КОННАКОЛ. ОБ ИНДИЙСКОМ РИТМИЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ — МУЗЫКАНТ ПААТА ЧАКАБЕРИЯ

Чтобы узнать, что такое коннакол, достаточно единожды его услышать. Но чтобы понять его, одного прослушивания будет недостаточно. Возникший тысячелетия назад в Индии музыкальный ритмический язык был не просто искусством. Музыка в те времена была тесно переплетена с религией, а религия — с физическими практиками. Что же изменилось за столетия развития? Зачем коннакол нужен современным музыкантам? Чем он отличается от классической, знакомой нам музыки?

Расшифровка видео
0:00
[музыка]
1:12
Надым Добрый день Меня зовут папочкабери
1:16
Я музыкант композитор
1:19
мультиинструменталист также являюсь
1:22
представителем мировой школы конакола в
1:24
России Что такое конакол как раз я хочу
1:28
вам рассказать в этой лекции конакол так
1:31
называют перкуссионный язык или язык
1:34
перкуссии
1:35
который
1:36
пришел к нам из Южной Индии представляет
1:40
собой
1:41
пропевание
1:42
исполнение особых перкуссионных слогов
1:45
или имитацию звуков имитации ударов на
1:49
различных ударных инструментах
1:51
а это является
1:53
важной частью Южной индийской
1:56
классической музыки которая называется
1:57
карнатик и также несет ключевую роль в
2:01
обучении этой музыке Конаково считается
2:03
очень древний вид искусства
2:05
Хотя это слово мы не встречаем в текстах
2:09
именно слова конако но есть упоминание
2:11
перкуссионных языках например
2:14
ведических текстах то есть натяж Астра
2:16
это Пятая Веда который посвящена театру
2:19
искусству там уже есть упоминание
2:21
перкуссионных языках это отдельная
2:24
история Чуть позже я расскажу о ней тоже
2:26
само слово конакол есть разные версии
2:29
говорят что это происходит от каких-то
2:31
минских слов То есть томильский Южный
2:35
индийский язык травицкий но
2:38
подтверждение нету то есть ни одна из
2:40
версий не подтверждается поэтому точно
2:41
мы не можем сказать что это такое но это
2:43
обозначает вот такой перкуссионный язык
2:45
вообще в мире очень много перкуссионных
2:48
языков
2:49
на удивление большинство даже не
2:51
подозревают людей что такие языки
2:52
существуют например в странах Африки
2:55
Азии Европы и вообще в любой культуре
2:59
где очень развита игра на барабанах мы
3:01
можем встретить перкуссионные языки
3:03
собственно что они с собой представляют
3:05
зачем они нужны каждый слог имитирует
3:10
какой-то удар на барабанах то есть
3:12
учитель обучает ученика играть на
3:14
инструменте
3:16
на барабанах может быть много ударов
3:18
Многие люди думают что один или два
3:22
но чаще всего может быть даже больше
3:25
десятка на простых инструментах 2-3
3:28
удара Поэтому чтобы ускорить процесс
3:31
обучения привязывается какой-то слог
3:33
каждому удару
3:37
и так далее может быть очень много и
3:40
учитель чтобы каждый раз не подходить не
3:42
показывать как это бить он просто
3:43
произносит слог и ученик сразу понимает
3:45
что надо ударить так на вот формируется
3:47
эти перкуссионные языки для коммуникации
3:50
на занятиях на репетиции также
3:54
хореографии часто используются вот очень
3:57
удобно например в моей практике я вот
4:01
еще тесно был связан с афрокубинским
4:04
перкуссионным языком Это тоже отдельная
4:06
история очень интересная как такие вот
4:09
ритуальные барабаны Бота называют как
4:11
песочные часы на них играют три человека
4:14
Они разные величины в среднем Маленький
4:17
большой Вот и тоже каждому удару
4:20
привязан свой слог и слоги даже несут
4:23
больше чем просто какой-то звук то есть
4:25
по слогам можно понять
4:27
пульсацию произведений Темп Вот то есть
4:31
они говорят уже о многом просто название
4:33
слоган вот также на Кавказе
4:36
Как ни странно очень много разных Ну в
4:40
Африке вообще сотни перкуссионных языков
4:41
но разница с конаколом в том что все эти
4:45
перкуссионные языки остались на
4:47
фольклорном уровне
4:48
конакол развился именно как отдельный
4:51
вид искусства который исполняется на
4:53
концертах и
4:55
получил развил себе такую развитую
4:58
методологию
4:59
сложную форму обрел и вообще в Индии
5:03
даже считается что он первичен по
5:04
отношению к барабанам то есть не как вот
5:07
я сейчас привел примеры даже сначала
5:09
барабан потому что вслух запомнить
5:11
сказали какой-то
5:12
придумывают связки люди считают что
5:15
сначала был язык перкуссии Потом его
5:18
перенесли на инструменты Вот как раз то
5:20
что я упомянул про Нате шастро Пятая
5:23
Веда там это упоминается
5:25
в 33 главе такая очень красивая история
5:29
как Святой свати Как его звали свати
5:33
промежутках между занятиями
5:35
и своим обучением он решил прогуляться к
5:38
воде ну просто прогуляться в это время
5:41
Бог дождя на славу большие дожди на
5:44
землю то есть был большой такой потоп
5:47
собственно воды стали наполняться и
5:49
свати стал слушать как все возле реки
5:52
стал слушать как капли воды падают на
5:55
листья лотоса ему очень так понравились
5:59
Эти звуки что он пытался их запомнить и
6:01
когда он вернулся свой шрам начал
6:04
производить как-то повторять все ученики
6:07
пришли к нему и сказали что такие
6:08
прекрасные звуки что это такое и как мы
6:12
можем это тоже воспроизвести хотя мы не
6:14
способны на это и он и он тогда
6:18
позвал Бога вашего карму
6:22
который попросил его сделать инструменты
6:25
Василий Шива карма создал перкуссионные
6:27
инструменты и он дал их ученикам сказал
6:29
что вы будете играть эти слоги на
6:31
барабанах так появился ангам и прочие
6:34
Южные индийский перкуссионные
6:35
инструменты собственно интересный вопрос
6:37
как вообще изучать его
6:40
конако мы не зря сравниваем конакол с
6:43
языками
6:44
потому что подход к изучению чем-то
6:47
напоминает
6:48
то есть мы сначала используем слоги
6:50
потом связку слогов
6:53
потом образуем предложение и потом это
6:56
все формирует какие-то как поэтические
6:58
произведения или композиции музыкальные
7:00
может сказать тут мы я один термин веду
7:03
очень важно который называется Сол катту
7:06
солкоту это тамирское слово которое
7:09
означает связка слогов Sol это слог Кату
7:12
связка на самом деле вы удивитесь но
7:15
наверное все
7:18
русскоговорящие знают одну тамерское
7:20
слово
7:21
включая детей все особенно Кто на море
7:24
отдыхал это слово катамаран оно тоже
7:26
стамесского языка пришла то есть Кату
7:29
связка маран это деревья связка деревьев
7:33
солкоту тоже связка слогов собственно
7:37
солкату и конакол это часто как синонимы
7:40
воспринимаются Но это все-таки разные
7:43
вещи потому что алкат прикладная
7:45
дисциплина
7:47
кунаколад как вид искусства то есть
7:49
толкат именно то что он или птицах
7:51
используется и на занятиях
7:53
собственно слоги и связка то есть
7:56
индийская методика идет
7:58
строится как От простого к сложному
8:00
начинаем с самых простых слогов
8:03
самые первые слоги это
8:06
нам четыре слова
8:10
на всех перкуссионных инструментах И не
8:12
только перкуссионных и все изучают
8:15
именно эти слоги
8:18
нам Потом мы добавляем
8:27
дополняем добавляем слоги я уже говорил
8:31
образуем фразы
8:38
и так далее У нас образуется уже
8:41
какие-то высказывания
8:42
также
8:45
как и в языке конакола Да есть
8:48
можно сказать что есть фонетика своя
8:51
грамматика
8:53
вокабуляр синтаксис то есть фонетика это
8:57
произношение слогов это имеет большое
8:59
значение существует нормы произношения
9:01
которые передаются от учителя к ученику
9:04
также это по фонетике бакабуляр
9:10
синтаксис Интонация все имеет очень
9:13
большое значение также например
9:18
дым дым
9:24
то есть якобы Обозначил какую-то тему
9:27
задал вопрос
9:36
уже увидите какой-то смысл и по сути
9:39
если
9:40
вообще любой барабанщик не только
9:42
индийский если он играет
9:44
осознанно то есть не просто шум издает
9:47
он всегда рассказывает какую-то историю
9:48
вот в принципе в процессе изучения
9:51
конакола вы все больше понимаете музыку
9:53
в этом видите в эту музыку слышите
9:55
какую-то разговор речь потому что ну не
9:58
просто набор звуков дальше очень
10:00
интересный момент что за счет конакола
10:02
мы можем познавать талы Что такое тала
10:06
это
10:10
очень сложный термин который так просто
10:13
объяснить
10:14
не получится музыки музыкального
10:17
контексте это означает какой-то период
10:20
времени который делится на циклы
10:23
то есть допустим здесь представить часы
10:25
обычные до наши часы которые на стене
10:27
висят
10:29
то есть мы берем в период времени то
10:31
есть сутки да грубо говоря делим его на
10:33
часы делим на секунды на миллисекунды и
10:36
так далее до бесконечности то есть
10:38
своего рода такая тала устройство музыки
10:40
Существует очень много тал которые имеют
10:43
свой какой-то размер метрический как
10:46
европейской музыки Там 3/4
10:48
и так далее
10:51
древние музыковеды индийские
10:54
теологи что тогда в принципе было в
10:58
одном в одном лице говорили о том что
11:01
тала такой цикл который напоминает нам
11:04
перерождений то есть некоторая точка
11:05
начальная которую мы так движемся как на
11:08
часах и возвращаемся обратно потом снова
11:10
снова То есть цикличное движение
11:12
собственно вся индийская музыка
11:14
цикличная
11:16
а движение по определенным циклам как и
11:20
на самом деле европейской средневековая
11:22
музыка тоже она более цикличная чем
11:24
сейчас которую мы имеем
11:25
тала Это самый важный Аспект вообще
11:28
музыкальном искусстве в Индии не только
11:31
музыкальном и говорится что говорится
11:34
что танец театр музыка Все зависит от
11:39
талы в то время это все было одно как бы
11:42
тебя музыка танец и такая драма
11:44
индийская тогда все было одно один как
11:46
один вид искусства древний все зависит
11:49
от тала то есть от талы то есть стало
11:51
это нам напоминает еще о том периоде как
11:55
в Средневековье был квадривиум
11:58
европейских квадривиум то есть
12:00
арифметика Это работа с числом геометрия
12:05
работа с пространством музыка работа со
12:08
временем и астрономия это объединение
12:11
всех работ со временем пространством и
12:13
числом то есть музыка была ближе к
12:15
точным наукам то есть не ближе она была
12:17
точной наука
12:19
А сейчас мы она больше стала
12:22
гуманитарным наукам Да собственно вот
12:24
индийская музыка нас в тот период
12:27
времени еще отправляет в принципе
12:28
сохранилось такое представление
12:30
то есть Работать потому что без времени
12:33
Без талы Просто у нас рассеянные звуки
12:36
например Том
12:38
Тим то просто звуки в пространстве
12:41
музыка это же как-то организованные
12:43
звуки пространстве и по звуковой
12:45
высотности и по и во времени Вот такая
12:50
музыка тоже есть где нет вот такой
12:51
жесткой организации до mband например
12:53
называется Но это особая как бы
12:55
отдельное такое Экспериментальный
12:57
Экспериментальный можно сказать музыка А
12:59
так звуки должны быть структурированы в
13:02
пространстве собственно талые нам это
13:03
помогает сделать
13:05
свою визуализации в виде жестов это как
13:09
похоже на дирижирование в Западной
13:11
музыки например самая популярная А
13:14
детала на 8 долей она выглядит вот так
13:16
раз два три четыре пять шесть семь
13:21
восемь
13:24
раз очень важно что мы всегда
13:26
возвращаемся в раз начало талы
13:29
собственно тала в процессе исполнения
13:31
всегда неизменно внутри мы можем
13:34
экспериментировать комбинировать менять
13:37
все что угодно фразы тало всегда железно
13:40
идет кто-то обычно ее показывает иногда
13:42
бывает что на концертах сидит отдельный
13:45
человек на индийских который только
13:47
показывает
13:49
периодически на него смотрят сверяются
13:51
типа в правильном месте они находятся
13:52
или нет Очень интересно
13:55
конакол интересен тем что это очень
13:58
древний вид искусства и также очень
14:00
современный
14:01
Он давно покинул границы Индии
14:05
И все Больше больше людей на западе этим
14:08
интересуются например в Европе
14:11
уже воинско факультативные занятия в
14:15
Америке везде в крупных самых известных
14:17
учреждениях конако помогает нам
14:19
Взглянуть на ритм под микроскопом то
14:22
есть смотреть его в таких деталях
14:26
которые в Западной системе обучения Мы
14:29
даже не догадывались Что такое вообще
14:30
может быть например
14:32
что 5 пульсаций то есть триоли
14:38
квартоликвинторе 7 минут надо 9 минут на
14:41
долю все они равные то есть не то что
14:43
как у нас часто бывает что дети изучают
14:46
четверти восьмые потом 16 потом проходит
14:50
триоли и потом тревожно быстрее
14:52
остальные на теоретическом уровне в
14:54
канакуре все пульсации равноправные всем
14:57
уделяется внимание что развивает
14:59
потенциал исполнителя
15:01
и композитора И вообще любого человека
15:04
кто занимается музыкой собственно он
15:06
помогает проработать ритм а ритм как Мы
15:09
помним это если мы делим музыку на как
15:12
три части рассматриваем три составные
15:14
части ритм мелодия гармония все-таки
15:16
ритм это все согласятся что первичные
15:19
потому что даже одна нота если мы просто
15:21
возьмем ноту например нота ЛЯ нота ляшу
15:24
такой это 440 герц то есть Герца Это
15:27
количество ударов в секунду сейчас через
15:30
40 ударов в секунду тоже ритм ноты тоже
15:32
складывается
15:34
И вообще все наши органы функционируют в
15:37
определенном ритме с рождения как сердце
15:40
начинает биться и сидит нарушается то
15:43
собственно Следовательно для здоровья
15:45
это не очень хорошо Надо поддерживать
15:46
правильные функционирование органов то
15:48
есть правильный ритм так далее поэтому
15:50
это Полезно не только для музыкантов
15:52
вообще для всех людей как говорится если
15:54
у вас получилось образовать новые
15:57
нейронные связи в голове значит день
15:59
прошел не зря собственно занятия музыкой
16:01
конакол помогут в этом спасибо за
16:05
внимание До встречи
16:09
[музыка]

Поделиться: