Предпосылки церковного раскола в XVII веке. Личность патриарха Никона / лектор – Борис Кипнис / №48

В 48-й лекции цикла «История России» Борис Григорьевич подробно рассказал о культурной и духовной жизни русского народа с конца XV до середины XVII века, об уровне образованности людей в ту эпоху, а затем перешел непосредственно к описанию событий церковного раскола 1650-х годов, к личности патриарха Никона и его непростым отношениям с царем Алексеем Михайловичем.

Полная тема лекции (№47 из цикла “История России”):
“Церковный раскол во второй половине XVII века. Предпосылки и причины возникновения. Личность патриарха Никона”.

Лекция прочитана 01.09.2015.

Расшифровка видео
Вступление о масштабности описываемых событий
0:07
Сегодня мы начнем с истории расколом
0:16
это важнейшие события в духовной жизни
0:22
русского народа в XVII веке серьезно повлиявшие впоследствии
0:29
на духовную жизнь его естественно
0:37
ему не уделяется серьезному внимание в Советский период
0:43
по вполне понятным причинам все что связано с религией из тем более
0:50
с православием это своеобразная Табу советское время и поэтому действует по
0:56
принципу не будить Лихо покуда тихо зачем вообще об этом говорить лучше об
1:03
этом не говорить вообще не привлекать таким образом лишний раз внимание к
1:09
религиозным вопросам Советской публики между тем
1:16
старообрядческая церковь существовала и в советское время
1:23
и подвергалась таким же преследованиям как и Российская православная церковь
1:30
Советская власть не делала различий к концу советского периода
1:39
Ну да Советская власть достигла больших успехов в борьбе старообрядчеством но и
1:46
она его искоренить до конца не смогла однако
1:52
после Советской власти старообрядчество своеобразного ренессанса в отличие от
1:57
Русской православной церкви не испытала но опять-таки заметим и не исчезло
2:06
таким образом это проблема из возникновения раскола его
2:13
развитие существования продолжающегося пусть не в таких широких формах как это
2:19
было до 1917 года Это не антикварная проблема
2:25
которая может интересовать только историков в частности историков церкви и
2:30
духовных исканий русского народа это все-таки проблемы связанные и по сей
2:36
день с некоторой частью наших сограждан
2:42
история расколом важна еще с одной точки зрения
2:50
она как в капле воды выявляет вопрос об уровне
2:58
культурного развития русского народа и русского общества 17 веке
3:08
обычно мы говорим о тех определенных
3:14
успехах которые были сделаны но
3:20
честно говоря советское время сложилась традиция
3:30
преувеличение этих успехов в особенности Как ни странно она
3:38
ярко зазвучала после 91 года это тоже понятно на фоне
3:45
возвращения интереса К подлинным событиям Отечественной
3:50
истории хотелось реализовать все что было до этого сказано в течение 70 с
3:57
лишним лет властвования Советов в том числе и в идеологии в исторической науке Но
4:06
сегодня когда как-то все-таки волны успокоились
4:15
в публицистическом и в историческом море и снова
4:24
строгий научный подход выходит на поверхность
4:29
Мы видим что разглагольствование об успехах
4:35
русской культуры в XVII веке они не вполне оправданы и как раз
4:45
история раскола показывает насколько они далеко не оправданы
Развитие русской культуры в XIII – XVI вв.
4:53
Ну а теперь обратимся непосредственно к предмету который сегодня нас интересует
5:02
я напомню что общее
5:07
культурное развитие русской земли носила характер
5:14
догоняющего по отношению к основным культурным центром Европы
5:23
в момент принятия христианства от Византии сам факт крещения в православии был вне
5:33
всякого сомнения положителен ибо в культурном отношении
5:38
Византии Конечно была впереди Западной Европы Византия была носителем и продолжателем
5:47
или мистической античной культурной традиции это не вызывает никакого
5:54
сомнения сейчас читаю курс
5:59
изобразительного искусства разбирали в субботу византийскую икону и зарождение там
6:06
очень хорошо видно как все достижения
6:11
это античного а точнее сказать даже эллинистическую изобразительного искусства были сохранены в Византии и
6:20
Дали целый ряд шедевров уже в шестом В начале седьмого века
6:27
который продолжали потом оказывать влияние на развитие изобразительного искусства
6:32
таким образом то что Крещение произошло от византийцев
6:39
было привитием к дикому как это обычно бывает садоводстве
6:45
к дичку где кому в кавычках конечно в
6:50
кавычках дикому то есть языческому древу восточнославянской культуры мощного
6:58
цивилизованного привоя и в результате этого в течение следующих
7:07
двух небольшой частью веков до Нашествия Батыя
7:14
культура развивалась достаточно быстрым темпом для такого
7:23
соревнования в которые культура восточных славян оказалась втянута после принятия православия
7:31
появились надежды что в ближайшие полтора века это начало
7:38
Тринадцатого столетиями в виду культурный уровень выровняется
7:43
[музыка] и русская земля достойно
7:50
будет смотреться на общем фоне культурного развития не только Восточной
7:56
но уже и начавший в течение 200 лет
8:01
прогрессирует своем развитии Западной Европы где Как раз за эти 200 с
8:08
небольшим лет развивалась романское искусство искусство католической части
8:14
Европы оплодотворенное в известном смысле византийскими культурными формами
8:22
духовное содержание разнилось все больше это и есть рознь между католицизмом и
8:28
православием но формы византийские очень серьезно подействовали и инициировали
8:36
это ускорение культурного развития Западной Европы Кроме того на Западной
8:42
Европы очень серьезно подействовали Крестовые походы общение с высокой
8:48
арабской культурой также к началу 13 века ускорило Темп развития
8:57
Византия же наоборот слабела политическим Империя крошилась
9:03
как зубы за которыми Нет должного ухода
9:09
и тут наступает критический момент
9:15
Запад материально превзошел в течение 12 века Византию до
9:23
такой степени что в 1204 году Империя рухнула Константинополь пал
9:31
возникли государство католического запада на территории Византийской империи и 60 лет ее
9:40
практически не было пока некий империи не отвоевала назад Константинополь но
9:48
возродиться Византии больше в полном объёме уже не было суждено дальше будет
9:54
длительный угасание таким образом оказалось прерванной
10:03
теснейшая духовная связь с византией
10:09
а вот заменить эту духовную связь связью Западной Европой не представлялось
10:15
возможным из-за очень серьезной религиозный уже розни между
10:21
православными и католиками прошло
10:27
35 лет и грянули роковые события нашествие Батыя
10:33
крушение Старой Руси и в этой ситуации Мы обо всем этом
10:40
говорили просто он напоминающий был ясно что же произойдет у нас на глазах 17 в
10:45
этой ситуации надо было делать исторический выбор
10:52
ситуации краха установление власти монголов
10:58
как Русь себя дальше поведет будет ли она продолжать с ними бороться
11:04
или попытается приспособиться в новой ситуации прекратив борьбу
11:11
я уже говорил что в конце концов Александр Невский став великим князем
11:18
владимирским исходя из собственных политических соображений с одной стороны
11:24
и религиозные агрессивности католицизма с другой стороны
11:31
повернул в сторону Орды которые не проявляла никогда
11:37
религиозная агрессивность и всегда лояльно относилась
11:42
к тем вероисповеданиям которые были присущи
11:48
народам завоёванных ею государств
11:55
дальше собственно говоря и начинается процесс середины 13 когда вот этот
12:02
поворот произошел начинается процесс с одной стороны медленного формирования русского народа
12:09
и русского культурного пространства которое завершится концу 15
12:16
и все большего обострения Отношений между православием и католицизмом
12:25
Орда отрезает при этом Русь от Балкан
12:33
Она находится в качестве барьера связи не исчезают но они уменьшаются
12:41
и утончаются
12:47
потрясение которое Русь испытала были слишком велики
12:52
чтобы остававшиеся связи с византией с
12:58
Болгарии Сербии который в этот момент начинает прогрессировать могли восполнить
13:06
тот объем культурных связей и пересечении таким образом
13:12
византийского стандарта культуры который был до падения Константинополя
13:19
в этой ситуации мы наблюдаем как постепенно
13:25
возникающие в таких сложных условиях русская культура
13:31
начинает вести такую своеобразно автономную жизнь
13:40
все меньше общаясь с западом недостаточно общаясь с юго-востоком то
13:46
есть православной Византии Сербии Болгарии и все больше увеличивая связи
13:53
с востоком в лице Орды Темп развития замедляется
14:01
нарастают элементы изоляционизма
14:07
и собственно говоря здесь Наверное лежит корень проблемы
14:15
Почему начиная с Петра Великого До сегодняшнего
14:21
времени реформы как бы интенсивно они не
14:27
проводились по сближению снова с Европой в целом из
14:34
Западной Европы в частности не достигают конечного искомого результата
14:41
внутренний духовный изоляционизм весьма велик
14:49
Я не хочу сказать что он роковым образом велик но он велик очень весьма
14:55
а это очень противоречивая вещь Это диалектика в чистом виде вот такой
15:00
изолированное положение оно собственно говоря и привело к возникновению русской
15:06
культуры той которая сформировалась концу 15 века
15:13
к моменту освобождения от монголов и от которой мы происходит в культурном
15:19
смысле напрямую Но с другой стороны это культура
15:27
стояла в оппозиции к тому развитию которое происходило в
15:33
Западной половине Европы а именно в эти века
15:41
вторая половина 13 14 15 резко ускорилось развитие Западной
15:47
половины Европы наступила пред Возрождение в 14 веке
15:53
Возрождение [музыка] и длилась до конца в общем-то
16:00
Ну нет не будем кричит до середины 16 столетия
16:07
пока борьба между католицизмом протестантизмом не вывела снова на
16:13
передний план религиозные распри отодвинув общекультурные необходимые развитие по
16:21
античной традиции снова
16:27
вот в этом ускоряющемся развитии причем ускоряющимся достаточно быстро
16:33
русская земля почти не участвовала время в ней не остановилось нет но оно
16:40
текло теперь историческое время медленно вот здесь проблема снова и весьма
16:49
серьезно усиливающегося отставания в развитии во всех
16:55
областях жизни общества как социума именно и экономическое и социальное и
17:04
Техническая и в конечном счете культурное
17:11
попытки вырваться из этого Осознание что нужно двигаться скорее в период были
17:18
присущи 15 веку были присущи 15 я об этом
17:25
говорил и на примере того как Афанасий Никитин
17:31
подводит итог трехлетнему путешествию В удивительном хождении за три моря
17:36
который названа как духовная книга а на самом деле книга
17:42
светская как приезжают греческие итальянские мастера примани третьем и
17:48
начинается попытка нового привоя снова привить культурную ветвь
17:53
уже не такой дикорастущий но все-таки с очень непохожие на достижение
17:59
Европейского Запада русской культуре и этого Оказывается уже недостаточно
18:05
а в шестнадцатом веке происходит национально катастрофа
18:11
сердцевины которые являются правление Ивана Грозного и потенция ускорения развития исчезает
18:20
в царстве террора и стремительно нарастание самовластия
18:27
который еще не успела стать самодержавием но проявила все в отрицательные стороны
18:33
а ни о каком культурном ускорении речи быть не могло
18:38
а после того как изверга не стало Вы помните уже это ближе к сегодняшнему Дню
18:45
страна вступила в полосу глубокого кризиса А потом
18:52
в результате смуты Гражданской войны Интервенция оказалась на краю краха
18:59
она не погибла но она выросла
Ценности русских людей в середине XVII века. Культурный уровень общества.
19:04
из 18 лет борьбы
19:10
Горький опыт говорящий ей о том что ушедший вперед и
19:17
Казалось бы далеко вперед в своем развитии западные люди враги
19:24
что ничего не стоят их достижения
19:30
потому как они отнеслись к русским людям и к русской стране и ко всему что дорого
19:36
русским и отсюда был сделан вывод
19:41
все что идет с Запада это гниль тлен и преддверие ада
19:50
и если они находятся уже в преддверии ада это их беда мы их спасать точно не
19:57
будем это не Наша задача Мы не пойдем на них крестовым походом бороться за их
20:03
погибающие души мы не допустим гибели своих душ
20:09
и отгораживаются от Запада духовный китайской стеной
20:22
в результате простой народ то есть подавляющем масса
20:29
русских людей которые идут угон не был
20:36
чрезвычайно образован и даже грамотен теперь
20:42
вообще воспринимает образованность и даже грамотность во многом как вот этот
20:49
враждебный признак
20:55
это все духовная смерть не нужно этого А что нужно
21:04
а нужно жить по преданиям дедов и отцов
21:09
поступать как поступали они копировать их
21:16
вплоть до некоего автоматизма
21:23
такое присуще многим людям неуверенным в себе
21:29
чаще всего это выглядит следующим образом
21:35
вот происходит какой-то яркое положительное событие в жизни
21:40
оказывающие большое впечатление на воображение этого человека и он старается
21:46
буквально каждый день повторить по кусочкам
21:53
все свои поступки которые были у него практически в тот
22:00
день когда ему повезло и он верит
22:05
что его счастье возобновиться [музыка]
22:12
от того что она денется именно в эту рубашку или блузку что прическа у него будет в этот день
22:19
точно такая же как тогда и будет у него в боковом кармашке значит
22:25
там скажем 250 рублевых купюры или три сотенных
22:31
купюр как было в тот счастливый день и так далее так далее так далее
22:37
вот этот закрепление в памяти обстоятельств положительного события
22:44
обстоятельств внешних формальных их
22:50
обожествление или как говорят таких случаях ученые сакрализация
22:56
приводит к тому что человек
23:01
усердно суеверно на самом деле конечно суеверия
23:06
начинает верить что его удача его счастье зависит не от его внутреннего
23:14
состояния или развития от совокупности внешних
23:20
действий и предметов выстроенных в специальном заполненным затверженным
23:26
хронологическом порядке
23:34
чаще всего из-за недостаточно уровня образования культуры он уверен
23:41
что это принесет ему пользу
23:47
Вот точно так же относятся русские люди
23:54
главного массиву своей духовной культуры
23:59
в первой половине И в середине 17 века То есть к православной Вере
24:08
поймите они не шибко грамотны
24:16
и они чаще всего не вникают глубоко
24:22
Смысл литургического текста который не слышат еженедельно по воскресеньям
24:32
Но для них очень важно внешняя сторона
24:38
литургического действа для них очень важно
24:45
В каком месте и сколько раз возглашается Аллилуйя
24:51
для них очень важно в каком месте и Сколько раз надо класть в определенное
24:56
очередности большой поклон средний поклон и снова большой поклон
25:03
В каком направлении надо ходить во время крестного хода по салоне или
25:11
противосалоне то есть по солнцу или против солнца
25:19
в конечном счете для них становится важно
25:24
Сколькими перстами совершается крестное Знамение
25:32
и вот это внешняя обрядность
25:38
становится для этих людей Для основной подавляющей массы наших людей
25:45
сутью православия Вот чем ужас
25:53
потому что они не книжные люди не читают
25:59
раз не читают они и не обдумывают того что обдумывают когда читают
26:07
не Библию ни Евангелие ни святоочисткой литература это то что они не читают
26:16
но как можно не зная слова
26:22
Откровение не зная слова евангелистов не
26:27
знаю слова святых отцов соборных отцов быть по-настоящему
26:35
христианином значит их христианство обрядная
26:43
но не глубже того но христианство
26:50
это религия требующая грамотности
26:56
это религия требующая синяя
27:02
перечисленных мною форму литературы как минимум их хотя бы не нового даже не
27:09
читать его нового богословия Но вы должны читать канонические тексты и прочувствую них и
27:16
осмысления кстати не скрою от вас это небольшая тайна
27:22
что большевики фактически
27:27
насаждали свою идеологию в течение 70 с лишним лет по канону церкви там
27:35
заставляли читать Маркса Энгельса Ленина Сталина дом
27:42
Сталина не надо значит Хрущева потом кручу не надо значит постановление съезда потом то что
27:48
написали журналиста Леонидович подписал это надо было обсуждать Надо было
27:54
высказываться Надо было одобрять это чистый воды на четничество
28:01
но здесь происходило то чего не было даже в 17 веке Вот они не читали но
28:08
Советская сторона была страной массово культуры все были грамоты они были обязаны читать и через это становиться
28:16
значит убежденными коммунистами а Круг чтения же было ограничен все что
28:22
было против Советской власти не допускалось и проникала небольшим
28:28
количеством и подпольно То есть фактически в Советском Союзе получился
28:35
17 век шиворот на выворот
28:40
только в более культурном варианте Но точно также духовно из
28:46
самоизолировавшись от окружающего мира
28:51
Нет что же мы видим в XVII веке картины еще более грустная Ну понятно что в 20
28:58
веке иметь неграмотный народ ради сохранения его духовной чистоты невозможно
29:05
такая отсталая страна исчезнет просто действительно завоюют поработят но в
29:11
семнадцатом веке так еще можно было жить понимаете
29:17
и большую часть 17 века страна существует вот такой
29:24
духовной чистоте Как они это понимали но при этом
29:30
медленнейшему образом прогрессируя в общем цивилизационном потоке
29:42
но они были по крайней мере Единственное что в них мне приятно
29:48
вообще люблю всегда честных откровенных людей они были лучше наших советских
29:53
людей и наших сегодняшних в том что они честные добросовестно не желали
30:01
читать считаю что это не нужно а тем более
30:07
нежелали читать всего что могло попасть из-за границы потому что это бяка это
30:13
порча советского Союзе все-таки публиковали
30:18
произведение так называемых прогрессивных западных авторов которые далеко не всегда были совсем уж
30:24
коммунистами и может даже было видеть спектакли и кинофильмы время от времени
30:32
пузатая брежневское время даже кинокомедии стали показывать
30:38
полный Мещанский Ренессанс смеются пусть не задумываются политики
30:46
но в 17 веке такое было недопустимо оттуда ничего не должно было приходить
30:54
вот из этого тяжелейшего культурного положения
31:01
и вырастет проблема раскола
31:08
Следовательно это не поверхностная проблема связанная с внутри церковной
31:14
жизнью как пытаются до сих пор это преподносить это проблема внутреннего
31:21
развития русского народа в состоянии его культуры
31:27
вы поймите Господа хорошие Коперник уже умер почти Сто лет как
31:35
Джордан Бруно сожгли но мысли были высказаны книг Коперник опубликованы
31:42
Галилео Галилей уже печатал писал доказывал потом
31:48
отрекался потом опять доказывал но уже тайно
31:55
уже умер Шекспир его пьеса становились на глазах
32:01
классикой до такой степени что в тот момент когда русское общество будет
32:06
терзаться вопросами Сколькими перстами креститься английские Пираты а подчёрки пираты
32:14
застегнутые штилем в районе экватора чтобы совсем не Обалдеть что Джин
32:19
кончился поставили Гамлета на своем корабле
32:27
и это развлекло команду то Я прочел на русском языке это не
32:33
секрет это в описании к путешествия дампира это 60-е годы 17 века Вот что
32:40
признаются в сравнении понимаете
32:47
Микеланджело Расписал Сикстинскую капеллу уже прошло почти
32:54
100 с лишним лет уже умер Леонардо да Винчи и так далее
33:00
так далее созданы шедевры культуры произошли продвижение в области
33:06
цивилизационного развития Во всех отраслях наук
33:12
они не перешагнули порога Российского государства
33:18
не перешагнули хоть Ты умри
33:26
Единственное что уже было известно из достижений западной культуры от этого
33:33
молодец уже просто некуда что хоть чтобы лютеры значит
33:40
утверждают что Земля круглая и с этим приходится смиряться
33:47
вот так
33:53
вы не можете себя отдать отчетом в том
33:59
что стране по-прежнему не было
34:05
средних школ по одной простой причине в стране так и
34:12
не появилось ни одного университета Ну хочешь сказать ладно у народа не было
34:19
средних школ но наверное в церкви то они были я Вас должен разочаровать среднего
34:25
специального учебного образования не было и в Русской Православной Церкви
34:33
его привнесли с середины века украинский монахи
34:41
из Киева мигеля к ним отнеслись как почти к полуеретикам
34:50
и борьба за создание специального среднего образования церковного
34:56
растянулась до начала 80-х годов
35:02
вот так пока наконец не была создана славяна греко-латинская Академия под
35:10
руководством братьев лихудов греков своих специалистов увы не оказалось А
35:19
это было через 40 лет после начала религиозно церковного брожения в Москве
35:28
за исправление литургических текстов
35:35
нет простому народу в 1642 году до исправления литургических
35:43
текстов Дело было никакого он это не знал не слышал и не разбирался
35:49
он Привык как идет Литургия и слава Богу и отец его так Богу молился и дед его
35:57
молился даже прадедс про бабкой и ничего и я у них родился и ничего крепко живу
36:03
он шесть детей и Матрёна пока еще не болеет и поэтому вперед на мины
36:12
его даже не интересовало То обстоятельство что он крестится двумя
36:18
перстами точно так же как клятый латининен или Лютер
36:25
он даже Найдите не задумывался понимаете да и они бы так и дальше бы жили
Потребность в изменении жизни церкви в высших кругах духовенства и власти в середине XVII века.
36:31
но на беду в кавычки
36:37
было Некоторое количество небольшое образованных образованных наполовину
36:46
русских священников и несколько Бояр
36:52
которые начали волноваться по поводу того что у нас это разница
37:00
с другими православными церквами что решение стоглавого собора принятые
37:07
еще в начале царства Ивана Грозного об исправлении литургических текстов
37:13
всего что поется и в том числе и проверки текстов естественно и того как
37:19
ведется служба проверки текст естественно Библии евангелии на схожесть так и не было проведена
37:26
не успевали прошло 90 лет что делать у нас еще до конца света много можно пойти
37:33
капусту в очередной раз посадить в огороде
37:44
потому как вот такая культурная жизнь понимаешь
37:50
Вот наши сограждане сегодня плохо читают книги читать я вот в интернете лучше посмотрю
37:57
а у них интернета не было и они все равно книг не читали по этой
38:04
мещанской обывательской мысли что Отцы и деды мы этих книгах не читали и мне их
38:10
читать не надо и поэтому эти все рассказы что крестьянство работало в поте лица у него
38:17
времени не было учиться Извините Вот Они не выдерживают серьезной критики
38:22
немецкая французская там испанская крестьянство итальянская английском тоже работала поверьте в поте лица своего но
38:30
почему-то грамоту знала на уровне первоклассника Но знала
38:37
который там неправильно пишет гласные и согласные и читать это смешно корявон Он может
38:44
изложить таким корявым образом понимаете а у нас уже многие даже таким корявым
38:51
образом изложить не могут очень проблемы
38:59
и все разговоры вертятся вокруг повседневности
39:07
там нету вопроса Для чего живем не то есть вопрос этот
39:15
объяснен выполняешь свой долг Согласно заветам
39:20
порождаешься своих детей они будут порождать своих от этой одежон аврааму все не задумываясь вперед
39:28
на Ниву на пашню и делаем детей
39:33
вот такая немудреная органическая жизнь
39:40
поэтому пожалуйста не надо доверять нашим около историческим фильмам
39:48
где Ермак его сподвижники напоминает переодетых рейнджеров и спецназа
39:55
и крутая любовь и огромные полные слез глаза а дорога в
40:01
татарском плену это все блудни
40:07
современной культуры иногда хочется Даже псевдокультуры
40:13
К сожалению та жизнь была другой очень хорошо над этим посмеялся уже в
40:20
начале 19 века Пушкин когда вы его не оконченном романе в письмах одна героиня
40:26
пишет другой там стали спрашивать у 70-летний Крепостной няни женилась ли она по страсти меня всегда
40:34
это умиляло место Надо сначала не поняла пишет а потом когда объяснили что такое Ой конечно
40:41
Постараюсь мне сказать что меня выпарить Если не пойду такой смысл А это 19 век 30-е годы
40:52
не взяться понимаете нельзя глубокой внутренней
40:58
духовной жизни при отсутствии навыков простейших культурных навыков и
41:04
в первую очередь навыка чтению Вот они соблюдали чистоту невинности
41:12
таким образом духовную и никуда не двигается Вот чем было весь
41:18
ужас Вот почему проблема возникшая в кружке Ивана неронова
41:26
протопопа Казанской церкви Собор Василия Блаженного
41:32
который входил и в нефати в духовник юного совсем Царевича Алексеевича тогда
41:38
осенью царя О куда примыкал Боярин рутищев с которым
41:45
потом они разошлись полностью это касалось полутора десятков понимаете во
41:53
всем огромном Русском государстве
42:00
вот в чем проблема то раскола
42:05
духовные искания на уровне 13 века
42:10
вот Что нехорошо Вот что значит не прожить
42:18
вместе с остальной Европой а жить в изоляции
42:29
вот тогда становится страшно ты начинаешь понимать что икона Андрея Рублева
42:38
и рассуждения Преподобного Сергия то есть высшие достижения духовной жизни
42:45
русского народа до него мало доходили
42:52
Вот чем была проблема Ну конечно могут возразить Ну да конечно
42:58
и Микеланджело с Да Винчи тоже не доходили до итальянского народа
43:04
К сожалению доходили в большей степени уже более высоком уровне развития
43:10
культуры среднестатистический уровень фресок в церквах был значительно выше
43:20
[музыка] и книги читали В известном смысле среднестатистически больше
43:32
и поэтому возникла проблема
43:38
по сути интеллектуальная которая интеллектуально решить было нельзя
43:44
исправление текстов не было школы
43:50
понимаете Какая штука не школы как система традиции
43:56
накопление передачи знаний не школы как место где могли обучать
44:09
Михаил Фёдорович в конце своей жизни начал об этом задумываться
44:14
но он был уже очень болен и сделать почти ничего не успел
44:22
пока что вот то что говорилось в кружке Ивана неронова это были благие пожелания
44:28
не более того
44:33
с вашим на престол 1645 году царь Алексей михайловичем
44:39
началось не только физическое но и духовное брожение и бурление даже в
44:46
Москве вот в этом Интересное время
44:53
потребность в чем-то новом необходимости сделать шаг вперед
45:00
инстинктивно ощущалось этими людьми
45:05
возникает мысль усилить связь
45:11
с греками но Греция но Византии
45:20
середина 15 века под пятой турецкого султана
45:28
и поэтому конечно к ним обращаются но приехавших
45:35
два-три человека в начале от константинопольского патриарха
45:40
которому писали что прислали справщиков для исправления текстов Библии Евангелие
45:46
литургических текстов литургических книг Московское духовенство в массе своей
45:53
встретила Почему Потому что греки естественно
45:59
опираются на свои на греческие традиции и начинают говорить о том что так как
46:05
это делают русские Это неправильно надо менять а русские священники
46:11
и диаконы единички это собственно говоря основная
46:17
масса образованных людей они не хотят это менять
46:25
они так выучены они так привыкли Зачем им это менять
46:31
и самая большая проблема в том что в отличие от полутора десятка
46:38
полупросвещенных реформаторов Эти люди просвещенными являться не могут у них
46:46
нету истинной духовной жизни
46:51
и поэтому предложение даже от Греков А через 10 лет от украинцев они начинают
47:00
быстро воспринимать как латинскую ересь а греки еще и под магаметанами будучи
47:07
значо и этим повредились
47:13
идет вход идеологическое оружие
47:19
то же самое которое потом при Сталине применялась почти точно так
47:25
Греков упрекают в том что у них нет типографии теперь в Константинополе а
47:31
печатают Библию Евангелие литургические книги католики и лютеране
47:38
Им дано разрешение печатать на греческом языке
47:43
и что эти книги те специально искажают против православия и отсюда к
47:51
действенным православие на Руси в чем оно зиждется в обряде закат который мы
47:58
держим вот уже сколько Столетия вот грудью защищает и в наших текстах и в
48:05
наших книгах Не говорите Что это ошибки Это подлинное православие А все что вы там притаскиваете от себя
48:13
Ну там правда К сожалению там говорили прямо я просто не могу здесь большинство
48:18
женщин на букву Б на букву Х там прямо наши изъяснял священство о том что это
48:24
такое чем интересен 17 век вот язык
48:30
формируется так вот К сожалению как теперь только теперь это
48:35
признак бескультурье понимаете падение культура тогда была норма в полемике
48:42
вполне допустимо причём до такой степени Вы не поедете
48:49
Патриарх Никон впоследствии значит он дал промашку когда Ему начали говорить что так нельзя что государь надо
48:55
спросить он запальчивости ляпнул что он на государь его мнение плевал и сморкал
49:06
культурный относительный человек всё-таки а эти товарищи там попросту выражались
49:13
что это такое и дело никак не шло кроме того
49:19
новопатриарх тот который был данником
49:24
Пимен он был старенький долго шел до патриаршего Чина вступил
49:32
уже третьего срока мужественности и зрелости В общем старичком и Никаким переменам он
49:40
не стремился ему хотелось Сохранить все как есть
49:45
пожить последние годы в славе почете Вот это идти к працам уровень этого
49:53
патриарха очень печально характеризуется главным что его душу занимала в не
50:00
узкого Круга служебных дел Он хотел приобрести поместье
50:08
и таким образом передать своим потомкам дворянству и поэтому после смерти
50:14
его казни обнаружились бешеные деньги
50:20
понимаете на где-то около
50:26
значит там 15 тысяч рублей в золоте в
50:32
серебре монетами вещами это получается значит там на литовские золотые рублем
50:38
где-то 600 тысяч имел сумасшедшие деньги сегодня
50:45
этим должен был заниматься глава Русской Православной Церкви этим да
50:54
вот где ужас понимаете духовный архипасты
51:00
занимаются банальным накопительным и ничем другим
51:07
какое там исправление текстов какое там создание школы
51:14
не до того Что ждать от всей остальной братья Вы не
51:22
поверите при нем же тоже продолжалось печатание литургических текстов так вот после того
51:30
как произошел раскол наша старообрядцы Вот его возвели чуть ли не в ранг
51:36
Блаженного и святого и абсолютизировали все то что печаталось при нём
51:44
из церковных книг при том что он вообще имел никакого отношения ошибки все равно
51:50
там были причем самые нелепые даже Вот это говорит о том что народ
51:57
действительно цепляется только за букву дух не для него
52:08
И вот теперь можно было ожидать обновления только отличный инициативы
52:13
государя и снова возвращаемся к личности царя
52:19
Алексея Михайловича действительно с ним повезло
52:27
он жаждал этих перемен
52:32
еще раз объяснял не западник он не его сын Петр Великий но он понимает что
52:38
нужен процесс обновления и так как он был очень верующий по-настоящему
52:43
по-настоящему религиозный в хорошем смысле человек Он Очень остро воспринял
52:50
этот юноша вопрос о приведении в соответствии литургических
52:56
текстов текстов Библии и конечно вопрос о том что нужен новый
53:02
патриарх и вот как раз когда этот вопрос встал и
53:09
умер патриарх Пимен
Личность патриарха Никона. Его биография до 1650-х годов.
53:17
Вот в этой обстановке и был избран новый патриарх
53:24
47-летний самом расцвете сил Это был
53:30
Nikon он до этого был членом этого самого
53:38
кружка реформаторов лично его биография
53:46
очень характерная для нашей страны если
53:53
папстве к этому времени давно уже
54:00
никогда не избирались папы происходящие из социальных
54:07
нижних слоев чуть ли не с 11 века уже этого не было
54:13
уже 300 лет как минимум если не 400 папы
54:19
были из аристократических семей
54:24
то на Руси на Руси патриархом стал сын мордвина
54:32
крестьянина более демократичной биографии придумать
54:37
трудно Nikon был высокого роста
54:43
большой физической силы неукротимого темперамента
54:51
который выковывался в борьбе с тяжелыми обстоятельствами жизни
54:57
семья была большая мать умерла хозяйство было крепкое отец как положено женился
55:04
второй раз Пошли дети От второго брака мачеха его невзлюбила Никиту
55:11
и всячески его теснилы преследовал кончилось тем что в первой паре Юность
55:18
он просто бежал из дома и поступил послушником в монастырь Где
55:24
прожил по-моему пять лет до 20-летнего возраста там он обучился грамоте там он
55:31
познакомился с книгами и приохотился к чтению но никакого систематического
55:37
образования церковного школьного он тоже не получил но он также
55:44
как и нейронов и ванифатьев и вакуум они все знакомы были был самородок
55:52
не без интеллектуальных генетических способностей не без
55:57
письменного и не без устного Дара 20 лет ему было когда отец умер он
56:03
вернулся на его похороны и семья уговорила его Судя по всему Он
56:10
хотел постригаться после этого чтобы он пошел в белое духовенство он стал
56:16
дьяконом а потом и священником он женился у него появилась семья
56:23
до 10 лет Он священствовал то есть 23 до 33 лет он священство
56:34
были дети три сына Слава его как хорошего проповедника и
56:41
крепкого священника вышла за пределы Нижегородского края
56:48
и его пригласили в Москву это вот как раз была одна из первых
56:56
инициатив этого кружка ревнителей собрать в Москве лучших из лучших
57:03
чтобы Москва украсилась красноречивыми проповедниками тогда же
57:10
попал туда и Аввакум нет вру позднее несколько попало вакуум
57:16
Хотя они из соседних сел а вакуум русский этническая принадлежность
57:25
и вот в Москве его Никона постигла большое горе в краткий промежуток умерли
57:32
все три его сына он был потрясен и решил что это перст Божий наказание
57:39
ему за то что он тогда отказался от монашества в юности
57:47
жену и они приняли оба постриг Ну естественно
57:52
вот это то чем были сильны тогда по-настоящему православные люди
58:03
то есть пусть обрядная но благочестие
58:11
но так как он был конечно исключительных способностей оставаться простым монахом
58:19
долго ему не удалось он там брал на себя очень большие послушания это все было физически очень
58:27
тяжело с этим всем справлялся причем у него была явная склонность к
58:34
затворничеству у него был явная организаторский талон
58:40
он был лидером И не только вот мог быть духовным лидером но в первую очередь лидером
58:47
административным хозяйственным лидером и руководством Монастырская и епархиальной стала его
58:54
тянуть в эту сторону а у всякого человека же натура-то не проста сложна и он пошел по такому
59:03
двойственному пути То есть он был настоящим монах смысле отречение от мира
59:09
даже враги его когда его же скандал же будет своего ходом потом судом никто его
59:16
не посмел упрекнуть каких-то плотских отступлениях от монашек упрекали там
59:21
Богословский здоровый мужчина в рассвете сил вот
59:29
Какая воля у нас отрекся от всего что связано с плотью
59:35
в этом смысле это конечно мужественный человек и он начал
59:42
как мы сказали административно расти понятно
59:48
и стал его стали переводить из одного монастыря в другой Судя по всему для усиления руководства как сегодня бы
59:56
сказали это получалось хорошо и в конце концов Таким образом он попал
1:00:01
архимандритом на Соловец Соловки Соловецкий монастырь Где тоже себя очень
1:00:07
серьезно проявил и везде он конечно запоминался еще как отличный проповедник
1:00:14
в результате Его вызвали в Москву
1:00:20
он попал через ванифать духовника государя это
1:00:26
был 46 47 год прямо к Алексею и произвел на юного государя
1:00:32
потрясающее впечатление и очень быстро
1:00:38
Алексей Михайлович избрал его своим другом
1:00:51
он участвовал в соборе который дал Соборное уважение он подписывал его
1:00:57
среди других церковных высших чинов он Судя по всему наблюдал Восстание
1:01:04
перед этим 48 году в Москве то есть Кругозор у него был уже очень
1:01:10
широкий Но не Но не церковно-духовный понимаете церковный
1:01:16
административный мол человек практического ума [музыка]
1:01:23
Судя по всему не без него но очевидно и не без влияния кружка ревнителей
1:01:31
было решено привлечь еще из Греции специалистов
1:01:38
по исправлению текстов а потом возникла Благая идея
1:01:45
перенести в Москву останки
1:01:50
метрополита Филиппа Колычева до этого они находились на соловках он же был
1:01:56
игуменом соловецким пока его не вызвал Иван Грозный не сделал митрополит
1:02:01
вот решено было их принести назад захоронить в Кремле и возглавил комиссию
1:02:08
по переносу мощей и от имени Алексея Михайловича Он после
1:02:18
литургии читал обращение государя покойному митрополиту причем обращение
1:02:26
было написано хорошо риторически и так как будто митрополит Филипп стоит здесь
1:02:32
рядом то есть обращение в первом лице и прощение простить прегрешения
1:02:40
и прошение чтобы он не был опять в Москву и защищал ее своей Благодать
Избрание Никона патриархом. Идеи церковных реформ и их предназначение.
1:02:47
вот в этот момент и умирает пока он находится в этом
1:02:53
миссионерском путешествие умирает патриарх стоит вопрос Кого выбирать три кандидата
1:03:04
и государь выбирает Никона
1:03:15
вернувшись он узнает о том что его выбирают в патриарх
1:03:23
и отказывается тем не менее выборы происходит
1:03:30
дальше во время значит призванием
1:03:36
Успенском соборе происходит потрясающая сцена
1:03:41
государь и бояре на коленях стоят и слезно просят Никона принять белый
1:03:49
Колобок Никон же отказывается наотрез Это не игра
1:03:55
положенная таких случаев не хорошо значит соглашаться Да я хочу Нет конечно
1:04:03
Он действительно отказывается Но почему потому что у него созрелые идеи
1:04:11
реформы Русской Православной Церкви
1:04:17
выведение на вселенский уровень
1:04:24
и это же идея в эти же годы была воспринята
1:04:32
молодым царем Алексеем михайловичем
1:04:39
поэтому когда они припираются вот так это не играл
1:04:45
Nikon действительно не хочет быть просто патриархом он хочет провести реформу но
1:04:53
для этого ему нужно чтобы его безоглядно поддерживал государь и не противоречило
1:04:58
Дума Вот чего он от них добивается в противном случае он не будет патриархом
1:05:04
это так ему патриаршество не нужно в нем есть честолюбие Но это честолюбие
1:05:12
высшего концептуального порядка государь и бояре дают ему обещание
1:05:20
слушаться его яко подобает слушаться духовного отца
1:05:25
советоваться с ним во всем и не прикоснуться так он становится патриархом
1:05:35
чего же хочет государь и чего хочет
1:05:43
именно Алексей Михайловичу Михайловичу
1:05:49
посчастливилось глубоко принять к сердцу
1:05:54
концепцию Москва третий Рим но не так как ее трактуют
1:06:03
светские историки тем более советские постсоветские историки Алексей Михайлович я не случайно сказал
1:06:11
что он по-настоящему верующий глубоко по-настоящему православный человек Он
1:06:16
считает то что русское государство должно действительно
1:06:23
занять место вселенской православной монархии
1:06:30
возродить в себе Великую Византию
1:06:38
вот не ту умиравшую после 1264 года 62 когда не кейтса отвоевали
1:06:46
Константинополь у французов а Великую Византию эпохи Юстиниана эпохи
1:06:53
строительства Софийского храма в Константинополе эпохи борьбы с иконоборцами за почитание
1:07:02
иконы Победы иконоборцами ту Византию которая была светочем всей Европы
1:07:09
светочем христианского Просвещения и культуры
1:07:14
и поэтому для Алексея Михайловича не пустой звук мысль
1:07:23
отвоевать Константинополь прогнать Султана и мусульман когда не
1:07:32
говорили в Азию прочь вернуть крест на святую Софию
1:07:41
объединить Под сенью русской державы все
1:07:47
православные народы извергнуть их из турецкого ига
1:07:55
молдаван валахов это румына Болгар
1:08:00
сербов Греков киприотов критян черногорцев
1:08:07
православных рабов Сирии Ливана и Палестины Египта
1:08:16
чтобы выполнилось наконец Великая предназначение Москвы как
1:08:23
третьего Рима светочи истинного христианства
1:08:29
вот таким образом чтобы русское государство заняло то место
1:08:36
на которое действительно должен претендовать Наследник Рима и Византии
1:08:43
и вот в этом идея его согласуется с идеей Никона
1:08:49
русская церковь церковь становится вселенской православной церкви и объединяет под
1:08:57
свои эгидой церкви этих же православных народов
1:09:03
а следственно дальше рассуждает Никон
1:09:09
тексты Литургия и обряд должны быть такие же
1:09:15
как у греков
1:09:20
тогда будет единство То есть он интуитивно понимает
1:09:29
то ущербное положение в котором оказалось
1:09:34
русское православие за этой самой изоляции но как этого достичь выхода из изоляции
1:09:42
Он не понимает что и у него нет систематического образования
1:09:48
он просто вменяет себе сознание что у греков правильно
1:09:56
у кого же еще как не у них
1:10:03
боги великие что происходит Дальше он пытается эту идею распространить
Церковные реформы патриарха Никона, сопротивление им
1:10:12
естественно духовенство не согласны тогда Он решает прибегнуть к авторитету
1:10:20
исходящему из первой источника в этот момент
1:10:26
в Москве находится антиохийский патриарх Макарий
1:10:34
он араб как и почти все православные Ближнего Востока
1:10:40
но гречески образован и греческий язык знает
1:10:45
и вот он его во время значит начавшегося
1:10:53
движения реформе просит выступать в качестве третейского
1:11:00
судьи спорах с духовенством во время
1:11:05
утверждения предлагаемых Никоном изменений
1:11:11
Макарий прибыл в Москву ведь не просто так не из туристических соображений он приехал
1:11:18
чтобы получить очередное материальное
1:11:23
Пошли потому что без русских денег Восточной церкви давно уже не могут
1:11:31
туркам надо давать взятки для того чтобы не притесняли
1:11:38
и поэтому когда он узнает чего собственно Никон хочет он очень обрадуется
1:11:44
Боже мой значит он во первых утверждает первенство греческой веры
1:11:49
раз примат греческой церкви который покачнулся который в глазах русских
1:11:54
теперь не велик и главное уже за такую помощь
1:12:00
патриарх его в том что ему нужно
1:12:06
и дальше происходит нечто вместо того чтобы умереть Никона в его
1:12:15
азарте нововведения который собственно говоря
1:12:21
и толкнет к расколу он начинает Каждый раз когда от него требуется значит
1:12:26
высказаться как впервые источник высказываться авторитетно через переводчика
1:12:33
естественно [музыка]
1:12:39
Ну на самом деле это не так на самом деле
1:12:45
еще только везут письмо от константинопольского Патриарха паисия
1:12:51
образование шоу Грека против которого Макарий антиохийский
1:12:56
патриарх Конечно все нож как столяр супротив
1:13:02
краснодеревцам или плотник супротив столярка говорит
1:13:07
герой Каштанки мастер на все руки
1:13:15
а вот Поищи это как раз все правильно написал никому
1:13:21
о том что главное это необрядные изменения главное это сохранение духа
1:13:27
православного то что поют Аллилуйя по-разному то что по-разному кладут
1:13:32
после Иоанна дамаскина поклоны даже Сколькими перстами крестятся Это не так
1:13:41
важно главное чтобы духовно были едины
1:13:49
чтобы единение христиан православных ничем не раскалывалась
1:13:57
поэтому не надо резких тем более формальных перемен
1:14:04
нужно дух православия пробуждать
1:14:10
но здесь ты беда Никона такие тонкие дипломатические
1:14:15
интеллигентские мысли ему глубоко чужды
1:14:22
он прет на рожон вот днем это вот Народная Крестьянская натура и берет
1:14:29
вверх и начинается насилие
1:14:36
административное вы понимаете ужас в чем не убеждение что нужно в церкви
1:14:42
административное принуждение как надо теперь делать
1:14:48
это вызывает протест уже не только со стороны ленивый костной части духовенства это
1:14:58
начинает вызывать внутренний протест 1654 Вот это борьба во время Великого поста и
1:15:05
со стороны Даже его прежних друзей членов кружка ревнителей древнего
1:15:11
благочестия Тем более что он не оправдал их надежд когда Нива выдвигали в патриарх
1:15:19
наивные Они думали что первым даст самим
1:15:24
административный ход А во-вторых что он будет
1:15:31
реформу проводить так как они себе это представляют они представляли как раз в
1:15:37
духе того что православная вера в Москве правильно Они у греков но ему такой местечковый подход
1:15:45
совершенно чужд он считает что к объединившись с греческим
1:15:52
каноном можно стать вселенской церкви и они уже становятся у него не в чести
1:15:59
А теперь когда начинает насильно внедрять новые формы литургии Они
1:16:06
открыты выступают против него рассчитывая на то что присуще
1:16:13
православию соборность позволит дискуссию
1:16:20
на их как старые большевики борющиеся составим в 34 36 годах они все думаешь
1:16:27
как при Ленине будет внутрипартийной дискуссии а сейчас уже сейчас только ружья
1:16:34
перезарядим трехлинейки и Наган и подискутируем у стенки
1:16:40
не Ну конечно не контакт себя не ведет не то время не те люди 17 век
1:16:50
но принимаются административные решения их
1:16:55
изгоняют из Москвы а нововведение принимаются
1:17:03
циркулярно указывающим образом что и вызывает
1:17:09
протест неприятие
1:17:21
но он еще не понимает ничего ведь его поддерживает государь
1:17:27
значит он победит действительно в этот момент доверие
1:17:33
испытываем к нему Алексея михайловичем безгранично он является ближайшим его советником
1:17:41
причем не только по вопросам духовным но по вопросам общей политики
1:17:49
в письмах своих молодой царь называет его другом
1:17:56
особенным другом другом сердцем
1:18:02
он счастлив что есть человек который думает и чувствует так же как и он
1:18:08
он получает огромную административную власть над церковью
1:18:14
и над гражданско-администрации для понуждения народа принять и духовенство принять
1:18:23
нововведения в этих вопросах он подчиняют вы его
1:18:29
в изъятие общего духа положения 49 года за ним сохраняют церковный суд над
1:18:38
священнослужителями а ему этого мало он уже выступает за то
1:18:47
чтобы ликвидировать монастырский приказ и контроль вернуть
1:18:53
над частью церковных имуществ которые через монастырский приказ теперь управляются
1:18:59
он хочет Восстановление церкви в полном объеме фактически
1:19:06
получается что он ведет курс на двое власти он не скрывает этого он говорит о
1:19:12
том что власть церкви выше власти государя власть церкви от Бога а
1:19:20
государь имеет власть от Бога через церковь Следовательно младший
1:19:29
то есть в этот момент происходит безумное попытка установления
1:19:36
теократического пусть неявного но по сути то укротического управления
1:19:42
в стране Алексей Михайлович в этот момент еще
1:19:49
загипнотизирован авторитетом Никона и не вполне отдает себя отчет как
1:19:54
разворачиваются события Тем более что внешняя политика
1:20:00
требует принятия острейших решений на Украине идет война будем говорить об
1:20:06
этом в следующий раз надо решаться Хмельницкий в очередной раз в отмя вопит
1:20:15
и по совету Никонов в том же третьем году
1:20:23
принимают украинских послов и отправляют посольство на Украину принимать все под
1:20:30
русскую руку это означает война которая вспыхивает 1654 году
1:20:36
через полтора года он же советует
1:20:43
государю идти войной на шведа то есть не разрешив
1:20:50
конфликта с поляками начать борьбу за выход к балтийскому морю и государь 1455
1:20:57
году устремляется лично под стены Две войны уже
1:21:06
и вот дальше происходит непредвиденная
1:21:12
Наши войска начинают буксовать
1:21:17
и в Литве и в Прибалтике
1:21:23
не помогает даже то что шведы и трансильванцы оккупировали этническую
1:21:29
Польшу 56 году наступает развязка
1:21:36
наша отступают от стен Риги а поляки начинают консолидироваться
1:21:44
от предводительством Яна собеского того самого который впоследствии станет
1:21:49
королем начинается перелом в войне из быстрой победоносной она начинает
1:21:55
превращаться в затяжную Вот в этих обстоятельствах против Никона
1:22:02
начинает действовать боярство ненавидевшее его по большому счету
1:22:09
считавшие что натеснил их царя устанавливается компот тот ртищев
1:22:18
и князь Одоевский главный создатель уважения 49 года тут и царица любимая
1:22:25
жена государь они начинают воздействовать на Алексея
1:22:31
Михайлович начинает поступать прошение фактически
1:22:37
доноса на Никона со стороны духовенства и со стороны
1:22:43
боятся и растет сопротивление церковных кругах
1:22:51
Тем более что он очень жестко поступил с членами Кружка древнего благочестия и с
1:22:57
теми кто шел за ними ссылка
1:23:03
причем например а вакуума от ссылки в монастырь спас сам государь высоко его
1:23:09
ценивший ссылка в монастырь заменена была ссылкой Сибирь сначала в Тобольск в
1:23:16
конце концов а вакуум оказался за баргузином чуть ли не в албазе не
1:23:22
окормлял наших казаков на китайской границе в течение 57 начала 58 года
1:23:28
происходит перелом в отношении государя с Никоном государь вырос
1:23:37
ему 30 он привык к управлению и хочет править сам а ниган по-прежнему хочет
1:23:44
быть при нем старшим это невозможно
1:23:51
начинает нарастать охлаждение
1:23:57
они начинают расходиться Никон остро переживает
1:24:05
прям так наверное он переживал уход любимой женщины потому что он понимает что с этим уходом
1:24:12
от него государя он теряет власть настоящую власть
1:24:24
и тогда он принимает отчаянное страстное абсолютно бестактное решение
1:24:31
Он решает покинуть Патриарший пост публично он не советуется с государем
1:24:38
решает рвать уйти сам до того как его прогонит
1:24:46
вот 58 год Великий пост
1:24:51
он заготавливает для себя монашеское деяние клюкву
1:24:57
черную клаву и после очередного богослужения надо сказать что он очень любил пышность
1:25:04
его эти ризы весили полтора пуда
1:25:12
праздничные он
1:25:20
объявляет что он не после проповеди он говорит что он не учил
1:25:26
народ забыл свой пасторский долг и а короставил душою и они из-за него Ока
1:25:33
роста вели душою и Посему он уходит
1:25:38
садится на ступень алтаря начинает разоблачаться
1:25:45
успенскому саду народ потрясен всем недоумении бегут сообщить царю от Царя
1:25:54
прибывает посланы требуют чтобы он этого не делал Нет он ждет что царь придет и попросит него
1:26:01
прощения напрасно государь к нему не придет
1:26:09
проходит некоторое время А двери собор закрыт по приказу государю
1:26:14
приходит приказ из двери открывают и он уходит одетый монах
1:26:21
Ну не без театральности человек конечно идет спасским воротам спасские ворота
1:26:27
закрыты Он садится как нищий и ждет государь
1:26:32
узнает приказывает открыть ворота он уходит из Кремля навсегда
1:26:39
о том как будут развиваться события дальше
1:26:44
мы будем говорить без четырех 10 следующий раз и там уже
1:26:50
коснемся как стал развиваться раскол и Почему народ
1:26:56
поддержал Это в начале чисто церковное дело Благодарю

Поделиться: