Скворчевский К.А., История и философия науки, 11.02.2023
Предмет: История и философия науки
Тип занятия: лекция
Преподаватель: Скворчевский Константин Анатольевич
Расшифровка видео
1:23
Так ну что есть контакт
1:37
если контакт
2:04
Так добрый день Добрый день
2:12
вроде пошли люди
2:18
шли пошли пошли пошли пошли
2:50
Ну что начинаем Да так Ну что Здравствуйте дорогие друзья
2:55
начинаем нашу очередную встречу из цикла в истории философии науки я заранее
3:03
предупреждаю слушателей что следующая лекция 18 февраля не состоится также как
3:11
и семинарские занятия отменяются связи с проведением олимпиады
3:16
поэтому наша следующая встреча будет через две
3:21
недели у нас не будет с вами занятия не точно не в онлайн режиме следующая
3:28
субботу вот в то же время у нас еще остаются очень много работы в этом
3:35
полугодии поэтому постараемся двигаться более интенсивно потому что мы пока с
3:43
Вами еще даже не приступили к филосо науки Вот они у нас только на горизонте
3:50
появляются вот мы в общем-то с вами прежде всего занимаемся
3:55
историческими аспектами то есть конечно философы появляются Ну и вот бекон у нас
4:02
был сегодня будет Рене Декарт на повестке дня Но это такая
4:07
такая несколько однобокая вещь да То есть вы видите что мы берем от этих
4:14
персонажей то что нам нужно для того чтобы объяснить самое главное
4:20
то как при каких обстоятельствах возникла европейская наука нового
4:26
времени 16-18 века в общем-то уже почти в современной форме И что еще более
4:35
важно Какие факторы какие исторические обстоятельства способствовали ее
4:41
достаточно интенсивному развитию ребята еще раз напомню что сейчас меня
4:48
интересует некие механизмы социальные культурные интеллектуальные
4:54
которые обеспечивают ускоренное развитие науки поскольку даже
5:00
в замечательной форме исходной в некой каноничной форме то есть когда у нас
5:07
появляются с вами и математизация идея эксперимента как измерение и изучение
5:14
взаимодействий на это направляется вся энергия все усилия все-таки помните что
5:22
исходный ландшафт физики 17 века он достаточно унылый физиков мало Ну и не
5:30
только физиков естественно Испытателей мало работают Они медленно вот слабо
5:37
связаны друг с другом уровень научных коммуникаций явно недостаточен Вот и
5:44
ожидать от сообщества учёных нового времени и последующих периодов быстрого
5:51
продвижения Ну достаточно трудно вот вместе с тем Вы
5:56
помните Я возвращаюсь к финалу предыдущей лекции Да внутри как это не
6:04
парадоксально внутри научного метода нового времени была заложена мина замедленного действия
6:11
которая могла не то что взорвать всё да но очень сильно затормозить дальнейшее
6:18
движение Вы помните что это идея эксперимента эксперимента как системы
6:24
измерений поскольку нам нужны числа для работы математического аппарата
6:32
измерять можно только с помощью измерительных приборов А дальше
6:38
возникает вопрос измерительные приборы дабы количество
6:43
новых знаний увеличилось сами должны непрерывно совершенствоваться то есть возникает вот
6:49
это как бы неумолимая логика постоянной заботы об измерительных
6:55
приборах о повышении их чувствительности точности измерений динамического диапазона возможностей и так далее
7:03
и дальше вопрос средств рост в том числе
7:09
финансирование А если мы не можем вкладывать все больше и больше а
7:14
измерительные приборы это вещь дорогая и непрерывно дорожающая
7:20
удорожающееся если мы не можем привлекать все больше и больше средств в
7:27
том числе в самом простом как денежном выражении то мы обрекаем науку которая
7:32
так прекрасно стартовала и так прекрасно выглядит то ура Да здравствует прочь от
7:40
аристотелевских созерцаний Да метафизических качественных размышлений
7:46
мы Обращаемся к конкретики природы к изучению объектов как таковых но видите
7:54
все это грозило своим собственным вырождением и остановкой вот какая мина
8:00
Поэтому если мы хотим спасти этих речь идет о спасении науки нового времени
8:08
от этой неожиданной трудности внутри нее вмонтированный внутри нее она
8:15
содержится как неотъемлемая часть Ну вы помните что требуется Вот это
8:21
расширенное привлечение финансов людей материальных ресурсов и в значительной
8:28
степени наука пошла по пути пути начертанному фрезисом беконом о чем мы
8:35
подробно с вами говорили когда Бэкон указал на то что деньги можно получить
8:42
только от общества в целом от людей Да никакие
8:48
покровители знатные люди богатые не дадут нам надежного источника
8:54
финансирования Да вот то что Бэкон видел дальше других потому что большинство
9:02
Ученых ориентировалось на спонсоров которые давали все что потребуется но
9:10
Бэкон мудро увидел что нет будущее не за этим общество будет меняться и
9:16
буржуазные основания они будут другими это основание Ты мне я тебе мы должны
9:24
что-то давать людям А что то что меняет их жизнь то что делает жизнь более
9:30
комфортной Комфорт видите удобство тогда видя налогов сборов и прочего дальше
9:38
дело как говорится техники конкретной финансовой Да мы можем от общества
9:44
получить некое финансовое обеспечение и тогда помните дать еще больше обществу
9:52
техники технологий Да на основе тех знаний которые мы получаем ну скажем
9:59
фундаментальном залоге Да фундаментальные науки вот таким образом спираль С положительной обратной связью
10:07
мы назвали с вами спираль бэкона она будет раскручиваться И что еще
10:13
немаловажно если в науку будет поступать больше средств финансовых Она не только
10:20
будет давать больше результатов с каждым шагом на каждом на каждой итерации Как
10:26
говорится Да но она будет привлекательной для молодежи видите то
10:32
есть будет понятно что в ней есть обеспечение людей материальное значит
10:38
молодежь будет приходить и научное сообщество будет прирастать людьми
10:43
потому что нужны люди нужны кадры как их учить Как воспитывать что с ними потом делать
10:50
это другой вопрос Это вопрос кстати очень непростой Сегодня мы немножко о
10:56
нем с вами поговорим Как готовить профессионального ученого вот одного желания мало да Или одних
11:04
денег тоже недостаточно выясняется что деньги тоже не решают всех проблем можно
11:10
сделать так что будут и вроде бы все возможности и деньги
11:16
желание готовить или умение готовить ученого молодого профессионального не
11:22
будет Ну вот в общем и так первый шаг это технологизация науки Да
11:28
нетривиальный еще раз ребят Прошу обратить внимание что для подавляющего большинства ученых 17 века
11:37
идея связи фундаментальной науки и техники технология она была не
11:43
тривиальной необычной и даже скажем прямо неприемлемый но бекон
11:50
настаивал на своем и оказался абсолютно прав перспективе эта идея в общем-то и
11:57
вытащила всю историю как говорится Вот теперь второй момент на который я начал
12:03
обращать Ваше внимание как в новой ситуации организовать сообщество ученых Да вот у
12:11
вас появляются все новые новые люди предположим вы обеспечили приток
12:17
финансовых средств вы обеспечили приток молодежи то есть приходит все больше и
12:23
больше людей но теперь следующий шаг Это вопрос организации их работы досу
12:30
организации Бэкон еще раз Напоминаю Вам это ну не Великий философы не Великий
12:37
ученый он политик он мыслит категориями организации управления коллективами это
12:45
очень важно нельзя об этом забывать ему не так были важны философские
12:51
какие-то сугубо и дискуссии ему важно было все время с людьми общаться
12:56
убеждать их он постоянно это делал в салонах во всяких там обществах
13:02
лондонских Да у него был огромный круг общения прежде всего среди аристократии
13:07
он все время вот эти идеи пытался продвигать конечно трудно все это было
13:12
Да так я может быть изображаю это несколько
13:17
легковесно что вот пришли там в победили все сразу Убедили Конечно нет да Конечно
13:25
нет Я сегодня вот сейчас буквально вторую идею бэка на озвучу вы увидите
13:31
что она тоже прокладывала дорогу себе очень трудно очень медленно Хотя кажется
13:37
вполне До сегодняшнего времени очевидной да Это идея ведения в науку разделение
13:45
труда да то есть предметные специализации работы то есть помните что Бэкон здесь
13:52
пользуется опять же экономическими аналогиями хозяйственными аналогиями да
13:58
то есть мысль его работает как мысль управленца высокого ранга Да Посмотрите
14:04
на хозяйство Посмотрите на города на Ремесленная промышленное производство там где глубже
14:12
степень разделения труда то есть люди работают количество ремесел разных или
14:19
количество мануфактур непрерывно растет там выше производительность труда и общее
14:27
богатство растет этого города этой страны и так далее если наоборот степень
14:32
разделения труда уменьшается падает производительность и хозяйство начинает загибаться но у
14:41
разделение труда есть в хозяйственной жизни одна большая угроза одна большая
14:47
Безопасность это возрастающие риски отдельного производителя поскольку он
14:53
очень сильно зависит от того какие условия изготовления конечного продукта
15:00
он не владеет всем всей цепочкой производства Да если что-то на входе или
15:07
на выходе меняется Да Во внешних условиях отдельный производитель узкий специалист
15:15
он прежде всего страдает у него должны быть какие-то гарантии Ну например да
15:21
рынок сбыта должен постоянно расти есть
15:27
такая есть такое правило Да если мы хотим уменьшить риски производителей при
15:32
увеличении углубления степени производитель степени разделения труда
15:37
то нам нужно как бы обеспечить непрерывный рост сбыта например за счет
15:44
того что мы свои товары добавляем все дальше дальше то есть расширяем границы
15:50
нашего обитаемого пространства но Естественно что у нас есть и предел
15:56
такого пространства это наш земной шар то есть в эпоху колониальных завоеваний
16:03
17 18 19 века Это вопрос решаемый да то
16:09
есть за счет колониального захвата ты увеличиваешь рынок сбыта ты увеличиваешь
16:16
поступление сырья дешевого да то есть и одно и другое у тебя на подъеме
16:24
уж как-то этого добиваешься там военными средствами мирными это другой вопрос вот
16:30
а что будет когда рынки устаканится станут устойчивым видите то
16:37
есть в идею разделения труда на первом этапе я сейчас не говорю о глобализации
16:44
сегодняшнего времени да то есть понятно что мы обсуждаем с вами 17 18 век то
16:51
есть Вот начало нашей науки но поначалу да то есть ясно что вот эту этот риск
16:58
производителя можно компенсировать за счет непрерывной экспансии Да в
17:04
Окружающий мир то есть нужно постоянно осваивать как бы новые предметные области Ну вот Ну и Теперь смотрите
17:12
воспользовавшись данной аналогией Бэкон предлагает Что сделать найти полигон где
17:18
ее можно реализовать в научном сообществе в буквальном смысле
17:24
университета негодятся мы говорили с Вами что на том этапе я не
17:31
буду повторять свои слова да университетов много это мощная структуры
17:36
Да там почтенные но вплоть до конца XVIII века они стоят ну скажем на старых
17:45
рельсах Да и особых перспектив с ними Ну в развитии нового знания новые науки но
17:52
почти никто не это не будет все время так в 19 веке ситуация изменится мы с
17:58
вами об этом специально но пока это так да хотя как бы Жаль конечно потому что
18:05
структуры мощные с большим количеством всяких отделов отделений подразделений
18:12
там много людей там Работают но они все очень сильно привязаны к определенной
18:19
системе экспертной оценки своих достижений выражающиеся в системе присвоения
18:26
степеней званий экзаменов и так далее И вот эта система
18:32
экспертные оценки уровня достижений каждого члена Университетской корпорации
18:39
она на самом деле на том этапе развития науки Безусловно сдерживала
18:45
поступательный ход истории науки сдерживала да потом ее Конечно можно
18:52
развернуть в другую сторону Ну что для этого нужно сделать мы с вами поговорим
18:57
это будет сделано значит Поэтому патроны то есть покровители спонсоры тоже
19:03
убираются все нет для бэкана это пустой номер Это около и номер это Бобики
19:10
которые скоро сдохнут Вот так оно и получилось уже после смерти бэкона вот
19:17
поэтому единственный что нужное изменить в новой логике это
19:24
академии вот эти общества да Они пока не чего не дают продуктивного В смысле как
19:33
действительно организация это просто почетное общество которых много в каждом
19:40
крупном городе была какая-то чудная Академия там можете почитать всякие были
19:47
в Англии во Франции в Италии было они всякие там обставлены были жизнь всякими
19:54
обрядами одни там заседали ночью другие в полнолуние собирались
20:01
привязывали там кошачий хвост к себе и так далее То есть было много чудного вот
20:08
но в принципе самого главного не было члены академии никак Ну или точнее почти
20:16
никак друг с другом тематику направления своей работы не координировали Вот это
20:24
предлагает прежде всего изменить Бэкон в проекте создания академии нового типа
20:31
Итак вторая идея френсиса бэкона это проект создания академии нового Но
20:38
назовем ее продуктивного типа конструктивного типа ну вот я в своих
20:44
лекциях я подчеркиваю не обвиняйте меня в излишней резкости но я по сути считаю
20:51
что Бэкон предлагает тем самым проект создания протонией
20:59
научно-исследовательского института Конечно это так не называлось и еще долго не будет называться но по сути это
21:06
очень похоже на то что сейчас является научно-исследовательским институтом
21:12
научным учреждением Академии Наук или не отраслевого какого-то ведомства Да вот
21:20
значит вот не это приблизительно то что предлагал сделать на уровне академии
21:26
Фрэнсис бэхат значит идея очень проста значит смотрите
21:32
Ну описываю идею бэконов во времени как она двигается значит в начале собираются
21:39
члены общества научного то есть академики
21:45
неважно сколько 10 20 30 130 это неважно они заседают и решают первую задачу
21:55
значит вот у нас есть какая-то проблема Ну там например гидродинамика или движение гидравлика
22:03
очень популярная тема особенно в Англии потому что до вы знаете наверное да до
22:10
постройки массовой железных дорог там в двадцатые годы 30-19 века вместо
22:17
железных дорог в Англии были каналы прорыты вся вся территория особенно
22:22
Южной Англии была покрыта этими такими узкими каналами и по ним грузы
22:27
перевозили лодками баржами это была очень популярной популярной вид транспорта вот и соответствующая была
22:35
проблема создания различных гидротехнических сооружений Ну естественно что эти каналы нужно было
22:42
поддерживать в исправном состоянии Чтобы в них была с одной стороны вода а с
22:48
другой стороны не было бы затопления территории вот поэтому нужно было
22:54
заниматься гидротех гидравлик Это задача была очень такая практическая Ну вот
22:59
значит смотрите мы эту большую проблему то есть собственная идея В чем заключается что ее делим на некую сумму
23:07
под задач под проблем да я сейчас не буду про гидравлику рассказывать да но
23:14
вы сами там можете рассмотреть значит под задач и сообщество определяет кто
23:21
какой задачей из членов академии будет
23:27
заниматься То есть это можно сделать на уровне договоренности Да не надо там
23:34
приказывать людям Да ну люди должны Как бы сознательно себя ограничить понимаете
23:41
Не не все занимаются всем да Или все
23:46
занимаются какой-то одной проблемой вот а вся той задача такая чтобы не было
23:52
пустых клеток чтобы обязательно Все подзадачи вот этой большой задачи они
23:58
были бы заняты потому что в противном случае что
24:03
произойдет чтобы экран видел да Ну и не только что есть масса вопросов
24:09
которыми никто не занимается а с другой стороны есть масса вопросов на которые
24:15
все набрасываются дублируют друг друга мешают друг другу
24:20
потом спорят О приоритете Кто первый Да эти споры Кстати они в те годы носили
24:29
изматывающие юридически судебный характер бесконечный кляузы жалобы там всякие
24:35
комиссии и так далее Ну кстати один спор Ньютона и Лейбница у приоритете в
24:42
создании интегрального дифференциального вычисления чем это был один из крупнейших скандалов научных начала 18
24:51
века вот значит пожалуйста Да истощивший его
24:56
участников Значит каждый занимается своим делом да да Ну естественно не один
25:03
со своими подмастерьями своими молодыми помощниками это может быть в каком-то
25:10
одном здании если таковое имеется в своей лаборатории это может быть в
25:16
разных местах Это совершенно не обязательно надо всех собирать под одной крышей Вот то есть он работает в своей
25:24
лаборатории над конкретной задачей дальше получают Каждый ученый свои
25:30
результаты приносит их несет свой резалп и дальше
25:37
на выходе опять а теперь что делать тут надо две задачи решить во-первых вы
25:45
понимаете что все результаты отдельного решения нужно оценить нужно
25:50
проэкспертировать надо насколько они правдоподобны
25:56
как это сделать Ведь ясно что это должно сделать во-первых все опять сообщество
26:04
То есть все собираются на конференцию или на семинар некий
26:11
донаучный академии на заседание академии и заслушивают доклады всех участников от
26:19
этого процесса Но дальше как оценить вы понимаете в чем проблема мы же не можем
26:25
заседая на семинаре там полтора-два часа воспроизвести
26:30
эксперименты все которые были сделаны в лабораториях Это же невозможно Ну есть
26:36
какие-то Конечно есть какие-то случаи когда можно быстро
26:41
поставить эксперимент есть масса экспериментов которые так просто не воспроизвеешь вопрос да Значит мы можем
26:50
оценить только тот метод смотрите ребята вот он впервые возникает вопрос о том
26:58
что должна быть какая-то единая методология проведение исследований по
27:06
отношению которой мы оцениваем результаты полученные исследователь то есть мы смотрим не что
27:13
он получил А прежде всего Как он это сделал вот если он
27:19
сделал с нашей точки зрения с методологической точки зрения правильно тогда мы должны быть Ну сказать Да мы
27:28
можем конечно ошибиться Понятно вся бывает всякое Да но мы должны сказать что его результаты правильные они близки
27:36
к истине они правдоподобны и тогда что получается на втором шаге
27:42
если результаты про экспертированы то мы как бы из них собираем нужно чтобы
27:53
был некий механизм сборки Видите вот это очень сложный вещь да то есть нужно эти
28:00
детали мозаики Опять друг другу очень тонко подогнать
28:05
видите Мы сначала Разбираем проблему да то есть до композиция происходит большой
28:12
предметной области на отдельные задачи но потом точно так же это тоже непростая
28:19
задача Мы удостоверяемся в том что каждый осколок каждый кусочек мозаики правильно
28:27
выглядит правильно сделан Значит мы можем собрать
28:33
единое пространство смысловое информационное содержательно то есть мы
28:39
все должны аккуратно композировать мы должны собрать мы должны синтезировать
28:44
знания Вот видите у бэкона получается что само сообщество
28:50
академиков в чем его Главная задача в том чтобы разбирать и собирать а вот
28:58
решение отдельной задачи оно возлагается целиком и полностью на
29:04
отдельного исследователя то есть разделение труда происходит но здесь у бэкона Главное проблема в чем вот так
29:13
работает его Академия видите То есть как некая единый организм То есть три части
29:19
3 такой трехтактное движение разборка работа сборка сразу видите
29:28
ребят что здесь Какой сложный момент главный момент это как оценить
29:37
результаты да то есть должен быть какой-то раз мы говорим методология
29:43
Теперь главное до метод как то нам нужен какой-то стандарт методологический
29:51
видите с которым мы могли бы сравнить то Как ученые отдельно взяты выполнил свои
29:58
обязанности но Бэкон понимает что каждая
30:05
предметная область Ну так получалось в науке 17 века это было несомненно
30:10
наследием еще предшествующего периода каждая наука формирует свой
30:15
методологический а нужен инвариантный стандарт вот стандарт который
30:22
методологический стандарт метадологический алгоритм который январянтен по отношению к предметному
30:29
содержа сожалению станет еще одним очень важным фактором ускоряющим работу ученых
30:37
видите с одной стороны разделение труда Да конечно но с другой стороны надо
30:45
минимизировать риски производителя производители то здесь ученые Да
30:51
производитель информации производитель нового знания за счет чего за счет
30:56
создания универсального методологического стандарта которая является главным
31:03
Основанием для быстрой и эффективной оценки экспертизы полученных результатов
31:11
Потому что если такого стандарта нет то мы либо саму экспертизу погубим То есть
31:18
она будет неправильной и мы будем плутать потемках
31:23
особенно в каких-то новых проблемах да либо экспертиза станет очень долгой во
31:30
времени Да мы будем ковыряться в этих стандартах подбирать их Да отбрасывать
31:36
пробовать до методом проб и ошибок действовать и в итоге очень все медленно
31:42
будет развиваться то есть видите ребят сама идея разделения труда в науке то
31:49
есть создание академии нового типа это второй по счету механизм ускорения
31:55
развития науки предложенной бэконом он выдвигает третью задачу третий возможный
32:02
механизм Да разработку универсального методологического стандарта
32:08
Ну кстати Бэкон и это сейчас важно пометить себе
32:13
Да он уже в это дело включится не смог Ну силы его были не беспредельно вы
32:20
знаете Все скандалы которые омрачили конец финала его жизни да то есть явно
32:27
что ему уже было не до разработки такого стандарта Вот но ребят тут еще вот какой
32:34
момент важен Почему бекон не мог потянуть эту задачу я вот лично считаю
32:39
что даже если бы он захотел у него были там таблицы общих свойств таблица рано почитайте в
32:47
учебниках про бекона там все кроме того что нужно нам с вами Вот я сейчас вам
32:54
рассказываю именно то что для нашей истории науки прежде всего важно Вот
33:00
смотрите у него вроде бы какие-то методологические записки заметки есть но
33:06
видно но он остается неким организатором политиком вот чтобы создать такой
33:13
стандарт настоящий нужен ученый глубокий но одиночка которая привык работать в
33:23
лаборатории и привык задумываться над характером своей работы сам
33:29
он потом может что-то обсуждать там рефлексировать коммуницировать но нужен
33:35
вот такой ученый Одинокий волк который сам прежде всего с собою обсуждает эти
33:43
проблемы а Бэкон по характеру он слишком общественный человек видите это и хорошо
33:51
да то есть это дает ему огромные преимущество как политику Да видеть туда
33:57
смотреть где многие не видели даже выдающийся мыслители и так далее То есть
34:03
он вот такие вот вещи верно почувствовал чутьем интуиция что ребята все меняется
34:12
вы вот это то что не сидите на этих аристократах Да которые
34:20
привыкли которым вы привыкли вам очень это удобно бойтесь их это
34:26
умирающее поколение это скоро закончится вот ну и собственно проект бэкона Да вот
34:34
еще раз повторяю следующая задача это создание универсального методологического стандарта который
34:41
позволяет снизить фигурально выражать в кавычках риски
34:47
отдельного производителя информации Да вот в этой системе углубленном
34:53
разделения труда но само разделение труда предметная специализация конечно
34:59
безусловно повышает производительность колоссальным
35:05
образом правильно вы люди которые привыкли многих к этой системе Как само собой
35:12
разумеющимся в общем-то я никому не открываю каких-то
35:17
новых вещей Я просто показываю что как это появилось Впервые эта система работы понятно что
35:26
в будущем Да ребят видите что здесь самые слабые моменты это вот серединка
35:32
Она хорошая но вот эта процедура оценки сборки и сборки дальнейших и процедуры
35:40
разборки не композиции задачи всё меньше и меньше в истории науки
35:47
исследовательских учреждений связывается с какой-то коллективной работой это
35:53
очень часто становится директивное решение руководство института буквально
35:58
одного человека ты занимаешься этим ты занимаешься все потом этот же начальник
36:04
условно в кавычках Да Великий ученый или не Великий ученый Он решает что у тебя
36:11
получилось Да И вот это вот директивное планирование которое со временем видите
36:17
у бэкен это все очень так сказать чинно благородного учёные собираются на
36:23
семинары То есть как вот монахи ордена духовный рыцарского ордена Да на моление
36:30
общее собираются молиться и трудиться Вот но здесь-то у него все чинно
36:37
благородно но со временем мы понимаем что вот этот административный характер определение задач и сборки полученных
36:46
результатов он начинает преобладать и в этой ситуации вы понимаете опасность
36:52
Какая что люди которые работают на отдельных участках они все меньше и
36:59
меньше коммуницируют друг с другом они меньше меньше понимают то что делают их
37:05
соседи то есть уже нет интереса даже Чем занимается твой сосед по лаборатории это
37:12
тоже сейчас распространенная ситуация когда Ну я сам с этим сталкивался в
37:17
жизни в своем опыте Когда в одной комнате работают несколько исследователи каждый занимается своим
37:24
делом и в общем не очень интересуется даже не понимает Чем занимается его
37:29
сосед это обычная ситуация для бэкона это было неприемлемо понимаете он вышел
37:36
вот так красивыми категориями но как говорится что получилось что получилось
37:43
вот теперь дальше значит третья задача третий шаг это создание зафиксировали
37:50
для себя да универсального методологического стандарта сейчас мы об
37:56
этом специально поговорим я завершаю разговор об эконе и об академии нового
38:02
типа значит естественный вопрос слушателей любых Да ну а когда и при
38:07
каких обстоятельствах Этот проект создания новой академии начал практически реализовываться Вы можете
38:15
прочитать в литературе что первым Ну первым прецедентом реализации проекта бэкона
38:23
было создание лондонского королевского общества в котором работал Ньютон но и до сих пор существующего Великого
38:29
Великой научной организации но друзья мои только в ее новом исполнении в
38:38
1667 году Да вот Бэкон умер в 1626
38:46
да потом началась английская революция казнь короля там
38:53
протекторат кромвеля вот эта вся история очень кровавая и печальная потому что
38:59
кроме элиты они В каком-то смысле Анти культурные силы
39:06
Анти традиционный но реставрация Карла второго стюарта или
39:13
стюарта который будучи про католическим в чем его конечно обвиняли и не любили
39:22
но он понимал роль знания культуры науки философии всего прочего и он начал все
39:29
потихонечку восстанавливать и вот 1667 году он издал новый статус то есть ну
39:36
правила лондонского королевского общества в которые были заложены
39:43
определенные элементы проекта бэкона в частности необходимость академиков
39:49
координировать тематику своей работы Но это был только первый шаг ребят все
39:56
очень-очень медленно развивалась видите только 667 только какие-то элементы еще
40:03
до ниститутов в современном смысле слова
40:09
было очень далеко очень далеко бесконечно далеко Вот но надо сказать
40:15
друзья мои последняя мысль и переходим дальше что на самом деле
40:21
должен вам сообщить простую вещь подлинном смысле слова ну скажем
40:27
процентов на 70 проект бэкона реализовался в одном случае вполне
40:35
осознанно уже целенаправленно нужно было видеть и как не переделывать какое-то
40:41
общество академия это было бесполезно нужно было
40:46
что-то создать заново Ну и вы догадываетесь что Академия которая была
40:52
создана с нуля в начале 18 века это конечно Российская Академия наук
40:59
созданная Петром первым Да по его указу но уже в конце жизни в
41:06
1724 году уже практически Петр отходил
41:11
от дел очень тяжело болел И в этот момент он решил учредить императорскую
41:16
Академию наук в санкт-петербурге вот значит источники вдохновения у Петра
41:22
были очень мощные Вы знаете что он в свое время встречался с ньютоном беседовал в Англии когда был с
41:29
посольством Брюс ему переводил Ну естественно На каком языке они разговаривали Пётр не знал английского
41:36
Яков Брюс переводил ему вот дальше ньютоном Обсуждали проект
41:43
значит создание Академии Наук причём Легенда гласит но это не очень понятно
41:49
Так ли это или нет что Петр приглашал Ньютона занять должность Президента этой
41:55
академии дальше следующий шаг это привлечение Лейбница вот год вильгель лейбниц уже в
42:02
качестве советника тайного советника Петра был непосредственно включен в процесс
42:10
создания Академии Наук вот Академия наук Петровская она была создана Почти как у
42:18
бэкона То есть это был настоящий научно-исследовательский институт в котором академики трудились в одном
42:26
здании но в разных лабораториях Да координируя друг с другом свои
42:31
исследования То есть это уже были Ну как бы научные сотрудники Вот и за это им
42:37
полагалось очень приличное жалование То есть вы знаете что естественно набрать академиков можно было только из
42:46
иностранных ученых Для этого их нужно было заманить в холодной и сырой и
42:52
малопригодной для жизни Петербург Да откуда-нибудь там из Франции Швейцарии
42:58
Италии или юга Германии и поэтому академики по изначально получали очень
43:05
хорошие деньги причем независимо от качества и количества своей работы вот а
43:12
Поскольку после смерти Петра в 1725 году наступает ну вы знаете такой период
43:19
очень лихой вплоть до практически воцарения Анны иоанновны в 1730 году Да
43:28
вообще полный хаос Да и при Екатерине первой при Петре II в общем-то все
43:36
освободились от власти Петра от его координирующей роли и пошли в разнос Как
43:43
говорится государство пошло в разнос вот значит на академиков никто естественно
43:49
не обращал никакого внимания они не до этого было потому что всякие пиры и
43:56
гуляния не среди знати шли непрерывно Вот и а жалование продолжали платить как
44:04
установлено было так и было никто никаких указаний петровских не отменял
44:09
то есть в общем-то в этот период времени академики Ну первого поколения они
44:16
слегка так сказать под распустились Как говорится погрязли в интригах ничего не
44:22
делали не Да потому что деньги платят хорошие причем настолько хорошие ребята
44:27
что есть вот если не ошибаюсь Даниил Бернулли но
44:33
математик который первый приехал один из первых в Петербург он писал своему в
44:38
Германию брату якобы значит следующее письмо что брат мой дорогой здесь вот это мы
44:47
говорим все что там у нас не ценят чего-то Там и так далее плохо жить Он
44:53
пишет следующее что конечно жизнь в Петербурге плохая В смысле климата Здесь
45:00
темно сыра там так далее но столько денег сколько здесь платят ты не
45:07
заработаешь Больше нигде в Европе то есть не при одном дворе монарха ты не
45:13
получишь такого жалования которое мне платят в Петербурге в общем-то не особо
45:19
напрягая как каким-либо обязанности Анна иоанновна пыталась э-э Ну как женщина
45:27
такая более упорядоченная как-то академиков привести к общему знаменателю
45:33
Вот и тогда именно возникает проект Ну Первый проект Вы
45:41
знаете что университет создан первый Московский университет в
45:47
1755 году Ломоносов и Граф Шувалов Да во
45:52
времена ну Фаворит Елизавета Петровны во времена лежат Петровны уже императрица
45:58
следующий Вот Но почему в Москве Да вы знаете что первый это не первый
46:06
университет первый университет конечно же пытались создать ещё раньше в
46:11
Петербурге в столице Но это понятно Вот Но что получилось потому что первый
46:17
проект был такой по-своему интересная очень если вот так
46:23
получилось это было бы ну инновационная как сейчас принято говорить образовательные учреждения или
46:29
инновационное Педагогическая система так сейчас хотят делать и попытки удачные
46:36
есть в наше время создать университетские классы при академии наук
46:44
то есть не учить в аудиториях Да там классическим традиционным упрям а
46:50
пристроить студентов Ну как бы после какого-то водного курса наук естественно
46:56
как Академика в лаборатории в кабинеты как тогда говорили венерологический химический понимаете
47:03
чтобы студенты работали учились у мастеров как подмастерье практически
47:09
навыком то есть видите как бы обучение практике проектной деятельности говорят в решении
47:17
конкретных задач опережающая роль практики по отношению к теории в
47:23
отношении нестандартных задач проектных и так далее все знакомые вещи в общем-то
47:28
всем этим проектным подходом множество лет уже да и всегда люди пытались
47:35
понимая прекрасно что между теорией и практикой в образовании всегда разрыв Да
47:42
и начиная с теории с теоретического обучения мы рискуем как бы на ней и
47:49
закончить и надо перевернуть пирамиду да
47:54
то есть не надо бояться погружать человека в практически
47:59
действия у которых по отношению к которому у него нет еще фундаментальных каких-то там да
48:06
теоретических знаний то есть решая нестандартную задачу если он достаточно степени мотивирован Да если у него есть
48:14
возможность коммуникации с опытным наставником что предполагалось в рамках академии Петербургской он гораздо
48:22
эффектив освоит необходимые навыки или как сейчас принято говорить компетенции
48:27
не только там жесткие но и мягкие там еще есть экзистенциальные компетенции
48:33
часто целая система Вот Но это все традиционные идеи видите все это
48:38
пытались реализовать Ну вот значит такое университет был организован Ну что
48:44
получилось Друзья мои вы понимаете Я уже немножко объяснил судьбу прояснил судьбу
48:51
этого этих университетских классов при академии наук академики в это время уже
48:57
разленились совершенно Да вот эти все переходный период
49:03
петрак а не Анна в них лежать Петровне их очень сильно распустила они погрязли
49:09
в интригах никакой у них мотивации не было у студентов то может быть была
49:15
мотивация учиться у Академика А вот у академиков учить студентов не было
49:22
никакой потому что что лучи что не учи жалование приличное государево да и все
49:28
равно платит Если бы у них как-то зарплата зависела
49:34
от учебного процесса Да А так в общем Ну что ходят какие-то Кроме того вот эти
49:41
академики немцы например они довольно рано смекнули что чего же себе конкурентов-то плодить из
49:49
русской среды ребята не глупые Да понятно Что им не хватает русским юношам
49:55
какого-то образования там фундаментального это дело как бы ближайших лет
50:01
дальше то что будет они нас сбросят с этих теплых мест печек теплых Понимаете
50:08
вот поэтому в общем-то идея сошла на нет хотя сама по себе Довольно интересно
50:14
понятно что если бы удалось вот реализовать такое вот обучение
50:20
исследователя на рабочем месте Да мы с вами знаем что похожее подходы
50:27
есть в опыте из тех и других у в заведений базовые кафедры и все прочее
50:33
то это был бы Революционный шаг для того времени понимаете но не сложилось поэтому
50:41
университетские классы развить не удалось и пришлось вот уже
50:48
видишь академики озлобились Да они поняли что им готовят какую-то
50:53
конкурентную среду в Питере в Петербурге в Столичном городе поэтому Шувалов и
50:59
Ломоносов решили там не рисковать Да и второй случай возникновения университета
51:06
уже вполне традиционного Московского университета уже был перенесен в Москву да что вроде бы
51:13
довольно странно 1755 году Ну Ломоносов которого
51:20
[музыка] к себе приблизило Елизавета Петровна потому что он как раз себя
51:28
позиционировал как противника вот этой костной реакционной академии противника немцев
51:36
немецкого засилия в академии А вы знаете что взять ровно она
51:42
Как так Как бы это была французская линия культуры в Российской империи она
51:49
была франкофилкой германофобкой да то есть вот это противоборство германского
51:54
немецкого влияния и французского влияния Вот и Шувалов с
52:00
ломоносовым сыграли на том что Ломоносов как бы боролся с немцами пострадал от
52:06
них там он как бы на стороне французской партии Вот И значит вот это тот человек
52:12
который может возглавить новый проект новый проект создание уже университета
52:20
второй столице того времени вот друзья мои Так что имейте в виду пожалуйста что
52:27
история в общем-то имеет примеры когда с
52:33
нуля видите важно что не перестроить какую-то Академию это уже совсем трудно
52:39
да Ну даже построить с нуля новую Академию по рецептам бэкона было
52:46
довольно сложной задачей видите поэтому по-настоящему Ну по сути только в
52:53
девятнадцатом в конце девятнадцатого начале 20 века появляются академии и
52:58
научно-исследовательский институты уже построены по лекалам предложенным
53:04
френсисом бэконом тем не менее этот рецепт работает да то есть
53:11
предметная специализация вывод какой предметная специализация в науке
53:17
действительно очень сильно ускоряет ее собственное развитие но теперь давайте
53:24
двинемся дальше третья часть нашего разговора третий механизм я напомню что
53:31
всего их будет пять в моем списке моя задача скорее этот список исчерпать как
53:37
можно дальше значит третье а третий человек который сыграл огромную
53:43
роль прежде всего в разработке вот того самого универсального стандарта
53:49
понимания природы универсального методологического стандарта третий
53:56
механизм ускорения развития науки это конечно выдающийся Французский философ
54:02
физик Рене Декарт математик
54:09
1596 1650 Вот вы А декарте конечно же слышали
54:16
в курсах философии я не буду друзья мои никак Сейчас времени нет уже повторять
54:23
Все что вы о нем знаете я буквально базовые элементы конструкции
54:28
воспроизведу чтобы прийти главному о чем мы с вами говорим значит
54:35
Декарт человек совершенно другого склада Ну может быть ортогональный бекон если
54:42
Бэкон общественный человек политик Вот то Декарт это учёные-одиночка он не хочет
54:50
ни с кем общаться он сам по себе такой но не маргинал конечно но такой вот
54:58
человек который живет своими интересами своими желаниями Вот и наоборот Ну может
55:07
быть Это связано с тем что он был свидетелем и участником тридцатилетней войны в Германии между католиками
55:14
протестантами это была страшная война которая унесла огромное количество
55:20
жизней именно среди гражданского населения даже не на полях сражении Да а
55:28
мирное население гражданское гибло от голода болезней и прочего именно в этой
55:35
войне в период этой войны Вот и видя все это пропустив это через свою голову Как
55:41
говорится Декарт даже был адептом такого одинокого
55:46
спрятанного человека Вот это фраза которая ему приписывается что хорошо
55:52
прожил тот кто хорошо спрятался спрятался то есть главное прячься от вот
55:59
этих всех назойливых назвали его внимание заботы окружающего мира это
56:06
внимание заботы никогда не дается просто так за неё Ты заплатишь причем очень
56:14
может быть даже страшную цену вот поэтому это одиночка погруженный в
56:20
свои собственные размышления и это как раз друзья мои позволило декарту Да
56:26
сделать его важное дело а именно положить в основание науки нового
56:31
времени первой вариант универсальный научный методологии или как мы говорим
56:38
универсального методологического стандарта И тем самым предложить еще один вариант еще один способ средства
56:47
механизм развития ускорения ускорения развития науки
56:52
путь до карта хорошо известен он сам его описал своей как бы интеллектуальной
56:57
автобиографии что Декарт неожиданно я Коротко эту драму
57:03
перескажу он неожиданно обнаруживает действительно один из самых образованных
57:10
людей своего времени то есть знает Ну практически почти все тогда так можно
57:16
было думать Вот и вдруг где карт всерьез заинтересовался задумался заботился
57:23
одним вопросом Да я знаю почти все ну а где уверенность где основание того что
57:31
мое знание достоверно все что я узнал или почти все я узнал из
57:38
старых третьих Рук из книг от кого-то Да я очень
57:44
малом количестве случаев могу что-то познать непосредственно и собственного
57:49
собственного опыта откуда у меня уверенность в том что я знаю что-то
57:56
достоверно Понимаете вот он этот вопрос Так может
58:01
задуматься только человек который действительно много знает и спит не
58:07
крепко поэтому ворочается Как откуда я все это узнал это может
58:14
быть какая-то пустышка это может быть какая-то ерунда вот дальше Декарт
58:20
образованный человек философ там он понимает что критерии
58:25
достоверности знания критерии истины проверки истины Да они же были
58:31
разработаны греками помните опыт логика дискуссия
58:36
доказательство способы обоснования об этом говорили технологии но до карт
58:42
точно также уже теперь в XVII веке он прекрасно помнит недостатках этих
58:49
способов сразу видит что нет это не проходит да то что греки не сразу разглядели в
58:57
своих собственных способах обоснования истины Да карты уже этим опытом владеет
59:02
он говорит нет братцы этими традиционными способами я воспользоваться Ну если я ими
59:10
воспользуюсь я приду точно к такой же ситуации в которой нахожусь То есть я
59:16
опять вернусь к вопросу о том что же это такое Так что же это за знание насколько
59:22
оно достоверно то есть это бег по кругу Поэтому нужен новый способ или новый
59:28
критерий достоверности моего знания и вот здесь Декарт это вполне закономерно
59:35
с точки зрения Ну базовых стратегий развития нового времени Да он делает
59:41
впервые точкой отсчета самого себя себя свой собственный разум Он говорит Все я
59:48
ни на кого понадеяться не могу это все будет нечестно
59:53
по отношению к самому знанию я могу надеяться только на самого себя Видите
1:00:00
вот это это не случайно Конечно вы понимаете все все здесь часть целого
1:00:05
друзья мои Да если мы нам кажется что что-то выбивается из общей системы
1:00:12
Значит мы чего-то просто не знаем с вами каких-то связей каких-то отношений Да
1:00:17
значит человек помните осваивающий мир самостоятельный человек
1:00:23
вот образ человека эпохи Нового времени Ома доминатус как мы говорили человек
1:00:29
доминирующий хозяйствующий человек потерпевший кораблекрушение Да
1:00:36
выброшенный за пределы комфортного обитаемого мира но они сдавшиеся на
1:00:43
милость победители не сложил лампы лапки и пошел ко дну человек который пытается
1:00:50
спастись барахтается и переходит в на на окружающий мир Вот это образ человека
1:00:57
нового времени и это образ Декарта который тем самым говорит себе Нет я ни
1:01:04
на кого ответственность за достоверность моего знания собственно перекладывать не
1:01:09
буду Я сам себя буду судить сам себя буду судить сам буду судить собственное
1:01:17
знание на предмет его истинности какой же критерий я могу выбрать эти
1:01:24
критерии мне больше не годятся логика опыта дискуссии какие-то с кем-то
1:01:30
обсуждать что обсуждать если ты сам ни в чем еще не разобрался да что ты пойдешь
1:01:35
обсуждать там мы сейчас бы конечно с вами начали петь песню А диалоги да
1:01:42
давайте все соберемся будем там чего-то обсуждать Но если ты сам не уверен в
1:01:49
истинности собственных представлений то обсуждение с таким же чудиком который
1:01:54
также не уверен он то чем тебя отличается Вот только усилит возникнет
1:02:01
некая интерференция ваших неуверенности и станет еще хуже вот поэтому сначала
1:02:08
говорили в годы моей Юности школьные после школьной перестройку
1:02:14
начни с себя Перестройка Начни себя Вот это во Михаил
1:02:22
Сергеевича Горбачева Перестройка лозунной перестройкой начни с себя вот что говорит Декарт значит смотрите
1:02:30
критерии следующий но только дальше надо уже если ты в это дело включился нельзя
1:02:37
отказываться Да нельзя давать слабину иначе смысла нет
1:02:42
достоверным является только то знание в котором я Декарт не могу сомневаться не
1:02:49
могу сомневаться То есть три аспекта то знание которое для меня для Декарта
1:02:56
становится является абсолютно очевидным абсолютно ясным и абсолютно несомненно
1:03:05
Вот это сомнение да это и есть главный критерий главный
1:03:12
пробник по отношению к любому тезису к любому абсолютно Очевидность
1:03:17
несомненности ясность вот критерии Декарта если что-то не очевидно Не
1:03:24
несомненно не ясно хоть в Малой степени то это знание я должен заклеймить как
1:03:31
недостоверная и отбросить его прочь если я буду себе позволять Да что-то вот там
1:03:39
несомненно не ясно Не очевидно Но пусть Как говорится живет потому что это
1:03:44
знание для меня ценно всё система рухнет тогда лучше не
1:03:52
начинать Но люди нового времени надо дать им должное они были я вам рассказывала о том как исследовали мир
1:04:00
как себя истязали как без трепетно к себе относились в общем они не были
1:04:07
избалованы комфортом как физическим так интеллектуальным духовным вот поэтому в
1:04:13
общем-то они смело в такие вещи включались Да что даже если какое-то
1:04:19
знание мне ценностно Для меня окрашена важно для меня значимое но не
1:04:25
удовлетворяет критерию несомненности я его отброшу Ну и дальше Вы помните
1:04:31
собственно давайте быстро пробежим Что случилось да Декарт начинает применять
1:04:37
последовательно свой критерий ко всему что он знает Ну и как вы догадываетесь очень быстро от всего избавляется все в
1:04:45
той или иной степени поддерживается хотя бы в какой-то степени неочевидно мне ясным и
1:04:52
несомненном значит последними бастионами падает естественно идея Бога который
1:04:59
тоже оказывается не такой очевидной несомненный ясный как представлялось до
1:05:05
этого Да дальше идея существования мира
1:05:12
объективного вокруг меня да Откуда это все пришло как это все можно понять и
1:05:19
наконец третья последнюю по самому себе наносит Декарт Да когда он понимает что
1:05:26
и существование себя самого для меня же это не очевидная неясное и не
1:05:32
несомненные идеи вот в этот момент как сам Декарт описывал он оказался на дне
1:05:39
пропасти Он оказался в абсолютной катастрофическом экзистенциальным вакууме как бы мы сейчас выразились Да
1:05:47
он не знает что делать все ничего нет все вообще вы все отняли вы все разбили
1:05:54
грезы Да как в известной пьесе говорится Да вы все разбили Все я сам с но я
1:06:01
поступил абсолютно честно да я нигде не дал никакой слабины дабы что-то спастись
1:06:08
того знания которое мне важно вот ну и вот во дни сомнения В одни
1:06:14
тягостных раздумий Как говорится на глубине пропасти Произошло это
1:06:20
интеллектуальное озарение которое потом до карт считал Ну религиозно
1:06:25
детерминированным вот когда он вдруг осознает блесну Луч надежды А лучше
1:06:33
надежды в чем в том но вот заметьте все это они конечно
1:06:39
антиаристотельники творцы науки нового времени Ну как сейчас Доказано кстати говоря что они все воспитанники
1:06:47
средневековые схоластики того же Аристотеля никуда не от него не прыгают
1:06:53
не бегают потому что у них других учебников нет ни колледжах не в лице их
1:07:00
не в университетах они могут ворчать ругать Аристотеля но они
1:07:06
аристотельники по плоти по природе своей вот Декарт производит в общем-то
1:07:12
аристотельскую фразу аристотелевский тезис что если есть действия Значит есть
1:07:19
природа которая это действие выполняет действие указывает на существование
1:07:25
соответствующей природы Ну как бы объекта того что того что это делает или
1:07:31
кто это делает Вот поэтому дальше мысль простая что если есть действие сомнения
1:07:38
как действие пусть только оно Пока да разрушающее в своей основе Ну и что
1:07:44
разрушающий это значит что есть природа которая владеет обладает и выполняет это
1:07:52
действие это аристотельская формула можно и не так сказать потому что мы понимаем что отношения
1:08:00
взаимодействия не обязательно сводится К объектам которые вступают в отношения и
1:08:06
взаимодействия это тонкая Вещь Вот это потом то на что обратит Внимание Уже
1:08:11
в конце 19 начале двадцатого века Бертран Рассел в своей логической
1:08:18
философии с вами логицизме что действия взаимодействия не обязательно есть
1:08:25
результат проявления сущности объекта вступающего объектов вступающих во взаимодействие но
1:08:32
во времена Декарта вот Аристотель в данном случае продолжается никуда он не
1:08:38
делся и поэтому раз есть сомнения разрушающие как действие есть природа которая этим действием обладает и вот
1:08:46
эту природу Сначала он и называет слово мышление мышление мышление это природа
1:08:55
которая обладает способностью к сомнению то есть по крайней мере есть я как
1:09:02
мышление сомневающиеся не пока ничего другого все остальное в потемках Да И вот здесь
1:09:09
декарты произносит свою знаменитую фразу коги то я мыслю
1:09:17
эргосум Следовательно я есть Да вот она появляется Ну самое главное это когиту я
1:09:25
мыслю я есть мыслящий мышление пока только как природа обладающая сомнением
1:09:33
обладающий разрушительной силой сомнения Вот поэтому я есть как мышление
1:09:40
обладающее разрушительной способностью вот собственно смысл первого шага
1:09:46
сделанного Декарта но это уже хотя бы что-то то есть понятно что это не многое
1:09:52
но это уже точка опоры по которой можно постепенно
1:09:57
опираясь еще что-то еще выбраться дальше Декарт переводе дух Да вырвался
1:10:08
исполненного падение Ну и начинает Обратный отсчет начинается обратное
1:10:14
разворачивание свернутого значит он смотрит Ага А что есть в этом
1:10:19
мышлении внутри как в комнате Какие какое содержание этого мышления
1:10:25
рассматривать Она говорит значит Ну как стулья столы там какие-то предметы есть
1:10:31
внутри Ага есть очень важная идея идея Бога творца мира который обладает тремя
1:10:40
качествами вместе совместно соединенными это всемогуществом все видением То есть
1:10:48
он знает все что делает он может все и знает все что он делает И третье очень
1:10:53
важная идея для Декарта вот здесь будьте внимательны и поставьте некое
1:10:59
восклицательный знак он благ Все благой он абсолютно добр он не творит зла он не
1:11:06
является источником зла обмана заблуждений морочинье головы человеку и
1:11:13
так далее подобных отправлений все не есть Бога дальше Декарт задает вопрос
1:11:19
себе Откуда у меня в мышлении может появиться это замечательная идея
1:11:27
Да идея Всемогущего все благого и всезнающего бога и дальше две возможных
1:11:35
два возможных ответа Но это известное доказательство или там аргумент бытия Бога Декарта первое из опыта я смотрю
1:11:44
смотрю на конечные вещи в пространстве во времени и в какой-то момент времени раз совершаю прыжок Ага а автором всех
1:11:53
этих конечных вещей является бесконечное существо всемогущее все благое
1:11:59
всевидящее Вот но отвергает этот подход потому что
1:12:04
конечного бесконечному нет логического пути то есть нельзя От созерцания
1:12:11
конечных вещей от конечного в пространстве во времени опыта перейти к представлению о бесконечном существе
1:12:19
поэтому второй путь выбирает Декарт что автором
1:12:24
этой идеи источником этой идеи является сам создатель сам само существо которое
1:12:31
обладает всемогуществом все видения все благости ну так таков аргумент
1:12:36
существование бога от Декарта вот а раз это так то есть именно такое существо
1:12:43
является всемогущим всем другим и всезнающим все
1:12:48
остальное начинает разворачиваться как деятельность такого существа причем
1:12:55
Благая деятельность и мышление и материя Все что вокруг меня имеет место быть и
1:13:03
все это пронизано замыслом творца который не является обманщиком Вот это
1:13:10
знаменитая карта о том что бог Не обманщик да то есть он не создает мир таким чтобы
1:13:20
человек не мог его понять не мог его постигнуть и не мог получить о нем
1:13:26
истинное знание такое может можно себе представить в случае если Бог был бы очень каварен и Злобин говорил вот
1:13:35
сейчас человек начал начал начал что-то изучать я хрящ и параметры мира какие-то
1:13:42
физические законы изменю и человек окажется у разбитого корыта все его
1:13:48
знание потеряет смысл или другой вариант мир это Хаос в котором человек пытается
1:13:57
найти порядок Но это все ложные конструкции на самом деле Мир не
1:14:03
познаваем он хаотичен человек только очень редких случаях может какие-то там
1:14:08
Практически рецепты технологические для себя извлечь вот нет Бог откры человеку
1:14:16
в мире а человек точно так же может открыться творцу в исследовании изучения
1:14:23
этого мира то есть видите э Декарт Ну по сути выступает за такой вот
1:14:29
Общение с Богом Да где предметом обсуждения являются законы природы
1:14:37
закономерности окружающего нас мира и в этом смысле Ну это действительно так это
1:14:43
правда да Декарт выступает за признание исследовательской работы
1:14:50
исследовательской работы ну в разных его проявлениях неким Ну если угодно формы
1:14:57
богослужения формы богослужений вот смотрите богослужение
1:15:03
классическое Это молитва обращённая к создателю Ну в католицизме или в
1:15:08
протестантизме неважно у протестантов после реформации Лютера появляется
1:15:15
ещё одна форма служения Богу Да не только богослужение но и Труд труд
1:15:22
помните говорили об этом что в протестантской этике Да труд Ну там где
1:15:28
ты оказался Да на том рабочем месте где-то тебя Господь поставил Да труд –
1:15:34
это форма общения с Богом формы служения творцу то есть труд священнин в этом
1:15:40
смысле поэтому надо трудиться Хорошо работать Хорошо что в общем-то было для
1:15:46
многих протестантских сообществ довольно важным делом отсюда их там
1:15:53
богатство их возможности финансовой и так далее Ну и вот карты видите как бы
1:16:00
так неявным образом или явным проскальзывает еще одна позиция важная
1:16:05
еще одно добавление исследование Наука это Форма богослужения богообщение
1:16:12
видите Вы как бы встречаетесь с Богом на территории на его территории Но это
1:16:18
территория и ваша человек живет в природе Да он не может жить там пустоте вакууме для него
1:16:26
сотворенный мир это естественная среда обитания но это и есть творение и
1:16:31
предмет заботы творца поэтому вы как бы встречаетесь Ну своего рода в таком
1:16:39
подобие деморая То есть это уже не конкретный мир смотрите ребят
1:16:47
реальный мир который ужасен он ужасен Да и до карт сам пытается от него
1:16:53
спрятаться уже Какое противоречие можно увидеть Да как же так да карты не любит
1:16:59
миру он одиночку он прячется Да он там насмотрелся ужасов войны и вдруг
1:17:04
какая-то там форма богослужения нет противоречие здесь нет Потому что вот
1:17:11
этот пространство встречи территория женщина зовем это так это не
1:17:18
повседневная жизнь от которой Декарта обыденная там города села от которой
1:17:25
жаккард стремится как раз отодвинуться это некая система идеальных объектов
1:17:31
понимаете это некий некие модели мира то есть предполагается идеализация
1:17:38
модельное замещение реалии да А поэтому обязательное математические
1:17:48
математические методы аналитической геометрии даже от обычной геометрии надо
1:17:53
уходить заменять геометрические фигуры числами алгеброй числа числовой мир мир
1:18:00
чисел вот пространство числовой мир математических в котором мы можем встретиться с творцом
1:18:09
Да потому что он сам В каком-то смысле математик вот наше пространство они не вот это вот вокруг нас это как раз
1:18:17
Декарт понимаешь здесь ничего тут и исследовать здесь нечего это не пространство встречи с творцом Ну вот
1:18:24
значит дальше Очень быстро пробегаем да Значит для Декарта Декарт постулирует
1:18:31
существование двух субстанций двух сущностей в мире Вот теперь очень важные
1:18:36
вещи на которые Прошу обратить внимание Так называемая РС коги танц
1:18:43
Я вот здесь напишу сверху да то есть субстанция мышления мышление как особая
1:18:50
субстанция но слово РЭС сразу показывает Да это искусственно созданное это
1:18:57
сотворенная творцом субстанция Ну раз это вещь но вещь неестественное а именно
1:19:04
природное вот
1:19:09
вот значит вещь не природная сделанная руками Да ну то есть предмет заботы
1:19:16
слово республика республика Что такое дело народа то что создано народом Ну
1:19:24
вот значит это мышление и вторая
1:19:32
extension протяженность протяженность да то есть материя вещь протяженная
1:19:37
материальная субстанция вот значит субстанции две
1:19:43
у человека тоже две до тела человека это субстанция
1:19:49
протяженная материальная а душа человека это субстанция мышления как они
1:19:54
соотносятся Это большой вопрос для самого Декарта знаменитой психофизическая проблема вот Но самое
1:20:02
главное в чем разница между субстанциями давайте сейчас этот момент уясним очень важный Так где где граница между ними
1:20:09
пролегает в чем принцип развлечений а принцип развлечения следующие друзья мои прошу это зафиксировать это очень важный
1:20:16
момент смотрите субстанция протяженности материи
1:20:22
подчиняется вечным и неизменным законом природы Ну законом механики например
1:20:29
дауда Карта не было других законов То есть она как бы абсолютно не свободна
1:20:35
природа воспроизводит материя одни и те же действия в одних и тех же условиях
1:20:42
все здесь у нее нет выбора а мышление в
1:20:47
отличие от материи оно свободно То есть у него нет необходимости в одних
1:20:55
и тех же условиях совершать одни и те же действия если то по алгоритму Вот и так
1:21:02
мышление это царство Свободы условно говоря поражаясь языком Энгельса а
1:21:09
Материя это царство необходимости и вот мы что делаем тем самым что что
1:21:15
вот этим базовым развлечением да двух субстанция но потом исчезнет знаменитый
1:21:21
дуализм Декарта Потом оно как бы забудется уйдет в тень но останутся
1:21:27
ребят очень важные следствие из этого развлечения очень важные Ну как бы
1:21:33
последствия потому что смотрите первое очень важное если природа не меняется
1:21:41
законы такие какие они есть они просто законы повторения воспроизводства одного
1:21:46
и того же мышление царство Свободы то отсюда
1:21:52
следует первое очень важное следствие ученый может не торопиться
1:21:57
То есть он не должен бояться того что законы природы Завтра как-то
1:22:04
трансформируются завтра как-то изменится он знает что законов определенное
1:22:12
количество они как ну вот как мешочки в кладовой лежат Да упакованы и каждый
1:22:20
исследователь Не надо никуда торопиться не надо дергаться если законы меняются
1:22:25
если знания изменяется истина переменная надо либо бросить все это дело либо
1:22:34
постепенно либо бросить либо надо очень торопиться да то есть надо быстро быстро быстро
1:22:41
пока не изменилось так вот по де карту ничего не надо никуда торопиться мы
1:22:48
длины весеницы идем за Синей птицы Да значит к этой кладовой выстраивается
1:22:54
длинная очередь ученых их учеников учеников учеников так
1:22:59
сказать да то есть вся вся научная династия и наука превращается в естественный процесс действия больших
1:23:06
таких вот династий больших родословных каждый спускается в свое время в эту кладовую и
1:23:14
достает свой мешочек обнаруживает его проявляет его делает его явно все
1:23:21
открывает открытие вот потом ученик потом ученик ученика И так дальше то
1:23:29
есть в этом смысле наука превращается в естественный процесс культурный культурную традицию в которой нет ничего
1:23:37
как бы экстраордина и самое интересное что в этом смысле
1:23:42
смотрите ребят Что самое главное что должен передать
1:23:48
ученый своему ученику наставник своему ученику нет смысла передавать все
1:23:54
обнаруженное ранее видите знать все что было до тебя сделано Не надо в этом нет
1:24:02
смысла ты все равно добудешь свой мешочек важно знать то как это сделать
1:24:09
То есть знание метода метода ничто А как то есть в этом смысле по декарту
1:24:16
связующим элементом всей научной традиции становится Не сами знания то
1:24:23
есть Декарт как бы предвидит ситуацию когда знаний уже информации будет
1:24:29
столько что ни один ученый не сможет всем знанием овладеть это будет
1:24:35
невозможно остановится знание метода вот методу учитель ученика должен научить
1:24:44
методология становится вот такой естественной нитью нанизывающий на себя
1:24:49
всю научную традицию вот и еще один очень важный момент смотрите ребят если
1:24:58
материя мертва в том смысле что она не может придумывать себе новых законов она
1:25:05
не обладает волей она не обладает собственным целеполаганием а источником целеполагания становится только
1:25:12
человеческое мышление то это дает возможность мышлению проводить одно
1:25:18
очень важную операцию это второе следствие из базового развлечения Декарта операции объективации то есть я
1:25:26
могу выделять в материи такие области назовем их объектами которые целиком и
1:25:33
полностью находятся в моей власти в моем в моей системе контроля
1:25:40
управления я на них влияю а они помимо моей воли не Как влиять на меня не могут
1:25:49
то есть они полностью мне подвластны вот это и называется процедуры полагания
1:25:56
объекта или объективации Ну и сразу скажем последнее замечание что чем
1:26:02
строже выполняется процедура объективации тем точнее наука
1:26:09
критерий точности знания он заключается именно в том насколько строго
1:26:15
выполняется процедура объективации в данной науке то есть насколько объекты
1:26:21
исследования подвластны полностью или не полностью Воля контролю и разуму самого
1:26:28
исследователя вот ну и в следующий раз я завершаю свой разговор мы с вами
1:26:34
поговорим ещё маленький фрагмент это собственно в чем же метод Был ли мальчик да то есть
1:26:42
рецепт Декарта в чем он заключается Вот и в следующий раз мы еще с вами сравним
1:26:49
наработки методологические Декарта с тем что в своих математических началах
1:26:55
натуральной философии Ну чуть позже карта предлагает Ньютон ньютоновские методологический про
1:27:02
сравнение Будет очень интересно Все спасибо дорогие друзья
1:27:08
я на сегодня заканчиваю свой рассказ значит следующий раз встретимся через
1:27:14
субботу 18 февраля у нас лекции не будет так же как и семенашских занятий в том
1:27:21
числе в онлайн режиме Все спасибо