История Западной философии. Лекция №19. «Рене Декарт и Научная революция XVII века»

Андрей Зубов. История Западной философии. Лекция №19. «Рене Декарт и Научная революция XVII века» 16.10.17

Расшифровка видео
0:02
здравствуйте дорогие друзья рада вас видеть лекторий прямая речь на лекции андрей борисов зубово следующая лекция
0:08
будет 30 октября просто хочу обратить ваше внимание в этой программке ее туре по ошибке то ли по какой то причине ищем
0:15
ее здесь нет но она будет 30 октября и посвящена она будет николь амаль бранши а kazetsa окказионализмы и
0:24
взаимодействие души и тела часа на три борис подробнее расскажу про следующую тему ну а сегодня григорий зубов с
0:32
[музыка] другой темой здравствуйте дорогие друзья
0:40
ну вот видите лето закончилось и начались снова рабочие наши будни
0:50
на вспом была одна лекция в сентябре вот но для меня это было пож-та
1:01
итак сегодня мы с вами будем говорить
1:08
если вы не против о очень интересном мыслители мыслители
1:15
которые о чем-то известен без лицейского курса фактически всему западному миру
1:22
чему здесь не по имени по имени он известен а нам с вами а известен по
1:27
своим мыслям печатали на этой карте у
1:33
нас сожалению декарт мало читают это жалко потому что нет вот ли в
1:42
европейской философии пожалуй более популярного именно в силу своей доходчивости в силу того что он
1:49
никогда не писал как скучный философ всегда писал толсты как очень изящный французский свист
1:57
более доходчиво мыслителя и ту же ее более важного для понимания мысли
2:07
европейской мысли вплоть до 20 века чем дтк пожалуй только платон и декарт так
2:14
популярны в европейской культуре его
2:19
первое крупное сочинение так называемые размышление о методе
2:24
написано на французском языке а второй может в основном писали все философы и ученые на латыни
2:31
универсальном языке европы вот она защемление переведена более чем
2:37
на 100 языков и как сам не декарт говорил что это сочи
2:45
не может читать даже женщина от 17 века надо сказать что его наиболее важными
2:53
такими известными почитательниц им были именно женщины 2 истекать 2 царственных
2:59
женщины это принцесса елизавета polska и королева кристина шведская обе они
3:07
считались ученицами декарта декард жила в интересное время
3:14
да и это сочинение потом последующие зашли с невероятным количеством
3:21
переводов и копии то уже при жизни до конца и уже при жизни докажет возникло
3:27
то что мы называем словом картезианского дело в том что за имя декарт discourse
3:34
если точно по стаду французски говорить вот она его титул утилизированные форме
3:42
это все любили очень механизированную форму все играли в древнем сам до конца не играл поэтому писал по-французски
3:48
часто но вокруг него играли и его имя именовали как контузии и поэтому
3:55
соответственно картезианского и так вот картезианского уже при жизни декарт стала общеевропейской системой такой
4:03
философской интеллектуальной системой и вплоть до канта вообще
4:09
царствовала нераздельно а для не философов интеллигентных людей но не
4:14
философов вы сами сейчас в этом убедитесь европейских вот послушав
4:20
собственно главные положения до конца она царствует до сих пор деканат родился
4:29
и жил интересное время любовь время интересно но это был действительно
4:34
переломные по волокна и время он родился в 1596 году в в теле великие
4:46
лоя лоя в британии в британии в тюмени в
4:54
семье знатного человека его отец был членом брит олам парламента британии вот штатов
5:03
британских штатов то есть и великобритания провинции бретань во франции и 9 лет не 9 простите 10 лет
5:17
мальчика отправили учиться в один из самых известных иезуитских коллегиум of вообще одно из
5:25
самых лучших учебных заведений франции на flash вонджу он там учился 9 лет и в
5:32
общем то с благодарностью вспоминает свою учебу кстати говоря размышлениях о методе
5:37
первая часть это не биографическая фактические и это его
5:42
интеллектуальная биография и поэтому очень хорошо ее знаем мы знаем и минусы
5:48
и плюсы вот к плюсам относилась конечно глубокое
5:53
образование к минусам путешествие в мир идей иных людей вот это тогда не смущало
6:04
не смущало молодого декарта а вот позднее смутило получившиеся несколько
6:13
лет в платье он решает на время закончить вообще
6:21
закончить свое образование потому что как он пишет потом собственные свечей не
6:30
древности чем тогда в основном и увлекались в школах вы помните это было
6:36
время коперника время кеплера когда где в год рождения до кажется кеплер написал
6:44
свою замечательная cosmo графическая тайна сочинение cosmo графическая тайна
6:49
опубликовал его то есть это было время конечно невероятного рывка в науке но и невероятного страха
6:58
общество вызванного двумя причинами и даже тремя ну а не быть связаны между
7:04
собой первая причина это реформация то
7:12
есть мир единой европы интеллектуальными европа раскололся и начались и legio
7:19
знaeтe и войны вот как раз через два года после семья после рождения докажет
7:25
в 1598 году закончилась 30-летняя война во франции война между by нотами
7:34
кальвинист ими на самом деле гугенотами и католиками война в которой
7:41
на закончилось очень искать интересно терзал 100 читали роман томасом on you
7:47
нас короля генриха четвертого вы конечно хорошо ориентируетесь в этой теме ну генных на волоски
7:55
который был предводителем гугенотов он согласился 3 в католицизм и был
8:00
коронован королем франции был королева и к новым королем франции с именем с
8:09
именем анри генных 4 вот и он в девяносто восьмом
8:15
году добился подписания 13 апреля 98
8:20
года ланского эдикта вот собственно он положил конец той тридцатилетней войне между буги нотами и католиками и этот
8:31
декрет был чем интереснее что он открывал удивительные возможности веротерпимости
8:37
папа римский назвал его нечестивым эдиктом но тем не менее он вас ты он
8:44
создал религиозный мир во франции но религиозный мир после страшной войны
8:49
после гибели множество людей жестокости в fla мирская ночи все прочее
8:54
все это вместе взятое конечно омрачало сознания тогдашние в лоб и не успела то
9:01
есть через 20 лет после через 20 лет после завершения французской лиги о знай
9:08
войны началась религиозная война в германии император священной римской империи фердинанд 2 создал католическую
9:16
лигу и стал воевать за объединение всей германии под флагом католицизма эта
9:21
война которая началась в 1618 году она вошла в историю и вы наверно слышали от
9:28
как 30-летняя война самая кровавая война которая была пожалуй дупел мировой войны
9:35
должны пленки воины были менее клава в умении жестоки чем вот эта
9:41
тридцатилетняя война кто и шла до 48 года началась на успехами католиков а
9:48
потом успехи пришли протестантам которых возглавлял возглавлял шведский король
9:56
густав адольф и только со смертью густава адольфа в сорок восьмом году она
10:02
закончилась интересно что наш герой не декарт доеду love было 2 конечно
10:08
печальная страница это вот страшный религиозный воине плоская информация а то что europass
10:16
кололась и воевали друг с другом уже не по династического принципу там какому
10:21
каналу должна принадлежать к я провинция папа мог наложить интердикт прекратить богослужение воюющих странах
10:28
и петрушки остывали и война прекращалась теперь же по был бессилен для и форматов для
10:35
кальвинистов для лютера папа был не чтоб скорей даже отрицательная величина да и
10:40
папа сам была одной из сторон конфликта вот европа не видела путей выхода из
10:48
этих страшных войн которые уничтожали множество жизней но 1
10:53
католическая победа в 30-летний войне победа под белый галай
10:58
велико от праги в богемии она же стоило фактически жизни всей чешской 105 все были одни
11:07
были убиты на поле боя дуги обезглавлены после того как в прагу вошли
11:14
католические войска так что это было страшное люди были
11:20
шокированы этого у такого ужаса в европе не было давно понимаете ли уж если вы
11:29
помните то явно пошли рассказывал об ужасах английской реформации о генах и
11:35
восьмом немножко но собственно это все звенья как говорится одной цепи и тоже
11:43
тоже тоже почти то же самое время великой армады была разгромлена в 1588
11:48
году испанского берегов англии тоже попытка восстановить католическую власть в англии и когда когда в 1103 году
11:58
короновался английский король яков первые шотландской династии кальвинист
12:04
вот то тогда в англия кончать тучи родилась в общем-то не католичество
12:09
различные формы протестантизма вот это первое значит люди были шокированы
12:16
во-первых информации расколом его лапы и во-вторых тем что этот раскол привел к
12:21
ужасающую воинам ужасающим воинам который до двадцатого века пожалуй
12:28
больше и в лоб и не знала именно в это время же гуго гроций пишет свой за me
12:33
take that законы войны и мира до 1000 8 тысячи шестьсот двадцать пятый год 8 не
12:39
изменяет память вот в кадык где он говорит о том что
12:45
надо не из каких-то религиозных принципов а из принципов гуманизма
12:51
выводить то что можно и нельзя и что любая война на любое любое любая армия
12:58
любая власть нарушающие законы войны и мило то есть части в отношении мирного
13:03
населения жестокого обращения с военнопленными она теряет моральное право называться
13:10
часть человечества и так далее так далее вот это акт от google adsense положил
13:16
основание всему международному праву ведение войны опять же и гаагские
13:24
конвенции вас 19 век они основывались на ней это было вот 2 0 3 те конечно шок
13:31
который переживал тогдашней европы это
13:37
начало первая половина 17 века это
13:42
контрреформация и попытка церкви и выступить против новой науки
13:49
попытка церкви навязать с католической цент навязать обществу старые
13:55
средневековые видение мира который наиболее ярко отразилось в казни джордан
14:02
углу на в осуждении чего и коперника и в
14:07
отвлечении галилея и 1633 года по
14:12
причине галилея последняя очень рад прямое значение для нашего героя т.к.
14:20
очень напряженное время время когда складывалась и но и мировидение
14:25
ног складывался он далеко не пластам складывалась и в крови войн и в
14:31
конфликте идея лиги о снах которые рассказать всем об
14:36
вот это очень важно не понимать что вода 30-летняя война сделала то что все эти
14:42
споры католиков и протестантов простыми и даже образованными людьми то есть ну
14:47
не профессиональными спорщика me веками стали восприниматься какая-то гадость по тому же за этим стояло кровь
14:53
муки страдания уже никакой чистоты идейного спада в них не было тоже наложило отпечаток на до нашего героя
15:03
вот в такой обстановке заждалась новая наука пройдет совсем немного времени и
15:09
возникнет возникнет уже чего и ньютона
15:15
закона всемирного тяготения и начнет складываться уже современная совершенно
15:20
современная наука и опять же наш герой очень много сделал для того чтобы наука сложилось многие называют его отцом
15:29
современной науки и так бросив занятие
15:35
вот д декарт говорит что вот молодой
15:40
декад вспоминая себе он говорит что изучение древних конечно дать интерес
15:45
вообще изучения чужих мысли очень интересно тоже путешествие в другие страны
15:50
я слишком долго путешествуешь по других степа другим странам ты остановишься на станцию своей собственной стране и
15:58
поэтому это надо вернуться и самому самому попытаться мыслить и вот для него
16:08
был очень важно дать он уходит вазами он уходит в армию хотя он убежденный католик и всю жизнь оставался католикам
16:14
никогда не изменял своей вере но он идёт в армию как раз протестантскую
16:21
протестантскую максимилиана баварского
16:27
которая сражается против католиков в этой тридцатилетней войне и он участвует
16:36
этих военный офицер участвовать в военных действиях с 19 по 24 год по вот
16:46
то есть достаточно долго надо вам сказать даем обычный в.в.
16:52
обычный офицер пакистан скалами и 1 ч.л. сражается за независимость не до ландов
16:58
от испании потом она переедет жить в нидерланды оставаясь к только он приедет
17:03
протестантские криви низкие нидерланды вот потому что там свобода в нидерландах
17:10
совпал андастана религиозной терпимости свобода свобода слова естественно те
17:15
трактата который запрещает папа римский они печатаются в типографиях не до
17:21
ландов и потом расходится по всему миру интересы что вот эта свобода это вот так
17:28
кстати но об этом тоже надо подумать от свободы и квилаг там уж не до ланды
17:33
совершили невероятный звук и в области экономики став самый на какое-то короткое время став самой передовой
17:40
страной мира в области промышленности и торговли производство
17:47
так что свобода политическая идейная порождает свободу польза это дает
17:54
исключительно быстро экономический эффект чтобы не говорили другие так вот как раз в
18:02
во время этих войн в девятнадцатом году в
18:08
в ночь с 10 на 11 ноября он то есть
18:14
декарт получил такое откровение в ульме
18:21
в городе ульви когда он находился там после парада войск в месяц максимилианом
18:30
баварским он целый день провел один в одиночке уютной теплой комнате шобла
18:36
зима и он там думал молодой человек до 23 года он думал о том что науки очень
18:50
хаотично складываются до галереи гениален да он нащупал очень много
18:56
верного но нет метода нет единого метода науки в
19:01
каждой науке свой метод и методы не очень видны в основном это эмпирика
19:08
бекон овская эмпирика надо найти единый общий метод и вот размышляя над этим он размышлял
19:18
таким образом что вот понимаете здание всегда говорит один художник или
19:26
архитектор лучше многих то есть не картину рисует пять человек она будет
19:31
заведомо хуже если рисует один гениальный художник если здание достраивают и перестраивают
19:38
она вас она будет уродливей чем построенной по единому плану также город
19:43
древне который постепенно хаотично растет или город-крепость которой стоит
19:49
сайт сразу по единому плану талантливые инженеры вот так же как и философия тоже
19:55
быть один человек который создаст метод для всех наук и в эту ночь вам вылету
20:02
молодой человек много об этом думал вы в ночь с 11 на 12 им было три сна в
20:07
которых он не получил как бы указание что это он этот человек что ему надо это
20:13
сделать это может дать им массу сми времени смеяться почему же десятки и
20:20
сотни молодых людей получали подобные указание но интересно то что ты карт это
20:25
исполнил этим он это сделал и его значит
20:34
его метод о нем мы с вами будем говорить которые перевернут философии и философии
20:42
онтологической ты занимаешься бытием он создал философию гносеологическую
20:48
занимающийся познанием познанием самого себя но не только это он создал
20:55
аналитическую геометрию безусловно именно он создатель аналитической геометрии то есть до этого геометрия
21:01
было наукой фигурах а алгебра лив медика было наукой математику наука и числа он
21:08
отказавшись от фигур перевел геометрию в числовые виды вот он создал
21:14
на создатель аналитические геометрии она к на заяц картезианское геометрия он
21:20
создает новую оптику исследует свойство глаза его то что мы говорим тома де
21:27
опциях это все ведь он придумал именно это и это терминология
21:34
я не говорю что он в в алгебре работал там просто формальный вещь как
21:40
изображать квадраты кубы вот и 15 точные цифры восточный логарифмы все это его
21:46
разработки он создал написал трактат а я метеорологии и объяснил им природу
21:55
радуги он написал трактат вселенная где написал всём мире человеческом теле
22:02
другой дешево многое стал что он написал сейчас безусловно уже истории науки это не так интересна для своего времени это
22:09
было новый уровень познания и все это с применением своего аналитического метода
22:18
трактат о методе вышел в 1137 году
22:24
примерно в это же время в это же время
22:31
декарт полюбил видим единственно с жизни
22:38
по-настоящему глубоко женщины елену я нe и она задела ему дочку францев
22:46
фланцы ну который увы умерла 5 лет и на всю оставшуюся жизнь и декарт умер в
22:52
пятидесятом году у него вот этот шрам в сердце оставался и семью него больше не было хотя он
23:01
никогда не принимал монашество именно
23:10
после этого после смерти дочери наступает самый плодотворный и пьют его
23:16
творчестве то есть он как бы есть в него уходит в сорок первом году в 1145 году
23:23
он пишет размышление о первой философии сорок четвертым трезво начало философии
23:28
в сорок девятом году пишет the act от страсти души его и миг лимит по европе
23:38
последовательно всюду от польши до англии понятно чего россияне ум никто и
23:43
не знает это яшин наш несчастный отец живет в ином мире и вновь вы напросто
23:49
временном измерении и когда в какой-то
23:55
момент королева швец когда и до вылета ну и тесто когда слова тогда и и
24:02
оппонент это да из позы и довольно много крови низких богословов в голландии
24:08
выступает точек него запрещает читать его книги и тогда такой триумф славы
24:13
шведская королева кристина присылает за ним в голландию линейный корабль который
24:19
командует адмирал чтобы привести его в стокгольм обставляете чтобы триумф
24:24
большую для философа трудно представить как стать триумф оборачивается трагедией
24:30
все же венценосной особы доволен и своенравные королева кристина была очень
24:36
такой любознательный женщина и и переписка тоже какие принцессы елизаветы польской вот паутина то это она есть во
24:46
всех книгах во всех изданиях доказывать по философии есть переписки нарушаете умнейшие женщины кто задает вопросов
24:52
тыкать мне может ответить то есть она они его толкают и дальнейшие исследования
24:57
и указывает мы об этом сейчас будем говорить на из его слабости и ошибки его очень великих теорий , культуре женщины
25:07
того времени так что докажет не был не совсем плавка также что можно ведь даже
25:13
женщине понять мое произведение женщины понимали больше чем понимал он сам половить вот но королева кристина она
25:22
ужас вставал в 4 часа утра в 5 начинала
25:29
занятия и просил же 5у так ней во дворец приезжал ну естественно привозили
25:35
приезжал декарт а до конца привык всю жизнь к свободной вольной жизни он в общем то почти никогда не
25:42
преподавал он писал когда хотел вставал под ником допил кофе и жить в свое
25:49
удовольствие хотя бы наверное страдал вот из-за личных по личным причинам и для него но отказать же kolo niven
25:54
невозможно в твоем был поэтому тем более благодетельницы те поэтому бедное вставала уже не молодой человек он был
26:01
по 50 лет 50 лет за 50 лет вот и
26:06
в феврале 50 года после очередного занятия он
26:12
схватил воспаление легких за неделю поля вот собственно я так слова я вернусь до
26:18
тело его перевезли через некоторые им по фланцу он с честью похоронен покоится
26:25
санджи момент дтп в сетке сонджон ндп так что все общем-то спа
26:32
светлые слова к нему пришла и не уходит от него такого его жизнь федор давайте
26:37
посмотрим его учение что собственно говоря на чему он учит вот энтони энтони
26:48
коими учебник в английским которого я не скрою пользовался при подготовке нашей
26:55
этой лекции он пишет что его идеи так
27:00
прозрачны что могут быть записаны на открытке и так глубоки что изменили
27:07
философию на века какие же это идеи кто мог быть записаны
27:13
на оборотной стороне открытки собственно всего две фразы две фразы но
27:19
эти две фразы действительно изменили философию на века
27:25
первая фраза потом будем все это избежать конечно сейчас поподробнее
27:31
человек это мыслящий разум и 2
27:37
материя это движущееся протяженность
27:48
судак и материя два взаимоисключающих но сцепленных с
27:54
друг с другом начала мира вот собственно теперь
28:01
посмотрим о чем идет речь
28:09
декарт пытается все поставить под сомнение его метод это метод метод все
28:17
такого тотального скепсиса но скепсис и не ради того чтобы как вот
28:25
античные скептики над всем на смеяться метод заключается в том чтобы все
28:33
подвергая сомнению и разрушая мыслью достичь этого момента которы несомненен
28:42
несомненен из этого момента начать строить новую мировоззрение он говорил в
28:53
одном из письма это письмо аббату клоду пикап он говорил вообще его переписка
28:59
это сокровище его письма они во многих отношениях неплохо добавляют а дают новые новые
29:07
совершенно ставят проблемы которые в больших трактатах не поставлен но тем ни менее знаменитый его образ что
29:14
вообще философия это дерево но это с по стране но образ и бэкон он был его конни
29:22
метафизика его ствол физика
29:28
а ветви на которых вы оставит плоды которыми приятно питаться это прикладные
29:36
науки этом медицина механика и этика и
29:48
он пытается достичь метафизики докопаться до корней чтобы потом
29:54
от корней заново вырасти дерево или уж если угодно заново его понять и вот
30:02
таким образом осуждает металле он говорить что нам кажется что мелочи виден что что мы видим очами все это все
30:11
что дают чувство обоняния сизо не вкус зрение все это реальная вещь много лет
30:21
вот яга сейчас эштон сижу в теплой комнате около камина в руке моей рукописи я сижу в кресле
30:29
вершенно реальную вижу как я сижу как я чувствую и вижу
30:34
как у меня в руке листы бумаги я хочу ощущаю тепло огня я
30:40
вижу что за окном ночь как сплав дополнить перестаньте не давеча
30:49
приснилось что я сижу кроме на чувствую теплоту огня держу в руке
30:57
листочки делаю в них записи а за окном ночь на самом деле я засыпал
31:03
с открытыми глазами в кровать вовсе не сидел у камина так что же правда чем
31:08
отличаются эти чувства он вспоминает область кота довольно был
31:14
распространён в предшествующем столетии тоже иллюзии чувств весло
31:20
набор на воздухе прямой а в воде но кажется и и сломанным он сам потом и
31:27
объяснит используя оптический вот эти все свои вещи почему так кажется но тем не менее
31:33
вот чувствуется подводят и все что ты видишь свое тело
31:41
других все что ощущаешь кислое сладкое белое зеленая
31:46
все это же тем уж только казаться и горы и реки и поля и других людей
31:57
эту вспоминает древних а абсолютные категории
32:02
треугольник всегда треугольник и 2 плюс 3 всегда 5 значит эти то вещи во сне
32:10
5 и наяву 5 и упадок всегда четыре
32:15
стороны а представь себе да он ведущая говорит и бог так установил ноготь
32:23
представь себе что не бог правит миром а некий отвратительных злой и лживый дух
32:31
такой ход мысли и он создал псевдо математику вот этой псевдо математике 2
32:39

ты давно 5 а на самом деле нет может очень к математике нет он создал псевдо
32:46
геометрию где окладов четыре стороны мученика geometry не только интересах от
32:51
мусора вот этот злой дух соблазняющий меня psy страшно что мне опереться но
33:03
ведь я думаю я анализирую я быть может
33:09
ошибаюсь думаю что 2 + 3 5 но аж я ведь думаю он сумеет августина
33:16
августин говорит что в другом характер что sifo лоусон я сомневаюсь следовательно я
33:24
существую ну и привое он переходит потом к идее бога который абсолютно не канон
33:30
абсолютная истина декарт шиндо ему не интересует час идеи бога он ведь человек
33:36
но его это не интересует вообще богословие его не интересуют богословие
33:41
он не любит у этих вещах я не думаю они слишком сложны если мне говорят что их
33:48
может одинаково понять и простить и мудрец но только имеющий откровение от
33:55
бога то куда уж мне без моих меня нет откровения об этом бы думать вообще не буду говорить не буду самом
34:01
деле причина очень простая он видел все эти ужасы религиозных войн и понимает ли
34:07
него богословия соединилось вот с этой кровью насилием и ложью и ему не
34:13
хотелось об этом говорить и возить от не интересовало мы иногда думаем что вот
34:19
скептицизм и я бы даже сказал он такой секуляризм в европе возникнут непонятно
34:25
отчет он понятно чего куда ты-то вон и возник того что вам рассказывал в начале
34:31
так вот он выражает свое суждение но я думаю я сомневаюсь я ошибаюсь но я же
34:41
думаю и отсюда возник он понимаете единственное на что он может опереться
34:49
единственное что не может быть оспорена даже с ними нам управляет в живый
34:56
зловредный дух вы думавший геометрию математику это факт его muse и потому
35:03
его в смысле доказать потому что есть ли он не думает тогда собственно говоря и
35:09
разговора нет ни о чем и отсюда возникает его
35:14
главное формула cogito эрго сум мыслю
35:22
к где-то даже не совсем мыслью это сознаю сознаю познаю
35:31
следовательно я существую cogito эрго следовательно существую познаю
35:37
следовательно существую и резко gitan
35:45
закон с опознание это и есть то что
35:51
безусловно есть человека это познание
35:57
человек это мысль вот собственно говоря
36:03
до чего очень толстая правда это чему декад все это изложено таким вот
36:09
французским изящным языком сеть любой чих может понять любой чекнуть и
36:14
действительно так ну я вам сейчас открою
36:20
конечно маленькую тайну который не знал декарт и даже не знал я боюсь энтони
36:28
иконе дело в том что это вот эту
36:35
дикарское доказательства на него что ставит до сих пор вся южная азия
36:42
вся инте там ведь само по себе сумкой
36:50
существую я существую она считается заблуждением по двайту вида ники
36:59
человека нет и мыслишь нет и а мыслит бог а когда ты считаешь это мышление
37:07
своим кроты считаешь себя от свой атман отличным от бога от бахмана тогда
37:13
соответственно ты впадаешь перерождение то есть и гибнешь то есть вот то что для
37:20
декаду это очевидно для всей понимаете западной мысли от египта начиная древнего очевидно
37:27
то для индии не очевидно до конца этого не знал вот очень важно вот он
37:35
час сердечно считает и вся европейской философии с ним что мышление есть
37:42
человек суть человека мой рассудок не нуждается ни в пространстве ни в
37:50
каких-либо других вещах говорит говорит
37:59
декарт да конечно говорит я связан с телом батя теле чуть позже и естественно
38:08
тело накладывает свой отпечаток на мою деятельность думаю рассудок не нуждается
38:13
в теле рассудок одно тело другое это
38:20
принципиально иная позиция чем так которая существовала начиная от платона
38:26
и исток нее раньше чем они на самом деле от египта до собственно говоря декарта
38:33
потому что всегда считала что в человеке есть некая духовная сила божественная
38:41
или естественная они moda душа вот или
38:46
существовал и тело отношений тела и души могут быть разные они могут быть элементами одного целого как в египте
38:53
они могут быть враждебны как у платона до они могут быть опять элементами
39:01
целого как аист отеля этого совершенно по-разному всю но там и христиан
39:08
душа это было нечто дух это был нечто божественное что есть человек вы помните
39:14
категорию ну с ума да вот здесь чего
39:19
подобного нет абсолютно ничего вне положенного божественного нет это особая
39:28
человека особая категория рассудок
39:34
человек может съесть человека и других категорий но их познать невозможно говорит доказать а вот то что я
39:42
думающий то что я думаю я поэтому существую поэтому я есть точно это так
39:52
не душа и тело а разум разум докажет ничего не говорит
40:00
о вечности разума а его неуничтожимости он верит как католиков то что так она
40:07
будет но это недоказуемо а то что вот в данный момент я мыслю я существую это
40:14
факт
40:22
мы это не тело тело это не я я только
40:31
мысль суть человек не образование не
40:39
накапливание знаний вот помните он говорит что так ты бродить по чужим
40:44
странам а мышление само по себе значит
40:52
первая категория безусловно человек это мышление это первая
40:59
категория кстати вы а именно декарту принадлежит кто понимание идеи которые
41:06
мы сейчас все используют для нас сейчас идея эта мысль пришедшая в голову такая
41:14
очень высоко ценил спонтанность мысли вот эту инвазивность интуитивность мысли
41:21
0 он прямо пишет что я понимаю идею не как платон он это понимал не как образ божественной
41:29
которой отражается вещах оплатив ее стоит ли он просто активно он поставил
41:37
анте аристотеля один что все эти формы субстанции
41:43
и формы материи и формы субстанции фон . чепуха все это чепуха и ты недоказуемы и
41:51
вещь это все выдумки аристотеля вот я понимаю идею как движение ума
41:58
вот именно в этом где смысле и мы ее все понимаем то есть сами того не зная мы
42:03
используем слово идея в картезианском смысле
42:08
ну тогда возникает вопрос о материи он потом очень красиво докажет
42:17
существование материи чейз существования бога но пока мы чуть
42:24
позже об этом скажем но пока материя как таковая все аспекты материи
42:34
или тефны цвет вкус все это относительно
42:40
а что единственный говорит докажет не относительная в материй что абсолютная а
42:48
абсолютно горит в материи это протяженностью протяженность материя
42:56
протяженное деви мы измеряем а в чем
43:03
delimano бесконечно бесконечное число частей он отрицает категорию атома то есть
43:11
неделимый мельчайшие частицы материи гильома до бесконечности интерес что современный физик с этим согласна вот
43:20
что нет пустого пространства потому что это где нет материи такого не может
43:28
материи сюда поста разной степени из гущи насти и так далее но она есть всюду
43:34
материя всюду она безгранично она у нее
43:40
нет пределов с этим современной физикой не согласна для больше большинство физиков и астрофизиков но
43:46
неважно и цело были абсолютно новые эмоции абсолютно новые мысли материи
43:52
это протяженность все вот эти аристотеля омские вещи вторичные и первичные
43:58
признаки все это не важно только протяженность других ждем как geometry
44:03
подходит других принципов нет других
44:09
принципов нет значит материнка мир
44:15
бесконечно платежом 1 его принцип принцип второй мир материальный
44:20
единообразие материи всюду одна и та же нет какой-то иной вот квинтесенцию 5
44:27
материи которые характеризуют скажем звезды космический то отсюда матери одна
44:32
и та же материя может делиться до бесконечности пустота как-то а странство
44:38
не содержащий материи противоречия пустоты нет вот собственно говоря эти принципы
44:46
на самом деле положили основание той теории который потом была блестящей чего
44:55
и всемирного тяготения которые потом были , блестяще развиты ньютонам и так мы видим что он начинает
45:06
выстраивать заново вот это здание от от
45:11
как бы самых корней сомнений не должно привести
45:17
скептицизму но к новому твоему знанию пишет он размышление х 1 философии
45:25
упражнению ума в истине подобно духовным упражнением игнатия лойолы указывает он
45:33
тот упражняет душу в диалоге с богом и увлажняем ум в познании мира
45:47
и так он говорит что я за вот кто я я
46:01
мыслящая вещь что это за вещь которые мыслят
46:09
эта вещь которая является соединением
46:15
всех ментальных процессов и мышление включает чувство ощущения умственные
46:22
образы все это мышление и все это есть все это безусловно так все движения воли
46:31
ума воображение чувств это это мысль эта
46:40
мысль это cogito мыслящая вещь понимает
46:47
и постигает но и но и выносить суждения
46:52
опять же декарт очень тонко выделяет два уровня уровень интуитивного постижения и
47:01
уровень вынесения суждения интуитивное постижение
47:07
это пусть ошибочно но восприятие вот мы видим другого
47:14
человека мы видим стул мы видим стакан
47:21
можем думать потом и в этом есть нашу суть что на самом деле этот стакан и так
47:28
далее ну сказать что этот стакан есть это уже акт воли
47:34
человек в своих рефлексах не ошибается
47:39
он видит то что он видит но он ошибается в своем вы ли вам
47:44
соединение с видим или слышим или колю обоняем это неважно то есть тогда у него
47:51
есть возможность ошибки именно
47:56
свободный выбор между правильным и неправильным то есть уже склонению воли
48:02
и то есть главная человеческая возможность или падение или
48:12
падение ошибки или наоборот лоста павилоста правда он издает что свобода
48:21
воли это образ божий в человека причем
48:26
свобода не безразлична и то есть свободен и хорошо а свобода сознательная
48:34
свобода выливая свободам избивающие но
48:39
что это такое вот смотрите человек видит яви я вижу что я иду
48:49
это правильное суждение а я иду
48:54
это может быть выливая ошибка потому что может быть тебе снится что ты идешь на
49:00
самом деле ты не идешь вот а я вижу что я иду я могу видеть во сне могу наяву но
49:05
это правильное суждение вот он эти вещи эти вещи очень тонко различает и тогда
49:17
он переходит на категорию богом для декарта вот это важнейшие категории
49:28
но он не воспринимает и переживает совсем не так как в воспринимали
49:34
переживали до него если вы будет читать популярные книги о философии вот 17 века
49:41
вы вам все будут говорит он же декарт придумал теорию мира как часового
49:46
механизма я сам так обычным пишу когда там надо двух словах что-то объяснить это правда но нам с вами сейчас надо
49:54
понять что за этим стоит почему придумал как уйти на самом деле это в
50:02
декарт женатой докажут у него же понятие метода вот да
50:09
я забыл вам сказать что в его методе значит его метод он
50:15
укоренен в определенных принципах определенных принципах познания и эти
50:23
принципы познания ну первый от скептический принцип то и значит все что
50:28
можно оспорить надо а тридцать второй
50:33
принцип от того что нельзя оспорить то что нельзя оспорить надо аналитически
50:41
разделить и проверить каждую его часть можно ли оспорить ее после того как ты
50:48
нашел то что оспорить вообще нельзя ты от него синтетически соединяя начинаешь
50:55
строить новую систему познаний вот своем трактате о нефти размышлениях они где он
51:01
это делает ну и четвертый этаж надо фиксировать желательно письменно каждый
51:07
твой интеллектуальный шаг чтобы не пропустить то что ум иногда горит очень быстро и он пропускает перескакивая
51:14
через ментальной операции и возникают зияние который потом приводит к ошибкам
51:20
так что менять в этой системе все очень серьезно очень серьезно и поэтому и к
51:27
богу он относится тоже очень серьезно значит уже он добил доказал что какой бы ни был
51:34
гнусный дух во главе мира он все равно
51:41
не может уничтожить его бытие до тех пор пока он мыслит он декарт это уже доказал
51:49
вот в данный момент это дух бессилен потому что мы сюда завтра там следующую
51:55
минуту я могу исчезнуть я перестану мыслить я перестану существовать такая мысля существует это
52:02
очень важно теперь леску и теперь он переходит категории бога говорить что у
52:08
меня в уме и в любил любого человека образованного и необразованного есть
52:18
категории абсолютного абсолютная благо абсолютная
52:23
красота здесь идет платоновской in висят на бот абсолютная правда и так далее и
52:28
так далее и просто абсолютно и вот
52:35
абсолютное совершенство во всех аспектах откуда она ведь я же знаю что я не
52:42
совершенен никакие знаю что я не совершенен ведь я
52:47
же опыт на знаю сколь я несовершенен и во сне и наяву он вспоминает опять же известное место и
52:57
сидона до в том что в сновидениях там не может все что угодно приснится его
53:03
подтверждает я это знаю я не совершению я не встречал совершенных людей любой
53:10
человек не совершить откуда я знаю совершенств следовательно мысли
53:17
совершенстве не может быть порождение моего опыта но я ее мысль
53:24
следовательно она есть и она есть во мне но не как часть меня она вложено меня
53:34
так он приходит к идее того что совершил идеи совершенства эта идея вложено кем
53:42
она может быть вложен только совершенном совершенстве может вложено быть только
53:48
совершенным потому что любой несовершенный дух вот этот злой катки
53:54
обманщик он сам не совершенен он поэтому не может создать совершенно не может
54:00
создать совершать совершенно может быть только плодом совершенного не может
54:07
несовершенное создать совершенно следовательно и так называемое
54:12
онтологическое доказательство бога как вы видите декарт очень гносеологической
54:19
она говорит о познании но богу он доказывает онтологические он говорит что вот сама вот это
54:25
представление о совершенстве и то есть он повторяет фактический аргумент ансельма кентерберийского тогда него не
54:31
ссылается на него знает ли он его я не знаю но в общем вот он таки может
54:36
доказывает бытие бога и было на пьер гассенди известной
54:43
математикой материалист которого он послал эти рассуждения первой философии
54:49
не одним одному унцию мы от улики послал он сказал что это ошибка это оказать 100
54:55
бога это хождение по кругу но в общем это не ошибка это достаточно
55:01
неопровержимой в системе дикарских идей доказательства к санте здесь был неправ
55:06
вот таким образом бог совершенен я
55:19
несовершенен я знаю о совершенстве бога следовательно бог существует
55:29
и но за а за этим следовать следующим
55:37
сверх я знаю что совершенный бог создал мир у меня нет оснований сомневаться в
55:47
том что совершенно создал совершенно и и что этот мир объективно существует
55:54
другое дело что может совсем не таким каким я его вижу это очевидно но он
56:00
существует и вот тогда бог создает идею
56:06
бога во мне но это понятно его то есть мир существует объективная реальность
56:13
потому что объективен бог существующие
56:18
помимо меня об этом он пишет в письме к
56:29
на сцену 27 мая 1630 года я захватил
56:38
даже что-то честь вам хотя бы один кусочек из
56:57
вы спрашиваете у меня как о флот причины согласно которой бог установил вечной
57:04
истины я отвечаю что он установилась согласно тому же роду причины
57:09
соответствии с которым он создал все вещи в качестве действующий и всеобщей
57:15
причины ведь достоверно известно что он является творцом сущности творений в той же мере
57:22
какое существование сущность же это ничто иное как именно те вечной истины
57:27
хуям вовсе не считают истекающими от бога наподобие эманации солнечных лучей
57:34
я знаю что бог творец всех вещей истинный же эти некие вещи а
57:39
следовательно он их творец вот здесь очень опять же еще одна очень интересная
57:44
вещь интересно речь потому что именно она мы об этом редко задумываемся является основанием нашей науки
57:51
современной если скажу помните а
57:59
начинает пифа года числа божественная и платим что это через познание чисел
58:07
можно познать бога плотина зал бога единицы что законы мило божественно через
58:16
познание законов мир и можно подняться к пониманию бога пишет апостол павел в
58:22
послании к римлянам ты кажется здесь совершается эволюцию он сын не отрицает
58:30
бук но он говорит что и математика и
58:35
нравственные законы и естественные законы природные законы и все иное это не было
58:46
явления бога вот как лучи солнца до а это волевое творение бога бог изволил
58:56
сотворить что 2 + ты давно 5
59:01
диетические но вы изволите и строительную математику и вообще не
59:06
творить изволил создать у квадрата 4 стороны
59:12
бог изволил создать тот а этот он
59:17
изволил что земля вращается вокруг солнца он последователь галилея но он не очень смелый человек когда
59:24
галилей отрекся от своих мыслей он хотел все сжечь свои щеки чтобы его тоже как
59:30
джорданом буду не отправили на костер он в итоге слава богу не жёг но остановил
59:35
их публикацию на некоторое время вот так что вот эти все вещи не безобидны совсем
59:41
те то что где происходил из галереи и
59:46
бог не это не проявление бога вся православная
59:53
это богословие философия вся говорит о том что мир это так или иначе проявление
59:58
бога это божественные науки нет нет нет гайтан это все сотворено богом бог по ту
1:00:04
сторону всего он не имеет к этому между никакого иного отношения как отношения
1:00:11
творца а где же бог есть ли мин не бог спросил его один кальви низкий богослов
1:00:17
нигде ответил декарт вовсе не имею ввиду что бога нет но что в мире бога нет в
1:00:26
ней есть только акты и вот вали не за это его объявили нигде шнеком и в общем атеистом и это
1:00:34
кстати было и была причина гонений вот но для него идея того что бог создал мир
1:00:40
и этот мир существует сам по себе может
1:00:48
ли бог изменить законы по которым создан мир том числе и законы математики
1:00:54
принципе бог все может но подумайте говорит декарт опять же блестяще ход
1:01:00
мысли есть ли бог совершенен то он конечно же
1:01:06
мог дать миру только совершенные законы если он изменит совершенные закон это
1:01:11
значит новые законы будут иными иное относительно совершенного только несовершенное бог не может дать миру не
1:01:19
совершенный закон поэтому законными за неизменны другое дело что мы пока мы
1:01:27
имеем свободу волю можем исследовать можем исследовать вот может правильно
1:01:32
понимать можем их неправильно понимать но эти законы вечно что из этого следует
1:01:38
вот из-за этого следует то что в религиозно-философской не и почему это
1:01:43
собственная вызвал такой восторг получила название деизм то есть
1:01:48
положение что бог то он есть но он создал мир и дальше мир живёт сам по
1:01:54
себе по этим божественным законам а есть ли эти законы сотворены богом и наш
1:02:01
разум с отвалим богом то следовательно мы как вы сами прекрасно понимаете можем
1:02:09
познавать эти законы что все законы и вообще все в этой мире познаваемое есть
1:02:17
ли кто вот галилей shell этим же путем
1:02:23
математически он даже сделал может быть больше чем декарт но он никогда методически не
1:02:29
обоснование обосновывал возможность познаниями за а декарт обосновал мир
1:02:35
познаваем потому что он имеет одну и ту же природу с нами он такое же творение у
1:02:42
законы такое же творения бог создал мир создал нас и мы эти законы неизменно мы
1:02:50
их должны познавать и соответственно сообразуясь с ними строить свое
1:02:55
существование один из самых любимых примеров декарта это конечно же великое
1:03:01
изобретение как раз гадание 16 17 века механические часы
1:03:07
вот он постоянно еще вот эти герике колесики человек же все делает
1:03:13
они работают время считают вот завел часовщик все правильно сделал также и
1:03:19
бог вот он все правильно сделал бог идеальный часовщиком создал часы он все
1:03:25
отшлифовал колесики он все запустил все идет само теперь мы тоже внутри этих
1:03:30
колёсиков ну мысли счет в отличие от всех остальных колесиков и следовательно
1:03:35
мы мы можем познавать этот мир и не
1:03:49
менять его менять себя в соответствии с ним менять
1:03:54
себя в соответствии с ним то есть соблазнятся этим миром следовать его
1:04:00
законам из образовывать себя с этим миром вообще главный принцип этики
1:04:06
деканата это много в нее четыре принципа этики но главный четвертый принцип это
1:04:12
то что надо не столько стараться изменить мир сколько изменить себя
1:04:21
развит ли в свое сознание вот это очень важно просветляет свое сознание это
1:04:26
объективно меняешь минут но ты должен думать о своем сознании он человек был ими действий человек был мысль иметь это
1:04:33
вот совершенно очевидно в действительности пишет декарт материя ты
1:04:40
вечно я правда закона в бога и она вся
1:04:46
может быть познано из самых простых законов опять же он делает эти редукции
1:04:51
он говорит что в материи абсолютного и он находит в мате
1:04:57
[музыка] собственная только три только три
1:05:02
принципа на которых строится вся материальная реальность все остальное
1:05:08
вот эти три принципа ней говорится доказуемо это сохранение количество
1:05:16
энергии энергии не может исчезнуть вот энергия дана богом это им по
1:05:23
божественных импульс и он по он переходит из одной формы в другую но он не уничтожил вы помните этот закон а уже
1:05:32
потом из физики он доказан все это категория энтропия то относительная
1:05:38
категория но она этот закон теоретически выведены и доказаны card 2 это закон
1:05:46
инерции закон инерции что любое тело будет двигаться до тех пор пока она не
1:05:53
будет ему не будет противодействовать другой фильм тело что само по себе тело остановиться не может и мы знаем что это
1:06:01
так другое дело что мы понимаем что всегда есть всегда есть возможности ну
1:06:08
трение там что угодно что останавливает тела и третье это намного более
1:06:15
сомнительный и у и закону вывел закон прямолинейного движения что идеальное движение это не
1:06:22
круговое движение как считали раньше движение по приему и в сети и все тело
1:06:28
стремятся по возможности к прямолинейному движению таким образом
1:06:35
понимаете деканат очень интересно я осознал мир с
1:06:48
одной стороны до это еще не все еще
1:06:53
конечно еще очень важные две вещи это
1:07:00
а это этика и если угодно
1:07:11
биология значит как вы помните начиная с
1:07:19
платона по сути говоря еда платона это вот и в египте было правда это атрибут
1:07:27
бога атрибут бога да это главное одно из главных качеств book
1:07:37
но для декарта правда это лишь творение
1:07:48
это вольт в арене божественной воли поэтому эта правда она дана совершенно
1:07:55
но оно сотворено между правда это не то что открывает
1:08:00
бога в нас и открывает нам бога правда это то что дано богом нам
1:08:07
понимаете о тонкое отличие это первое очень важное отличие то есть практически
1:08:13
не отрицая бога декарт возводит стену
1:08:20
между нами и богом бог и мы совершенно
1:08:26
разное совершенно разное назвать только
1:08:33
одно на соединяет могут свободу воли куда-то свободу воли соединять но он это
1:08:38
не означает того что мы там можно
1:08:43
назвать сыновьями бога и так далее мы это творение живущий в своем мире по
1:08:49
законам бога то есть мы в часах а бог часовщик от различия мы не часовщики
1:09:01
это очень важный вот принцип этики я
1:09:07
думаю что вы улавливаете это различие вот эту тонкое различие и второе очень важное отличие это соотношение тела и
1:09:16
зажим не тела и души к душе он вообще не говорит а тела и разума ведь тело одно
1:09:25
разум другое тело это чистая протяженность а разум это не подачи жена
1:09:33
и независимая от материи субстанция как
1:09:40
они соединяются вместе они соединяются
1:09:47
элементарный пример
1:09:53
человек чувствует огонь и чтобы не обжечься отдергивает
1:09:59
руку чувствует огонь что тело жар
1:10:07
относительная вещь и в этом смысле декарт прав мы знаем что есть у людей по
1:10:12
жены определенные нервные значит ходы то они не чувствуют например
1:10:19
жар огня и могут страшно обжечься то есть это субъективное чувство которое
1:10:27
дано нам для действительно вот того чтобы не не пострадать до конца отлично
1:10:36
понимает но есть коза зум это другое и есть ли разум повелевает человеку
1:10:44
отдернуть руку то собственно говоря
1:10:51
то тогда как они соединяются в день же несоединимые вещь вот это и есть слабина
1:10:59
великая декарт белого его слабость и на ее кстати ему
1:11:05
указал какой мы это знаем именно елизавета polska я принцесса
1:11:10
что говорит что здесь не согласуется у вас уважаемый профессор
1:11:17
ведь если вы говорите что даем тогда
1:11:23
тогда он говорит нет есть в маске в мозгу такая железа особая железа он
1:11:29
давать шишковидная железа в которой вот соединяется и разум и чувства но это
1:11:41
чистая выдумка чувствуя выдумка он очень красиво об этом пишет если не просто не
1:11:48
хочется его унижать чистого и вот поэтому не буду дома и все и движение
1:11:55
тонкого вето мозге когда вот он ощущает что-то вот но в любом случае это
1:12:02
безусловно чистое-чистое такая начисто надуманная схема значит
1:12:11
что то не бедность видео вынимаете для декарта важно то что
1:12:19
разум может существовать без тела и соответственно есть есть вечная жизнь
1:12:25
это вечной жизни разума тело ему совершенно не нужно на сумму независимо
1:12:31
от тела и человека то разу cogito эрго сум да то
1:12:38
есть это не душа это именно вот разу вот он вечно существу тело ну да на буме на
1:12:44
это но вот как любой механизм тело механизм как и весь мир механизм тело
1:12:49
тоже часы в часах есть другие часы тело это же часы делаю это механизм как любой
1:12:54
механизму он изнашивается и прекращает свое существование он не вечно вот в
1:13:00
идея воскресенье во плоти мужчин не понят он не они не говорит чтобы вообще не
1:13:05
вести богословской споров на не нужно ему понимаете для него существует этот
1:13:10
разумен философ это мир разума и именно
1:13:17
это если вы честно признаётесь вошло в сознание европейского общества есть и
1:13:23
веет вечную жизнь вечную жизнь разума на душе там толстые люди говорят
1:13:28
дух душa на самом деле имеет виду тот же самое лозу вот это сознательное сознательное
1:13:34
начало в человеке вот она вечно а воскресение тела я помню даже многие умные люди кота где класс все люди геном
1:13:41
системе воскрес где они будут находиться там ноги глупый вопрос наводнить адского сад вот гляди катары проблемы нет но
1:13:51
понимаете он вот сам любя абсолютную точность здесь пришел противоречие с
1:13:58
самим собой потому что если а истоки
1:14:03
говорил что без тела душа не полноценна и именно эту идею воспринимает
1:14:11
христианство именно поэтому эта идейка же далеко не аристотеля до егэ и вы там древние
1:14:18
египтяне вообще все человечество начиная с самого начала и поэтому собственно и символ веры чаю воскресения мертвых да
1:14:26
то для да карты от не нужно ничего не чает ум совершенен а делает совсем другой это
1:14:33
чистая протяженность ум выходит за пределы этой протяженность он может жить без тела
1:14:38
дело ему не нужно тело одном другое тело механизм а ум это особое вот бытование
1:14:48
особое бытование который сочнее но с телом тел заставляет им страдать тел
1:14:55
заставляет ум радоваться но тем не менее это не тело это дугу и
1:15:02
это другое это принципиально другое то разделение на тело и разум это главный
1:15:10
принцип картезианском и он очень очень утвердился в европейской мысли до
1:15:17
тех пор пока материалист не сказали что никакого разума вообще нет а есть только
1:15:22
тело на есть только тело вот и встану склонных к метеоризм том числе и
1:15:29
в советском союзе большинство людей в общем-то себя сводили к телу к телу а
1:15:37
вот это независимое начала душили разум она вообще как бы не существовало
1:15:45
так что гляди-ка вот это очень важно и вот это утверждение о том что это разные вещи и
1:15:54
соответственно жизни души и жизнь тела различна тело как механизм может отпасть
1:16:01
но не понятно как они сменяются то что он блестяще доказал что тела существует
1:16:08
потому что должно быть доверие богу бог совершенен это какая-то ему огромный
1:16:14
плюс только непонятно вот понимаете он настолько был увлечен и весь мир был
1:16:19
настолько увлечён вслед за ним доказательством того что единственное что мы можем познать это cogito что он в
1:16:29
итоге настолько за дибирова ти дивись что они оказались не совмещаемыми ему пришлось
1:16:37
выдумать от шишковидную железу в мозге для того чтобы объяснить отцу
1:16:43
соединяем все есть специальный трактата теле где он вот побуждаем и елизавета ii
1:16:49
polska и вот он это описал и вот это цк одна из самых слабых в усталом 2 его
1:16:57
слабая сторона это животное вы помните
1:17:03
классическую аристотеля омскую идею опять же на общее человеческое но истоки
1:17:11
и как великий человек тут суммировал общие места человечества и четкий
1:17:19
дифенин овал он говорит о том что вот вот это анима душ
1:17:25
а кто то в конечном счете коренится в боге и вообще это божественный дух вот
1:17:32
этом помните мировая душа плотина вот это божественное откуда все это это то
1:17:37
что этот дух то что мы называем христиане называют духом божиим животворящего тон всему дает жизнь он
1:17:45
есть всюду но он в разных если угодно на разных уровнях разной интенсивности есть
1:17:51
такая сонная жизнь растений есть более
1:17:57
активной чувственная жизнь животных есть разумная жизнь человека поскольку
1:18:07
разум разумной жизни столько человека да это и не стоит ли перестает поскольку
1:18:14
разум это бот коккета это чисто человеческое а всего все остальное это
1:18:21
только матери папу под и карту то соответственно все живые существа кроме
1:18:27
человека у них вообще нет души них нет ничего них нет ничего кроме божественное
1:18:36
богом созданный материи поэтому они как опять же в то время появляются первые
1:18:42
автоматы вы не думайте что автомат это только сейчас же тогда в часы этой тоже
1:18:48
автомат конечно счете вот и не только там же была масса там уже тогда очень
1:18:53
развлекались во всеми этими самых ходящими самые летящими игрушками и так
1:18:59
далее вот так что все остальное это
1:19:05
автоматы животное это автомат что он да это слово
1:19:10
да у него есть такие же глаза такой же нос такие же уши как у человека он слышит видит там собака обоняет так же
1:19:19
как человек но оно не имеет вулли она не
1:19:24
имеет разума и следовательно она живет только своими вот этими вот то что она
1:19:34
всегда принимает так и на сложность стоит она механически реагирует на те
1:19:40
или иные раздражители понимаете без рассудочной рефлексии она механически
1:19:45
идет то есть скажем собака всегда отдернуть лапу когда огонь а сцевола не
1:19:53
отдела помните муций сцевола который чтобы доказать там врагам и рима свою то
1:20:01
что он говорит правду он от жаровни одернул руку и указ горела вот эта
1:20:06
разница понимаете да мы ту наш тел тоже автомат такой же как у собаки и когда мы
1:20:14
живем этими инстинкты мы подобно собаке во всем подобно любым другим животным но у нас есть возможность а суд который
1:20:21
наставит над ним мы можем руководить собой ну скажем у собаки есть половой инстинкт она когда видит партнера
1:20:29
бросается на него а человек и у него тоже есть половой инстинкт ну понятно он совсем не так вы реализуетесь это
1:20:35
нормальный человек вот вот в этом и нас ничего менять в том что декарт в этом
1:20:40
есть свой резон но можем назвать животное автоматом скорее всего нет
1:20:47
пенсию нет какие то элементы рассудка в
1:20:52
нем имеются я не буду дальше пока это было это вызывает смущение вызвало
1:20:59
смущение в европе тогда вызываюсь мужчине до сих пор вот но и живой
1:21:05
системы это следует ну и третье что следует за живой системы это конечно политическая модель сам
1:21:12
декарт этим не увлекался он но это сделали его близкие друзья в
1:21:20
том числе стоявшим переписки gapps как то мы будем с вами говорить skoda вот он перейдет к артезианскую модель на
1:21:28
полить но есть и все вся материя это
1:21:35
механизм созданный богом совершенным т.е. это должен
1:21:42
ведь у каждой системы есть угодно представитель бог который эту систему
1:21:50
регулирует подвинь чивает максимально делает соответствующие божественного когда она развенчивается и разделяется
1:21:57
поэтому идея абсолютные монархии когда не обязательно гениален чик никто не
1:22:04
делать его некую гениальность обычный человек но он понимаете часовщик не должен быть гениальным он должен
1:22:10
осознать вот эти все винтики шпунтик и и колесики т.е. он его дар хорошо научить
1:22:17
фильме слуг на этого собственная основана вот хорошее обучение подавителя
1:22:23
в эпоху абсолютизма этого этика хорошо научить углу умелый
1:22:28
человек вот соответственно вот идея абсолютизма
1:22:34
которая витала в воздухе и как пираньи как варварство воспринималось в эпоху
1:22:40
там не знаю медичи великолепного или генриха восьмого ножки гнуты ивана
1:22:47
грозного у нас об этом мало кто думал вот вообщем варварство мы тоже бы отдать задумаюсь в чем
1:22:53
важность потому что политической модели древний античной и
1:23:00
средневековой свойства понимать каждого человека как образ божий и
1:23:06
соответственно ни один образ божий не лучше другого образа боже и поэтому и и правильная форма правления
1:23:14
этой или республика или если угодно с
1:23:21
глак совещательная монархи когда man аллах ну как вот нового года он выполняет определенные функции но есть
1:23:27
вещи там . вот абсолютный монарх это но он счастлив христианского государства нонсенс потому
1:23:36
что он все люди равны вы же все братья говорит христос до 1 вас отец на небесах вы же все бы
1:23:43
такие опять же один у вас учитель к себе вы же все ученики ну какое может быть
1:23:51
ситуация абсолютно но совсем другая идея если мир это механизм есть ли
1:23:59
человеческий разум это только независимой от материи сущность кто это
1:24:05
каждый свободен внутри своего ножом каждый свободен ни один монах не притянулись он с не полный
1:24:10
он не претендует на разум человека но на все что проявляет от
1:24:15
разум вовне то есть имеет отношение к материи он может и cops прямо на когда
1:24:21
будут говорить туда теории кокс и вы это увидите гоп стоп оп этом говорит что мы
1:24:27
с каждым может хочет это наш декаде усатый он требовал и того же всем из
1:24:33
даже тут этого нет и даже гитлер позволял там с вам таких днем вдв
1:24:39
изучение древней месопотамии ну пиши что хочешь да пожалуйста вот главный
1:24:45
политический не делают очень надо поэтому работа скажи
1:24:51
нацистского периода по классическим наукам можно вполне использовать он ничем не хуже
1:24:57
немецкой работы года период а у нас нельзя я когда сказать готовился по декарту
1:25:02
я попробовал прочесть думан учетом вот первый том быть издан восемьдесят
1:25:07
девятом году вроде бы уже при условии хорошего учёного давай-ка я прочту что
1:25:13
изящными английским и итальянским книжкам пользоваться читать невозможно то с невозможно читать
1:25:19
от сплошной martin вас классовая борьба лет эти вот я настолько уже в нее того
1:25:25
что я вас понял что я заболею по но если будет читать это закрыл вот хотя там
1:25:31
конечному хорошо знает деканата и переводит его французскую из латыни вот так что вообще вот
1:25:40
ум-разум то свободен но материя как механизм должна быть
1:25:46
контролироваться часовщиком а часовщик должен быть один если понимаете 50 часовщиков буду чинить одни и те же часы
1:25:52
то понятно что они полностью перестанут функционировать отсюда идея абсолютной монархии декарт
1:25:59
сам того не понимая встал у основания абсолютизма которые как раз
1:26:05
середины 17 века людовик 16 во франции
1:26:10
завоевывает в общем-то себе место вот таково было тоже проявление картезианском понимаете вот эта идея
1:26:18
часового механизма идея чистого механизм но все это в конечном счете вы tab и
1:26:24
знаете коренится в понимание того что совершенный бог создал совершенный мир
1:26:30
по совершенным законом которые неизменно не потому что бог бог не может изменить
1:26:36
а потому что все другие будут хуже в том что бог совершенен в этом наша задача лишь корректировать неправильные
1:26:44
логические умственные то есть волевые
1:26:50
суждений человека когда обращенные вовне на протяженную материю
1:26:56
если корректировать их для этого нужен в каждой системе такой корректировщик
1:27:02
политик манал их подавить или и так далее вот отсюда человеку пса потом ее
1:27:09
будет опровергать лог это тоже очень через крестьянских позиций вот но вы понимаете что декарт лежит в основании
1:27:16
вот он находится в основании всего практически всего всей современной
1:27:26
европейской культуры приду смысле кстати говоря он противоположен в некотором
1:27:32
роде бекону бекон говорит что одна из
1:27:39
опасностей помните одной из пещер одна из опасности для человека это считать не
1:27:47
слишком иррациональный мир иррационален и в этом в этом
1:27:55
и национальном мире не надо пытаться объяснить то что необъяснимо то что мест
1:28:01
ток есть имеет место случаи так далее адекватно обладает что мир более
1:28:06
рационален чем понимает человек и все то что ты не понимаешь все что тебе кажется
1:28:13
неправильным случайным вне на зданий в отношениях людей в него здание все это
1:28:20
правильно только ты этого не понимаешь ты должен увидеть и законы ты должен понять их до должен увидеть
1:28:28
гармонию бытия гармонию быть я которую есть потому что бог совершенен но
1:28:35
которую ты не видишь и это как раз огромный стимул для современной науке
1:28:42
если бег он сказал что мы должны создать новую науку новый органон да если
1:28:50
галилей предложил математические модели то философскую базу для науки создал
1:28:57
декарт потому что то чем занимается вся наука после до конца начинаясь юта на это
1:29:04
именно открытие законов которые уже существуют они не поздно мы не скажешь
1:29:11
казак о теории относительности эйнштейна не существовал до эйнштейн ну конечно м
1:29:17
сек вода была еда энштейна но эйнштейн просто познал этот закон по этим он его
1:29:23
сделал актуальным для нас то есть вот именно принцип что мир совершенный мир
1:29:32
лида кажется совершенный божественный мир абсолютно вот совершенен но мы не
1:29:42
совершенны в силу ошибок нашего разума прошу нас есть свободная воля мы можем
1:29:48
стать более совершенными познавая мир познавая его законы сообразуясь с этими
1:29:55
законами мы же не изменили понимаете ведь современная наука не меняет мир это
1:30:03
конечно меняет не она меняет обстоятельства жизни эти современная наука не изменило принцип всемирного
1:30:10
тяготения не изменила принципы теорию относительности она не может сказать что не немцы квадрата mc cub
1:30:17
по этим науку может стать хоть на уши остановит вы не сможете здесь можно сделать что два плюс два равно 5
1:30:23
понимаете поэтому наука не меняет мир что говорят там большевики наука познаёт мир и использует поздно
1:30:31
для организации этого мира более правильный более гармонично яркого и на
1:30:36
самом деле мы знаем что далеко не всегда так но в принципе но она не меняет законы мира она на борт сообразуется
1:30:43
этим законом чтобы не делать то что в точь в закону в соответствии что будет быть по человеку к сожалению только этим
1:30:50
делает на самом деле но теоретически я не должна этого делать вот собственно говоря в этом великое достижение
1:30:59
die-cast да он будучи как почти все люди
1:31:05
фанатиком свои идеи cogito эрго сум и 2
1:31:17
соответствующему идею о том что материи протяженная
1:31:23
значит закон cogito мтс закон touch уже
1:31:29
на steam отелей за законы не простите это законным суд
1:31:37
крс extensa закон протяженность six senses закон джонсоном будучи фанатиком
1:31:43
этих двух законов он их слишком синтезировал и в итоге
1:31:49
получился заряд вот таких вот ну если угодно точек безусловно
1:31:56
сын божий точки зрения с его теории познания как бы ненадежных неадекватны потому что
1:32:04
его идея заключалась в том что мы должны дойти до таких моментов которые будут
1:32:10
очевидны вот то что я мыслю это очевидно
1:32:15
никто в европе никто на западе в этом не сомневался но то что понимаете ли тело
1:32:22
это простой механизм из помощь шишковидной железы соединяется сосуд кого это не очевидно это чистая выдумка
1:32:30
вот поэтому-то он таким образом то бегает здесь сам себя но есть целая понятие в которых он
1:32:36
блистателен совершенно и кладет начало начало
1:32:42
я бы даже сказал так я вас еле сказать
1:32:47
так что до декарта существовало
1:33:00
дохристианское мило видение в котором
1:33:05
бог был сам частью своих законов если
1:33:13
угодно был самый рабом своих законов это в общем мировоззрение
1:33:19
древнего древней греции мировоззрение древнего египта где бог стоит над
1:33:25
судьбой она не свойственно был греком непонятным и по сути говоря хотя богословие
1:33:35
говорило всемогуществе бога даже христианская философия вот средневековая
1:33:40
она продолжала утверждать вот то что бог познается в системе своих законов когда
1:33:48
он создал который есть проекция него то в некотором роде мы жили в
1:33:53
дохристианской философии как ни странно все средневековье идею свободного по ту
1:34:02
сторону быть я находящегося бога а
1:34:08
знал и предложил декарт по этом смысле
1:34:13
он как ни странно вот новых христианским из
1:34:19
по экселенц и вот он создает новый именно христианская медовики но в этом
1:34:25
крестьянскими на виде не хватает два очень важных элементов христианских
1:34:31
первый элемент это бога подобие человека через который все объясняется вы все
1:34:39
непонятные места декарта становится договориться на свое на свое место да то
1:34:48
есть вот первый этот момент это богоподобие человека человек божественен и второй момент это причина ошибки
1:34:59
докажет нигде и никогда не говорит о первородном грехе
1:35:04
надо вам сказать что это вообще будет свойства всей философии после него .
1:35:10
владимира соловьёва в одессе возьмете владимир соловьев совершенно христианские философ и позвольте по
1:35:16
индексу вы не найдете ни одного указания переворот и вообще не мысль этой категории что угодно он во многом отошел
1:35:24
а вернуться платонизм у софии но вот эта идея тоже у него нет для декарта ошибка это ошибка каждого
1:35:32
познающего разума то что наш разум испорчен особенность христианство то что наш
1:35:40
разум испорчен от начала от их падения этого категорию
1:35:45
него нет потому что есть ли вы было так то его бы вся система она бы несколько
1:35:51
усложнилась я не буду говорить как вы сами это понимаете в небо вошла вошел учу принцип
1:35:56
того что самое разум искажен он исходит из того что разум не искажен сам по себе
1:36:04
он может искажаться неправильными выборами воли вот эти моменты делают его
1:36:09
здесь христианским а ведь я свободного бога творящего мир и потому 6
1:36:19
из мира она его делает вот уже человеком действительно монотеистической мысль
1:36:25
хотя в некоторых аспектах он ближе к слабым чем христианство здесь вот вот
1:36:33
именно и в силу тех вещей которых я сказал то есть это очень интересным если
1:36:38
мы снизили который вот не зная декан то мы не поймем
1:36:44
европы конца второй половины 17 20 веков
1:36:51
не поймем он лежит в основе всего если вся философия это комментарий на платона
1:36:57
как говорят то новая европейская жизнь и
1:37:03
топлив это если угодно рефлексия декарта вот таков
1:37:10
этот удивительный философ на следующей лекции когда мы говорить прямо бранши окказионализмы мы увидим как попытается
1:37:18
католическая мысль христианская мысль в лице николь амаль банши попытается
1:37:25
адаптировать эту безусловно религиозную
1:37:30
и довести их и туристическую монотеистическую но в то же время
1:37:38
конечно христиане христианскую мысль христианство
1:37:44
отношений тела души все это важнейшие вещи также как без декарт и без монблан
1:37:49
сша европейской философии будет непонятно до конца так что дорогие друзья 30 следующий наш discus
1:37:59
европейскую мыслит 17 века спасибо какие
1:38:06
вопросы друзья [аплодисменты]
1:38:11
нет все понятно где же совопросник века
1:38:16
сего совопросник века сего да конечно
1:38:24
здравствуйте еще раз вот было такое тоже день и что раз все совершенно значит это
1:38:33
все совершенно создал бог а почему вот злой дух он уже нету духа и тот же блай
1:38:39
и когда ума это понятно грамма что вот если бы был какой-то злой вот это злое существо которое вы нам
1:38:46
что-то мне говорит что то еще то новым все создал так что мы запутались ну да а почему вот оно не может быть совершенным
1:38:52
и а злое существо не может быть совершенным что зло не может быть совершенно а вот почему нормально как
1:38:58
граждане это очень просто да дело в том что что такое зло какое зло зло это
1:39:06
некая эти есть ли благ а это вот все это
1:39:12
благо это гармоничное устроение то шоковый для на зло музыку и злобная
1:39:19
для человека до болезнь отсутствие здоровье что такое зло там но я не знаю
1:39:27
вот как глупость это отсутствие кости до отсутствие образования
1:39:34
отсутствие наги там у собаки это зло дунии это она прыгает на трех ногах плохо вот то есть это потеря полноты
1:39:45
облава это полнота соответственно зло не может быть полным тогда она уже не злом
1:39:52
за зло оно уже не зло зло не может быть полным из и всецело зло всегда есть
1:39:59
отсутствие добра зло есть негативное категории поэтому декарт берет этого
1:40:05
злого духа как и телик ту алёну you возможность они как некую реальность понимаете и в общем-то
1:40:16
ну это как бы это это аксиома не просто
1:40:21
христианского всеобщего богословия все в общечеловеческого богословие докажет и
1:40:27
прекрасно стоит за такое зло зло это недавно я добыл альтернативы там скажет
1:40:33
а не то что вот стол это doblo от стула это зло так сказать нельзя понимаете но
1:40:39
когда он хочется сесть отсутствие стула это зло
1:40:45
пожалуйста добрый вечер а подскажите как
1:40:51
понимать утверждение что все-таки бог создал совершенный бог создал
1:40:58
совершенный мир в по совершенно законом но все-таки человек в нем не совершенен
1:41:03
то есть это как слабая сторона нет теории ниже нет свободы воли
1:41:10
вы же внимательно слушали потому что сказали обитель вопрос в том что судак вот от как это предполагает
1:41:17
свободу эмаль до декарт говорит что нет ничего более великого в человеке чем свобода ну
1:41:25
и засухи он говорить то что говорят о чем все христианские мыслители то есть свобода это главное качество
1:41:32
человека здесь он к быть он же учиться в иезуитском колледже эти вещи он знает
1:41:37
великолепно вот соответственно человек свободен следовать совершенным законом
1:41:46
или не следовать прийти в зале я видите как формулирую не
1:41:51
сама не следует w звук это не совсем категории до конца он сказать swollen
1:41:57
следовать совершенным законом божественным и тогда все будет хорошо или не следовать им и тогда будет все
1:42:05
плохо а чтобы следовать им их надо знать а чтобы знать надо познавать в этом весь
1:42:11
пафос научности вот научности современные на муки это познание мира и того чтобы следовать
1:42:18
законам часу не говорят божественно ну скажем природным законам но никто ведь звать из
1:42:25
ученых не ставит вопрос совершенства ты лопнул законов он везет за он мне
1:42:31
совершить закон свернуть к тени совершить вы слышали как титана ученого такое нет никто же так не скажите когда
1:42:37
или закон там не знаю там бойля-мариотта не совершите также никто не скажет вот
1:42:45
поэтому все подрывать что есть божественная вот это начало создавшая совершенный закон для об этом сейчас не
1:42:52
принято ведь почему тот же эйнштейн был в общем едущие хотя не был ни
1:42:57
христианина в нее у да ест много веса человек потому что он тоже понимал он открыл совершенный закон совершенный
1:43:04
закон который просто прекрасен и совершенен он не говоришь ни это закон
1:43:12
не очень хорош пожалуй его для работу по свету закон станет отличным как никогда
1:43:17
не задумываетесь вот так я чувствуешь созрел еще один вопрос
1:43:26
сейчас микрофон дадут да как методу познания вот этих законов опилок
1:43:34
самого здесь вами его заслуга да конечно его его заслуга не в том что он отводит новое значение разума в
1:43:40
познании законов его заслуга в том что он скажет человек я до человечьи ловеча
1:43:47
это разу это разу это не тело не душа не
1:43:53
бог в тебе это разум и разум свободный так бог создал но это вот твоя совесть
1:44:02
особенность до него наверное это предполагалось эти тут и был уверен в том что он разум как тульский а вот
1:44:09
именно не я так понимаю что он гонка метод вылечилась в геенну как же нет то что вы скажем классическая там модель до
1:44:19
разум уж конечно но это божественное в человеке это божественная человеке а
1:44:26
особенно закат что ничего божественного как такового нет сходная с богом это
1:44:33
свобода но это не то что это вот семя бога в человеке у неких божественных семян в человеке
1:44:41
нет человека чисто и творение понимаете в нем нет он не сын он
1:44:52
не дрожащий он творение но творение вот
1:44:59
с этой с этим разум познающим разуму
1:45:05
вот и вот это очень важно что он дал человеку вот этот уровень
1:45:11
в одну вся и 5 правильно это в этом есть и правда и не план как любой вич и мы
1:45:16
сейчас через там 350 лет триста почти 400 мы видим в общем и слабые и сильные
1:45:26
стороны декарта но тоже именно вот это это при ведь это
1:45:31
совершенно пленила европейский ум этого ждали ведь ли не
1:45:36
рубить пленяет ведь то чего все ждут это все ждали все ждали вот этого нового
1:45:42
слова человеке вот не средневековый кто оказался джила и сеть во многом анжи а
1:45:50
нового слова человек и декад произносит а то новое слово человеке то есть бэкон
1:45:55
говорит о мире галерей говорит о вселенной до каждый говорит о тебе а я
1:46:03
мог человеке о себе и поэтому это невероятно популярна и вот этот новый дикарский
1:46:10
человек он и создал современную науку он и создал современный мир он и создал
1:46:16
современную политику и вот когда мы сейчас 20 веке отходим в как девятнадцатом отходим от
1:46:22
абсолютизма в демократии мы в этом как ни странно возвращаемся ну на новом
1:46:29
витке конечно кто-то котовском пониманием выпали когда мы отходим от вот этого
1:46:35
представления и человека в познание законов мы открываем в человеке вот эту
1:46:41
глубину которая была зарплата христианскую глубину человек ведь вот в этом смысле декарт удивителен гай что он
1:46:49
бесконечно совершении нет конечно но от замечательный человек замечательный
1:46:55
человек который один пойдешь и удивительно тоже это вот на санс на и
1:47:01
явление когда человек начать верить в себя настолько же в 23 года может сказать я создам новую систему мира
1:47:09
познание мира пониманиями да я создам ее никто не создал но она должна быть ионную создает и может она не абсолютно
1:47:18
но на триста лет оно овладевает всем человечеством понимаете вот этот это
1:47:23
посильнее микеланджело да и даже леонардо да винчи так что ты то
1:47:29
смысле жалкая кстати г в завершение хочу сказать что то суждение о методе это 50
1:47:35
страниц 50 страниц прочтите это написано с сша на простым
1:47:41
языком интеллигентным простым языком это вы получите огромное удовольствие
1:47:46
французский язык немножко лаконично и те кто его знает сонома будет тяжеловат читать это не
1:47:52
современный французский язык хотя хорош 17 века язык хорошего а на
1:47:58
ушки перевод просто хороший прочтите поверите вы компенсируете то что вам не
1:48:04
до не дали в средней школе спасибо еще пожалуйста можно глупый вопрос еще
1:48:10
глупым уважаю глупому лектору почему почему будущих католикам но он тем не
1:48:16
менее постоянно оказывался на стороне протестантов вопрос на сама или ниже я
1:48:22
был в apple и глупый вопрос самых а лучшим вот объясняется это очень плохо потому что шла контрреформация и католический
1:48:29
мир он постоянно вот католическая церковь она же в отличии от а славно она очень ну цивилизованно да вот слова папы
1:48:38
абсолютно имеет значение и папы все оказывались запуску land это время
1:48:44
которые призывали назад вот к до
1:48:50
коперника всe caмa сознанию в тридцать третьем году когда был до свете своих
1:48:55
сил декарт было отрекся галилей это призвал
1:49:01
на этих чаще впечатления доказал об этом пишет все письма пишут друзьям об этом он потрясен был не столько малодушием
1:49:07
галилеи он бы сделал так же так сколько вообще тем что можно из человека
1:49:12
вымучить отвлечение от собственных идей вот поэтому в саму в свободной голландии
1:49:18
ему было проще какой-то не забудь что в это время и сам мир европы уже извинился
1:49:25
вот он уже конфессии не играл доминирующей роли скажем франции
1:49:34
католическое блокировалась протестантской швеции и сажал смесь с протестантской швеции плоть в
1:49:40
католической австрии в нидерланды то есть уже была игра политическое как
1:49:46
не имевший прямому отношений конфессиональных вот это вот особенность
1:49:53
тогдашнего тоже сознание то есть религия страшно было подорвано религиозными
1:49:59
войнами страшного религиозный воин начиная от гугенот sky войны и вот тридцатилетний особенно эта статья
1:50:07
именно это положило потом вот почему собственные идеи вольтера легли на
1:50:13
благоприятную почву потому что никто уже этому не фея иметь все это к долине к
1:50:20
оценка благословлял а вот это когда люди шли там в битву друг против друга ужасно
1:50:27
чуть очень жестокий были войны я говорю вот поэтому декарту было уютней в
1:50:35
свободной голландии где святого полной свободы слова да там его там кливи низкие
1:50:41
профессора там всячески при обилии даже запрещали студенты читать его работы но
1:50:47
это никак не могло сказаться на его там уголовным преследованием на чем это была интеллектуальная полемика полужесткая но
1:50:54
не более того вот ему там конечно было уют он во францию наезжал то имя от времени то шанс его союзником нидерландов и
1:51:01
очень джоном страшного не было но наезжаем в свою родную францию мы всегда был там неуютно он пишет он всегда бежал обратно
1:51:08
в говорить спасибо еще ну спасибо
1:51:13
[аплодисменты]

Поделиться: