Философия Рене Декарта: очень просто и доступно

Расшифровка видео
0:00
рене декарт о нем мы сегодня поговорим где corsu один из самых известных
0:06
философов предупрежу что философия его очень простой является то есть вот то логика
0:12
понятий которые есть в карцере логика понятие интуиции очень просто я попытаюсь вам это показать сегодня
0:18
буквально объяснить вас разложить на пальцах у нас сказать что вообще новая европейская культура своих истоках она
0:25
тоже достаточно простой являются но кроме того что декард является
0:30
философом и выдающимся философом влиятельным по сей день его влияние
0:36
сравнивают с аристотелем в истории мировой философии а среди современных автором с марксом с ней что с фрейдом
0:46
при том при всем он является еще некоторым символам надвигающейся новой эпохи
0:51
кроме того что он является живого слона является тем еще выдающимся математиком да
0:58
он создатель аналитической геометрии из чего состоит аналитическая геями и
1:03
соединение алгебры и геометрии а что такое соединение алгебры и геометрии это исчислении пространство на
1:11
пространство начинает исчисляться геометрическими про сразу начинает исчисляться
1:16
алгебраическими способами посмотрите в практического и своей жизни
1:21
человек начинает буквальном смысле исчислять пространство великие географические открытия путешествие а
1:28
потом сама техника сама экономика на чем строится экономика о том чтобы внешний
1:34
окружающий мир методами точных наук изучаем и начинаем вписывать свои слова
1:39
в книгу истории как говорил нам фрэнсис бэкон а научитесь читать книгу природы но учтите писать книгу истории
1:47
очень символично что в это же время появляется аналитическая геометрия наконец
1:54
вклад декартова алгебру известен далее физики его открытия теория радуги
2:03
преломления света очень интересный момент с приложением далее психологи которые здесь
2:11
присутствуют в некотором количестве должны знать что декард является основателем современной психологии он
2:18
ввёл понятие рефлекса и вокруг и сфере понятия рефлекса то и взаимодействия
2:23
психического с физическим до сих пор крутятся мысли многочисленных не то что исследователи целых исследовательских
2:29
институтов и вообще вот этот комплекс открытие рене декарта который он
2:34
совершил психология физика математика является символическим эти науки стоят у
2:42
истоков новоевропейской культуры и они безусловно накладывают неизгладимый
2:47
отпечаток на саму философию где карта будет философствовать как физик
2:53
математически мыслящий физик и математически мыслящий психолог и
2:59
физиолог одновременно это новое до этого действительно такого
3:04
не было то есть я еще раз хочу сказать что открытие эти карты символичны они и
3:10
у истоков новой европейской культуры это ориентиры наши и они находятся внутри
3:16
его философии дикарь был очень своеобразная личностью
3:22
об этом я в конце немного скажу как и многие выдающиеся философы
3:29
но что-то из его чтобы развлекать ваши свежие мозги и
3:36
ваше свежие сознание об аде карту это вещи связанные сознание с мозгами чтобы не отвлекать в начале лекции на
3:43
русскость они там анекдоты и сад наши соотнесение жизни di carta его идеи
3:48
сначала я изложу идеи его нам потребуется некоторое внимание чтобы войти в круг идеей вот дикарь был
3:56
человеком смелым достаточно потому что он был хорошо образована то есть не надо путать смелость необразованных которые в
4:02
изобилии это кстати процветает что нам не замахнуться ли нам на вильяма на
4:07
самого шекспира со смелостью образованных так вот
4:15
кроме то он и физически смелым был человеком мушкетер не говори не известно ли
4:22
принимал ли д’артаньян участие в осаде гараж или может быть это вымысел вдуматься а вот декард принимал
4:31
gainnode of осаждал там как истинный католический истинный сын римской
4:37
католической церкви это я уже стал отвлекаться в сторону его
4:42
образование жизни в начале залевский университет закончил колец ко всему прочему где и очень хорошее образование
4:49
полностью для своего времени так вот он был человеком смелым и был
4:56
смел настолько что решил начать философию с нуля
5:04
вот так вот ни много ни мало подобно тому как в его системе координат все начинается с 0 он ведь вводит 0 в
5:11
пространство интересный момент то есть в основе пространство в основе измерения пространственных всех конфигураций что
5:18
лежит нечто из которого сотворён мир нолик появляется и карт вводит систему координат знаете
5:27
трех линий 3 как 3 высота глубина ширина
5:33
где картавил а в основании 0 лежит значит в основе пространство центром пространство ляется ничто из которого
5:39
бог сотворил пространство и время так вот он решает начать философию с
5:44
нуля заново решительно решительно и это символично декарт это действительно
5:51
первый философ нового времени в точном смысле этого слова и он начинает философию заново как она была до него
5:59
философия до него была философия хорошо известная
6:05
античная древняя философия после деревни
6:11
философии 2 средневековая философия иди карта и хорошо знал
6:19
то есть вот этот схоластический методист безусловно был в крови у di carta правда
6:24
его в другом направлении и то есть он это все хорошо знает но
6:30
говорить такую вещь что давайте
6:36
подвергнем все истинные предшествующей философии сомнению
6:43
давайте подвергнем все истины предшествующей философии сомнения
6:48
однако сомнения не является самоцелью для di carta
6:54
он не является скептикам ради скептицизма а
6:59
что же он хочет найти и вот то что он хочет найти сама психологическая
7:04
мотивация очень показательна для духа научно-ориентированной культуры может
7:10
стать что декард в этом смысле один из создателей то есть он не видит не
7:15
создать ли он с кем-то со всеми вместе создавало он говорит что ничего не
7:20
давайте не будем принимать на веру ведь и как раз ничего на веру не будем
7:26
принимать ради того чтобы нам найти такой краеугольный камень
7:33
такое а снова положение которое будет носить совершенно неопровержимый
7:38
характер для естественного света разума то есть это положение должно быть настолько ясным настолько самоочевидным
7:47
чтобы невозможно было проверка то есть не скепсис ранее самого скепсис
7:54
но скепсис ради того чтобы найти нечто безусловно очевидное по преданию он дал
8:01
обет святой деве что он найдет такое самоочевидно и положение
8:07
посмотрите где он его ищет он ищет его в сфере человеческого разума и так найти
8:13
абсолютно достоверно и основоположения и потом с этого основоположения выстраивать все здание философия
8:21
выстраивать всё здание философии а от здания философии выстраивать издание
8:26
положительных наук и вот декарт говорит если бросить взгляд во внешний мир
8:32
то мы увидим что постоянно обманываемся в этом внешнем
8:38
мире наш разум заблуждается вы с этим самым преломлением света до о котором так
8:45
много думал вот карандаш нам кажется так прям и а если он в воде он кажется кривые вот где критерии реальности какой
8:51
взгляд более правильным является для человека живущим скажем так на воздухе более правильным покажется взгляд что
8:58
карандаш прямой а для человека который пребывает в воде какова точка отсчета
9:03
потом видите copper не канский наблюдатель который декард начинает рефлексирует если мы так посмотрим будет
9:09
так так так все зависит от точки зрения все зависит от пещеры как сказал бы bk
9:15
от колокольни и это повсеместно декарт был военным офицером он ведь я знал
9:20
такие случаи вообще что у людей болели отрезаны или отрубленные в боях руки и
9:26
ноги не болят у них а где нет руки-ноги где критерии между сонам явью
9:33
если чувственность чувство нас обманывают соответственно мы в этом чувственном мире не можем найти
9:39
абсолютно достоверного основания для наших размышлений потому что потому что
9:44
наш разум так или иначе обобщает то что нам дается в чувство
9:50
далее если мы рассматриваем божество тоже как некоторый предмет который
9:55
находится вне нас можем ли мы усомниться в существовании бога
10:00
как вы считаете можем усомниться можем очес куча атеистов бегает вокруг которые даже и не
10:08
сомневаются и снизу не задают себе никакого не утруждают свой жирный разум
10:14
как вопросам есть ли бог не сомневаются в существование бога можно усомниться да
10:20
если вы посмотрите историю христианской мысли то вся история борьбы с сомнениями зачем были нужны доказательства бытия
10:26
божьего сомнений которое есть в конце концов могу я предположить что существует
10:34
некоторый великий обманщик который постоянно меня вводит заблуждение но
10:39
говоря языком христианским дьявол на постоянно меня я могу такое предположить
10:45
получается что не во внешнем мире него внешне не в мире духовном если мы
10:52
его рассматриваем как нечто внешнее мне моему разуму мы не можем найти ничего достоверного декард очень ясно это
10:59
описывает он как свойственно французам таким лаконичные очень слоган простым пишет не сравнить с николаем казанским
11:06
или с этими итальянцами вроде право на то мы все что же делать
11:13
что ж какой же выход из этого моря сомнений но если мы бросим опять-таки взгляд
11:21
внутри своего собственного разума мы увидим такую вещь что совершенно невозможно усомниться в том что я
11:28
сомневаюсь это факт для нас там очевидный если мы
11:33
будем сомневаться в данных наших чувств в данных верой в данных разума тем самым
11:40
мы никак не можем усомниться в том что мы сомневаемся это ведь несомненный факт
11:46
а что означает наше сомнение это означает
11:52
мышление что сомневается во мне мой мыслящий дух моя мысль чем вы
11:58
сомневаетесь чувства не сомневаются так ведь чувства не сомневается сомневается ваш разум по поводу данных чувств вера
12:05
ту же не сомневается сомневается ваш разум по поводу данных веры
12:11
сомневается мысль и так сомнение это мышление невозможно отрицать что я
12:16
сомневаюсь то есть я мыслю я не могу мыслить и не существовать
12:23
согласным как я могу мыслить и не существовать сюда знаменитый дикарский
12:29
тезис cogito эрго сум мыслю следовательно существуем
12:35
мыслю следовательно существует и это основа положение является неопровержимым
12:42
как вы можете опровергнуть то что вы мыслите и в момент вашего мышления вы
12:48
существуете это вещь для вас сама очевидная вещь
12:54
для вас сама очевидная декард открывает то что последующая философия назовет
13:00
самосознанием своем сознании мы можем заблуждаться
13:06
смотрите мы можем заблуждаться относительно внешнего мира мы можем заблуждаться относительно бога если мы
13:13
относим его к реалиям внешнего мира тоже но мы не можем заблуждаться относительно
13:18
самих себя и так основоположения достигнуто мыслью следовательно
13:24
существую это совершенно очевидно это невозможно никак опровергнуть никакой опыт не может это мне опровергнуть
13:30
поскольку я сам совпадая с предметом опыта я сам совпадают с предметом мысли самое
13:37
очевидное в нас это мы сами в бытие вещей можно усомниться и вы
13:43
знаете есть такие я вам буду рассказывать ну вы знаете из индусской философии что мир это комплекс моих
13:49
впечатлений и переживаний и вот нужно утихомирить эти переживания самом деле доказать существование внешнего мира вне
13:56
нас невозможно когда мы беркли будем рассматривать то есть мы верим в то что
14:01
мир вне нас существует постулируем его быть такая же ситуация из букв а вот то
14:06
что я мыслю следовательно я существую это вещь совершенно очевидная на этом
14:12
декард не останавливается он говорит я сомневаюсь следовательно я
14:20
несовершенен если вы были совершенны вы не сомневались я несовершенен
14:28
я осознаю свои несовершенства раз я осознаю свое несовершенство
14:35
значит существует понятие совершенства раз существует понятие совершенство
14:41
значит существует то к чему относится это понятие потому что нельзя мыслить того чего нету чем существует то что не
14:49
может не существовать существует абсолютно совершенное существо
14:55
в понятие совершенства входит существования в ходе значит существует
15:01
абсолютно совершенное существо а что такое абсолютно реальное существо
15:06
это то что в философии и теологии называют богом следовательно бог существует как
15:15
я мыслю следователь не и существует я сомневаюсь значит я несовершенен я
15:24
осознаю свое несовершенство значит существует совершенства в совершенство
15:29
входит существование следовательно существует абсолютно совершенное существо
15:35
следовательно бог есть это так называемое онтологическое
15:41
доказательство бытия божьего которая впервые была сформулирована августином классическое свое выражение получает
15:48
ансельма кентерберийского a decade излагает весьма специфическую версию этого онтологического
15:54
доказательства быть я бросила специфика его состоит в том что декард идет не
16:00
путем абстрактно логических размышлений совершенном существе а декард исходит из
16:06
самого человека из человеческого самосознания
16:12
декард исходит из человеческого самосознания из него дедус и руется
16:17
сначала бытие божие доказывается а потом и бытие внешнего мира у дюкорно много
16:24
размышлений по поводу этой проблемы вот одно из размышлений
16:32
очень характерным является немного с другой точки зрения чем пристальнее бросая взгляд внутрь
16:38
самого себя тем более я нахожу внутри самого себя отсутствие оснований
16:45
отсутствие от основания для того чтобы быть вот как вот если вы внутри себя
16:51
посмотрите в вас самих по себе есть основание чтобы быть вы являетесь причиной своего
16:57
собственного бытия чем более я смотрю на то есть ли
17:02
основании того чтобы я был исходя из самого себя тем более я вижу что я не
17:08
существую исходя только из самого себя это означает что есть некоторая причина
17:14
которая является источником его бытия что это за причина которая является
17:19
источником моего бытия это бог еще одна из своего несовершенства я
17:27
необходимо прихожу к тому что есть нечто совершенное из того что они и я не являюсь полнотой бытия я необходимо
17:34
прихожу к тому что есть полнота бытия и я являюсь низшие проявления я являюсь и
17:40
я существую лишь поскольку я поддерживаю с некоторой иной силой в моем существовании
17:47
далее разбух существует разбух существует он является своего
17:54
рода гарантом правильности моего познания если есть бог то он не даст великому обманщику великому волшебнику
18:01
меня обманывать это означает что мои мысли о мире являются правильными
18:08
мыслями являются правильными или какой интересный ход мысли проделал
18:14
рене декарт если древняя философия обратите вни
18:20
бросьте свой взгляд древность начинаете парменид до чего начинает древняя
18:25
философия он начинается бытия как такового просто абстрактное бытие помните у
18:31
парменид которая совпадает у него с мышлением которое совпадает у меня с богом чего начинает средневековая
18:38
философия слога за из откровения сферы чего начинается новоевропейской
18:43
философии в этом смысле декард яркий классический представитель а начинает с
18:49
мыслящего человеческого я вот мы часто говорим о космоцентризм асти античного
18:56
мира созерцания что такое космос и то есть бытие упорядоченное порядок плюс
19:01
строй мы говорим о телу центричной sti средневекового миросозерцания
19:07
слово божие бог в центре мы говорим об он антропоцентричном стено вы
19:12
европейского миросозерцания под декарт и есть первые философ антропоцентрической парадигмы мышления в чистом виде он
19:20
начинает мыслящего человеческого я и из этого выводит уже бытие божие и
19:27
самосознания человека вводит бытие божие и уже после этого переходит бытию мира
19:37
получается что доказательства бытия бога являются логическими следствиями из того что
19:43
существует человек системе декарта а спустя 300 или 400 лет философ и скажут
19:50
что они являются онтологически де следствиями фейербах например
19:55
смотрите где корделье мыслю следовательно я существую и потом он
20:01
дебютирует бытие божие offer мессианское философии будет исходить из того что
20:06
человек мыслит существует и выводит в мыслях бытие божие
20:11
конструирует образ бога в истории уде карты этого еще нету но предпосылки
20:16
такого движения мысли видно интересно что атеизм возникает именно внутри
20:21
христианской цивилизации еще раз хочу подчеркнуть эту вещь
20:26
но если мы будем говорить дальше и декольте и так декард находит свое абсолютно достоверно и положение
20:33
находим далее что он говорит он говорит
20:38
чтобы нам быть дальше успешным мы должны выполнять несколько простых требований несколько простых требований к нашему
20:45
разуму что это за простые требования
20:50
вот подобно тому как он мыслил а вот в рассуждение о методе если не всю эту
20:56
книгу хотя бы четвёртую главу где вот дает изложение от того что я вам сейчас передал мы должны как двигаться
21:04
не от фактов как это вот предлагал нам бекнур уже фактах мы запутаемся не от
21:10
некоторых абстрактных положений веры мы должны двигаться от интуитивно ясных
21:15
основа положений интуитивно ясных путем дедукцией путем дедукции
21:24
подобно тому как мы двигаемся в рамках теорем потом из этих дедукции мы делаем
21:31
некоторые следствия и на основе так таких созданных рациональных конструкций
21:37
мы интерпретируем факты то есть получается так что
21:43
интуиция дальше дедукция дальше интерпретация при
21:49
путь математического такого разума посмотрите если вы вспомните вот посмотрите на геометрию например
21:57
евклидовой геометрии что вам дается вот аксиом это как аксиома они подвергаются
22:03
доказательством нет но они интуитивно весны нам на основе аксиомы формулируем некоторые
22:10
задачи как мы их решаем как мы решаем теорему мы решаем ее не опираясь на
22:16
какие-то факты мы решаем ее во всеобщем параметры то есть теорема она относится
22:22
к определенной группе случаев или ко всей группы к все скажем так
22:27
ко всем возможным случае и после того как ты имеешь это некоторое
22:32
общее правило после этого ты можешь и уже и частые какие-то моменты в рамках
22:37
этого общего правила рассматривать то есть путь движения математического разума иди карты говорит что философия
22:45
должна стать математикой универсальной то есть он пытается make мотивировать
22:51
философию и мечтает a deck or the sky оно будоражит умы лучших философа вплоть
22:56
до сегодняшнего дня столь же ясно и точно как в геометрии как в алгебре
23:02
вывести диссоциировать все положения метафизики здесь есть несколько моментов
23:07
которые при всей внешней такой четкости и сухости на самом деле являются глубоко
23:12
субъективными и в этом смысле декард конечно представители своего времени какой критерий истинности
23:20
интуитивно ясных положений интуитивных положений какой ясность и
23:26
отчетливость ясность и отчетливость вы знаете кому ясно кому не ясно вещь такая то есть
23:33
сами критерии итоге court of ski оказываются весьма спорными исходными
23:39
ясность и отчетливость далее декард еще в области познания нам
23:46
предлагает такие вещи которые сейчас для вас являются достаточно простыми в правила для
23:53
руководства ума он их излагает и вы можете их тоже почитать хорошую работу правила для руководства ума
23:59
путь это называется путем анализа расчленяется
24:04
сложную задачу на как можно более простой на как можно более
24:12
рациональное число простых задач то есть вывести свести сложную зайчук наиболее
24:18
атомарные положением опять-таки сами эти товарные положения
24:24
усматриваются интуитивно то есть сложную проблему разделить на максимум простых
24:29
проблем а потом через решение этих простых проблем
24:35
выходить скажем так конструированию сложного то есть конкретную целостность
24:40
предмет разложить на ряд абстракция потом попытаться из ряда этих абстракций выстроить образ предмета в целом но в
24:48
качестве первого этапа где каких-то для каких-то скажем так сфер это подходит для каких-то не очень надо прямо сказать
24:56
по поводу декард не все проблемы можно решить таким
25:01
образом хотя сама методика и мицу зло guia de карта коим образом не отбрасывается моим утверждением другое
25:09
дело что может быть этот французский математик слишком большое значение аналитическим методом познания придавал
25:15
но такого эпоха была в этом я думаю они
25:21
самые интересные в его системе а вот если мы посмотрим каков же образ мира
25:26
каков образ мира который предлагает нам ренэ декад вот он уже посмотрел достиг
25:32
своего этого я снова положения достиг у него уже он знает как нужно познавать
25:38
дальше как много чистым своим разумом двигаться и что же говорить ему его
25:44
чистые раза если я посмотрю внутрь самого себя
25:50
ясно и четко я увижу то что являюсь существом мыслящим
25:56
если вы бросите взгляд внутрь самих себя вашего разума вы увидите что вы существам мыслящие
26:02
что характерно для вашей мысли для вашей мысли как и для всякой мысли
26:08
характерно то что она является сама движeний активная мышления двигается все время вы
26:15
создаете какие то мысли на перебирать ваше мышление не пассивным является активно в отличие
26:23
от чувственности далее что еще вы можете увидеть по поводу вашей мысли вы можете
26:28
увидеть то что она не простирается ее нельзя никак
26:33
пощупать потрогать ее нет в пространстве-времени где мысленно то есть вы
26:42
являетесь носителем или представителем такой ну скажем так субстанции которая
26:48
никак не простирается на брод сама является внутри неподвижной несмотря на
26:54
то что мысль движется и и вот во внешнем не это одна лишь а другая вещь и той же самой мыслю вы видите что вы являетесь
27:01
существо прокаженным и вы существуете в мире протяжении
27:07
согласны вы имеете тело имеете вы существуете в порядке тел существуете
27:13
что характерно для протяжения характерно то что она не является сама движим это
27:20
что она простирается то есть d-piddy корр дает определение материального
27:26
бытия с одной стороны классическая как чему-то пассивному об этом говорил еще арестуйте а с другой стороны как
27:32
протяженном у получается что человек находится как бы
27:38
на перекрёстке двух миров один мир это мир его мыслящего духа а другой мир это
27:45
мир протяженная материи декард говорит что если я бросаю взгляд
27:52
внутрь своего мыслящего духа я вижу что несмотря на то что мой дух
27:57
активен и несмотря на то что он бестелесен это такая реальность которая
28:03
не имеет бытия в себе самом то есть она подпитывается бытием откуда-то
28:10
извне скажем или наоборот изнутри самого себя поэтому наряду с миром материальным
28:17
а пути и которого тоже можно сочетанного ограниченным является ограниченные
28:23
материальными да безусловно он ограничен хотя бы тем что существует мои мыслящий дух то есть он никак не бесконечен ясно
28:30
уже хотя бы этим он ограничен и наоборот мои мыслящий дух ограничен тем что существует материальный мир
28:37
так вот наряду с миром материальным и найду с миром о его мыслящего духа
28:42
существует то что имеет источник бытия внутри себя самого
28:48
то есть то что мы называем богом здесь мы коллеги с вами видим
28:54
такую своеобразную онтологическую схему
28:59
бог как субстанция в абсолютном смысле этого слова
29:05
что такое субстанция и cars заимствует эти определения
29:10
субстанциального бытия и схоластике и тем самым дает им широкое общенаучные употребление субстанция это то что имеет
29:18
источник бытия в себе самом то что существует из себя и познается через себя
29:25
помните такой и схоластической философии или уже забыли но если вы будете
29:30
пользоваться конечно в основном понятием субстанции как его в рекламных этикетках
29:35
ярлыках используют это будет другое понятие там под субстанции понимается что клейкая масса какая-то или жидкость
29:42
то есть вещество а классическое понятие субстанция исходит из того и что это
29:48
самодостаточная или самостоятельное бытие субстанция то что имеет основу события в
29:55
себе самом так вот декард говорит что во-первых существует бог и он является субстанцией
30:03
в точном и однозначном смысле этого слова
30:08
далее коллеги декард говорит о потенциально
30:14
бесконечной субстанции это наш мыслящий дух и
30:20
коллеги он говорит также о конечной субстанции к и он называет материю
30:27
то есть мы имеем с вами как бы 3 субстанциально you такую схему бог
30:33
человеческий мыслящий дух материальный мир
30:38
бог человеческим если счету материальный мир вы можете спросить что же тут
30:45
удивительного то что декарт называет бога субстанцией
30:51
считает что это единственное существо которое имеет источник бытия в себе самом ничего удивительного нет то есть в
30:58
принципе это то что чем говорить с холостые еще и то что мы просто логично и как-то относится к строению нашего
31:05
разума люди карт впервые начинают говорить о человеческом мыслящим духе и
31:11
о протяженная материи как а субстанциях впервые
31:16
как что такое субстанцией то что имеет источник бытия в себе самом декарт
31:22
поясняет что я имею ввиду что это субстанции не в точном смысле слова что бесконечный субстанции является только
31:28
бог но тем ни менее сказал положил начало традиции
31:34
мне недавно предугадать как слово наше отзовется как туча в говорит что может
31:41
выйти из этой традиции из этой традиции может выйти следующая и выходит в истории философии
31:47
классическая ее линия которая говорит что единственной субстанция является бог а
31:53
все остальное его модификации модификация ему воли модификации в
31:58
деятельности вот бенедикт спиноза котором будем следующий раз говорить он туле не будет положено начало такой
32:04
традиции которая скажет что единственной субстанции является мыслящий человеческий дух
32:13
это то что называется субъективным идеализмом а все остальное внешний мир и бог это их
32:20
порождение мыслящего человеческого духа и будет такая традиция которая скажет что
32:27
единственной субстанции является материя
32:32
декард этого сам еще не сказал но основы для такого развития последующей мысли
32:38
безусловно содержится в его философии давайте посмотрим что же говорит сам
32:44
dekart каково его взгляд на космос на происхождение мира
32:52
чтобы понять это надо вернуться в самое начало философии возрождения вспомнить
32:58
николая кузанского пункте он говорил что николай кузанский стоит у истоков философии возрождения
33:03
декард как бы замыкает схему кузанского пункте у кузанского так было булгаков
33:08
актуально бесконечное существо то есть актуально и прибавить к нему он одним и
33:14
тем же остается отнять от него тем же самым плюс минус бесконечность одно и то же для бога актуальная бесконечность
33:21
разворачивает из себя мир разворачивает из себя мир через мыслящий разум ангельский
33:29
человечески до конечного бытия и сворачиваете его в себя разворачивает и сворачиваем бог
33:37
актуальная бесконечность мышление в частности человеческая мысль потенциальная бесконечность и мир
33:43
материальных вещей конечной мир и получается что audi карта примерно такая
33:50
же схема но с одной оговоркой у николая
33:55
кузанского бог разворачивает мир и сворачивает его в себя audi карта как бы так получается что он развернул и
34:03
не свернул них здесь мы сталкиваемся коллеги твой очень
34:09
интересной религиозные доктрины или вернее ни одной из переплетаться и
34:14
христианство интерпретации специфически новой европейской который называется д из мам
34:21
знаете такое деизм и как раз декард вовсе не думай основать никакой новой
34:28
религии фактически формулирует нам основные метафизические принципы этой доктрины
34:36
согласно де карту бог созидает мир из ничего вот он нолик нолик да в системе
34:43
координат созидает мир из ничего точнее матерью из ничего созидает так
34:50
будем скажем скажем более точно дает ей материи определенные законы
34:57
законы вложил из своего разума туда и
35:03
ограниченное количество силы или движения создал матерюсь ничего дал ей
35:09
движение привел дал ей законы и что дальше а дальше все бог создает мир
35:19
и как бы отпускает его в свободное путешествие больше не вмешивается в
35:24
жизнь сотворенного им мира вот это и есть деизм бог не отрицается
35:32
бог есть он творец мира но он не его промыслитель он не присутствует в мире
35:38
как скажем как говорят например ну как и западная церковь и как православная церковь говорит присутствует своими
35:44
энергиями и сотворил мир дал закон и дал движение
35:49
все быть свободен соответственно мир существует по
35:55
определенным законам что это за законы это законы которые
36:00
могут быть исполнен только в конечном мире в мире в котором есть ограниченное
36:05
количество энергии остающиеся неизменным несмотря на то что она переходит из разные формы из одной формы в другую
36:12
это мир который подчиняется законам механики милько человек подчиняется она механики
36:19
декард стоит у основа основа у истоков так называемым механического
36:24
мировоззрения когда все может быть так или иначе сведено к простому
36:30
простое в этом мире в космосе это законы механики а простое в нашем разуме
36:36
это аналитический метод это анализ под что мы видим философии рене декарт
36:43
бог развернул мир и не стал сворачивать вот так он и существует далее
36:50
корова строение этого космоса а декард против атомарного строения
36:55
вещества почему да потому что природа пустоты не терпит
37:00
он вводит такое понятие корпускул слышали мобиль для примера корпускулы
37:06
есть такие такие части материи между которыми нет
37:12
пустоты за счет чего же они вращают за счет того что меняются отношения друг pad друг по отношению к другу и что
37:18
интересно вы знаете что сегодняшняя взгляд на свет состоит в том что свет с
37:25
одной стороны является частицей то есть корпускулы с другой стороны он является волной но фактически произведения где
37:32
карты мы можем найти уже первичный скажем так
37:38
прообраз этой современной теории работы его такая фундаментальная мир или
37:43
трактата свете как раз подводит нас к этому взгляду современным но надо сказать что в физике
37:51
де карта физик в отличие от его метафизике от его математике очень многое кануло в лету на
37:59
самом деле а вот что не канула в лету и до сих пор по гаражу ту мы мыслящей
38:05
части научного сообщества или может быть наоборот немыслим щи традиционально это его учение о человеке
38:12
вот часто вы слышали такой термин дуализм до дуализм дуализм вот дуализмом
38:19
dualis там в общем то в собственном и точном смысле этого слова является как раз декарт
38:25
я вот начал с его из изложение его космогонии космологии космогонии и
38:31
онтологической картины мира потому что там то вы видите что речь о дуализме не
38:37
идет что есть бог есть мир мыслящие есть мир протяженный ноги фильмы на
38:42
антропологию посмотрим где карцев скую мы увидим что это есть классический дуализм дуализм души и тела
38:50
психологи да сразу ободрились я вижу внутри себя что я существо
38:57
мыслящее вот такой вам вопрос психологи и если
39:02
кто другой еще может мысли что мыслит мысль что является содержанием ваших мыслей
39:10
мысль мыслит мысль содержанием важных мыслей являются мысли
39:16
в содержании ваших мыслей во же нет вот табуреток там деревьев эта мысль от
39:22
табуретки а дереве о человеке так где в мысли выживите ли вас же самих предметов
39:28
то нет в вашем мышлении мысли мыслит мысль дальше а чем контактирует ваше тело с
39:37
телами контактирует ваше тело можете мысль потрогать
39:42
нет никак не можете мыслей потрогать получаются два мира но с другой стороны
39:50
эмпирически так как получается что я говорю о руки она делает язык вот мысль
39:57
какая то раз в язык там язык шевелиться волны появляются как существует человек существо единый
40:04
или ход двойной существа как это объяснить вам смешно вам целые
40:09
институты над этой проблемой психофизиологического параллелизма и психофизиологической проблемы мыслят и
40:15
ничего прям если ты не могут а то в рамках чего они двигаются и мысли
40:21
этих институтов и ученых уже этих карт все это показал он дает двоякое решение
40:26
одно решение с точки зрения физики и науки и так она нравится современным психологом вот прямо на меньший человек
40:34
а значит как мозге надо найти что-то там на что
40:41
смысле связывает в мозге при а потому мозгой найдете где там если
40:48
то пересекается ну что находит он тут шишковидную железу
40:53
который идет ip office и говорит что в этой шишковидной железе то и пересекается мышление с протяжения вот
41:00
все эти институты до сих пор по сей день и ищут как живу шишковидная железа то как она потом в тело и так далее
41:08
эпохи значит совершается но в метафизике он дает другой ответ декарт что но в
41:15
боге все единство как как только сложно человеку сразу и так сказать к богу
41:21
прибывает прибегает что бог есть объединяющая сила
41:26
нашего мышления и нашего протяжения тоже задает программу мышления
41:32
последующем философом йост кинул и будет по-своему решать ее будет ли вниз по
41:37
своему решать об этом я скажу но вообще-то корни самой этой проблемы вот
41:43
в том платоновском дуализме которые христианская культура запада унаследовала и которые по-своему на
41:50
антропоцентричном почве воспроизводит декарт вообще-то взгляд на человека как на
41:57
дуальное существо духовное в широком смысле материальное
42:02
нельзя назвать аутентично библейским корее платоновский ли египетских взгляд но на христианской почве он получает
42:10
очень специфическая преломление на христианской почве борьбы со страстями и так далее и декард нам в данном случае
42:17
представляет один из характерных образчиков того как христианская мысли пытается вместить разом и откровение и
42:25
метафизическую традицию и как у нее это получаются какие проблемы отсюда
42:31
возникают для востока это не характерно для восточного христианства более характерен взгляд на человека как
42:38
целостное существо психосоматическая поэтому эта проблематика и не оказалось
42:45
популярны востоке но мы с вами на западе находимся да пребываем в пространстве западной
42:53
мысли я имею в виду сейчас и исходя из того что вот я таким существом
42:58
являюсь мыслящим с одной стороны протяженным с другой стороны
43:04
тоже мне надлежит делать как счастья достичь как счастье ность и
43:10
в своей этики декард себя проявляют с одной стороны как последовательный рационалист другой стороны так как
43:18
достаточно характерный представитель западных христианского мира откуда злом затрат на вопрос но эти
43:26
каждого просто зря ну вот если мы ответим так самом широком
43:31
смысле слова зло из нарушение норм и слой из нарушение норм и
43:37
так как может нарушение норм и не может происходить не сознательно ну вот как
43:43
если бог в материю вложил какие-то законы матери эти законы исполняет соответственно может происходить только
43:50
в сознании но разумном ясно и отчетливо дает понять
43:56
что такое норму откуда же тогда нарушение норм и разумом нарушение в том
44:03
что наша страстная воля выходит за границы которые дает ей разум
44:08
весенне достаточно простой мы подвержены страстям подвержены страстям интерпретация
44:14
страстей двоякая на полу религиозной аудиокарта поле полу материалистическое в этом смысле он с одной стороны вышел
44:21
из средних веков а с другой стороны это уже дверь в новое время всего матерись тически взглядом на человек
44:27
но путь так какой то может быть audi карта согласно путь такой может быть и его
44:34
декард рисует своем итоговом последнем крупном произведение страсти души
44:40
путь это достаточно прост необходимо стерилизация страстей души
44:45
гнева раздражение злобы и так и из того что из них вытекает силами чему силами
44:52
человеческого разума в этом смысле его тезис cogito эрго сум то есть мыслю
44:58
следовательно существует является началом серединой и концом его философии
45:04
поистине я являюсь человеком тогда когда я являюсь человеком мыслящим что не
45:10
глупо на самом деле я существую подлинное экзальтирует как
45:16
говорят современные философы когда и мыслящее существо они когда я подобен животному своим
45:22
поведением cogito эрго сум носом декард отчасти был
45:28
воплощение своей философии отчасти нет но в большей степени я все-таки думаю он
45:33
воплощал дух своей философии вот такой на эти субстанциальные мужчина который
45:40
существуете самого себя хотя и я снова создает себе отчет что все таки он не является единственным основным
45:46
источником своего существования происхождение его очень характерным он
45:52
из знатного дворянского рода аристократического происходил мама его рано умерла и отец отдал на воспитания
45:58
сына самыми лучшими школами тогда были и зуи
46:04
цветком а что хорошего в ижевске школах было тоже что примерно вот в игре есть
46:09
то есть это лучший уровень современных науках устремление к этому плюс
46:15
геологическая подготовка и суеты это те та часть католического мира которое
46:20
остановило реформацию и это те кто те люди которые инициировали контрреформация собственно говоря и
46:26
культура знаменитая французская 18 века и так он three words информационная культура
46:32
итогам рифа контрреформации католический влиял со второй ватиканский собор вот которая и огромное изменение подытожил
46:39
длительные то есть информация была вызовом но на ее был ответ муки католической церкви контрреформации что
46:45
это означало для декарта означало что он теологическую подготовку хорошую получил кроме этого он был сведущ если ты в этом
46:52
смысле были передовые людьми не считали чтобы бить врага нужно хорошо знать его оружие
46:57
одним из врагов были это кстати философы матери ст и которые опирались на данные науки хорошо знал физику современную и
47:05
особенно математику хорошее образование получает кроме того поскольку он был мальчиком хилым
47:11
маленького роста и болезненным ему делалось некоторые послабления в этой университетской в этом внизу иском
47:18
колледже где в общем достаточно такая военная была обстановка вот уж армия и суеты
47:24
и поэтому разрешали ему не выходить на ранние построение полежать побольше в
47:30
постели и в это время он научился очень подолгу сосредотачивать свой ум на каких-то частных проблемам здесь он и
47:36
закалил тут дисциплину ума выработал и способности такой концентрации которая
47:41
характерна именно для гениев закончила коли коллегию и закончил он не
47:49
только будучи хорошо образованным человеком но и человеком который сделал
47:54
себя сам не только в сфере мысли но и в сфере своего тела будучи к мальчикам
48:00
хинам он стал очень закаленным хорошо владеющим оружие хорошо владеющим
48:07
ездой на тех средствах транспортных которые тогда были то есть на конях и по окончании этой коллегии декард не отдаёт
48:17
себе контрреволюционной деятельности хотели части конечно можно считать его контур формата рам он решает познавать
48:23
книгу жизни книгу жизнь он познает в первую чуть боле вольнонаемного офицера
48:29
мушкетерского принимают участие в ряде компании и вот в одной из компании когда они были на
48:36
зимних квартирах ему три пришло в голову вернее получила окончательные формулировки вот та самая философия как
48:43
он сам описывает что бы в долгими зимними днями когда ему нечего делать там где то в германии они
48:49
были и было много времени был целый день you ягод залез в печку
48:56
печки не так как у нас в россии топятся топится ограниченные ресурсы в европе
49:02
печь протапливать а потом все вот мужчин в печке было залезть погреться посидеть
49:07
он залез горит в печку посидел там огня не было конечно концу дня уже гореть моя
49:12
философия была полностью сформулирован все знаю но это я уже им он был в
49:17
возрасте прилично конечно для этого проделал определенный путь жизненные
49:23
после этого он оставляет военную карьеру и там он еще немного получился в
49:29
голландских университетах самая свободная страна того времени и посвящает себя практически исключительно
49:35
научной деятельности причем он является абстрактным философом он является еще естествоиспытателем кроме всего он
49:41
является экспериментатором то есть вот это понятие рефлексии было путем целого
49:47
ряда экспериментов сделал декарт и
49:52
живет уединенно процесс над галилеем очень большое
49:58
влияние на него оказал как там хорошо прожил тот кто хорошо спрятался так по
50:03
моему у вергилия вот декард по этому принципу в безбрачия тоже дает в филосо
50:10
философское обоснование своим безбрачия что невозможно было потому что невозможно найти женщины
50:18
красота которой сравнилась без красоту и истины и при том при всем он всегда выглядел очень импозантно скажем так
50:25
хорошо был одет и всегда что редко для философа носился бы шпагу и периодически
50:32
выходил надо сказать что приобрел он огромную славу уже при жизни влиянию
50:37
было очень значительным и конечно то что он говорил пришло в конфликт с
50:44
с установочными данными скажем так вот официальная доктрина римского католицизма хотя он постоянно был в
50:51
переписке со многими теологами философами но и влияние декарта было
50:56
большим и вот он таким был очень тактичным человеком то есть он не сподобился получить процесса оля галилей
51:03
или тем более чем на дронов умны и хитры тонкий вообще фехтовальщик что
51:09
называется и в личной жизни и военной и поправить и вот сам метод его мышления
51:15
точные шаги чтобы случиться с фехтовальщиков который не на рапирах реальным оружием работает сиси он
51:21
какой-то не точный шаг сделает может лишиться жизни поэтому декард свою практику жизни и сюда в мышления это же
51:28
перевел ну естественно страсти души как страсти души побеждают четкий режим дня
51:35
систематическая работа вы знаете что многие профессора так себя ведут ну вот
51:40
слова однако приходит к мушкетеру слова люди начинают переписываться с ним
51:46
и шведская королева кристина тоже вступает в переписку с декард не думал очевидно что то что она королева это
51:53
позволяет ней отнимать время такого выдающегося человека но французский мастер пера и шпаги не мог отказать
52:00
девушке переписка это закончилось тем что она пригласила di carta пожилого уже
52:06
человека 50 с чем-то кисти 3 лепить из четырех лет в стокгольм для создания для
52:12
обучения и и наука о чем можно женщина научить каким наукам математическим и accademia hotel of 100 гурьевскую
52:19
основать ну не знаю там наукам она обучилась или нет но дикарь был вынужден
52:24
сопровождать королеву на конных прогулка вокруг стокгольма а
52:31
королева была жаворонка декарт был совой и он спал всегда долго очень после этого
52:38
вставала работал когда он жил у себя в голландии то надо было рано этот равен ехать и
52:43
климат примерно как с-петербурге такой а во франции другу и как вы знаете климат
52:49
и в одну из этих поездок декард заболел простудился заболел воспалением
52:54
легких и умер так же как и бэкон воспалением легких чем доказал что страсти души нужно стерилизовать
53:01
последовательно и пожилым мушкетером вовсе не обязательно скакать за молодыми девушками вокруг
53:08
стокгольма то есть в конце своей жизни все-таки он отошел от этой концепции стерилизации страстей души раза он за
53:15
что и естественным образом поплатился влияние этой философии очень велико при
53:21
том при всем я вам хочу сказать что часто у каждого философы у каждого
53:26
мыслители есть какое-то ядро его воззрения есть много так конструкции наносных подуди карта это очень четко
53:32
видно очень много смыло просто река бремен из того что он там писал но само
53:37
учение его самосознание само учение самосознания безусловно вошло
53:44
золотой фонд так может с философией и собственно говоря это его вклад а мыслящим человеческом духе которые своею
53:52
мыслью продолжает и делает свое бытие о том что самосознание является первичным по
53:58
отношению к сознанию и о том что бытие божие мы открываем не во внешнем мире
54:03
открываем как самую сокровенную глубину своего духа внутри себя самого это
54:09
конечно в первую очередь с такой ясностью изложил dekart хотя это конечно содержалось во всей традиции западной
54:15
философии начиная от августина ну спасибо за внимание

Поделиться: