ФИЛОСОФ Цуркан: ЮМОР. Почему мы смеемся, Формула шутки, Юмор как оружие

Расшифровка видео
0:00
Костя Костя ты где женщина ходит ищет зря я узнала твой спин
0:06
вот ну теперь она не знает его месторасположение Да и за квантовый
0:12
вот если человек не понимает то он не будет смеяться потому что для него никакой порядок не нарушен у него нет
0:19
вот этих двух контекстов у неё есть только один женщина ищет мужчину и почему-то ворчит Почему не ясно вот два
0:26
два разных получается случаи автомобиль
0:31
может быть Для начала свежий анекдот Что будет если синие джинсы бросить в
0:39
Красное море они намокнут вместо того чтобы кого-то изнасиловать ты можешь просто сальная и мерзко
0:46
сексуализировано шутить Почему шутки про самые эффективные
0:52
мемы раньше были это просто анекдоты рассказывать не умеешь хочу попробовать быть стендапером
0:59
Короче все умерли [музыка]
1:04
Я видел твою лекцию
1:12
ставит их посмотреть не знаю удастся ли нам сегодня что-то добавить к этому потому что там уже очень много чего
1:18
рассказано это очень интересно но может быть а Начнем с того что представимся да меня зовут Борис сиденский это проект
1:24
основа и у нас сегодня Евгений суркан кандидат философских наук и мы говорим
1:29
сегодня про юмор Спасибо что позвали Борис спасибо тебе
1:34
может быть Для начала свежий анекдот или мем свежий анекдот или мем ну разделяя
1:41
твою интуицию про то что может быть интереснее чем говорить про
1:47
душно душно говорить про юмор есть такой писатель Элвин Брукс Уайт он написал
1:54
стюарта Little вот и он писал что анализировать юмор это все равно что
2:01
препарировать лягушку мало кому это интересно Но лягушка при этом умирает
2:07
Так что в этом смысле Да анализировать юмор это такое дело
2:17
знаете без чего бы точно не смогла существовать любая философия без свободного доступа к информации Да и
2:23
всем нам сейчас это как никогда необходимо Вы же догадались что речь пойдет о VPN а точнее о сервисе серфшарк
2:29
В наше время VPN стал особенно актуальным ведь без него нельзя получить доступ к огромной части интернета это
2:35
касается не только России но и некоторых зарубежных стран поэтому Surf Shark поможет вам ходить интернет цензуру не
2:41
только если вы находитесь в РФ но и в любой другой стране помимо отхода цензуры обеспечит вам безопасность и
2:47
конфиденциальность так как все данные при использовании VPN надежно шифруется сайт И приложение не смогут отслеживать
2:53
ваше местоположение вы даже сможете подменить свою локацию одним кликом и получить доступ к региональным каталогам
2:59
стриминговых сервисов таких как netflix И это еще не все Шарк обладает большим набором фишек которые сделают ваше
3:06
пребывание в интернете еще более комфортным и безопасным например блокировка надоедливых всплывающих окон
3:12
блокировка вредоносных веб-сайтов а функция байпасерра позволит вам отключить VPN только для определенных
3:19
приложений например для доставки еды что очень удобно и позволит вообще не выключать epn на устройстве одна
3:25
подписка дает вам доступ к VPN на неограниченном количестве устройств смартфон планшет компьютер с телевизор
3:30
более того Вы можете использовать одну учетную запись вместе с друзьями и родственниками да да заинтересованы всё
3:37
в шарик даёт вам гарантию 30 дней на возврат средств если сервис вам не подойдёт Так что не вижу причины не
3:42
попробовать К тому же по ссылке в описании и по промокоду основу вы получите 85% скидку и 3 месяца
3:49
бесплатного использования Так что кликайте по ссылке в описании и делайте ваше внимание в интернете удобным и
3:55
безопасным
4:00
а у меня был в жизни такой я бы не назвал это опытом конечно но в какой-то
4:07
момент я подумал что я хочу попробовать быть стендапером сразу скажу что это не произошло к счастью всеобщему Но я
4:14
прочитал в какой-то момент книгу про то как писать шутки была какая-то вот я
4:19
сейчас не помню как называется Может быть на на монтаже мы на графике выведем ее название и автора но это была
4:26
какая-то самая популярная книга среди российских стендаперов которые все начинающие стендаперы читали и там были
4:32
вот эти Ну формулы там пытались объяснить что такое юмор
4:37
и ну там по-моему был сформулирован Так что основной крупинкой песчинкой
4:44
составляющей является Ну всё-таки Парадокс какой-то несоответствие
4:50
Ты расскажи как специалист как ты определяешь юмор
4:56
Да хороший вопрос разобраться с определениями но тут как обычно
5:02
если философа у многих философов скажем это не не у всех распространено но у
5:08
многих спрашиваешь определение он выдает тебе тираду долгую насчет того что там нет консенсуса И можно так подойти так
5:15
подойти скажу так есть такое базовое определение
5:20
смешного это аристотельское определение которое в дальнейшем развивалось
5:26
дорабатывалась различным образом модифицировалась Но вот база
5:31
действительно осталось То же самое ты можно сказать ее только что произнес смешное это некоторая ошибка и
5:38
безобразие но при этом никому не причиняющие вреда и ни для кого не
5:43
пагубное то есть у Аристотеля есть произведение очень знаменитое поэтика
5:49
оно состояло из двух частей первое было посвящено трагедии и трагедия это ошибка
5:56
это тоже безобразная да то есть вот маховик трагедии запускает hubberries некоторые уязвимость скажем так
6:03
характера персонажа которая толкает его в дальнейшем он там Хочет Стать богом Да
6:08
чаще всего и боги его за это карают условно и как как вот формуле любви Короче все
6:18
умерли вот этот трагедия а комедия это тоже безобразие Но не все умерли кто-то
6:25
остался жив скажем так то есть это не опасно не рискованно и поэтому можем
6:30
смеяться то есть если что-то вот прям такое серьезное большое
6:35
Нам так представляется то смеяться уже будет затруднительно Так что это не
6:41
просто Парадокс А еще и Парадокс скажем так безвредный
6:46
Но вот с этим определением Конечно есть проблемы потому что оно слишком широкое
6:53
существует скажем так много парадоксов которые даже без вредных но не
6:58
представляющихся смешным поэтому можно опереть попытаться [музыка]
7:04
определение юмора на что-то другое скажем там юмор это то что вызывает смех
7:10
Тоже неплохо Да интуитивно кажется что это абсолютно прозрачный понятное
7:16
определение Но это опять не совсем через самого себя а с одной стороны Ну как есть конечно
7:24
объективные традиции есть субъективные в том смысле что мы можем скажем так
7:31
юмористическая опирать в источник то есть в объект нашего исследования А
7:36
можем в отношения между человеком и объектом Мне кажется то что второе оно
7:41
будет гораздо более плодовитым потому что ну скажем так объективно смешного не бывает
7:49
бывает какое-то противоречие нелепится знаешь шар для боулинга в холодильнике
7:57
его там не должно быть но я уверен то что если ты в своем холодильнике обнаружишь шар для боулинга Возможно ты
8:04
рассмеешься а возможно расплачешься а возможно впадешь в неистовство и Гнев и
8:11
начнешь бегать по квартире и искать Кто подложил тебе этот шар знай себя и
8:16
скорее всего буду очень сильно встревожен потому что да кто-то у кого-то есть ключи от моей квартиры очевидно кроме меня
8:22
это страшно вообще говоря так себе шуточка это кто-то достаточно силён для
8:29
того чтобы поднять шар для боулинга важно сказать что нужно подписаться на канал нажать лайк колокольчик Чтобы
8:34
другие выпуски не пропускать и в описании
8:40
и задать вопросы нашим гостям
8:47
я не до конца не понял что не так ну короче мы в итоге что они так со смехом
8:53
а со смехом что-то не так расскажи Да со смехом Определенно что-то не так потому
8:58
что смех это он не обязательно связан с юмором он не обязательно связан с юмористическим скажем время была такая
9:05
пытка когда человеку щекотали пятки это вообще ни разу не смешно То есть
9:13
через некоторое время судорогой начинает сводить мышцы это может быть больно а
9:18
человек при этом не может смеяться ну вспомните какой-нибудь Драматический опыт со своим дядей которые щекотал А
9:25
вам это было неприятно но он не останавливался Ну что-нибудь такое Это не это не юмор Это не смешно но это
9:32
вызывает смех правильно понимаю что именно отсюда возникает понятие чувства юмора что это
9:38
чувствуем обычно называем эти штуки которые сложно рационально описать и поэтому чувство юмора это вот такой вот
9:45
умение осязать Вот это смешно Хороший вопрос определенно юмор связан с
9:54
чувством причем Это внутреннее чувство оно не столько субъективно как мне
10:00
представляется сколько некоторым образом социально сконструировано то есть юмор
10:05
это еще и некоторые там скажем так практика которая разделяется в сообществах юмор по преимуществу
10:12
социален это доказывает многочисленные социологические исследования Мы в
10:20
группах смеемся гораздо чаще чем в одиночестве прям в разы чаще мы гораздо
10:27
чаще смеемся Когда разговариваем с кем-то причем что тоже любопытно человек
10:32
который говорит смеется чаще чем человек который слушает статистически мы чаще смеемся над своими собственными шутками
10:38
чем на чужими Хотя нам субъективно Представляется что наоборот
10:44
Вот и Да чтобы еще раз подчеркнуть
10:49
социализированность юмора можно на простом факте
10:55
женщины смеются статистически чаще чем мужчины Я думаю что это очевидно не
11:01
связано с какими-то физиологическими особенностями скорее всего это связано с особенностями социализации
11:07
[музыка] скажем так мужская гендерная роль она
11:16
больше тяготеет к серьезности знаешь не нужно смеяться нужно работать или там я
11:22
буду шутить Я тебе шок клоун вот такое Ну то есть некоторым образом мужская
11:29
гендерная роль такая знаешь традиционная может табуировать смешное наоборот
11:35
возводить некоторую серьезность Да если противопоставлять смешному в более одобряемое поведение в то время как
11:42
женщинам дозволено опять Александр не ролью большая легкомысленность
11:48
больше проявляйте свои чувства и так далее Это тоже часто Ну да Что Что
11:54
очевидно у мужчин до более табуированные эмоции любые плач Смех и так далее очень
12:00
много аспектов сразу ты коснулся так вот про этих верхам про все брать хотел поговорить но вот по поводу мужских
12:07
мужского и женского смеха у меня немножко другая мысль возникла про то что юмор Это в каком-то смысле
12:14
проявлении силы и оружия Ну какого смысле оружие Ну социальное в том числе то есть очень часто успеха достигают в
12:22
карьере например люди которые умеют хорошо к себе расположить других в том
12:28
числе за счет смеха и юмора есть такая штука что юмор это
12:36
что это какое-то проявление не знаю особой силы что ли Ну часто же тоже девушки когда спрашиваешь Ну в кого ты
12:43
готова влюбиться да Или кто Какие мужчины тебе нравятся там одна и один из топ ответов помимо SX Pack это типа
12:53
чувство юмора Мужчины должны быть чувство юмора почему это вообще как бы не это не всегда
12:59
коррелирует количество денег которые заработаю это не значит что я Надежный партнер но почему-то важно чувство юмора
13:05
девушки Ну да человек который скажем так имеет чувство юмора способен скажем так
13:10
создать психологически Комфорт наверное в отношениях это скажем так второй вопрос на него
13:17
короткий ответ а на первый вопрос будет длинный ответ насчет юмора как оружие
13:24
позволишь ли скажем так сразу нарисовать некоторую карту до того как работают
13:32
современные теории схемы хорошо есть такой замечательный
13:40
исследователь с российскими корнями Виктор раскин вот он сейчас
13:48
в общем он ехал покинул Россию преподает в университете пердю в Америке
13:55
и он придумал разделить все теории юмора на три больших группы Вот первая группа
14:03
это теории не соответствия мы о них вкратце поговорили когда говорили о том
14:09
что смешно Это некоторая ошибка и безобразие которое никому не причиняет вреда То есть это вот можно сказать
14:15
линия которая идет с Аристотеля Вторая линия это теория превосходства Вот то есть да это о чем ты спрашивал
14:24
про смех как некоторые орудие эту теорию продвигают Ну скажем так изобрел в
14:32
некотором смысле Платон тоже отец философии кстати Платон юмор Ну если не
14:40
ненавидел то относился к нему очень скептически Но что человека были совершенно другие цели он там хотел
14:46
идеальное государство строить утопию всякие там насмешники говорили ну ты
14:51
Платон конечно странное что-то придумал там скажем Ну я отвлекаюсь
14:58
немного был такой греческий драматург э комедиограф арестован
15:06
Вот и у него есть замечательное произведение облака где он высмеивает
15:11
Сократа ученик учителя Платона который вот витает все в высоких империях и вот
15:19
это высмеивается да то есть высмеивается философский подход и платоны мне кажется
15:24
это очень-очень сильно обижало поэтому комедии Платон относился очень
15:31
настороженно И даже если посмотреть определение которые будет
15:38
да да еще какую он прям
15:43
не любил комедию он говорит то что комедия это скажем так несоразмерность
15:51
оценки человека самооценки человека то есть человек который смеётся над другим
15:57
представляется себе смелее умнее благороднее лучше То есть это такой
16:03
способ повысить себе самооценку у Платона поэтому конечно же в хорошем
16:09
государстве Вот такая вот комедия должна быть запрещена естественно Вот потому
16:16
что чтобы никто себе самооценку за чужой счет не поднимал вот Ну да потом можем
16:21
развить вот это вот теорию превосходно другим у неё было свое
16:27
продолжение в работах там Томаса и она тоже представляется достаточно интуитивно приемлемой и наконец третье
16:35
группа теории э её можно назвать теорией э разрядки вот что у нас есть некоторые
16:43
психологическое напряжение А по тем или иным причинам Да в зависимости от того какую конкретную теорию мы возьмём и
16:50
смех – это легальный способ выместить вот это вот психологическое напряжение
16:57
то есть скажем Ну естественно Зигмунд Фрейд Да один из родоначальников теории
17:03
разрядки вот до него еще об этом писал Герберт Спенсер но у Фрейда вышло как бы
17:10
лучше и четче и в двадцатом веке это стало одной из основной теорий смеха
17:15
базовый механизм достаточно прост и ясен У нас есть как бы наш ИТ Да скажем так
17:23
бессознательное такое темное животное Скажем мы хотим там удовлетворять свои потребности Как
17:29
только они возникают сексуальные потребности или потребности в насилии и так далее А есть как бы внешне
17:36
общественная культурная которая нам это делает мешает ты хочешь с кем-то сношаться нельзя с этим
17:43
человеком сношаться потому что это ну Так не делается да приходится терпеть и
17:51
юмор как бы это поднятие крышки с котелка который кипит он выпускает пар
17:58
то есть вместо того чтобы кого-то изнасиловать ты можешь просто сально и мерзко сексуализировано шутить
18:05
и это как бы социально более приемлемо естественно чем изнасилование и вот это
18:11
как бы держит напряжение в норме как-то связано с
18:17
юмором как властью и как силой А как-то ну вот теория превосходства напрямую связано с юмором как властью и как силой
18:25
во-первых юмор используется очень часто в политических дебатах и так далее Потому что скажем так человек
18:33
который смешон он одновременно не может быть страшным
18:39
он одновременно не может быть грозен да Или серьезен а любые притязания на
18:45
власть это же в том числе притязание на Величие притязания на страх скажем там
18:52
вообще Государство это аппарат легитимного насилия Если Вы не боитесь вот этого легитимного насилия
18:57
государства то государство в каком смысле перестает работать Мы должны действовать с оглядкой на то что это
19:03
насилие Может на вас обрушиться поэтому не во не убивайте предоставьте это все делать государству
19:12
вот а в случае если как бы знаешь это работает
19:18
Как Гарри Поттере было
19:24
да да там было такое существо богат оно принимало обличие самого страшного
19:32
самого страшного что вы можете себе представить и было специальное заклинание против вот
19:39
этого существа ридикулус также может работать механизм
19:45
изобличения то есть что-то что представляется Вам страшным опасным значимым который вы должны обязательно
19:52
принять во внимание после вот этой процедуры разоблачения как редикулус становится абсолютно безопасным вы
20:00
понимаете то что страх был дутым и в этом смысле высмеять политическую фигуру это достаточно Грозное оружие в руках
20:08
политика и человек который может вернуть Вот эту вот остроту в свою речь скажем
20:15
из таких известных людей этим славился Цицерон Цицерон великий оратор кстати
20:21
поплатился потом за свою ораторское искусство его голову принесли жене его
20:27
политического противника и она втыкала в его язык в булавки вот
20:32
да ну в язык понятно Да почему Потому что слишком хорошо человек говорил
20:37
человек говорил настолько прекрасно что он вот юмором изобличал своих политических
20:43
противников он был способен очень ловко манипулировать политиками и политикой
20:49
вообще время благодаря тому что прекрасно использовал слово и вот конечно большая часть э-э риторики это в
20:58
том числе юмор
21:04
Ну да Вот как раз подумал Про то что юмор еще сила В риторическом смысле да
21:11
то есть это как проявление ловкости ума что ли да то есть должен успеть пошутить над кем-то да А в твой собеседник должен
21:18
не успеть на это среагировать или отшутиться в ответ и тогда типа ты как бы умнее немножко получается Да
21:24
остроумнее даже так и называется остроумнее Как быстро мертвом Кто первый
21:31
пошутил тот и молодец да примерно таких же взглядов например
21:38
придерживался Томас гоббс еще один представитель которого можно классифицировать именно в теорию
21:45
превосходства лагал то что за скажем так социальным
21:52
вообще социальная как оно появилось и как оно держится стоит война всех против всех
21:58
то есть в естественном состоянии когда нет законов государства существует некоторые естественные права
22:05
и поскольку они никем не оберегаются каждый хочет как бы свои права расширить
22:11
на права другого человека Вот и в этом смысле мы постоянно боремся а потом приходит государство на суверен
22:18
мы Передаем ему все палки чтобы он сбил всеми палками сразу а мы друг друга палками не били Вот и поскольку
22:27
гопса был очень интересный геометрический метод с помощью которого он разрабатывал социальной философию он
22:33
старался все вывести именно из вот этого первоначального своего умысла из войны
22:38
всех против всех и так далее Поэтому у него смех он
22:43
называет это чувство внезапно или да
22:53
смехом он называет внезапной Славы то есть с точки зрения гопса Мы смеемся
22:58
Когда происходит что-то такое мы сделали что-то настолько ловко что сразу же
23:06
стали как бы умнее сильнее и в глазах
23:11
общества и нас это веселит либо другое когда мы кого-то так ловко подели что
23:18
этот кто-то был как бы унижен что тоже доказывает наше превосходство Ну тут
23:24
прям явным образом читается вот скажем так Хмм продолжение платоновской линии
23:30
Да что мы в первую очередь смеёмся над э
23:36
тем кого считаем ниже себя э как бы низким Но вот не всегда она так работает
23:42
действительности То есть это частный случай юмористического безусловно он очень важен но если мы претендуем на
23:49
какое-то родовое определение юмора то мне кажется то что теория превосходства достаточно слабая
23:56
Вот потому что ну очевидно Да там я не знаю вот тебе пример шутки Что будет если
24:04
синие джинсы бросить в Красное море
24:11
они намокнут вот где здесь унижен кто джинсы унижены
24:18
море унижено Нет это абсолютно лингвистическая Игра слов которая
24:24
смешивает два контекста первый контекст шутки то есть мы ожидаем какого-то панчлайна и Судя по водным он должен
24:31
быть как-то связан с цветами Да но в результате панчлайн у нас абсолютно
24:37
логичный который как бы антишуточный Но поскольку это шутка общий контекст шутки
24:42
то мы такие а ой когнитивный диссонанс Да и когнитивный диссонанс он как бы
24:48
реакция смеха заглушается это шутка какая-то Ну конечно ну вот это шутка
24:55
которая как мне кажется показывает то что очень многие шутки они вот чисто
25:00
носят Лингвистический характер нарушается нормы языка Но никто не унижен Никто не обижен
25:09
вот в этом смысле это только частный случай с моей точки зрения Ну а животное
25:14
предыстории есть у этого ну то есть животные у них может быть юмор животное
25:19
очевидно смеются наверное иногда смеются абсолютно точно но Является ли это
25:25
юмором что Про это известно опять-таки есть теоретик русский Леонид Карасёв
25:31
и он разделяет два
25:36
типа вида смешного Первое это
25:42
своей книге философия смеха Первое это смех тела
25:48
и второе это смех ума
25:54
Вот первый тип смеха связан с ситуациями когда человек выражает свою радость телесное ликование
26:00
витальность витальный энтузиазм скажем так то есть И вот такой смех он не
26:07
только человеку присущ например знаете когда младенцы смеются когда дети смеются они
26:14
могут смеяться ни над чем-то конкретным просто вот им радостно рефлексов Да какой-то физических да
26:22
Безусловно физиологически это сто процентов существуют в нашем как бы до
26:27
теле безусловно доказывается это тем что у нас есть реакция на щекотку
26:34
Вот то есть у нас есть какой-то механизм другое дело то что вот
26:39
эта кнопочка которая нажимается и мне как бы смешно да моему телу смешно не вместе с моим телом Да но при этом
26:46
скажем так если вы считаете щекочет из себя это как бы насилие по отношению к вам а если вы выражаете свой свою
26:53
радость просто вот таким вот каким-то генетическим смехом таким а то вот это
26:59
оно самое когда скажем так Хмм вы просто выражаете свою реальность
27:05
Когда вам хорошо И вот это делают животные например это делают дельфины это делают обезьяны а шимпанзе например
27:14
это делают крысы Да что кстати примечательно крыса и
27:20
шимпанзе животные достаточно можно сказать социальные в зависимости
27:25
от того как вы Определите там что такое социальность Да я вообще специализируюсь
27:32
по кафедре социальной философии вот поэтому для меня это такой вопрос большой Что такое Социальное Ну вот есть
27:40
часть теоретиков которые полагают что это самая социальная у животных присутствует Что это значит это значит
27:45
То что они как бы проживают в группах и действия их должны
27:51
быть опосредованы действием другого иными словами Ну как бы нужно договариваться Прежде чем что-то сделать естественно невербально каким-то другим
27:58
образом Вот Но тем не менее и вот смех это очень хорошее такое
28:03
начинание Это очень хороший баф который позволяет показывать например отсутствие
28:11
опасности причём в двояком смысле с одной стороны отсутствие опасности вокруг насколько важно для моих
28:17
сородичей а с другой стороны отсутствие опасности от меня То есть если я смеюсь и я в это время
28:24
Вас бить не буду я сначала от смеюсь а потом вас побью но они не одновременно
28:30
То есть это такой способ показать что я не опасен Вы можете со мной находиться
28:37
рядом значит в итоге смех тела есть у животных тоже да
28:43
получается да Смех ума Это что такое
28:48
смех ума Это тип меха который связан с
28:53
комической оценкой действительности а то есть один строится на другом
29:00
очевидно то что скажем так если бы у нас не было некоторые вот этой органической базы до подоплеки возможности сменяться
29:07
то не было бы и смеха ума Однако сам смех ума он как бы настраивается и В
29:14
каком-то смысле не зависит от смеха тела это область рефлексии область парадоксальной оценки это сфера
29:21
проявления остроумия скажем так это способ реакции на Вот это самое
29:27
безобразие или зло на некоторые Парадокс который содержится в окружающей
29:34
реальности есть мир должного и мир сущего так
29:41
да то есть мир должного это то как каким мир должен
29:47
быть несущего это каким он есть в действительности и вот какой он есть
29:53
действительности Нам очень часто бывает травматично то есть люди корыстолюбивы
29:58
склонны к обману ведут себя как попало сам мир тоже не совершенен постоянно
30:04
выкидывает какую-то гадость все вокруг вызывает скажем так боль и
30:10
вот чтобы эту боль снимать нужно каким-то образом [музыка] соотноситься с этим миром Да абсурдом
30:18
если угодно вот с тем что мы смертны да то что мыслящий тростник условно то что
30:25
мы одновременно как бы мыслим Да и одновременно столь хрупкий и слабы что
30:31
мир может растерять в любой момент и вот смотря на это можно плакать
30:37
несмотря на это же Можно смеяться скажем есть такие две риторические фигуры в философии
30:44
это реальные фигуры то есть реально были такие философы жили это философы
30:49
досократики Гераклит и демокрит вот и в дальнейшую как бы культуру они вошли как
30:56
смеющийся философ и философ плачущий то есть да гераклиц плакал над людскими
31:03
пороками А Дима Крид наоборот смеялся Вот потому что он понимал то что за все
31:10
этой скажем так бравадой над лицемерием и предательством
31:16
за всем этим стоит только пустота вот и это был как бы тоже способ
31:21
вскрытия ничтожности того ради чего люди порой
31:28
борются и даже способны отдать своей жизни что кстати интересно тоже это
31:33
связано с телом есть такой знаменитый греческий врачеватель всем известный
31:38
абсолютно Гиппократ Вот и в первом веке нашей по-моему уже
31:45
эры тогда Гиппократ не жил естественно тогда жил какое-то неизвестный Автор
31:50
который написал роман из писем который Гиппократ
31:56
якобы отсылал демокриту Вот И там Гиппократ пытался излечить недуг
32:02
демокрита Потому что демокрит постоянно смеялся пока пытался понять что же с этим
32:09
человеком не так может он Джокер Может у него псевдобульбарный синдром
32:14
смеется нервнический Хотя вряд ли конечно тогда существовали такие термины
32:21
Вот и по ходу развития Гиппократ полностью соглашается с
32:27
демокритом что Да это наверное лучше позиция по отношению к этой базовой
32:33
скажем несостыковки базовому парадоксу соотношение мира должного и сущего что
32:38
действительно Лучше смеяться чем пла потому что это более скажем так жизни стойкая более детальная способ отношения
32:46
к происходящему это конечно уже связано с и это врачу и тело да в том числе по
32:53
Гиппократу но связано это прежде всего конечно с смехом ума то есть вот эти
33:00
области парадоксы это уже не выражение витальности а скажем так работа с понятиями То есть это требует
33:08
некоторого некоторые рефлексии которую как мне кажется нету животных потому что
33:15
у животных отсутствует вторая Сигнальная система То есть у них нет вербального языка это когда я смотрю Стендап и такой
33:23
это смешно не смеюсь особо
33:28
не под столом
33:35
это смех ума Он не обязательно выражается чисто рефлексивно что ты Я
33:40
думаю на тебя есть ещё некоторые знаешь такая Возможно а полупрофессиональная или профессиональная дистанция То есть
33:47
ты ещё сидишь как э как судья как оценщик э насколько смешная шутка вот и
33:54
это конечно связано с тем что ты сидишь в одиночестве Если бы ты сидел в зале то
33:59
те же самые шутки вызывали бы у тебя не такую холодную отстранённую реакцию Что А это смешно или Хмм вот а вот какую
34:07
громкую витальную скажем так реакцию Потому что ты бы в том числе как бы позиционировал
34:14
себя в социальном пространстве
34:20
но интересно что вот эта штука с коллективностью смеха Она наверное как я
34:27
представляю не такая уникальная То есть это желание испытывать что-то в коллективе оно у нас есть она нам
34:33
присуще и в других областях там в религиозной например людям классно быть в храме и вместе испытывать какой-то
34:40
чувство во время службы чем поодиночке они для этого собственно в храм приходят например
34:45
[музыка] в кинотеатр тоже прикольный поплакать
34:52
надрамой в зале когда другие люди чем одному дому Хотя не всем
34:57
то есть это не уникальная фишка для юмора получается Да действительно
35:02
Человек существо социальное и нам
35:09
присуща некоторые доля желания находиться в группе определенно
35:16
некоторая доля комфортности нам всем присуще то есть мы хотим как бы нам
35:21
важно мнение другого Мы хотим нравится Мы хотим подходить под стандарты других
35:26
людей это скажем так базовая основа социальности без этого просто мы бы вместе не смогли бы жить если мы были
35:32
чуть-чуть более агрессивны Чуть более независимы и так далее мы бы не смогли
35:38
строить Вот такие шикарные человеки которые у нас сейчас есть
35:43
да но специфично функция скажем так юмора То
35:49
есть если мы рассматриваем что-то социальным образом нам мало указать на социальную природу смеха как мне
35:56
представляется нам ещё существенно важно пойти по Ну по одному из путей либо
36:02
показать в каких конкретно практиках люди смеются Да это Один путь либо второй путь функциональный то есть
36:08
указать на функцию которую должна который должен выполнять юмор в социуме
36:13
Вот то есть понятно Какую там функцию выполняет религия которую ты привел в пример спорт
36:22
[музыка] какую же функцию выполняет юмор ты скажи такое ощущение что это в том числе
36:28
какая-то одна из базовых потребностей типа как покушать не такая необходимая эта вещь которая напрямую тебе
36:37
доставляют удовольствие кстати про это тоже хотел спросить вот эти Физиологические аспекты юмора Почему нам
36:43
хорошо когда мы смеемся там какие-то гормончики выделяются правильно или как это устроены если честно именно
36:48
физиологию юмора я знаю достаточно неважно я хорошо знаю только механику юмора
36:54
Вот то есть именно с гормонами наверное не подскажу
37:01
Вот Но механически это исследовал
37:07
Дарвин Чарльз Дарвин есть даже забавные исторические анекдот на тему
37:14
Что Чарльз Дарвин щекотал обезьян когда пытался выяснить смеются ли обезьяны
37:21
потому что да по известному афоризму Аристотеля человек есть животные смеющиеся
37:27
Ну вот как выяснилось Нет не только человек еще многие другие смеются вот
37:33
Дарвин механику смеха заключал в том что когда мы смеемся нас расширяется уголки рта и
37:42
лучше резонирует Звук вот то есть мы должны подать достаточно громкий звук но
37:48
этот звук должен отличаться от звука который мы издаем во время скажем ужаса
37:53
или опасности то есть чтобы другие животные очень хорошо слышали эту
37:58
разницу Поэтому если нам страшно мы кричим как бы продолжительное и с открытым ртом
38:06
а если нам смешно то мы как бы издаем громкие звуки но отрывистые
38:15
и тоже срезонирующим ртом А в дальнейшем Дарвин полагал что если что-то смешно но
38:25
недостаточно то мы просто растягиваем уголки рта не издавая при этом звуков
38:30
Вот и вот это называется улыбка улыбку изучал дюшен такой физиолог
38:39
французский который был людей током и фотографировал это все на камеру и вот
38:46
до сих пор Если вы загуглите улыбку дюшена вы найдете много улыбающихся людей вот душе рассматривается
38:53
физиологической точки зрения
39:00
а ну как бы чтобы мы мышцы лица сокращались То есть у него не было анекдотов хороших
39:06
он только использовал или что Да точно Ну да если воздействовать током
39:13
на лицевые мышцы то они могут растянуться в улыбке и он это запечатлевал Окей вот
39:25
Почему шутки про самые эффективные
39:31
с каталоге значит это
39:37
так про низкая в общем да да это да это это все объединяется вот этим красивым
39:44
словом с каталоге или с каталогический юмор Вот то есть юмор который
39:51
бьет по Низам Смотри мне это представляется следующим образом тогда
39:58
Вернемся обратно к теории разрядки и зигмунду Фрейду Зигмунд Фрейд как я уже
40:07
объяснял базовый механизм заключается в том что мы как бы снимаем напряжение и
40:12
он разделял несколько типов юмора вот с
40:18
одной стороны есть юмор который как бы чисто лингвистическая игра То есть он
40:25
Нет тенденциозный он просто такой легкий остроумный
40:31
а есть тенденциозный юмор То есть он так и назывался тенденция который отсылает к
40:37
некоторому иному и вот это иное это чаще всего либо
40:43
секс либо святотатство либо
40:50
какие-то властные да да насилие безусловно
40:57
Да еще светотство тут добавляется и получается то что лучше заходят шутки
41:05
когда они позволительные которые как бы до некоторой степени табуированы то есть
41:11
шутки про ты не можешь шутить где попало это все равно И слово и скажем
41:19
так действия например Посмотри как часто меняется название у туалетов
41:25
Так как только уже не называли и ватерклозетами и уборными и так далее
41:31
Мне кажется то что такое частое замена одного слова на другом или как люди
41:37
например в компаниях об этом рассказывают типа я пойду руки помою или я там пойду на архитектуру посмотрю как
41:44
у Довлатова был персонаж который говорил Я сейчас пойду ознакомлюсь с архитектурой Ну
41:50
посту В смысле вот вот примерно так то есть очень-очень-очень
41:59
Это все как бы табуируется В каком-то смысле и поэтому когда про это шутят вот
42:04
эта тенденция явным образом де табуируют на время вещи над которыми
42:13
теперь позволительно смеяться это дает психологическое облегчение Я думаю то что так легче всего будет объяснить Это
42:19
вся штука да запретом окей Да могу еще Кстати добавить есть
42:25
такой замечательный русский философ один из наверное топ вообще 10
42:31
русских философов в мире очень активно исследуем Ну вот прям То есть я имею ввиду по
42:38
влиянию То есть даже есть бахтиноведение Да я имею ввиду Бахтина это такое на
42:44
западе очень востребованная фигура он писал про смеховую культуру средневековья
42:50
Вот вот мы с тобой поговорили до про античность в основном про Новое время тоже назвал много авторов и не было ни
42:58
одного средневекового автора это не случайно дело в том то что достаточно
43:04
сказать
43:10
скажем так образованные люди не шутили такие образованные высоколобые люди в
43:17
монастырях они те у которых была письменность да Они как раз не шутили
43:23
Потому что есть даже очень здоровское такое постмодернистическое произведение умбертека на эту тему Я в самом начале
43:32
нашего разговора сказал то что у Аристотеля в поэтике было две части
43:37
трагедия первая и комедия вот второй части не дошло до наших дней
43:44
умберт Эко так вот весело постмодернистически пошутил на тему
43:50
Что поэтика вторая часть поэтики Аристотеля не дошло до наших дней потому что
43:56
злобный монах Хорхе отравил вторую часть
44:01
поэтики чтобы люди не читали вот эту вторую часть потому что Аристотель Это был прям знаешь большой авторитет если
44:08
аристотелю можно писать про комедию значит всем остальным тоже а он этого не хотел по тем причинам что из Евангелия
44:16
из Нового Завета не ясно смеялся ли Иисус вообще
44:21
то есть а если Иисус не смеялся то может и не нужно людям смеяться Может это вот
44:27
что-то низкое это что-то Что разрушает авторитеты что-то Что выступает против догматов поэтому это как бы запрещалось
44:33
и вот этот большой запрет культурный запрет выражался
44:39
в Смеховой культуре то есть в низовой культуре в карнавалах в
44:47
таком как бы взрыве который имел определенную временную протяжённость во
44:55
время карнавалов вверх меняется с низом смешное перед задом
45:02
серьезное со смешным и так далее и естественно там огромное количество было
45:08
из каталогического юмора то есть такого низменного про гениталии про экскременты
45:14
и так далее вот такой хороший пример уже как бы скажем так записанного вот этого
45:20
юмора типа юмора это франсуарабле вот если ты читал гарга по интегриэль то
45:28
знаешь там шутки в основном про э-э гульфики про
45:35
то как он много ест про то как он пускает ветра и так далее и так далее и так далее Вот то есть Прямо такая
45:41
насыщенная книга читать читать сложно мне было
45:51
а вот про юмор древности как раз ты рассказывал в другом подкасте и в лекции
45:58
своей про во-первых анекдот про фараона Расскажи пожалуйста есть один анекдот
46:04
ему около он в общем датируется около
46:09
1600 года до нашей эры да то есть бывает
46:15
бородатые анекдоты А этот наверное даже уже не бородатый он даже страшно
46:21
предположить какой звучит он следующим образом Как развлечь
46:26
скучающего фараона отправить по Нилу лодку с девушками в костюмах из
46:31
рыболовецких сетей и тогда Фараон обязательно пойдет на рыбалку [музыка]
46:37
Вот то есть это достаточно классическая шутка здесь есть два контекста то есть
46:43
Фараон отправляется на рыбалку и не на рыбалку мы знаем то что у нас рыбалка
46:49
вызывает ассоциации с рыболовецкими сетями Вот и мы знаем то что
46:54
рыболовецкие сети прозрачно Вот то есть здесь соблюдается все есть вот эти два
47:00
контекста которые в точке без ассоциации сходятся друг с другом То есть каждый контекст сам по себе логичен но вместе
47:06
они находиться не должны это вызывает когнитивный диссонанс вот вызывает реакцию смеха тут есть ещё и
47:13
табуированная Тема Ну кстати не знаю насколько она была табуирована я не знаю про сексуальность в Египте
47:20
подробно не изучал Ну вот тем не менее классическая шутка и получается
47:30
второй источник который ты упоминаешь это
47:37
сборник анекдотов по сути в буквальном смысле Да это древнейший сборник шуток и
47:45
анекдотов античный филогейла с пелагелас переводится как любитель посмеяться или
47:52
любитель смешного отсюда кстати название скажем так дисциплины которые посвящена
47:58
юмору геология то есть gelas да это вот смех смешное Фила гелас люблю люблю
48:04
смешное Вот с датировкой и авторством есть некоторые проблемы у филадельца
48:11
ясно то что вышел этот сборник позже 248 года нашей эры потому что там
48:19
упоминается тысячелетие Рима вот в остальном же это такой очень
48:24
классический сборник анекдотов и даже в 2008 году британский
48:31
телеведущий Джеймс опробовал этот материал который
48:36
содержался в филагела современной аудитории он выступал вроде бы на радио и а нет нет на телевидении и да шутки
48:45
заходили то есть и Да если Вы посмотрите откроете там есть вот эти риторические
48:51
фигуры знаете что Забавно у нас же есть Ну там Вовочка и Чапаев
48:58
У нас есть такие как бы известные персонажи анекдотов Штирлиц и так далее у них тоже у них тоже есть известные
49:05
персонажи это Например педанс а Да который тоже попадает во всякие вот
49:13
интересные смешные ситуации то есть в целом очень интересно то что даже как бы
49:21
скажем так семантически и синтаксические юмор Несмотря на то что цивилизация
49:27
очень разные Культура очень разные достаточно похож Поразительно Просто я
49:33
открыла посчитал Действительно это выглядит как сборник анекдотов которые на вокзале покупаешь и вот этот набор
49:39
персонажей наделённых какими-то стереотипами про которые шутятся и сама структура панчлайн абсолютно как обычно
49:47
в анекдоте Я хотел бы тебя спросить про твои Впечатление у меня было такое ощущение
49:52
что как сказать всё-таки есть
49:57
культурная пропасть которую ты чувствуешь между современными людьми Да
50:03
частью современного общества которое ты являешься и людьми древности то есть думаешь но они какие-то были другие
50:09
странные непонятные насчет того что семантические синтаксические шутки не
50:16
меняются наверное вот есть базовая не вариативность юмора то есть вот мы с
50:21
тобой обсуждали три теории Дары Я думаю то что Ну достаточно так очевидно они
50:27
должны работать все вместе то есть как бы социальные некоторые симптоматика которая присущие юмору А и есть скажем
50:34
так синтаксическая семантическое вот это вот первое теория юмора а именно теория не
50:42
совпадения которая отмечал ещё Аристотель она и работает и заставляет нас смеяться что с античного филогеса
50:50
что современных шуток условного и Джимми Кара то есть вот этот базовый
50:58
Парадокс вот этот сетап Punch line обман ожиданий Или как это вот
51:05
сформулировал Виктор раскин два контекста которые не
51:11
должны находиться вместе но тем не менее сходятся Вот в этой точке бисоциации вот
51:17
еще хорошо Да если юмор нарушает какую-нибудь норму социальную вот ну
51:24
социальным широком смысле то есть он может например нарушать норму моральную может нарушать норму религиозную А может
51:31
например просто языковую норму Как вот В случае с этими штанами синими и красным морем
51:39
и также кстати из этого следует как шутить не надо вашу Шутку не поймут в
51:47
двух случаях в первых первый случай когда те нормы которые ты нарушаешь для
51:54
другого человека это просто не норма но То есть он Они не знает скажем Если
51:59
ты будешь шутить с каннибалами если бы шутить проволочку в Америке
52:05
О кстати да про Вовочку в Америке Я просто обычно привожу пример что шутить
52:11
про каннибализм с каннибалами вот а не нужно шутить про канибали с каннибалами во-первых они не поймут во-вторых вообще
52:17
не нужно шутить каннибалами типа это плохая идея и второе это ваша шутка
52:25
Хмм да либо порядок который не осознается то есть человек просто не
52:31
понимает О чем речь то есть скажем вы как-то Офигенно скаламбурили а человек этого слова не знал до этого и он такой
52:38
ну это странно или там пошутили сейчас приведу пример
52:44
там Костя Костя ты где женщина ходит ищет зря я узнала твой спин
52:51
Вот теперь она не знает его месторасположение и за квантовый
52:58
вот если человек не понимает то он не будет смеяться потому что для него никакой порядок не нарушен у него нет
53:04
вот этих двух контекстов у неё есть только один женщина ищет мужчину и почему-то ворчит Почему не ясно вот два
53:12
два разных получается случаи [музыка]
53:19
к вопросу об универсальности языка юмора вопрос от нашего подписчика Насте можете
53:26
тоже стать подписчиком и задавать вопросы нашим гостям И от меня тоже есть ли какие-то национальные аспекты у
53:34
юмора Если российский юморный и лучше говорят есть английский Чем отличается
53:40
Да как мы с тобой уже выяснили как бы синтаксические
53:47
семантически Да любая шутка в целом может быть понята если осознаваем тот
53:57
нормативный план который в эту шутку в которой в этой шутке нарушается ну
54:02
скажем ты не поймешь игру слов на английском Если ты не знаешь английского языка просто как он как он существует
54:08
какие там правила лингвистические вот если ты не понимаешь норм того общества
54:13
Ты тоже можешь не понять шутку другого общества поэтому именно по форме Мне
54:20
кажется это будет плюс-минус одно и то же подобное вот а вот по содержанию
54:25
конечно внутрь шутки заливается некоторые культурный код вот скажем
54:33
какой-нибудь Крик типа автомобиль будет не понятен никому кроме вот
54:42
русских людей то причем определенного поколения Вот то есть ничего даже
54:50
добавлять не надо я вот не сказал Ни фамилию не передачу но все в курсе что это за автомобиль вот
54:57
всем всем все понятно я говорил о социальной природе юмора и я думаю то
55:04
что юмор в том числе очень активно способствует интеграции людей в большие
55:11
группы То есть как бы человек который понимает наш юмор человек который
55:16
понимает кто такой Штирлиц Кто такой Вовочка там кто такой Чапаев и так далее
55:22
и тому подобное Что такое автомобиль нам ближе роднее Вот и Кроме того конечно
55:28
огромная большое скажем так юмористическая
55:35
пространство занято скажем так российскими шутками То есть как ты
55:40
понимаешь интеграция вовнутрь это часто очень дезинтеграция вовне
55:47
да то есть когда мы сплачиваемся внутрь мы как бы обособляемся от других и в
55:54
этом смысле конечно большое количество себя Как обозначить как группу нам один из простых способов Это отделиться от
56:02
другой группы да как-то обособиться да и обозначить ее как других вот все эти
56:09
анекдоты на национальный почве Да заходит там я не знаю китаец японец и
56:15
русский в бар да и это во-первых как бы некоторые стереотизация национального
56:21
характера то есть вот есть какое-то такое большое объединённое культура скопища людей
56:29
которые называются русские Да им свойственно там типа смекалочка
56:34
полагаться на авось русская там возможно какое-то не очень серьёзное отношение И
56:42
не всегда мы берём на себя ответственность да стереотично вот я уверен то что ничуть не менее
56:49
ответственный ничуть не менее полагаемся на 8 ничуть не более чем стальные люди Я
56:55
думаю то что в разных слоях русских людей очень пора очень разные
57:01
стереотипы поведения супер разные Вот Но вот такая риторическая фигура она существует и она как бы нас объединяет
57:07
она нам всем понятно сюда же идут анекдоты еще более скажем
57:15
российские например в русском сегменте юмора юмористического
57:21
это анекдоты скажем про чукчей старые советские анекдоты но они
57:27
очевидно Да они очевидно строятся на том что вот человек не понимает технического
57:33
мира в котором оказался Вот потому что он Абориген он как бы из культуры более
57:40
примитивного типа а ну да и это же кстати позволяет нам
57:46
как бы обосабливаться и структурироваться в качестве группы Я приведу примеры которые мне ближе и
57:52
понятней которые очень любят приводить слова и жижик
57:58
вот да Славой жижик это философ который нашутил столько что уже чисто из шуток
58:06
которую потребляет своих лекциях есть отдельные сборники то есть сборники
58:11
шуток слова и жижика это печатают это печатают на русском и это на русском же
58:16
покупают то есть достаточно далеко дело зашло
58:21
Вот у него например он любит рассуждать про то как российские
58:29
шутки и такие скабрезные шутки могут сплачивать коллективы в том числе он
58:34
например приводит шутку про славянцев Вот про то что стереотип о словенцах но
58:40
у них Югославии что они жадные Поэтому у словенца спрашивают
58:48
приходят Джин и спрашивает славянца что тебе дать Но учти твой сосед получит
58:54
вдвое больше словенец говорит Отними мне глаз
59:00
да то есть не любит своих соседей или вот более специфический анекдот про
59:06
черногорцев стереотип что они ленивы и у них часто землетрясения вот поэтому в
59:12
этом анекдоте черногорец Чтобы заняться любовью просто лежит на земле и ждет
59:21
Ну я так опустил самый обрезанную часть но мне кажется она прочитывается что это
59:28
нам дает это нам дает Вот как раз таки интеграцию вовнутрь то есть мы такие-то
59:33
они другие они получается не такие как мы и описание и самоописание себя через
59:40
эти анекдоты все что я говорил там про 8 и так далее тому подобное это вот то с
59:45
чем мы соотносимся вот и плюс конечно это работает наверное даже универсально
59:52
то есть не обязательно на национальном уровне но ниже на более мелких сообществах это работает Безусловно
1:00:00
скажем так сплачиваются армейские взводы Да вот этот феномен армейского юмора
1:00:06
можете посмотреть цельнометаллическую оболочку Да там очень хорошо показано что такое армейский юмор какой он такой
1:00:13
такой сальный какой он тоже с каталогический достаточно низкий потому что людей ему строят у людей очень
1:00:19
сильная дисциплина у них очень сильный контроль Да высокий стресс и контроль
1:00:25
над телом постоянная возможность умереть поэтому им как бы вот это напряжение нужно выбрасывать постоянно потому что
1:00:32
иначе не просто сойдут с ума И как Рядовой Куча которая кстати не смеялся практически никогда над этими самыми
1:00:39
армейскими шутками вот как Рядовой Куча Выпустите себе пулю в лоб
1:00:44
точнее в рот стрелял Вот как-то так и
1:00:50
Да в конце концов это скачивает коллективы и Например у современных
1:00:56
подростков и даже взрослых людей такую функцию отсечки своих и не своих
1:01:03
разделения выполняют мемы [музыка]
1:01:10
как спросить Чем точнее Так в чем уникальность Почему
1:01:19
были были раньше мемы или это действительно какая-то уникальная новая
1:01:24
вещь мемы Раньше были опять-таки все зависит от определения то есть нечто что было
1:01:32
похоже на мем Конечно можно найти всегда и везде То есть например Мне кажется то
1:01:38
что очень часто говорят анекдоты советские анекдоты это вот просто мемы например Мне кажется это не совсем так
1:01:45
потому что анекдот имеет очень четкую структурированную форму
1:01:51
на который мы с тобой говорили вот этот сетап панчлайн
1:01:57
Парадокс базовый диссоциация двух первый раз повторяюсь третий раз и на
1:02:04
четвертый ха-ха Да кстати хорошее замечание повторяемость материала Фрейд вот
1:02:10
выделял в качестве одного из составляющих одной составляющих юмора
1:02:15
Да но у него вообще это все описывает сгущением но сгущение в том числе могло
1:02:22
приводить к повторяемости материала например и
1:02:29
цитата из поэта с Эмили Джонсона
1:02:34
он боялся подойти к тем женщинам которых
1:02:42
хвалил в результате подошел к той которую хвалить бы постеснялся да то есть получается
1:02:49
один и тот же набор слов но в разном порядке там приводит к разным результат
1:02:59
в начале фильма по моему как раз и не Холл говорит
1:03:05
никогда не хотел бы стать никогда не хотел бы быть членом клуба в котором есть кто-то вроде меня ха ха
1:03:13
да еще например шутка на повторение материала это не сумев достичь
1:03:20
желаемого претворить что желал достигнутого Вот то есть тоже одни и те же слова да и
1:03:27
второе Это намек тоже у Фрейда что вот сгущение может привести к тому что вы не
1:03:33
можете например сказать человеку что он осел но вы можете сказать то что у вас такое дурной характер что у вас четыре
1:03:39
ахиллесовых пяты Ну кого там 4 5 до явно не у двуногих
1:03:46
так вот мемы да да Ничего себе У меня конечно отвлечение
1:03:53
можно попытаться привязать этот анекдотам но я бы так не стал делать
1:03:58
потому что мем это как мне кажется даже что-то гораздо более базовое то есть
1:04:04
очень часто пытаются мем определить именно как и юмор эссенциально то есть
1:04:10
задать какой-то вот дефиницию которая бы покрывала вот весь
1:04:16
ореол мемов и объясняла бы их и только их так не получится потому что как
1:04:21
только мы пытаемся обозначить форму которая присуще любому и всякому мему тут же обнаруживается то что это не
1:04:27
универсальная форма скажем песня невагона give you Up это мем
1:04:34
хотя там нет ни шутки ничего То есть она сама по себе мем точнее мем это то как
1:04:41
ее используют то есть с моей точки зрения мемом может
1:04:47
стать все что угодно тело движения вот вот это вот например
1:04:52
видеоряд кусочек звука текст картинка все это может стать мемом
1:05:02
то есть мем Это не то что а то Как используют можно сказать что в том числе
1:05:09
особенность в том что они появились в когда стало возможным глобальной
1:05:15
культурный обмен благодаря интернету и такой контекст который очень быстро
1:05:22
становится массовым что для шутки важен контекст и с кем ты шутишь тоже понимать
1:05:28
английский
1:05:34
такая штука которая такой Тип контекста который очень быстро распространяется и благодаря этому становится поводом для
1:05:41
создания новых шуток так получается да мем как бы скажем так требования этой
1:05:47
художественной формы это требования репликации то есть требования повторения воспроизводимости поэтому мемы очень
1:05:54
часто как бы просты в использовании и простые в подключении к нему то есть
1:06:02
мемы может делать Каждый даже можно не владеть какими-то графическими редакторами чаще всего есть там
1:06:07
специальные сайты Да где вы можете просто добавить нужную себе надпись то есть такое максимальное облегчение точки
1:06:13
входа И ты абсолютно прав то что вот современные мемы могли появиться только
1:06:18
современными же Медиа когда как бы вот Хмм управление графическими редакторами
1:06:25
звуковыми рядами и так далее стало доступно а большому количеству людей раньше могли существовать только скажем
1:06:33
так вербальные мемы если это вообще можно назвать мемами Мне кажется то что если анекдот не подходит на такого
1:06:38
прародителя мемов то очень подходят знаешь цитаты из различных советских
1:06:44
фильмов когда люди сидят за столом и один другому говорит какая гадость это
1:06:49
ваша заливная рыба и второе его прекрасно понимает с моей точки зрения Вот это не похоже Вот это
1:06:56
да И это кстати вызывает улыбку то есть он считывает отсылку он понимает О чем
1:07:03
речь возникает Да за счет собственно парадоксального сочетания текущего
1:07:08
контекста с этой цитатой Видимо да точно точно да то есть тут конечно тоже есть
1:07:14
вот этих два нормативных ряда которые сталкиваются и вызывают смех плюс
1:07:21
Конечно можно эти цитаты знаешь применять вовремя и не вовремя мне недавно рассказали замечательный анекдот
1:07:28
проекте сила тока сидит человек в тюрьме
1:07:34
Вот и слышит из соседней камеры кто-то кричит 21 и все начинают смеяться Потом
1:07:41
сидит дальше слышит тот начинает кричать 46 и все смеются Он спрашивает у своего
1:07:46
сокамерника А что происходит он говорит вот знаешь у нас только одна один сборник анекдотов на всю тюрьму и мы его
1:07:53
так зачитали то что мы вот прям знаем уже наизусть и поэтому достаточно только номер анекдот сказать это уже смешно он
1:08:00
прочитал этот сборник анекдотов сидит и начинает кричать 8 и никто не смеется он
1:08:06
говорит А почему никто не смеется Он говорит это просто анекдоты рассказывать не умеешь
1:08:12
Вот то есть вот это вот заливную рыбу можно еще вовремя и не Вовремя сказать и
1:08:17
это Обязательно должно быть очень уместно и очень вовремя тогда это произведет
1:08:23
смешной эффект то есть шутка очень сильная контекстуально зависима вот
1:08:29
смешной шутки в вакууме опять-таки не бывает и мне кажется то что мемы Они как
1:08:36
раз таки тоже выполняют функцию вот этого создания единого культурного пространства интеграции сообществ знаешь
1:08:44
когда например какой-нибудь Бумер использует слово типа что Пацаны там
1:08:52
тик-токи свои снимаете и все испытывают от этого Криш
1:08:57
Как возможно сейчас от моей лексики кто-то его испытал Вот потому что ну
1:09:03
очевидно Он вне вне контекста скажем так он слишком стар для того чтобы
1:09:08
использовать эти слова ему не позволительно их использовать потому что это наши слова это слова нашего
1:09:14
сообщества где-то Недавно видел какой ты знаешь просто нелепое фотошопное месиво чего-то
1:09:22
я даже не помню чтобы он был написан или нет просто знаешь плохо некрасиво сделанный мем специально как будто
1:09:29
некрасивов и там подпись Ну что Пацаны это кринж или ролл понимаешь
1:09:38
[музыка]
1:09:43
Слушай я про про тюрьму говоря про юмор тоже часто задаются
1:09:51
вопросом об уместности Вот стендаперы например разговаривать любой скажет
1:09:57
шутить можно про все ну и почти любой есть какой-то все-таки какая-то
1:10:04
норматив выработался в сообществе не знаю учёных или вообще стендапера
1:10:11
все-таки какая-то граница существует когда еще нельзя А когда уже можно или
1:10:17
это все очень индивидуально это не индивидуально если мы говорим то
1:10:23
что юмор это то что скажем так поддерживает функционирование общества то что-то может быть смешно для
1:10:30
сообщества что-то может быть Не смешно для сообщества в этом смысле комиком Ну
1:10:35
и знаешь Это наверное в целом одна из функций юмора то есть Анри бергсон
1:10:43
французский представитель философии жизни такой
1:10:48
очень крупный философ говорил то что функция юмора это врачевание общества
1:10:56
Вот то есть причина смеха заключается в автоматизме и костности если что-то
1:11:03
скажем так уже мертво закостенело неподвижно недостаточно гибко оно и
1:11:11
начинает высмеиваться Вот Но это как бы очень часто находится на границе то есть
1:11:18
скажем так святотарственный юмор условно не очень хорошо зайдет в церкви А я так
1:11:25
полагаю Да но в целом Ну достаточно часто выступают стендаперы с шутками
1:11:31
которые в том числе затрагивают религиозную тему Да я слышал достаточно много монологов там
1:11:40
от разных стендаперов Вот и как бы с одной стороны Или например шутку про
1:11:45
институциализированную религию да про церковь Я имею в виду тоже разные могут
1:11:50
быть представления о том насколько можно шутить об этом предмете Кроме того
1:11:55
Стендап комиком в целом позволительно как будто бы больше чем
1:12:01
обычным людям Это хорошо заметно на Западной сцене когда комики позволяют себе не
1:12:08
политкорректные шутки мезогенные шутки которые Если вы будете шутить в
1:12:14
публичном пространстве Не будучи профессиональным Стендап комиком это может вызвать причину вашего дальнейшего
1:12:22
отмена кстати комиков тоже регулярно отменяет
1:12:28
того же там шоппела отменяли за него там сражался нетфликс Вот и так далее но тем
1:12:35
не менее комиком как будто бы позволено гораздо больше совсем недавно видел
1:12:40
подкаст слой с икеем где он шутил на тему местоимений по отношению к
1:12:46
трансгендерам Я думаю что если бы это был да кто-нибудь другой то его просто
1:12:52
мгновенно закидали камнями Вот сидит и шутит уже интересно
1:13:05
для не знаю как сказать испражнения вот этого табуированного это Стендап клуб
1:13:11
есть специальные люди проводники значит в это в табуированное и вот им можно
1:13:18
Получается что так да и это же еще и вот как бы я же не зря упомянул социальная
1:13:24
врачевание То есть когда вы некоторую проблему не которую скажем так общественный Парадокс общественный
1:13:30
возможно изъян выставляете и делаете смешным даже если его до этого считали
1:13:36
вот очень таким большим серьёзным и страшным Да А вы просто показываете что
1:13:41
Ну вот мы смешно ведём себя Смешно да указывайте на какую-то руну которая все
1:13:47
привыкли А и спрашиваете а почему а почему так Ну это же смешно и все такие Да действительно смешно из таких
1:13:53
примеров Этот Алексей Щербаков шутил на тему того что ему как родителю
1:14:01
приходится очень много выполнять домашних заданий за детей Вот и насколько мне известно это потом
1:14:07
привело к тому что какой-то политик распорядился проверить сколько в школах
1:14:12
дают домашних заданий и не слишком ли много вот ну то есть это очевидный да фидбэк и
1:14:21
то же самое как бы работает если что-то вот скажем так работает не совсем корректно неправильно это можно
1:14:26
заострить внимание еще если вы сделаете его смешным то это приведет к тому что
1:14:32
возможно это будет исправлено Вот и в этом смысле комедия может выступать таким дополнительным рефлексивным В
1:14:39
каком-то смысле планом Вот то есть мне кажется то что
1:14:46
юмор его часто противопоставляют серьезности а рефлексия мышления Да
1:14:51
Сознание это что-то очень серьезное поэтому где есть юмор там вот нет мышления нету рефлексии мне так не
1:14:58
кажется Мне кажется то что юмор это очень рефлексивный жанр он как бы связан в том числе с
1:15:05
осознанием и анализом наших повсеместных рутин то есть какой Стендап комик не
1:15:11
шутит в стиле а у вас бывало То есть это же даже уже
1:15:17
мем настолько Это распространено что такое А у вас бывало а у вас бывало это стиль жизни это распространенные
1:15:23
практики манеры поведения рутины и получается это вот как бы анализ и
1:15:28
вскрытия их Возможно не всегда ловкая возможно иногда достаточно однобокое но
1:15:34
и как бы у них задача другая у них задача народ смешить а не
1:15:39
развенчивать по винтикам социальное Полотно распускать на нитке социальное Полотно вот так
1:15:49
а Как меняется юмор вот появление мемов массовое распространение стендапа как-то
1:15:56
меняет юмор или это новые оболочки для того же самого юмор определенно меняется
1:16:04
Но в основном Мне кажется то что смещается как бы область Про которую шутить можно про которую шутить нельзя
1:16:11
Если мы возьмем Бахтина про которого уже говорил да и возьмем
1:16:17
Средневековье там вот был этот карнавал в который низкая менялась высоким
1:16:24
высокая с низким и можно дозволялось то чего в обычной обыденной жизни просто
1:16:31
непозволительно вот очень часто нашу современную культуру описывают как
1:16:37
состояние перманентного карнавала вот в том смысле то что вещи которые
1:16:43
раньше были табуированы Вот про это точно шутить нельзя вот это там например религия это
1:16:52
какой-нибудь национальное достояние условно Да нельзя шутить про этих людей
1:16:58
нельзя шутить там про богов и так далее Вот то сейчас как будто бы
1:17:06
периодами про это шутить можно но опять-таки у нас вот это все идет как маятником да то шутите вообще про все
1:17:13
что угодно там посмотри на какую-нибудь там эстраду 90-х Там просто какой-то цирк с конями у нас в стране например А
1:17:21
сейчас вроде как вот этот Карнавал
1:17:27
подрезается цензурируется То есть например вели
1:17:33
целый ряд законов которые Запрещают определенные высказывания на публике Да это там
1:17:40
закона о защите чувств верующих это 282 и так далее на западе поскольку у них
1:17:47
скажем вот этот общественно-экономический строй либеральные демократия но слишком
1:17:53
раньше появился очень раньше появился у них тоже таких законов запретительных
1:17:58
достаточно много и там тоже вот так вот то можно шутить про что-то то нельзя изобретает все новые ну вот я думаю то
1:18:05
что основное изменение которое претерпевает юмор это открывание и
1:18:10
закрывание окон возможности для шуток в определенную сферу Вот То есть раньше например нельзя было
1:18:17
шутить там про религию словно теперь про религию шутить можно но нельзя шутить про афроамериканцев например Вот потому
1:18:25
что это расизм Ну и так далее понимаешь да
1:18:30
Окей А как исследуют юмор ученым смысле
1:18:39
по-разному можно как бы подойти Вот именно с семантика синтаксической
1:18:45
стороны и смотреть на условия скажем возможности то есть какие минимальные
1:18:51
условия синтаксические требуются для того чтобы вот у нас получилось шутка какая будет самая простая шутка какие
1:18:58
там нужны вообще скажем так слова нормативные ряды синтаксические
1:19:04
конструкции и так далее вот можно изучать юмор как социолог
1:19:12
Ну вот то есть это будет уже изучение сообществ и то как в этих сообществах
1:19:17
коммуницируются юмор вот да помнишь я тебе сказал о том что вот был Андрей
1:19:23
бергсон который сказал то что во-первых юмор социален вне смешного вне
1:19:28
человеческого нет ничего смешного то есть если скажем объект не антропо
1:19:34
размер не соразмерен с нами да то он нам не смешон даже когда мы же смеемся над
1:19:40
всякими там кореньями и животными мы все равно их сопоставляем самим собой вот
1:19:48
мы не смеемся над черными дырами Но если там сказать то что там твоя мать такая толстая что она как Черная дыра
1:19:55
притягивает материю да то Вот это уже может быть смешным
1:20:01
смех сопровождается не чувствительностью мы не можем одновременно сочувствовать и смеяться то есть должна произойти
1:20:08
какая-то краткая анестезия сердца нам не должно быть жалко на данный момент ну
1:20:13
скажем Если вы видите как человек падает и бьется головой и вы смеетесь то вам не
1:20:19
может быть одновременно его жалко возможно потом Вам станет его жалко и вы у стыдитесь что вы смеялись но в момент
1:20:25
нет вы должны как бы вырубить Вот это сочувствие Хотя он мог пораниться и
1:20:31
наконец юмор носит социальный характер Вот и этот социальный характер он очень
1:20:36
хорошо проверяется в ответ на вопрос как мы исследуем смешное есть такой
1:20:43
автор Роберт провайн он автор книги
1:20:50
то есть смех научное исследование
1:21:00
Ну да он провел экспертное исследование
1:21:06
Анкетирование студентов у него было 72 студента и он их заставил вести Дневники смеха чтобы они помещали Каждый раз
1:21:13
когда смеются Вот и как раз выяснилось то что Наедине с собой Мы смеемся гораздо реже чем в компании и над своими
1:21:21
шутками мы смеемся гораздо чаще чем над чужими и женщины сменился чаще то есть
1:21:27
вот это будет пример такого хорошего социологического исследования Ну и смех Можно конечно изучать физиологически и
1:21:33
психологически то есть Вот какие гормоны задействуются Какие участки мозга
1:21:40
задействуются при восприятии например шуток Это тоже может дать какое-то хороший результат а смех Это вроде как
1:21:47
всегда прикольный всегда хорошо но может ли быть слишком много Ну я недавно
1:21:52
смотрел скетч монтина как раз этому посвященный там было лучшая шутка на планете
1:21:59
человека Да человека написал прочитал начал смеяться умер умерла его мать
1:22:05
потом это стали использовать военные они бегали и рассказывали противнику этот анекдот а потом Адольф
1:22:13
Гитлер его произнес но он не понял что мне смешного поэтому не подействовало типа Гитлер тупой бывает передоз смеха
1:22:21
Но именно смеха как некоторые вот этой физиологической реакции то есть тебя можно защекотать до смерти
1:22:29
Ну по крайней мере до очень плохого физические состояния определённо можно Ну вот это пытка Римская где
1:22:36
пятки щекотали пока человек не признается во всем Что скрывает а именно
1:22:42
от юмора я думаю то что ну у меня бывало такое то что там у меня друзья смеялись
1:22:48
буквально несколько часов они просто начали смеяться над чем-то очень глупым а потом смеялись над тем что они начали
1:22:54
смеяться тем что очень глупым и так далее у них в общем это вошло в какую-то рекурсию но вроде никто не умер и более
1:23:00
того они оба остались довольными и до сих пор вспоминают этот эпизод С большой любовью учитель похоже на запой А да
1:23:08
Окей Пишите в комментариях показалось ли вам этот выпуск смешным или
1:23:15
душным голосуем Спасибо большое это Евгений саркан Спасибо тебе что ты там
1:23:22
всё разложил рассказал Мне было очень интересно и кажется что-то новое даже получилось по сравнению с теми крутыми
1:23:28
выпусками которые уже с Женей есть в интернете Посмотрите их тоже это основа С вами был бориссинский счастливо
1:23:35
Подписывайтесь Смотрите новые ролики пока [музыка]

Поделиться: