Андрей Евдокимов, Григорий Хренов и Сергей Вильянов о производстве процессоров в России

*https://www.youtube.com/watch?v=nFWT_mNRqHY
**https://300.ya.ru/v_tgRN3Fsi

таймкоды

00:00:02 Введение

  • Обсуждение важности импортозамещения в контексте процессоров «Байкал».
  • Представление гостей: Андрей Евдокимов и Григорий Хренов из компании «Байкал Электроникс».

00:01:01 Выставка и процессоры «Байкал»

  • На выставке «Цифры» в Нижнем Новгороде представлены серверы на процессорах «Байкал».
  • Упоминание о нескольких стендах с устройствами на процессорах «Байкал».

00:02:27 Планы по выпуску процессоров

  • Ожидание заметного продвижения в 2026 году.
  • Подчёркивание длительности процессов в микроэлектронике.

00:04:26 Критика архитектуры ARM

  • Обсуждение использования ядер на архитектуре ARM в процессорах «Байкал».
  • Объяснение глубокого разделения труда в микроэлектронике и использования покупных компонентов.

00:05:52 Экосистема и программное обеспечение

  • Важность экосистемы программного обеспечения для процессоров.
  • Проблемы с дефицитом специалистов в электронике.
  • Упоминание архитектуры RISC-V и её экосистемы.

00:08:08 Стоимость и сроки разработки

  • Преимущества использования покупных IP-блоков.
  • Ограниченность инженерных ресурсов и необходимость их эффективного использования.

00:10:13 Обратный инжиниринг и современные технологии

  • Сравнение с советским опытом обратного инжиниринга.
  • Сложность создания современных процессоров на основе старых технологий.

00:12:25 Архитектура X5 и отечественные разработки

  • Разработка собственных ядер на базе архитектуры X5.
  • Прогресс в создании более сложных микропроцессоров.

00:13:24 Правовые аспекты и конфиденциальность

  • Проблемы с публикацией информации о планах компаний.
  • Необходимость осторожности в раскрытии деталей из-за риска их использования против компании.

00:14:08 Развитие архитектуры процессоров

  • Архитектура процессоров продолжает развиваться, несмотря на сложности.
  • Лёгкие процессоры уже начинают производиться, особенно для узких применений.
  • Китай активно участвует в разработке ядер и устройств на их основе.

00:14:54 Конкурентоспособность и интеграция

  • Для конкуренции с привычными архитектурами требуется не только контроль над железом, но и над софтом.
  • Пример Apple показывает важность тесной связки между железом и софтом.
  • Microsoft пытается адаптировать Windows для ARM, но сталкивается с трудностями.

00:15:54 Интеграция в России

  • В России существует разделение труда между чипмейкерами, производителями оборудования и разработчиками ПО.
  • Массовость чипов позволит улучшить результаты и увеличить количество продуктов.
  • Сотрудничество по всей вертикали производства необходимо для достижения лучших результатов.

00:17:14 Локализация электронных устройств

  • К 2035 году планируется локализация трёх классов электронных устройств в России.
  • Локализация должна постепенно углубляться, увеличивая долю отечественного производства.
  • Отечественное оборудование обеспечивает безопасность и контроль над кодом.

00:18:17 Преимущества отечественного оборудования

  • Безопасность: знание кода процессора с первого такта и возможность его контроля.
  • Развитие образования и специалистов: повышение требований к разработчикам железа.
  • Расширение технологического пласта: производство плат для беспилотников и других устройств.

00:20:00 Роль микроэлектроники в современном мире

  • Микроэлектроника играет ключевую роль в цифровой трансформации общества.
  • Без микроэлектронных изделий невозможно функционирование многих процессов.
  • Цифровая трансформация пронизывает все сферы жизни.

00:22:14 Принцип достаточности в процессорах

  • Процессоры «Байкал» пока отстают от конкурентов, но достаточны для повседневных задач.
  • Принцип достаточности аргументирован для потребителей «Байкала».
  • Потребительское поведение ориентировано на соотношение цены и производительности.

00:25:20 Массовый рынок процессоров

  • Массовый рынок требует процессоров с нормальной производительностью.
  • Среднее аппаратное обеспечение достаточно для выполнения 90% задач.
  • Примеры массовых рынков: автомобили Hyundai Solaris и Volkswagen Golf.

00:27:08 «Байкал» как рабочая лошадка

  • «Байкал» представлен как «рабочая лошадка» для массового применения.
  • Процессор соответствует всем параметрам для повседневного использования.

00:27:37 Улучшения процессора «Байкал»

  • В 2026 году ожидается значительное увеличение производства процессоров.
  • Новый процессор будет более продвинутым, чем предыдущие версии.
  • Создание аналога «один в один» нецелесообразно из-за устаревания технологий.

00:28:33 Оптимизация программного обеспечения

  • Ранее проводилась оптимизация ПО под процессоры «Байкал».
  • Новая версия процессора будет совместима с существующим ПО, но некоторые оптимизации всё равно потребуются.
  • Глобальных изменений в ПО не ожидается, но небольшие доработки возможны.

00:29:28 Роль разработчиков ПО

  • Компания имеет собственных разработчиков ПО.
  • ПО бесплатно поставляется партнёрам для разработки.
  • Решение специфических проблем с ПО остаётся за разработчиками.

00:31:08 Сравнение с Intel

  • Intel активно сотрудничала с разработчиками софта, высаживая программистов в крупные студии.
  • Текущие ресурсы компании не позволяют достичь такого уровня сотрудничества.
  • Работа ведётся с ключевыми разработчиками отечественного софта.

00:32:36 Пример успешного взаимодействия

  • Представлена серверная система на процессорах «Байкал» с операционной системой Astra и ПО PostgreSQL.
  • Система демонстрирует производительность, сопоставимую с системами на x86.
  • Это первая полностью отечественная машина баз данных в России.

00:35:01 Проблемы импортозамещения

  • Главная проблема — отсутствие технологий для производства процессоров нужного уровня.
  • Разработка процессоров требует значительных ресурсов и времени.
  • Сложности с доступом к технологиям и необходимость переизобретения процессов.

00:37:57 Взаимодействие с государством

  • Государство адекватно взаимодействует с компанией.
  • Обсуждается создание отечественных базовых станций 5G и 4G.
  • Вопрос о замене Intel на «Байкал» в базовых станциях остаётся открытым.

00:39:55 Восприятие российских чипов

  • Рынок требует сначала увидеть российские чипы, а потом верить в них.
  • Сообщество разделилось: одни хотят верить, другие — видеть результаты.
  • Негативные комментарии в адрес компании огорчают разработчиков.

00:41:24 Реакция на критику

  • В иностранной прессе комментарии более взвешенные, чем в российской блогосфере.
  • В России мнения полярные: либо всё пропало, либо всё победим.
  • Критика мотивирует, но создаёт дискомфорт для инженеров.

00:42:11 Обсуждение процессоров

  • Споры о процессорах бессмысленны, пока они не существуют в реальности.
  • Реальные процессоры меняют восприятие технологий.

00:43:18 Пропагандистская война

  • В адрес компании ведётся пропагандистская война с использованием ботов.
  • Возникают вопросы о том, что считать отечественным процессором.

00:43:59 Определение отечественности

  • Обсуждение критериев отечественности: добыча кремния, производство стали, использование оборудования.
  • Пример с танком Т-34 показывает, что даже в отечественных продуктах могут быть иностранные детали.

00:46:05 Стратегия компании

  • Компания не обещает невозможного и не стремится стать «убийцей» конкурентов.
  • Разработка процессоров требует кропотливой работы многих людей.

00:47:08 Наём сотрудников

  • Компания привлекает специалистов, включая доктора физико-математических наук.
  • Сотрудничество с московскими вузами и привлечение стажёров.

00:51:23 Условия работы

  • Компания платит конкурентоспособные зарплаты.
  • Важно, чтобы сотрудники чувствовали себя комфортно и были заинтересованы в работе.

00:53:50 Текучесть кадров

  • Большинство сотрудников работают долго, более пяти лет.
  • Специфика работы требует времени для погружения в проект.

00:55:18 Перспективы роста

  • Компания планирует увеличить штат до 500 человек.
  • Пока нет планов по увеличению до 2000 человек.

00:55:52 Введение и цели вопросов

  • Ведущий объясняет, что задаёт вопросы, чтобы лучше понять ситуацию, а не поставить собеседника в неловкое положение.
  • Подчёркивается важность сохранения конфиденциальности информации о процессоре.
  • Упоминается возможность написания книги о процессе разработки процессора.

00:57:16 Обсуждение книги «Война чипов»

  • Рекомендация книги «Война чипов» как полезного источника информации о развитии микроэлектроники.
  • Обсуждение сложностей с изданием книги в России из-за санкций.

00:58:21 Мечты о будущем «Байкал Электроникс»

  • Обсуждение возможных направлений развития компании: более плотная работа с партнёрами и расширение продуктовой линейки.
  • Главная мечта — создание современной полупроводниковой фабрики в России.

01:00:24 Технологические аспекты 12-нанометрового процесса

  • Объяснение преимуществ 12-нанометрового процесса: отсутствие использования экстремального ультрафиолета, проверенная технология.
  • Сравнение с более сложными процессами, требующими использования нескольких фотошаблонов и значительно увеличивающими стоимость и сложность производства.

01:02:26 Стоимость и сложность оборудования

  • Указание на высокую стоимость современного литографического оборудования — около 300 миллионов евро.
  • Обсуждение необходимости строительства электростанций и других инфраструктурных объектов для эксплуатации такого оборудования.
  • Подчёркивание сложности и высокой стоимости внедрения новых технологий.

01:04:37 Заключение

  • Благодарность участникам и зрителям.
  • Призыв задавать вопросы в комментариях.
  • Напоминание о важности поддержки молодых инженеров.

В этом видео

Эпизод 1: Интро
0:02
2 секунды
Здравствуйте, друзья. Сегодня у нас очень важная беседа, потому что очень много на разных каналах, на разных
0:11
11 секунд
интернет-ресурсах говорится про импортозамещение,
0:14
14 секунд
но говорят, ээ, сколько слово импортозамещение не повторяет, этого и во рту слаще не станет, и 500 самолётов
0:23
23 секунды
к 2030 году не появится. А сегодня мы поговорим об очень важной группе вещей о процессорах Байкал. И сегодня с нами в
0:32
32 секунды
студии Андрей Евдокимов, генеральный директор компании Байкал Electronics и Григорий Хренов, технический директор
0:40
40 секунд
компании Байкал Electronics. Честно говоря, я в лютом восторге, что мне удалось вас заманить в эту студию,
0:50
50 секунд
потому что,
0:52
52 секунды
ну, первее уст, наверное, найти трудно в нашей электронной отрасли. Давайте сразу
1:00
1 минута
с места в карьеру. То есть как вот я я расскажу нашим зрителям, как вообще с чего всё началось. Вот эта беседа. На выставке Цифр в Нижнем Новгороде я вдруг
1:08
1 минута 8 секунд
увидел, что на одном из стендов появились серверы на процессорах Байкал.
1:17
1 минута 17 секунд
Для меня это было, ну, не то чтобы открытием, но неожиданностью, потому что говорили, что вроде бы после того, как перестала складываться,
1:28
1 минута 28 секунд
с процессорами тоже как-то не пошло. И у меня первый вопрос: а что теперь процессоры Байкал снова выпускаются?
Эпизод 2: Откуда появились процессоры Baikal на конференции ЦИПР 2025?
1:35
1 минута 35 секунд
Можно я начну, наверное, отвечать с выставки Цифр. Там был не один такой стренд. Так, а их, по-моему, было пять, как миним.
1:44
1 минута 44 секунды
Да ладно, я только один видел. Да, там был Stand to 3 logical Delta Computers Bitblaze.
1:54
1 минута 54 секунды
Собственно, на стенде Astra была представлена уже готовая к серии машин баз данданных, полностью построена на процессорах Байкал. И LPTтех показывал
2:02
2 минуты 2 секунды
тоже несколько устройств на процессорах Байкал. Ну, в том числе и сервер. Сервер как раз стоит в XDте в машине баз данных. Ну, то есть получается, что,
2:13
2 минуты 13 секунд
ну, получается, что какое-то количество процессоров удалось произвести. Вот,
2:18
2 минуты 18 секунд
наверное, правильный ответ такой. Пока ещё там говорить о серийном перезапуске, наверное, пока рано.
2:27
2 минуты 27 секунд
Есть большая проблема, что всё самое интересное и секретное рассказывается в курилках. Когда генеральные технические
2:34
2 минуты 34 секунды
директора приходят в студию и работает камера, они очень сильно ограничены в своих
2:41
2 минуты 41 секунда
возможностях рассказа. Но всё же мы попытаемся. Всё-таки у вас у вас есть план, скажите, вот у вас есть план,
Эпизод 3: Что можно рассказать о планах производства «Байкалов»?
2:47
2 минуты 47 секунд
когда оно должно появиться? Хотя, не называйте цифры, если нельзя, но вот вы примерно представляете, когда можно
2:55
2 минуты 55 секунд
будет всем, ну, почти всем желающим заказать вот большое количество таких серверов.
3:02
3 минуты 2 секунды
Мы надеемся, что в двадцать шестом году будет уже, ну, какое-то заметное продвижение в этой части.
3:09
3 минуты 9 секунд
Ну, до двадца шестого года осталось совсем немного,
3:11
3 минуты 11 секунд
да, абсолютно верно. И мы над этим активно работаем уже достаточно давно.
3:17
3 минуты 17 секунд
Ну, то есть здесь надо понимать, что у нас отрасль устроена таким образом. Ну, то есть у нас все привыкли, что IT, железо
3:25
3 минуты 25 секунд
и процессоры, всё это IT, а в IT всё очень быстро, да, но железо и особенно микроэлектроника —
3:33
3 минуты 33 секунды
это такой IT, в котором всё очень долго.
3:36
3 минуты 36 секунд
И некоторые решения и некоторые действия нужно предпринять, допустим, сегодня, а результат от них будет виден,
3:44
3 минуты 44 секунды
ну, там через год или даже через два, да, и поэтому говорить о то есть всё,
3:49
3 минуты 49 секунд
что уже могло быть сделано для двадцать шестого года, оно во многом, наверное, уже сделано, да,
3:54
3 минуты 54 секунды
и поэтому мы, ну, можем с какой-то долей уверенности говорить о том, что в двадцать шестом мы ожидаем неких, ну,
4:01
4 минуты 1 секунда
каких-то важных заметных для рынка поставок. Слушайте, перед тем, как я буду ещё вас, так сказать, гвоздить
4:09
4 минуты 9 секунд
вопросами, ну, когда же, когда, а у меня их много в разных ракурсах, я вам вот какой вопрос задам. В комментариях вот к моему обзору процессора Байкал М,
4:19
4 минуты 19 секунд
который вышел несколько лет назад,
Эпизод 4: А точно ли Baikal — российский процессор?
4:21
4 минуты 21 секунда
огромное количество людей написало буквально следующее: «Слово в слово».
4:26
4 минуты 26 секунд
Какой же это российский процессор, если там внутри ядра на архитектуре ARM? Я вижу, вы
4:34
4 минуты 34 секунды
улыбаетесь. Похоже, вам тоже такое говорили. Если там внутри ядра на архитектуре АРМ, а сделано оно не в России, что же там нашего российского?
4:45
4 минуты 45 секунд
Значит, смотрите, всё-таки современный этап вот в микроэлектронике,
4:51
4 минуты 51 секунда
он характеризуется очень глубоким разделением труда. С одной стороны,
4:55
4 минуты 55 секунд
поэтому многие компоненты ээ компании разработчики разрабатывают не сами, а берут со стока.
5:03
5 минут 3 секунды
Иначе никаких сил не хватит сделать всё с нуля самому. Это просто запредел,
5:08
5 минут 8 секунд
запредельная работа. Вот в этом серверном процессоре, о котором мы сейчас говорили, там 18 млрд транзисторов.
5:16
5 минут 16 секунд
18 млрд. Ух ты.
5:19
5 минут 19 секунд
Как-то так. Значит, когда, значит, Мур там занимался своим прогнозом известным,
5:25
5 минут 25 секунд
значит, сложность интегральной схемы была в районе пся транссторов. Вот такой вот путь пройден. Естественно, что на этой дороге пришлось многими вещами
5:33
5 минут 33 секунды
поступиться. Кому-то пришлось поступиться жажда иметь свою фабрику. Это вы про МД?
5:41
5 минут 41 секунда
Ну, например, хотя их отец основатель считал, что у каждого настоящего мужика должна быть своя фабрика. Я не шучу.
5:50
5 минут 50 секунд
Это правда.
5:51
5 минут 51 секунда
Вот Nvidia никогда, например, не имела своих фабрик. В принципе,
5:57
5 минут 57 секунд
э очень много компаний, которые не имеют своих фабрик, большинство. Даже Intel сдалась в последние время.
6:02
6 минут 2 секунды
Intel уже очень хочет как-то этот бизнес диверсифицировать. Вот так я к чему,
6:07
6 минут 7 секунд
собственно, клонил-то. То есть это нормальный, так сказать, ээ то, что мы используем покупные какие-то компоненты.
6:15
6 минут 15 секунд
Это первая. И вторая история, которую обычно тоже как-то выпускают из вида. Вообще-то мы компьютеры делаем для того,
6:20
6 минут 20 секунд
чтобы они на них крутилось какое-то программное обеспечение. Сам по себе,
6:24
6 минут 24 секунды
ну, может быть, представляет из себе нагревательное устройства. Иначегу.
6:31
6 минут 31 секунда
А вот с программном обеспечением, как только мы задаёмся этим вопросом, сразу возникают, ну, это не то что проблемы,
6:37
6 минут 37 секунд
но сразу всплывает слово экосистема.
6:41
6 минут 41 секунда
Вот есть персональные компьютеры, там стоят X86, как правило. Как правило, в принципе, как правило, но уже не везде.
6:47
6 минут 47 секунд
Не везде. Совершенно верно. Есть гаджеты, которые мы все в карманах таскаем. Там везде арм стоит. И у каждого из них есть своя огромная экосистема программного обеспечения.
6:58
6 минут 58 секунд
Если ты хочешь делать свою проприетарную архитектуру, ну, значит, экосистему будешь тоже делать сам. Никто тебе в этом помогать не будет. Именно по этой
7:06
7 минут 6 секунд
причи будет, но за деньги, за огромные деньги.
7:09
7 минут 9 секунд
Там даже, может быть, не столько с деньгами вопрос, ресурса нет такого человеческого просто не хватает ресурса.
7:15
7 минут 15 секунд
По разным оценкам, считается, что дефицит в электронике сейчас специалистов около миллиона человек в мире, разработчиков прежде всего.
7:24
7 минут 24 секунды
Это не наша проблема. не проблема нашей страны, это такая она глобальная проблема, ничего с этим сделать нельзя.
7:31
7 минут 31 секунда
Вот поэтому, конечно, хочется, чтобы поэтому ты выбираешь ту архитектуру, на которой есть программное обеспечение,
7:37
7 минут 37 секунд
иначе ещё уйдут десятилетия на то, чтобы её как-то что-то с ней сделали. Вот сейчас есть хорошая новая
7:45
7 минут 45 секунд
архитектура открытая 5. Пет, вот под неё под неё усиленно делают именно экосистему. Все большие программные компании в этом принимают участие, имею
7:54
7 минут 54 секунды
в виду в мире. А с разной степенью.
7:56
7 минут 56 секунд
А вы
7:58
7 минут 58 секунд
[музыка]
7:59
7 минут 59 секунд
же не программная компания,
8:00
8 минут
ну не программная. Мы мы делаем процессор и риск 5 эта архитектура нам не чужда, я так скажу, да. Так,
8:08
8 минут 8 секунд
я бы здесь ещё добавил, что, ну, с точки зрения вот даже стоимости разработки и выхода на рынок, да, по сути, что такое
8:16
8 минут 16 секунд
вот IP-дизайн, да, про который сказал Григорий Юрьевич, что вот с моей с точки зрения там управленческой, да, это же по
8:22
8 минут 22 секунды
сути покупка готовых, уже потраченных и мало того и проверенных
8:29
8 минут 29 секунд
э человека лет работа квалифицированных инженеров.
8:33
8 минут 33 секунды
У меня вот, ну, я мы писали даже про эту статью в своё время, что у нас вот количество вот этих инженерных человека
8:41
8 минут 41 секунда
месяцев очень ограничено, и нам нужно выбирать, куда их именно потратить,
8:45
8 минут 45 секунд
потому что, ну, даже мы добавим сколько угодно денег, да, добавим в компанию, инженеров у нас сильно не прибавится.
8:51
8 минут 51 секунда
Ну, просто в силу того, что их физически мало, да, их мало вообще по всём мире. И получается, что используя покупные пиблоки,
9:00
9 минут
я по сути покупаю уже уже потрачены и и самое главное проверены без рисков
9:08
9 минут 8 секунд
вот эти инженерные годы, которые мне нужны в моём проекте,
9:14
9 минут 14 секунд
потому что проект мой вот благодаря из-за того, что он такой размер,
9:16
9 минут 16 секунд
огромное количество нужно потратить э ресурсов именно трудовых, да, которые можно как-то заменить деньгами, но далеко не всегда. Поэтому IPдизайн, он
9:25
9 минут 25 секунд
во многом даже не только про деньги, не столько про деньги, он ещё и про сроки.
9:29
9 минут 29 секунд
Наверное, это главно про сроки, потому что есть разные компоненты, которые можно самому переизобретать сколько
9:36
9 минут 36 секунд
угодно. Ну и потом, давайте честно, вот мы делаем автомобиль, да, мы же не идём и не строим завод по производству
9:45
9 минут 45 секунд
колёс, чтобы обывать эти колёса на этот автомобиль. Правильно? Ну есть те, кто их строит без нас.
9:51
9 минут 51 секунда
Ну абсолютно верно. Но они строят именно колёса, они производят колёса для всех автомобилей, в принципе, доступных на рынке, правильно? Ну, здесь примерно та же самая ситуация, да? Всё-таки, как бы,
10:01
10 минут 1 секунда
если бы не было вот этой специализации и не было такой системы разделения труда,
10:04
10 минут 4 секунды
ну, просто, скорее всего, вся электроника бы стоила в 10 раз дороже, и наш бы мир был устроен совершенно иначе. Развивалось бы всё гораздо медленнее.
10:12
10 минут 12 секунд
Конечно, конечно.
10:13
10 минут 13 секунд
А у меня вот вопрос к Григорию, я немножко позже его хотел задать, но сейчас, мне кажется, он более гармоничен даже. В своё время Советский Союз пошёл
Эпизод 5: Реален ли сейчас путь обратного инжиниринга?
10:21
10 минут 21 секунда
по пути обратного инжениринга, так называемого. Да. Да.
10:26
10 минут 26 секунд
И под конец существования СССР у нас были свои PCXT, у нас были свои какие-то там,
10:32
10 минут 32 секунды
да, были. Ну, смотрите, там персональные компьютеры были просто оригинальные свои. Там были совсем оригинальные, да.
10:39
10 минут 39 секунд
В Зенограде есть завод Кванта, он их и выпускал.
10:42
10 минут 42 секунды
А были клоны восемьдесят шестых машин. Это верно. Сейчас этот путь в принципе возможен, потому что китайцы вроде бы X86 какой-то запустили свой.
10:52
10 минут 52 секунды
У них есть лицензированная доставшаяся время слияний, поглощений от Виа какого-нибудь.
10:59
10 минут 59 секунд
Да. Дада. Да. Вот вот через это всё это было про Нодо сказать, что то, что они имеют, это не не совсем тот X86, к которому мы
11:08
11 минут 8 секунд
привыкли. Это более ранняя, что ли, его версия. Можно, конечно, было бы попытаться сделать. Ну, если отвлечься от вопросов там лицензионной частоты.
11:17
11 минут 17 секунд
Ну да, то есть то, конечно, можно было бы попробовать сделать, но это гигантская работа, очень сложная. То есть сейчас это уже,
11:25
11 минут 25 секунд
ну, он оброс за эти годы. Вот это вот смотрите, вот в первых восемьдеся шестых машинах было там, ну, не знаю, 20-30.000
11:34
11 минут 34 секунды
транзисторов. А в этих вот сейчас, как я сказал, вот эти вот миллиарды, и то столько лет пилили, в общем-то.
11:42
11 минут 42 секунды
Да, конечно, были был подн большой путь и масса проб и ошибок. И и когда у нас появились свои PCXT, у мира уже появились 476. То есть,
11:53
11 минут 53 секунды
совершенно верно.
11:54
11 минут 54 секунды
Насколько я помню, воткшный клон был где-то вот как раз на изломе двух эпох сделан, если я правильно всё помню. Это
12:02
12 минут 2 секунды
какой-нибудь год девяностый, первый чуть пораньше, восемьдесят седьмого года, может девято вот в это вот в эти годы, да.
12:10
12 минут 10 секунд
Вот.
12:11
12 минут 11 секунд
Ну то есть по этому пути нам не пойти. А вот если мы А как нам а как нам идти,
12:15
12 минут 15 секунд
если мы не можем сейчас купить ядра официально? То есть что ж, тупик?
12:23
12 минут 23 секунды
Ну почему? Нука, возвращаясь к уже упоминавшейся архитектуре X5, например,
12:29
12 минут 29 секунд
есть отечественные дизайн-центры. На базе архитектуры S5 разрабатывают собственно ядра разного класса.
12:38
12 минут 38 секунд
Изначально, ну, начинали все, понятно, с ядер для микропроцессоров, маленьких,
12:43
12 минут 43 секунды
очень и простых достаточно, но постепенно они двигаются в сторону усложнения. И в целом видится, что прогресс, ну,
12:52
12 минут 52 секунды
такой заметный, и можно уже подумать о чём-то более серьёзном, чем микроконтроллеры, да,
12:57
12 минут 57 секунд
на их ядрах. Поэтому мы вот в сторону внимательно смотрим. И, ну, как бы это такой вот путь не задевающий правовый и авторские
13:06
13 минут 6 секунд
аспект, скажем так. У меня просто это архитектура X5 был такой, как говорится,
13:11
13 минут 11 секунд
кейс, что я написал в одном из своих материалов, что вот такая-то компания
13:18
13 минут 18 секунд
планирует выпустить в следующем году процессор на этой архитектуре, наша компания. После чего ко мне прибежали вот, буквально вот,
13:26
13 минут 26 секунд
наверное, секунд через семь ко мне прибежали пиарщики вот с такими воплями.
13:30
13 минут 30 секунд
Ты что, сказала? Так, да ты что придумываешь? Откуда ты это взял? Я говорю: «Подождите, вот ваш официальный сайт, вот там внизу цитата вашего генерального директора».
13:40
13 минут 40 секунд
После этого цитата исчезла, и меня прямо вот очень просили про это упоминание убрать. Я убрал, я не против, но элемент чихорды,
13:52
13 минут 52 секунды
ну, понятно, что сейчас все как бы прячутся, да, все стараются никаких подробностей не выдавать. И это понятно, почему это происходит, да? Потому что,
14:00
14 минут
как мы всё время любим говорить, всё,
14:03
14 минут 3 секунды
что вы скажете, может быть использовано против вас и будет и, скорее всего, будет использовано. И даже то, что вы не скажете, будет.
14:09
14 минут 9 секунд
Ну, понятно, почему они от этого прятались, но от этого уже архитектура развиваться не перестаёт, правильно? Поэтому, ну, постепенно она двигается.
14:17
14 минут 17 секунд
Понятно, что там очень далеко до X86, очень далеко ещё до там армов,
14:23
14 минут 23 секунды
которые расстоят там персональный компьютер, в серверах и так далее, да,
14:27
14 минут 27 секунд
понятно, что там дотуда ещё очень далеко, но уже какие-то лёгкие процессоры можно начинать делать их и их и начинают делать, в принципе, особенно
14:35
14 минут 35 секунд
если мы говорим про какие-то более узкие применения. Вот. Так что не Ну 5 — это, наверное, самая такая сейчас перспектива.
14:42
14 минут 42 секунды
Китайцы очень этим заниматься любят. У них много своих ядер, много компаний,
14:49
14 минут 49 секунд
которые вовлечены в эту деятельность, в разработку ядер или устройств на их основе. Так что, ну, ну, она приобретает, конечно,
14:58
14 минут 58 секунд
там силу и зрелость эта деятельность позитивная абсолютно. Ну да, просто надо подождать, пройдёт какое-то время ещё,
15:06
15 минут 6 секунд
прежде чем они смогут во всех отношениях конкурировать с привычными нам архитектурами. Ну, мне кажется, чтобы конкурировать,
Эпизод 6: Насколько реально добиться тесной интеграции разработки отечественного ПО и железа?
15:14
15 минут 14 секунд
необходимо же не только железо контролировать, но и софт. Потому что вот Apple выпустила настольные процессоры для Угу.
15:22
15 минут 22 секунды
своих компьютеров, но они же так хороши не потому, что они так хороши, а потому, что они оптимизированы, потому что они со всех сторон хороши. Они тесная связка существует.
15:31
15 минут 31 секунда
Абсолютно, да.
15:32
15 минут 32 секунды
Если бы её не было, то вот Microsoft уже сколько лет пытается винду на арм передать? Ну, Apple — это уникальная, всё-таки это такая уникальная история,
15:40
15 минут 40 секунд
да, взять, что айфоны, что там айpды,
15:43
15 минут 43 секунды
макбуки и прочее, прочее там и так далее, и так далее. Да, именно контроль и над железом, и над совтом позволяет Apple, конечно, очень глубоко это
15:51
15 минут 51 секунда
интегрировать и получать, ну, такие А в России мы можем также интегрироваться, то есть или всё-таки у нас каждый за себя?
16:01
16 минут 1 секунда
Ну, я бы не сказал, что, ну, как у нас есть всё-таки есть некое разделение труда. Есть чипмейкеры, есть производители оборудования, есть есть
16:09
16 минут 9 секунд
производители программного, там системного программы сечения, типа операционных систем, да, дальше прикладное программы достаточно, ну,
16:16
16 минут 16 секунд
надо сказать, что вот эти сферы очень хорошо развиты и в целом,
16:21
16 минут 21 секунда
ну, понятно, что нужно вся вертикаль, то есть нужно сотрудничать по всей вертикали для того, чтобы получать хороший результат. И в общем-то, ну, мы
16:29
16 минут 29 секунд
это и стараемся делать, да, и получается, ну, какие-то результаты получаются, да.
16:34
16 минут 34 секунды
Понятно, что как это массовость чипов, да, она позволит это эти результаты гораздо сделать гораздо
16:41
16 минут 41 секунда
лучше, да, пока чипов нет или их там ограниченное количество, да, то есть можно сделать только ограниченное количество там продуктов.
16:49
16 минут 49 секунд
Ну, в общем, да, оптимизировать без железа, это такая довольно Конечно, конечно, конечно.
16:55
16 минут 55 секунд
Ну, это работа в стол, да. И никто сейчас, особенно сейчас, никто не хочет делать работу в стол. Все хотят всё-таки,
17:02
17 минут 2 секунды
ну, все хотят работать на результат. Поэтому,
17:07
17 минут 7 секунд
как это всегда все хотят, чтобы были чипы, были перспективы, и тогда все готовы двигаться вперёд.
17:15
17 минут 15 секунд
Я вот буквально вчера читал новость о том, что подписали некое постановление, что к тридцать пятому году там три класса электронных
17:24
17 минут 24 секунды
устройств. Первое стопроцентная локализация,
17:27
17 минут 27 секунд
второе там, по-моему, половина, ну и третье уже так чуть-чуть.
17:31
17 минут 31 секунда
Я Давайте вот я сразу говорю, мы я не спрашиваю вас про Байкал. Давайте вот чуть-чуть так философски порассуждаем трить пятому году написали. Нет.
17:40
17 минут 40 секунд
Угу. Наверное. Ну там же бальная система, они вели для Ну да, там по бально. Ну она постепенно должна
17:47
17 минут 47 секунд
углубляться, то есть то есть отечественного должно становиться больше и больше поэтапно. А вот эта отечественность, она кроме морального удовлетворения что-то несёт в том плане,
Эпизод 7: «Отечественность» железа — это острая необходимость с точки зрения безопасности, или что-то другое?
17:58
17 минут 58 секунд
что вот то, что сделано, условно говоря,
18:01
18 минут 1 секунда
ну, ну не в России оно сделано, там что-то, это прямо совсем плохо или с точки зрения всё-таки безопасности, там,
18:10
18 минут 10 секунд
надёжности и прочего в этом нет ужаса. Ужаса даже в наше странное время.
18:18
18 минут 18 секунд
Хороший вопрос,
18:20
18 минут 20 секунд
сложно сказать. Ну, примеры Израиля и Палестины, например, показывает, что может быть и ужас. Ужас.
18:27
18 минут 27 секунд
Ну, на самом деле, чем на, ну, на наш взгляд, я сейчас я бы начну, да, меня Григориевич там, да,
18:35
18 минут 35 секунд
поправит.
18:36
18 минут 36 секунд
Главное, наверное, приму, то есть здесь я бы здесь выгоду от отечественного оборудования, от отечественного железа разделил бы на две части, да? Первая
18:45
18 минут 45 секунд
часть — это, наверное, всё-таки безопасность, да? Всё-таки мы, например, точно знаем,
18:50
18 минут 50 секунд
что наш процессор, какой он исполняет код -э с самой подачи питания, с первого такта, что он там делает, куда он
18:58
18 минут 58 секунд
смотрит и так далее, и так далее. И плюс мы можем этот код очень хорошо проконтролировать и даже дать возможность
19:06
19 минут 6 секунд
разработчику оборудования проконтролировать его код, чтобы мы даже про это вообще ничего не знали.
19:12
19 минут 12 секунд
Это вот одна часть. Э, а вторая часть важная, то, что всё-таки развивая у себя в стране вот эти все вещи, да, вы же
19:21
19 минут 21 секунда
тянете за собой очень много всего. То есть тянется там и образование, появляются специалисты. У нас, например,
19:27
19 минут 27 секунд
появляются требования к разработчикам железа, да, повышенным. мы там, ну, так как с нами надо более глубоко работать,
19:35
19 минут 35 секунд
чем, например, с Интелом и так далее, и так далее. Мы как бы тянем, это всё тянет достаточно широкий как бы технологический пласт, да. Потом,
19:45
19 минут 45 секунд
может быть, суперпрод Этот пласт не сможет производить там суперпродвинутые сервера, да, и память там DDR5,
19:52
19 минут 52 секунды
но плату для беспилотников он сможет производить. А это, в общем, да, много кому помогает.
20:00
20 минут
Уже, да.
20:02
20 минут 2 секунды
Ну, отказаться-то ведь от участия вот в этих технологических гонках же невозможно.
20:08
20 минут 8 секунд
Надо сказать, что микроэлектроника как отрасли, она настолько обширная и в неё входит так. У меня такое впечатление,
20:16
20 минут 16 секунд
что в своё время при советской власти всё-таки до конца это не было оценено.
20:22
20 минут 22 секунды
Вот если делали когда ядерный проект или ракетный проект, то это создавалась целая отрасль со всеми там своя химия,
20:27
20 минут 27 секунд
свои материалы, своё мучностроение, всё своё.
20:30
20 минут 30 секунд
Здесь всё-таки оно было не такое, я бы сказал, развитие микроэлектроники было не таким тотальным, если хотите. Вот. И,
20:38
20 минут 38 секунд
наверное, может быть, в этом был какой-то там, ну, определённый промах. Ну, это была как побочка определённая, то есть такоя,
20:45
20 минут 45 секунд
ну, в целом, да, вот а вот сейчас мы живём в цифровом мире,
20:52
20 минут 52 секунды
происходит цифровая трансформация общества. И, как выяснилось, аппаратные средства, вот эти микроэлектронные изделия, они прямо без нихто никак не
21:00
21 минута
получится. Хуже того, мы же многие вещи даже не отдавим себе отчёт,
21:06
21 минута 6 секунд
что за всем за этим стоит тоже какой-то микроэлект. Может быть, простое, не сложное, но простое оно всё равно есть. Там где-то спряталось.
21:14
21 минута 14 секунд
И заменить это просто не вот так вот просто сказать: «Всё, нам больше не надо. Так не получится». Вот совсем колодят.
21:21
21 минута 21 секунда
Ну да. В каменный век никто не хочет возвращаться, да, собственно. Ну, с другой стороны,
21:25
21 минута 25 секунд
когда вот сейчас в регионах из по разным причинам на там на не часы, а иногда и на сутки исчезает мобильная связь, люди
21:34
21 минута 34 секунды
начинают очень интересные опыты для себя открывать. не самое приятное, но Ну да. То есть и мы сейчас пронизаны этим просто насквозь всё общество, да,
21:44
21 минута 44 секунды
вся экономика, всё общество насквозь с самого низа, то есть и начиная от жизни жизненно важных процессов и заканчивая там развлече особенно развлечение.
21:53
21 минута 53 секунды
А я вам такой вот вопрос задам, он немножко будет путанный, потому что я сам для себя его не до конца сформулировал, но всё-таки попробую. То есть, ну, не секрет, что, наверное, вы
22:02
22 минуты 2 секунды
меня не будете даже поправлять, что процессоры Байкал там и Серверные, и десктопные, они пока, ну, немного
Эпизод 8: Насколько можно исходить из принципа достаточности в производительности Baikal?
22:08
22 минуты 8 секунд
отстают от того, что делают гранды, но абсолютно точно я работал за компьютером на Байкале. Я,
22:18
22 минуты 18 секунд
в общем-то, обнаружил, что я разницы не чувствую вот в своих повседневных задачах, то, что хватает.
22:25
22 минуты 25 секунд
Всё верно, верно. Вот вот этот принцип достаточности.
22:29
22 минуты 29 секунд
Насколько он действительно как бы внутренне аргументирован? Потому что все же вот смотрят на эти бенчмарки
22:39
22 минуты 39 секунд
там в пять раз, в 10 раз быстрее, а когда ты начинаешь, собственно, работать, то всё немножечко по-другому.
22:46
22 минуты 46 секунд
Вот этот принцип достаточности, он аргументирован для потребителей Байкала или Конечно,
22:53
22 минуты 53 секунды
или тоже хотят бенчмарки?
22:56
22 минуты 56 секунд
Здесь надо в это уравнение ввести ещё одну переменную. Так, деньги. И как только в ней появляются деньги,
23:05
23 минуты 5 секунд
то сразу принцип достаточности включается на полную мощность. Вот, Григорьевич, мне здесь не даст собрать. А расскажите, как как это происходит?
23:14
23 минуты 14 секунд
Ну, вы знаете, вот на этапе там,
23:17
23 минуты 17 секунд
допустим, проработки ТЗ или там аванпроекта все приходят и говорят: «Всего и побольше»,
23:24
23 минуты 24 секунды
да? Вам какой нужно вот какой какой вам процессор через 3 года, чтобы использовать в рабочих станциях? Слушай,
23:29
23 минуты 29 секунд
ну надо вот это, вот это, вот это, вот это. Ядер там вот вот побольше ядер, мегагерцев, гигарцев, памяти, чтобы, ну, вот такой,
23:37
23 минуты 37 секунд
когда ты наконец делаешь процесс,
23:39
23 минуты 39 секунд
приносишь, говоришь, ну вот первое практически всегда, что тебя спрашивают,
23:44
23 минуты 44 секунды
слушай, а половину от него нельзя вот убрать и в два раза дешевле. Ты ты вопрос, задавишь, ты о чём думал,
23:51
23 минуты 51 секунда
когда мы с тобой согласовывали? Не, мы то есть потом мы уже начали задавать вопрос по-другому. Ну мы говорим:
23:58
23 минуты 58 секунд
«О’кей, мы тебе вот это сделаем. Это будет стоить там тебе, я не знаю, 500 долларов за штуку». А что так дорого? А можно подешевле? Можно. А сколько ты
24:06
24 минуты 6 секунд
готов платить? Ну я готов платить там 150. За 150 будет вот так? Нормально. Ну в принципе нормально. Ну это как в известном в анекдоте:
24:14
24 минуты 14 секунд
«Давайте искупаем коней в шампанском поручек». Ну у нас же денег нет. Ну давайте так кошку пивом больём. То есть это ну да. Ну примерно так.
24:23
24 минуты 23 секунды
Но в целом да, потому что, ну, даже взять потребительское, да, поведение, вы же,
24:28
24 минуты 28 секунд
когда идёте покупать там, не знаю, новый ноутбук, да, вы же не берёте самый самый дорогой игровой там продвинутый,
24:35
24 минуты 35 секунд
огромный, супермощный, там, не знаю, за полмиллиона рублей, правильно? Вы берёте там, ну, за миллион, ну не, ну,
24:42
24 минуты 42 секунды
ну, исходя из того, что хочешь, сами красиво жить не запретишь, да? То есть вопрос там, понятно, что кто-то кто-то принципиально покупает самый последнюю,
24:50
24 минуты 50 секунд
самый топовый MaкBookук, а кто-то зачастую большинство людей покупают всё-таки, ну, из соотношения там цена производительности, правильно? Ну так и
24:58
24 минуты 58 секунд
здесь ровно то же самое. Всё-таки большинство по болида Формулы-1 они по улицам не ездят,
25:05
25 минут 5 секунд
да? Они ездят, да, их да их очень мало.
25:08
25 минут 8 секунд
Они ездят на там на гоночных треках, а мы там для ежедневного использования покупаем, ну, более-менее обычные
25:15
25 минут 15 секунд
автомобили, да, разные, понятно, но всё равно в целом, в среднем более-менее обычные. Здесь всё ровно то же самое,
25:21
25 минут 21 секунда
да, для массового рынка более-менее обычные процессоры с нормальной достаточной производительностью, но они
25:28
25 минут 28 секунд
они и нужны. Плюс важный момент, который произошёл, мне кажется, на рубеже десятых, ну, даже после, наверное, на рубеже двадцатых годов. Что если раньше же был такой анекдот, да, про Windows,
25:39
25 минут 39 секунд
сколько она у тебя жрёт памяти, да,
25:41
25 минут 41 секунда
сколько найдёт, да, но аппаратное обеспечение постоянно не успевало за софтом, а потом в какой-то момент оно его обогнало, и софт уже не может. То
25:50
25 минут 50 секунд
есть софту не нужно столько аппаратного обеспечения. Это правда.
25:54
25 минут 54 секунды
Ему в целом хватает, если это не какие-то там суперпродвинутые игры, не как там обработка видео, наверное, да.
26:00
26 минут
Ну вот сейчас вот искусственный интеллект, да, жрётся, вот они жрут.
26:05
26 минут 5 секунд
Ну это отдельное всё-таки это не ежедневное применение, оно всё-таки больше в ЦОДАХ там, ну и так далее. Соответственно, даже, ну условно,
26:14
26 минут 14 секунд
среднего аппаратного обеспечения достаточно с запасом для выполнения там 90% задач. Опять же у нас задачи тексты мы набираем тексты читаем видео смотрим,
26:26
26 минут 26 секунд
да, в общем, там лазим в интернете, ну, работаем с таблицами.
26:30
26 минут 30 секунд
Ну да, вот таблицы, наверное, огромные тоже могут там где-то подвисать. И то,
26:35
26 минут 35 секунд
соответственно, вот для этого, как правило, много чего достаточно. То есть многих достаточно, ну, там не самых
26:42
26 минут 42 секунды
продвинутых чипов достаточно для таких применений. Понятно, что, ну, так значит их и надо делать. Это самый массовый,
26:49
26 минут 49 секунд
самый востребованный рынок. Как мы любим здесь приводить пример, что давайте, ну,
26:56
26 минут 56 секунд
там посмотрите тоже на автомобильный рынок, да, мерседесов S-класов продаётся 5.000 штук в год, а каких-нибудь там Hyundai Солярисов 500. Ну, собственно,
27:05
27 минут 5 секунд
вот вот это то, что и надо делать.
27:08
27 минут 8 секунд
Так и запишем. Байкал — это Hyundai Solaris. Ну, мы предпочитаем Volkswagen Golf. Вот он всё-таки,
27:17
27 минут 17 секунд
ну, смотря в какой комплектации всё-таки, потому что в пустой комплектации это лучше лучше Солярис, да?
27:23
27 минут 23 секунды
Ну, имеется в виду, что этот как как вот как правильно Григорий Ювич сказал,
27:27
27 минут 27 секунд
когда мы представляли Байколы, что это вот рабочая лошадь по всем параметрам нормальный процессор именно как рабочая лошадка для массового применения.
27:37
27 минут 37 секунд
А, смотрите, вот вы сказали, что в двадцать шестом году, если всё сложится,
Эпизод 9: Как будет выглядеть Baikal после возобновления производства в 2026 году?
27:42
27 минут 42 секунды
если всё будет неплохо, всё-таки мы увидим такое достаточно ощутимое в количественном смысле производства.
27:49
27 минут 49 секунд
Заметьте, как я уклончиво выражаюсь. Вот.
27:53
27 минут 53 секунды
А скажите, а это будет вот тот же самый процессор, который был до, то есть тот же Байкал М или это уже будет какая-то улучшенная и расширенная инкарнация?
28:05
28 минут 5 секунд
Ну, один в один мы никогда не делаем.
28:09
28 минут 9 секунд
Всё-таки мы движемся вперёд, поэтому там более продвинутые история будет, конечно, в целом.
28:17
28 минут 17 секунд
Ну да, смысла один в один сделать это и тяжело. Ну не имело смысла, да, потому
28:24
28 минут 24 секунды
что, да, то есть по трудозатраты те же и получается уже, ну, реально устаревший результат. Поэтому, конечно, мы работали, работаем над более
28:32
28 минут 32 секунды
продвинутыми. И вот из этого у меня вытекает вопрос, потому что в своё время, когда ещё там с работающими экземплярами Байкала было чуть попроще,
28:43
28 минут 43 секунды
вы проводили серьёзную работу по оптимизации программного обеспечения под эти процессоры. Вот расскажите, пожалуйста,
28:51
28 минут 51 секунда
понадобится ли дополнительная оптимизация вот после появления новой некой версии Байкала или всё заработает
29:00
29 минут
вот всё будет примерно так же, только быстрее и радостнее с точки зрения ПВО, да? Нет, ПОВО будет совместимы.
29:08
29 минут 8 секунд
То есть дополнительно вот всё с нуля начинать не придётся.
29:12
29 минут 12 секунд
С нуля точно не придётся, но как-то оптимизации никогда не бывает многорый.
29:16
29 минут 16 секунд
Это правда, да. Это со поэтому, конечно, ну, что-то отладить придётся, но глобально никаких изменений мы не ожидаем. Мы ожидаем, что весь
29:24
29 минут 24 секунды
ранее разработанный софт будет обратно совместим.
29:28
29 минут 28 секунд
А вот этот процесс оптимизации, он происходит в основном силами производителя софта или у вас свой есть штат разработчиков
Эпизод 10: Чьими силами осуществляется оптимизация ПО под Baikal?
29:37
29 минут 37 секунд
программного обеспечения, которое помогает людям на той стране? У нас есть свои разработчики. Собственно, мы поставляем ведь не только процессор, но и да.
29:49
29 минут 49 секунд
Не значит, что все должны им пользоваться, но это как бы референсная такая вещь.
29:53
29 минут 53 секунды
Ну не пользоваться, это довольно опрометчиво, на мой взгляд.
29:56
29 минут 56 секунд
Ну там мы же не заста мы не продаём. Ну вот ке он бесплатно поставляется партнёрам,
30:03
30 минут 3 секунды
тем, кто разрабатывает на нас программу обеспечение. Ну, как правило, мы,
30:06
30 минут 6 секунд
понятно, что если у кого-то какие-то специфические проблемы, мы эти проблемы помогаем решить.
30:11
30 минут 11 секунд
Но мир программы обеспечения настолько обширен и настолько велик, что зачастую мы даже не можем и не знать о некоторых
30:19
30 минут 19 секунд
программных пакетах, которые на нас работают. Ну, у людей всё получилось,
30:23
30 минут 23 секунды
запустилось, они как бы к нам и не обращаются, что кни к нам приходить.
30:27
30 минут 27 секунд
Там на заводе в Сибири стоит, работает тихонечко, ну, либо на заводе Сибирь. Но зачастую,
30:31
30 минут 31 секунда
так как всё-таки это арм, а не какая-то там специфическая архитектура, то зачастую проблем как бы не, ну, то есть
30:39
30 минут 39 секунд
никаких проблем это не вызывает, да, там при то, с чем к нам обращаются, это какие-то особенные драйвера какие-то, где-то какое-то особенное оборудование,
30:48
30 минут 48 секунд
которое нужно там совместить. Вот с этим обращаются мы достаточно много помогаем.
30:54
30 минут 54 секунды
у вас, может быть, где-то с оптимизацией, там, ускорением работы сов, но это часто, это уже проблема не на уровне процессора, а, например, на
31:02
31 минута 2 секунды
уровне операционной системы. Она уже как бы нам, мы уже здесь как-то не имеем полномочий. Ну просто смотрите, компания
31:09
31 минута 9 секунд
Intel, вот, которую мы не можем не упоминать, она в течение длительного времени соревновалась с Майкрософтом по количеству программистов,
31:18
31 минута 18 секунд
хотя, казалось бы,
31:20
31 минута 20 секунд
потому что при каждом выпуске нового поколения процессоров десант программистов Intel высаживался во всех
31:27
31 минута 27 секунд
крупнейших студиях разработки профессионального софта, серверного софта, игрового софта и делал так, что
31:34
31 минута 34 секунды
почему-то софт на процессорах Intel работал лучше, чем на AMD.
31:41
31 минута 41 секунда
Вот вы до такого уровня можете когда-нибудь потихонечку или пока лучше даже?
31:47
31 минута 47 секунд
Да, пока, наверное, нам трудовых ресурсов что-то так высаживаться не хватит.
31:51
31 минута 51 секунда
А вы озвучиваете цифру, сколько у вас людей сейчас работает? Или это чуть больше 200?
Эпизод 11: Сколько человек работает в Baikal Electronics?
32:00
32 минуты
Немного.
32:01
32 минуты 1 секунда
Ну нел работает вот столько же, только в тысячах.
32:06
32 минуты 6 секунд
Ну поменьше там 100.000. Ну, сейчас они там 10% уволили, да, но тем не менее, ну, всё равно около 100.000.
32:11
32 минуты 11 секунд
Не, ну, конечно, так делать было бы будет сложно, но мы работаем со всеми ключевыми разработчиками там отечественного софта, там АRAL, не знаю,
32:19
32 минуты 19 секунд
Redos там и так далее. Плюс там 1S и прочее, с кем мы, собственно, ну,
32:25
32 минуты 25 секунд
помогаем их совпустить на наших на, ну, на оборудование, построено на наших процессорах,
32:32
32 минуты 32 секунды
и сделать так, чтобы оно стабильно хорошо работало. То есть, а какие-то вот, не знаю, примеры такого удачного взаимодействия, вот забарывание,
32:43
32 минуты 43 секунды
забарывание, замедление, вот такой вот как какой-то живой пример вы можете вспомнить, который вот о котором приятно вспомнить. про неприятное.
32:51
32 минуты 51 секунда
Нет, ну вот из последних то, что вот то,
32:53
32 минуты 53 секунды
что было на Ципре представлено Xдаataта, то есть эта стойка серверная,
32:58
32 минуты 58 секунд
полностью построена на процессорах Bкos и там внутри
33:05
33 минуты 5 секунд
операцион, ну, операционная система Astra Soft, дальше Постгрос и СБD Thunter, то есть это всё, ну, либо Open
33:13
33 минуты 13 секунд
Source, либо отечественный, вот там и так далее. И она выдаёт производительность всё ровно такую же, как там такая же стойка на X86.
33:21
33 минуты 21 секунда
Вот вот вот с последних примеров, да, собственно говоря. Ну это же круто. Ну мы с этим согласны.
33:29
33 минуты 29 секунд
Ну то есть это по сути такая впервые в России полностью отечественная машина баз данных. Ну и сейчас она достаточно востребована.
33:37
33 минуты 37 секунд
То есть машина баздана в принципе востребована. Это вот она полностью отечественно. Аналогов у неё нету, да? То есть есть машины базданных,
33:43
33 минуты 43 секунды
построенные на оборудовании отечественном, но на процессорах Intel или там AMD, а именно, чтобы она ещё
33:51
33 минуты 51 секунда
была полностью вся на отечественном на отечественных процессорах. Такого пока нет. И вот она там по меряются они
34:00
34 минуты
тпсом, они меряются тpsраction per second.
34:03
34 минуты 3 секунды
Вот она или ТПМ, минуту не помню. Вот она по X86, они вровень стоят и по
34:10
34 минуты 10 секунд
деньгам почти вровень. Так что тут же ещё важно вот опять же надо не забывать про деньги, да, что мы можем, опять же,
34:17
34 минуты 17 секунд
мы построим болит Формула-Л, он всех вообще обгонит, там будет суперпроизводительность,
34:22
34 минуты 22 секунды
но он и стоить будет, как болит Формула-1, да, здесь же ещё важно, чтобы она стоила сопоставимо. И ещё не такой
34:29
34 минуты 29 секунд
важный момент, не какбилити, да, то, что мы в русском языке нет прямого аналога,
34:36
34 минуты 36 секунд
чтобы она была надёжностью, да, чтобы она проработала, поставили её в ЦОТ, и она там 5 лет спокойно все отпахала.
34:42
34 минуты 42 секунды
И была возможность оперативно починять,
34:45
34 минуты 45 секунд
было бы, да, были горячие замены там и так далее. Она не ваша база данных не падала, если там какие-то диски отрубились и так далее. Вот это всё
34:52
34 минуты 52 секунды
важно, да? А там сколько она километров/ч?
34:57
34 минуты 57 секунд
разгоняется по прямой. Ну, это важно для продажи.
35:02
35 минут 2 секунды
Ну вот смотрите, вот вы сказали, что у вас работает около 200 человек. То есть это с одной стороны там я не сомневаюсь, что
35:09
35 минут 9 секунд
это очень серьёзные люди, каждый из которых за пятерых как минимум. Но тем не менее вот у нас двадцать второго года тема
35:17
35 минут 17 секунд
импортозамещения в IT невероятно популярна на всех уровнях.
Эпизод 12: Почему с 2022 года в России не появились конкуренты Baikal?
35:24
35 минут 24 секунды
Почему за это время не появился процессор, ну, я не знаю, процессор
35:30
35 минут 30 секунд
Волга, процессор АК, процессор какая-нибудь ещё хорошая российская река?
35:38
35 минут 38 секунд
Почему не появился?
35:40
35 минут 40 секунд
В чём в чём затык? Нет, я серьёзно спрашиваю.
35:41
35 минут 41 секунда
То есть, ну, то есть, ну, понятно, что там вы крутые, просто люди боятся выходить на этот рынок, но вот если бы
35:48
35 минут 48 секунд
они не боялись, какие главные трудности в этом?
35:53
35 минут 53 секунды
Ну, главная трудность — это, скорее всего, всё-таки возможность получения доступа к технологиям, прежде всего. Это же сложно.
36:04
36 минут 4 секунды
У нас, к сожалению, в стране нет технологий, которые позволяют делать процессора нужного уровня.
36:08
36 минут 8 секунд
Ну да, это, пожалуй, ключевое, соб самая ключевая проблема, да,
36:14
36 минут 14 секунд
там сейчас ведут с работы, там как-то перспективы просматриваются, что когда-нибудь что-нибудь будет уже дома.
36:22
36 минут 22 секунды
Вот. Ну, всё равно это же большие очень дело дорогое, хлопное, быстро не делается, к сожалению.
36:28
36 минут 28 секунд
Да. Возвращаясь опять же к тому, что вот мы обсуждали, да, какое-то время назад, что все решения нужно, то есть
36:36
36 минут 36 секунд
принятые сегодня решения, сделанные сегодня шаги дадут результат. Ну,
36:40
36 минут 40 секунд
там через полтора года, где-то через два, а где-то и позже, да. Если мы с ним спустимся ещё на шар,
36:47
36 минут 47 секунд
на один передел ниже и, например, там на фабрике, там этот срок ещё больше удлиняется,
36:52
36 минут 52 секунды
да. И опять же, мы сейчас находимся в двадцать пятом году, там двадца втором всё это началось. Вот 3 года у нас прошло, и мы через 3 года можем, ну,
37:01
37 минут 1 секунда
как-то говорить о том, о каких-то результатах, да. При этом надо сказать,
37:04
37 минут 4 секунды
что мы привозили процессоры и в прошлом году, и в позапрошлом. Ну, в основном в прошлом там нам удалось
37:12
37 минут 12 секунд
старых запасов, скажем так, собрать несколько партий. И, к сожалению, сроки длинные. Плюс приходится же всем компаниям прятаться от всяких надзоров
37:21
37 минут 21 секунда
там и так далее. Если раньше мы могли вести дела открыто, там с европейцами, с американцами, с японцами, там, с китайцами, со всеми абсолютно одинаково,
37:29
37 минут 29 секунд
то сейчас, конечно, ну это это это ну все почти все пути закрыты, да,
37:37
37 минут 37 секунд
соответственно, приходится,
37:39
37 минут 39 секунд
ну, много чего перезобретать, причём не нам одним, а, ну, все, каждая компания изобретает что-то своё. Ну, это,
37:46
37 минут 46 секунд
наверное, вот главных главные два момента.
37:49
37 минут 49 секунд
Поэтому, конечно, хочется быстрых результатов,
37:52
37 минут 52 секунды
но это не микроэлектроники.
37:57
37 минут 57 секунд
А вам часто приходится вот вот именно вот этот пункт объяснять на разных уровнях? Вас вам часто звонят и говорят:
38:04
38 минут 4 секунды
«Ну, давайте уже быстрее, быстрее, быстрее». Что бывает? Да, это достаточно часто. Ну, приходится объяснять, да,
38:10
38 минут 10 секунд
ну, понимают в целом, да. Ну, нам кажется, что если мы говорим там про взаимодействие там с
38:17
38 минут 17 секунд
государством, с регулятором, то государство нашем случае они достаточно адекватны. Ну, даже я бы сказал, что очень адекватны.
38:26
38 минут 26 секунд
А смотрите немножечко в сторону. Сейчас пошла тема очень модная по созданию отечественных базовых станций 5G и 4G.
Эпизод 13: Может ли со временем в базовых станциях 4G/5G появиться процессор Baikal?
38:35
38 минут 35 секунд
Угу.
38:35
38 минут 35 секунд
И я одну такую станцию расковырял в Казани, и внутри, вы не поверите,
38:41
38 минут 41 секунда
оказался Intel. Вот никогда такого не было. И вот опять вот и, собственно, вопрос: а там может со
38:49
38 минут 49 секунд
временем оказаться Байкал, например, или это не специфическое использование?
38:55
38 минут 55 секунд
Ну, так мне сложно сказать. Всё-таки мы как-то не интересовали особенно проблематикой базовых станций. Ну, там фактически компьютер стоит вот,
39:03
39 минут 3 секунды
вот, ну, насколько я знаю, там обычный сам боле более-менее там там обычный компьютер зиончик какой-нибудь.
39:09
39 минут 9 секунд
Вот. Ну, почему нет? Вот такие могли бы вполне заменяться.
39:12
39 минут 12 секунд
Значит, может нет, здесь там же единст там нет какой-нибудь специфики. Вот ещё там такой очень,
39:18
39 минут 18 секунд
ну, на вид я не увидел какой-то вот. То есть, ну,
39:21
39 минут 21 секунда
то есть там стоит обычный Intel, тут скорее всего, значит, там её просто нету или она на софтовом уровне решает.
39:27
39 минут 27 секунд
Да, здесь вопрос только как бы портированию софта для отладки и стабильных поставок. Правильно? Тот же
39:34
39 минут 34 секунды
тоже момент такой, что почему вы выбираете Intel, да?
39:38
39 минут 38 секунд
Потому что каждый производитель оборудования стремится, ну, как и мы,
39:41
39 минут 41 секунда
собственно, при разработке чипов мы стремимся по возможности сократить количество переменных, да, и,
39:47
39 минут 47 секунд
соответственно, если у меня чипы неизвестно, будут когда-то или нет и так далее, то, ну, наверное, я не очень на них делаю ставку. Ну да, это,
39:55
39 минут 55 секунд
да, здесь, ну, к сожалению, это всегда вопрос вот курицы, яйца, да, что первое,
39:59
39 минут 59 секунд
все должны поверить в русские чипы или сначала должны появиться русские чипы?
40:04
40 минут 4 секунды
Это на этот вопрос ответа ни у кого пока нет.
40:08
40 минут 8 секунд
Да, часть, больше, большая часть сообщества, особенно энтузиастов, считает, что сначала надо всем поверить,
40:17
40 минут 17 секунд
а рынок говорит, что сначала надо, чтобы чипы были. Это вы их привезите сначала.
40:24
40 минут 24 секунды
Давайте, да, покажите чипы и в достаточном количестве, тогда я там готов поверить.
40:28
40 минут 28 секунд
А вы не устаёте от негатива в свой адрес? Ведь столько лет уже вот на вас льют. Вы как, ну, больше не на кого, в общем-то.
Эпизод 14: Нет ли усталости от постоянного негатива в свой адрес?
40:37
40 минут 37 секунд
Почему? Можем вам список коллег привести, пожалуйста?
40:41
40 минут 41 секунда
Нет, ну, ну, ну, Эльбрусу ещё достаётся немножко, но там как-то всё. Ну, и в общем-то всё по большому счёту. Вот Байкал у всех на слуху, то есть,
40:48
40 минут 48 секунд
соответственно, все шишки вам должны прилетать. Я это по себе чувствую. Вот у меня ролик, ролик и статья вышли давно.
40:56
40 минут 56 секунд
Конечно, прилетает, конечно, это всё огорчает людей,
40:59
40 минут 59 секунд
особенно там разработчиков. Всё-таки они же делают не самые простые вещи-то. Вот.
41:06
41 минута 6 секунд
А когда их труд берутся судить люди страшно далёкие от народа и от индустрии, от понимания, как всё это устроено, ну там такое иногда читаю,
41:16
41 минута 16 секунд
что понимаешь, как себя там не некомфортно чувствует инженер, когда он про свою работу такою читает.
41:24
41 минута 24 секунды
Да, в общем, конечно, это конечно в этом ничего хорошего нет. Я я вам прямо скажу, и надо это там тефлоновым быть.
41:33
41 минута 33 секунды
Ну да,
41:34
41 минута 34 секунды
чтобы всё это слушать постоянно. Здесь ещё такой интересный момент,
41:38
41 минута 38 секунд
который мы не раз наблюдали, он и он вот он, наверное, высвойственен вообще вот русскому русскому обществу, благосфере,
41:46
41 минута 46 секунд
да, и так далее, что мы, например, про себя в иностранной прессе читаем комментарии гораздо более спокойные,
41:53
41 минута 53 секунды
гораздо более взвешенным, чем и в и в благосфере тоже, в комментариях там,
41:58
41 минута 58 секунд
статьям, нежели чем в России, да, в России у нас как это всё время поменение полярно Либо всё просто, всё пропало, всё просто ужас.
42:09
42 минуты 9 секунд
Либо вот вот сейчас всех победим. Вот она. Вот он, да, как это всемогутор. Вот он, да. Или вот у нас два положения.
42:16
42 минуты 16 секунд
Всё, у нас вот другого нет.
42:18
42 минуты 18 секунд
Западные или там какие-нибудь там китайские комментарии ты читаешь, пишет:
42:23
42 минуты 23 секунды
«Ну, нормально сделали нормально понятную историю». То есть вот она абсолютно спокойно. Но я боюсь это не переломить.
42:30
42 минуты 30 секунд
Это точно не надо часть культуры. Это надо просто, надо это, ну, на наш взгляд, людям просто надо объяснять, как это, как и что. Ну,
42:37
42 минуты 37 секунд
и, конечно, самое главное,
42:40
42 минуты 40 секунд
что опять же мы можем, ну, вот мы это внутри много обсуждаем, да, что можно сколько угодно спорить о том, какие процессоры лучше, какие хуже, какие
42:49
42 минуты 49 секунд
архитектуры лучше или хуже, да, и так далее. Там пронометры, гигагерци, я не знаю, про всё что угодно можно спорить сколько угодно.
42:56
42 минуты 56 секунд
Доровно до тех пор, пока процессоров нет. Вот пока их нет, пока они все виртуальны. Ну, объективно,
43:04
43 минуты 4 секунды
до этого мы можем, ну, просто сколько года споров вести, когда они будут наличия, когда они будут реальны, тут уже совершенно другое выступает разговор.
43:14
43 минуты 14 секунд
Вот поэтому главная задача — это,
43:16
43 минуты 16 секунд
ну, кстати, как они появляются сразу кажется, что он не такой плохой,
43:20
43 минуты 20 секунд
что он умеет вполне себе нормально работать,
43:22
43 минуты 22 секунды
да, выясняет, что ничего себе, он работает.
43:25
43 минуты 25 секунд
Слушайте, ну в ваш адрес же ведётся нехилая такая пропагандистская война. То есть я это
43:32
43 минуты 32 секунды
опять-таки я это говорю опять-таки по собственному опыту. То есть количество ботов, которые приходят рассказывать
43:40
43 минуты 40 секунд
суровую правду о процессорах Байкал, это просто я я был я в шоке, да. Мы что-то не замечали такого. Ну вот под моим материалом это просто,
43:49
43 минуты 49 секунд
ну там соверно. Верно. Ну здесь же опять же тут мы возвращаемся там к тому, с чего начали, да, к отечественности, что на нам же что говорят, что мы не отечественные.
43:59
43 минуты 59 секунд
Ну да,
43:59
43 минуты 59 секунд
правильно. Вот, э, дальше начинаем выяснять, а что такое отечественный процессор. Выясняется, что,
44:07
44 минуты 7 секунд
ну, акремний, его где надо добыть, чтобы на нём сделать этот процессор отечественный. А вот сталь, из которой отлета станина станка, она где должна
44:16
44 минуты 16 секунд
быть добыта? Она на каком оборудовании должна быть отлита? А кислород, который продувался сквозь эту сталь там, когда его плавляли, он где должен быть добыт?
44:24
44 минуты 24 секунды
Знаете, вы сейчас договорились для того, что танк Т-3485 не советский. Вот. А, кстати, это яростные антисоветчина.
44:31
44 минуты 31 секунда
Там же есть в нём иностранные детали. А почему они там нет? Там деталей нет, но там станки, без которых бы, к сожалению, создать недовольст всё
44:39
44 минуты 39 секунд
всё. Вот. А должен быть полностью отечественный, понимаете? Поэтому, ну, как это, как мы у себя шутим внутри,
44:46
44 минуты 46 секунд
что, ну, давайте закон Ома перезаибретём, он вообще-то не отечественный.
44:50
44 минуты 50 секунд
Ну, кстати, неплохо. Кто такой этот ом вообще? Жалкоя ничтоная личность. Надо приглядеться. Закон Иванова должен быть, например, или Петрова. Да, да, абсолютно верно.
44:58
44 минуты 58 секунд
Поэтому, ну, ну то, что определённый негатив там, я бы даже не сказал, не заслуженный,
45:07
45 минут 7 секунд
ничем не обусловленный, присутствует често. Это это правда, конечно. Вот почему так, ну, сложно понять.
45:18
45 минут 18 секунд
Те, кто потом когда-нибудь с ними работали, с этими процесрами, в общем,
45:22
45 минут 22 секунды
ничего плохого особо почему-то не говорят. У них всё более-менее нормально. Ну,
45:28
45 минут 28 секунд
есть там разные люди, там кто-то говорит: «Меня заставляли подписывать идеи».
45:33
45 минут 33 секунды
И что? Что это за такая страшная? Что это за страшная процедура такая? Не знаю.
45:40
45 минут 40 секунд
Я я там на зубные щётки индеи подписывал, а тут всё-таки и как-то так вот слушаешь, думаешь: «Ну
45:47
45 минут 47 секунд
тебе, так сказать, шашечки или ехать? Ну что ты вот, ну какая тебе разница? Ну индеев, ну подписал, ну и что дальше-то?
45:54
45 минут 54 секунды
Ну, в общем, тут как бы полагаю, что просто в силу того, что мы не обещаем построить магутор за 3 дня, как как
46:04
46 минут 4 секунды
обычно, как убийца Айфона не обещаем, убийцу Intel,
46:08
46 минут 8 секунд
убийцу AMD, убийцу Nvidia, ничего этого мы не обещаем никогда.
46:12
46 минут 12 секунд
А зря вот ну, наверное, к сожалению, вот у нас так мы приняли такую для себя стратегию, что
46:20
46 минут 20 секунд
мы не обещаем того, чего не можем сделать.
46:23
46 минут 23 секунды
И, конечно, на нас из-за этого многие обижаются, что потому что как же так мои мечты о светлом будущем разбиваются об реальности. Наверное, я думаю, что
46:32
46 минут 32 секунды
главный источник вот здесь, потому что мы привыкли верить в то, что сейчас вот мы вот сейчас вот на повороте обойдём, хоп, тут вот
46:41
46 минут 41 секунда
срежем, там срежем и всех и у всех всё выиграем, как как бы вот.
46:45
46 минут 45 секунд
Ну, с автомобилями же получилось. Ну, в целом, с футболом неплохо получается. Не, ну целом, в целом, да. Да,
46:53
46 минут 53 секунды
так и в процессорах должно быть.
46:54
46 минут 54 секунды
Ну, то есть, а то, что это кропотливая работа ежедневная, да, многих людей не самых глупых, далеко не самых глупых,
47:03
47 минут 3 секунды
это, конечно, ну, это шпахать надо, как неинтересно.
47:08
47 минут 8 секунд
А вот, кстати, про это, вот как раз про это я и хотел спросить, про неглупых людей. А где вы их берёте? То есть,
Эпизод 15: Как в «Байкал» удалось заманить Григория Хренова?
47:13
47 минут 13 секунд
во-первых, как вы схантили вашего технического директора? Вы же доктор физико-математических наук. Да, так и есть.
47:20
47 минут 20 секунд
Как вам удалось заманить такого серьёзного человека?
47:26
47 минут 26 секунд
Григорьевич обратско был первый владелец компании Селёвич Панасенко.
47:34
47 минут 34 секунды
Ну там приехал в то место, где я работал. И, значит, рассказывал о своих планах по началу, ну, там, по разработке
47:41
47 минут 41 секунда
процессоров. И что-то мне так эта идея понравилась, что я ему позвонил, ну, не ему, прямо и сказал, что если у него
47:49
47 минут 49 секунд
нету видов каких-то на других людей, то я вполне могу за это взяться.
47:55
47 минут 55 секунд
Ну, в общем, идея была достаточно безумная, да, для того, чтобы в неё ввязаться.
48:03
48 минут 3 секунды
Идея самая классная. Пропустить её. любой, я вам так скажу,
48:06
48 минут 6 секунд
любой профессионал, специалист, который к себе относится с уважением, вообще-то, он не может пропустить такую историю,
48:14
48 минут 14 секунд
как, ну, вот с это, как я сейчас рассказывал, почему? Потому что в следующий раз может не быть никогда уже такие возможности открываются перед тобой крайне редко,
48:24
48 минут 24 секунды
перед многими вообще не открываются никогда. И упускать, ну, это как-то очень не очень.
48:30
48 минут 30 секунд
Ну да, ну у меня, наверное, похожая история. Хотя позже уже прямо пришёл в полноценный Байкал, но ровно тот же та
48:40
48 минут 40 секунд
же мотивация, что ничего простого впереди не будет, но и как это отказаться от такой возможности,
48:48
48 минут 48 секунд
а потом в жалеть тоже как-то не хотелось.
48:52
48 минут 52 секунды
А новых людей у вас сейчас открытые вакансии есть? Много жалко. Кто в основном?
48:57
48 минут 57 секунд
Инженеров. Инженеры разные. Разные инженеры. А где их брать?
Эпизод 16: Где брать инженеров-разработчиков?
49:02
49 минут 2 секунды
Кого-то мы готовим сами. Мы сотрудничаем с нуля же или прямо сотруднича третью берём уже. У нас
49:11
49 минут 11 секунд
московские вузы или не только московские? Московские у нас нет. Здесь нет какой-то фобии. Здесь просто, ну, они здесь рядом. Что ж,
49:18
49 минут 18 секунд
да, у нас просто нету возможности взаимодействовать с большим количеством вузов, потому что в силу того, что людей мало.
49:25
49 минут 25 секунд
И как бы, да, мы берём много стажёров,
49:30
49 минут 30 секунд
многие из них сейчас остаются работать после завершения стажировок.
49:36
49 минут 36 секунд
Ну, здесь важно то, что, наверное, важно для них и то, что важно для нас, что они к нам попадают не на какие-то там стажёрские программы, они попадают сразу
49:44
49 минут 44 секунды
в боевые проекты, прямо в настоящие проекты, вот которые сейчас компания ведёт под руководством, как, ну, там,
49:54
49 минут 54 секунды
там каких-то старших инженеров там или ведущих инженеров. Вот. И это сразу их вовлекает.
50:02
50 минут 2 секунды
Вот. Ну и плюс смотрим по рынку,
50:03
50 минут 3 секунды
общаемся. Ну, рынок маленький, все друг друга знают, поэтому там разными путями нанимаем людей.
50:10
50 минут 10 секунд
Ну, просто моё личное, как человека не из Москвы, у меня такое наблюдение, что всё-таки у тех, кто приехал в Москву
50:18
50 минут 18 секунд
уже, у они, ну, как-то чуть более успокоенные по сравнению с теми, кто работает там в крупных, там Воронежский университет, Нижегородский, Саратовский,
50:29
50 минут 29 секунд
например. То есть для них у них мотивации чуть-чуть побольше всё равно.
50:34
50 минут 34 секунды
Может быть, здесь нас, ну, всё-таки нас интересует Россия, надо стучаться.
50:40
50 минут 40 секунд
Нас интересует всё-таки здесь база во многом, да? То есть поэтому те университеты, которые мы точно знаем и из которых много
50:49
50 минут 49 секунд
специалистов у нас, например, уже работает и у нас, соответственно, с ними есть взаимосвязь. Понятно, что мы с них начинаем с первых. Просто в силу того,
50:56
50 минут 56 секунд
что это проще там, чем даже там с Нижным Новгородом, Саратовом и так далее,
51:00
51 минута
просто организационно проще, да? Если 200 человек всего, то, наверное, трудновато, конечно, имея офис в Зеленограде,
51:08
51 минута 8 секунд
наверное, логично сотрудничать в первую очередь с Митом, да, потому что вот он вот в пяти минутах езды, да. Вот. И то же самое там с Вистехом,
51:17
51 минута 17 секунд
потому что он в 20 минутах езды, да. И и когда мы смотрим,
51:20
51 минута 20 секунд
ну и в общем-то неплохие ребята там учатся, так мягко говоря.
51:23
51 минута 23 секунды
Когда мы смотрим по по профилю тех, кто у нас работает, кто что закончил, да, то это, наверное, вот два сейчас ведущих,
51:31
51 минута 31 секунда
два главных вуза именно по составу, инженерному внутренне. А вы деньги хорошие платите? До достойные,
51:39
51 минута 39 секунд
так сказал, да? Деньги. О, студентом или или сотрудником? Сотрудникам, конечно.
51:44
51 минута 44 секунды
Па по рынком, конечно. Не, деньги мы платим как-то нормальные, достойные,
51:52
51 минута 52 секунды
да, в рамках рынка.
51:53
51 минута 53 секунды
Ну я просто был на одной, там у одного вуза был день открытых дверей для работодателей, и выступил директор одного военного завода, говорит:
52:02
52 минуты 2 секунды
«Ребята,
52:03
52 минуты 3 секунды
работа невероятно интересная. То есть будем делать то, то, то». Коллектив вот такой, но зарплата 30.000 руб.
52:13
52 минуты 13 секунд
К сожалению, так сейчас не работает.
52:15
52 минуты 15 секунд
при всём желании, ну, может быть, на военном заводе только. Не, ну, конечно,
52:20
52 минуты 20 секунд
так сейчас не работает, и зарплату нужно платить людям достойно. Здесь важно,
52:25
52 минуты 25 секунд
здесь важно, какой момент, чтобы человек сам себя ощущал, ну, как бы, что он, что всё у него хорошо, да. Ну, на одном энтузиазме, наверно,
52:32
52 минуты 32 секунды
трудно, конечно, невозможно. Конкуренция огромная за людей. Интересная работа —
52:37
52 минуты 37 секунд
это очень важно. Содержательно не обсуждается. Ну, к сожале, ну, не к сожалению, жизнь так устроена, что нам нужно ходить ээ в магазин, оплачивать ипотеку.
52:47
52 минуты 47 секунд
А ещё детский садик, школа и всё остальное, да, оно вот имеет вот какие-то свои размерности, которые вот
52:54
52 минуты 54 секунды
вот столько стоит это удовольствие. А без этого ты жить не можешь? Ну как не получится. Вот поэтому, конечно, мы должны обязательно платить конкурентоспособную зарплату. Тем более,
53:04
53 минуты 4 секунды
вообще говоря, сейчас за кадры, конечно, идёт просто война. Угу. Честно говоря,
53:12
53 минуты 12 секунд
причём она же не только в России, она по всему миру.
53:14
53 минуты 14 секунд
Она по всему миру идёт. Да, совершенно верно.
53:16
53 минуты 16 секунд
И поэтому важно, чтобы люди себя чувствовали комфортно, чтобы им было и интересно работать. Они понимали, что они достойно оплачены. Они понимали, что они делают важное, интересное дело,
53:28
53 минуты 28 секунд
когда все эти факторы собираются вместе,
53:29
53 минуты 29 секунд
ну, и понятно и коллектив там, и так далее, когда все эти факторы вместе собраны, плюс человек может увидеть результат своего труда, то, наверное,
53:37
53 минуты 37 секунд
тогда получается вот возможность привлекать действительно тех, кто, что называется, как это, делает разницу,
53:44
53 минуты 44 секунды
да, кто может э разрабатывать вот такие сложные вещи. Вот.
53:52
53 минуты 52 секунды
текучка, наверное, это громкое слово, но у вас как бы часто бывает так, что человек приходит и через год так вжух и нет или в основном игра в долгую?
54:00
54 минуты
По-всякому, конечно, бывает, но в значительно большей степени, ну, в относительно в долгую. Всё-таки надо понимать, сейчас у нас сейчас так мир устрои на всю жизнь редко бывает.
54:08
54 минуты 8 секунд
Ну, то есть на всю жизнь редко, но есть люди, которые работают нас больше 10 лет. Вот Григорий Вич, например,
54:19
54 минуты 19 секунд
есть люди, достаточно много людей в компании, которые работают более 5 лет. Мы недавно там подсчитывали.
54:26
54 минуты 26 секунд
И надо сказать, что если 5 лет назад нас было там что-то в районе 90 человек, 95,
54:34
54 минуты 34 секунды
то сейчас нас больше 200.
54:35
54 минуты 35 секунд
Соответственно, мы пока, то есть, у нас много новоприбывших, но эти новоприбывшие они просто это было увеличение штак растёт.
54:43
54 минуты 43 секунды
Да. Да, абсолютно верно. Вот поэтому, ну, в целом люди предпочитают работать,
54:50
54 минуты 50 секунд
конечно, долго, да, такого, чтобы там пришёл, ушёл, пришёл, ушёл, такого у нас нет. Но просто это тоже связано со спецификой, что ты пришёл и тебе
54:58
54 минуты 58 секунд
погрузиться просто в проект, вопросы там и так далее, это несколько месяцев занимает, да, соответственно, куда куда дальше уходить. Ты только разобрался.
55:09
55 минут 9 секунд
Угу.
55:11
55 минут 11 секунд
А вы представляете, вот так вот вот уже в перспективе, когда будет не 200 человек, например, 2.000.
55:18
55 минут 18 секунд
Я вот 500 представляю, 2.000 на 2000 пока нет. Ну 500 тоже хорошая цифра. Слушайте,
55:25
55 минут 25 секунд
надо мы потихонечку выходим на финал. А такой типичный журналистский вопрос. Скажите, пожалуйста, у вас есть
55:34
55 минут 34 секунды
вот вот мечтали ли вы о каком-нибудь вопросе, который вам никогда никто из журналистов не задавал? Вот о чём бы вы хотели, чтобы вас кто-нибудь спросил?
Эпизод 17: На какой вопрос вы бы хотели ответить?
55:43
55 минут 43 секунды
Чем бы вы хотели поделиться? Вот это очень сложный вопрос. Самый сложный. Да. Да.
55:49
55 минут 49 секунд
То есть уже спросили, видимо, всё, что что можно и нельзя. Да.
55:52
55 минут 52 секунды
Ну, обычно же, видите, как ты ждёшь вопросов, на которые ты не можешь ответить и думаешь, как будешь выкручиваться. Да. А тут всё наоборот.
56:02
56 минут 2 секунды
Слушайте, ну я я понимаю, что зрители,
56:05
56 минут 5 секунд
наверное, многие не гадуют, что я такие вопросы задаю, но просто, во-первых, нет задачи поставить вас в неловкое
56:12
56 минут 12 секунд
положение. Всё-таки это, ну, я так я сам утверждаюсь другими способами, а с другой стороны не хочется навредить,
56:19
56 минут 19 секунд
потому что всё-таки наш процессор нам нужен, и попытки вот эти вытащить там, а
56:25
56 минут 25 секунд
что, а где, а вот это вот это тоже к добру не приведёт. Поэтому давайте сначала вот он, чтобы всё, всё было, а
56:33
56 минут 33 секунды
потом мы книгу напишем, расскажем, как это было всё непросто. И вот тогда-то вы всё узнаете. Есть там мемуара одного человека,
56:41
56 минут 41 секунда
значит, по поводу ядерного проекта,
56:44
56 минут 44 секунды
значит, руководителем манхэтевского проекта был генерал. Она так называется. Теперь об этом можно рассказать. Угу. Вот примерно так, да? Потому что,
56:53
56 минут 53 секунды
наверное, в процессе, я как сейчас читаю вот мемуар одного бывшего сотрудника Интела, там такое, он пишет у меня просто фух, да,
57:04
57 минут 4 секунды
русский сотрудник русский. А, ну мы знаем,
57:06
57 минут 6 секунд
мы, наверное, знаем, да, знаем его меара.
57:09
57 минут 9 секунд
Я просто у меня я, ну, мы знакомы много-много много лет, то есть я что-то начал читать, думаю, лучше Валера, что
57:16
57 минут 16 секунд
это? Ну, если вот мы очень считаем очень классной книгой про микроэлектронику, книгу Война чипов. Вот.
57:23
57 минут 23 секунды
Не, я не читала. А мы можем вам прислать? Давайте.
57:27
57 минут 27 секунд
Вот это очень классная книга. Она как раз очень хорошо описывает то, как отрасль появилась, как она развивалась,
57:34
57 минут 34 секунды
что её её двигало, да, и так далее.
57:37
57 минут 37 секунд
Очень, ну, такая ставит на место понимание того, как на самом деле микроэлектроника живёт.
57:45
57 минут 45 секунд
Война чипов.
57:47
57 минут 47 секунд
Скачайте. Интересная, наверное. Она продаётся даже в России. Не уверен. На русском есть,
57:54
57 минут 54 секунды
да? Это она, но на английском она точно есть и продаётся. На точно знаем, что как она, да? Chipwship wars.
58:03
58 минут 3 секунды
Вот. А знаю, что несколько издателей хотели получить от неё права и чтобы сдать, перевести и сдать в России, но,
58:10
58 минут 10 секунд
по-моему, из-за санкции там не получилось официально это сделать. Не официально для
58:17
58 минут 17 секунд
хорошо знакомых людей мы это можем сделать.
58:21
58 минут 21 секунда
Хорошо быть журналистом, только стать трудно. Да.
58:24
58 минут 24 секунды
Слушайте, и последний вопрос. Вот давайте, давайте помечтаем. То есть это как Стив Джобс говорил, что вот обращался к Dreamers. Угу.
Эпизод 18: Мечты о производстве процессоров в России
58:33
58 минут 33 секунды
Вот давайте немножечко действительно так помечтаем. Вот каким бы каким может стать Байкал через
58:41
58 минут 41 секунда
несколько лет, там через 3 года, через 5 лет, в какую сторону вы думаете, что его стоит развивать? Какие умения в нём
58:50
58 минут 50 секунд
должны появиться? Я бы всё-таки помечтал бы о двух вещах, да, и про Байкал, и про внешнее окружение, да. Если говорить про Байкал, то, наверное, то, чему нам
58:59
58 минут 59 секунд
предстоит научиться, это более плотный работы с партнёрами и помощи им в разработке оборудования на
59:08
59 минут 8 секунд
наших чипах, потому что технологии усложняются, партнёрам становится тяжелее, да, и более широкая, конечно,
59:15
59 минут 15 секунд
продуктовая линейка чипов, но главное, о чём мы мечтаем, чтобы в России была,
59:23
59 минут 23 секунды
э, фабрика полупроводниковая современная. Там, может быть, не по 7 нанометров, но там хотя бы по 12.
59:30
59 минут 30 секунд
Ну, было бы неплохо,
59:33
59 минут 33 секунды
который вот который мы имели бы постоянный полноценный доступ. Это бы дало огромный прорыв в в целом развитии и полубрудников, и там электроники,
59:46
59 минут 46 секунд
отечественного оборудования и так далее, и так далее. Вот это вот это, наверное,
59:49
59 минут 49 секунд
наша главная мечта. Наличие суверенной фабрики, конечно, решает много вопросов.
59:55
59 минут 55 секунд
Вот просто оно снимает с тебя такие тяготы, что и тогда бы и продуктовая линейка у нас была бы шире,
1:00:05
1 час 5 секунд
и там много чего ещё можно было взять. Кстати, там есть же масса приложений,
1:00:10
1 час 10 секунд
которые не требуют там 2 нанометра или 5 наном, конечно,
1:00:14
1 час 14 секунд
вот до 12. Вот прямо огромное количество всяких, значит, вещей полезных, которые можно делать и нужно делать.
1:00:22
1 час 22 секунды
Конечно, там для каких-то прямо надо, наверное, а вот вы говорите 12 нм я запомнил, да?
1:00:27
1 час 27 секунд
То есть я, мы я говорю, даже вот хочется поднять тост за 12 нм, но вы это говорите вот прямо вот совсем как мечту
1:00:35
1 час 35 секунд
или всё-таки вы что-то знаете, но пока не хотите говорить? Как мечту знаю.
1:00:44
1 час 44 секунды
Ну пока не хотим говорить. Мы можем объяснить логику этого. 12 нмметро — это
1:00:51
1 час 51 секунда
очень хороший техпроцесс. При этом это последний. Ну там можно поговорить
1:00:58
1 час 58 секунд
техпроцесс, который делается без использования евилитографии, без экстремального ультрафиолета. Дальше он отступает там у
1:01:06
1 час 1 минута 6 секунд
Intel 10, DMC7, неважно. Там уже используется несколько UV фотошаблонов,
1:01:12
1 час 1 минута 12 секунд
соответственно уже цена вырастает в разы, сложность вырастает там в десятки раз, да, и так
1:01:20
1 час 1 минута 20 секунд
далее. Это уже брак вырастает. Ну там, ну, в общем, много, много,
1:01:25
1 час 1 минута 25 секунд
много, много всего, да. А вот 12 кажется, что это та технология, которая всё ещё использует в целом проверенные все истории.
1:01:34
1 час 1 минута 34 секунды
Ро девятого поколения, то есть,
1:01:37
1 час 1 минута 37 секунд
ну, наверное, то, то есть это и при этом она ещё и в силу конструкции транзисторов
1:01:44
1 час 1 минута 44 секунды
мало течёт, да, имеет достаточно хороший размер, поэтому, ну, как будто бы это вот такая технология очень правильная. И Ил там отлично.
1:01:56
1 час 1 минута 56 секунд
Вот это первые работы,
1:02:00
1 час 2 минуты
который мне вот там пришлось поучаствовать в своё время в некоторых работах. Это было конец девяностых годов, там прямо на излом девяносто
1:02:09
1 час 2 минуты 9 секунд
девятый двух000 год. То есть вот путь от того, когда начали этими вопросами заниматься, исследовать до момента,
1:02:15
1 час 2 минуты 15 секунд
когда появилась промышленная установка,
1:02:19
1 час 2 минуты 19 секунд
вообще десятилетия я прошли и вложено денег было просто немеренно.
1:02:26
1 час 2 минуты 26 секунд
Кстати, сейчас один степ, ну, одна литографическая машина вот современная по этой технике UV, она стоит, ну, там,
1:02:34
1 час 2 минуты 34 секунды
если с высокой апертурой, то сотни миллионов 300, чтобы быть точным, 300.
1:02:41
1 час 2 минуты 41 секунда
Предыдущее поколение стоило там в районе соточки. Ну вот это одной, это это вот единичное оборудование. А одной всё-таки, наверное, маловато.
1:02:50
1 час 2 минуты 50 секунд
Ну да, ну, как правило, их несколько ставит, да. И она, по-моему, употребляет да мегаваты мегавато энергии несколько
1:02:59
1 час 2 минуты 59 секунд
Ну да, там сначала строится электростанция, а потом уже фабрика,
1:03:02
1 час 3 минуты 2 секунды
да, несколько тысяч кубометров воды в час там и так далее, да, лазер ставится отдельно от неё там. Ну, то есть это уже совершенно другой уровень, да,
1:03:14
1 час 3 минуты 14 секунд
совершенно другая сложность. И не зря мы там в начале обсуждали, что там две или три компании в мире, да, всего лишь, ну,
1:03:23
1 час 3 минуты 23 секунды
имеет способность это оборудование использовать, да, скажем так. То есть оно же, ну, даже вот сейчас нам скажут:
1:03:29
1 час 3 минуты 29 секунд
«Ребята, вот вам 10 млрд долларов, купите пять штук». Ну,
1:03:34
1 час 3 минуты 34 секунды
купим мы их и всё. Вот они будут у нас в целлофане. Как это у нас принято? Да.
1:03:38
1 час 3 минуты 38 секунд
Купили оборудование, вот оно в целлофане стоит, потому что его некуда поставить,
1:03:42
1 час 3 минуты 42 секунды
некому. Самое главное, что даже ехал наладить,
1:03:46
1 час 3 минуты 46 секунд
даже тот, кто может как будто бы это наладить, да, ему страшно к этой штуке подойти.
1:03:50
1 час 3 минуты 50 секунд
Представьте, вот вас вот вам взяли и сказали: «Вот иди включай». А она 300 млн евро стоит? Ёлки-палки, а может кто-нибудь другой?
1:04:00
1 час 4 минуты
Мы и цифр-то таких, скажем, не знаем.
1:04:02
1 час 4 минуты 2 секунды
Да, коне, конечно. Поэтому, ну, с учётом того, что мы имеем сейчас, да, ну, на наш взгляд,
1:04:10
1 час 4 минуты 10 секунд
вот 12 это было больше круто.
1:04:13
1 час 4 минуты 13 секунд
Ну, за 12 нтро, друзья. Я надеюсь, что мы продолжим этот разговор немножко
1:04:20
1 час 4 минуты 20 секунд
раньше, потому что мне кажется, что до 12 будут ещё некие промежуточные этапы.
1:04:26
1 час 4 минуты 26 секунд
Но 12 — это действительно хорошая, вот хорошая цифра. Вот о ней мы и деятельно максимально помечтаем.
1:04:37
1 час 4 минуты 37 секунд
С нами были Григорий Хренов, Андрей Евдокимов, Байкал Electronicкс, ну и я тоже здесь был с большим удовольствием.
1:04:48
1 час 4 минуты 48 секунд
Если у вас есть вопросы, которые вам хочется задать и вы чувствуете, что на
1:04:55
1 час 4 минуты 55 секунд
них можно получить ответ, напишите в комментариях. Я думаю, что наши коллеги сегодняшние, ну, попробуют, по крайней
1:05:02
1 час 5 минут 2 секунды
мере, удовлетворить ваше любопытство. Но отнеситесь, пожалуйста, с уважением,
1:05:07
1 час 5 минут 7 секунд
потому что это очень серьёзная, сложная и архиважная работа. Ну не хотелось бы
1:05:16
1 час 5 минут 16 секунд
окончательно демотивировать молодых инженеров. Им тоже хочется чувствовать,
1:05:21
1 час 5 минут 21 секунда
что народ их поддерживает. А на сегодня это всё. До новых скорых встреч. Спасибо за ваше время и заходите к нам почаще.

Поделиться: