История и философия науки, Скворчевский К. А., 12.11.2022г.

Предмет: История и философия науки
Тип занятия: лекция
Преподаватель: Скворчевский Константин Анатольевич

Дата: 12 ноября 2022

Расшифровка видео
0:07
здесь Так ну что Здравствуйте дорогие друзья начинаем нашу очередную лекцию с
0:15
курса истории философия науки для аспирантов надеюсь что вы
0:22
достаточно часто видите меня погружены в структуру моего содержания
0:30
поэтому понимаете Где мы находимся в какой точке
0:35
В какой точке пространства и времени это сериал до который требует понимания
0:42
логики из него нельзя выкидывать каких-то больших фрагментов То есть это
0:48
не просто набор отдельных эпизодов это взаимосвязь эпизодов вот ну и сегодня у
0:56
нас с вами такой такая маленькая и не маленькая кульминация первого полугодия такой
1:03
локальный максимум не скажу что глобальные но локально уж точно потому
1:08
что сегодня мы с вами посмотрим наконец-то как появилась Как
1:14
сформировалась сформировался первый вариант европейской науки Европейского научного метода так
1:22
называемая наука Аристотеля Ну понятно что имя Аристотеля ей присвоенное весьма
1:29
условно это результат работы многих людей Аристотель действительно выступил
1:35
в качестве такой эмблематической фигуры систематизатора редактора множество
1:42
разных направлений движений собирателя собирателя Вот Но тем не менее для
1:50
простоты будем называть это естественно наукой Аристотеля значит напомнила Я об
1:56
этом уже говорил что почти неизменным виде этот тип научного
2:01
знания этот тип научный методологии господствует в сознании европейцев
2:07
западных европейцев и не только но практически почти 2.000 лет
2:13
появляясь в четвертом веке до новой эры
2:18
на вот век рождения этого метода а сдает
2:25
свои позиции окончательно только в 17 веке новая
2:33
И это еще на самом деле не так просто и
2:39
одномоментно этот процесс расставания с наукой Аристотеля замена ей ее чем-то
2:47
другим происходил тоже это было неким сложным действием мучительным Вот Но тем
2:54
не менее друзья мои сразу как я вам и говорил раньше можно так определить что
3:00
в шестнадцатом семнадцатом веках наука Аристотеля Действительно это правда была
3:07
решительно отвергнута подвергнута операции отрицания Да и на
3:15
ее руинах на этом отрицание было построено нечто нечто прямо
3:21
противоположное буквально в основных своих принципах вот мы должны С вами в
3:27
этом разобраться Почему Потому что будет построено на руина науки Аристотеля
3:34
путем ее прямого отрицания новый тип научного знания это и есть по сути
3:42
современная наука Да ну понятно что много чего изменилось много что
3:47
появилось но в каких-то своих концептуальных методологических основах базовых Мы в общем-то продолжаем
3:55
практиковать в своей деятельности то что было
4:00
построено путем отрицания методологии науки Аристотеля вот ну вот чтобы нам
4:08
еще раз Как говорится собрать все воедино Да я в свое время Ну года
4:15
два-три назад Вот так в процессе лекционных занятий после лекционных
4:21
занятий разработал такую предложил положил некую
4:27
такую схему Да некий цикл развития греческой мысли
4:33
Хотя это не не Бог есть что как говорится Да это не та схема которая там
4:39
можно поднять на щит написать нас не носить везде всюду да Это скорее ну
4:47
такая схема для понимания взаимосвязи отдельных фрагментов да то есть что
4:54
Откуда берется и Чем является по отношению к предыдущему и к последующему
5:00
Да вот в той истории о которой я вам рассказывал начиная там с шестого века до новой эры то есть позволяющая вот как
5:07
бы всё собрать воедино значит э такой вот большой цикл греческой мысли мы
5:14
сейчас с вами уже какие-то фрагменты это не всё в этом цикле Это не все элементы
5:20
Это несколько первых элементов которые позволяют собрать всё воедино Ну вот
5:25
смотрите значит что у нас имеет место быть у нас есть первое
5:31
понятия Да это понятие природы до фьючерса то есть помните желание Греков
5:40
жить по-человечески добиться единства многообразия в своей практике в том
5:46
числе в социальной В экономической в хозяйственной жизни как бы гармонизировать свои связи свои
5:52
отношения обращают их к изучению того где это уже есть к деятельности той
5:59
единой силы называемые природой фьючерсом которая в
6:04
окружающем нас мире уже является гарантом вот некого порядка гармонии там
6:11
единство целостности и так далее значит учиться У природы исследовать природу
6:16
давайте как бы из нее выйдем из неё будем черпать все наши рецепты все наши
6:23
технологии социальной гармонии Но дальше Вы помните следующий шаг греки терпят такой некую
6:32
неудачу вот в таком прямом взаимодействии с природой это оказывается по целому ряду причин более
6:39
сложные задачи чем представлялось ну здесь помните проблема индукции Да
6:45
перехода от единичного к всеобщему и проблемы доступа к этой силе единой не
6:52
такая простая То есть как ее увидеть как ее визуализировать поэтому следующим
6:59
очень важным открытием Для греков было открытие мысли мышление мышление
7:06
Да как того представителя природы который пытается управлять нами то есть
7:14
сразу же мышление понимается как вот такой космический процесс как то во что
7:21
превращается природа прибывая в нас Да и направляя нас к благу гармонии если мы
7:29
следуем мысли а если мы ей слил если мы думаем прежде чем что-то делать то есть
7:37
действуем рациональным образом если мы не Думаем а действуем и рационально
7:43
подчиняемся эмоциям страстям желанием то есть Воля Воля пока греки считают что
7:49
Воля это вот не очень хорошая вещь она скорее человека
7:55
нехорошему направляет разрушает рациональное основание бытия вот значит
8:03
задача каким-то образом следовать мышлению грубо думать прежде чем что-то
8:08
делать но это очень сложная вещь да потому что мысль Да вот она в нас то
8:16
есть мысль к добру нас направляющие Но она очень слабая Она слаба Да физически
8:24
слаба по сравнению с Волей раз эмоции со страстью и помните что никак не удается
8:31
вот этой слабой мысли заставить волю действовать определенным направлении вот
8:38
поэтому греки помните не бросают мысль да то есть другие бы
8:46
люди может быть и отошли бы от работы с мышлением собственным да Ну раз такая
8:53
вот слабость мысли то что поделаешь надо какие-то другие основания использовать
8:59
Ну например внешне какую-то религиозную
9:04
аргументацию внеш религиозный закон То есть как бы Извне
9:10
себя пытаться регулировать но управлять своей деятельностью но практикой но
9:16
здесь как раз греки двигаются в мышление
9:21
да то есть для них это очень важно Они хотят смысле что-то сделать А что сделать
9:26
выход простой ее надо усиливать ее надо накачивать некое физической силой
9:33
переводить в особое состояние которое греки называют истиной
9:39
истина это та форма мысли которая обладает принудительной способностью по
9:45
отношению к воле а истина это принудительная мысль особая мысль далеко
9:51
не все далеко не всякая мысль может так такими свойствами принудительности
9:58
обладать только если она подвергнута особым процедурам изготовления истины Но
10:06
которые мы как вы помните называли процедурами обоснования обоснование или процедурами технологиями
10:16
воздействуем технологиями доказательства проблемы обоснования суждения становится для греков в пятом веке до Нового эры
10:23
Центральной поиск вот этих технологий и здесь греки постарались действительно
10:30
поработали на силовой кое-что нам оставили До сегодняшнего дня важные
10:36
ценное когда установили три способа доказательства истины разных разных для
10:44
разных случаев разные силы Да разным разными возможностями эти способы
10:50
обладают разной мощностью это опыт здесь напомню вам об этом говорили
10:57
подробно не буду возвращаться опыт логика формальная логика и наконец
11:05
третье для особых случаев самых сложных таких
11:10
многопрометрических задач которые не решаются не прямым опытом не логическими
11:17
изысканиями это дискуссия да то есть приходит приходят к некому
11:24
просто согласованному мнению которое нужно реализовывать на практике там
11:30
вопросы Войны и мира например где невозможно так сказать оценить
11:36
исходить из каких-то чисто логических или там фактических опытных предпосылок
11:41
вот ну и вы помните друзья мои что поначалу все хорошо Да и мы с вами этими
11:51
способами до сих пор пользуемся их развиваем их укрепляем во все стороны
11:56
вот но греки не были бы интересны нам если бы они успокоились и сказали бы что
12:05
все дело сделано им все время всего мало вот это вот тот народ который Как
12:12
говорится там хорошо где нас нет Помните я уже об этом говорил еще раз повторю
12:18
важнейшая свойства греческого менталитет и греческой цивилизации это постоянная
12:25
критика обращенная к наличному бытию к тому что люди имеют то есть расщепление
12:33
Вот это принципиальное расщепление очень важное того что есть и того что должно
12:39
быть должное и сущее То есть то что мы имеем никогда не совпадают или совпадают
12:47
только в первый момент когда мы чего-то достигли какого-то состояния положения как только мы чего-то достигли нас хоть
12:56
в чем-то это достигнутое перестает устраивать что-то обязательно в том что
13:02
мы делаем что мы имеем или не имеем нас что-то не устраивает обязательно то есть
13:09
должно быть не так должно быть по-другому где-то в каком-то аспекте в
13:15
каком-то месте это очень важно потому что это собственно создает вот эта базовое противоречие создает некий
13:22
вечный генератор проблемных ситуаций и становится мотором всех изменений то
13:29
есть Поэтому дальше успокоение никакого то нет или какого-то нет цивилизации
13:35
движется дальше дальше пока вот этот мотор расщепления дивергенции должного и
13:42
сущего продолжает себя воспроизводить отсюда мы можем сделать кстати
13:49
интересный Вывод что цивилизация назовем ее там европейской
13:54
мировой цивилизации планетарной она становится в своем развитии когда
14:01
исчерпает свой ресурс вот этот базовый мотор развитие цивилизации пока он
14:08
работает цивилизация будет двигаться вперед а может кстати вопрос вам на продумывание
14:15
самостоятельно это очень интересный вопрос Ну хорошо Это у европейцев
14:21
у прото европейцы прото европейской цивилизация А в других цивилизациях Например у древних китайцев у них Какой
14:30
мотор есть у них мотор такой вот развитие или нет Это первый вопрос а
14:35
если нет то как они за счет чего за счет каких источников происходит изменения социальные
14:42
развития более аккуратно социальные изменения глобальные за счет какого источника тогда все это поддерживается
14:49
Что с этим источником происходит сейчас в этих цивилизационных рамках знаете то
14:57
есть это как бы еще ничего не объясняет до конца понимаете да Ну да вот в этом
15:03
случае есть это расщепление Ну а в других случаях А что будет дальше с этим расщеплением должного и сущего
15:10
вот значит помните что не будем сейчас в это углубляться да Это скорее такой
15:17
опять же вопрос на полях рукописи важный но до конца непонятный большинству
15:25
обсуждающих этот вопрос Хотя литература огромная вы знаете сейчас это
15:31
очень популярная тема сопоставление двух Ну по крайней мере двух цивилизационных
15:37
путей Да это европейская цивилизация и цивилизация Китая
15:43
многие наши выдающиеся философы синологи Да рассматривают эти два пути как некие
15:51
как некую глобальную альтернативу единственную по сути которая существует
15:56
в современном мире есть только два пути Европейский путь в кавычках назовём его
16:03
Да и путь китайские древнего Китая Вот и современного много
16:09
да вот есть два вот этих пути до Два полюса у современного мира есть вот это вот единственная альтернатива все
16:15
остальное что есть в мире она примыкает либо к одному по лесу либо к другому
16:23
Ну вот есть такая точка зрения просто отметьте ее для себя Ну вот
16:29
значит смотрите помните что греки Не нравится им то что сделали Да они видят
16:37
очень серьезные недостатки в использовании каждого из этих способов обоснования истины Да не только плюсы но
16:45
очень большие минусы мы с вами перечисляли Да ну прежде всего связано с
16:52
тем что любой факт любое событие подвергается обязательно либо
16:57
предшествующие либо последующей теоретической интерпретации факт Не
17:03
отделим от представления о факте и вот это всего собственно говоря и лишает
17:10
однозначности все все то что мы написали вот значит самое сложное это правильно
17:18
использовать эти способы обоснования им же вы помните это не нужно не в
17:24
теоретическом залоге Да с точки зрения социальной практики множество самых
17:29
различных ситуаций политических хозяйственных военных в какой ситуации каким способом обоснования истины
17:38
следует пользоваться нет критерия нет Четкого указания указателя нет понимаете
17:44
то есть не очень понятны другими словами не очень понятны границы применимости не
17:51
то что совсем эти способы обоснования не работают а как бы надо увидеть их
17:58
границы возможного использования Вот Но вы помните ребят что вот это
18:07
разочарование Казалось бы в истине Казалось бы Победа была так близка что
18:14
всё замечательно мы сейчас продавим всю ситуацию все будет хорошо решим проблему
18:22
единственным много но как говорил наш Виктор Степанович черномырдин в свое
18:29
время отродясь не было И вот опять не получилось да и с одной стороны Вы
18:37
помните это такое очень интересный момент когда все могло все движение могло повернуть в другое русло да то
18:45
есть софисты движение софистов вторая половина пятого века до новой вообще
18:51
отказываются от всей этой истории Да и говорят что все теперь в руках
18:58
манипулятора управленца политика да ждать Пока люди там внутри себя
19:05
договорятся придут каким-то мыслям хорошим и будут им следовать это
19:10
бессмысленно манипулятор управления должен научиться
19:16
эффективно управлять мыслью человека то есть сделать так чтобы каждый думал
19:23
о том что или то что управленцу нужно и принимал его вариант решения проблемной
19:31
ситуации то есть соглашался с тем куда кого определят Да таким образом как бы
19:38
устанавливался порядок Извне видите это попытка Ну по сути дела то что пытаются
19:45
реализовать софисты как такие первые политтехнологи манипуляторы теоретики
19:52
практики психологических манипуляций управления сознания в мире но не последний первый
19:59
но не последний попытаться опять же Извне видите выстроить ситуацию да то
20:06
есть теперь вот управленец расставляет всех по своим местам и главное убеждает
20:12
людей что это вот то что Человеку нужно это единственное позиция которая
20:18
соответствует чаяниям современного человека из-за того что нужно делать Вот то ты и
20:26
делаешь-то в чем ты теперь убежден поэтому порядок восстанавливается Вот Но
20:31
вы помните что софисты представляли известную угрозу для всей этой конструкции Да Все могло
20:40
остановиться но не остановилось Да по одной простой причине потому что ни один
20:46
софист не брался за решение следующего вопроса А где проект мира тот проект тот
20:55
план тот чертеж стратегия если угодно Назовите по разным которые политик
21:01
берется реализовывать на практике То есть откуда этот проект взять сами
21:07
софисты за разработку вот этого идеального государства идеального
21:14
общества будущего они не брались Дайте нам проект готовый мы научим как его
21:21
реализовать на практике но мы не хотим Как говорится подставляться и в какой-то
21:27
ситуации там новый для себя Они же все время ездили из города в город
21:33
перемещались в новой ситуации предлагать проект будущего то это заведомо себя
21:41
угробить как говорится подорвать Доверие к себе Вот поэтому понимаете что
21:47
получается да Ну то что и должно было получиться главный вопрос в источнике
21:52
проекта в это Все упирается пока не построена технология формирования
21:59
проекта все остальное Ну кому-то повезет
22:04
политик Может там вдохновить людей но это ненадолго понимаете То есть все
22:11
равно технология не работает как некое универсальная вот а когда старыми
22:17
способами начинают разрабатывать проект элиты городские аристократы или олига
22:23
Назовите как угодно Малая группа богатых знатных горожан берется за разработку
22:29
проекта будущего города то понятно что тут же возникают все противоречия между
22:37
этими людьми каждый прежде всего отстаивает свои экономические интересы и
22:42
уши каждого коммерсанта бизнесмена они в этом проекте сразу поступают целостного
22:49
ничего не получается вот поэтому вопрос о Проекте
22:55
истина в проекте в проекте или где но истина то в проекте Но откуда взять
23:02
проект и дальше друзья мои то о чем мы подробно с вами говорили на нашей
23:07
предыдущей встрече разрабатываются у греков разные то есть
23:13
ничего как я вам говорил ничто не остановилось видите подходы софистов
23:19
тоже тоже не забыты софистика не забыта
23:25
в Подвиг софистов в кавычках остался в веках понятно что он прорастает через
23:31
столетие всякими интересными вариантами софистика Да она сама становится основой
23:39
политических коммуникаций общественного общественных коммуникаций Но вопрос у
23:46
греков остается прежним где брать проект вот ну и вы помните что собственно три
23:51
варианта которые греки разрабатывают предлагают они выносят то что оказывается на
24:00
поверхности это в общем-то ответы разные степени радикальности
24:06
да то есть сначала разочарование в софистике приводит Сократа так мысли о
24:13
том что вообще проекты никакие не нужны первый ход первая мысль самая верная что
24:20
вообще какие-то общественные дела И вообще обязательные проекты они не нужны
24:26
и невозможны каждый человек его жизнь его судьба сам себе проект это творец
24:34
своего счастья потому что все люди разные это тезис не не художественные Да
24:41
это глубочайшее сознание одиночество человека по всем основаниям
24:49
его уникальность его абсолютно инаковости
24:55
то есть человека нельзя типологизировать нельзя схематизировать какие-то
25:00
социальные группы поместить в какую-то группу в какую-то общность никаких общности на самом деле нет
25:08
общности любые это как бы временные очень подвижные канцеляции человеческих
25:15
интересов страстей желаний не более того общность это иллюзия Человек рождается
25:21
живет и умирает в одиночку Как говорится в одиночестве потому что у каждого своя
25:29
душа своя сущность отдельная не похожая на другого своя предыстория тысячи
25:36
связей вот Сократ первый как бы представился человека как такое вот
25:42
[музыка] сочетание миллионов связей
25:48
непонятных другому и не подлежащих точному как бы предвычислению какой-то
25:55
схема какой-то типологизации каталогизации на чем строится всякая ну
26:01
общеобязательное проектирование вам нужно людей подвести под какие-то типы
26:07
схемы модели Да вот моделирование человек идеальной модели человека или
26:14
человека в как части каких-то групп вот в этом смысл свое будущее свое
26:20
предыстория все поэтому задача философа Вы помните по сократу только помочь
26:26
человеку родить проект собственной жизни ни в коем случае не передавая его
26:32
другому человеку беречь его реализовывать проект собственной жизни
26:37
Вот Но это радикальная позиция понятно что она Обязательно должна была
26:43
появиться в истории философии это просто ну как бы по логике вещей такая Такой
26:48
радикализм должен был проступить если бы Сократа не было реально его надо
26:55
обязательно в истории Как бы сконструировать такую позицию искусственно Да потому что это обязана
27:03
такая идея появиться И потом она себя еще много раз зарекомендует но все-таки
27:10
общественные дела ведь греки люди общественного сознания общественного
27:16
бытия поэтому им хочется все-таки проект как что-то общественное общее
27:21
обязательное вот поэтому следующий шаг делает Ну тоже достаточно радикально
27:27
степень радикализма как бы начинать снижаться но он остается радикализм
27:34
следующий шаг делает Платон Да смысл того что он делает заключается
27:40
в том что теперь три способа помните что вот эти три способа обоснования все
27:46
равно отвергаются как негодные неэффективные а заменяются четвертым
27:53
способом придумывается новый способ обоснования которые относят все что
27:59
здесь происходит в нашем мире к особому миру прото образов первого образов
28:05
изначальных идеальных сущностей миру проекта бытия
28:11
которое называется миром идей идея Вот
28:16
это очень важное понятие которое появляется благодаря Платону понятия
28:22
идеального идеального мира идеального бытия идеальных сущностей собственно в
28:30
мире идей и содержится проект который нужно в материальном мире
28:36
подвижным и поэтому постоянно деградирующим и разрушающимся нужно
28:43
реализовывать вот отсюда особая задача человека до человек обладает
28:51
единственной памятью ну его душа то есть его собственная идея его собственное
28:57
начало обладает памятью о том как устроен мир идей мир идеальных сущностей
29:03
человек может запомнить проект Ну и попав в мир подвижного материального
29:09
бытия его вспомнить помните что вот это вот Воспоминание о том как должно быть
29:14
собственно и заставляет человека предпринимать определенные усилия к
29:20
наведению порядка Хотя это гонка без финиша ребят помните что Для греков К
29:27
сожалению подвижность материи текучесть материального бытия
29:32
означает буквально то что вы никогда не достигаете конечного результата в
29:39
делании потому что как только вы изготовили какие-то предметы вещи
29:44
соединили их между собой тут же материя двигаясь начинает разрушать границы
29:50
между вещами деформировать их но и хаос берет свое То есть все равно вот человек
29:57
вынужден все время предпринимать усилия отсюда и миссия человека особая как бы
30:04
действительно такая но без окончательного результата ты все время предпринимаешь Люди под руководством
30:11
философов философы это политики это управленцы Но помните что управляются
30:18
они только потому что помнят больше других да то есть у них самое большое
30:24
объем памяти они лучше других знают устройства идеального мира то есть помнит Ну практически весь проект
30:31
идеального государства Кто где Чем должен заниматься вот ну и вот задача
30:38
под руководством философов достроить постоянно то что нельзя построить
30:44
в окончательном виде Вот это важно понимать что как бы Платон Ну и его
30:52
последователи прекрасно понимают что это гонка действительно без финиша но Такова
30:57
такова судьба человека эти человек к сожалению вынужден находясь в темнице
31:04
материального бытия страдая Ничего здесь хорошего Нет вообще-то наша душа она
31:11
должна жить в мире идеи там ее дом но падая по своим по своему несовершенству
31:19
материальный мир переселяли мы страдаем здесь мы вынуждены надо что-то делать
31:25
Вот это вот все-таки видите Какая такая убежденность что ли Что Да никогда
31:32
должное Не совпадает с сущим теплоте Платон прекрасно Это фиксирует это
31:39
расщепление знаменитое Да что мы мы все время даже что-то делаем но тут же это
31:45
все распадается и мы снова восстанавливаем такой вот миф о сизифе ну как у камеда но
31:53
сизифта Платона уже этот миф по сути есть да то есть на другого пути у
31:59
человека реально Нет Ну вот значит истина в идеях идеальных моделях очень
32:05
важное понятие появляется Я поэтому специально его поместил в нашу схему
32:12
истинного идеях в особом своём основании основании идеального и даёт нам истину
32:19
Да значит идеальные модели разных процессов А дальше мы с вами будем это
32:26
постоянно вспоминать в истории науки идеализации идеальной модели процесс
32:32
построения идеальной модели и то что реальные процессы никогда не совпадают в
32:38
своих подробностях своих деталях с идеальными моделями но идеализация и
32:44
рассмотрение установления и рассмотрения идеальных моделей становится со временем мы это прекрасно знаем с вами важнейшим
32:52
инструментом всей европейской науки первое то что пришло от Платона видите
32:58
его идея об идеях оказалась в этом смысле дальше учение очень востребованы
33:05
может быть даже не сразу сейчас вы увидите что все-таки наука
33:11
пошла по пути Аристотеля немножко по-другому пути а потом все равно
33:18
отчасти вернулась к схеме Платона то есть вот эти идеальные модели про образы
33:24
множество классов вещей Да Когда вы заменяете класс вещей или род вещей
33:31
идеальной модель современная наука в этом смысле она от Аристотеля скорее
33:37
возвращается опять к идеям платонизма уже
33:43
с привлечением математики Хотя друзья мои не забывайте что
33:49
у Платона идеи имеют числовую природу а
33:54
в конце жизни начал считать что это некий системы чисел какие-то числовые
34:00
так сказать структуры то есть идеальное но математически задано математически
34:07
конституированы математикой вот ну ладно значит Теперь смотрите что дальше у нас
34:12
получается вот буквально по этой схеме будем двигаться пока мы с вами Видите
34:18
вот природы Вот она в начале этой схемы Да мы все как бы дальше и дальше
34:25
мы спалили уже у Платона в особо не физический Да и на природный мир и как
34:33
бы нам со своей наукой не остаться там в этом мире идеального бытия и на
34:40
природного нам бы хотелось к природе вернуться понимаете и Ведь у Платона то
34:47
самое слабое место понимаете это все хорошо хорошо и Здорово Но самое слабое место в его конце все хорошо кроме
34:54
одного а он должен чтобы перетащить знания из
35:00
мира идеального в мир материальной в мире вещей придумать целую историю про
35:07
душу человека который там 10 тысяч лет вращается в меридиального потом А почему
35:14
она сюда возвращается А вот у нее два начала Гнев и вожделение гневливые
35:20
вожделеющее ее сбрасывает с пути истинного и она вселяется в очередное тело то есть очень
35:27
как бы не ну с позиции строгой логики непонятный миф прицепляется сюда
35:33
пифагорейский а путешествие души чтобы нам это знание
35:39
вернуть А то мы там так его и оставим в мире прообразом понимаете А потом вопрос
35:47
Ну там в теме в диалоге Семей Платон дает ответ как появился наш мир
35:54
творит копи по идее но опять же непонятно очень непонятно потому что
35:59
большинство Платона демиург который копирует вещи
36:05
взирает на идеи просто копирует он такой копировальщик он не придумывает ни идеи
36:12
сами они вечные неизменные не материю она тоже не сотворённая вот этим
36:18
божеством но проблема в самом демиорге а он Кто он же не идея
36:25
идеи сами себя никуда не транслируют ничто из себя не производят они вечные и
36:31
неизменны иначе бы они стали бы разрушаться а значит
36:36
материальный как бы квазиматериальный объект божество А значит он сам должен
36:42
разрушаться понимаете разрушаться значит его на него должны действовать те же силы хаосы
36:49
материально то есть не непонятно это все слабые места на которые Платон должен
36:55
был ну и обращал внимание Вот поэтому следующий шаг Давайте
37:01
дальше уже пора на Следующую страницу перевернуть Да как раз ученик Платона
37:08
Аристотель Да он во-первых пытается Ну естественно вы уже это поняли из моего
37:15
рассказа уйти от радикализма то есть позиция Аристотеля принципиально умеренная
37:22
золотая середина во всем гармония порядок то есть не надо ничего
37:27
отбрасывать и три способа обоснования должны работать надо просто указать
37:34
границы их применимости надо разработать критерии их правильного эффективного
37:39
использования Да не надо ничего отбрасывать вот а второе основание важнейшее в работе
37:47
Аристотеля с знанием вот с решением проблемы единства многообразия это то
37:52
что путь Платона слишком сложный Да Помните я говорил об этом Слишком
37:59
затратный По времени это все хорошо но слишком долго то есть душа туда-сюда ездит Как на
38:07
лифте переносит что-то надо ждать пока она туда поедет вернется обратно времени
38:14
нет у греков уже все горит уже держава
38:19
Александра Македонского сама приходит Ну Отца его на македонская династия потому
38:26
что греки не могут решить свои проблемы уже они видите вынуждены внешнюю силу применять
38:32
даже видно что все эти замечательные рецепты не работают И вот тогда
38:37
собственно Аристотеля обращается к другому подходу Да он говорит А давайте
38:43
внимательно посмотрим на устройство самого мира может быть есть здесь и
38:50
сейчас вокруг нас есть все то что нам необходимо для того чтобы построить
38:57
гармонию найти гармонию отработать ее Да достичь этой гармонии единство много
39:04
здесь все есть наш мир это целостное бытие это система вещей А значит как в
39:12
системе вещей как в доме как в жилище то о чем мы говорили с Вами каждая вещь
39:19
должна занимать свое место находиться на своем месте не только в
39:24
пространстве ребят да то есть помните что два момента очень важно место как
39:30
место в пространстве Это понятно но место как правильное назначение как
39:35
функция на место в жизни то что мы называем человек место в жизни это не то
39:41
место где вы сидите или находитесь в пространством отношения это то что вы
39:47
делаете да то чем вы занимаетесь Как вы это делаете И так далее То есть понятие
39:52
место в жизни связано целый комплекс разных вопросов и аспектов вашего существования Вот Но это есть у каждой
40:01
вещи вот значит отсюда смотрите в центр своей философии Аристотель Полагает
40:09
новую категорию очень важную единичную отдельно взятую конкретную
40:16
вещь вот это то на что я показываю пальцем не
40:23
объединяя множество вещей каким-то единым именем как делает Платон эти
40:29
Платон работает на идее подобия сходства все столы похожи друг на друга все
40:37
стулья похожи друг на друга у них у всех один прообраз одна идея стула стола и
40:43
тогда нет подход Аристотеля Ну в каком-то смысле диаметрально противоположном обратим
40:51
внимание на единично Да на то что есть само по себе нет двух одинаковых вещей
40:59
каждая вещь уникальна и потому месту где она находится Да нет дух вещей в мире
41:06
которые занимали бы одно и то же место в пространстве но и с точки зрения тех
41:11
функций того назначения той задачи той цели которую реализует
41:17
вещь находясь здесь здесь или здесь поэтому по аристотелю нет имен
41:24
нарицательных вот Помните как герой Чехова говорит там Да дорогой
41:30
глубокоуважаемый шкаф обращаясь к шкафу который он знает с детства там в усадьбе
41:37
помещичьи Вот это подход Аристотеля понимаете не столы Иванович не просто
41:42
стол это стол это стол и этот стол а стол Иванович стол Петрович понимаете
41:49
потому что это отдельная это не похоже и в этом смысле смотрите ребят
41:55
идеальная то что из себя представляет вещь для Аристотеля становится частью
42:03
неотъемлемой частью самой вещи Ну по аристотелю формулы вещи она очень
42:09
простая в бок схемы такой вот комментарий делаю да то есть это не в
42:15
самой схеме это в развитии понятия вещи категория вещи Да смотрите вещь состоит
42:21
из материи материя материальное начало Вот кстати у
42:28
Аристотеля другое понятие используется другое слово для обозначения
42:34
материального начала вот помните если у Платона хора
42:39
материя то есть пространство Вот это пространственная характеристика это
42:45
главная страна страна то что простирается это Платона материя злая
42:51
нехорошая которая все раздвигает все разрушает Аристотеля она тоже злая не
42:57
очень хорошая но другое слово Юля Юля Юля Гиля иногда по-русски неправильные
43:07
транскрипции произносят Юля Это пиломатериалы
43:24
Да вот это вот пиломатериалы строительные материалы мира это Юля Юля
43:29
материя по аристотелю вот ну и на неё накладывается форма форма вот форма вещи
43:39
форма морфе по-гречески Да ну морфология знаете учение о форме там слово Чего
43:46
угодно форма это и есть носитель идеального
43:51
начала да то что выражает идею вещи и таким образом указывает нам идея вещи
43:58
указывает нам где в каком месте мира и пространственным и функциональным оно
44:05
должно находиться то есть форма ведёт кто
44:11
Топаз по-гречески место Ну топология учение о месте но ребят здесь не должно
44:18
быть ложных аналогий с математикой Да есть такая вот штука что Многие считают
44:23
что вот что в математике идеи топологии что в философии философское топология
44:29
это какая-то такая единая Вещь Вот нет все-таки немножко и немножко разные Да
44:35
потому что все-таки в математике это больше учение о связности
44:41
непрерывности то есть это как бы геометрия такая в современном смысле слова
44:47
идея непрерывности А здесь более простая вещь философская топология это учение о
44:55
том что у каждой вещи есть свое естественное место в мире где оно должно
45:01
пребывать это попытка обнаружить это место и дальше соединить вещь и место положить
45:10
вещь на место вот вся программа конструктивная продуктивная программа
45:17
Аристотеля она заключается в этой фразе я ее Не устаю повторять Положи вещь на
45:24
место вот если вы эту фразу в голове держите вы главную идею Аристотеля понимаете то
45:32
есть мир это система система мест да то есть это некоторое Ну я вот нарисую
45:40
такую пирамиду да там из нескольких этажей то есть некая
45:46
иерархия естественно там структурная иерархия и так далее на композиционно значит Эта система мест есть какие-то
45:53
вещи там разные предметы Да и важно что понимать Почему здесь нужна особая
46:00
работа Что часть вещей находится на своих местах Да часть вещей находится на
46:07
местах но не на своих а часть просто разбросана Вот и вам Собственно как учёному как
46:14
исследователю надо решить три вопроса да внимательно посмотрев на мир как систему
46:22
естественных мест вещей посмотреть вот таким взглядом философского или научного
46:28
тополога Какие вещи находятся на своих местах их не надо трогать Какие
46:34
находятся на местах но не на своих полках стоят их надо переставить туда
46:40
где они должны быть Ну а те вещи которые разбросаны по комнате Значит надо взять
46:46
посмотреть внимательно изучить и соотнести с теми
46:51
полками которые перед вами пустые и водрузить их туда в этом и заключается
46:58
наведение порядка в мире собственно деятельность учёного
47:04
почему он необходим не просто какой-то политик до управлению с философ который
47:10
помнят устройства идеального мира здесь другая роль у
47:16
исследования здесь есть по-настоящему смотрите Да появляется фигура реального
47:21
исследователя мира потому что здесь мир нужно исследовать во всех подробностях
47:27
во всех деталях исходя из этих представлений базовых понимаете да вот
47:33
это очень важный момент подробностях в деталях как систему уникальных мест как систему уникальных
47:41
отдельных вещей видите наука Аристотеля но как бы ее можно было очень коротко
47:47
охарактеризовать его физику его биологию там его метеорологию же вы знаете там
47:53
зачинатель множества наук его астроном это учение о единичности вещи у
48:00
подробностях они похожести вещи об уникальности видите Аристотель прежде всего ребят Это
48:07
очень важно пожалуйста обратите на это внимание он обращает внимание на то что
48:13
отличает одно от другого не не уподобляет а отличает он ищет систему
48:19
отличий Вот это очень важно если Платон работает на уподоблении на сходстве да
48:28
заменяя целый классы группы предметов материя ведь он не любит подробности
48:33
да для него это все какая-то масса там столов стульев и Платона которая всё
48:40
время разрушаются что-то с ними происходит да важно найти им про образ поименовать
48:46
их стол стул телега и тогда
48:52
у Аристотеля наоборот ни в коем случае не увлекаться подобиями сходствами это
48:59
похоже на что-то поэтому это одно и то же ни в коем случае это единичное это уникальное то что
49:08
имеет свое место вот наука Аристотеля вся построена на идее уникальности
49:14
единичности не похожести отличиях Аристотель это ну как бы философ отличие
49:20
различий философ различий не сходств а философы различий
49:26
поэтому вы видите но есть такой провокационный вопрос На экзамене Да
49:32
почему Платона в системе его знания там же много чего написано мире там но у
49:39
него нет физики в нашем смысле слова в той физике которая появляется Аристотель
49:45
то есть опытные науки подробного изучения она ему не нужна зачем зачем
49:52
Платону физика детальное изучение предметов окружающего мира
49:58
вы понимаете да то есть ему главное заключить все в какие-то рамки В классы
50:04
в группы все заключил все молодец распознал идею в каких-то вещах все
50:11
замечательно задача выполнить задача решается почти мгновенно Но если в голове у философа есть прообраз Да
50:19
память о прообразе вещи Видите какая история вот поэтому
50:25
отсюда друзья мои да сразу можно обозначить что
50:30
Аристотель по-настоящему это не только Ну отец Ну или я не могу назвать его
50:36
отцом конечно это все очень условные вещи вы понимаете Я оговаривались тысячи раз там отец философской топологии
50:44
Отто полок тот кто усматривает места для каждой вещи в этом мире и
50:51
призывает поддерживать порядок в этом смысле он по сути дела отец еще одной
50:58
одного важного направления в Европейском мысли Это отец экологии но только
51:03
экология экологического мышления экологического подхода только экологии не в узком прикладном смысле как ее
51:10
сейчас многие понимают Да когда говорят там у нас плохая экология имею ввиду что
51:16
у нас там загрязнен воздух или вода экология это не борьба вернее скажем далеко не борьба какими-то загрязнениями
51:24
Что такое экология ойкос экос Да ну по-гречески это дом жилище логия наука
51:31
учение учение о Доме то есть вот самое главное идея мир есть дом Мир есть
51:39
жилище в котором каждая вещь должна быть на своем Давайте порядок в доме это
51:46
нахождение вещи в своем месте вот и все и эколог В смысле Аристотеля это человек
51:54
который человек экологически вот я дальше буду характеристики метода
52:00
научного Аристотеля выписывать Да им самого исследователя как характеризую
52:06
гомоэкологику исследователи физик человека
52:11
экологический то есть человек который смотрит на Мир как на жилище в котором
52:17
каждая вещь должна иметь свое место и главное не просто смотрит созерцает да
52:23
предпринимает конкретные усилия чтобы навести в своем жилище порядок
52:28
Вот и все вот оно основы экологического мышления А все остальное там загрязнение
52:34
такие сякие там энергетика там источники энергии это все частности Да которые не
52:42
должны заменять общего представления о связности всех вещей а целостности мира
52:48
Вот это ребята очень важная интуиция и Аристотеля в частности и греческое в
52:54
целом Да том что все связано со всем в абытие целостно оно есть и у Платона вы
53:01
видите Платон как бы рассержен на мир он недоволен мир слишком текущий подвижен
53:08
материя все разрушает постоянная деструкция мира ты с трудом можешь
53:14
навести порядок в какой-то его отдельной области потом недоволен Аристотель
53:20
предлагает более внимательно отнестись к миру не надо туда уходить Ну туда В смысле не
53:28
физическое пространство в идеальное пространство все у тебя перед глазами внимательно Присмотрись приглядись
53:35
человек по любви окружающую реальность Но это
53:41
любовь непростая друзьям и смотрите она очень обременительна
53:46
Присмотрись внимательно Мы тоже внимательно смотрим но мы как бы как делаем Почему мы не аристотельники в
53:53
этом смысле не в аристотельском смысле смотрим на мир Ну или не по-гречески смотрим на мир
53:59
потому что мы все-таки думаем что мы вот какую-то часть мира выделим границами
54:06
предметными свое дело какое-то проект бизнес проект свое исследовательскую
54:12
задачку лабораторию свою построим ограничен и вот здесь-то мы все сделаем
54:18
мы полностью решим все проблемы улучшим и сами станем жить лучше и миру
54:24
улучшится благодаря нашему действию Вот в этих каких-то отведённых границах
54:30
Да но это не греческое не аристотелевское представление о мире Потому что как только вы начинаете но мы
54:39
говорили с вами об этом я просто напоминаю в контексте системы Аристотеля Да что как только вы
54:45
начинаете что-то решать да То есть вы какую-то проблемку решаете вы сшиваете
54:52
противоречие что такое проблема противоречия так как бы некие разрыв разрыв бытия разрывы бытия да то есть
55:00
разорвалась ткань как только вы её сшиваете вы тут же вы можете об этом не знать и не помнить
55:07
и даже не задумываться вы потянули тысячи бытия
55:14
всё связано с этим потянули всю ткань бытия с далеко за пределами ваших
55:20
обозначенных границ предметной ситуации вы можете не обращать внимание да это
55:26
далеко это где-то это не сразу произойдет взаимодействие распро являются не мгновенно с конечной
55:32
скоростью поэтому еще и время происходит и место другое и время другое но где-то
55:38
обязательно разорвется вы решили свою проблему но обязательно в другом месте
55:44
создали другую другой разрыв Да но счастье современного человека в том что
55:49
он об этом не знает ему кажется мы решили проблему мы развиваем мир а решая
55:55
свое создаем другое вот это хорошая вещь да такой вот забвение мире
56:03
постоянное но Аристотеля вский подход экологический топологические колоды
56:09
топологический он это не дает нам сделать друзьям потому что как
56:15
республика Чеховский человек с молоточком стоит за наши за нашими
56:21
плечами говорит Да ты делаешь Ты молодец эффективно работаешь эффективно решаешь
56:27
проблемы теперь Сядь дорогой работник А
56:32
и задумайся где Ты где В каком сообществе в каких обстоятельствах ты
56:38
что-то своими действиями обязательно разрушил решив свою проблему где ты создал другую
56:46
вот а мы конечно понятно желая себя
56:52
позиционировать добиться показателей эффективности все прочее Мы конечно себя
56:58
вот этими рамками граничными предметами ограничиваем ситуацию тем более такой
57:04
огромный мир сейчас ведь как мы не в полюсе живем там 5 тысяч жителей до
57:11
огромный мир перед нами Мы можем прикинуться валенками Как говорится
57:16
сказать а мы не знаем что там не происходит нас это не интересует вот мы живём здесь нас это Вполне устраивает
57:23
вот ну ладно значит смотрите друзья мои вот такой эколога топологический подход
57:29
сразу наука единичным наука об отдельном
57:34
непохожим на другое Кстати вы сразу видите друзья мои здесь одно слабое
57:40
место есть сразу же оно проступает Да это все красиво выглядит Да вещи место
57:46
положи вечно место это все как бы увлекает многих во-первых но здесь есть
57:52
слабая звено оно сразу же Аристотеля в его науке проступает и мы можем
57:58
догадаться друзья мои что это будет означать в будущем причину основную
58:04
причину её краха здесь нет здесь невозможно Всеобщие необходимые
58:11
законы инвариантные по отношению к разным вещам и разным ситуациям то есть видите вся
58:18
Наука заточена на то что каждая ситуация то есть смотрите ребята еще раз да наука
58:25
Аристотеля она как бы ситуативно законы правила они ситуативно локально
58:31
заданы то есть понимаете они помещены в глобальный контекст но сами по себе они
58:38
локально Не инварианны ну я так выражусь может быть не очень точно с физической
58:44
точки зрения то их нельзя перенести открытые вами знания Здесь нельзя
58:49
перенести в другое место и это само по себе до поры до времени то
58:56
есть нет всеобщих законов правил организации материи инвариатных относительно преобразований пространства
59:03
и времени само по себе это не хорошо и неплохо Ну да вот у нас такая вот
59:09
ситуативная определенная наука Ну и что чем она плоха Да ничем кроме одного
59:15
догадываетесь чего на этой науке на закваске этой науки нельзя сделать
59:22
технологии технические устройства не воплотишь в материю технического устройства
59:28
искусственного какого-то оборудования прибора машины агрегаты и так далее
59:35
Потому что по определению машина технология техника это то что работает
59:42
это локальная инвариантным образом то есть должно быть перенесено в любое место То есть если ты
59:50
закон по которому аппарат ваш или машина работает в одном месте должен работать в
59:56
этом аппарате Ну там Технологии за каком-то устройстве Да в любом другой точке пространства иначе вы получите
1:00:03
какое-то безумное количество технических устройств каждая из которых будет работать только в том месте где оно
1:00:10
создано вот в чем проблема то есть по определению Вот это важно обязательно
1:00:16
наука Аристотеля она как бы не способна воплотиться породить Мир техники
1:00:22
поэтому кстати техника techne Ну искусство ремесло оно от деятельности
1:00:29
ученых отделяется в особое как бы производство между наукой и техникой в
1:00:35
системе науки Аристотеля разрыв и его как бы Ничем так вот на первый взгляд не
1:00:41
заполнишь эти ситуативная наука эти локальная наука Хотя в целом говорит
1:00:49
о глобальном мире устанавливает свойства локальным образом
1:00:55
вот ну Теперь смотрите еще один важный момент и дальше мы с вами собственно
1:01:01
основные тезисы науки Аристотеля просто ее принципы базовые выпишем буквально
1:01:06
один за другим насколько сегодня успеем вот когда Аристотель заговорил о вещах
1:01:12
Как единичным как основном объекте своего исследования да то есть на том на
1:01:21
чем он строит весь разговор вокруг чего он пляшет Ему тут же платоники недовольны Они же он же выходец из
1:01:28
платоновской Академии Да думали что он последует традиции своего учителя этого
1:01:34
не произошло платоники начали задавать ему очень простой вопрос
1:01:40
И продуктивный то есть Аристотель должен был ну как бы
1:01:45
ответить на этот вопрос обязательно хорошо ты всячески Ну так то есть как бы
1:01:51
у тебя Аристотель другая крайность а то есть они верно увидели шумаятник просто
1:01:57
в другую сторону метнулся у Платона хорошо Платон все
1:02:02
объединяет в какие-то группы связанные Да связанные общим прообразом плохо Тебе
1:02:09
не нравится Тебе хорошо ты выделяешь единичную вещь не похожую на другую вещь
1:02:16
занимающая какое-то свое место во-первых непонятно чем это место формируется Каким образом А во-вторых самое главное
1:02:23
а что же связывает вещи между собой То есть ты вот в этой конструкции рискуешь
1:02:30
тем что мир просто рассыпется на сумму отдельных вещей слишком много
1:02:36
отдельности слишком много уникальности слишком уникален у тебя дорогой товарищ
1:02:41
Аристотель получается понимаете да то есть что между собой связывает вещи
1:02:48
заставляет их между собой взаимодействовать А каждая вещь сама по себе Да дорогой глубокоуважаемый шкаф то есть
1:02:57
сам по себе что его соотносит связывает то с Чем обеспечивается связанность связанность мира
1:03:04
взаимодействие вещей Непонятно И вот здесь ребят На самом деле вопрос был
1:03:11
продуктивным понятно что критика реальная То есть получается просто впал
1:03:16
в другую крайность так вот если просто говорить от связанности к полной
1:03:22
связности бесструктурности как структуру мира другими словами можно выразить и
1:03:30
вот здесь он вынужден был ввести очень важную категорию она очень важная для
1:03:35
современной науки можно сказать ключевой связи те способы которыми вещи
1:03:43
связываются друг с другом как они осуществляют за счёт чего они
1:03:49
осуществляют взаимодействие что их связывает вот эту категорию вы это слово
1:03:54
прекрасно знаете Аристотель назвал словом причинанность причинность Ну на русском
1:04:01
языке Ну греческое слово iton я точно этимология его не скажу вам а вот
1:04:08
по-русски слово причина очень хорошо В Славянском корне показывает
1:04:13
аристотелевский контекст причина – это то с помощью чего что-то одна вещь
1:04:20
причиняет другой Да причины это и есть посредники медиаторы между вещами это не
1:04:28
сами вещи а то чем вещи соотносятся друг с другом то посредством чего они
1:04:34
взаимодействуют причинность важнейший принцип Да и Многие считают что Ну сама по себе
1:04:41
она в системе Аристотеля появилась на самом деле не так не автоматически она как некая такая вот дополнительная вещь
1:04:48
и очень важная мы сейчас увидим с вами что дальше эта категория Причинности
1:04:53
разных типов причин она начинает уже свое собственное путешествие в истории мысли
1:05:01
это некий ключ дальнейшем то есть догадываетесь Да друзья мы что логика
1:05:07
Какая здесь нам нужно уйти наука Аристотеля Это прекрасное Здорово экология топология вполне в духе
1:05:15
сегодняшнего дня просто не очень понятно что с этим делать а проблема
1:05:21
ситуативного знания то есть Нам нужно от локальности как-то уходить к
1:05:26
инвариантным законам правилам организации мира независящим от пространства и времени
1:05:33
значит пока уж вот в изначальном варианте вот в том которое было задан не
1:05:38
очень понятно как это сделать но вот может быть категория Причинности сама по
1:05:45
себе даст нам некий ход дальше так как вот к этому инвариантному знанию вне ситуативному в
1:05:53
науке подойти потому что да такое знание мы можем уже использовать знания таких
1:05:58
законов мы можем использовать для того чтобы строить технику технические
1:06:05
устройства технология это само по себе ну потом увидим друзья мои это отдельная
1:06:12
раздел нашего в этом семестре разговора Да какие огромные последствия для самой
1:06:18
науки даст возможность технологического воплощения знания
1:06:23
технического воплощения откроется совершенно новые перспективы для неё для самой фундаментальной науки не только
1:06:31
для человека потребителя обывателя но и сама наука в
1:06:36
результате очень сильно изменится ускориться в своем развитии Ну вот
1:06:43
значит отлично Аристотель вот так под воздействием критического взгляда вводит
1:06:49
категорию Причинности очень важно Да и разрабатывает свою знаменитую типологию
1:06:55
4 4 типа причин вот Четыре типа движений у Аристотеля помните что у него есть
1:07:04
качественное изменение количественные изменения возникновение уничтожения это отдельный тип движения изменения да то
1:07:11
есть было не стало не стало было Да и четвёртый тип движения это ну самое
1:07:18
обычное механическое перемещение всего четыре типа движения и Четыре типа
1:07:24
причин Ну он начинает как бы на примере кувшин
1:07:30
Гончар изготавливает да то есть берет Как как появляется итоговый предмет
1:07:35
единичный сам по себе кувшин значит первая причиной его появления является
1:07:41
кусок глины материя материал без которой кувшин не
1:07:47
возникнет такой такой тип причины называется кауза материализ да то есть
1:07:52
материальная причина дальше второй тип причины значит не
1:07:58
просто этот кусок глины Да ему должна быть задана определенная форма форма
1:08:03
вещи помните то есть причина формы это есть
1:08:09
формальная причина появления вещи другой тип причины следующий дальше третий тип
1:08:16
причины Ну естественно никакой никакая никакого кувшин не станет кувшином
1:08:22
приобретет форму если мастер своими инструментами руками не подействует на
1:08:29
эту глину третий причины это действующая причина Ну или Инструментальная
1:08:41
инструментально действующая причина да то есть то чем мы действуем на но друзья
1:08:47
мои Аристотель не был бы аристотелем если бы он всю эту конструкцию не закрыл
1:08:52
бы сверху крышкой четвертого высшего типа причин без чего знания о Вещем
1:08:59
неполная принципиально Да вы догадываетесь что все и материальное и
1:09:05
формальное действующая причина объединяются вместе соединяются именно в
1:09:11
том порядке в котором нужно если мы знаем с вами
1:09:17
Какова цель для чего этот Каков смысл появления этого предмета что этот
1:09:24
предмет должен делать Для чего он в чем целевая причина и здесь появляется
1:09:30
высшее причинность теории Аристотеля это так называемый целевые причины или
1:09:36
финальные да то есть для чего смысл целевая
1:09:42
причина указывает как раз понимание целевой все вещи в природе имеют свои
1:09:48
целевые причины весь мир пронизан целевыми причинами и целевая причина В
1:09:54
конечном счете указывает на то где вещь должна находиться то точно ее место на
1:10:01
ее Топаз на ее естественное место в мире если она там находится если не находится
1:10:07
значит задача исследователя Физика или как тогда
1:10:12
говорили даже не физика физиолога физиков называли еще физиологами то есть
1:10:18
те кто занимается учением о природе задача увидеть вещь
1:10:24
понять где ее место и Если место Не заняты этой вещью то ее туда на это
1:10:33
место положить Вот такая программа работы значит проходя но видите его
1:10:39
Аристотеля все целостно должно быть все связано нельзя по отдельности решить
1:10:44
вопрос Если ты хочешь понять целевую причину Тебе надо понять и материальную
1:10:51
формальную действующую То есть все вместе весь комплекс знаний о причинах появления данной вещи дает тебе четкое
1:10:58
указание где эта вещь в мире должна находиться
1:11:03
Ну вот друзья мои Вот такая конструкция видите Аристотель ползает по миру изучает его
1:11:11
во всех подробностях ученые подробности деталей философ
1:11:18
деталей детали может быть кажущейся скучным таким как это педантом
1:11:23
педантичным Но это другой ход мысли не если Платона широкими мазками
1:11:29
такой импрессионист философом здесь подробное изучение
1:11:35
каждого предмета криминалистической точностью где что
1:11:40
должно находиться на месте преступления и почему не находится там где находится
1:11:45
вот ну и для нас с вами самое главное конечно это две работы Аристотеля
1:11:53
основные естественно два его естественно научных трактата Так значит я ребята
1:11:59
Обратите внимание в нашу вот эту колесницу сансары добавил еще одно
1:12:05
важное слово после слова вещь категория вещи категория причины то что связывает
1:12:10
вещи между собой посредники Нам очень пригодится причинность давайте я это
1:12:16
сотру вот напишу сейчас нам понадобится рисунок физика трактат Да замечательный
1:12:24
с которого начинается наша физика Ну и собственно Это первый главный учебник
1:12:30
физики на протяжении почти 2000 Что такое физика там в средние века в эпоху
1:12:38
Возрождения это то что написано в трактате Аристотеля читайте хотите изучить физику Открывайте трактат
1:12:46
Аристотеля Вот и второй трактат о небе о
1:12:52
небе Астро физические астрономические взгляды его космология его астрономию но
1:12:59
ребята Обратите внимание это очень важное нам это очень пригодится Это принципиально две разные книги Да
1:13:08
астрономия в одной физика в другой Почему эти науки астрономии и Физика у
1:13:15
Аристотеля никак не перемешиваются то есть сразу можно пометить себе что с
1:13:21
точки зрения науки Аристотеля такая наука как астрофизика невозможно если бы
1:13:26
Аристотель приехал бы на физтех Ну как основоположник физики мы бы его пригласили увидел бы кафедру астрофизики
1:13:34
там или лаборатории он был просто потрясен откуда как это
1:13:40
возможно Это незаконно рожденный гибрид Почему Потому
1:13:47
что смотрите Ну теперь давайте о главном модель мира по аристотелю
1:13:54
Я очень схематически нарисую значит в центре мира
1:13:59
шарообразная Земля покоящаяся Да она должна быть именно центром гармонии поэтому во-первых
1:14:06
покоится во-вторых иметь шарообразную форму Естественно что вы никто уже давно
1:14:11
не повторяете там школьного представления о том что там греки
1:14:16
считали что Земля имеет форму диска чемодана еще чего-то Земля должна
1:14:23
покоиться покоиться можно только то что обладает наивысшей степенью симметрии
1:14:29
а покоя симметрии это синонимы поэтому шаг если земля покоится находится в
1:14:36
центре мира да И самое главное покой Точка отсчета всех наших построений она
1:14:42
должна иметь шарообразную форму никакой другой не треугольный не круглый не цилиндрической Вот другое дело что вы
1:14:49
помните Ну из истории что Аристотель ошибся в определении размеров этого шара
1:14:56
два раза у него получилось меньше Если не ошибаюсь да что привело к известной
1:15:02
ошибке Христофора Колумба когда он пытался найти западную не только ноги Западный
1:15:09
путь в Индию исходя из того что Земля гораздо меньше чем она оказалась на самом деле
1:15:16
Итак в центре мира покоящейся Земля которая окружена 5
1:15:24
небесными сферами небесными сферами с Небесные сферы Чем
1:15:30
отличаются от земного мира первое Небесная сфера Давайте ее особо выделим
1:15:36
это Небесная сфера Луны ближайшая к нам к ней крепится наше ближайшее светило
1:15:43
луна да А все прочие небесные тела крепятся к своим небесным это не
1:15:50
эвфемизм Небесная сфера это действительно абсолютно жесткие прозрачные не пуленепробиваемой оболочки
1:15:58
которые сделаны условно ни кем Они сделаны они существуют вечно из особого
1:16:04
элемента небесного эфира Небесный эфир до дольше вот значит
1:16:10
этот элемент сразу отделяет Два мира два детства все что ниже небесной сферы Луны
1:16:18
это так называемый подлунный мир под лунный мир
1:16:24
это наш мир в нем присутствует Четыре элемента 4 первые элементы Ну или как
1:16:32
греки их называли 100 х стихи Да Земля огонь воздух и вода Земля огонь воздух и
1:16:41
вода которая сами по себе и сочетания четырех качеств базовых Да это горячая
1:16:49
холодная сухое и влажное динамика этих качеств изменения этих
1:16:56
качеств приводят к преобразованию одной стихии одного первого элемента в другой первый элемент собственно физика
1:17:03
Аристотеля это физика об изменениях качеств динамики качеств качественная
1:17:09
динамика Ну и смотрите что получается поскольку элементов много но 4
1:17:19
возможны всякие виды их трансформации то для подлунного Мира 4 типа не только 4
1:17:26
типа элементов но и 4 типа движений все типы движений количественное
1:17:33
изменение качественное возникновение уничтожения и наконец простое механическое вот эти движения эту
1:17:40
динамику качеств и изучает наука физика то есть физика изучает только
1:17:48
подлунный мир наш мир в котором все очень запутано кстати говоря степень
1:17:55
точности этой науки крайне невелика 4 типа движения все запутано Ну и дальше
1:18:02
Еще Аристотель делает вывод о том что математическая строгая точное знание об
1:18:09
этом запутанном под лунном мире четырех типов движений невозможно возможно только качественные
1:18:16
представления о математике дальше скажем что начинается
1:18:21
небесной сферы Луны все Небесные сферы весь Космос он состоит из одного
1:18:29
единственного элемента как вы знаете Пятый элемент
1:18:40
квинтэссенция Как называли в Латинской традиции Пятая сущность квинтэссенции
1:18:45
другой квинтэссенции Пятая сущность что с Небесный эфир как раз в подлунном мире
1:18:51
его нет а в над лунном мире ничего другого нет
1:18:57
видите как получается Да он там один единственный там нет ни земли ни огня ни
1:19:04
воздуха ни воды в над лунном мире А раз так размышляет Аристотель смотрите
1:19:09
следующая простая мысль то ни во что другое Небесный эфир превратится не
1:19:15
может он всегда тождественен сам себе никакие качественные количественные
1:19:20
изменения невозможно возникновение уничтожение Невозможно ничего не может
1:19:26
произойти ни один из других ни один из четырех типов движений невозможно кроме одного
1:19:31
механического перемещения не во что превратится эфиру ничто с ним не
1:19:37
происходит но какого самого действительно не раз механическое перемещение не
1:19:43
взаимодействует с другими типами движения которых попросту говоря нет в небесах в космосе да то само это
1:19:51
движение абсолютно гармонично и упорядочено его ничто не возмущает никаких источников возмущения нет
1:19:58
поэтому один тип механического движения для небес для небесных тел и
1:20:05
прикрепленных к нему к ним светил Да это кругообразная
1:20:11
и равномерное вращение кругообразное равномерное очень то есть
1:20:17
небеса это настоящее царство гармонии математической гармонии то что у Пушкина
1:20:25
хоры стройные светил хоры стройные светил А вот подлунный мир видите ничего
1:20:31
не возникает Космос вечный не изменит отсюда никакие невозможно не вспышки там
1:20:38
звезд не рождение не исчезновения Ну по крайней мере с точки зрения теории
1:20:44
Естественно что люди что-то наблюдали какие-то вспышки там пролеты Комет
1:20:51
например да ну комета движется Как она может там в космосе пробить небесную
1:20:57
сферу никак небесной сферы ни пули не пробиваемый прозрачные на поле не
1:21:02
пробиваю значит комету как объясняли а кометы это под лунный мир это явление
1:21:09
падлу номер это вулканы выбрасывают раскаленные камни они летят и вот люди
1:21:15
их воспринимают как кометы в подземный мир то есть масса было объяснение
1:21:20
Придумано для того чтобы различные изменения в космосе происходящие какие-то сгладить никаких
1:21:29
изменений вот ребят первое Давайте зафиксируем с вами значит
1:21:35
описывает только под лунный мир динамику качеств вещей Четыре типа движения в под
1:21:44
лунном мире и поэтому физика это наука Ну как бы принципиально неточная
1:21:49
качественная неточное приближенная астрономия в отличие от физики это
1:21:57
абсолютно точная математическая точная наука видите другие законы другие законы
1:22:05
поэтому взаимодействие астрономии и физики невозможно Вот вам и ответ на вопрос почему
1:22:12
астрофизика невозможна между ними Нет ничего Ну как бы какого-то слоя который бы их объединял астрофизика это нонсенс
1:22:20
Да ибо астрономии физика это разные науки по-разному устроены вот поэтому
1:22:27
помните что в средние века В средневековых университетах семь
1:22:33
свободных искусств науки квадривиума четверка наук которые считались точными
1:22:38
А это арифметика геометрия Ну понятно астрономия видите точная наука а
1:22:48
четвертая это не физика отнюдь точно физика неточная наука приближенная
1:22:54
приблизительно это музыка теория гармонии музыкальная считалась Вот как раз отражением гармонии небесных сфер
1:23:03
так ну ладно друзья мои значит следующий раз мы с вами поговорим о некоторых иных
1:23:09
характеристиках науки Аристотеля Ну а потом как говорится очень простой ход предпримем мы с вами посмотрим что не
1:23:19
так да и построим Вот это самое пресловутая как я вам говорил самого начала отрицание буквально всех базовых
1:23:27
принципов науки арестователя тем самым получим науку нового времени так все
1:23:33
друзья мои Благодарю вас за внимание всем всего доброго Спасибо за внимание

Поделиться: