ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ МОДЕРНИЗАЦИИ // СЕМИНАР-ЗАКРЫТИЕ ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

*https://www.youtube.com/watch?v=_TNlLnGYpyQ
**https://300.ya.ru/

пересказ видео

Начало семинара

  • Передача слова участникам в зуме
  • Начало семинара в центре исследования модернизации Европейского университета

Тема семинара

  • Пафос выступления: модернизация не закончилась
  • Возможность исторических и футуристических исследований модернизации

Завершение центра исследования модернизации

  • Последний день работы Павла Усанова в Европейском университете
  • Центр исследования модернизации прекращает существование внутри университета

Перспективы развития

  • Возможность переезда центра на новую площадку
  • Совмещение деятельности центра с институтом Хайка

Неформальная часть семинара

  • Воспоминания о центре исследования модернизации
  • Обсуждение дальнейших перспектив развития

Трактовка событий

  • Павел Усанов вышел из Европейского университета или университет вышел из него?
  • Продолжение просветительской и научной деятельности на новых площадках

Уроки прошлого

  • Анализ ошибок мейнстрима социальных наук
  • Пример Пола Энтони Самуэльсона и его ошибочных прогнозов

Прогнозы Фрэнсиса Фукуямы

  • Книга «Конец истории» и её мейнстримность
  • Несбывшиеся прогнозы Фукуямы и его продолжающийся авторитет

Концепция конца истории по Фукуяме

  • Фукуяма утверждает, что либеральная демократия является конечной стадией эволюции общества.
  • Он считает, что мир достиг совершенства в рамках либеральной демократии.

Исторический контекст и примеры

  • Фукуяма анализирует распространение либеральной демократии с 1790 по 1990 год.
  • Он отмечает, что либеральная демократия была установлена в Великобритании, Франции, Швеции и США.
  • В 1990 году к либеральным демократиям были отнесены Турция, Латвия, Литва, Эстония, Чили, Мексика, Венесуэла, Падствана, Намибия, Папуа Новая Гвинея и Израиль.

Критика и прогнозы

  • Схема Фукуямы подвергается критике за грубое обобщение и отсутствие научных аргументов.
  • Фукуяма прогнозирует рост либеральной демократии после краха советской экономики и берлинской стены.
  • Он утверждает, что тоталитарные режимы рухнули и не возродятся.

Роль Китая

  • Китай стал главным игроком в изменившемся мировом порядке после холодной войны.
  • В 1960 году ВВП Китая был значительно меньше ВВП США, но к 2018 году китайская экономика стала крупнейшей в мире.
  • Китай не стал двигаться в направлении либеральной демократии, что противоречит прогнозам Фукуямы.

Экономический рост Китая

  • Китай стал крупнейшей экономикой мира благодаря своему размеру и политике.
  • Коммунистическая партия Китая использует промышленный шпионаж и идеологию единого пути.
  • Политика протекционизма ограничивает доступ к внутреннему рынку для неугодных.

Прогнозы и реальность

  • Милтон Фридман и другие экономисты предсказывали демократизацию Китая после экономического роста.
  • В 1980-1990-е годы такие прогнозы казались логичными, но не сбылись.
  • Китай сохранил коммунистическую систему, несмотря на значительный экономический прогресс.

Коррупция и внутренние проблемы

  • В Китае высокий уровень коррупции, ежегодно обвиняются около 4 млн человек.
  • Коррупция пронизывает все сферы жизни, включая бизнес и государственные службы.
  • Примеры коррупции, такие как похищение трупов для перепродажи, показывают масштаб проблемы.

Ошибка Роузена

  • Генри Роузен прогнозировал, что Китай станет свободной страной к 2015 и 2025 годам.
  • Эти прогнозы не сбылись, Китай остаётся авторитарным государством.
  • Ошибка Роузена подчёркивает, что экономический рост не всегда приводит к демократизации.

Китай и его мировоззрение

  • Китайская цивилизация считает себя превосходящей другие культуры.
  • Конфуцианство является основой мировоззрения китайцев.
  • Китайцы считают европейцев варварами, не понимающими иероглифов и ритуалов.

Картина Сиба Кокона

  • На картине изображена встреча китайца, японца и европейца.
  • Китаец занимает центральное место, европеец — самое низкое.
  • Картина символизирует отношение Китая к Западу как к варварам с полезными технологиями.

Модернизация и Запад

  • Китай был унижен англичанами в опиумных войнах и прозябал в нищете большую часть XX века.
  • Дэн Сяопин осознал необходимость модернизации после посещения завода Nissan в Японии.
  • Китай начал рыночные реформы, но сохранил своё мировоззрение.

Различия между Китаем и Западом

  • Китай и Запад сильно отличаются в мировоззрении и институтах.
  • Запад основан на рационализме, праве, свободе слова и частной собственности.
  • Китай придерживается мистического пути познания, эволюционизма, почитания власти и прагматического империализма.

Китайская цивилизация и её особенности

  • Китайская цивилизация характеризуется медленным поглощением других культур.
  • В эстетике и живописи используются ассоциации, что объясняет обилие драконов и других существ.
  • Китай находится в конфликте с Западом, заимствуя рыночную экономику, но не правовые институты и идеи.

Основные элементы китайской цивилизации

  • Потестарность: подчинение старшим, включая правителя, который получает указания от неба.
  • Прагматизм: готовность решать проблемы, продолжая политику империализма.
  • Антилогоцентризм: отсутствие философов, сопоставимых с Аристотелем, или их уничтожение.
  • Партиципация к целому: стремление к хализму и целому.

Холодная война и её продолжение

  • Холодная война продолжается, и Китай побеждает.
  • Россия стала младшим партнёром Китая, уступая ему по размеру экономики и идеологии.
  • Прогнозы о победе либеральной демократии не сбылись, произошла смена лидеров.

Завершение выступления

  • Центр исследований модернизации Европейского университета закрывается, но его наследие будет продолжено в институте Хайка.
  • Автор цитирует Людвига фон Мизеса, подчёркивая важность практической мудрости и настойчивости в достижении целей.

Вопрос о теории модернизации и цивилизационном подходе

  • Автор признаёт, что его доклад отражает цивилизационный подход.
  • Теория модернизации предполагает универсальные этапы развития, но цивилизационный подход учитывает влияние идеологии и культуры.
  • Ключевой вопрос последних 30 лет — кто из них оказался более прав на данном историческом этапе.

Мир идей и их роль в политических и экономических процессах

  • Политические и экономические процессы определяются идеями, живущими в головах людей.
  • Идеи могут быть простыми и повседневными, а не только высокими абстракциями.
  • Китай придерживается мировоззрения, согласно которому Поднебесная является центром мира.

Ошибки в предсказаниях и роль идей

  • Экономический детерминизм не всегда объясняет политические изменения.
  • Ктай не стал демократичным, несмотря на экономический рост.
  • Идеи Австрийской экономической школы подчёркивают важность идей в экономических и политических процессах.

Модернизация и её длительность

  • Модернизация Китая занимает уже полвека, но это долгий процесс.
  • Германия также прошла долгий путь модернизации, прежде чем стала демократической.
  • Модернизация не всегда приводит к демократии, но демократия может быть необходима на определённом этапе.

Роль Фукуямы и его идеи

  • Фукуяма утверждал, что к 1990 году не осталось альтернативных великих идей, которые можно противопоставить демократии.
  • Новые автократы часто заявляют о своей приверженности демократии, но с оговорками.
  • Исламский фундаментализм предлагает альтернативную идею, но его влияние постепенно уменьшается.

Критика названий и важность содержания

  • Названия книг часто привлекают внимание, но не всегда отражают их содержание.
  • Важно изучать содержание книг, а не только их названия.
  • Модернизация и история не заканчиваются, несмотря на громкие заголовки.

Проект по постсоветской истории России

  • Дмитрий написал одну из глав энциклопедического справочника.
  • Главы будут тематические и теоретические.
  • Эволюционный взгляд Дмитрия уместен.

Неудачные прогнозы и их польза

  • Самуэльсон был прав, но ошибся в стране сравнения.
  • Неверные прогнозы могут быть полезны.

Преимущества центра модернизации

  • Плюрализм подходов и дискуссии были ключевыми.
  • Важно продолжать дискуссии, чтобы избежать доминирования одной точки зрения.

Ретроспективный анализ вместо прогнозов

  • Прогнозы не являются сильной частью социальных наук.
  • Центр модернизации занимался ретроспективным анализом.
  • Ретроспективный анализ более успешен, чем перспективный.

Модернизация и её альтернативы

  • Павел назвал доклад о Китае концом модернизации, но можно рассматривать это как модернизацию по-другому.
  • Андрей Павлович считает, что модернизация в России заканчивается.
  • Модернизация может быть адаптацией или вестернизацией.

Контрмодернизация на Западе

  • На Западе происходит контрмодернизация.
  • Страны, считавшиеся модернизированными, сворачивают либеральные принципы.
  • Запад идёт к России, а не наоборот.

Предложение о дискуссии

  • Андрей Павлович предлагает провести дискуссию по пяти позициям Дмитрия Травина.
  • Дискуссия может быть проведена онлайн или в квартире Андрея.

Прощание с центром модернизации

  • Андрей Павлович подводит итоги работы центра модернизации.
  • Он выражает благодарность коллегам и участникам семинаров.
  • Андрей Павлович надеется на продолжение исследований в новом формате.

Реакция на доклад

  • Андрей, писатель, делится впечатлениями от доклада.
  • Он отмечает важность темы и её влияние на его творчество.
  • Андрей подчёркивает, что центр модернизации начал понимать роль культуры.

Эпоха без будущего

  • Андрей утверждает, что впервые за 2500 лет у человечества нет представления о будущем.
  • Он ссылается на Фукуяму и критикует либерализм за его дискредитацию.
  • Андрей предупреждает о возможных катастрофах из-за неопределённости будущего.

Безопасность как новая идея

  • Дмитрий возражает Андрею, утверждая, что безопасность стала новой доминантной идеей.
  • Он отмечает, что безопасность вытеснила свободу и демократию в политических дебатах.
  • Дмитрий считает, что безопасность стала универсальным понятием.

Переход к неформальной части

  • Ведущий предлагает ускорить аплодисментами и завершить неформальную часть.
  • Онлайн-участники не смогут присоединиться к неформальной части.

Завершающая речь Виталия Королёва

  • Виталий Королёв сообщает о закрытии центра модернизации и создании центра Евразии.
  • Он выражает благодарность коллегам за совместную работу.
  • Виталий уверен, что исследования модернизации будут продолжаться.

Будущее исследований

  • Виталий подчёркивает, что модернизация и её исследование невозможно запретить.
  • Он выражает надежду на новые исследования и достижения.
  • Виталий благодарит коллег за поддержку и приглашает на будущий семинар.

Благодарности и признание

  • Автор выражает благодарность Владимиру Гельману за его книги по политологии.
  • Дмитрий Травин помог автору написать книгу про Америку, идея родилась в беседе с ним.

Планы на будущее

  • Автор надеется на дальнейшее движение вперёд и вверх.
  • Спасибо за пройденный этап.

Встреча и планы

  • Автор благодарит Владимира ещё раз и Женю.
  • Упоминается семинар, который состоится 14 числа.

Выбор места

  • Обсуждается, где остаться: здесь или наверху.
  • Автор предлагает остаться здесь, так как наверху не хватит места.

Расшифровка видео

0:12
Так, наговори. Значит, смотри, после того, как я выступаю, мы передаём слово тем, кто в зуме, чтобы посмотрю, чтобы
0:18
не было до сих пор, ну, чтобы у них было звук у меня. Ну вот как раз, когда у тебя это у них
0:23
всёже могу начинать, да? Давай страница.
0:31
Да, я включи 1830. Друзья, присаживайтесь, мы будем
0:37
начинать и заканчивать,
0:43
как сказать.
0:53
Здравствуйте, дорогие друзья. Рад вас приветствовать в центре исследования модернизации Европейского университета
1:00
на семинаре под говорящим названием, если не сказать кричащим названием Последний день модернизации.
1:08
Пафос сегодняшнего выступления состоит в том, что, на мой взгляд, сегодня как
1:14
раз-таки не последний день модернизации. И даже если мы согласимся с теми уважаемыми скептиками, которые
1:20
присутствуют на сегодняшнем семинаре, с Данилом Куцубинским, с Андреем
1:26
Застровцевым, что модернизация всё, невозможно запретить её исследовать, так
1:32
же как будут продолжать появляться исследования о Великой Французской революции, о крымской войне.
1:39
Также, по всей видимости, даже если согласиться с этим скептическим взглядом, что модернизация всё, она
1:46
может быть предметом исторического исследования, а возможно и футуристического исследования.
1:54
А кроме того, те, кто слышит название, любой проницательный
2:00
участник сегодняшнего семинара может спросить: последний день модернизации
2:05
чего? Потому что мы с вами говорим сегодня, как мне кажется, не столько о конце
2:13
модернизации, сколько о завершении существования того института, того университета,
2:20
который мы все с вами любили. По крайней мере, в том виде, каким он был последние 17 лет. Так что для меня сегодня
2:27
последний день Европейского университета. Я сегодня последний день работаю в этом заведении. Кроме того,
2:36
соответственно, мы с вами должны обсудить, что означает эта фраза: «Последний день
2:43
модернизации с точки зрения, а, дальнейших перспектив». Потому что, на мой взгляд, а сегодняшний последний день
2:51
может быть первым днём исследования модернизации или центра модернизации за
2:58
пределами Европейского университета. Во всяком случае, вспоминая знаменитый пример с Титаником, не самая плохая
3:04
новость за несколько часов, а может быть и дней до столкновения Титаника с айсбергом получить, пускай и небольшую,
3:11
но всё-таки лодочку, на которую можно отправиться в свободное плавание. Благо, такие возможности у нас есть. За
3:18
последние несколько лет мы с коллегами провели больше со0ка семинаров и лекций,
3:25
которые помогал мне организовывать мой друг и единомышленник Михаил Кравцов. в доме Айнрен на Невском проспекте 120. И
3:33
возможно речь идёт сегодня не о завершении этой темы, а о некотором переезде. Центр исследования
3:39
модернизации прекращает существование внутри Европейского университета, но, возможно, мы найдём новые формы, на что
3:45
у нас будет лето подумать, как совместить ту деятельность, которую мы совершали раньше, с деятельностью того
3:50
института, который я возглавляю. Институт Хайка существует меньше, чем центр исследования модернизации, но, по
3:57
крайней мере, несколько из участников центра исследования модернизации, и
4:03
Андрей Заостровцев, и Дмитрий Травин, и Владимир Гельман, выступали на конференциях института Хаика, капитализм
4:09
и свобода и выступали с открытыми лекциями. Так что мне кажется, что
4:15
сегодняшний семинар — это не только повод вспомнить предыдущие 17 лет. И в,
4:21
скажем так, неформальной части сегодняшнего семинара мы будем, конечно же, говорить о том, какие воспоминания у нас связаны с этим центром, и, возможно,
4:28
каждый выразит идеи относительно того, как мы могли бы развиваться дальше. Собственно, форму семинаров и лекций
4:33
ежемесячных можно продолжить на новой площадке. Форму припринтов, я думаю, при наличии краудфандинга можно также
4:40
продолжить. Ну а главное, как мне кажется, и показательное — это то, как
4:45
трактовать сегодняшние события. Вот сегодня я перестал быть руководителем центра исследований модернизации. И
4:52
можно сказать, что Павел Усанов вышел из Европейского университета. А можно
4:57
посмотреть на это событие. Иначе, простите за каламбур, можно сказать, что
5:02
Европейский университет вышел из Павла Усанова. Во всяком случае, по количеству
5:10
подписчиков YouTube канала, в общем, Европейский университет, так же как институт Хайка, своей миссии, одной из
5:16
миссий видит, конечно же, просветительскую деятельность, научную деятельность. И вот обратите внимание,
5:21
что Европейский университет содержит 22.100 подписчиков за все эти годы, что
5:27
существует Европейский университет. А у Павла Усанова, вашего покорного слуги, 25.100.
5:33
Так что, возможно, этот каламбур о том, что Европейский университет вышел из Павла Усанова, не совсем и каламбур. И
5:41
надеюсь, что и на базе этой площадки, и на базе нового места Институт Хайка на
5:47
Вневском 120, там, где находится дом Анрен, мы продолжим эту исследовательскую
5:53
деятельность. Но сегодняшний семинар, сегодняшнюю лекцию вслед за Дмитрием Травиным,
5:59
научным руководителем, бессменным лидером нашего центра, я бы хотел посвятить несколько стенаниям, несколько
6:06
плачу Ярославный о том, как прекрасно всё было и вот нас закрывают, сколько наученному, содержательному
6:12
исследованию. Я помню, как год назад Дмитрий Травин, увы, покидая Европейский университет, сделал доклад не о том, как
6:19
всё ужасно и как плохо, а по конкретной тематике. И мне бы хотелось, чтобы мы с
6:25
вами сегодняшний семинар провели в радости, как в настоящем греческом пиршестве, думая не сколько о конце
6:33
исследования модернизации, сколько о переходе в новое качество. Но, конечно
6:38
же, нам необходимо извлечь уроки из прошлого. Я не имею в виду прошлые центры исследования модернизации, про которые мы ещё будем сегодня с вами
6:44
говорить, а, скажем так, прошлые, связанные с социальными науками и прежде
6:49
всего с мейнстримом социальных наук. То есть можно сказать, что сегодняшний доклад — это попытка работать над
6:55
ошибками и выяснить, что пошло не так, если оно действительно пошло не так и в какой момент. Начну я немножко издалека
7:02
из своей собственной профессиональной сферы. Перед вами портрет знаменитого экономиста Пола Энтони Самуэльсона,
7:09
лауреата Нобелевской премии по экономике, первого экономиста из США, который удостоился этой премии, автора
7:17
учебника Economicс, который переводился на всевозможные языки и сдавался, по-моему, раз 20. До сих пор огромное
7:23
количество учебников по экономике, экономикс, они так или иначе подражают первым изданием
7:31
Пола Энтони Смуэльсона, которые появились в конце сороковых, пятидесятых годов. И вот этот выдающийся учёный
7:37
математического направления в экономике, несомненно, сторонник мейнстрима,
7:43
а в своём учебнике сделал следующий прогноз. Этот прогноз касался развития
7:48
двух на тот момент важных экономик мира. Это Соединённые Штаты Америки и
7:55
Советский Союз. Вы видите на этой картинке, собственно, скрин из этого учебника. Он появился ещё в первых
8:02
изданиях, то есть в начале шестидесятых годов, где Пол Самуэл Ээльсон с математической строгостью доказывал, что
8:08
к 1980 году российская, то есть не российская, а советская экономика может
8:14
догнать американскую, а уже к 2000 году, несомненно, она превзойдёт масштаб
8:21
деятельности, соответственно, американской экономики. И большая часть
8:26
обществоведов, западных обществоведов считали, что действительно советская плановая экономика конкурентоспособна,
8:32
жизнеспособна. И вот этот прогнозэльсона не исчезал из учебников вплоть до
8:38
крушения берлинской стены. То есть авторитет Самуэльсона никуда не
8:43
делся, уважение к математическому мейнстриму никуда не делось. А но вот почему-то выяснилось, что один из
8:49
ключевых прогнозов, связанных с развитием советской экономики, оказался полностью неудовлетворительным. При этом
8:55
десятилетия Самуэльсон и коллеги потратили на то, чтобы дискредитировать всякого критика советской плановой
9:02
экономики. Мизовий хайку доставалось больше всего от Самуэлэльсонат мейнстримов, как от сторонников
9:08
лженаучного э учения австрийской экономической школы. Самуэльсон оказался
9:14
не прав. Австрийская экономическая школа оказалась права, но авторитет Самуэльсона и Мейнстрима никуда не
9:21
делся. Беда состоит в том, что у нас очень часто репутация не исчезает вместе с провальными прогнозами, которые делают
9:28
те или иные аналитики. Достаточно посмотреть на реальные данные. Ну, вы все знаете, чем закончилась история
9:34
Советского Союза. А вот что касается ВВП на душу населения с учётом паритета
9:39
покупательной способности Советского Союза и США, мы видим, что никакого существенного сближения не было даже в
9:46
те годы разрыв увеличивался, и последние 50 лет — это значительное отставание
9:53
российской экономики, а до этого советской экономики от американской экономики. То есть получается, что такой
9:59
уважаемый экономист ошибался в глобальных своих предсказаниях, на чём
10:05
основывались не только политические выводы, но и научные исследования. По
10:12
всей видимости, такой взгляд следовало бы пересмотреть. Есть другой прогноз, который тоже был в
10:20
своё время абсолютно мейнстримным и, в общем, практически с ним мало кто
10:26
спорил. Это прогнозы или описание тенденции
10:32
американского политолога, наверное, так можно сказать, японского происхождения Фрэнсиса
10:37
Факуямы, который в конце восьмидесятых, начале девяностых годов написал нашумевшую книгу «Конец истории». В
10:43
отличие от Саймуля Хантингтона, его протагониста Факуяма, насколько я понимаю, здравствует и до сегодняшнего
10:49
дня, и несмотря на то, что прогнозы его, мягко говоря, не слишком сбылись, он продолжает пользоваться авторитетом. В
10:56
принципе, так же, как и Пол Энтони Самуэльс. Давайте обратимся к общей
11:02
картине, которая была предложена Фукуямы в конце восьмидесятых, конце девяностых годов. Для простоты можно сказать, что
11:08
это знаменитая советская пятичленка без последней стадии общественно-экономических формаций. То
11:13
есть Фукуяма, будучи достаточно левым интеллектуалом, цитируя Маркса, цитируя
11:19
Кожева, Гегеля, понимая смысл истории, говорит о том, что конечная стадия эволюции, которую можно себе помыслить —
11:26
это, на самом деле, либеральная демократия или в этой схеме — это
11:31
капитализм. Если в марксистской схеме пятая стадия общественно-экономических формаций — это коммунизм, то,
11:36
соответственно, Фукуяма можно сказать, что провозгласил конец истории как вот ээ невозможность представить себе более
11:44
совершенный мир, чем мир либеральной демократии, который в этой схеме восторжествовал.
11:51
Этот выдающийся учёный в своей книге предложил нам картину того, что
11:57
происходило и происходит в не только западном мире, но и во всём мире как
12:02
таковом. Вот перед вами схема, где, а, изображены различные страны и периоды
12:12
с либеральными демократиями. А можно вот эту каким-то образом штучку убрать сверху? О’кей, наверное, да?
12:19
Да. а, либеральной демократии в мировом, а, масштабе с 1790 года по 1990 год. Э,
12:29
удивительным образом автор этого исследования посчитал возможным крестиками, ну, не ноликами, а просто
12:35
крестиками отмечать либеральной демократии. То есть не в каких-то коэффициентах, ни в каких-то
12:40
более-лименее показателях. А вот крестик, есть либеральной демократии или нет либеральной демократии. Ну, для
12:46
начала обратим внимание на такие страны, как Великобритания и Франции, где в 1848
12:51
году появилась либеральная демократия, а во Франции она уже была в 1790 году, что
12:57
может кого-то удивить. В Швеции она была аж с начала XX века. Ну, либеральная
13:03
демократия без всеобщего избирательного права, наверное, это какой-то нонсенс. В Соединённых Штатах либеральная демократия с точки зрения Фукуяма была
13:09
аж 1790 года. То есть, собственно, с отцов основателей. Кроме того, Швеция, которая в девяностом
13:17
году характеризовалась долей государственных расходов ВВП больше 60%, также отнесена к либеральным
13:23
демократиям. Подразумевается, что если а экономики перераспределяются через
13:30
государство, это так или иначе либеральная демократия. Но это не самое интересное в оценке событий девяностого
13:37
года с точки зрения Фукуян. Эта таблица продолжается, где на второй странице
13:42
есть такие либеральные демократии, как Турция, Латвия, Литва, Эстония. Это в 1990 году,
13:50
повторяюсь, Чили, наверное, противники генерала Пиначета ужаснулись бы тому,
13:55
что с точки зрения Фукуямы, Чили — это либеральная демократия. Мексика, которая
14:01
с точки зрения Ажимоглы и Робинсов, знаменитой книги «Почему одни страны богатые, а другие нет» является
14:09
всегда контрпримером США. То есть в США инклюзивные институты, а в Мексике эк
14:16
экстрактивные, соответственно, институты. И демократия есть в Америке, но нету демократии в Мексике. Кстати, вы
14:23
знаете, что, несмотря на вот эти все исследования, в прошлом году Аджиму-таки
14:28
получил Нобелевскую премию за свои предсказания о том, что страны богатые там, где есть демократия.
14:35
Вот насколько эти прогнозываются, мы ещё с вами об этом поговорим. Такая замечательная страна, как Венесуэла и
14:40
африканские страны, такие как Падствана, Намибия, такие страны, как папы Новая Гвинея, даже Израиль, это всё
14:48
либеральные демократии. к 1990 году в красивой схеме Фрэнсиса Факуя. Ну, я
14:55
думаю, что все понимают, насколько эта схема очень далека от, скажем так, научного способа аргументации, начиная с
15:01
того, что крестики нолики — это слишком грубое обобщение. Тем не менее, думаю,
15:06
что основной дискурс был заложен именно Пукуямой. А вот как он описывает
15:13
события, которые с его точки зрения нас ждут. После краха советской плановой экономики, после краха берлинской стены.
15:20
Процент мирового населения, живущего при демократическом правлении, резко вырастет.
15:26
Вот такой вот прогноз делает нам Факуям. Но как настоящий прогнозист, боящийся, что ему потом надают по ушам, он делает
15:34
уточнение. Если в следующем поколении демократизируется Советский Союз и Китай, то есть, вообще-то говоря, это
15:40
уточнение, ну, если не для идиотов, то не понятно для кого, потому что если если, э, как бы кое-что есть у бабушки,
15:49
то это, конечно же, дедушка. Но, ээ, если вы действительно хотите прогнозировать, то речь идёт, конечно
15:56
же, не о том, что если Советский Союз и Китай, а то, что это действительно произойдёт. И дальше из этого уточнения
16:04
делается нескромный вывод. Не приходится сомневаться, что рость либеральной демократии вместе с её спутником,
16:10
экономическим либерализмом, является самым удивительным политическим феноменом последних 400
16:16
лет. А можно много цитат найти в этой книге, которые иначе как Wishful
16:23
Thinking или прекраснодушными тяжело назвать. Например, э, Факуяма говорит о
16:29
том, что, вообще-то говоря, не надо пытаться бороться с тоталитарными режимами. Они уже рухнули, и никогда
16:36
вновь они не возродятся. Вы, пытающиеся бороться с тоталитарными режимами в
16:41
конце XX века, похожи на человека, который заставляет проходить химиотерапию тем, кто уже удачно
16:47
излечился. И, соответственно, Советский Союз или то, что от него осталось, оно как бы всё движется и будет двигаться в
16:55
сторону либеральной демократии. А те, кто как Хантингтон считает, что всё несколько сложнее, они на самом деле
17:03
пытаются как бы лечить человека от заболевания, которого его уже этого
17:09
заболевания нет. Тоталитарных тенденций, авторитаризма в этих странах нет. Ну, кроме того, Фукуяма говорит о том,
17:15
какими слабыми оказались сильные государства, как они оказались не способны сохранить свою власть. И даже
17:22
Бровурна замечает, что через 200 лет после французской революции мы должны
17:27
констатировать окончательный крах тоталитарных и диктаторских режимов. Волна демократизации неизбежна, и нас
17:35
впереди ждёт только светлое будущее. Что же пошло не так? И кто, на мой взгляд,
17:41
главный виновник этого процесса? Это слово состоит из пяти букв. И второе слово, буква И. Это, конечно же, Китай.
17:49
На мой взгляд, именно Китай фактически стал главным игроком в изменившемся
17:55
Вальсе. Вальс после Второй мировой войны — это вальс холодной войны. Соответственно, с одной стороны — это
18:02
Соединённые Штаты Америки, с другой стороны Советский Союз. Дискурс Фукуямы и многих других исследователей состоял в
18:07
том, что холодная война завершилась поражением Советского Союза. Может быть, более точной картиной была бы та, что
18:14
была смена партнёра. То есть один из партнёров сел на скамейку запасных, а другой вышел продолжать танцевать вальс.
18:22
И этим кем-то стал Китай. Я должен сказать уважаемым коллегам, что где-то
18:28
неделю назад на моём YouTube канале вышла большая лекция двух с почасовая, посвящённая современному Китаю и
18:34
особенностям китайской цивилизации. Я сознательно занимался этим в течение года, потому что предполагал, что эти
18:41
исследования могут быть полезны для центра исследования модернизации Европейского университета. Но так он
18:46
прекращает свою деятельность, эти исследования уже достаются новым институциям и новым проектам. Это я
18:53
говорю к тому, что много аргументов сегодня будут в сжатом виде представлены. Мне не получится всё вам
18:59
рассказать о том, что с моей точки зрения характеризует и китайскую экономику, и китайскую цивилизацию. Ну,
19:06
начнём с того, что один из, опять же, ключевых дискурсов, период жизни, ну, не жизни, а период публикования книги
19:12
Фукуямы, а это, а, разрыв, великое
19:17
отставание, которое сложилось между, с одной стороны, Китаем и западным миром.
19:24
К 1960 году ВВП Китая был всего лишь 92 млрд долларов, в то время как ВВП США
19:33
превышал 1 триллион. То есть американская экономика была в 10 раз, если не больше,
19:39
крупнее, чем китайская экономика, которая никак не могла выйти из своих
19:46
проблем. То Маутдзудун пытался устроить великий рывок, то культурную революцию,
19:54
и то, и другое тащило Китай всё дальше и дальше вниз. То есть, собственно,
19:59
великое расхождение, то, о чём говорил помиранец, это фактически один из ключевых, можно сказать, фактов, если не
20:07
аксиом для общественных исследований середины, второй половины XX века. Вот
20:13
посмотрите, красным здесь изображён Китай, а чёрным, например, изображена Британия.
20:20
Британская империя уже превосходила Китай значительно к завершению тех самых
20:26
опиумных войн. В середине XX века расхождение было просто космическим. И
20:32
что же стало происходить в отношении Китая, в отношении Запада в последующие
20:38
периоды времени? Должен вас поздравить, если вы не в курсе, сейчас крупнейшей экономикой мира является не американская
20:44
экономика, какой она была последние м, ну, где-то 100, наверное, лет. Мы,
20:50
наверное, можем последовательно говорить о пакс Британика где-то до Первой мировой войны, потом Пакс Американа с,
20:57
наверное, Первой мировой войны до, и мы теперь уже видим даже эту дату, 2018
21:03
года. Это ВВП Китая с учётом паритета покупательной
21:09
способности по сравнению с Соединёнными Штатами Америки. Вы помните, что один из лозунгов коммунистов в Советском Союзе
21:16
был догнать и перегнать Америку. Советский Союз выбыл из этой гонки.
21:22
А вот мы все прекрасно знаем, как это происходило.
21:27
И казалось бы, если холодная война закончилась и восторжествовала либеральная демократия, то дальше все
21:33
страны так или иначе должны пойти по этому пути. И страна, которая, в общем, не стала
21:40
двигаться в этом направлении — это, конечно же, Китай,
21:45
наращивая свою экономическую мощь вплоть до таких масштабов, которые делают
21:51
китайскую экономику на данный момент крупнейшей, повторюсь, крупнейшей экономикой мира. Да, ВВП на душе
21:58
население Китая значительно меньше США, но с точки зрения влияния на геополитику
22:05
ключевой фактор — это размер экономики, чем Китай постоянно и пользуется. Это не только касается промышленного шпионажа,
22:11
который постоянно используется коммунистической партией Китая. Это идеология единого пути, который
22:17
фактически навязывается Китаем в модели мы даём вам инвестиции и деньги в инфраструктуру, а в обмен вы
22:23
поддерживаете геополитическую программу Китая. в частности, в отношении Гонконга. Это постоянно политика
22:30
протекционизма, которая заключается в том, чтобы не допускать до внутреннего рынка тех, кто так или иначе политически
22:37
неугоден. Собственно, к началу XXI века мы видим с вами крупнейшую экономику
22:43
мира, возглавляемую коммунистической партией. В восьмидесятые, девяностые годы это
22:48
было немыслимо. Когда Милтон Фридман писал свои знаменитые книги капитализм и свобода, он говорил, что пример Чили
22:55
показывает, что вначале экономический рост обеспечивает благосостояние, а
23:00
потом более высокое благосостояние обеспечивает изменения политических институтов.
23:06
И когда происходила демократизация Чили, то есть, собственно говоря, подвинули
23:12
Пиначета, Фридман говорил: «Вот как замечательно всё происходит». И такой же прогноз
23:17
делали Ажимугл и Робинсон в своей знаметой книге «Почему одни государственный плакаты и другие бедные», что Китай является, ну, как бы
23:25
ахиллесовой питой их модели, потому что если по-настоящему есть причинная следственная связь между
23:31
демократией и благосостоянием, тогда Китай должен демократизироваться. И Аджимогу Робинсона, также многие другие
23:37
исследования говорили: «Но это обязательно произойдёт. Если не сейчас, то дальше». Я помню исследователей по
23:42
Китаю, которые 10-15 лет назад объясняли всему миру, что вы не понимаете Китай — это особая страна. Да, там
23:48
коммунистическая партия обладает монополией, но там не может никто узурпировать власть. Там не может ни один человек сделать себя пожизненным
23:55
правителем. Вот говорили самые, наверное, авторитетные, влиятельные китаеведы 15 лет назад, 10 лет назад.
24:03
Ну, мы видим, что значительно изменилась картинка. Да, сегодня, конечно же,
24:09
Соединённые Штаты Америки в номинальном выражении, повторюсь, в номинальном, являются крупнейшей экономикой мира. То
24:14
есть это без учёта уровня цен, так как цен всё-таки в Китае ниже. Мы должны понять, что Китай является действительно
24:21
сейчас геополитическим противником Соединённых Штатов Америки. Найдите здесь Россию. Вот вы видите 1,8. И вам
24:29
станет понятно, каков расклад игры на сегодняшний момент. То есть так же, как
24:36
например можно описать Римскую империю в параболическом виде,
24:41
то есть если взять размер экономики Римской империи, то где-то кто веку она достигнет пика и начнётся спад. Если мы
24:49
возьмём британскую империю, мы также видим параболическую связь. Где-то доля
24:55
Великобритании увеличивается до максимума в последние трети X века, потом начинает угасать. И примерно то же
25:02
самое мы можем наблюдать и в отношении американской экономики и пакса американ.
25:08
Вот смотрите, как было всё прекрасно где-нибудь в девяностые годы прошлого века. Мы видим, что американская
25:15
экономика является крупнейшей, она сильно превосходит остальные, то есть примерно 35% мирового ВВП производится в
25:25
США. Страна, которая пыталась догнать Америку — это Япония. Она рассматривалась как такой значительный
25:32
вызов для американцев, достигла максимума где-то в конце восьмидесятых годов. Потом в Японии начался кризис. И
25:38
вы видите, что стало происходить с японской экономикой и с долей японской экономики. мировом ВВП. А вот китайская
25:45
экономика стала быстро развиваться. Видите, красная линия, это как раз-таки линия, показывающая доля, показывающая
25:52
долю Китая в мировом ВВП. Если на этом графике ещё не видно, что эти линии
25:57
сошлись, то, повторюсь, в более детальный анализ показывает, что в 2018
26:03
году произошло историческое событие. Крупнейшей экономикой мира по ВВП с
26:09
учётом паритета покупательной способности стал Китай. Страна, которой уровень бедности ещё 50 лет назад был
26:16
88%. 88% населения Китая жило за чертой бедности. Сейчас 1%.
26:23
А это одно из достижений того, что в Китае был очень высокий после денупи и
26:28
во время денупина экономический уровень экономических свобод. В Китае не было антимонопольных служб. В Китае до сих
26:35
пор нет профсоюзов. В Китае доля государственных расходов ВВП была на уровне 15-16%.
26:41
Это по сравнению со Швецией, где было порядка 60ти. То есть нагрузка на экономику была низкой. Китайцы взяли,
26:47
скажем так, западную модель экономического развития, но сохранили свою по-настоящему специфику. Да, то,
26:54
что происходило на площади Тяняньмы, фактически символизирует, помните вот эту знаменитую фотографию, когда человек
27:00
стоит напротив танка и нам показывает, что это борьба человека против систем. Но а что после этой площади изменилось в
27:06
Китае с точки с точки зрения движения в сторону индивидуальных прав и свобод или демократии? Кто победил? Танк перед этим
27:14
человеком или человек, который со войсками стоял напротив танка? Ну, красивая фотография получилась, но,
27:20
кажется, всё-таки процесс пошёл в какую-то другую сторону. А при этом
27:27
китайская экономика оказывается довольно загадочной с точки зрения того, как устроены внутренние процессы. Ну вот
27:33
знаменитая книга Коуза вместе с китайским автором называется «Как Китал
27:39
как Китай стал капиталистическим». Хотя я сомневаюсь, что можно говорить о по-настоящему капиталистическом
27:45
обществе, где происходят вот такие, например, события, которые никуда не
27:50
делись и сейчас, в 2025 году. Вот, например, новость 2014 года. У мелкого
27:56
китайского чиновника при обыске обнаружили 37 кг золота и 20 млн долларов. Чем же занимался этот мелкий
28:02
чиновник? Аа
28:08
он занимался поставками воды для курортного городка Бейдай в 200 км от
28:14
столицы КНР. То есть на воде умудрился украсть 37 кг золота и 20 млн долларов.
28:21
Можно представить себе масштаб коррупции в более крупных областях. В Китае
28:26
ежегодно примерно 4 млн человек подвергаются обвинениям в коррупции и воровстве. То
28:33
есть это число, сопоставимое жиз с численностью населения в нашем городе. То есть вот такое количество человек так
28:39
или иначе обвиняется в коррупции. При этом коррупция никуда не исчезает. Все проблемы так или иначе решаются через
28:45
коррупцию. Цена коррупционных сделок растёт. Смертная казнь ничего не может
28:50
изменить. И продолжается это в 2025 году. Вот одна из новостей. В Китае преступники похитили из крематория 4.000
28:57
тел для перепродажи. Ну, в общем, довольно прагматическая цивилизация, стремящаяся к материальному господству,
29:03
в том числе похитили 4.000 трупов для перепродажи. Китайская полиция расследует дело против
29:10
преступной сети, участники которой похитили из крематориев более 4.000 трупов для перепродажи.
29:16
А вот такой вот бизнес, по всей видимости, крышуемый, в том числе, коммунистической партии. Так вот,
29:22
возвращаемся ключевой идее, что Китай на самом деле будет демократизироваться вслед за экономическим ростом. То есть
29:29
вы понимаете масштаб, да? То есть всё-таки Китай стал крупнейшей экономикой мира. Это не вопрос обсуждения, что там в России удались, не
29:36
удались рыночные реформы, хороший или плохой был Ельцин. Потому что российская экономика — это 2% мирового ВВП, а
29:43
сейчас китайская экономика крупнейшая экономика мира. То есть это всё серьёзные разговоры. И, следовательно,
29:50
прогноз, связанный с тем, что в Китае будет происходить демократизация, он, по всей видимости, искажал нашу глобальную
29:57
картину. В честь вслед за Андрей Павловичем можно назвать
30:02
эту ошибку ошибкой Роузена. Вот его статья Генри Роузен. Она была опубликована вначале в девяностые годы,
30:09
потом в 2007 году и заключалась в том, что ставился вопрос, когда Китай станет
30:15
свободной страной. Вот как выглядел этот прогноз. Впервые Роузен сформулировал
30:21
своё предсказание в девяностом году и к 2015 году говорил о том, что Китай будет
30:29
свободной страной по Freedomхаусу. В 2007 году он продолжил прогнозировать,
30:36
как выразился Джулиан Саймон, который в семидесятые годы предсказывал, что на Манхэттене будет голод и в результате
30:42
глобального потепления он уйдёт под воду. Он сказал: «Да, мои прогнозы не сбылись, но вас ужаснут мои новые
30:48
прогнозы». Так вот, нас должны ужаснуть новые прогнозы этого выдающегося
30:54
исследователя. Он сказал, что к 2025 году, то есть у нас есть возможность
31:00
засвидетельствовать, произошло это или нет, Китай должен был стать полностью или частично свободным по методологии
31:06
организации Freedom House. А ошибку эту Андрей Павлович предлагает
31:11
назвать ошибкой Роузеen. Ну, наверное, не нужно говорить, что Китай за последние 10 лет, за последние 20 лет,
31:17
за последние 30 лет, за последние 40 лет, за последние 50 лет не стал более
31:22
свободным с точки зрения демократических институтов. Вот тот самый Freedomхау, мировой индекс на данный момент за 2023
31:30
год самые коричневые — это наименее свободные. Вот вы видите, нет никаких
31:36
сомнений в том, что Китай не только не двинулся в сторону свободы, но, кажется, упролся в этом своём статусе. То есть
31:43
коричневый цвет, он свидетельствует о минимальном уровне свобод в этой стране.
31:49
Их даже меньше, чем в нашей с вами многострадальной родине. То есть это, по
31:55
всей видимости, о чём-то говорит. То есть прогноз прогноз Роузена, так же как прогноз Самуэльсона, не сбылся. А это
32:01
мейнстримные прогнозы. Их довольно много было. То есть, ещё раз говорю, вот в прошлом году Нобелевскую получили,
32:07
получил Аджимогул, который фактически то же самое предсказывал по отношению к Китаю. Китай будет демократизироваться.
32:14
Ну вот как-то пока он явно не демократизируется, а движется в другом направлении. Возникает вопрос: а почему?
32:21
Почему Китай именно так стал себя вести? В чём его специфика?
32:26
Почему он пошёл своеобразным путём? Вот след за Дмитрием Травиным, который несколько раз прекрасно
32:32
продемонстрировал на семинарах нашего центра, как можно с помощью искусства, в частности итальянской живописи, понимать
32:38
процесс модернизации в, в частности, в Италии, в целом в Западной Европе. Я также попытался обратиться к искусству и
32:45
в данном случае к живописи художника, которого зовут Сиба Кокон. И на этой
32:52
картине изображена встреча, встреча китайца, японца и европейца. Эта картина
32:58
нарисована в конце XV, начале XIX веков, когда, собственно, господство Европы,
33:05
ну, практически было неоспоримым. Оно дальше станет ещё больше, но нет никаких сомнений в том, кто был лидером по
33:12
технологиям, по экономике, по медицине во всех областях. Это была, конечно же, Европа. характерная особенность этой
33:19
картины, раскрывающая, как мне кажется, суть, ну, скажем так, мировоззрения
33:25
или идеологии китайки китайской цивилизации. Здесь у нас изображён
33:31
конфуцианец слева сидящий. Это, конечно же, представитель Китая. Посередине представитель Японии. Ему
33:37
предоставляется самое высокое место как гостю. И самое низкое место в этой
33:42
схеме, в этой картинке занимает, ну, по всей видимости голландец.
33:48
который олицетворяет тем самым всю Европу. Обратите внимание, что
33:55
хозяин этой встречи, конфуцианец, очевидно, на столе держит перед собой
34:00
свитки. Это учение, учение китайской цивилизации. Кнфуцианство является
34:05
основой мировоззрения китайцев, который так или иначе смотрит на все
34:11
остальные цивилизации как на не вполне полноценные. Ну, во-первых, европейцы не понимают ничего в иероглифов, являются в
34:17
этом смысле дикарями, и они не знают ничего о демонах, о духах, о ритуалах,
34:23
которыми наполнена жизнь китайской цивилизации. То есть настоящая духовность, но и сверх того технические
34:29
достижения. Сравните Китай в этом смысле с Индией. Китай в XV веке превосходил
34:34
Европу во многих отношениях, не духовно, спиритуально, как сказала бы Индия, а вполне себе технически. Но мы видим, что
34:41
самое низкое место в этой картине занимает европеец. Да, он должен дать знания. Вот смотрите, он с книгой, с
34:48
книгой по анатомии. Что ж, мы дадим варварам. Варвары именно так смотрели
34:54
китайцы на западную цивилизацию. Мы дадим им возможность помочь нам в
34:59
модернизации, скажем так. Но они должны знать своё место. Оно всегда будет более
35:06
низким, потому что наша культура превосходит остальные культуры. И в этом смысле характерно, что это не
35:12
вся картинка, это часть её. А та часть, которая не видна, находится чуть выше.
35:18
А чуть выше находится пагода, которая в огне. Напомню, это конец XV, начало XIX веков.
35:26
И мы видим три группы людей, которые пытаются потушить эту пагоду. Ну, очевидно, что это хорошая аллюзия на
35:33
проблемы в связанные, в частности, с модернизацией. Горит дом, горит культура, надо что-то с этим делать.
35:39
Обратите внимание, что здесь три группы людей, также рифмующиеся с тремя людьми
35:45
за столом. Это слева вверху китайцы, которые с вёдрами пытаются, пускай
35:52
неэффективно, но потушить пожар. Справа японцы. Обратите внимание, что если как
35:59
гость японец достоин центрального места, то миссия его как человека, в общем-то,
36:05
не слишком далёкого, потому что японцы изображены справа, которые вместо того,
36:10
чтобы использовать воду для тушения пожара, занимаются сумо и принимают
36:15
ванны. То есть они, как бы это сказать, далеки от решения ключевых проблем.
36:22
Вместо того, чтобы воду использовать для тушения, они занимаются сумом. И, наконец, центральные герои — это как
36:30
раз-таки голландцы, вот видите, у которых есть шланг пожарный, практически пожарная машина, технология немыслимая
36:36
для Китая и Японии тех времён. Что, мне кажется, символизирует эта
36:42
картина XV, начала XIX веков. Она символизирует то, как Китай относился,
36:48
относится и будет относиться к Западу, как к варварам, которые в какой-то момент времени придумали фишку.
36:55
техническую, которую мы должны у них забрать. Помните знаменитые слова Владимира Ильича? Мы возьмём у буржуазии
37:03
верёвку, купим у Буржизии верёвку и на этой же верёвке её повесим. Можно сказать, ну, здесь не говорится о
37:09
том, что повесим. Мы возьмём у голландцев, у европейцев их технологии, но мы будем понимать, что они варвары,
37:16
потому что не владеют тем, что характерно для Поднебесной. Они не владеют ни иероглифами, ни ритуалами.
37:23
Они не общаются с теми духами, которые обеспечивают правление Поднебесный. Так что Поднебесный как бы такой очень
37:29
долгосрочный взгляд на цивилизацию, на свою роль. А Китай превосходил Европу,
37:35
чувствовал своё превосходство. Потом он был унижен англичанами в двух опиумных войнах. Потом большую часть XX века он
37:43
прозебал в нищете. И вот наконец Китай смог поднять
37:49
свою экономику вверх. Но тем не менее взгляд на все остальные цивилизации остался таким же. Вот, в частности,
37:57
Лисевич, автор книги Мозаики китайской экономики, один из китаеведов, цитирует
38:03
философа II века Мендзы: «Я слыхал, что китайцы воспитывают варваров, но не
38:08
слыхал, чтобы варвары кого-либо воспитывали». Сам же китайцы смотрели на европейцев свысока, поскольку те по всем
38:14
признакам относились к варварам. Как я уже говорил. Во-первых, поголовно не знали иероглифов. Те из вас, кто не
38:19
знают иероглифов, конечно же, тоже варвары. И, следовательно, с китайской точки зрения оставались неграмотными. А
38:25
во-вторых, не знали ритуала, так называемые китайские церемонии. Значит, были хуже самой последней крысы. Кужи
38:32
самой последней крысы, пребывающей в своём первобытном состоянии, неразумной и мерзкой твари.
38:37
Вот, казалось бы, ну, это далёкие слова никому неизвестного философы. Возьмём
38:42
другого философа китайского по отношению Запада. Фанье. Западные варвары по
38:48
природе своей развратны и пусты. Они не следуют китайским установлениям, и нет у них классических книг. Дауд Дзидзын они
38:55
не написали и дзин они не читают. Раз уж привели они священный путь в упадах, нет им ни опоры, ни удержу,
39:02
пишет в V веке китайский мыслитель. Возьмём XX век.
39:08
Маудздун заявил, что к знаниям буржуазного западного профессора следует относиться
39:14
как к собачьему, извините, пуку. Ничего. нестоящему, заслуживающему только
39:20
презрения, насмешки и осуждения. Ну, в общем, Китай много времени потратил на то, чтобы
39:27
пытаться идти своим путём до тех пор, пока Ден Цаупин, не приехав на завод Nissan в Японии, не увидел, как всё это
39:34
работает, и сказал: «Я теперь понял, что такое модернизация». Деняупин увидел, что такое модернизация.
39:40
Для него это был завод Nissan. Вот что нужно брать. И китайцы его взяли.
39:46
Собственно, они начали, можно сказать, рыночные реформы. Денупин прямо так сказал: «Неважно, какого цвета кошка,
39:52
важно, чтобы она ловила мышей. А если эта кошка будет всё это делать под руководством коммунистической партии,
39:59
тем лучше. Она же всё-таки может быть красной всё равно, в конце концов». Так что отношение Китая к
40:07
Западу, по всей видимости, мало изменилось с тех времён.
40:14
А, то есть, если мы будем сравнивать Китай и Запад, западную цивилизацию, то
40:21
они очень сильно отличаются друг от друга в нескольких пунктах. То есть не всех, а можно сказать, во всех пунктах.
40:28
В рамках курса в институте Хаика, который называется История западной цивилизации, а ваш покорный слуга не
40:35
только рассказал о истории этой цивилизации, но и о том, какие идеи в определённый момент и какие институты
40:40
сделали эту цивилизацию самой развитой в экономическом, политическом, культурном отношении. Китай в этом смысле всё будет
40:47
делать по своему образу подобию. И как сказал один из исследователей, по-настоящему победа Китая — это
40:52
поражение западной, в том числе, демократии. Потому что Китай будет делать во всём мире всё по своему
40:59
образу, подобию. Внутренней демократии там, конечно же, нет. Так вот, ключевые западные идеи, институты. Разум как
41:06
единственный инструмент познания, рационализм. Всё началось ещё с древних греков. Кстати, логика в Китае вообще не
41:11
прижилась. Там нету мыслителей, которые бы разрабатывали логические конструкции, так же как древние греки. То же самое с
41:17
концепцией права, которая у китайцев фактически сводится к легизму. Право — это то, что государство или император
41:24
дарует своему народу. Признание фактов отличным от мнения. Нет, мнение
41:29
принципиально важно. Поэтому ритуалы — это средство узнать, ээ, как благосклонны к вам те или иные духи,
41:35
духи народа. Есть при этом естественный закон, как действующий фактор. Отсюда и уважение к Дау, который, кстати,
41:40
присутствует и у Конфуцианса. Никакого принципа неагрессии против неагрессоров нету. Поэтому зачёркнут принцип. Принцип
41:47
верховенства права также, как вы понимаете, отсутствует. частная собственность, свободный рынок,
41:52
ограничение государств, ограниченной государственно сменяемость власти, свобода вероесповедания и свобода слова.
41:58
Это те институты и те идеи, которые в современном Китае так или иначе попираются.
42:05
И те из вас, кто в доме АРН слышали мои лекции об объективизме, знают, что можно
42:11
любое мировоззрение, любое философию разложить на пять частей. Это эпимология, метафизика, этика,
42:18
политика и эстетика. И китайскую философию, и европейскую философию, а
42:24
это некоторое мировоззрение, можно разложить на эти пять частей. Я не буду сейчас характеризовать западную, но
42:30
китайская как бы по результатам исследования, ещё раз отсылаю вас к большой лекции на своём YouTube-канале,
42:37
можно охарактеризовать следующим образом. В учении о познании — это мистический путь. В метафизике — это
42:44
эволюционизм. В этике — это почитание старших, прежде всего власти. В политике — это прагматический империализм,
42:50
состоящий в медленном, но постепенном поглощении других культур цивилизаций и экономик. А в эстетике или в
42:59
живописи в том числе это использование различного рода ассоциации, поэтому такое большое количество драконов и прочих существ встречается. Поэтому я бы
43:07
охарактеризовал китайскую цивилизацию как то, что находится в очень сильном конфликте с Западом. И лишь на
43:14
определённом этапе Китай готов был заимствовать что-то у Запада,
43:19
а именно рыночную экономику, но при этом не перенимать
43:25
правовые институты и сами идейные принципы, которые лежали в основе западной цивилизации. Поэтому я бы
43:31
выделил четыре основных элемента китайской цивилизации. В отличие от западной цивилизации, которая постепенно
43:38
выкристализовывала представления о перковенстве права, Rule of law, с
43:43
самого начала китайская цивилизация основывалась на потестарности, то есть насили. А, во-первых, вы должны почитать
43:49
старшего. Самый старший — это, конечно же, правитель, который знает, чего хочет
43:55
небо. Небо правит всем. Кто хочет получить от неба указания? Это правитель. Правитель даёт распоряжение
44:02
чиновникам. Ну, все должны подчиниться решением чиновников. Это вот конфуциантская этика, которая так или
44:08
иначе характеризуется потестарностью. В других областях это прагматизм, то есть
44:13
готовность взять, как вот в этой картинке насос, пожар,
44:20
э, потушить, но при этом продолжать свою политику, скажем так,
44:26
империализма. это антилогоцентризм. То есть, фактически мы не видим здесь философов, которые были бы сопоставимы с
44:33
Аристотелем или с чем-то похожим. То есть они так или иначе либо уничтожались, а либо с самого начала
44:39
мыслили потестар. Ну и, наконец, ещё одно свойство китайской цивилизации — это
44:45
партиципация к целому или некоторому хализму. Как мне кажется, именно это говорит о том, что главная ошибка в
44:54
понимании того, что будет происходить после девяностого года, состояла в неверном трактовании причины всего
45:01
этого. А и правильного диагноза не дали. Предполагалось, что речь идёт о
45:06
завершении холодной войны. Думаю, что правильный взгляд состоит в том, что холодная война продолжается и
45:12
сейчас. Более того, в этой холодной войне продолжает побеждать
45:17
Китай. Слева вы видите тех, кого вы могли наблюдать в советские годы, пионеров на
45:24
Красной площади, носителя определённой идеологии, конечно же, империалистической по своей сути. Но эта
45:31
культура, эта страна прекратила своё существование и сейчас существует так или иначе как младший партнёр Китая. По
45:39
по размеру экономики нет никаких сомнений, что Китай значительно превосходит российскую экономику. Но
45:45
идеологически, мировоззренчески это в конечном итоге некий транзит. То есть я бы сказал, возвращаясь к метафоре в
45:52
начале сегодняшнего выступления, что м правильно говорить не о том, что в холодной войне ээ победил Запад, а что
45:59
холодная война продолжается сейчас, но только участники поменялись вместо Советского Союза. это так или иначе
46:06
Китай с его, конечно же, идеологией пак чайна, которая прямо не провозглашается,
46:13
но которая медленно, но верно осуществляется. Именно поэтому прогнозы
46:18
Аджимоглы и Робинса, прогнозы Погуяму, как мне кажется, не сбылись. Они не
46:24
сбылись именно потому, что был неправильно поставлен диагноз. Диагноз состоял в том, что победила либеральная
46:29
демократия, а она вовсе не победила. произошла смена лидеров. Поэтому, как
46:37
мне кажется, завершая сегодняшнее небольшое выступление, переходя, может быть, к больше неформальной части, я
46:44
хотел бы сказать, что хоть мы сегодня и отмечаем последний день центра исследований модернизации и
46:51
кто-то может взгруснуть, я бы позволил себе цитату из Людвига фонмизеса,
46:56
который в 1927 году в не самые лучшие времена написал следующее: «Во
47:02
множество, возможно, кого-то это воодушевит». Ну или, во всяком случае,
47:07
позволит понять источники сегодняшних проблем и методы их решения. Едва ли
47:14
одному человеку из миллиона удаётся реализовывать свои жизненные амбиции. Результат трудов, даже если человеку
47:20
сопутствовала удача, всегда далёк от того, на что позволяла надеяться мечтательная юность. Планы и желания
47:26
разбивались от тысячи препятствий, и сил оказывалось недостаточно, чтобы достичь целей, к которым человек
47:32
страстно стремился. крушение надежд, расстройство планов, несостоятельность перед лицом поставленной перед собой
47:38
задачи. Всё это составляет самый болезненный опыт человека. В то же время это обычная человеческая судьба.
47:47
Человек может реагировать на этот опыт двояко. Один путь выражается в практической мудрости Гёты.
47:54
Или думал ты, что буду жизнь я ненавидеть, в пустыню удалюсь из-за того, что воплотил не все свои мечты?
48:02
Воскрелицает его Прометей. А Фауст осознаёт высший миг, что последнее слово
48:07
мудрости состоит в том, что лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день
48:13
идёт за них на бой. Мизес продолжает: «Такую волю и такой дух невозможно
48:19
сломить никакими жизненными неудачами. Тот, кто принимает жизнь такой, какая она есть, и не позволяет ей подавить
48:26
себя, не нуждается в поиске убежища для сокрушённой веры в себя, в успокоении
48:33
спасительной ложью. Если желанный успех не приходит, если превратность судьбы в
48:38
мгновение ока уничтожают то, что создавалось годами,
48:43
годами кропотливого, тяжёлого труда, то он просто умножает свои усилия.
48:49
Он без отчаяния смотрит беде в глаза. Поэтому, вспоминая знаменитое
48:54
высказывание французов Король мёртвы, да здравствует король, я бы сказал,
49:00
центр исследований модернизации Европейского университета Мёртв. Да здравствует Центр исследований и
49:06
модернизации института Хайка. Спасибо за внимание.
49:14
У нас есть те, кто с нами онлайн. Я не совсем понимаю, как они будут подключаться. Наверное, они сами могут.
49:19
Им можно звук? Они сами могут это делать. Друзья, если вы слушаете нас, ээ,
49:25
можно презентацию, наверное, выключить, да, скейпом или как? Просто чтобы видеть. Э они сами
49:32
включатся. Можно узнать, есть ли у них возможность включиться.
49:37
Ш.
49:44
Просто у них у всех сейчас отшер сделать. Можно сделать это на весь экран, чтобы
49:51
мы уже теперь видели не презентацию, а людей. Ничего.
49:56
Вот кажется так. Да, теперь можно это тоже ещё больше сделать. Да, ну прошуши
50:04
получилося. Что так? У нас есть в чате уже что-то не
50:09
сами, да, включают. А, друзья,
50:14
видите ли вы нас, слышите ли вы? А, нельзя, наверное, всех всем всем показать, кто здесь присутствует. Не
50:20
получится. Мы вас видим, мы вас слышим.
50:34
Если есть желание высказаться у тех, кто онлайн с нами, как говорится, я welcome. Если есть желание высказываться у тех,
50:40
кто оффлайн, дань не знаю через иначе не слышно
50:48
и их нажать там надо на кнопочку.
50:54
Ну давайте тогда так поступим. Я уже говорил о том, что у нас совмещение сегодня последнего семинара с прощанием,
51:00
с центром исследования модернизации Европейского университета. Так что если есть желание обсудить доклад Welcome или
51:08
задать вопросы, а после этого мы можем перейти к тем воспоминаниям, пожеланиям, связанных с деятельностью центра
51:13
исследования модернизации, потому что мы в таком формате встречаемся последний раз. Ну, у меня очень простой, короткий
51:20
вопрос. Спасибо большое за очень интересный доклад. Но из того, что я услышал, я для себя сделал вывод, что
51:26
это был доклад человека, стоящего на позициях цивилизационного подхода. А может быть, я чего-то не понимаю, но мне
51:34
до сих пор казалось, что теория модернизации и цивилизационный подход — это два антагониста. Ну то есть теория
51:40
модернизации исходила из того, что, ну, такая классическая теория модернизации, как мы её, надеюсь, тут все помним,
51:47
ээ, она она всё-таки не умерла, она существует по сей день. Ну, она исходит из того, что там там четыре-пять этапов
51:53
там роста там сперва у него было четыре, потом стало пять этапов, по которым идут все всевсе культуры, сближаясь, ну, и
52:00
порождая то вот, что Фрэнсис Фукуяма обозначил как концом истории. То есть, по большому счёту Френсис Фукуяма он в
52:07
русле теории модернизации рассуждал, когда говорил о том, что вот наконец все, значит, флаги соединились, и теперь
52:13
мы знаем, как надо быть счастливым. Но а то, о чём вы рассказывали в докладе, свидетельствует скорее об обратном, что
52:19
да, можно пожарный шланг позаимствовать в одной культуре, у другой, но превратить Китай в Европу или там Китай
52:26
в Америку невозможно. Это и скорее уже Китай будет пытаться превратить кого-то в себя, чем станет постепенно
52:32
демократизироваться. Так вот, хотел бы я сформулировать свой вопрос так: как вы сами для себя соединяете теорию
52:38
модернизации, которую вы собой как бы олицетворяете эксфицию, и цивилизационный подход, который вы
52:44
олицетворили своим докладом. Спасибо. Ну, наверное, могу отослать
52:49
вас к Дмитрию Травину, человеку, который не раз выступал здесь и на моём
52:55
YouTube-канале. В частности, мы с ним записывали ряд видео, посвящённым наиболее важным книгам с точки зрения
53:01
исторической социологии. И в список этих книг включался не только Фкуяма, насколько я понимаю, был, но точно
53:07
включался сам Ильхэнтингтон в столкновение цивилизации. Думаю, что ключевой вопрос последних 30
53:14
лет — это вопрос, кто из них оказался более прав на данном историческом этапе.
53:20
это некий универсальный подход, соответственно, фукуямы или же это
53:27
подход, учитывающий влияние идеологии, идей, культур. То есть на самом деле,
53:32
если Даним, вы помните, когда мы спорили с вами про книгу Американская модернизация,
53:38
а подзаголовок книги назывался Идеи, а люди экономика. То есть в этом смысле я
53:46
с самого начала, если вы спрашиваете именно моё мнение, считал и считаю, что главное, без чего невозможно понять ни
53:53
политические, ни экономические, ни другие процессы — это мир идей. Это не мир высоких идей, гегелевских
54:00
абстракций, а это вот простые идеи, живущие в головах людей. Я есть идея
54:05
заработать, но есть и идея Поднебесной, например, да? То есть это разные идеи, которые так или иначе сталкиваются в
54:10
головах, в том числе тех, кто живёт в Китае. Поэтому, на мой взгляд, если
54:16
говорить о стремлении понять последние 30-40 лет, как я уже сказал, как бы
54:22
выяснить, почему всё пошло не так, почему ошибся Самуэльсон в предсказании того, что будет с советской экономики,
54:29
почему ошиблись многие в отношении Китая, когда они говорили о неизбежности демократизации, они считали, что как
54:37
раз-таки ключевой фактор — это экономический детерминизм. В конечном итоге подспудно или явно он фигурировал
54:44
как идея того, что будет Китай становиться богаче и это будет толкать людей, соответственно, идти в сторону
54:51
Запада, переходить на западные ценности. И, как мне кажется, история показала,
54:56
что это, ну, как минимум, происходит не так. А главное, если верное внимание уделить идеям, не говорить, что идея —
55:04
это то, чем должны заниматься там представители другого факультета, а прямо сказать, что да, Китай не скрывал
55:09
своё мировоззрение, которое смотрит на Поднебесную как на центр мира и на всех
55:15
остальных как на варваров. И это мировоззрение никуда не исчезало и, по всей видимости, не исчезнет. что у Китая
55:21
был период экономического господства, который закончился унизительным для
55:27
Китая, как они считают поражение в войнах с европейцами. И всё это не могло
55:32
не сказаться на их желание идти особым путём. То есть мне кажется, что
55:38
с точки зрения вот этого спора победили идеи Австрийской экономической школы,
55:43
потому что именно они показывают, что в основе и экономических, и политических, и прочих процессов лежат идеи, живущих в
55:49
головах людей. Не какие-то высокие или прекрасные идеи, ещё раз говорю, а любые идеи. А, и в этом смысле действительно
55:57
так получилось на данном историческом этапе, что из-за игнорирования этих
56:03
вещей, из-за такой вот удобной схемы, движение оказалось не таким, как
56:10
предсказывали мейнстримные экономисты, политологи, социологи и так далее. Я бы
56:15
так ответил на ваш вопрос. Данил Дмитрий, ты хочешь как-то ответить или прокомментировать?
56:22
Да, у меня небольшой комментарий. большого, наверное, не нужно, потому что
56:27
главная часть ещё впереди у нас сегодня. Не будем сильно оттягивать. Э
56:35
после выступления Даниила я понял, что доклад Павла получился даже не на 100, а
56:41
на 110 или там 120% а просто идеально. Поскольку назвав
56:49
доклад Последний день модернизации, Павел действительно, я с Даней согласен полностью, перешёл на цивилизационный
56:56
подход и похоронил модернизацию полностью, как теорию модернизации. Вот.
57:02
Ну, об этом мы с тобой поспорим как-нибудь отдельно. Я сейчас не буду вот таких полемических выступлений
57:08
устраивать. Э, и, кстати, то, что вот ты похоронил
57:13
модернизацию, мне нравится. Почему нравится? Я скажу сегодня, но тоже несколько позже, потому что я хочу
57:21
сегодня ещё сделать некоторое выступление, которое будет сильно меньше, чем доклад, но чуть больше, чем
57:28
тост. Вот это прошу зарезервировать за мной такую возможность. Всё-таки сегодня
57:34
такой день, что мне надо будет кое-что сказать. Вот. А здесь, пожалуй, только
57:39
два комментария. Комментарий первый. Ээ
57:44
Китай модернизируется примерно полвека, если считать от начала
57:50
реформы Денсиалпина. Возьмём Германию для сравнения.
57:56
Начало модернизации Германии — это реформы Штейна и Гарденберга начало XIX
58:02
века. Но ещё в сорок пятом году Германия была
58:07
абсолютно тоталитарной страной, а потом наполовину стала
58:13
демократической, а в восемьдесят девятом году уже и вторая тоталитарная часть
58:19
рухнула. То есть процесс модернизации занял, ну, больше 150 лет и так далее.
58:25
Поэтому вот для меня, честно говоря, из того, что Китай на протяжении моей жизни
58:30
не стал конфеткой, вот вообще ничего не следует. Модернизация — это очень долгий период.
58:37
Я по-прежнему не я не могу сказать, что я фанат демократии. Если надо будет
58:42
отказаться, откажусь. Но я по-прежнему не вижу никакого способа решить некоторые фундаментальные проблемы
58:49
развития общества без демократии. Просто это наступает на каком-то этапе. У
58:55
Германии через 150 лет наступило. Россия тоже ещё пока не дошла, если отсчитывать
59:00
от великих реформ Александра II. Вот так. Что, э, очень интересно было
59:07
сказано о роли Китая. Это всё верно, всё, всё надо учитывать, но это совершенно не хоронит подход там Фукуяма
59:15
или так далее. Вот. А, ну и второй момент. За Фукуяма тоже хочется
59:22
заступиться, хотя я понимаю, что безнадёжно. Я за него заступаюсь уже, наверное, два десятилетия, но, ээ,
59:29
никого не удаётся убедить. Э вкума написал книгу с апотажным
59:36
названием. У книг с апотажным названием есть одна особенность. Они становятся
59:42
классикой, про них все знают, но практически никто не знает главного
59:48
содержания, потому что все обсуждают некой эпотаж. Значит, среди таких книг конец истории, естественно, идеальное
59:55
название. До этого протестантская этика и дух капитализма. Тоже, сколько я не
1:00:00
встречаю, ну вот, может, за исключением Капелюшникова, который её читал. Вот все остальные критики её не знают и
1:00:07
критикуют не то, что у Вебера написано. А вот, э, там, не знаю, капитал XXI века
1:00:15
тоже очень удачное название, естественно, намного лучше, чем содержание книги Пикетти. Вот. Ну и на
1:00:22
своём опыте за последние 4 года я убедился, что если назвать книгу «Почему Россия отстала», её покупают просто
1:00:30
блестяще. Но я крайне-крайне редко встречал людей, которые хоть что-то
1:00:35
поняли из того, что я хотел сказать. Даже когда её хвалят, обычно хвалят не за то, что в ней, э, написано. А вот
1:00:43
так. Что мне кажется, что у Фукуямы главное другое. А я даже обычно страницу
1:00:49
указываю, на какой это написано, но вот так вот схода не могу, конечно, вспомнить. Значит, он сказал, что вот
1:00:58
до определённого момента были разные конкурирующие идеологии. Либеральная
1:01:04
демократия и другие. В этом смысле, кстати, очень похоже на значе вот на
1:01:09
австрийскую школу. Фукуяма отмечал очень важность, большую важность идеологии.
1:01:15
Вот, значит, э германский нацизм сказал, что демократия в принципе порочна. Мы
1:01:21
строим на другом, на другой основе свою систему. А советский ээ коммунизм
1:01:28
сказал, что демократия непорочна, мы демократы, конечно, но у нас социалистическая демократия. Ну, все,
1:01:34
все мы знаем, что это такое. В общем, в чём, значит, отличие? Вот так вот,
1:01:41
Фукуяма сформулировал тезис, на мой взгляд, пока никем не опровергнутый, что вот примерно к девяностому году,
1:01:48
когда он написал эту книгу, не осталось альтернативных великих идей,
1:01:54
которые можно противопоставить демократии. Э,
1:01:59
обычно пишет Фукуяма, новые автократы говорят, что мы, конечно, демократы.
1:02:06
Но видите ли, у нас там, ну вот враги есть какие-то, которые нам мешают. У нас
1:02:14
надо стабильность утвердить. Народ ещё не очень сознательный. То есть демократия у нас будет обязательно. Ну
1:02:20
вот временно мы пока до неё вот ещё как бы не дошли. Вот как в Китае, я не знаю.
1:02:29
Я пока не не вижу, чтобы Китай предложил какую-то великую
1:02:35
идею как альтернативу демократии, но я очень плохо знаю Китай. Может, кто-то мне об этом расскажет, и я
1:02:42
с этим соглашусь. А исламский фундаментализм, в общем,
1:02:48
предлагает альтернативную идею. Но, в принципе, все идеи фундаментализма, они
1:02:53
же есть у евреев Израиля, они есть у американцев там на юге. Все эти идеи, в
1:03:01
общем, постепенно отступают, и всё равно ээ либеральная демократия остаётся
1:03:07
доминирующей. Поэтому вот этот главный тезис Фукуяма, по-моему, пока не опровергнут.
1:03:13
И я бы эту книгу всё-таки продолжал изучать. Она, мне кажется, очень важной.
1:03:18
Вот. Ну вот, собственно, два. Спасибо, Дмитрий. Если кто-то хочет
1:03:24
высказаться, как мы А у нас Владимир. Владимир, да. Давайте тогда дадим возможность тем,
1:03:30
кто онлайн, потому что, возможно, им, ну, как бы не очень удобно с технической точки зрения. Если есть желание у
1:03:36
Владимира что-то сказать и по результатам доклада, и в целом по результатам деятельности, наверное,
1:03:42
можно предоставить слово Владимиру. Владимир, вам удобно сейчас было бы выступить?
1:03:47
Да, спасибо большое. Я с интересом послушал и доклад, и комментарий
1:03:55
Дмитрия. Ну, наверное, по докладу я
1:04:01
в дискуссию вступать не буду. А вслед за ээ Дмитрием, который обращают внимание
1:04:09
на то, что все ээ главным образом ээ фокусируются на названиях вместо
1:04:16
обсуждения существа дела. Я тоже обращусь к названию сегодняшнего
1:04:23
выступления про последний день модернизации. И мне кажется, что и, э,
1:04:31
последний день, ээ, модернизации, ну, и вообще разговор о последних днях
1:04:38
он как-то исходит из той же логики, что ээ заголовок конец истории. Вот, ээ,
1:04:46
значит, поставили точку, и на этом закончилась и модернизация
1:04:52
ээ в узком смысле, как значит деятельность исследовательского центра и в широком смысле как некий ээ
1:05:02
процесс. Ээ, на самом деле, в общем, мы знаем, что, ээ, это совсем не так, и
1:05:08
история не заканчивается, ээ, значит, словами фукуямы. И
1:05:15
модернизация, конечно, не заканчивается словами Усана. Э-э, то есть, э-э, на мой
1:05:22
взгляд, э-э, не надо, э-э, преувеличивать, э-э, роль каких-то
1:05:28
отдельных, ээ, событий, ээ, даже если они нам кажутся, ээ, сегодня ээ
1:05:35
судьбоносными. Ну, в общем, может оказаться, что через какое-то время
1:05:41
совсем не так. и то, что, э, происходит здесь и теперь,
1:05:47
утрачивает значимость ээ со временем. Вот
1:05:53
мне сейчас предстоит на протяжении ближайших
1:06:00
нескольких лет руководить большой коллективной работой по
1:06:07
написанию такого энциклопедического справочника по пост сосоветской
1:06:14
истории России. Ну вот Дмитрий, э, взялся написать для нас, э, одну из
1:06:21
эчисленных глав. Там самые разные будут главы и тематические,
1:06:27
ээ, рамки, и теоретические рамки. Э, вот. И, ээ, всякий раз встаёт вопрос э о
1:06:35
том, э что можем ли мы эть, что вот в какой-то э момент времени
1:06:42
че происходит какая-то фундаментальная смена ээ эпох ээ или на самом деле мы
1:06:50
видим, что многие явления имеют довольно долгие
1:06:57
долгие ээ м основания для того, чтобы они ээ со временем развивались и ээ
1:07:05
эволюционировали. В этом смысле мне вот тот эволюционный взгляд, который
1:07:10
эстаивает ээ Дмитрий, кажется очень
1:07:16
уместным. Более того, уж, если вернуться к, э, к
1:07:22
теме неудачных прогнозов, на самом деле из ээ доклада следует, что, вообще-то
1:07:29
Самуэльсон был прав. То есть он на не ту страну поставил в качестве основы
1:07:35
сравнения, а так вполне себе ээ ээ сум с
1:07:42
позиции сегодняшнего дня. Ээ, если сравнивается, с это как прогноз погоды верно сделать, но
1:07:47
для другой страны союзом. Да, да, да. Поэтому вот даже от
1:07:53
фактически неверных прогнозов иногда бывает содержательная польза. Ээ, вот
1:08:01
поэтому я думаю, что на самом деле вот если уж вернуться к центру исследований
1:08:07
модернизации, да, в узком смысле, то как правильно отметил Дмитрий, э нашим таким
1:08:14
преимуществом э был ээ плюрализм ээ
1:08:20
подходов и дискуссии, которые, в общем, нас сопровождали на протяжении всех этих
1:08:26
лет. Я очень надеюсь на то, что эти дискуссии будут продолжаться, пусть не в
1:08:33
рамках центра, а в каких-то других рамках, потому что вот нет ничего
1:08:42
хуже, чем ээ как бы доминирование одной какой-то точки зрения, которая, значит,
1:08:50
всех ээ всех подавляет. Вот так. что в этом
1:08:55
смысле полемический такой настрой доклада сегодняшнего мне очень
1:09:01
импонирует, хотя содержательно я с многими соображениями не
1:09:06
согласен. Ну и значит, поскольку я вряд ли смогу даже заочно присоединиться
1:09:14
к неформальной части, то, соответственно, всех, что называется
1:09:21
приветствую и всех обнимаю. Спасибо. Спасибо. Спасибо, Анули.
1:09:29
Это аплодисменты Владимиру, потому что без вас, как руководителя центра исследования модернизации, не сложился
1:09:35
бы этот проект. Я думаю, потихоньку, хотя каждый сам для себя может определить. Мы можем переходить к части
1:09:42
празднования. Можно я ещё несколько слов скажу? Да. Ну, я имею в виду, что следующие, кто выступают, ээ могут уже, наверное,
1:09:50
постепенно переходить к каким-то соображениям, связанным с событием,
1:09:55
которые мы сегодня празднуем, можно так сказать. Ну, Андрей, хочешь что-то сказать по существу? Пожалуйста, Андрей. Да, ну я,
1:10:01
наверное, продолжу то, что говорил Дмитрий и то, что говорил Владимир. А, ну чуть-чуть с другой перспективы,
1:10:08
наверное, стоит всё-таки отметить и признаться, что прогнозы как таковые не являются сильной частью социальных наук.
1:10:16
гораздо меньше прогнозов, которые мы можем вспомнить, которые как-то вот
1:10:21
затнеслись действительностью, чем те вот, которые сегодня обсуждал Павел, что те, которые были замечены и не имели
1:10:28
никакого отношения с действительностью. Даже если вспомнить прогнозы по распаду
1:10:34
или не распаду СССР, вот Владимир всегда любил приводить пример
1:10:40
кардан Донкос Донкос, которая предсказала, ну, не совсем то или совсем не то. А, ну вот,
1:10:48
а, Коллинс, который в своей книжке
1:10:53
Макроистория гордо говорил, что я вот предсказал распад и именно по тем
1:10:59
основаниям, которые вот были, вот его, по большому счёту мало кто и заметил, да, и поэтому, наверное, также стоит
1:11:07
похвалить всех нас, потому что мы в центре модернизации не занимались прогнозами, и поэтому у нас нет ни
1:11:13
одного неправильного прогноза, за который нас можно ругать. А чем мы,
1:11:19
да, вот а тем, чем мы, наверное, сильны, за что мы и сами себя можем похвалить,
1:11:24
это уже тоже делаю мостик перед другой частью, это то, что в общем-то мы в большей степени занимались таким вот
1:11:31
ретроспективным анализом, попыткой погружения в процессы, в тренды,
1:11:36
сравнивая различные страны, различные периоды. И, в общем-то, мне кажется, что у нас тут больше получалось, чем не
1:11:42
получилось. А что в этом смысле анализ ретроспективный, чем перспективный, наверное, вот и это то, что удаётся
1:11:50
социальным наукам в целом, не только центру исследования модернизации, а не вот те самые прогнозы, которые, ну, вот
1:11:58
у Павлы послужили просто такими риторическими отправными точками. Вот типа кого же надо стукнуть, да? И
1:12:05
сами себя стукнули своими прогнозами, сами виноваты, не надо было прогно прогнозы. Поэтому вот и в дальнейшем обязуемся не
1:12:11
делать никаких прогнозов. Тогда они точно главное яму больше не делал. Да, да, я отжемогла.
1:12:23
Я так понимаю, нашим спикерам всё слышно, да? К сожалению, видно только меня, но слышно всё о’кей.
1:12:29
Угу. А, да. Э, Павел, я хотела бы, э,
1:12:34
обратить внимание, что в своём докладе про Китай, хотя Павел назвал его конец
1:12:40
модернизации, на самом деле, на мой взгляд, а, на то же самое содержание можно посмотреть с другой стороны,
1:12:47
потому что если мы, например, берём цивилизационный анализ не как Хантингтон, а как Рейзинштат, то он как
1:12:55
раз говорит, что модернизация, ээ, ну, он вводит теорию множественных
1:13:01
модерностей. с разными культурными программами. И то, что до сих пор исследовалось как
1:13:07
модернизация, на самом деле речь шла о эстернизации, а на самом деле модернизация может идти разными путями,
1:13:13
и это всё равно будет модернизация. У него очень много работ, они гораздо менее известны, чем Хантингтон, но
1:13:20
позволяют, мне кажется, по-другому взглянуть ээ на то же самое. И в этом
1:13:26
смысле не конец модернизации, но модернизация по-другому.
1:13:34
Да. Да, пожалуйста, Андрей Павлович. Ну, я, во-первых, как один из тех, кто
1:13:41
начинал с самого начала, хотел бы поблагодарить
1:13:49
Дмитрия Травина и Владимира Гельмана за то, что они меня терпели как диссидента.
1:13:55
главного в этом центре. Особенно с 2014 года разошлись наши концепции.
1:14:03
Ээ мне ещё в 2008 году относительно
1:14:08
России, ну, было, в принципе, понятно, что модернизация вот в таком
1:14:15
классическом смысле в России заканчивается. И если, может быть,
1:14:21
кто-нибудь помнит, мы, когда представляли открытие
1:14:28
центра модернизации, мы собирались вот ещё в том здании напротив, в актовом
1:14:34
зале, и каждый говорил о как бы своих видениях, своей программе исследований.
1:14:41
И я так в полушутя предложил, что назовём наш центр модернизации имени
1:14:48
Сорокино. Ну кто в зале были социологи спросили: «Петерима Сорокина?» Я говорю: «Нет,
1:14:55
Владимира Сорокин только что вышел его роман День опричника».
1:15:01
Вот. Ну и, в общем-то, Владимир Сорокин оказался прав за островцев. Там уже
1:15:06
где-то там сбоку припёку. Вот. Ну, в общем-то, тренд был более-менее ясен.
1:15:14
Ну, а что сказать о модернизации? Вот тут уважаемая Мария Мацкевич с концепция
1:15:22
Айзенштата. Ну тогда давайте назовём всё что угодно. Всё, что не смерть, назовём
1:15:28
модернизацию. Ну почему бы и смерть не назвать модернизацие? Ну а можно и так. Ну это будет
1:15:33
развитием, наверное, концепции модернизации. Давайте займём. Ну
1:15:39
развивается, да. Вот у Китая появился там ого-го. Значит, там был какой-нибудь
1:15:46
в семьдесят четвёртом году медленный паровоз, который полз, не знаю, сколько там часов от Шанхая до Пекина, а сейчас
1:15:53
будут там поезда вот этот хайпалуop летать там за полтора часа. О, какая
1:16:00
модернизация. Ну, в общем-то, в работе я показал, что есть модернизация как
1:16:06
просто адаптация, раз, ну, как бы техническое развитие, развитие
1:16:11
производительных сил, как старый марксист скажу. А есть модернизация как
1:16:17
вестернизация. И, собственно говоря, в книге Утравина, хоть он это не признаёт, вот эти его пять признаков — это, в
1:16:24
общем-то, модернизация, включающая в себя, на мой взгляд, в эстернизацию, поскольку там демократия есть.
1:16:32
один из признаков, а это не признак альтернативной, так скажем, цивилизации
1:16:39
силовой. Ну, правда, тут возражают против этого термина, но пока я так могу
1:16:45
сформулировать. Ну, и самое-то главное, что свет в конце туннеля погас.
1:16:53
Нет модернизации, значит, происходит контрмодернизация на Западе.
1:17:00
То есть страны, которые, казалось бы, давным-давно уже модернизировавшиеся,
1:17:07
собственно говоря, и они не модернизировались, они просто первые
1:17:12
вступили на путь, ну, мы назовём так, демократия плюс рыночная экономика.
1:17:19
Они, в общем-то, сворачивают свои классические либеральные принципы.
1:17:26
Они превращаются отчасти даже в некое подоех
1:17:32
потестарных силовых моделей. То есть они идут навстречу
1:17:38
своей противоположности. То есть процесс пошёл не отсюда туда, а оттуда-сюда.
1:17:45
Они идут к России, а не Россия к ним. Вот очень важный момент. То есть как бы
1:17:53
вот этот маяк, свет в конце тоналя погаз. А так я предлагаю вот прекрасно сформулировал пять позиций
1:18:01
Дмитрий Травинс вот на Ютюбе, да. И вот
1:18:06
чтобы как бы жизнь продолжалась вот в какой-то степени хотя бы, да, то
1:18:14
вот, может быть, осенью провести такую дискуссию. Вот есть живы ещё все
1:18:20
представители этих пяти позиций, и мы
1:18:25
как-нибудь можем вот уже А что, да? Не все жутки. А это да, это конечно, это конечно, это
1:18:32
конечно. Будущее неопределённо. Ну да, будущее всегда неопределённо. Ну вот у меня такое предложение, что мы
1:18:39
можем где-нибудь, не знаю, вот квартира Анрен у нас, да, осталась последнее прибежище,
1:18:47
э-э, то там провести вот такую открытую дискуссию отчасти вот, ээ, онлайн
1:18:56
Владимир, наверное, будет ээ и тогда уже как бы лично представим
1:19:03
свои позиции И тогда, на мой взгляд, вызовет довольно
1:19:08
большой интерес. Можем в YouTube запис поместить, естественно, эту дискуссию.
1:19:15
Э, а так ээ ну что ж, всё рождается, всё
1:19:20
умирает. И как я, как старый марксист ещё могу вспомнить, Энгельс писал, был
1:19:26
таким он пессимистом, в общем-то, отчасти. Первый шаг ребёнка есть шаг
1:19:32
смерти. Ну вот мы сделали в 2008 году
1:19:37
первый шаг, сегодня у нас последний шаг. Ну, может быть, мы найдём такую, как
1:19:44
гово модно сейчас выражаться, жизнь после смерти. Вот загробное
1:19:50
существование. Получилось 17 мгновений модернизации, да? Вот как раз так. Ну и
1:19:59
ещё раз хочу сказать спасибо всем тем, с кем мне довелось работать.
1:20:05
Я уже сказал Дмитрия Травина, Владимира Гельмана, ну и вот все коллеги и
1:20:10
участники наших семинаров, дискуссий. Павлу Усанову большое спасибо. Вот на
1:20:19
этом я закончу. Спасибо, Андрей Павлович. Давайте поблаговорим.
1:20:25
А так, пожалуйста, кто ещё хочет высказаться? Да, пожалуйста. Да-дада.
1:20:31
Андрей, сейчас вам микрофончик передадут.
1:20:39
Ну, доклад произвёл у меня большое впечатление, и я сразу скажу скажу, что
1:20:45
именно из-за таких докладов я перестал ходить в центр модернизации.
1:20:51
Дело в том, что слишком интересная тема. Вот я писатель, сейчас я пишу роман. Вот
1:20:58
завтра у меня целый день будет крутиться этот доклад. Понимаете? Я буду обдумывать вместо сюжета я буду
1:21:05
обдумывать аргументы за и против. То есть интеллектуальная работа такого
1:21:11
рода требует колоссального количества времени. Она не только полезна. То есть я могу выступать в писательской среде,
1:21:17
так, что писатели развивают рот, откуда он так хорошо знает экономику, да,
1:21:24
но и стопор тоже очень сильны. А второй момент, который мне хотелось бы отметить, наконец-то м центр
1:21:31
модернизации, люди, которые занимаются модернизацией, начали понимать, что такое культура.
1:21:36
До сих пор в центре модернизации, я об этом как-то уже говорил, господствовал экономический редукционизм.
1:21:43
То есть всё объяснялось через экономику, и сама экономика тоже объяснялась через
1:21:49
экономику. Хотя на самом деле в мире господствуют идеи.
1:21:55
И идеи, то есть культура. Культура — это просто выражение определённых универсальных идей. Так вот, так вот.
1:22:02
Сама культура определяет форму экономики, что сегодня очень хорошо показал Павел Усанов.
1:22:10
Есть один чрезвычайно важный момент, характеризующий нашу эпоху.
1:22:16
Впервые за 2500 лет мы оказались в эпохе, у которой нет будущего.
1:22:22
Потому что до сих пор, именно в течение 2.500 лет, начиная с государства
1:22:27
Платона, у человека всегда был было представление о том, каким должно быть
1:22:32
будущее. Это идеальное государство Платона, да? Это средневековые утопии,
1:22:38
это идеи социализма, коммунизма, либерализма и так далее. Сейчас,
1:22:47
причём каждая из этих идей давала очень конкретное представление о том, каким должно будущее быть. И, соответственно,
1:22:54
этим представлением формировалась уже экономика и частная жизнь. Вот сейчас
1:23:00
такой идеи уже нет. Фактически Фукуяма оказался прав,
1:23:06
победил либерализм, но сам либерализм дискредитирован.
1:23:12
То есть мы оказались в эпохе без будущего. Фактически мы сейчас движемся в онтологическую пустоту.
1:23:18
А история показывает, что если будущее не определено, то оно, как правило, наступает в виде колоссальной
1:23:25
катастрофы, которая уже не раз происходила в истории. Всё, спасибо.
1:23:30
Спасибо, Андрей. Друзья, коллеги, кто ещё хочет выступить
1:23:37
онлайн, оффлайн? Я бы хотел вот коротко возразить Дмитрию. Я прошу прощения, что я второй
1:23:43
раз нарисовался. Дмитрию и Фукуями. А, ну, в твоём лице. Дело в том, что тезис
1:23:51
тезис о том, что никакой новой идеи не появилась после того, как ну вотставала идея демократии. Я сейчас не буду
1:23:58
говорить о том, что эту демократию каждый интерпретирует, как хочет. И Советский Союз её по-своему интерпретировал.
1:24:04
Там понятно, что есть расширение либеральная демократия. Там Джимахерия была тоже демократии в Ливию. Я сейчас
1:24:11
даже от этого хочу уйти, от того, что слово демократия, сколько сколько культур, столько вариантов это
1:24:17
использования это слова. Но сегодня она уже потеснена. Есть более важное слово, я про него целую книгу написал, и ты её
1:24:23
даже рецензировал, правда, в устной форме. А это слово безопасность. Безопасность потеснила свободу, а вместе
1:24:29
с ней и демократию. и она стала более доминантным и таким универсалистским понятием, чем демократия. Оно чаще
1:24:35
сейчас используется как аргумент в любых политических дебатах, в попытках сторон понять друг друга. Сразу начинают
1:24:40
говорить о безопасности, а не о демократии. Демократия — это так, это уже это это уже что-то вроде старой
1:24:47
моды, да, она она не полностью дизавуирована, но это нечто старомодное. В этом ходили наши бабушки или там
1:24:54
родители. А мы уже ходим в костюме под названием Safe Space. Только в России просто говорят
1:25:00
безопасность, ну, а у нас secкюрити, там saфити, это уже нюансы. Но по большому счёту безопасность, безусловно, это
1:25:06
новое главное слово и новая главная идея. Поэтому я с тобой здесь и с фукуямо не согласен.
1:25:15
Так мы медленно переходим как бы выступлением, условно говоря, праздничного толка. Я предлагаю это
1:25:20
ускорять аплодисментами. Есть у нас желание ещё у кого-то выступить? У нас время, я так понимаю, подходит к концу.
1:25:26
Да, достаточно. Неформа части. Мы отключаем или не отключаем наших
1:25:31
участников от неформальной части или сохраняем их?
1:25:37
Ну, к сожалению, участвовать в неформальной части онлайн, увы, не
1:25:43
получится. Так что я как-то вот отдельно от вас.
1:25:48
Мы перемещаемся, да, да, за за всех вас. Ээ, что называется, можем здесь остаться просто подыму пост,
1:25:55
да, но сделаю это заочно. Да, давайте тогда я последнюю скажу речь
1:26:02
и на этом будем, наверное, сегодня прощаться. Да, у нас, да, есть. Вита, да, да, пожалуйста,
1:26:08
микрофон дайте, пожалуйста, Виталию. Да.
1:26:14
Ну, у меня Виталий Королёв я ехал сюда, и мой знакомый мне
1:26:20
позвонил, говорю: «Вот еду на прощание с центром модернизации в Европейский
1:26:26
университет». Так что, говорит, прощаться- говорит, назовите евроазиатский. Важно начинала.
1:26:33
Так что, ну, это скорее подтост. Ты ещё не представляешь, насколько это совпадает с некоторыми тенденциями
1:26:40
внутренними. Я не буду сейчас рассказывать о судьбе центра модернизации. Его не будет. На месте его будет центр Евразии.
1:26:47
Но я в этом уже не работаю. С тобой, да, связано, да, как бы со мной определённым образом связан. Ну, друзья, давайте я позволю
1:26:54
себе завершающую речь. Так уж выпало, что 17 мгновений модернизации
1:26:59
заканчиваются на том, что я в течение года был исполняющим обязанностей. Для меня было
1:27:06
большой честью работать с теми людьми, на книгах которых я учился. И поэтому
1:27:12
для меня это была настоящая внутренняя, если угодно, модернизация, личная модернизация. Потому что в начале нулевых я читал
1:27:19
книги Дмитрия Травина, смотрел за публицистикой Андрея Заостровцева. И то,
1:27:25
что в 2025 году, несмотря на все печальные события, мы в течение года проделали очень много интересных
1:27:32
мероприятий и про Аргентину, и вот сейчас про Китай. И я убеждён, что мы будем работать над этим и дальше. Мне
1:27:40
очень понравилось предложение Андрея Павловича в сентябре собраться тем пяти участникам, про которых рассказывал
1:27:47
Дмитрий Травин в своём интервью. Так что всё равно у нас площадки остаются. Я
1:27:52
думаю, что мы будем исследовать и Китай глубже, и Англию. Я, например, намерен
1:27:57
продолжить писать книгу про английскую модернизацию, несмотря на то, что внутри Европейского университета этот проект
1:28:04
уже не получится осуществить. И я думаю, что совершенно неправильно понимать моё
1:28:10
сегодняшнее выступление. Я не зря выбрал такое ироничное название, как Некая смерть модернизации, о чём Дмитрий
1:28:17
упомянул, но сказал, что скажет во второй части. На мой взгляд, ээ всё
1:28:22
живое, оно развивается, меняет форму, и для определённой формы наступил конец,
1:28:29
наступает возможность для нового этапа. И я хотел рассказать про Китай не для
1:28:34
того, чтобы встать на сторону там цивилизационного подхода и отвергнуть, соответственно, идею развития, идею
1:28:41
модернизации. Я хотел показать, что те самые ошибки в прогнозах, они имеют
1:28:47
более фундаментальную природу. Они связаны с тем, что
1:28:52
само генерирование этих прогнозов, оно основано на некоторых
1:28:58
вещах, которые следует усовершенствовать. Например, очевидно, что у Китая, современного
1:29:05
Китая, есть идеология, как раз-таки есть видение будущего, но это видение
1:29:11
будущего несовместимо с теми м видами модернизации, которые мы так или иначе
1:29:17
называем западной модернизацией или вестернизацией. И думаю, что этот конфликт, он неизбежен. Он уже сейчас наблюдается и
1:29:24
будет происходить дальше. А поэтому было бы неправильно просто не обращать на это
1:29:29
внимание, как делали это многие исследователи на протяжении последних 30 лет. Это не означает, что есть
1:29:35
предопределённость истории. Будущее продолжает быть неопределённым, а следовательно, оно требует новых
1:29:41
исследований. Можно закрыть центр исследования модернизации, можно его запретить, но невозможно запретить саму
1:29:48
модернизацию и невозможно запретить исследование, потому что это то, чем мы
1:29:54
занимались всю нашу жизнь. Я убеждён, мы будем заниматься этим ещё лучше, ещё интереснее, и наше творчество в какой-то
1:30:01
момент времени будет иметь ещё больший результат, чем те 17 лет, которые дали нам прекрасные возможности для того,
1:30:09
чтобы делиться идеями, писать книги, обсуждать. 108 припринтов, десятки книг, сотни семинаров. Это то, чем мы можем
1:30:16
все с вами гордиться. Я искренне благодарю Владимира Гельмана, книги
1:30:21
которого по политологии всегда восхищали меня, ещё когда я был далёк от того, чтобы работать в центре модернизации. Я
1:30:27
благодарю Дмитрию Травину, без которого я совершенно не смог бы написать книгу про Америку.
1:30:33
Эта идея родилась в одной из бесед с Дмитрием, и этот проект уже реализован. И надеюсь, мы с вами будем дальше
1:30:40
двигаться вперёд и вверх. Спасибо за этот этап. 17 лет и до 120, но уже в
1:30:46
новом статусе. Спасибо, Владимир, ещё раз. Спасибо, Женя.
1:30:53
Увидимся не раз четырнадцатого числа будет у нас семинар, так что это для Жени. Всё,
1:30:59
счастливо. До свидания. Да,
1:31:07
здесь мы остаёмся или пойдём наверх. То есть здесь посвободе и там попривычнее.
1:31:14
Мы там не поместимся. Ну вот я тоже боюсь, что мы не поместимся. Давайте здесь нас никто не будет.

Поделиться: