ответ у Платона нет понятия ума и глупости в нашем
1:05:29
смысле слова потому что идеи не придумываются не разрабатываются не
1:05:35
создаются заново в этом смысле нельзя быть глупым тем кто не может создать идею или умным те кто ее как бы
1:05:42
продуцирует ее можно только запомнить и вспомнить
1:05:47
поэтому Пилот философ отличается только одним объемом памяти
1:05:54
качеством памяти Он помнит больше остальных то как выглядит весь проект
1:06:01
устройства идеального государства города-государства вот то что Платон описывает свои своим знаменитым трактате
1:06:08
государством А вот там все это прописано все эти стражи и так далее войны и так
1:06:14
далее как мир возник да а
1:06:19
Государство это то к чему нужно его в конечном счете привести постепенно
1:06:26
транслируя идеи как бы условно сверху вниз Извне внутрь Хотя еще раз повторяю
1:06:34
Да это не означает вовсе что эти идеи в каком-то особом пространстве находится
1:06:40
там перегородка проткнул голову там посмотрел и все так не получится Ведь
1:06:46
только после смерти душа может вернуться и то она должна очень долго находиться в
1:06:52
этом мире Вот то есть вы видите друзья мои у Платона все хорошо кроме одного Ну
1:06:58
кстати говоря в конце жизни он тоже начал пересматривать но естественно все
1:07:04
все трансформируются все меняются он начал пересматривать вот эту категорию
1:07:10
идеальных сущностей и все больше смещался в сторону математики
1:07:17
математика у него занимала огромное место геометрия Ну и арифметика в
1:07:23
преподавании в академии да она была как бы обязательными обязательным курсом
1:07:30
Вот и в конце жизни он вот Начал вообще
1:07:35
полагать что идеи это некие комплексы чисел они имеют чисто числовую природу
1:07:42
мир математичен Вот такая вот такая вот трансформация
1:07:47
Платона такой сдвиг у него в сторону математизации идеальная сущности Происходит что многим математикам сейчас
1:07:56
нравится и Многие считают что Платон это родоначальник традиции
1:08:02
понимание математического знания математических идей как неких объективных сущностей идеальных которые
1:08:09
существуют независимо от нас с вами от материального мира и как бы математиками
1:08:15
эти идеальные сущности математические смысле слова Они обнаруживаются они
1:08:23
усваиваются и присваиваются они разрабатываются это отдельная история
1:08:30
платоновская пониманием математики
1:08:36
Теперь смотрите друзья мои дальше что происходит Ну во-первых третий шаг вот
1:08:43
самое приступивший к нему Да значит третьему шагу во-первых мы с вами видим должен
1:08:50
смягчаться радикализм обязательно то есть третий человек в этой логике он уже
1:08:56
Ну вот если бы мы ничего не знали об этом человеке Да а пытались бы
1:09:04
сконструировать эту фигуру то есть очевидно что он должен каким-то образом Во первых смотрите внимательно вернуться
1:09:12
к трем способам обоснования к опыту логики дискуссии
1:09:18
то есть не отвергать их так как это делал Платон Платон видите четвертый
1:09:23
ищет Извне Да объективный независящие От нашего мира значит этот человек должен
1:09:30
во-первых как бы сказать что ребята Ну а чем они уж так плохи
1:09:37
может быть надо указать каждому из этих способов границы применимости мы этого
1:09:44
не сделали то есть нужно найти какой-то критерий или систему критериев которые
1:09:50
помог бы нам указать где в каком случае каким способом обоснования из трех Ну
1:09:58
может быть четырех можем и четвертый способ сюда включить платоновский но не отвергать всего предшествующего где
1:10:05
Каким способом пользоваться вот этого нет поэтому идет вот такое отрицание
1:10:11
идет такое отвержение у Платона что давайте все это не годится
1:10:18
Давайте какое-то новый способ значит Итак первое Возвращение к трем частично
1:10:24
с критикой с пониманием всех аспектов и тогда Возвращение к трем способам
1:10:30
основания это первое а второе Ну подскажу Да значит
1:10:37
видите путь Платона Ну так оно и есть он слишком долгий
1:10:43
он слишком затратный во времени с точки зрения сил душа должна туда поехать 10
1:10:50
тысяч попрощаться обратно переселиться это не понятно как потом все это можно
1:10:57
совместить видите это все очень долго понимаете уже
1:11:04
четвертый век середина 4 века Ну буквально греки уже чувствует что время полисов
1:11:12
вот этих замечательных единиц политических социуполитических
1:11:17
самостоятельно Она проходит уже приходит к власти сами греки отказываются от
1:11:23
своего суверенитета городского городов и отдает себе Во власти македонской династии или второй приходит отец
1:11:30
Александр Македонского Почему Потому что они уже не могут найти выход из всех
1:11:36
своих Тупиков эти планы не работают И если мы хотим дальше двигаться мы
1:11:43
должны как-то своей логике двигаться быстрее все это слишком долго слишком
1:11:49
долго если какой-то короткий путь может быть не надо отвергать существование идей но
1:11:57
есть какой-то более экономный во времени оптимальный с точки зрения трудозатрат
1:12:03
путь наведение в мире порядка вот понимаете смотрите такая простая
1:12:10
идея возникает на следующем шаге ребята вот искать Вот мы да видим что у нас
1:12:17
беспорядок в комнате вещи разбросаны Одна здесь другая что-то стоит на своих
1:12:24
местах Да не то что прямо все рухнула Да какой-то взрыв произошел и полный хаос
1:12:31
есть то что стоит на своих местах есть то что стоит на полках стеллажах не на
1:12:38
своих местах на чужих просто нужно эти вещи эти предметы переставить А где-то
1:12:44
вещи разбросаны понимаете по полу и вот мы с вами в
1:12:49
такой комнате родной в своем жилище находимся и размышляем нам для того
1:12:55
чтобы навести порядок в этой комнате нам что нужно искать какую-то книжку где
1:13:03
есть полное описание того Как должна выглядеть наша комната какой-то чертеж и
1:13:10
мы должны искать эту книжку идти библиотеку во-первых пересмотрим 100 этих книг и разочаруемся в этом подходе
1:13:18
не найдем этой книжки понимаете А потом мы ее принесем к чудом мы обнаружим
1:13:24
что-то похожее на свою комнату и тогда принесем эту схему и начнем
1:13:31
расставлять предметы но сколько времени и сил мы потратим мы плюнем это скажем
1:13:37
не хотим так наводить порядок Пусть лучше будет беспорядок а порядок на самом деле беспорядок только усиливается
1:13:45
потому что все живет в режиме деградации материя своего дела делает движение
1:13:52
разрушает определенность степени определенности возрастает то есть
1:13:57
смотрите для того чтобы упростить ситуацию сэкономить силы сэкономить время которое
1:14:04
поджимает его уже нет нужно поступить другим образом нужно прийти в свою
1:14:09
комнату внимательно посмотреть изучить вещи как
1:14:16
они выглядят что они из себя представляют понять где каждая вещь
1:14:22
находится где она должна находиться где ее место либо положите ее на место либо
1:14:31
оставить ее там где она находится вот собственно говоря в этом и заключается
1:14:38
третий рецепт который и реализует ученик Платона по имени Аристотель да то есть
1:14:47
весь смысл его работы друзья мои Аристотель прекрасно понимает Ну будучи
1:14:55
одним из лучших учеников Платона Вы знаете что Платон хотел передать ему руководство
1:15:03
академии но Аристотель выбрал свой собственный путь основал свою школу недалеко от
1:15:10
платоновской Академии свой знаменитый Ликей то что стало называться лицея опять же
1:15:18
название случайное не имеющая никаких философских коннотаций храм Аполлона или
1:15:26
кейского рядом с школой Аристотеля вот ну Аполлон
1:15:34
лейкейский это значит покровитель ликейцев это Ликей горы Откуда в Афины
1:15:39
приезжали на заработки рабочие и вот чтобы было не скучно они в честь своего
1:15:45
Бога гор городского построили себе маленький храм Аполлона или Киевского
1:15:51
потом они уехали туда Откуда приехали храм забросили и
1:15:56
территория досталась школе Аристотеля которая получила название Ликей тогда
1:16:02
греческом и латинском языке те далекие времена не было звука C а также чеши это
1:16:10
считались варварские шипящие звуки потом Средние века появляется звук с в латыни
1:16:17
и реки превратился в лицее все лицеи Вот вы знаете что
1:16:24
Аристотель был ученик учителем домашним учителем наследника македонской
1:16:32
династии Александра будущего Александра Македонского 7 или 8 лет он его учил
1:16:39
всем наукам после чего Александр Македонский ушел в свои знаменитые
1:16:44
завоевательные походы но про своего учителя не забывал Вот и присылал ему
1:16:51
различные Там дико засушенные растения новые которых никто
1:16:57
не видел еще с Востока там засушенных животных разных там тоже Ну и вот
1:17:02
Аристотель все это описывал И так появились в общем-то в зачатки ботаники и зоологии как новых наук так
1:17:12
вот описание вот этих вот вот значит Чтобы привлечь учеников в школу свою
1:17:18
свой Ликей Аристотель Тоже писал диалоги тоже вот тем же способом пользовался что
1:17:26
и Платон красивые очень тексты с несколькими персонажами Вот Но к
1:17:35
сожалению диалоги Аристотеля почти не сохранились Ну потому что вы знаете что после смерти
1:17:43
Александра Македонского Вавилоне 323 году до новой эры греки восстали против
1:17:51
македонской династии и Аристотель он же как как бы коллаборационист выступал Да
1:17:58
он испугался сел на корабль испугался что его будут преследовать могут казнить
1:18:04
и пустился в плавание по эгейскому морю Он умер в следующем году на одном из
1:18:11
островов Эгейского моря на ихбе по-моему ты не ошибаюсь 322 году данного эры и в
1:18:17
общем-то его многие тексты просто-напросто из-за этого были утрачены вот а в качестве трудов Аристотеля
1:18:26
не будем это скрывать остались прежде всего конспекты как раз лекций записаны
1:18:34
его учениками в ликее да то есть они поэтому очень плохо выглядят то есть
1:18:42
ученики учениками они отвлекаются засыпают пропускают большие фрагменты То
1:18:49
есть полная многих текстов Платона Извините Аристотеля как раз полная
1:18:55
впечатление студенческих конспектов если их читать Вот по-гречески Особенно потому что переводчики редакторы они это
1:19:03
все сглаживают естественно все эти шероховатости текстов в переводах А если
1:19:09
подлинник читать то это полное впечатление студенческого конфликта очень много пропущенных фрагментов такой
1:19:16
вот как бы не систематическое изложение поэтому тексты Аристотеля к сожалению не
1:19:22
очень красиво выглядит трактаты как диалоги Платона переводить их очень
1:19:28
сложно и русская традиция переводов Аристотеля она может быть не так
1:19:34
эффектно и красиво выглядит как традиция перевода диалогов Платона Вот Но тем не
1:19:40
менее в этих даже очень несовершенных текстах мы прежде всего обратим с вами
1:19:46
внимание на две его работы это трактат физика собственно с которого начинается
1:19:53
дисциплина под названием Физика и трактат о небе о небе которое излагается
1:20:02
астрономически космологические взгляды Аристотеля кстати специально укажу на то
1:20:08
почему это две разные работы астрономия и Физика у Аристотеля Это
1:20:15
принципиально разные науки мы с вами об этом обязательно дальше подробно скажем
1:20:22
Вот почему это две принципиальные разные науки Наука астрофизика у Аристотеля
1:20:28
невозможно по некоторым так сказать принципиальным соображениям Итак последний момент друзья мои давайте это
1:20:36
зафиксируем значит Аристотель полагая путь к истине предложенный платоном путь
1:20:43
к контролю над материей к наведению порядка в мире предложенный
1:20:51
платоном слишком сложным при том что он не отвергает
1:20:56
существование мира идей просто считает пользование ими использования идей
1:21:02
неэффективно слишком трудоемким и затратным способом значит Другой путь
1:21:08
предлагается Давайте помысли Аристотеля внимательнее присмотримся к самому миру
1:21:16
Да и попытаемся навести порядок в нашем
1:21:21
мире в материальном мире внимательно рассматривая
1:21:26
отдельные вещи отдельные предметы Да и главный способ
1:21:32
при этом нахождение для каждой отдельной вещи дальше посмотрим чуть подробнее
1:21:40
категорию еще Аристотеля нахождение для каждой вещи ее собственного места место
1:21:48
пространстве и место с точки зрения ее назначения Итак
1:21:54
внимательнее присмотримся к самому миру попытаемся навести порядок исходя из
1:22:01
наших знаний о самом мире Ну и дальше следующий наш шаг на следующей встрече
1:22:08
как раз и ведет нас прямым путем вы уже догадываетесь собственно это уже не
1:22:15
секрет к формированию на основе этой идеи на этой платформе как сейчас
1:22:20
принято говорить того что можно называть первым вариантом научного метода наука Аристотеля
1:22:29
Ну вот друзья мои все на сегодня Спасибо за внимание вопросов особых Я не вижу По крайней
1:22:36
мере в чате значит Желаю вам провести хорошо Остаток дня участвовать во всех
1:22:42
начинаниях которые вам предлагаются спасибо за внимание Всего доброго До новых встреч

Поделиться: