Социология смерти — Дмитрий Рогозин

Какие подходы существуют в социологии смерти? Как мы воспринимаем темы насилия и смерти в СМИ? Каковая специфика исследований смерти? Об этом рассказывает кандидат социологических наук Дмитрий Рогозин.

Расшифровка видео
0:07
разговор о смерти с точки зрения
0:10
социологических интерпретаций имеет
0:12
очень долгую традицию
0:13
впервые он был актуализирована
0:19
исследователями которые у нас в большей
0:21
степени известны в рамках их
0:23
методических штудий это unserem строк и
0:27
баре глейзер их книжка переведенный на
0:30
русский язык раунде как обоснованная
0:33
теория и сделала их лицо среди
0:35
российских обществоведов но а к своей
0:40
обоснованной теории они подошли через а
0:42
изучение исследования того как и что
0:46
люди думают о смерти именно этим и
0:49
занимается социология смерти
0:51
если мы посмотрим на российский на
0:55
российский ландшафт то в общем то увидим
0:59
весьма убогую картинку нам не нужно
1:02
конечно смотреть на философские вопросы
1:06
социологии смерти не занимается
1:08
изучением того что есть смерть есть ли
1:11
жизнь после смерти не занимаются
1:13
теологическими вопросами и не занимаются
1:15
последними философскими вопросами о том
1:18
что ждет человека в конце его жизни
1:20
социология смерти занимается тем как
1:23
бытует смерть в социальных в социальном
1:26
контексте как люди относятся к смерти
1:29
как люди интерпретируют summer что они
1:31
думают о смерти и в этом контексте
1:33
конечно в российской традиции мы
1:36
наблюдаем полную пустыню
1:38
это связано не с тем что наши
1:41
русскоязычные авторы обходят тему смерти
1:44
стороной в большей степени это связано с
1:47
не популярностью этой темы в в
1:51
общественном мнении именно на это
1:52
обратили на этот странный весьма
1:55
парадокс обратили внимание остро с
1:57
грейфером они увидели что с одной
2:00
стороны если мы начинаем говорить о
2:03
смерти как правило тему смерти избегают
2:06
самые печальные
2:08
примеры связаны с тем когда допустим
2:11
какой-то ближайший родственник умирает
2:13
каждого из нас имеет и родителей и
2:16
бабушку с дедушкой и так далее и так
2:18
далее и вот умирающий родственик он
2:20
очень хочет поговорить о смерти потому
2:21
что эта тема для него чрезвычайно важно
2:23
но когда он начинает об этом
2:26
заговаривать как правило
2:27
даже ближайшие родственники чувствующие
2:30
глубоко сопереживающее ему начинает
2:32
говорить какую-то невнятную нелепицу что
2:35
мол да ты будешь жить вечно
2:37
да ты еще поживешь рано тебе говорить о
2:39
смерть таким образом в даже не в
2:42
общественном сознании даже в наших
2:44
личных коммуникациях мы блокируем эту
2:46
тему мы не готовы к разговору о ней с
2:49
другой стороны
2:51
что увидели глазер из из трос в чем этот
2:54
парадокс мы видим что телевидение просто
2:58
заполнено темам темами насилия сюжетами
3:01
об убийствах
3:03
сюжетами о катастрофах и так далее и так
3:06
далее это связано не с тем что
3:07
журналисты у нас народ падший это
3:09
связано с тем что публика реально горит
3:11
желанием смотреть на
3:14
на эти катастрофы мертвое тело
3:16
притягивает не меньше чем живое и в этом
3:19
смысле это парадокс странный он связан с
3:22
тем что с одной стороны тема смерти для
3:25
нас чрезвычайно важно она притягивает
3:27
своей непредсказуемостью и загадочностью
3:29
разбой страны мы испытываем огромнейший
3:32
страх перед ее актуализации именно через
3:36
эту проблематизация и началась
3:38
разработка этой тематике в
3:41
социологической традиции если говорить
3:43
об различного рода исследовательских
3:46
направлений смерти то можно выделить 3 1
3:51
заключая первые условно можно назвать
3:54
исключением себя она направлена на то
3:57
чтобы понять каким образом человек
4:00
готовится к смерти таким образом он
4:02
умирает социологи давно заметили что
4:05
умирание не связано при
4:08
с физическим прекращением
4:11
функционирования организма человек
4:13
умирает
4:14
социально гораздо раньше вначале он
4:17
смиряется со своей смертью принимает ее
4:20
а уже потом это смерть действительно
4:23
наступает такой подход стал наиболее
4:26
актуален именно тогда когда
4:27
продолжительность жизни в европейских
4:30
странах
4:31
стала довольно большое а несчастные
4:33
случаи редкими
4:34
но относительно редкими конечно потому
4:36
что мы не можем данном случае даже
4:39
единственная смерть данном случае
4:40
является частой для субъективного
4:42
восприятия
4:43
тем не менее если человек проживают уже
4:46
больше 70 80 лет он имеет все шансы
4:50
подготовиться к смерти и мы видим что
4:52
тематика разговоров о смерти уже после
4:55
45 50 лет становится все более и более
4:58
актуальной человек задумывается о том
5:01
каким образом он должен подойти к к
5:04
финалу своей жизни
5:06
а тем самым у него возникает шанс
5:08
переосмысления
5:09
а жизни наполнение ее смыслом вторая
5:13
тема связана с так называемыми
5:15
социальными нормами умирания а он ее в
5:19
большей степени конечно разрабатывали
5:20
антропологи когда и этнографы когда
5:23
смотрели за ритуалами связанными со
5:27
смертными исходами современном обществе
5:29
это в первую очередь как называемой
5:33
индустрия погребения мы видим косвенно
5:37
конечно никто специально не интересуется
5:39
но мы видим что крупные города окружает
5:43
в общем-то не менее крупные кладбище а
5:45
если это так и во многих странах в том
5:48
числе в россии умирает
5:51
сопоставимое а то и большее число
5:53
человек по сравнению с теми кто
5:55
рождается то только по одному этому
5:58
можно предположить что экономика смерти
6:02
весьма развита и мы не ошибемся в таком
6:05
предположении
6:06
если мы пронаблюдаем затем как
6:08
реализуется всевозможные экономические
6:11
обмен и связанные в первую очередь с
6:13
похоронами и с ритуальными событиями по
6:16
а данью памяти почившему человеку
6:19
то обнаружим весьма странную вещь с
6:23
одной стороны это индустрия смерти
6:26
обладает огромным капиталом
6:30
огромные оборотные средства
6:33
задействованы в ней в другой стороны она
6:36
практически не учитывается валовом
6:39
внутреннем продукте почему это
6:40
происходит это происходит в первую
6:42
очередь
6:43
а может быть и не в первую из-за
6:45
психологической особенности человека
6:47
когда умирает близкий
6:49
чрезвычайно значимый человек трудно
6:52
говорить об экономической эффективности
6:54
трудно считать деньги и в и именно из-за
6:57
этого
6:58
а все что связано с ритуалами очень
7:01
сильно уходит в теневую сторону бизнеса
7:03
здесь реализуются самый вульгарные
7:06
страшные чудовищно циничные схемы
7:09
которые у здравомыслящего человека
7:11
вызывает не только отчуждения но и
7:17
бегство поскольку страшно просто об этом
7:19
говорить но социологи занимается не
7:22
только этим они смотрят и на то каким
7:25
образом укоренены а ритуалы оплакивания
7:31
ритуалы право право провожания
7:34
а близкого человека ритуалы воспоминаний
7:37
здесь помогают и рассмотрение альбомов и
7:40
а они семейных альбомов и разговоры с
7:43
близкими так далее так далее и 3
7:46
значимая область это потеря значимых
7:48
близких 100 лаги давно заметили что для
7:50
людей гораздо больнее уход близкого чем
7:54
размышление даже о собственной смерти
7:56
более того когда люди готовятся к смерти
7:59
а говорят о ней в первую очередь они
8:02
вспоминают о близких от то а не
8:04
задумывается о том как какое в горе они
8:07
принесут своему окружению очень часто
8:10
именно эти размышления as the
8:12
останавливают суицидальных а
8:14
суицидальные поступки вот что можно
8:16
коротко сказать о теоретических подходов
8:19
к социологии смерти но этим она конечно
8:21
не ограничивается в запахов западной
8:24
культуре мы увидим массово эмпирических
8:26
проектов связанных с изучением того как
8:29
смерть быту
8:30
на нашем сообществе как она
8:31
воспринимается а например крупнейший
8:34
исследовательский центр в америке
8:36
national opinion research center недавно
8:40
проводила исследование и там задавался
8:42
вопрос о том готовится или не готовится
8:46
людях смерти насколько важно для них
8:50
подготовка к смерти размышления не 85
8:53
процентов американцев ответила что те
8:55
тематика смерти и размышления они
8:57
являются приоритетами в их жизни и в
9:00
общем-то чем старше становится человек
9:02
тем эта тематика становится все более и
9:05
более важны затем недавно 2013 году мы
9:08
тоже провели общероссийский опрос где
9:10
эта тема была одной из ключевых
9:12
надо сказать что мы долго ломали головы
9:15
как задать этот вопрос и это было
9:17
чрезвычайно сложно
9:18
большей степени для нас поскольку мы
9:21
тоже
9:22
члены этого сообщества и носителей
9:24
культурных норм попробуйте-ка подойти и
9:27
спросить чужого человека от смерти что
9:29
что вы получите в ответ
9:31
подготовка этого исследования заняло
9:33
около 3 месяцев мы как не находили
9:36
решение этого вопроса и нам помог случай
9:39
разговор вот с алиной багряной это
9:42
руководитель службы среда которая
9:45
подсказала нам уникальное очень простое
9:47
решение on on on on on on сказала что
9:50
зачем ломать голову о том как спрашивать
9:53
людей а смерти когда можно просто
9:54
спросить можно ли их спросить о смерти и
9:57
таким образом первый вопрос который был
9:59
в нашем нашим вопроснике звучал
10:02
следующим образом скажите пожалуйста
10:05
можно ли вам задать несколько вопросов
10:06
от смерти да или нет
10:08
каково же было наше удивление когда
10:11
подавляющее большинство людей сказали
10:13
что до
10:15
наше удивление было еще больше когда мы
10:19
обнаружили что нас в последующие вопросы
10:21
количество затруднив шихся ответить или
10:24
тех которые которые вы сказали что это
10:26
не для меня перестаньте со мной
10:27
разговаривать об этом было около двух
10:30
процентов не больше двух процентов ну
10:32
просто для сравнения нормальным
10:34
социологических опросах считается
10:36
коэффициент зато
10:38
считается процент затруднив шихся на
10:40
уровне 5 7 процентов на чрезвычайно
10:43
сенситивный в первую очередь для
10:45
исследователя для нас вопросы о смерти
10:47
мы получили практически тотальные ответы
10:50
в чем же была эта причина а причина была
10:53
как раз в этом первом вопросе который
10:55
выступил некоторым фильтром но
10:58
удивительно что фильтр этот был
11:00
направлен не на сторону респондентов она
11:03
сторону интервьюеров когда мы начали
11:06
прослушивать записи
11:07
состоявшихся интервью я отказов мы
11:10
обнаружили что единственная причина по
11:14
которой люди отказывались говорить о
11:16
смерти доминирующая причина была связана
11:19
с интервьюером
11:20
то есть interviewer так смущался и
11:24
стеснялся говорить о смерти он был
11:26
настолько не готов к этой проблематике
11:28
что блокировал ответы респондентов таким
11:31
образом этот ответ можно ли вам задать
11:34
вопросы
11:34
несколько вопросов о смерти в первую
11:36
очередь был направлен на интервьюера они
11:39
на респондента
11:40
здесь мы подходим к очень любопытной
11:42
проблеме в рамках социальных
11:43
исследователей связанные с тем что и
11:45
когда мы начинаем разговор о смерти мы в
11:48
первую очередь ведем разговор о том
11:51
насколько готовы к это к такой
11:54
проблематике сами исследователи они
11:57
сообщества в котором они находятся
11:59
поскольку как зарубежные исследователи
12:03
исследования так и немногочисленные наши
12:06
показывают что для российской публике
12:10
тема смерти является одной из наиболее
12:13
ключевых также как тема секса и музыки
12:16
допустим для молодежи как частично
12:20
конечно тема различных политических
12:24
установок смещена его интеллигентская
12:26
сообщество также как тема
12:28
обыденных практикой своей жизненной
12:31
биографии 60 70 вплоть до 90-х годов
12:34
прошлого века исследователи работали
12:39
исследователь занимающиеся изучением
12:42
смерти в рамках гуманитарной традиции
12:46
вот или в секулярной парадигме всячески
12:49
декларировалось что если мы хотим
12:51
заниматься наукой то
12:53
всевозможные религиозные и мистические
12:55
интерпретации бытующее в общество должны
12:59
быть отстранены а исследователи их
13:01
концептуальный аппарат должен строиться
13:03
на секулярной традицией
13:05
современная практика современные подходы
13:10
к изучению смерти направленные на
13:12
преодоление этого секуляризма их можно
13:15
назвать пост секулярные исследователя
13:17
исследованиям это в первую очередь
13:18
связано с тем что тематика смерти
13:22
неразрывно связана с религиозностью с
13:24
религиозным сознанием мы не можем начать
13:27
говорить и об этом предмете
13:29
не задав предельные вопросы мы не можем
13:32
начать разговор о смерти не размышляя о
13:37
собственных представлениях о том что
13:40
будет либо после смерти либо то что
13:43
связано со смертью таким образом если
13:47
ставить вопрос о том каким как будет
13:50
развиваться как будут развиваться
13:53
исследования связанные с быкова не им
13:56
смерти в социальном мире то в первую
13:59
очередь они будут связаны с religion
14:03
с постановкой религиозных вопросов

Поделиться: