Лекторий «ЭФКО». «Система Станиславского: актерская игра, подлинность эмоций» – Римма Кречетова

Оглянитесь. Мы живем в иллюзорном мире.
Шаблонные улыбки. Дежурные фразы.
Мы «заперты» внутри гаджетов. И остро чувствуем дефицит искренности и подлинности эмоций.
Самый простой совет – билет в театр. Ты смеешься, сочувствуешь, плачешь – и все по-настоящему.
Близко. Честно. Открыто. Живое искусство.
Парадокс, но масок на сцене меньше, чем в зале.
Аплодируешь и благодаришь актеров.
И во многом это заслуга Константина Станиславского.
В чем секрет перевоплощения актёра?
По какому праву режиссер всем указывает?
И почему театр – это не искусство?
Лекторий ЭФКО с театральным критиком и историком театра Риммой Павловной Кречетовой – глубокий искренний душевный разговор.
Про Станиславского, жизнь театра и актёра. Во всей её сложности, парадоксальности и трогательности.

Расшифровка видео
Тизер
0:00
едят на самом деле это не искусство сегодня есть завтра нет прорыв в
0:05
искусстве происходит когда индивидуальность художника натыкается на
0:11
правило терпит поражение Станиславский и всё
0:16
поколение актёров режиссёров художников оно попало вот в яму возможность и делай
0:23
делай делай система – это подвиг Константина Сергеевича это работа
0:29
духовная интеллектуальная психика актёра подвергается постоянной атаки поэтому
0:36
это трудная профессия
Начало лектория
0:45
Здравствуйте всем немножечко волнительно потому что вот но мы к теме
0:52
Станиславского прикасаемся уже третий это третий раз и
0:57
закончили последний наш разговор тем что вот моя гипотеза Я сейчас ремпал на ей
1:03
поделился Вот как я нафантазировал себе что такое система Станиславского это как будто бы он это бизнесмен талантливейший
1:10
один из самых успешных бизнесменов своей эпохи как будто бы система Станиславского и Русский театр от
1:17
которого он принес идею за капсулированные послание вот через 80 через сто лет в будущее бизнесменом вот
1:24
нашего поколения Как нужно заниматься бизнесом Как относиться к коллективу вообще как делу своему относиться
1:30
поэтому я вот просто невероятно признателен благодарен что вы
1:36
Выбрались к нам Огромное спасибо вы вот что на душе что на сердце хочется
1:41
рассказать как будто бы вот вы общаетесь с Театральной публикой со студентами не
1:47
надо ничего специально подстраиваться под нас потом Расскажите ему вопросы
Кризис масштаба личности в современном мире
1:53
отношениях станиславскому и к его системе все это очень меняется и
2:00
существует как бы сторонники существуют сторонники которые придерживаются на это
2:07
всегда сторонник Это хорошо искусстве где угодно но чересчур
2:14
сторонник который настаивает на неподвижности того чему он служит это
2:21
уже сложнее потому что все что существует оно движется оно меняется она
2:28
либо умирает Ну либо вот там прорастает Поэтому
2:34
сторонником надо быть тоже разумным сторонник должен видеть какой-то новый
2:41
Росток и не затаптывать Зачем ты здесь появился здесь Было так гладко
2:47
это в каждом деле в вашем деле любом но
2:53
Станиславский работал Нет для коллег своих
2:59
работал для наверное для себя Потому что
3:04
каждый человек который что-то делает он это делает прежде всего для себя Потому
3:10
что он выполняет долг который на него выпал
3:18
понимаете мы сейчас люди такие В общем поверхностные быстрые Ну собственно
3:25
говоря что нам цель мироздания есть эта цель Нет это цель мы
3:31
существуем как существа которым Дана жизнь дано
3:37
какое-то дело Дан успех или не успех Дан Круг свой и выходить за пределы этого не
3:46
в работе там Иногда приходится выходить а вот свои личной жизни своих мыслях вот
3:53
проснулся утром и подумал и вот проснулся утром и подумал В наше
4:00
время все более сужается утром все меньше и меньше думается о
4:08
широком А других ни тех кто зависит от тебя не тех с кем
4:15
ты работаешь Ну может быть какого-нибудь Посмотрим нам вечером фильмы утром можно
4:25
подумать или о какой-то новости это да Но вот посвятить свою жизнь
4:31
движению общего потока мы не знаем куда он течет откуда он пошел это уже как бы
4:40
ушло в прошлое К сожалению это я говорю к чему
4:45
к тому что поколение Константина Сергеевича он конечно
4:50
гениальный он совершил в театре огромную революцию он весь мир повернул
4:59
к интересу к русскому театру и так далее и так далее У нас вот приезжают Ну часто
5:06
уже всё это приезжали японцы входили во мхатцы становились на
5:13
колени это то место это он тут ходил и так далее понимаете очень многие люди с
5:21
мировой Славой обязаны первым толчком именно Константину Сергеевичу То есть он
Человек театра и поиски себя
5:28
для нас человек театр для меня театры
5:33
писала книжку я писала много всяких статей и так далее и так далее как о
5:39
человеке но сейчас я понимаю что человек
5:46
недавно обратила внимание что я ни разу не наткнулась его не выборе петициях не
5:54
в его нигде на какое-то отчуждение
5:59
от религии допустим отчуждение от своего буржуазного
6:05
прошлого То есть он проклял то чему поклонялся он всю жизнь оставался самим
6:13
собой и сомнений которые он испытывал было огромное количество он сомневался
6:20
все время он сомневался и в системе он наталкивался сам на себя
6:26
знаете это часто бывает когда человек деятельный и у него много идей и он эти
6:34
идеи осуществляет то в какой-то момент оказывается что это идея либо
6:40
преждевременно либо она ему перестала нравиться и она мешает следующее его
6:47
идеи и он отталкивается сам на себя
6:53
Но вот Станиславский он Я не хочу преувеличивать
7:01
как бы делать из него светлое лицо
7:07
единственно светлое он был человеком своего поколения этого то поколение
Работа буржуазии на пользу общества
7:14
которое Россия каким-то образом породила и она его
7:21
размахала деятельности исторические принизила потому что целое
7:27
поколение у нас воспитывалось на Иронии и
7:34
издевательны наши буржуями нашими вот всем тем что
7:40
как бы связано с Ну тогда слово бизнес не было Но вот с
7:47
такой купеческой купцы на самом деле если посмотреть тексты историю то что
7:55
сделано в России зародилось в то время на грани Революции после отмены
8:04
крепостного права поколение какой-то необычной нестандартной буржуазией
8:12
то есть да он буржуи да он собственник Да он думает о прибыли
8:19
он живет лучше чем живет народ он в общем-то личность
8:27
может быть и неприятной С одной стороны но с другой стороны в любом почти
8:36
российском уездом Но вот сейчас областном городе
8:41
сохранились следы реальной деятельности не того как он жил
8:48
не того какой у него был характер ни того ничего а того что осталось сделано
8:53
вот посмотрите по России я много Я родилась в Иркутске в Иркутске у нас
9:00
театр копия французского и один из лучших
9:06
периферийности до сих пор остается главным театром Иркутской один из лучших
9:13
зданий сибирских театр не новых Там кроме театр был театр еще
9:20
тоже построенный до революции после революции построили только тюс это
9:26
хорошо понимаете церкви больницы вся наша Периферия она носит следы это
9:34
деятельности вот мы до сих пор До сих пор по-настоящему
9:41
не поняли на самом деле не сумели отделить действительно вот эту
9:48
буржуазную эксплуататорскую Да часть их
9:54
деятельности и то что было связано с работой на пользу общества отработана
10:02
пользу общества и кстати когда они поддерживали революцию деньгами и всячески они тоже
10:11
верили работают на пользу общества и вот Константин Сергеевич художник
10:20
он естественно как всякий художник хотел
10:27
своего успеха хотел своей Славой
10:32
естественно это как бы неотъемлемо потому что если твое искусство не уходит
10:38
к людям и они его не ценят то зачем оно зачем ты так напрягаешься и вот если
10:46
посмотреть он все время работал То есть он работал [музыка]
10:52
не так работал вот я должен сделать это а завтра это а теперь это он работал
11:00
Просто он все время думал он все время что-то пытался понять понимал и писал он
11:10
же написала огромное количество текстов огромное количество Вот они вышли в этих
11:18
его записных книжках и везде везде и видно что человек вот просыпался и у
11:25
него была уже какая-то мысль мне сказали что лекция называется
Неправильное творчество – это прорыв в искусстве
11:31
система Станиславского и правда Эмоции это замечательное название которое ваши
11:40
устроители не находясь в гуще наших проблем
11:46
вот каким-то образом пустили в мир я его никогда еще не
11:53
слышала действительно главная проблема система
11:58
и правда эмоций вот это вот сегодня становится очень
12:05
актуальной и очень полем для войны
12:11
Театральной войны потому что смотрите система предполагает что каждый актер
12:18
зная какие-то правила может подчинить этим правилам
12:24
свое творчество но творчество оно потому и творчество что правило все правила
12:32
относительно и
12:37
прорыв в искусстве происходит часто Именно тогда когда
12:42
индивидуальность художника натыкается на правила и правила
12:50
терпит поражение и В истории искусств
12:56
бывают когда знание правил
13:03
это минус то есть минус знать лишнее это не
13:11
минус конечно но для деятельности это бывает удивительные такие периоды вот мы делали
Как можно добиться славы без диплома? Одно условие.
13:21
музей Давида Боровского Вы слышали наверное такого художника театрального
13:27
замечательного гениального и так далее и я дружила с ним свою женой мы с ней
13:34
как бы передавали после его смерти его эти самые все работы устраивали
13:41
людей и какое-то время водила там лекции на эти лекции педагоги театральных ВУЗов
13:50
не на мои лекции вообще музей приводили своих учеников
13:56
и каюсь я вела себя как Гадкий мальчик Я
14:02
начинала рассказывать и говорила вот Посмотреть а
14:07
там была такая фотография его он же кончил вечернюю школу и больше ничего и
14:14
стал гениальным художником с мировым именем И когда я его спросила как вот
14:21
кто-нибудь что не сказать всю мою жизнь меня ни разу не
14:28
попросили показать так вот значит я как бы наивно приходит
14:37
курс приводит его педагог вот я рассказываю я
14:44
говорю и говорю собственно говоря не обязательно
14:49
знать в искусстве не обязательно знать не обязательно
14:55
следовать Вот какому-то вам рассказанному
15:00
и вижу Как меняется он готов меня съесть
15:07
и тогда я говорю но есть одно условие только одно вы должны попасть в зону
15:16
когда искусство во всем своем огромном масштабе проходит
15:22
период осмысление и перестройки и при этом быть
15:29
гением
15:38
Это дура не так глупа и действительно вот
15:44
Станиславский и все поколение не только у нас все поколение на западе
15:51
театральных актеров режиссеров художников оно попало в удивительное в
15:59
яму возможности даже не просто вот а яма возможность
16:14
[музыка]
16:22
конечно театр существовал на совершенно
16:28
особых началах потому что вот сейчас я скажу вам мою любимую
Почему театр – это не искусство?
16:36
никому Она не нравится У нас конечно но уже привыкают
16:42
что Тед на самом деле это не искусство не искусственно Но действительно Каким
16:50
образом может быть искусство то что сегодня есть
16:59
Завтра нет и Никакое суждение вынести Точно вы не
17:06
можете потому что вот я сегодня так а завтра Вот так и в этом будет и так
17:12
смысл и так смысл во-первых во-вторых значит бьет еще сказал что
17:20
для критического суждения необходимо возможность повтора то есть
17:27
необходимо чтобы то о чем мы критически высказываемся можно было посмотреть
17:34
Проверить еще раз бывает же так вот вы читаете книжку
17:49
а они смотрят и говорит Ты чего
17:54
вы смотрите И вам тоже кажется До чего же это я а на самом деле нет может быть
18:01
в тот вечер вы были расположены на такой волне когда волна автора
18:09
совпало и вы просто его поняли и поэтому превознесли
18:16
художественное качество из-за того что близость же вот какая-то близость
18:22
искусство Зачем хорошо что мы как бы друг другу не близки
18:28
Мы просто вместе а искусство сближает людей так вот театр
18:35
не искусство театр это что-то гораздо более
18:42
вживленное не В человечество только а в процесс жизни Искусство это игра это не
18:51
настоящий это сделано из настоящего Но на самом но
18:57
само по себе не настоящий картина не настоящие но она настоящая Но то что она
19:04
выражает театр актер вот он вошел с улицы на
19:15
сцену сыграл и вышел на улицу а где тот кого Он сыграл Где в памяти зрителя Ну
19:24
так это же не объект для искусствоведческого анализа а
19:31
в другой вечер Он иначе сыграет и так далее и самое это главное что игра игра
19:39
лежит в основе театрального спектакля игра это способ и обучение способ и
19:49
установление контактов игра это способ оценки
19:54
существующего вокруг нас и так далее и так далее и так далее это единственная
20:00
искусство которое его нет игра есть игра остается игра это способ
20:10
воспитания он маленький а ему уже чуть-чуть то есть
20:15
уже ему ставят некую не преграду А как бы некая еще что-то
20:23
Между ним и действительностью что вот это действительность вот это ты а это
20:31
игра ты играешь действительностью она играет тобой вы играете
20:38
все живое играет все живое играет
20:45
и это громко говорю но
20:52
ученые дошли до того что у них и под микроскопом эти существа играют
21:02
то есть игра это
21:09
театр игра Это не наша принадлежность всего человечества
21:16
и значит способы отношений
21:22
искусство театра и общество это другое потому что ну я
21:30
идиот конечно но я ценю поэтому понимаю что руль театр в жизни
Выход за рамки привычного пространства. Или как фонарь изменил театр и нашу жизнь?
21:37
людей общества семьи ребенка Она гораздо
21:43
больше чем роль другого Но это конечно это все
21:53
но мне бег это нравится потому что мне кажется что бяка это правда и отсюда вся
22:02
сложность теории Практик и всего прочего что связано с театром и вот сейчас
22:10
особенно ясно видно насколько искусство театра все искусство связаны с
22:18
прогрессом техническим прогрессом умственными всякими но
22:25
оказывается театр только сейчас вот Подумайте только сейчас вот тут тяж
22:34
который мы знаем получает возможности выйти за Ну то есть это уже
22:41
почти век продолжается за рамки данного ему пространство
22:50
Вот вы назвали лекцию правдой эмоций и система вот в этом суть
22:58
потому что правда эмоций и система
23:05
они по времени [музыка] могут не совпасть художник
23:12
дошел до понимания каких-то высших прав человеческих
23:19
а то обстоятельства в которых он находится
23:24
здесь они не дают возможность выразить
23:33
то есть понимание обгоняет средства общения вот смотрите
23:43
пока света такого не было представляете себе
23:49
все что он хотел показать он показывал
23:57
не искусственным а настоящим светом всеми этими
24:05
и невозможно было И когда в каких-то театрах устраивали какие-то невероятные
24:12
трюки невероятные вообще зрелище то это было событие потому что вот там
24:19
художники Там святители и так далее актер он был
24:25
прислонен к зрительному залу к рампе кстати говоря он тогда был прислонен и к
24:33
партнеру И мне очень хорошо мог общаться
24:39
Вот через энергию взгляда тонкости сейчас
24:45
постепенно вот Благодаря этой лампочки благодаря электричеству
24:54
Понимаете вот Поразительно и Островский в какой-то своей
25:02
статье заметил пришел мужчина с фонарем
25:07
это приехали немцы на гастроли и у них были вот эти
25:14
[музыка] осветительные приборы и все восхищались
25:19
как это замечательно А с русским достаточно угрюмо сказал Пришел немец
25:26
мужчина пришел с фонарем и фонарь изменил театр фонарь изменил нашу жизнь
25:34
потому что фонарь это ведь в дальнейшем и весь этот интернет все то что связано
25:42
с этими энергиями с этими возможностями и так далее фонарь
25:49
в театре изменилось во-первых чувство пространства
25:55
можно было на задниках
26:01
фильм это все это видеть чем дальше тем уже вообще
26:08
но это же не живое Это же не та энергия вот тут
26:15
противоречие с одной стороны огромная возможность с другой стороны подмена
26:22
подлинный живой энергии более сильной более грубой и актеры
Игра психики и мастерство перевоплощения
26:35
у меня и это на меня повезло Такое сильное впечатление что
26:41
я под этим до сих пор нахожусь я иначе понимаю профессию актерскую
26:50
как то мы Ну то есть вот перед какой-то вот такой штукой Что такое
26:56
делали не сказал я там ставила себе стакан с водой
27:04
вы знаете почему актеры пьют
27:10
Почему они пишут а вот смотрите
27:15
вот вы собираетесь общаться с
27:24
публикой вы уже приспосабливайтесь к тому что вы
27:31
выйдете и на вас обрушится вот это энергия энергия
27:37
каждый же заряжен понаблюдайте за собой вы не начнете сразу вышел
27:48
вы скажете А вот Давайте
27:57
какую-то мелочь это ваше приспособление это ваша
28:05
психологическая я пытается справиться с огромной энергией
28:12
многих я которые вот там вот сидят вы не знаете
28:19
Вы вынуждены не сразу начать А вскроется в
28:27
энергетический поток я стала потом наблюдать действительно
28:34
а у актера он говорит такой возможности нет
28:41
Представьте себе что вы стоите за кулисы Вот
28:46
ваша идет ваша реплика Вы выходите на
28:53
сцену и вы должны без всякого перекладывания карандашика без минуты
29:00
приспособления включится в чужую и жесткую энергию
29:09
а Попробуйте из вечера вечер испытывает вот это вот напряжение вот
29:17
этот срыв простого существования в пространстве вот мы пьем
29:27
вот мы пьем потому что объяснение Почему пьют Это всегда можно
29:34
найти дело в том что он прав что психика актера подвергается
29:41
вот постоянной атаки и многие актеры
29:46
многие актеры приспосабливаются иначе они начинают
29:54
входить в роль еще за кулисами он замечательный
30:01
Он играл лира а значит такое есть музыкант
30:08
знаете биленок который играл шута
30:15
и вот еще за начало
30:22
и все а он уже [музыка]
30:28
дурачок король будет уже пробовал
30:40
понимаете Они понимают это А мы вот
30:47
думаем что наверное актерская судьба это сладость
30:55
Ну вот теперь о системе система конечно это
Подвиг и трагедия Станиславского
31:03
подвиг Константина Сергеевича потому что с этой системой он перенес
31:11
очень много всего особенно
31:17
стало сложно когда после революции там же система это как
31:25
бы работа с духом Это же не простая физическая работа это
31:33
работа духовная интеллектуальное духовное то есть
31:39
человек в нее вступает целиком не по частям и его системы Он же не как на
31:48
этих из земли выскочил он опирался на какие-то ставшие доступными после того как вот
31:56
изобрели все эти пароходы самолеты когда мир стал соединяться и
32:03
когда Восточная духовная практики стали частью
32:09
европейской культуры это очень сильно повлияло на теории Театральной это очень
32:15
важно что особое внимание к духовному процессам
32:25
их превращением в разных обстоятельствах и
32:31
с разными целями и так далее и Когда наступила революция то
32:39
Вот как раз эта сторона системы очень правильно что система она
32:47
вводит актера в какой-то определенные обстоятельства и помогает ему в них
32:56
действовать Но зачем здесь вот это [музыка]
33:02
духовно-религиозное придыхание и это же правда он вот может прочесть письмах Он
33:10
часто болел старости ездил тогда когда-то это была трагическая ситуация
33:16
когда он готовил свою систему печати он умный человек Он понимал что какие-то
33:23
идеи от вдохновение и так далее Они не ложатся на новую идеологию
33:32
и он писал в письме он в санатории в таких бывал где бывали
33:40
Всякие люди подружился с одним чиновником он писал
33:46
что как я скажу актеру понимаете У него
33:53
возникали просто проблемы с терминологией потому что вдохновение но
33:59
что-то такое [музыка] понятно
34:05
далее И он очень сильно да И еще у него
34:11
была помощница такая жесткая которая
34:17
держала тоже под контролем Вот его все эти и
34:24
он очень много должен был работать для того чтобы
34:32
уложиться то есть последнее годы работы над системой это трагедия это трагедия
34:41
он понимал что он все сказать не может что он отнимает у актера какую-то
34:49
нерациональную часть он очень много помогал его имя очень много значило и вот
34:57
обвиняемых людей арестованных он писал письма В защиту
35:03
все но мне кажется он сыграл эту роль старого
35:11
уже мало что понимающего старика потому что он тогда как раз
35:21
появилась пьеса
35:26
а человеки который он вроде бы принц
35:32
который стал шутом Итак спас свою жизнь но не спас свою
35:41
внутреннюю жизнь естественно вот какие-то моменты кажется что
35:48
Станислав шутит он притворяется
35:55
гораздо более не понимающим гораздо более старым чем это есть на самом деле
36:03
Потому что когда читаешь последние его работы когда
36:09
поражает оставшаяся ясность ума
36:14
поражает умение как бы видеть в слове
36:20
это способ воздействия не просто на реальность Но и
36:25
на будущее вот он обсуждает допустим какие-то там
36:31
детали строительства в театре там все он
36:36
закладывает в это обсуждение то что будет нужно действительно он понимает и
36:44
вот это даже вот на обложке у меня книжки такой старичок старик да
36:53
стареем Но на самом деле это
36:59
человек который прожил жизнь очень жесткую
37:04
очень трудно по обстоятельствам очень интересную потому что он себя в
37:13
этой жизни задал и позволил сделать И это между
37:19
прочим очень большой такой урок что обстоятельства Они конечно
37:28
очень сильные Но человек в обстоятельствах
37:36
он гибок
37:41
и он может гнуться Так а может гнутся
37:49
так гнуться можно по-разному И что самое
37:55
главное дело вот дело которое он сам с детства с мальчишество сделал своим
38:04
до конца жизни он его не предал он его
38:10
не продал у него был удивительно ум который был способен придумывать вещи
38:18
которые мы сейчас считаем [музыка]
38:25
допустим он на даче известно западного
38:37
это же можно поставить это еще XIX век это же можно поставить а
38:46
там действия переходит из одного места в другую в этом имении начать здесь
38:51
перейти туда перейти сюда то есть вот это бродилки сегодняшние они То есть он
38:59
спокойно да пожалуйста и вот таких вот вещей которые с одной
39:08
стороны кажется сейчас новаторством а для него это было
39:14
естественно жизнь театра который может позволить
39:19
все что позволяет пока не пришел этот самый мужик с
39:27
фонарем заговорил раз глупостями вот в театр
39:33
выходите и вот вы вот к актерам как относитесь вот особенно когда актеры
39:41
делают вид что они с вами общаются со зрительным залом
39:46
вы понимаете отвечаете правду и ложь
Свобода и вседозволенность на сцене: в чем разница?
39:52
Правда же вот Станиславский был за правду
40:02
Ну не знаю И вот сейчас
40:08
кстати говоря очень много спектаклей в которых актеры
40:14
абсолютно свободно выходит из своих ролей
40:20
пристают к вам и так далее и так далее и так далее Вы можете обмануться что это
40:26
свобода на самом деле нет они вот
40:33
современный театр при том что он распустился он утратил при этом ту
40:39
прежнюю вот балаганную истину свободу когда актер был
40:45
действительно свободен у меня был замечательный случай я всегда
40:50
когда ко мне актеры начинают такие так приставать я
40:56
отвечаю и вот в союзе еще здание не сгорело тогда был вечер
41:06
посвященный старому поколению и пришли значит вот такие известные
41:14
актрисы и все они сидели в этом зале эти портреты замечательно
41:21
их им программу устроили и пригласили какую-то команду каких-то комиков
41:29
хороших эти комики Здорово начали
41:37
там один такой второй бегать по залу и
41:42
выхватывать у этих старых беспомощных женщин сумки
41:53
и они дошли мы сидели сзади наблюдали
42:00
дошли до меня
42:10
ты вот такой клоунский развязал этот галстук и вы знаете вот
42:16
это его ошарашенность и беспомощность я запомнила на всю жизнь кстати говоря Это
42:23
мне помогает и в других ситуациях и они суть и ушли и сказал Верните все сумки а
42:32
не сумку вернули ко мне подошел действие идет там другие выступает пожалуйста
42:38
Пройдите нам кулисы
42:44
Дайте или вот дайте мне его галстук мы должны
42:50
уезжать Нет я пошла за кулисы
42:57
и сказала Если вы не уверены в том что вы делаете не
43:05
делайте этого вот Возьмите ваш галстук И зачем смываться над людьми которые
43:11
думают что сильный
43:19
очень сложно В общем-то С одной стороны Свобода с
Три стороны театра
43:26
другой стороны это правило А с третьей стороны
43:32
неизвестность потому что каждый раз когда открывается занавес и сидит
43:37
зрительный зал то представляете ни один актер не может
43:45
дать гарантию что сегодня у него все получится
43:50
и что сегодня у него с публикой будет полная не не интеллектуальное не такое
43:57
ведь существует Понимание энергетическое Вот в театре оно очень
44:03
важно поэтому это самое удивительное искусство и самая такая
44:10
трудная профессия а система вот вроде я должна была говорить о
44:18
системе она требует сегодня особенно она
44:23
требует разговоры с сопротивляющейся аудитории
44:29
[музыка] знаете потому что сегодня как бы
44:34
Ну но система системы А что все же
44:40
правила нарушены все можно все иначе и как система будет работать в этой
44:47
ситуации она будет работать но она будет работать по-другому она будет работать
44:54
не в работе над образом она будет работать
45:00
в работе над природой техники актерской это очень сложная проблема поэтому
45:07
Простите я как бы уклонился всего самого Но даже в театральной
45:15
ситуации сейчас по-моему мы не готовы анализировать систему в новых
45:20
обстоятельствах и неизвестно выдержит ли она
45:27
нового какого-то театрального периода потом это отбрасывает А через несколько через
45:36
грех может быть это появляется открытие надо же
45:46
Спросите что-нибудь а вот вы сказали что зрительный зал
Ответы на вопросы. Столкновение энергий или реакция зрителя на актёрскую игру.
45:52
сопротивляется актерской игре А зачем тогда зритель ходит в смотреть театр
45:58
чтобы для чего тогда я не очень понимаю зачем он приходит Да если он хочет
46:04
сопротивляться актерской игре он не хочет получать эмоции он не хочет получать эту информацию то энергию
46:10
которую ему дает актеры вот для меня удивительно даже говорю что должен
46:16
сопротивляться он сопротивляется вы сказали он сопротивляется тогда когда
46:24
либо театр абсолютно плох либо когда он
46:30
слишком наглый это значит не подлинность эмоций Это значит что как вот сказали
46:35
технология заменила сердечность игры вот так наверное тогда он сопротивляется
46:43
Да потому что мы считываем движение мимику голос Как Зрители и видим что
46:50
человек отрабатывает роль он как мультипликационный персонаж плохой
46:56
мультипликационный персонаж и мы понимаем что
47:01
это неестественная игра мы можем тоже самое посмотреть там не знаю компьютерный мультик а мы все-таки хотим
47:08
получить эмоции Мы хотим получить больше И тогда наверное Он агрессивный
47:14
становится и враждебный а как Вы определяете получили Вы больше
47:20
или можно считаем эмоции
47:28
слухом и наверное 90 процентов информации если там у нас грубо говоря
47:34
если одеть на актера маску которых там
47:39
Но это же и синтезированный голос получится что я актер не нужен
47:48
[музыка] она 19 веке когда началась вся вот эта
47:56
реформа и вот это и все вдруг
48:01
Ну вообще актерское Искусство это непонятно и вдруг в одной из книжек я
48:10
прочла такой вопрос что они собирались и обсуждали
48:18
вдумайтесь куда уходит актер Когда кончаются его реплики
48:27
очень серьезно вы не можете существовать на сцене
48:33
бесконечно привлекает к себе внимание в какой-то
48:38
момент вы уходите Куда уходит актер
48:45
в образ себя что это А тогда
48:51
шатаются какие-то основы каких-то актерских правил
48:59
актерское искусство вообще вещь самое загадочная и все дело мне
49:06
кажется не в том что вы умеете а в том чем вас наделила природа
49:16
вы как шарлатан вышел там как актер потому что вы
49:24
притворяетесь вы притворяетесь с определенной целью вы получаете
49:29
удовольствие Понимаете в принципе это непонятно
49:38
непонятно Понятно Как возник театр потому что играли всегда играли Все время играли с
49:47
ребенком играли там со зверёнышем но
49:52
Каким образом возник вот этот огромный институт социального социальных
50:00
театр же социальное явление он же собирает людей это же не только в
50:07
Древней Греции даже преступников выпускали из тюрьмы в тот
50:15
день когда был театральный спектакль должны были
50:20
осознавать учиться понимаете это таинственное искусство то
50:27
не искусство поэтому это что-то и система Станиславского это одна из
50:34
попыток превратить то что как бы не имеет права
50:41
на самом деле Кадетская игра Пусть
50:47
Вы можете Как родители сказать не делает то не делает но хочется
50:55
Я не знаю какой будет театр
51:01
а вы вот часто ходите в театре что он там нравится
51:09
театр я хожу Мне очень нравится я там получаю эмоциональное наслаждение если совпадаю
51:16
с актерами поэтому люблю классический театр
51:22
малый например Фоменко то когда меня захватывает переворачивает дух и очень здорово что
51:29
Станиславский сумела писать эти эмоции эфемерность эту
51:34
игру создал систему гениальный труд У меня вопрос в следующем а удалось Ему
Отношение к системе Станиславского в СССР и США
51:41
наверное не ему может быть государством Советскому новому монетизировать эту
51:46
систему вы знаете во всем мире уже
51:52
вот эта волна действительно вот такого использования
51:57
системы и всего того что было наработано Она сегодня уже немножко такая ну ладно
52:05
прошла потому что театр уже взял то что ему давали
52:11
огромное уважение к тому что было дано и взято оно осталось
52:20
но сейчас уже наш театр сам сам
52:27
очень далек во многом от тех принципов которые когда-то когда-то были
52:35
основополагающими в этом нет ничего страшного потому что человечество искусство проходят разные
52:44
они не могут двигаться по одной вот этой самой штуки где-то будет ступенька А
52:51
куда она ведет наверх это еще неизвестно так вот что касается
53:01
конечно не платят Но вот я помню мы ездили когда когда
53:08
начались вот эти горбачевские такие Свободы дружба с
53:14
Америкой от союза театральных деятелей мы ездили в Америку к американцам с была
53:24
идея с их стороны и с нашей стороны сделать что-нибудь вместе Ну то есть вот
53:30
на основании каких-то систем и мы очень смешно Не сошлись Значит мы говорили
53:39
Наши приехали с идеей Свобода надо возрождать то что было
53:45
когда-то знаено надо мир ходит и так далее
53:53
на этом они говорили
53:58
Станиславский Мы хотим Станиславского так и не сговорились
54:04
Станиславский
54:09
мы были настолько [музыка] вот
54:17
что сами сами выбрасывали то что стоит очень дорого и
54:26
сами говорили что А вот это вот да давайте давайте
54:31
И когда ехали все сторонники вот этого думали что там на
54:38
ура встретит как
54:43
так что ничего никто не продает но
54:49
крадут совершенно нормально мы играли у нас крадут
54:58
Здравствуйте меня зовут Лиза я хочу вас спросить можно ли на сцене потерять
«Потерять на сцене логику и отдаться эмоциям»
55:04
логику и полностью отдаться своим эмоциям не потерять логику это любимое занятие
55:12
Новаторов это как раз то что как это специально
55:19
для того чтобы зритель Бедненький искал
55:24
[музыка]
55:30
[аплодисменты] а вообще театр хорошее дело
55:37
и счастливые те кто в детстве вот у вас же у всех наверное есть дети и
55:46
сейчас для родителей трагическая ситуация Потому что дети они как бы люди
55:52
иной культуры уже интернет это избытое такая
55:59
вещь но это правда А Театр это игра это
56:05
то что встроено в человека изначально поэтому найти общий язык с детьми и
56:13
между проще всего именно через игру так вот
56:20
игра может объединить и тех и других то есть игра должна
56:29
начинаться очень рано очень рано и включает и вот те которые
56:36
вот такие они должны тоже сначала почувствовать
56:44
это прелесть игры органичность игры они должны тоже хотеть
56:49
то есть ребенок растущий неважно интернетный такой-сякой должен любить
56:57
игру но игру не вот мертвую
57:04
через компьютер а игру Живую соприкосновение не технических энергий а
57:12
живых Вот как это сделать не знаю а в театр надо ходить
Зачем ходить в театр?
57:19
Потому что если вам не хочется вам даже не интересно даже знаете что плохое
57:28
спектакль пойдите купите этот билет посидите то просто
57:35
продемонстрируйте свое Как сказать поддержку данному виду
57:43
искусства потому что он может быть сейчас вот так
57:48
а вдруг через какое-то время как вспыхнет какая-нибудь яркая
57:57
пришел сидишь посмотрел как одеты женщины посмотрел
58:05
как выглядит и как мужчины интересно
58:12
И тем самым поддержали а Константин Сергеевич
58:20
светлые ему память все Был конечно иногда вот природа дает нагрузку это не
58:28
не то чтобы как бы благо дар это нагрузка
58:33
огромную нагрузку одному человеку и вот
58:40
Станиславский исправился многие [музыка] современники все тоже нет он справился и
58:50
вот сейчас может быть и наверняка
58:57
те его какие-то вот чисто технические идеи чисто
59:03
теоретически они Ну как все Сейчас меняется
59:13
жизни личности в обществе и в мире вот которая
59:19
в нем вложенной была есть
59:27
для того чтобы человечество [музыка]
59:34
потому что все равно все равно сила человеческого духа в любых ситуациях
59:43
не лишние очень не лишним
59:50
Ну все я вас заговорил [аплодисменты]
59:59
Спасибо Римма Павловна Огромное спасибо вам за
История создания книги «Станиславский»
1:00:05
Погружение в вашу Удивительный мир было мало вопросов потому что мы оказались
1:00:12
внутри этой капсулы культурной Которую вы создали для нас и может быть поэтому
1:00:21
мы вели себя не очень активно у нас произошло погружение
1:00:27
вопрос да по сути Это был спектакль человека это было общение подлинные
1:00:35
эмоции которые мы ловили от вас а вопрос такой Как долго вы писали книгу
1:00:45
Как долго вы погружались в мир Станиславского в мир гения и что этот
1:00:54
мир дал вам может быть какие-то простые житейские советы А может быть глубокие
1:01:01
переживания Вот ваше ваш мир Станиславского как они пересеклись
1:01:09
для каждого кто делает интересную работу исследовательскую в том числе связанную
1:01:17
жизнью гениального человека как он нас учит что нам дает вот ваши уроки
1:01:24
Станиславского может быть они простые А может быть очень глубокие Как долго этот
1:01:32
мир существовал для вас или он продолжает и что он вам дал Нет у меня
1:01:39
все очень просто Кстати это очень Простая история я училась вместе с такой
1:01:49
Ольгой Александровны радищевой она Потомок вот настоящего Радищева
1:01:58
и она занималась станиславским А мы дружили нас было несколько подруг она
1:02:04
занималась станиславским и после института она пошла работать в музей
1:02:10
художественного театра в архив и в этом архиве она сделала очень много очень
1:02:18
много то есть Она привела в порядок Но это подвиг и она написала
1:02:26
книжку из двух книжек состоящую об отношениях Немировича и Станиславского
1:02:34
и так как мы дружили она все время я ходила в этот музей
1:02:39
и читала там Ну вот эти архивы
1:02:47
то-то так и вот это сила личности даже в маленьких бумажках
1:02:55
и какая-то вот что-то она невольно вот он действует
1:03:01
понимаете через даже вот через время через пустоту физических контактов он
1:03:09
действует просто силы своей личности и у неё над столом его портрет такой детский
1:03:17
почти портрет и я всегда мне казалось что очищающий душу портрет такая вот
1:03:26
смешная деталь потом так получилось что она мне все время говорила напиши напиши
1:03:34
напиши напиши ну потом она заболела
1:03:42
и умерла и
1:03:48
у меня вот она очень хотела потому что я
1:03:53
все время она очень хотела чтобы я написал
1:04:00
и я написала и там вот книжки Вот как раз в память ее
1:04:08
это как бы я была человеком совершенно
1:04:14
другого тогда социального мира я любила
1:04:19
Таганку Я сидела месяца на репетициях Юрия Петровича эти
1:04:27
60-е годы это вообще мое счастье и может быть поэтому как раз
1:04:35
Я тоже больше поняла и оценила станиславском на примере живого театра
1:04:43
Вот это очень сложно объяснить но как бы Таганка моя любимая
1:04:49
и я написала с боровским как бы это было большой труд
1:04:58
я его обманула сказала что
1:05:03
мне заказали книжку от оганки что я там
1:05:09
а он замечательный художники очень такой Замкнутый скромный человек и
1:05:16
Но я многое не помню вот Помогите мне давайте вы будете
1:05:23
рассказывать и запишу в результате Мы записали его
1:05:30
книжку и поэтому Станиславский у меня значит
1:05:36
Таганка
1:05:41
театр шестидесятых годов меня тоже книжка есть
1:05:47
режиссер другие называется Кстати я сложно отношусь к режиссерам
По какому праву режиссер всем указывает?
1:05:56
Я до сих пор не решила для себя сколько пользы И сколько не пользы
1:06:06
в театре от их присутствия Но это тайна
1:06:14
серьезно потому что понимаете когда начиналось все они
1:06:19
Они как-то слишком быстро все взяли в свои руки Они слишком быстро решили
1:06:29
что они еще один автор
1:06:34
и это авторство распространяется и на текст и на то что делает актер то есть
1:06:41
они всем все указывают а на каком основании
1:06:48
вот так смотришь есть люди которые имеют на это право но как
1:06:57
штатная единица это уже с моей точки зрения первый раз вам
1:07:04
говорю
1:07:11
Почему актер Почему в общем трагически
1:07:19
драматурги которые имели верховное право они оказались сейчас
1:07:28
пожалуйста меня Делай и так далее это все пустяки
1:07:35
как будто но не знаю
1:07:40
очень много очень много Это хорошо это
1:07:46
повышает нашу культуру театральную выпускается каждый год огромное
1:07:52
количество режиссеров но не может же быть что это все количество гения
1:08:01
В общем все я заговорила такая же проблема в бизнесе есть лидеры то есть
1:08:07
люди которые реально имеют энергетические интеллектуальные потенциал А есть менеджеры то есть
1:08:14
которых выпускают и они управляют жизнью других людей то есть вот эти проблемы
1:08:21
они отражение находят на всех измерениях мира театральные проблемы
1:08:28
бизнеса Это для нас очень понятные темы Спасибо
1:08:36
[аплодисменты] Здравствуйте у вас был вопрос бываем ли
Театр как образовательная форма культуры
1:08:43
мы в театре давно не был в театре Да вот на днях угораздил сходить театр но пошел
1:08:48
только ради того что потому что режиссер сидит Под арестом но поддержать как бы рублем Как вы сказали посидел послушал
1:08:54
но Никаких эмоций не получил я выполнил ту цель ради которой пошел поддержать
1:09:00
рублем человек а теперь вопрос мой если театр это не искусство тогда Что
1:09:07
является искусством На мой взгляд Искусство это способ воздействия на человека чтобы его как-то изменить
1:09:12
сделать лучше до расширить его Кругозор сделать его умнее почему тогда театр не
1:09:18
является искусством и какое место у театра вот в эпоху Перемен в эпоху
1:09:23
турбулентности как могут актеры выражать своих эмоций в такой ситуации два
1:09:32
момента первый Почему не искусство потому
1:09:39
что искусство уже в самом названии это то что искусственно сделано с какой-то
1:09:47
целью в театре присутствует элемент
1:09:53
который не сделан элемент взятый из жизни причем не один
1:10:00
там вот допустим сидят куклы куклы куклы и среди них один появился нет понимаете
1:10:08
театр не искусство потому что у него другая роль
1:10:15
он гораздо более социологизирована мне кажется
1:10:21
встроен бытиё но существование
1:10:27
он учит не отдельных людей он учит государство учит народ учит То есть у
1:10:35
него другие цели у него цели и он объясняет
1:10:41
обществу что происходит как люди должны относиться друг другу
1:10:47
как они на самом деле относятся То есть это некая
1:10:52
обязательное образование а искусство Вы можете Купить картину
1:11:00
повесить ее у себя и что ну вы будете наслаждаться
1:11:06
социального через вас каким-то образом Это скажется
1:11:12
А Театр социуме работает напрямую Поэтому вот смотрите
1:11:19
цензура Царская Россия значит
1:11:24
пожалуйста Достоевский пожалуйста Толстой все печатается
1:11:30
общество знакомится поодиночке там все
1:11:35
Попробуйте А сколько запретов театра на
1:11:40
инсценировке вот полюбоваться то что разрешено в печати запрещено играть в
1:11:48
театре в одном и том же государстве значит государство умнее нас Но понимает
1:11:59
что в театре это получается совершенно другое звучание другой смысл
1:12:07
и другую реакцию может быть
1:12:14
наверное можно подвести итог Как ты хочешь сказать что какой-то промежуточный это импланты просто
1:12:20
произнесла 22 вещи живой театр и система Станиславского которые можно
1:12:27
понять Вот она соприкоснулась со стаканкой 60-х годов и я просто не расслышал вот от тех людей кто имели
1:12:34
роскошь почувствовать прикоснуться к этой Таганке что это был настоящий живой театр хочется всем с вами пожелать чтобы
1:12:41
мы с вами когда-нибудь соприкоснулись тоже с живым театром Вот на этом наверное Спасибо вам большое что были
1:12:46
послушали просто нет слов большое большое вам спасибо
1:12:52
[аплодисменты]

Поделиться: