В этом интервью от 16.05.2023 Илон Маск делится своими мыслями об управлении Twitter, своем подходе к работе и продуктивности, а также обсуждает экономические перспективы Tesla. Спойлер: предстоит тяжелый год. Но не волнуйтесь, у Илона есть план. Всегда есть план.
Илон резко критикует удаленную работу, отстаивает свободу слова и свое право твитить что угодно, даже если это обернется убытками.
Интервью также затрагивает глобальные вопросы, включая возможное влияние Китая на Тайвань.
Маск также говорит о своем вкладе в создание OpenAI, и о том, как сейчас разочарован компанией.
Расшифровка видео
Начало
0:00
FABER: Спасибо за возможность быть здесь.
1:02
ELON MUSK: Пожалуйста.
1:08
FABER: Сидеть здесь и наблюдать – это просто что-то. MUSK: Да, я тут… Вообще у меня здесь нет офиса.
1:15
Я или гуляю, или провожу встречи в этой комнате. И здесь мне удается наблюдать за производством прямо
1:22
во время встреч. FABER: Фокусируешься ли ты на чем-то конкретном, когда
1:27
ты здесь? Что притягивает твой взгляд, или к чему ты даже подходишь? MUSK: Ну, здесь мы видим конец линии.
1:36
Если машины не движутся, значит, выше по линии что-то пошло не так. И тогда я могу пойти и выяснить, в чем дело.
1:45
И кажется, сейчас как раз такая остановка. Но да, если конец линии не двигается, значит, где-то
1:51
наверху что-то не так.
1:56
FABER: Понял. Что ж, удивительно пройтись по заводу и ощутить его масштабы. Итак, ты только что провел годовое собрание.
2:03
Прозвучало много вопросов от заинтересованной аудитории. Думаю, ты уже отвечал на большинство из них ранее,
2:09
но было и нечто новое. И хотел быть с этого начать. Реклама. Ты сорвал овации.
Почему Tesla начнет давать рекламу
2:15
Не было похоже, что ты готов к слишком уж активной рекламе. Но, похоже, ты все же допустил мысль, что немного рекламы
2:21
не помешает. Почему? MUSK: Ну, я убежден, что стоит прислушиваться к акционерам.
2:27
И честно говоря был удивлен уровню энтузиазма по поводу рекламы. Так уж сложилось, что мы никогда не делали рекламу.
2:35
Но возможно в этом есть логика. Если просто доносить информацию, например, в Твиттере, через
2:41
мой аккаунт, мы ограничимся только убежденной аудиторией. И не достигаем аудитории, которую еще нужно убедить.
2:50
Так что да, в этом есть весомый аргумент. Думаю, чтоит попробовать и посмотреть, как пойдет.
2:57
FABER: Уже есть идеи, какой она должна быть? MUSK: Ну, у меня достаточно общее видение рекламы.
3:06
Что если реклама информативна и развлекательна, оно сможет
3:15
донести суть. При этом я думаю, что зачастую реклама не то что неинформативна,
3:26
а даже вводит в заблуждение. Мы кстати потеряли некоторых рекламодателей в Твиттере
3:32
из-за “заметок сообщества”, они и к рекламе относятся И если кто-то запускает рекламу, которая…
3:39
ну, на самом деле не очень точная, ее пометят в заметках сообщества, и рекламодатель разозлится
3:45
и просто уйдет. Но нам настолько важна правда, что мы готовы отказаться от рекламы…
3:51
То есть отказаться от заработка от рекламы, лишь бы стать наименее неточным источником информации.
3:57
FABER: Да, я хочу это еще обсудить, но пока что хотел бы уделить время Tesla.
4:04
Итак, возвращась к рекламе. Будем ли мы теперь видеть рекламу Tesla во время трансляций NFL – каждое воскресенье, понедельник, четверг, NFL
4:12
всегда в эфире. MUSK: Не забывайте, я только что согласился, у меня нет еще стратегии FABER: Хорошо, а как долго
4:18
ты обдумывал это решение? Или ты прямо на сцене решился? MUSK: Ага.
4:23
FABER: А знал ли ты заранее, что такой вопрос могут задать? MUSK: Нет, вопросы никогда не готовятся заранее.
4:30
FABER: Хорошо, то есть ты просто в тот момент сказал “окей, давайте сделаем рекламу”.
4:36
Что ж, выступление было только 20 минут назад, а я задаю такие вопросы.
4:41
Полагаю, ответов еще нет. MUSK: Я не уверен, как будет эффективнее, но как уже говорил, реклама должна доносить
4:49
суть продукта, должна быть эстетически приятной, красивой, должна содержать элемент искусства.
4:56
Должна быть такой, чтобы люди не пожалели времени после ее просмотра. Думаю, если реклама соответствует этим криетриям, она становится
5:04
уже не рекламой, а контентом. Реклама должна по сути максимально приблизиться
5:10
к контенту, чтобы люди не жалели времени на ее просмотр. FABER: Ты также упоминал, что ранее вещал только для
5:16
убежденной аудитории. И во время собрания приводил в пример статистику безопасности,
5:22
ценовую политику, которые могут быть не до конца поняты аудиторией, покупающей автомобили.
5:27
MUSK: Да, многие до сих пор считают, что Tesla очень дорогие автомобили, потому что мы начинали с дорогих спортивных
5:34
машин, затем были более доступные седаны и внедорожники, но сейчас мы достигли точки, где стартовая цена Tesla фактически
5:42
ниже средней стоимости автомобиля в Соединенных Штатах. Так что Tesla на самом деле намного доступнее, чем
5:49
люди думают. Мы просто хотим, чтобы люди это хотя бы знали. И знали о том, что Тесла – самый безопасный автомобиль
5:57
на дорогах во многих аспектах, о которых люди и не подозревают.
6:04
Люди не знают про защиту от перегрева салона, например. Или не знают, что мы постоянно обновляем ПО автоматического
6:10
экстренного торможения или систему подушек безопасности.
6:15
Мы постоянно изучаем происшествия и спрашиваем себя, что с точки зрения ПО мы мы можем улучшить
6:21
в машинах, которые уже на бегу? А также что можно обновить в сборке для повышения
6:26
безопасности? И думаю статистика говорит сама за себя, это не вопрос чьего-то мнения.
6:33
Статистически Tesla безопаснее любого другого авто. FABER: Ты упомянул доступность.
6:38
Ты говорил про это на мероприятии. И также говорил об этом во время недавнего квартального отчета, в контексте повышения ставок
6:45
ФРС и ежемесяных платежей, которые сможет позволить покупатель авто.
Tesla ждет сложный год
6:50
Думаешь, впереди нас ждет сложный год? Ты несколько раз про это говорил. MUSK: Да. Для всех, не только для Tesla.
6:56
FABER: Понял. MUSK: Я имею ввиду, повышение ставки ФРС можно рассматривать
7:03
как тормоз экономики, если честно, и это ведет к удорожанию многих вещей.
7:12
Особенно вещей, которые покупают в кредит, но в конечном счете это влияет вообще на все.
7:18
Если платеж по автокредиту или ипотеке будет съедать большую чать месячного бюджета, у вас
7:23
не останется денег на другие вещи. так что фактически, это влияет на все, даже на те
7:29
вещи, которые не покупаются в кредит. И меня беспокоит, что Федеральная резервная система принимает
7:37
решения слишком медленно. Буквально, данные устаревают быстрее.
7:42
Так что ФРС слишком ФРС подняла ставку слишком поздно.
7:47
А теперь, думаю, будет также медленно их снижать. Похоже, что так и будет.
7:53
FABER: Вероятно, так и есть. Мы проводим много времени, обсуждая это на CNBC, возможно, слишком много.
7:59
Но когда речь заходит о задержках, я начинаю думать о ценообразовании, ты говорил, что у вас нет
8:04
проблем с задержками и ты всегда понимаешь, в каком состоянии рынок. в отличие от многих “старых игроков” и других конкурентов.
8:12
MUSK: Да. Мы получаем информацию по требованию в режиме реального времени.
8:17
Так что мы знаем, сколько раз заказали Tesla вчера. Компьютер все это считает, и буквально каждый день
8:26
высшее руководство получает автоматическое письмо с информацией о том, сколько людей, в каких странах и
8:34
на какие модели сделали заказ. Так что мы всегда в курсе сколько заказов было в предыдущий день.
8:40
Но мы не слишком на этом зацикливаемся. Иногда бывают незначительные скачки, которые сложно
8:46
объснить. FABER: Ты ежедневно их проверяешь? MUSK: Да. Но как я уже сказал, не стоит слишком зацикливаться,
8:54
если неделя выдалась низкой или типа того, не нужно волноваться. Но если ты наблюдаешь такую тенденцию, скажем, в течение
9:03
двух недель, то нужно обратить внимание, “ага, есть какая-то причина по которой спрос упал”,
9:09
ну или наоборот, поднялся. FABER: Вы корректируете цены?
9:16
MUSK: Да, да FABER: Я имею ввиду, вы же почти как авиакомпания, с точки зрения динамического ценообразования?
9:23
MUSK: Да. В основном, мы корректируем цены в соответствии со
9:29
спросом. Мы существенно снизили цены в первом квартале,
9:37
потому что январь – ужасный месяц для покупки авто. Так что в автобизнесе есть своя сезонность, и январь
9:43
часто бывает самым слабым месяцем, Так что мы значительно скинули цены, а затем, недавно,
9:53
мы снова их повысили. Как я уже упоминал перед слушателями, реальность
9:59
такова, что все компании делают… все автокомпании делают значительные корректировки
10:05
цен. Потому что есть рекомендованная розничная цена, и если спрос высокий, дилеры будут делать надбавки к
10:12
этой цене. Если спрос ниже, автопроизводители будут предлагать скидки и спецусловия.
10:17
Так что, на протяжении, скажем, шести месяцев, может быть значительная разница между максимальной и минимальной
10:22
ценами на автомобили. Просто в случае с Tesla это сразу видно, все прозрачно.
10:28
Здесь не идет речь про РРЦ и как следствие наценках или скидках. FABER: Но после последнего отчета многие инвесторы
10:36
хотели обсудить вашу рентабельность и ценообразование. В частности, ты, кажется, затрагивал тему снижения
10:43
стоимости автомобилей. Ты даже сказал: “Трудно объяснить глубину того,
Экономические перспективы Tesla
10:48
что техничекски сейчас мы продаем автомобили без прибыли, но со временем все равно получим впечатляющую экономическую выгоду.”
10:54
MUSK: Да. FABER: Я бы хотел, чтобы ты чуть подробнее объяснил, что это значит. Ты уже касался этого на собрании.
10:59
Думаю, ты говоришь о переходе от ручного управления к автономному, и о добавленной стоимости,
11:05
которую он принесет. Но объясни людям, почему это важно и почему теоретически хотя ты этого и не хотел бы, мог бы продавать сейчас
11:13
автомобили без прибыли, но в будущем все же получать ее в кратном размере MUSK: Да, ну Tesla – единственная
11:20
компания, продающая автомобили, у которых по нашему мнению есть потенциал достижения полной автономности путем
11:26
обновления ПО. И ценность полностью автономного автомобиля, по нашим оценкам,
11:31
в пять раз выше стоимости обычного авто. FABER: Почему?
11:36
MUSK: Ну, если говорить о практической пользе, то обычно легковая
11:43
машина используется, скажем, 10, 12 часов в неделю. Если считать, что человек в среднем ездит на машине
11:49
по полтора часа в день, около час в день на дорогу
11:55
до работы, и иногда длинные поездки, но в среднем это 10-12 часов в неделю для пассажирского авто.
12:06
Сюда же идут все затраты на паркову. Нужен гараж или придется покупать парковочное место,
12:12
или оплачивать парковкц в торговом центре. Автомобиль – это огромная статья расходов.
12:18
Но если взять автономный автомобиль, который будет ездить сам по себе и особенно если это будет
12:25
автономный Uber, думаю, практическая польза будет куда выше. Возможно…
12:30
Но опять же, это все теоретически. FABER: Понял, мы говорим про роботакси, по крайней мере
12:36
так люди и ты сам его называете – роботакси. MUSK: Ну, автономный Uber, скажем так. И тогда, возможно, используемость автомобиля будет уже 50
12:44
часов в неделю. Но это только догадка. В неделе 168 часов, и по самым грубым оценкам, автономный
12:51
автомобиль можно будет использовать уже не 10 часов, а возможно все 50.
12:56
И речь об одном и том же автомобиле.
13:02
Стоимость производства будет та же. FABER: Погоди, хочу немного вникнуть в бизнес модель:
13:07
я покупаю машину, и она не стоит на парковке пока я работаю, а уезжает и возит людей туда-сюда.
13:14
MUSK: Да. FABER: А кто зарабатывает? Полагаю, это и есть упомянутая добавленная стоимость,
13:21
разделение прибыли? MUSK: Ага — FABER: У тебя уже есть детальное понимание этой модели, как она будет выглядеть?
13:26
MUSK: Да, это давно прописано в положениях и условиях Tesla. FABER: Вот как.
13:32
MUSK: Ага. И владелец машины сможет заработать… не знаю, сколько-то, не могу сказать.
13:39
Может быть разделение будет 50/50, а возможно 70/30, не знаю.
13:44
Но если вы покупаете Теслу, вы сможете использовать ее только в сети Tesla. Нельзя будет использовать в еще чьей-то сети.
13:54
В общем, если автомобиль будет использоваться в
14:01
5 раз чаще, благодаря доходам роботакси Tesla получит возможность в два, а то и в три раза больше
14:07
первоначальной или продажной стоимости. Это…
14:13
это… Это очень много. Это как продавать машины с маржинальностью софтвера.
14:20
Потому что по факту это и есть ПО. И вместо того, чтобы получать 25% маржи, можно получать,
14:29
скажем, 70%, или больше.
14:36
Прибыль, которую можно получить от этой модели,
14:43
просто зашкаливает. Лучший анализ, который я видел на эту тему, был предложен фирмой Кэти Вуд, Ark Invest.
14:50
FABER: Мы хорошо знакомы с Кэти. MUSK: Она замечательная. FABER: Было очевидно, что она тебе нравится.
14:55
Она многие годы была сторонницей ваших акций. И, кстати, была права с самого начала. MUSK:Да, она была права.
15:01
Я думал, что она слишком оптимистична, но оказалось, что она попала почти в яблочко.
15:08
FABER: Да. Я в какой-то степени знаком с ее анализом.
Full Self Driving и патологический оптимизм Илона Маска
15:14
Многие инвесторы обращают внимание на твои обещания полной автономности. И кажется ты снова говоришь, что она уже близка.
15:23
Ты говорил это, ты знаешь. MUSK: Да, но… — FABER: Говорил в 19ом, кажется в 20ом
15:28
MUSK: Ну, я определенно был… Знаешь, я какой-то патологический оптимист.
15:35
FABER: Ну, кстати это работает. Кто бы еще за это все взялся, если не оптимист. MUSK: Ох, это точно.
15:41
Кто бы еще взялся строить ракеты, если не патологический оптимист. FABER: Без этого никак.
15:47
MUSK: Да, но это все палка о двух концах… FABER: А ты когда-нибудь говоришь себе “так, кажется я немного
15:53
гоню лошадей”, когда говоришь о достижении полной автономности. MUSK: Не, я не говорил “достигнем”.
15:59
Я говорил, предполагаю. Я думаю, возможно достигнем. FABER: Хорошо, здесь много оговорок – “думаю”, “предполагаю”,
16:05
“возможно” Итак, твои предположения, как думаешь, когда же ты возможно достигнешь ее? MUSK: Ну, похоже, что это случится в этом году.
16:12
FABER: Почему? MUSK: Ну, мы сейчас на том этапе, когда автомобиль
16:18
может ездить по шоссе и по городу с крайне редким вмешательством человека. Ну, то есть…
16:30
Я несколько дней ездил по району Грейтер Остин просто ставя отметку в навигаторе и больше не требовалось никакого вмешательства.
16:38
То же самое в Сан-Франциско, где водить достаточно сложно. Там много автобусных полос, односторонних улиц.
16:47
Ну и знаете, весьма сложная ситуация с бездомными. FABER: Недавно в Сан-Франциско управлял ты или автомобиль?
16:53
MUSK: Я делал это много раз, потому что у Твиттера там штаб-квартира. FABER: Of course. Maybe less.
16:59
Maybe a little less soon. MUSK: Да. FABER: Мы вернемя к этому, но закончи свою мысль, почему
17:06
ты… почему ты так оптимистичен? MUSK: Я оптимистичен потому что…
17:12
Я вообще еще никогда не… Впервые в жизни у меня была возможность несколько
17:18
дней подряд выбирать случайную точку
17:24
на карте и добираться туда без какого либо вмешательства. Впервые в жизни.
17:30
FABER: Я бы хотел много чего обсудить, но в частности меня очень интересует Tesla.
17:35
Я еще не слышал, чтобы ты комментировал как Закон о Снижении Инфляции влияет на твой бизнес.
17:43
По крайней мере я не слышал, может ты и говорил про это. Адам Джонас из Morgan Stanley утверждает, что этот закон
17:50
будет настолько выгоден Tesla, что принесет до 45% текущих прибылей на акцию,
17:57
обогнав традиционных производителей. Будет ли Закон о Снижении Инфляции выгоден твоей
Закон о снижении инфляции и выгода для Tesla
18:02
компании? MUSK: Ну я не уверен, что настолько выгоден. Тут есть значительные преимущества для внутреннего производства
18:14
батарей, что важно со стратегической точки зрения. По мере того, как мы будем переходить на экономику
18:25
электрического транспорта, для США будет важно иметь независимость в производстве батарей,
18:31
включая производство всех необходимых компонентов. Так что этот закон….
18:37
Думаю, в будущем это окажетеся очень важным, иметь национальное стратегическое значение.
18:43
Не думаю, конечно, что речь будет об увеличении прибыли
18:53
на акцию до 45%, или до 40, но… FABER: Но все равно значительно? MUSK: Ощутимо.
18:59
Да. Я бы сказал в половину или около того. FABER: 20 все еще много. У тебя уже есть представление как все будет выглядеть?
19:06
Очевидно, ты уже говорил о хранении, что безусловно очень важно. Ты также упоминал это в контексте Megapack.
19:12
Будет ли здесь еще выгода, помимо налоговых льгот, которые люди получают при покупке Tesla?
19:19
MUSK: Да, в Законе о снижении инфляции два ключевых момента.
19:24
Есть стимулы для производства аккумуляторов. Тут все очень подробно прописано.
19:29
Все составлено так, чтобы его нельзя было хитрить и интерпретировать иначе. То есть, вам нужно производить аккумуляторы именно здесь,
19:39
в США, и заниматься производством их компонентов. Если выполнять эти условия, то кажется можно получать
19:46
$30 за каждую ячейку аккумулятора и $15 за аккумуляторный блок.
19:54
Это значительная поддержка для производства аккумуляторов. И еще есть налоговый вычет для покупателей
20:01
электромобилей, произведенных в США, и их аккумуляторы тоже должны быть собраны здесь. Сейчас впервые за много лет…
20:11
Впервые за много лет Tesla получает эти налоговые льготы.
20:20
Мы превысили лимит этих налоговых льгот несколько лет назад, поэтому до декабря…
20:27
до января этого года у нас не было никаких налоговых стимулов для покупателей. Хотя у других автопроизводителей они оставались, так как
20:36
они не достигли лимита по выпуску электрокаров. FABER: Да, не достигли. Прежде чем закончить с Tesla, я бы хотел затронуть
20:43
тему Китая, очевидно важного для тебя рынка. Я обратил внимание на график, что ты показывал, и BYD похоже
Китайский рынок
20:49
единственная компания, которая, пока что зарабатывает. Тебя беспокоит жесткая ценовая политика в нижнем
20:55
сегменте на китайском рынке? И что это может означать для твоей доли рынка там?
21:00
MUSK: Ну, сейчас наше главное ограничение – это производственные мощности нашего завода в Шанхае, а не спрос.
21:17
Так что… Да, есть некоторые ограничения на расширение в Китае. И мы производим столько автомобилей, сколько можем.
21:25
Проблема не в спросе. FABER: А вскоре сможете производить и аккумуляторы. MUSK: Да, Megapack, в основном для рынков за пределами
21:35
США. FABER: Тебя волнует растущая напряженность в отношениях
21:41
между Китаем и США? MUSK: Думаю, это должно всех должно беспокоить. FABER: Согласен.
21:48
Многие руководители крупных и мелких бизнесов думают так же. Как думаешь, например, Китай предпримет попытку взять
21:56
под контроль Тайвань? MUSK: Официальная политика Китая в том, что Тайвань
22:07
должен быть присоединен. Не нужно читать между строк, когда можно читать просто
22:12
строки. Думаю в этом есть… Есть некоторая доля неизбежности.
22:18
FABER: Это бы не пошло на пользу Tesla, и, честно говоря, любой другой компании в мире…
22:25
MUSK: Да, любой другой компании в мире.
22:30
Вообще многие не осознают, что китайская экономика и экономика остального мира –
22:38
это как сиамские близнецы, пытаться их разделить – все равно что разделять сиамских близнецов.
22:43
В этом серьезность ситуации. Для многих компаний это даже хуже, чем для Tesla.
22:49
Ну то есть, я не уверен, где вы сможете купить iPhone, например. Apple конечно недавно запустили небольшое производство
22:59
в Индии, но оно крохотное. FABER: Не говоря уже о полупроводниковых чипах, если будет захвачен
23:05
Taiwan Semi. MUSK: Именно. FABER: У вас есть собственные чипы, но производите их вместе с Taiwan Semi, да?
23:11
MUSK: Мы действительно сотрудничаем с Samsung и TSMC. Но…
23:16
FABER: Но ты думаешь, это скорее всего случится.
23:22
MUSK: Я просто говорю, что это их политика. И я думаю, стоит воспринимать их слова всерьез.
Время – единственная настоящая валюта
23:30
Они не шутят. FABER: Ты упоминал раньше в наших разговорах, что
23:36
твое время – это наиболее ценная вещь, находящаяся под твоим контролем. И вот что мне любопытно, инвесторы Tesla с оптимизмом
23:44
отреагировали на назначение нового генерального директора Twitter, ведь теперь у вас будет больше времени для Tesla.
23:50
MUSK: Это так. FABER: Так? Как ты планируешь распределять время, учитывая, что в скором времени перестанешь управлять Твиттером?
23:57
MUSK: Да, знаешь, это действительно была очень сложная ситуация.
24:04
Когда сделка по покупке Twitter была закрыта, мы получили бонусом обслуживание долга на полтора миллиарда долларов.
24:10
В то же время происходили масштабные перестановки.
24:18
FABER: Да, ты говорил что до банкротства оставалось 4 месяца, и терял бы 3 миллиарда $ в год, если бы не сделал
24:24
то, что сделал. MUSK: 3 миллиарда убытков, а на счетах лишь миллиард. FABER: Звучит не очень. Каждый, кто хоть что-то знает о корпоративных финансах,
24:31
поймет, что это плохо. MUSK: Я использовал такую аналогию: это все равно что вдруг оказаться в самолете который стремительно носится
24:38
к земле, двигатели горят, а управление не работает. FABER: А ты на него еще и добровольно сел!
24:46
MUSK: Ну, я пытался выйти из сделки. Но мне не позволили.
24:51
Это конечно забавная ситуация, сперва когда я предложил сделку, они решительно отказались,
24:57
приняли план “ядовитая пилюля”, по сути заявив, что скорее предпочтут умереть, чем
25:02
быть приобретенными. Они скорее бы цианид проглотили. А через несколько месяцев они, по сути, приставили
25:08
мне к виску пушку и сказали “Нет, ты обязан нас купить. Разительная перемена.”
25:14
FABER: Действительно. Но похоже ты до последнего старался выйти из ситуации, пока наконец не понял, что все тщетно.
25:20
MUSK: Мне ясно дали понять, что решение суда будет не в мою пользу. FABER: Да уж.
Новый генеральный директор Твиттера
25:25
Но теперь у Твиттера новый генеральный директор. Почему? MUSK: Думаю, Линда Яккарино отлично справится.
25:32
FABER: Почему? MUSK: Ну, бизнес Твиттера очень сильно зависит от
25:37
рекламы. Линда, очевидно, невероятно хороша в этом. В целом она просто потрясающий исполнительный директор.
25:46
Плюс мои навыки интересы в области технологий… Так что я продолжу заниматься развитием программного
Как теперь Илон распределит время между компаниями
25:55
обеспечения. Ну и в целом, буду работать над функциями и самим продуктом.
26:03
В общем, идея в том, что Линда будет управлять компанией,
26:09
а я буду разрабатывать продукты. Я думаю, что это неплохо…
26:15
— FABER: И на это будет уходить меньше твоего времени. MUSK: Да. И у меня уже была такая ситуация в SpaceX. Гвинн Шотвелл просто потрясающе управляет компанией, а
26:24
я работаю над новейшими технологиями, разрабатываю новые ракеты и все такое.
26:31
Я считаю, что каждый должен использовать свои сильные стороны. Мои в этом.
26:36
FABER: Вот еще интересно, в 21 году ты говорил, что большую часть времени тратишь на развитие Старшипа.
26:42
Мне кажется это даже цитировали, кажется ты сказал “Большая часть умстевнной энергии уходит на Старшип”
26:47
MUSK: Да. FABER: И мне интересно, отвлекся ли ты от Starship и вернешься ли к нему как к основному фокусу?
26:54
Или же это будет Tesla? MUSK: Важно распределять время.
27:02
Я говорил, что единственная настоящая валюта – это время. Единственная истинная валюта.
27:08
FABER: И куда ты теперь планируешь потратить эту валюту?
27:14
MUSK: я собираюсь уделить гораздо больше времени Tesla, особенно разработке ИИ
27:23
и новым продуктам, затем буду прикладывать больше
27:28
усилий, чтобы вывести Старшип на орбиту. В случае со SpaceX, что мне удалось сделать, так это…
27:44
Когда заработало созвездие спутников Starlink, мне удалось перевести некоторых лучших сотрудников из программы
27:49
Starlink в программу Starship.
27:54
Так что с точки зрения тайминга все сложилось отлично, у нас в SpaceX работают некоторые из действительно лучших
28:03
инженеров в мире, и в Tesla тоже, просто невероятные люди. FABER: Ты поделился статистикой, ты сказал, кажется 3,6 миллиона
28:11
человек подали заявку на работу в Tesla. Точно не помню, говорю по памяти. На самом деле так много?
28:16
MUSK: Да, это безумие. Спрос огромный. FABER: У тебя около 120 тысяч сотрудников, а заявку подают
28:25
3.6 миллиона человек. MUSK: Да, мы могли бы добавить лишь 20 или 30 тысяч вакансий.
28:31
Так что входной порог в Tesla…
28:39
Получить работу в Tesla или SpaceX гораздо сложнее, чем поступить в Гарвард. Да, процент приема ниже, чем в самых престижных
28:51
университетах мира. Безумие же. FABER: Кстати о сотрудниках.
28:58
В Твиттере работало 7800 человек, когда самолет стал терпеть крушение, сейчас же только полторы
Увольнения и новый набор в Твиттере
29:04
тысячи. Почти 6300 человек… Они все были лишними? MUSK: Нет, не все.
29:09
FABER: Не поздно ли ты понял, что кто-то из них не был лишним? MUSK: Ну смотри, отчаянные времена требуют отчаянных
29:18
мер. Безусловно, некоторых сотрудников, которых мы уволили, возможно,не
29:23
стоило увольнять, Но у нас просто не было времени все выяснять и просчитывать.
29:30
Мы должны были провести масштабные сокращения, чтобы довести расходы до приемлемого уровня. Так что вовсе не значит, что каждый, кто был уволен
29:41
из Твиттера, каким-то образом плох. Нам просто нужно было сократить расходы на зарплату и непосредственно
29:49
на персонал до того уровня, кчтобы хотя
29:55
бы выйти на самоокупаемость. Мы еще не совсем там, но близко. Нам нужно было действовать быстро, и конечно при таком
30:04
раскладе есть шансы выплеснуть с водой и ребенка. Так что я определенно не хотел бы в чем-то обвинять
30:11
тех, кто был уволен. FABER: Но знаешь, что забавно, я слышал как другие гендиры
30:19
оюсуждают это вполголоса… То что ты провернул в Твиттере… Они не признают этого публично, но знаешь, они говорят “вау,
30:28
что, можно так масштабно сокращать сотрудников и продолжать управлять компанией?” Люди конечно спорят, как хорошо идут дела.
30:36
Говорил ли тебе кто-то из других директоров спасибо? За пример, за то что дал им зеленый свет, чтобы
30:41
провести собственные сокращения? MUSK: Да, говорили. Слышал подобное от нескольких людей лично, и через третьих
30:47
лиц тоже. Но как я уже говорил, отчаянные времена требуют отчаянных
30:52
мер. А то были отчаянные времена, увы. FABER: И Линда теперь будет нанимать новых людей: Вы
30:58
готовы к тому, чтобы вновь нанимать людей в Твиттер? MUSK: Да, абсолютно. Думаю нам это определенно нужно.
31:04
В том числе, возможно, и людей, которых нам пришлось уволить. Ну если они не слишком злятся на нас.
31:11
FABER: И им нужно будет работать из офиса. MUSK: Слушай, я убежден, что люди более продуктивны,
31:18
когда работают рядом, вживую.
31:24
И если честно… Вся эта история с работой из дома…
31:30
Все это… Мм… Думаю…. тут конечно есть исключения, но в целом
Илон Маск против удаленной работы
31:38
вся эта идея работы из дома она как та самая известная фальшивая цитата Марии Антуанетты, про пусть едят
31:43
пирожные. Ну правда, ты то есть будешь работать из дома, в се остальные,
31:49
кто сделал твою машину – он пускай идут на фабрику. Или люди которые готовят еду, что ты ешь, или доставляют
31:54
тебе ее… Они же не могут работать из дома, или люди, которые ремонтируют твой дом. Никто из них не сможет работать из дома.
32:01
А ты можешь. Это разве правильно с моралььной точки зрения? Ерунда какая-то. FABER: Ты есть это проблема морали.
32:06
MUSK: Да. FABER: Мне кажется, это скорее — MUSK: Это вопрос эффективности, но еще и вопрос морали.
32:12
Нужно спуститься с небес на землю со всем этим бредом про работу из дома. Нельзя просить других ходить на работу, пока сам ты дома.
32:19
Это неправильно. FABER: Но все же эта битва еще идет, еще есть сопротивление. Я общаюсь с руководителями разных организаций, они
32:27
хотят вернуть людей. Чтобы они хотя бы три дня в неделю выходили, но битва еще идет.
32:33
Непонятно, изменится ли это когда-нибудь, но на очную пятидневку люди не хотят возвращаться. MUSK: Ноутбучный класс живет в своем Ла-ла-лэнде.
32:41
Но как я уже говорил, ты не можешь… посмотри на автозаводы, люди работают из дома?
32:46
Конечно, нет. Люди, что собирают и обслуживают машины, строят и ремонтируют
32:52
дома, готовят еду, делают вещи,
32:57
которые люди потребляют. It’s messed up to assume that yes they have to go to work but you don’t.
33:02
Это бред, полагать, что они должны ходить на работу, а ты нет. Это неправильно.
33:11
FABER: Продуктивность определенно тоже пострадала. И способность людей учиться.
33:17
MUSK: Да, согласен. FABER: Слушай, я— MUSK: Я понимаю, что многие со мной не согласятся,
33:23
но… FABER: В общем, хочешь работать в Tesla, в SpaceX, или в Twitter – тебе
33:30
придется приходить в офис каждый день. MUSK: Да, я хочу сказать…
33:36
то есть, я не говорю, что… Я говорю, работайте 40 часов в неделю.
33:41
и, честно говоря, это даже не обязательно должно быть с понедельника по пятницу, если хотите, работайте
33:46
с понедельника по четверг, пожалуйста. И я не говорю, что никто не должен брать отпуск.
33:51
Люди должны отдыхать. Я сам работаю семь дней в неделю, но я не требую этого от других.
33:56
FABER: Кстати, сколько ты спишь? MUSK: Около 6 часов. FABER: Обычно 6 часов? MUSK: Ага.
34:02
FABER: Неплохо, я думал меньше. MUSK: Я пробовал спать меньше. Но продуктивность падает, даже если я дольше бодрствую,
34:08
успеваю куда меньше. Мозг хуже работает, если я сплю меньше шести часов. FABER: Но ты работаешь 7 дней в неделю.
34:15
MUSK: Да. На самом деле, если спрошу себя, сколько дней в году
34:23
я не занят какой-нибудь значимой работой, наберется наверное 2 или 3 дня. FABER: два-три дня…
34:31
в год. Я бы хотел поговорить про Титтер, затронуть более
34:38
глобальные темы. И еще хотел обсудить ИИ. У тебя есть еще время? MUSK: Да, но скоро начнется встреча совета директоров
34:48
Буду рад уделить столько времени, сколько смогу. FABER: Который час? Мне бы хотелось еще минут 20, сможешь уделить?
34:54
MUSK: Конечно. FABER: Отлично. Поговорим о свободе слова. Ты зовешь себя абсолютистом свободы слова, хочешь Твиттер…
Твиттер и дорогая свобода слова
35:01
MUSK: В идеале. FABER: В идеале. Хочешь, чтобы Твиттер был правдивым, насколькоэто возможно.
35:07
Источником наиболее точной информации о мире. Что это значит в контексте борьбы с ложью на платформе?
35:12
Ты упоминал заметки сообщества… MUSK: Думаю заметки сообщества годятся на это.
35:20
Моя общая концепция Твиттера – это создание кибернетического коллективного разума для всего человечества.
35:26
Может прозвучать как эзотерика или научная фантастика…
35:34
но следуя этой цели, мы стремимся к
35:40
быстрому распространению информации, её точности и возможности исправления ошибок в ней.
35:46
Заметки сообщества можно рассматривать как механизм исправления ошибок в сетевой информации.
35:51
И влияние заметок сообщества куда больше, чем количество самих заметок.
35:56
Потому что если люди знают, что их комментарии могут быть помечены, они менее склонны говорить
36:02
неправду, ведь неприятно получить затем такую пометку. И это относится даже к рекламодателям.
36:09
Мы потеряли на этом, на данный момент, 40 миллионов долларов. FABER: Реклама была обманчивой или так посчитало сообщество?
36:19
MUSK: В заметки сообщества угодили два крупных рекламодателя.
36:25
Иии… Да. Думаю, в общем и целом заметки сообщества были верны.
36:34
И я сказал тем рекламодателям, “слушайте, просто опубликуйте в Твиттере факты, которые опровергнут
36:42
комментарии сообщества.” С ними и нужно так взаимодействовать.
36:48
Если сообщество считает, что реклама вводит в заблуждение по какой-то причине, а у вас есть информация,
36:54
которая опровергает это, то просто добавьте её к рекламе. FABER: Хорошо.
36:59
Еще у нас скоро выборы. Ну, конечно, не совсем скоро, но скоро все начнется.
37:05
Трампу разрешили вернуться в Твиттер. Но он еще не вернулся. MUSK: Да.
37:11
FABER: Но можно представить, что когда он вернется… Или появятся другие, кто заявит, что выборы 20 года
37:16
были подтасованы. Я предполагаю, ты не веришь в это? MUSK: Ну… Я думаю…
37:22
Тут сложно ответить. Считаю ли я, что Байден победил?
37:27
Да, думаю победил. FABER: И ты голосовал за него. MUSK: Да, голосовал.
37:35
FABER: Ты сожалеешь? MUSK: Боже, я только хочу, чтобы президентом был просто
37:43
нормальный человек. Вот чего я хочу. Если бы мы могли…. знаете, есть такая старая поговорка: лучше бы нам….
37:52
Лучше бы намии управляли случайные людьми, выбранные из телефонного справочника, чем профессора Гарварда.
37:58
Не знаю, кто это сказал, но кто-то очень мудрый. И я бы сказал, было бы здорово, если бы мы могли так выбирать
38:04
президента. FABER: Очевидно, ты не очень доволен Байденомю MUSK: Кто не хочет, чтобы президентом был нормальный человек?
38:12
FABER: Я уже даже не уверен, что сегодня значит “нормальный”. MUSK: Ну, знаешь, просто….
38:17
FABER: Нужен кто-то компетентный, было бы лучше. MUSK: Да. Определенно.
38:23
Способность человека быть эффективным руководителем недооценена. Ведь президент по сути – исполнительный директор
38:28
страны. Важно, насколько он хорош как управленец. Это не просто вопрос совпадения ваших убеждений и так далее.
38:36
Важно, умеет ли он добиваться результатов? Каждый день нужно принимать множество решений.
38:43
Многие из них не связаны с моральными убеждениями. И нам нужен просто хороший исполнитель, который станет
38:52
генеральным директором Америки. Нужен компетенттный гендир Америки, который будет
38:59
эффективным. FABER: сожалению, мы живем в эпоху политической поляризации, когда есть столкновения по всем вопросам,
39:07
включая идеи, включая правду, что возвращает нас к тому, что выборы 2020 года не были подтасованы.
39:14
И если подобное появляется на платформе, оно отправится в заметки сообщества или тут нужны другие действия?
39:20
Очевидно, есть много… MUSK: Чтобы было понятно, я не думаю, что выборы были подтасованы. Но в тоже время, если утверждать, что никогда и нигде на выборах
39:31
не случается никакого мошенничества, это тоже не будет правдой
39:37
Если голосуют 100 миллионов человек, вероятность нулевого мошенничества – нулевая. FABER: Конечно, всегда что-то будет — MUSK: Немного.
39:45
FABER: Да, разве что совсем чуть-чуть. То есть, эти выборы проверялись. Было столько судей!
39:50
Это продолжалось, снова и снова и снова, я не хочу об этом спорить.
39:56
Мой вопрос скорее — MUSK: Я думаю важно сказать, что на любых выборах, даже если очень
40:01
стараться… Если голосовало 100 миллионов человек, все равно будет некоторое количество мошенничества. И важно признать это, не утверждая при этом, что
40:09
мошенничество было такого масштаба, что могло изменить исход выборов. Мое мнение таково: было небольшое количество мошенничества,
40:18
но эне в тех масштабах, чтобы изменить результат. FABER: И кстати, оно могло быть и со второй стороны. MUSK: Да, возможно с каждой стороны.
40:24
FABER: Но опять, ты позволяешь людям говорить это в Твиттере и надеешься, что эти заявления поправят…. MUSK: Их исправят.
40:30
FABER: Исправят? MUSK: О, да, 100%. FABER: Поговорим о твоих Твиттах, они часто становятся предметом
Скандальные твитты Илона Маска
40:36
обсуждения. Даже сегодня, в предверии этого всего…
40:41
Я хотел сказать, иногда твои твиты как будто поддерживают то, что некоторые называют
40:48
теориями заговора. MUSK: Ну, да, но, честно говоря, некоторые из этих теорий
40:55
заговора оказались правдой. FABER: Какие? MUSK: Ну, например, ноутбук Хантера Байдена.
41:03
FABER: Это правда. MUSK: Да, И это на самом деле имеет большое значение.
41:11
Twitter и другие платформы активно подавляли информацию, которая была важна для общества.
41:17
Это… это отвратительно. Похоже на вмешательство. FABER: Но как ты делаешь выбор?
41:23
В плане, когда решаешь вступить в дискуссию. Даже сегодня, Илон, ты писал про Джорджа Сороса.
41:30
Я ищу в заметках, потому что хочу точно процитировать.
41:35
Ты конечно знаешь, что написал, но в целом… MUSK: Я сказал, он похож на Магнето. Ох, успокойтесь, люди.
41:40
Не стоит раздувать из метафоры проблему. FABER: Еще ты сказал, что он хочет разрушить саму суть цивилизации, и что сорос ненавидит человечество.
41:48
когда ты говоришь что-то подобное… MUSK: Да, я думаю, так и есть. Это мое мнение. FABER: Но зачем делиться этим?
41:53
Зачем делиться этим, когда люди, которые покупают Tesla, могут не согласиться с тобой,
41:58
рекламодатели в Твиттере могут не согласиться с этим. Почему бы просто не…
42:05
Можно сказать это мне, можем обсудить это с глазу на глаз. Можно сказать друзьям, но зачем говорить публично?
42:10
MUSK: Ну, это… Это свобода слова, я могу говорить все, что захочу сказать… FABER: Это определенно так, но я хочу понять, почему
42:18
ты делаешь это, если это может поставить тебя в центр политических разногласий в стране.
42:23
IЭто моментально делает тебя мишенью для критики. Разве тебе это нравится? Знаешь, сейчас люди говорят, что ты антисемит.
42:30
Я знаю, что это не так. MUSK: Определенно не так, я скорее просемит. FABER: Уверен, так и есть.
42:36
Но почему ты вообще даешь им повод думать, что это может быть правдой. MUSK: Похоже, мы хотим сделать это интервью о Джордже
42:44
Соросе. FABER: Нет, боже, совсем нет. Но это даже сегодня случилось, перед ежегодным собранием,
42:51
это разве не вредит компании? Покупатели могут сказать “я не согласен с его политическими взглядами, и я знаю о них, потому что он постоянно
42:58
об этом заявляет”. Или рекламодатели… Линда Яккарино придет и скажет, что тебе нужно остановиться,
43:04
потому что иначе не сможет привлечь рекламодателей, из-за вещей, что ты пишешь. MUSK: Знаешь…
43:20
Я тут вспомнил сцену из фильма Принцесса Невеста.
43:29
Отличный фильм. Он там сражался с человеком, который убил его отца и
43:38
сказал “Предложи мне деньги.
43:45
Предложи мне власть. Мне все равно”. FABER: И тебе просто все равно?
43:54
Ты хочешь твиттить то, что хочешь. MUSK: Я буду говорить то, что хочу, и если это приведет
44:02
к потере денег, пусть так и будет. FABER: Окей…
44:07
Но когда ты ссылался на кого-то, кто рассказывал о парне, убившем детей в торговом центре в Аллене,
44:15
Техас. И ты сказал что-то вроде, что это очень плохая “Псиоп”. Я не совсем понял, но…
44:23
MUSK: В этом конкретном случае было так, что, несмотря
44:31
на то, что погибло много людей,
44:38
происходящее неверно описали как акт белого супремасизма.
44:46
Доказательством стал некий малоизвестный русский сайт, о котором никто никогда не слышал, ну а обнаружила этот сайт Bellingcat.
44:58
MUSK: А чем они занимаются? Психологическими операциями. FABER: Хорошо, я честно не мог сначала понять, что
45:06
ты пытаешься этим сказать. В частности поэтому и спросил — MUSK: Я говорил, что приплетать сюда белый супермасизм – это чушь.
45:12
Источник стал какой-то всеми забытый русский сайт,
45:18
который чудесным образом нашли Bellingcat, компания, занимающаяся псиопами.
45:24
FABER: Но доказательств что он непричастен не было. MUSK: Не было, и не было доказательств, что причастен.
45:33
FABER: И эту дискуссию ты хочешь поднять в Твиттере? MUSK: Да.
45:38
Потому что не надо приписывать к белому превосходству вещи, которые к нему не относятся. FABER: Хорошо.
45:45
Поговорим про ИИ? MUSK: Конечно. FABER: Итак, ИИ, закончим с Твиттером.
ИИ и фейковые новости
45:50
Сэм Альтман был сегодня на слушаниях в Конгрессе. И он заявил, что способность ИИ манипулировать фейковыми
45:57
новостями вызывает серьезные опасения. FABER: Он так быстро… MUSK: Да, стоит беспокоиться.
46:03
FABER: И как ты… Я хочу спросить, согласен ли ты с этим? Как ты видишь… Потому что даже в Твиттере люди могут притворяться
46:10
тобой, или мной, использовать наши голоса и… Не знаю, что еще может быть.
46:16
MUSK: Масштабы уже огромны.
46:21
Именно поэтому я призываю пользователей проходить верификацию в Твиттере, потому что
46:31
верификация означает, что у тебя есть номер телефона от надежного оператора, и значит ты прошел хотя
46:37
бы какие-то их проверки безопасности. И у тебя есть банковская карта, а значит прошел проверку
46:43
и у банка. И при этом ты ежемесячно платишь небольшкю сумму.
46:52
Такие действия значительно поднимают планку для создания фейковых аккаунтов. А последние разработки в области ИИ способны обойти
47:07
практически любую проверку на “человечность”. И как же узнать, что миллион созданных аккаунтов…
47:16
Как узнать, что это реальные люди? FABER: Не знаю. Как?
47:21
MUSK: Вот-вот, нужно верифицировать аккаунты. Я… Я часто думаю о том, что если бы
47:30
я хотел манипулировать общественным мнением создать миллионы аккаунтов, вывести тему в тренды, и
47:37
выдать это за настоящее общественное мнение… Но чтобы провернуть такое, мне бы понадобились миллионыы
47:45
телефонных номеров и банковских карт. А еще платить ежемесячно по восемь баксов, и всё
47:51
это должно быть анонимно и не связано между собой. Это же нереально.
47:58
Нереально. Так что основная цель верификации в Твиттере – это предотвращение
48:04
таких манипуляций с помощью ИИ. FABER: : Ясно.
48:10
Последний вопрос про Твиттер. Волтер Айзексон, твой биограф, сказал, что главная твоя
48:15
цель в отношении Твиттера – подорывть банковскую систему. MUSK: О, ну — FABER: Это правда?
Главная цель Твиттера – подорвать банковскую систему
48:21
MUSK: Ну я бы сказал… Ну вообще, я ничего не хочу подрывать, просто чтобы
48:28
подорвать. Скорее так, если получится более качественный продукт – отлично, но я не планирую что-то подрывать просто
48:35
так. Я думаю, если мы сделаем продукт, который улучшит качество жизни людей и который они сочтут более
48:40
полезным – отлично. И что люди видят в PayPal, это своего рода…
48:47
ну … это честно говоря недоработанная версия того, что она могла бы стать.
48:53
Поэтому я вижу потенциал, чтобы создать более эффективную
48:59
финансовую систему. И здесь мы можем вновь затрагиваем довольно эзотерическую
49:08
тему теории информации, но современная финансовая система – это гомогенный набор баз данных,
49:16
работающих на мэйнфреймах и COBOL, где до сих пор применяется пакетная обработка данных. И это очень неэффективно.
49:21
Никаких операций в реальном времени.
49:28
Но можно создать более эффективную, однородную систему обработки данных в реальном времени.
49:34
Деньги – это просто информация, и это не единственная причина. Просто это то…
49:45
Мне кажется, было бы поэтично воплотить в жизнь ту идею, которую я заложил в X более 23 лет назад, было бы здорово
49:53
увидеть ее реализацию. Но у Твиттера много других целей, эта не самая важная.
50:02
FABER: Говоря про лучшее будущее… Обсудим ИИ. Многие считают, что он приведет к значительному росту продуктивности.
50:10
И ты показал тех роботов – можно только представить,
50:15
на что они способны под управлением ИИ. И мне интересно, ведь ты очевидно этим обеспокоен,
Будущее с ИИ, чем X.AI будет отличаться от OpenAI
50:20
какой процент вероятности, что ИИ уничтожит человечество? MUSK: Ну, появление умного ИИ называют сингулярностью,
50:30
потому что невероятно сложно предсказать, что случится
50:36
после. Но думаю, это палка о двух концах. С большой вероятностью он сделает нашу жизнь намного
50:44
лучше, и мы войдем в эпоху изобилия. Но есть некоторый шанс, что все пойдет не так, и
50:53
это приведет к уничтожению человечества. Надеюсь, что этот шанс мал, но он не равен нулю.
50:59
Поэтому нужно сделать все возможное, чтобы свести к минимуму вероятность, что что-то пойдет не так. FABER: И ты, как и многие, призывал к замедлению…
51:08
MUSK: Да, когда я призывал… Мой друг, Мой друг, Макс Тегмарк, физик из MIT, попросил меня подписать письмо.
51:14
И я сразу понял, что это будет бессмысленно. FABER: Разве? MUSK: Да, я знал это.
51:21
Я просто хотел призвать… Ну вроде как для проформы. Я рекомендую притормозить.
51:26
Думал ли я, что так и будет? Абсолютно нет. Absolutely not. FABER: Но ты запускаешь X.AI. кажется, так называется?
51:35
В общем, новый ИИ проект. Чем он будет отличаться от OpenAI?
51:41
Или от Alphabet? MUSK: Сейчас не время…
51:46
у нас недостаточно времени, и не лучший момент, чтобы сейчас обсуждать это У нас будет презентация,
51:57
где мы все подробно расскажем. Но должен сказать…
52:04
Я уже упоминал на собрании акционеров, у Tesla действительно огромный потенциал в области реального мира ИИ.
У Tesla огромный потенциал в области реально применимого ИИ
52:12
FABER: Да. MUSK: Фактически гораздо больше, чем у других
52:19
FABER: До нашего интервью люди в Твиттере писали “Илона ниеогда не спрашивают насколько продвинутый
52:24
ИИ в Tesla, все спрашивают у него про другие компании”. MUSK: TИИ в Tesla…
52:30
Я даже не знаю, кто бы шел следом, честно говоря. FABER: Почему так?
52:36
Чего люди не понимают и почему мы так много говорим про ChatGPT, генеративном ИИ, OpenAI, и о том, что сможет
52:44
сделать Microsoft, а не о Tesla? MUSK: Не знаю. Вообще люди обсуждают это в сети.
52:52
Думаю, у Tesla будет свой момент славы ChatGPT, если не в этом, то… скажем, не позже следующего года.
52:59
FABER: Погоди, повтори. Ты сказал– MUSK: Свой момент славы, как у ChatGPT FABER: Серьезно?
53:05
То есть, внезапно… MUSK: Внезапно 3 миллиона автомобилей будут ездить сами, без водителя.
53:11
Да. Затем 5 миллионов машин, затем 10 миллионов.
53:18
И если бы мы сейчас поменялись позициями – а по факту так и происходит… У Google есть Waymo, например, который пытается реализовать
53:29
автономное вождение, и у них получается работать на очень ограниченной территории с очень детально отрисованными
53:37
улицами. Ноесли на улице что-то не по плану, например, случилась авария, парад или дорожные работы, все перестает работать.
53:45
В общем, Google не может создать универсальное решение
53:51
для автономного вождения, которое работало бы везде. Они пытались долгое время.
53:57
У них не получилось. У Tesla такое решение есть и намного более продвинутое,
54:03
чем у Google. И если бы позиции поменялись, и Tesla должна была создать большую языковую модель, которая работала бы так
54:12
же хорошо или лучше ChatGPT, а Microsoft и OpenAI
54:17
занялись бы автономным вождением… если бы мы просто поменялись задачами, Tesla бы выиграла. FABER: Победили бы?
54:23
MUSK: Да. FABER: У вас все для этого есть? MUSK: Да. Однозначно. FABER: Мне говорят, у нас осталось мало времени.
54:31
Есть еще минут 5? MUSK: Думаю, да. Ну у меня еще собрание совета директоров…
54:36
Но 5 минут – почему бы и нет. Конечно. FABER: Окей.
54:42
Спасибо. OpenAI. Кажется, будто ты несколько разочарован в них. И ты сыграл значительную роль в самом начале.
Я – причина, по которой OpenAI существует
54:50
MUSK: Причина… Я – причина, по которой OpenAI существует. FABER: Сколько ты вложил в них?
54:56
MUSK: Я не знаю, сколько именно в цифрах, порядка 50 миллионов
55:03
долларов. Забавно, судьба любит иронию. Новый уровень.
55:12
раньше мы близко дружили с Ларри Пейджем, мы были у него дома, до глубокой ночи обсуждали ИИ, и все время пытался предостеречь его об угрозе
55:23
ИИ. Но он совсем не задумывался о природе ИИ, относился ко всему этому легкомысленно.
55:29
В то время Google, особенно после покупки DeepMind, аккумулировала
55:41
три четверти мировых гениев в сфере ИИ, и конечно у них была куча компьютеров и денег.
55:47
В мире ИИ был только один ключевой игрок. Итого, дано: компания монополист, а во главе человек, который
55:54
даже не задумывается о безопасности, связанной с ИИ. Звучит как проблема.
56:01
Последней каплей стало то, что Ларри назвал меня “спесишистом”, потому что я выступал за человеческое
56:08
сознание, а не машинное. И я сказал, ну да, полагаю это я.
56:14
Я спесишист. FABER: Хорошо, и ты помог создать OpenAI. Вложил 50 миллионов – MUSK: Больше, чем помог.
56:22
Без меня ее бы не было. Я придумал название. OpenAI это отсылка к открытому исходному коду.
56:28
И целью было… Окей, что можно противопоставить Google?
56:36
Некоммерческий проект с открытым исходным кодом, потому что Google – коммерческая, закрытая компания.
56:41
И эта мотивация прибылью может быть потенциально опасна. FABER: Ты должен был получить какую-то власть за те вложения?
56:49
В ретроспективе, должен был быть какой-то уровень контроля? MUSK: Да, полностью признаю, что был тут круглым идиотом.
57:00
В общем, OpenAI изначально был задуман как открытая…
57:09
открытая компания в плане исходного кода, созданная чтобы… Ну а вообще, в начале я думал, что это скорее всего безнадежная
57:16
затея. Как мы вообще можем… Как OpenAI может тягаться с Google и DeepMind?
57:24
Это выглядело как поединок муравья и слона, какая уж тут конкуренция. И еще я сыграл значительную роль в привлечение ключевых
57:45
учёных и инженеров, особенно Ильи Суцкевера,
57:51
вообще Илья несколько раз менял свое решение, он сомневался, говорил, что присоединится к OpenAI, потом решал отказаться,
58:00
а я сновау беждал присоединиться. И так было несколько раз, пока он окончательно не
58:05
решился. И на самом деле решение Ильи стало для OpenAI поворотным моментом к успеху.
58:11
FABER: Ты очень разочарован, что OpenAi стали коммерческой организацией.
58:16
Предпринимал ли ты что-то? Подавал на них в суд? MUSK: Я думаю, это все…
58:25
Слушайте, кажется странным, когда что-то некоммерческое,
58:31
с открытым кодом вдруг превращается в коммерческое и закрытое.
58:39
Ну то есть, это все равно, что создать организацию, чтобы спасать леса Амазонки, а потом эта компания становится
58:46
лесодобывающей и вырубает эти леса, чтобы продать и заработать.
58:51
И ты такой, “секундочку, это вроде бы совсем не то, на что я давал деньги”. Это законно?
58:58
Не похоже. А если законно, можно ли начинать проект как некоммерческий,
59:05
а затем взять всю интеллектуальную собственность, сделать его коммерческим и зарабатывать кучу денег,
59:12
может пусть все так делают? Пусть станет нормой?
59:18
Еще вот что важно понимать: когда дело дойдет до драки,
59:24
и допустим, они создадут цифровой сверхинтеллект,
59:30
почти божественный, ну, кто же управляет? И каковы на самом деле отношения между OpenAI и Microsoft?
59:37
Я босюсь, что на самом деле у Microsoft может быть куда больше контроля, чем руководство OpenAI даже подозревает.
59:44
I Ведь Microsoft, в рамках своих инвестиций, имеет права на все программное обеспечение, все веса моделей и все,
59:52
что необходимо для работы системы вывода. FABER: Это значительная доля контроля. MUSK: В любой момент Microsoft может отказаться от OpenAI.
1:00:01
FABER: Илон, мне говорят, пора закругляться. Твой совет директоров очень терпелив. MUSK: Конечно.
1:00:07
FABER: Закончим на теме ИИ. У тебя много детей. У меня есть дети.
1:00:12
Один из них скоро начнет работать. Мне сложно дать ему совет по поводу карьеры, учитывая,
1:00:19
что технологический прогресс только усиливается. Интересно, ккакие советы по поводу карьеры ты дашь
Какие советы по поводу карьеры Илон дал бы своим детям?
1:00:25
своим детям. Сейчас все так быстро меняется, что бы сказал им?
1:00:40
MUSK: Ну, это непростой вопрос.
1:00:51
Я бы посоветовал им следовать своему сердцу, выбирать
1:00:59
то, что их интересно и приносит им удовлетворение. И стараться быть максимально полезными для общества.
1:01:13
Если мы дойдем до точки, когда можно будет просить у ИИ что угодно, как у джина из сказки…
1:01:20
Пусть это наилучший сценарий… Да, пусть это наилучший сценарий, но как тогда нам
1:01:26
найти истинное удовлетворение? Как найти смысл в жизни, если ИИ может выполнять
1:01:32
твою работу лучше, чем ты? Если я буду слишком углубляться в эти мысли, это будет удручающе,
1:01:44
убьет всю мотивацию. Ведь я вложил столько сил, пота и слез в создание своих
1:01:52
компаний. И вот вопрос, стоило ли мне это делать?
1:02:01
В конце концов, я жертвую временем, которое я мог бы провести с друзьями и семьей,
1:02:06
а оказывается ИИ мог все сделать за меня. Есть ли в жтом смысл?
1:02:11
Я не знаю. Чтобы сохранить мотивацию, мне приходится нарочно игнорировать эту дилемму.
1:02:20
Так что я бы посоветовал им заниматься тем, что их интересует, что приносит им радость и полезно для
1:02:30
общества. FABER: Это прекрасное завершение. Мы столько не успели обсудить, я надеюсь, что у меня будет
1:02:36
еще шанс пообщаться с тобой. Илон, спасибо за твое время. И спасибо за терпение совету директоров.
1:02:42
И спасибо за возможность посетить эту удивительную фабрику.