История, философия и методология естествознания, Скворчевский К.А., 21.11.20

Европейская наука и методология исследования в 17 веке.

https://www.perplexity.ai перескажи текст тезисно

Answer

Тезисы из текста:

  1. Курс лекций: Продолжается курс по истории философии и методологии естествознания, осталось четыре встречи до зачета.
  2. Научная революция: Обсуждается развитие европейской науки после научной революции, подчеркивается, что это был длительный процесс, изменивший основы аристотелевской науки.
  3. Изменения в науке:
    • Физика и астрономия объединились в единую науку.
    • Математизация науки стала ключевым моментом, что привело к необходимости экспериментирования и использования измерительных приборов.
  4. Цели науки: Наука нового времени сосредоточена на взаимодействиях между предметами, а не на их сущностях.
  5. Человек науки: Изменился образ человека — от аристотелевского, как части природы, к доминирующему над ней субъекту.
  6. Проблемы науки: Наука страдала от нехватки ресурсов и организационных структур, что затрудняло ее развитие.
  7. Механизмы ускорения:
    • Технологизация: Превращение фундаментального знания в технологии, что повышает престиж науки и привлекает новые кадры.
    • Социальная организация: Бэкон предложил новую форму совместной работы ученых, что способствовало более эффективному обмену знаниями.
  8. Методология: Декарт предложил методологические стандарты, основанные на критериях достоверности знания, разделив мир на две субстанции — мышление и материю.
  9. Дуализм: Декарт выделил два аспекта человеческой сущности: тело как машину и душу как свободное мышление.

Расшифровка видео

2:18
здравствуйте дорогие друзья продолжаем наш курс лекций история философии и методологии
2:25
естествознания но мы уже с вами перевалили через перевал как говорится
2:31
да и спускаемся потихонечку в долину то есть прежним приблизимся к зачету к
2:38
завершению у нас остается где-то 4 встреча с вами считая сегодняшнюю 4
2:45
лекции вот поэтому конечно остается еще несколько важных сюжетов которые я бы
2:51
конечно хотел с вами успеть до ближайшего зачета обсудить до имея в
2:58
виду что многие слушатели меня покидают после первого полугодия и продолжают
3:06
изучать философию науки уже в другом коллективе да но я как бы хотел чтобы
3:13
определенный фрагмент существенный нашего обсуждения он оказался бы
3:19
завершенным да то есть не оставлять все это на полуслове обрывать как говорится
3:24
хотя всякое бывает на всякое может быть ну вот что вы помните кратко
3:31
воспроизведу содержание предыдущей серии фильма нашего да мы обсудили с вами обсуждаем с вами
3:39
уже развитие европейской науке после научной революции нового времени понятно
3:47
что это не одномоментный процесс да не просто как бы сняли одну обувку на деле
3:54
другую и побежали по новому да ясно что трансформация шла глобальная
4:01
порядка двух столетий но полутора двух столетий еще очень много было старых элементов
4:09
как говорится не изжита старый аристотелевской науки но тем не
4:14
менее главное было сделано до вы помните что основные характеристики
4:20
науки аристотеля его физик его астрономии были существенно видоизменены
4:26
буквальном смысле буквально заменены на противоположное до что выразилось в том что физика и
4:34
астрономии объединились в единую науку до то есть законы физики стали как бы
4:41
относиться ко всему космосу они только земному миру на произошла что самая
4:48
важная математизация науки то есть математика объединилась с физикой что в свою очередь вызвало к
4:57
жизни необходимость в современном смысле слова физического эксперимента как
5:03
системы процедур измерения измерительных процедур во сколько теперь из природы
5:10
понадобилось добывать числа да вот то есть вот измерение становится основой экспериментированию со всеми
5:18
вытекающими отсюда последствиями и самое главное с необходимостью иметь
5:23
измерительные приборы и постоянно их совершенствовать наш постоянно работать
5:29
над их более точными характеристиками и вот дальше пожалуй такая в
5:36
метафизическом плане самая главная вещь да вы помните что цели и смыслы
5:42
отдельных вещей целевые причины которые искал аристотеля
5:47
и его последователи на то есть главное знание по аристотелю целевых причин заменяется знанием о
5:55
взаимодействиях о том как одна вещь один предмет действует на другой предмет вот наука
6:02
нового времени становится наукой не о сущностях и смыслах предметов да а бог
6:09
их системах взаимодействия наука взаимодействия что совершенно точно
6:15
соответствовала образу человека самоопределению человека нового времени
6:20
на которой мы прежде всего с вами обращали пристальное внимание да то есть
6:25
вот этот человек как мы его называли аристотеля вский человек человек экологические да человек
6:34
который себя считает полагает частью космоса естественной частью составной
6:39
частью вот и не обладает правами как бы свободного действия до произвольного
6:47
действия по отношению к окружающему миру он заменяется человеком образом человека
6:53
доминирующего над природой человека осваивающим новую реальность на человека
6:59
осваивающим пустоту создающего действительно новый мир уже так как он хочет то есть вот
7:08
этот субъект до свободно творящий реальность вокруг себя
7:13
это и есть человек науки нового времени на то есть вот эти характеристики вы их
7:18
прекрасно помните и теперь в любой момент можете легко воспроизвести но
7:24
дальше следующий шаг может быть наиболее интересной заключается в том что конечно
7:30
как я вам говорил все это было не достаточно для того чтобы наука могла развиваться ускоренную да она была еще
7:39
очень слаба и в техническом отношении в материальном и в организационном в
7:46
кадровом оснащение до ученых было мало вот были они объединены то в какие-то
7:53
так сказать весьма относительны и сообщества под названием академии
7:59
где люди друг с другом ну не советовались и практически не
8:04
координировали свои усилия да просто сообщали о своих результатах на либо они
8:11
продолжали работать в университетах коих было великое множество да это было
8:17
достаточно мощная система ног семнадцатому веку тем же времена ньютона
8:23
она себя очень сильно эта система дискредитировала до связью с
8:28
аристотелевской схоластикой на сложными правилами прохождения профессиональной
8:34
карьеры до многочисленными ограничений которые накладывались на ученого внутри
8:41
университета ну вот поэтому надеяться что университеты станут вот сразу
8:46
буквально на первом шаге очагами развития новые науки ну не
8:51
приходилось хотя как я вам говорил это не значит что дальше с университетами не
8:58
будут происходить какие-то довольно важные трансформации но не сейчас не мгновенно да ну и в третьих вы
9:05
помните была жизнь система патроната да то есть очень привлекательное для многих
9:13
да ну как бы получение денег финансирование от богатых знатных людей
9:19
патронов которые брали ученого и его лабораторию на попечение да то есть
9:26
финансировали ну для того чтобы прослыть в частности там просвещенным человеком
9:32
знатным просвещенным человеком благородным и так далее да то есть вот
9:37
последняя система оно казалось многим даже предпочтительнее двух других при
9:43
патрона при патроне в общем-то многим жилось неплохо но мы с вами понимаем что
9:50
в исторической перспективе уже в 17 и 18 веках система патроната тоже обречена
9:58
была она исчезновением на новые времена наступают да уже времена
10:03
капитализма времена буржуазные да когда и ученый будет получать какие-то деньги
10:09
на финансирование только в обмен на конкретные новации на новшества
10:16
изобретения что-то продуктивное да они просто за занятия некими науками фундаментальным смысле
10:24
слова ну вот короче говоря как вы помните диспозиция такая общее что он
10:29
наука слабо ресурсов мало организационная структура не выработано
10:35
для нового и науки да но и вот здесь дальнейшая история то что я перед вами
10:41
разворачивал пожалуйста эту логику вы ее удерживаете да то есть это не просто какие-то отдельные фрагменты да и то
10:48
есть некое поступательное движение некая логическая структура здесь прослеживается на это появление
10:55
постепенно и никаких механизмов ускорения развития науки да при чем механизм эти в основном носит
11:03
ну как бы такой социальный организационный характер ну и методологически тоже да но и
11:09
социальный характер тоже социально политический характер а что надо сделать чтобы наука начала развиваться более
11:17
активно с ускорением ну грубо говоря по появлялась каждый год все больше и
11:23
больше новых результатов а вот просто как бы физическом в ощутимо в наглядном
11:29
смысле этого слова идей публикаций там работы различных
11:35
теорий и концепций и так далее и так далее вот но и вот мы с вами три таких
11:40
механизма уже рассмотрели ну почти до 3 механизм у нас вот остался там один
11:46
буквально параграф хода рассмотреть да два механизма связано с именем фрэнсиса
11:54
бэкона напоминаю вам значение этого человека нельзя недооценивать да это не
12:03
просто как бы хрестоматийная фигура из учебника истории философии да но человек
12:10
который смог увидеть то что не могли в силу вот так бывает да что люди более
12:19
крупные с точки зрения научного своего потенциала до более крупные ученые
12:25
математики и физики современники бэкона да они были бэкон был не первый среди не
12:32
их но он как политик как организатор общественный человек он мог видеть то
12:38
чего не видели вот эти крупные люди вот и так это так это бывает зачастую да и
12:44
вот он смог в силу своего определенного перспективного видения да вот как бы
12:49
постулировать существование и в каком-то смысле даже убедить людей да то есть это
12:55
было очень непросто то что предлагал бэкон казалось но многим совершенной
13:01
нелепицей абсолютной да но тем не менее он заложил вот эти очень важные основы
13:07
действительно механизмов ускорения развития науки ну первый из них вы помните это механизм
13:14
технологизации технологизация научного знания то есть превращение знания
13:21
фундаментального в технику и технологии которые должны как бы наглядно людям
13:28
менять их повседневную жизнь а вот это самый главный момент так бы люди
13:33
общество видит заботу о своей жизни со стороны ученых и поэтому готова
13:41
ученым ну буквальном смысле платить обеспечивать их материальные запросы и
13:47
плюс да естественно что повышение престижа науки в глазах общества влечет
13:54
за собой приток кадров новых молодых да то есть то что очень
13:59
важно то есть физически ученых должно стать больше чем была до этого гораздо
14:04
больше на чтобы было кому всеми этими новыми вещами заниматься значит итак
14:10
первый механизм технологизация недаром бэкона называют отцом технологической
14:16
эры до в развитие науки и второй механизм о нем часто забывают про
14:22
технологии еще помнят да там в учебнике это вошло определение
14:28
что вать бэкон отец технологическая но второе не менее важным
14:33
вы даже более важное его как бы изобретения бэкона социальное изобретение это новая форма организации
14:41
деятельности ученой совместной жизни совместной организации так академия
14:47
нового типа да академия ну ну академии
14:53
были до их было много в каждом крупном городе в те годы была какая было какое-то
14:59
научное общество но еще раз повторяю не было главного люди не координировали
15:06
друг с другом свои работы поэтому были темы какие-то проблемы которыми
15:12
одновременно занималась там 5 человек а были темы которыми никто не занимался
15:18
пропуске как бы до пробелы вот так вот задача бэкона в избу мните
15:24
до заключается в том чтобы разделить любую большую проблему на сумму
15:30
составных частей сумму под тем или под проблем до сделать так чтобы каждый под
15:37
проблемой занимался ну отдельный человек до в своей там отбора торе и где угодно
15:42
она может находиться речь вы помните конечно шла не а не о каком-то огромном
15:47
здании до академии где в разных комнатах там ну можно и такой себе академию
15:54
представить конечно новую до которая все будут все будет в одном большом помещении в разных отделах так сказать
16:01
физики химии биологии и так далее вот но поначалу конечно такого не было вот и
16:07
дальше второй шаг до каждый ученый представляет свои результаты на суд всех
16:15
остальных да то есть как бы вот это коллективное обсуждение семинар обязательно
16:21
да где он должен представить то как какими методами какими способами он
16:28
пришел к своим полученным результатом да то есть вот если методы ну кажутся или
16:36
оцениваются как правильные адекватные да то естественно это знание она заполняет
16:42
соответствующую клеточку да и вот в итоге вся проблем она вот как бы изнутри заполняются
16:50
отдельными фрагментами знаний вот такая как бы по проблеме появляется такая
16:57
фрагментация да да композиция и наоборот дефрагментация то есть композиция
17:03
обратно до всех отдельных фрагментов знать и если всё сделано правильно да ну
17:10
это конечно идеальная модель мы понимаем с вами но если все сделано правильно то мы с вами
17:17
получаем целостное знания связанные с каким-нибудь разделом науки там ну
17:22
условно говоря я приводил вам пример для англичан семнадцатого восемнадцатого
17:28
века актуальны это гидродинамика до теория жидкостей
17:33
наши каналы у них там вот эти вот судоходные да по которым они перевозят
17:39
грузы и всякие гидротехнические сооружения активно развиваются вот
17:45
поэтому здесь как говорится сама жизнь подсказывает вот какие-то такие глобальные проблемы ну а через теорию
17:52
жидкости вы понимаете можно на следующем шаге и другие вещи обсуждать сами подумайте какие ну вот но вы
18:01
помните что здесь встает простая проблема которую бэкон уже не решил да
18:08
он и и передал следующему человеку да это проблема методологического стандарта
18:15
да то есть на основании чего считать что метод которым ты пользуешься правильный
18:22
то есть должен быть сформулирована некое методологическое правило ну или правило они должны быть короткими да то
18:31
есть это не должны быть какие-то длинные огромное описание которая там надо сами
18:37
изучать год и штудировать правило книга правил вот но с другой стороны они должны
18:44
обладать универсальным характером вот это очень важно то есть не зависеть от предмета от
18:51
дисциплины вот науки видите сами эти правила методологические должны быть
18:56
всеобщими чтобы их можно было применять в любой ситуации вот что важно да инвариантность
19:04
этих мидла методологических правил относительно конкретного предметного
19:10
содержания ну вот ну и мы с вами прошлый раз вы помните довольно подробно обсуждали собственно создание этого
19:17
методологического стандарта подходы к его созданию которые были связаны с
19:23
именем ране декарта да вот второй человек до важнейший
19:29
человек в истории новые науки в ее методологии до в ее основаниях это
19:35
французский философ математика и физика рене декарт то есть образ совершенно
19:42
другого учёного да как как раз прямая противоположность беками а если бэкон
19:48
это общественный человек политический человек до для которого
19:53
важно чтобы вокруг все люди были правильно организован и это его счастье
20:00
в этом заключается то декарт это ученая одиночка полностью но такой вот
20:06
интроверт как бы глубокий да то есть полностью за зациклены на себе самом
20:12
своих знаниях своих делах и так далее тогда но это в данном случае хорошо да
20:19
то есть как раз вот это сосредоточенность на себе позволила декарту разобраться в том как ученые
20:27
нового времени будет работать как бы сам по себе как отдельно взятое единица вот
20:33
все аспекты все характерные особенности его работы в новой ситуации декарту
20:39
удалось установить доп своей методологической программе ну я не буду
20:44
напоминать вам весь путь декарта который он прошел используя свой
20:50
критерии достоверности знания вы помните что он последовательно и честно
20:56
необычайно честно и искренне применил свой критерий достоверности знания о том
21:02
что знание должно быть абсолютно очевидным абсолютно несомненным
21:08
и абсолютно ясным вот как он дальше пришел к постулирование существования
21:14
двух субстанций да вот это важнейший момент развлечения двух субстанций
21:20
дуальность мира до мышление и протяженность мышление и
21:26
материя на уровне человека человек это тоже 2 частное существо кстати говоря на
21:35
если с человека начинать до тела человека это субстанция материя
21:41
да она подчиняется вечным и неизменным законам механики тело эта машина на
21:48
человек как эта машина в буквальном человек машины да то есть вы все механизм а все все можно объяснить с
21:55
механической точки зре а вот душа наша это субстанция мышления и потому оно
22:02
свободно то есть вы помните что между мышлением протяженностью материи до одно
22:07
но очень важное различие материя подчиняется вечным и неизменным правилам
22:14
да а мышление свободно да она не подчиняется заранее каким-то
22:21
установленным раз и навсегда правилам она может выбирать правило до мышление
22:28
может пользоваться правилом смотрите разница большая да мышление может
22:34
пользоваться теми или иными системами правил методов ну например логикой
22:40
определенного типа да но она не обязана это делать по необходимости как бы
22:48
непроизвольно вот в чем принципиальная разница да хотя конечно мы когда мыслим
22:55
мы какими-то правилами для руководства ума руководствуемся да но это мы делаем
23:01
по выбору нашему по нашему собственному разумению как говорится ну вот ну кстати
23:07
говоря вы наверное слышали о том что декарт довольно сильно озаботился проблемой а
23:13
как же мышление то есть душа руководит телом и тоже разные субстанции
23:21
до душа должна получать сигналы от материи и наоборот передавать какие-то
23:28
команды материальные нашей оболочке телесному началу как это происходит на
23:34
физиологическом как бы на анатомическом уровне и он свое время потратил
23:41
до довольно значительные усилия чтобы найти чисто анатомически а где же
23:46
в головном мозгу или мозге в какой его структуре находится вот прибывает наша душа то
23:54
есть субстанция мышления но сейчас участвовал в этих анатомических
24:00
экспериментах с головным мозгом но и в конце концов вы знаете пришел к выводу их довольно спорному конечно что
24:08
человеческая душа находится в шишковидной железе выпей физика то есть
24:13
вот такое образование есть такая структура головного мозга вот там попади
24:19
карты находится душа там она принимает сигналы и передает свои команды всему
24:25
остальному телесному начал и шишковидной железы ну вот так вот но проблема
24:32
психофизическая знаменитая да как же связаны душа и тело мышление и протяженности они
24:38
эти проблемы естественно остаются ну вот значит смотрите вот это
24:43
развлечение как вы помните я коротко напоминаю вам но это очень важный момент ребят потому что таким образом вот через
24:51
простое развлечение мышление и материи до декарту удалось установить некие
24:58
характерные особенности деятельности ученого дай как бы главные его характеристики
25:04
вывести отсюда до саморазвлечения мышление материи может быть при этом
25:11
отброшена его можно как бы отодвинуть в сторону да но следствие из этого
25:17
развлечения продолжают работать в том числе и в современной науки в
25:22
современных ученых да просто они об этом часто даже не задумываются насколько они
25:28
соответствуют декарта всe caмa образу учебу вот декарт его историческое
25:34
значение в том что он как бы нарисовал портрет современного ученого ученого уже
25:40
нового времени и современные ученые не очень сильно от этого портрета
25:45
отличаются ну конечно появляются какие-то появляются какие-то новые вещи
25:52
там да а может быть старые наоборот вспоминаются еще до декарта вский но тем
25:58
не менее вот костяк портрета ученого что остается неизменным вот значит что
26:06
важно да еще раз напоминают три вещи до 33 характеристики центральными
26:11
1 до неторопливость ученого ученые существо которое не обязана дергаться да
26:20
и торопиться изучить законы природы до момента их изменения потому что законы
26:26
неизменны да то есть торопиться нет смысла наука превращается деятельность
26:32
человека в науке превращается в некий последовательный процесс последовательного
26:38
обнаружения чего-то какой-то части этого знания то есть вот шаг за шагом
26:45
а не торопясь до ученик продолжают дело учителя
26:50
потом ученик ученика и так далее в этом смысле как бы ну вот в важный момент он
26:58
нам для нас не очень понятен сейчас да но ученые до декарта пскова но там
27:04
возрожденческой периода это ученые которые как бы обладают некой
27:09
монополии на знания вот они себя считали людьми которые знают ну доступ имеют ко
27:16
всему что вокруг происходит ко всем стихиям как всем природным силам ко всем
27:22
возможностям да и это связано с какими-то особыми способностями конкретного человека выдающимися там
27:29
можно сказать оккультными способностью теперь ученые становятся
27:35
как бы фигурой одной из рядовой фигурой но в том смысле что он просто продолжает
27:42
дело обнаружения истины она ждет она готова
27:47
да она скрыта ее надо конечно добыть какими-то усилиями определенными
27:53
но ты просто делаешь свою часть работы это твоя работа как в американских
28:00
фильмах говорят и мохер я просто делаю свою работу вот ученые декарта это это
28:09
человек который не обнаруживает вдруг да в силу своего великого дара всё сразу
28:16
целостное видение космоса пред ним пристает он просто делает свою часть
28:22
работы потом за ним не то что не сделано сделает его ученик и так далее и вот в
28:30
этом смысле вы помните что любой человек
28:37
идущий за тобой да он не обязан все знать что до тебя сделано да только
28:44
какой то вот кусочек предыдущая работа но чтобы не повторять для того чтобы
28:49
была уже сделана но самое главное это знание метода вот методологическое
28:55
знание то есть то как это то что учитель передает ученику научить его работать
29:01
вот в этом смысле действительно научная деятельность превращается в профессию видите не не в особый дар
29:11
познание мира видения мира а превращается в воспроизводимую
29:16
профессиональную деятельность которую можно охарактеризовать набором то что
29:22
сейчас называется модным словом skills да то есть навыков так компетенции то
29:28
есть никаких способностей таких вот вырабатываемых трудовых функций ну может
29:34
быть большой системы skills to больше чем в любой другой профессии но это как
29:40
бы профессия вот значит профессия будет дальше развиваться и
29:45
будет расширяться количество людей и младич значит метод да вот часа методе
29:51
поговорим 2 характеристика да очень важно помнить и из этого развлечения следующий эта
29:58
процедура объективации да то есть всякая наука достигает той степени точности
30:05
насколько строго и точно она способна выполнить по отношению к тому что она
30:11
изучает процедуру полагание объекта процедуру объективации да то есть такого предмета
30:18
исследования которой не влияет на вас помимо вашего контроля то есть такого
30:25
объекта который целиком и полностью от вас зависит целиком и полностью контролируется вами а помните вот как я
30:32
говорил во мне мне все подвластно я же никому на говоря пушкинскими строками
30:38
вот объект это то что тебе подвластно но ты ему ни в коем случае в этом залог
30:44
точности и достоверности определенного знания об этом объекте ну и третья
30:50
особенность запомните это вопрос о свободе мышление вот он очень важное на
30:56
самом деле потому что если мышление да может выбирать правило может выбирать
31:03
разные логике разные пути но в то же время она обладает внутри себя самого
31:08
благодаря свободе своей она обладает определенными моделирующими свойствами
31:13
она способна отображать явление там предметы процессы
31:19
окружающего мира до в материи происходящей то есть она может выполнять
31:25
на фигуру выполнять действия но вот такого как бы отображение что ли да копирования назовем
31:32
копирование или уподобление тому что она видит да но не буквальном
31:38
смысле через зрительные только лишь образы да но из строя какие-то уже
31:43
физические модели до связанную связанные с параметрами с и взаимосвязью между
31:48
собой тогда вот эти свободные моделирующие свойства мышления да они делают возможным действительно по
31:56
декарту свободное отображение достижение понимания процессов происходящих вне
32:03
свободной материи вот познания возможно по декарту
32:08
благодаря тому что не свободная познается свободным видите должно быть 2
32:15
2 компоненты одно не свободная на друга и свободно свободно и постигает
32:21
несвободны ну вот значит теперь два слова не три слова о том как декарт
32:29
предлагает метод свой да то есть вот эти вот правила для руководства ума да вот
32:37
этот его методологические стандарта которым мы уже давно с вами говорим это все пока
32:43
подходы к самому стандарту хотя важные вот эти характеристики видите как бы такой он рисует портрет ученого будущего
32:52
этого ученого еще нет по-настоящему да все только только начинается на должны
32:58
пройти еще но несколько может быть десятилетий прежде чем такая вот фигура ученого
33:05
начнет активно работать это мы сегодня с вами уже увидим ну а какие правила для
33:11
руководства ума значит сам декарт сначала их больше 20 установил этих
33:17
правил методологических но потом понял что это слишком много сама по себе
33:24
задача запомнить эти правила но вряд ли будет эффективны выполнена поэтому надо
33:31
сократить количество он сокращает их до 4 4 правило значит но вот смотрите
33:37
алгоритм деятельности ученого в любой области заметьте инвариантные правило на
33:43
под и карту значит первое действие ну заметьте что в принципе все что пишет
33:50
декарт мы с вами из своей практики хорошо знаю ну и но так оно и должно быть тут не должно быть
33:58
заметьте друзьям и есть не должно быть ничего неожиданного там не должно быть провела там
34:05
подпрыгните три раза на левой ноге да и повернитесь вокруг головы несколько раз
34:12
да то есть мы скажем но мы этого никогда не делали какой-то имеет к нам отношений аж первое правило это правило анализа
34:19
анализ значит первое действие раздели говорит декарт любой предмет на
34:26
максимально возможное количество простых составных частей раздели любой предмет который ты
34:32
исследуешь на максимально возможное количество простых составных частей и
34:38
исследуя каждую составную часть в отдельности да но мы так сам собственно с вами
34:44
поступать да в любой области когда мы ее ограничиваем то мы выделяем простые и
34:51
составные части сначала рассматриваем частицы части отдельные элементы по
34:57
отдельности как отдельно взятый как отдельно существующей первое действие
35:03
второе действие синтез синтез теперь
35:10
соедини как бы мысленно до либо в реальность если ты можешь
35:15
экспериментировать да если не можешь что как бы в идеальной модели объекта своего
35:22
соедини составные части вместе посмотри как они друг другу то есть
35:27
правильно ли ты понимаешь систему связей между этих или между этими элементами то
35:33
есть действие синтеза нужна не для того чтоб просто восстановить там целостность объекта а
35:39
для того чтобы рассмотреть систему того как составные части друг с другом
35:44
взаимодействуют как они друг другу относятся какие отношения
35:49
то есть не забывайте что наука нового времени это наука о взаимодействиях об
35:57
отношениях о связях они о самих предметах как таковых здесь система
36:02
связи принципиально важна система взаимодействия вот значит если анализ и
36:08
синтез ты правильно провел ну то есть правильные правильно сейчас мы посмотрим что с этим
36:14
делать дальше третье действие называются у декарта описание описание
36:20
то есть ты подробно описываешь кто как ты проводил действие анализа и как ты
36:27
проводил действие синтеза пошагово вот вот это пошаговая как бы
36:32
операционально пошаговое описание и будет декарт говорит знанием о твоем
36:38
предмете вот на этапе описание появляется знание
36:44
вот оно появилось родилось знание вот но теперь четвертый этап
36:51
естественно до для декарта очень важный это знание
36:56
нужно подвергнуть критерию достоверности здесь декарт себе не изменяет то с чего
37:03
начал тем он и заканчивай да значит я должен проверить полученные знания
37:09
пропустив его через свой критерий достоверности а вы помните что это
37:14
абсолютная очевидность абсолютная несомненность и абсолютная ясность да
37:20
если все с этим хорошо предположим на секунду до то я могу значит здесь
37:28
достоверность вот если все хорошо с
37:33
точки зрения очевидности несомненность и ясности то все я выпускаю знания на волю
37:39
да я его публикую там оглашаю так далее но как правило это не так да на первом
37:47
шаге обязательно что-то не попадает под этот критерий что-то становится немного
37:55
неочевидно мне несомненным ну или неясным и сам декарт не боялся этого
38:02
потому что он уже вы помните в своей жизни однажды этот критерий
38:08
последовательно применим и как бы знал как это делать поэтому если
38:14
критерий не удовлетворяется тогда вы догадываетесь мы возвращаемся с вами к первой части
38:22
да значит что-то в нашей на нашем цикле работы было не так что-то
38:28
было неправильно значит мы либо в анализе где-то ошиблись до неправильно
38:35
рассмотрели составные части либо неправильно рассмотрели взаимосвязи
38:40
где-то ошиблись да может быть мы кстати говоря вполне
38:45
возможно что и на уровне описания формализации вот таких процессов формального описания
38:50
процедурную операционального тоже допустили какую-то ошибку то есть мы еще раз пропускаем через весь цикл до
38:58
снова получаем некое знание снова применяем критерии достоверности если
39:05
все хорошо значка но если то есть мари тебя мы можем повторять этот цикл но
39:11
практически бесконечное количество раз тем самым приближаясь все больше и
39:17
больше к выполнению базового критерия и только тогда когда критерий выполняется
39:24
очевидность несомненность и ясность тогда можно считать что ты достиг истины
39:30
но увидите задачи достаточно тяжелая единственное что конечно ускоряет
39:36
процесс в общем-то не менее мы скажем так что это не совсем уж такая сильное
39:42
ускорение потому что здесь все равно все упирается вот в этот критерий
39:47
достоверности декарт орске то есть ну что может ускорить прохождение этого
39:53
цикла достижения достоверности до состояния достоверности может ускорить
39:59
только если параллельно несколько ученых этим занимаются видите то есть здесь как
40:05
бы предполагается уже что работа носит коллективный характер то есть не ни один
40:12
человек занимается каким-то вопросам одним да а в разных местах
40:17
разные люди и они как бы ускоряют тогда этот процесс вот но правило достаточно согласитесь
40:25
жесткие вот более того да ну вот мы с вами ту методологию которая сейчас я
40:32
описал она получила в истории названия аналитической методология декарта вот такое стандартное наименование
40:41
аналитическая методология декарт но это не единственный способ исследования мира который дальше будет
40:48
предложен да то есть понятно что появятся и другие способы мы о них чуть позже с вами поговорим да почему то есть
40:56
морите у этой методологии какие слабые места ну во первых сам критерий конечно
41:03
мы не можем себе позволить ну как бы добиваться абсолютно очевидности
41:10
несомненность и ясность это слишком долго и наверное это какой-то очень
41:15
сложный этап который не всякий человек может пройти даже научное сообщество не
41:21
готова принять вот этот четвертый путь это вопрос но здесь же смотрите в этой
41:27
методологии есть другие недостатки очень серьезны да она прекрасна по-своему а
41:32
если вы посмотрите то естествознание физика химия во многом
41:38
пользовались именно этой методологии методологии анализа и синтеза анализ она аналитической синтетической
41:46
но уже у биологов до наступает определенные сбой в
41:54
использовании этой методологии а у гуманитариев тому социологов психологов
42:00
тем более это методология просто перестает работать почему в чем недостатки
42:05
недостатков два основных смотрите внимательно ну 1 до процедура анализа
42:13
да прекрасно выделение простой составной части но ты должен быть уверен что ты
42:21
выделяешь действительно по-настоящему простую составную часть откуда ты уверен что то что ты получаешь
42:29
является простой составной частью хорошо когда ты можешь просто какую-то вещь до
42:35
до бесконечности там или до последней частицы элементарные делить
42:40
или делить делить а если перед тобой некий организм биологическая структура
42:48
состоящий из отдельных органов до которые между собой сложным образом
42:53
связаны да то как ты знаешь как ты можешь получить уверен что ты не разруба
43:00
ешь этот организм случайным образом повреждает все органы
43:05
до повреждая все связи а потом пытаешься разобраться в том что ты получил значит
43:12
у тебя должна быть какая то изначально принципиальная схема устройства этого
43:18
организма откуда ее получить не понятно да если ну там у платона до условно
43:26
говоря в платоновские времена платон говорил о том что выделяй естественные
43:31
составные части у платона кстати говоря есть зачатки описания метода декарт
43:38
аналитического но он говорит о естественных составных частях принимая во внимание что у человека есть
43:47
знание эйдоса то есть в одессе в идеальные сущности уже вот эта схема как бы частей
43:54
естественно к составных частей какого-то объекта она уже присутствует то есть человек как бы не не режет как угодно
44:01
рубина махать топором и получать какие-то куски мяса вместо органов
44:08
отдельно взятой но мы же от эйдосов платоновских отошли отказались ехать
44:15
вместе с аристотелем и его последователи значит мы вынуждены разбираться сначала а что же такое
44:21
простая составная часть вот первый вопрос проблема простой составной части
44:27
правильно ли мы ее выделяем до 2 2
44:32
недостаток да а если в процессе твоего анализа
44:38
выделение объект начинает меняться объект живет объект развивается объект
44:44
видоизменяется объект находится в процессе то есть ты не успел еще даже произвести
44:51
процедуру анализа объект превратился во что-то другое вы но и ну это особенно
44:58
характерно для социальных систем социально-экономических ведь почему вот
45:04
часто ругают людей которые занимаются социально-экономическими анализами
45:10
прогнозами там исследованиями почему и потому что они плохо работают потому что
45:16
сама социально-экономическая система реальности она слишком быстро меняется
45:21
да мы не успеваем даже в своих исследовательских действиях
45:27
своих прогностических действиях ru бежать бежать за изменениями этой
45:33
реальности и параметров и и особенности появляются какие-то новые части старые отмирают и так далее то есть все
45:40
социальные науки да они имеют дело с такими объектами которые слишком быстро меняются я уже не
45:47
говорю о том что очень сложно в социальных системах выделить составную часть но в социологии например до
45:53
человека казалось бы но понятно что ну да составная часть общества это человек
46:00
но ясно что человек с его действиями мышлением и так далее это же не отдельно
46:07
взятый человек человек всегда часть какой-то группы до понятия группы
46:12
социальными но как установить границы этих групп быстро пока они не изменились
46:20
а с другой стороны один человек каждый человек входит в состав нескольких групп
46:27
да ну вот предположим если бы вы сидели передо мной в аудитории там 100 человек
46:33
или 80 до и я как социологу попытался описать вас до как социологический анализ вашего
46:41
коллектива представить да я сначала должен разделить вас на какие то группы но границы этих групп очень подвергли
46:50
сколько времени бы на это ушло до границы групп подвижны каждый человек
46:55
входит в состав нескольких групп то есть время даже просто даже честно
47:01
выполненного социологического анализа группового такого не очень большого коллектива она
47:07
превышает характерное время изменение в этом коллективе а в это
47:12
время у вас появляются какие-то ну новые идеи новые там задачи замыслы
47:19
какие-то новые модные течения появляются да пока я там все по-старому анализирую
47:25
да и ваше настроение очень меняются сильно то ценность моего анализа ее
47:31
результаты просто теряют всякий смысл то есть видите изменчивость объекта должна
47:37
быть очень слабый чтобы декарт овская аналитическая методология работала как
47:43
только скорость изменения становится больше чем характерное время проведение
47:51
самой аналитическая процедура ценность такого анализа такой методологии утрачивается то есть что я хочу сказать
47:58
подводя итог разговору методология декарта до она сыграла свою огромную
48:05
роль несомненно она вмонтирована видите неявным образом как бы имплицитно
48:13
встроена вмонтирована в основании большинства естественных наук и не только
48:20
естествознания но и инженерных наук технических наук да то есть науках в
48:26
науку же о искусственных объектов создаваемых человеком вот но ясно что
48:34
надо court of sky аналитической методологии как бы жизнь не останавливается то есть должны что-то
48:40
еще другое люди уже в последующие века разработать но я вам расскажу позже так называемый
48:47
историка генетической методологии старика генетическом методе понимания но это пока следующий разговор
48:54
ну вот значит теперь давайте раз мы
48:59
поговорили с вами о методе декарта 4 правилах для руководства ума декарта
49:05
давайте для сравнения буквально в то же самое столетие 17 рассмотрим во что это
49:13
методология превращается в руках ну собственно человека который завершает
49:21
научную революцию нового времени официально да как бы запечатывает ее и
49:27
предъявляет нам самые крупные и значимые результаты научной революции нового
49:33
времени я конечно имею ввиду исаака ньютона на и его работу 1687 года книгу
49:46
математические начала натуральной философии на крупнейшие достижения научной революции но во времени
49:53
недаром мы считаем что вот выходом в свет этой книжке до научная революция
49:59
эволюция но во времени завершается математические начала натуральной философии
50:05
ну вот ну сам ньютон опять же эта фигура очень вы знаете кто интересовался его
50:13
жизнью его биографии не-не-не из учебника физики там 8 класса а из как бы
50:20
каких-то современных работ что этот человек был очень непростой сложной судьбы как как говорится до из бедной
50:28
семьи попавшие со своими талантами в университет вот как раз в эту самую
50:34
среду еще очень далекую от новой науке мало того что как бы душа ньютона юная
50:43
сопротивлялась аристотелевской схоластики господствующей в университете это одна
50:49
сторона вопроса а вторая то что он как бедняк как бедный
50:54
студент но очень талантливый человек был вынужден чтобы заработать денег
51:00
прислуживать убирать в буквальном смысле в общежитии за богатыми студентами
51:06
старших курсов их и вот ну в колледже да вы знаете что в английских университетах и в оксфорде
51:13
в кембридже двух главных до колледж это отдельное общежитии то что такое колледж
51:21
университет делятся на колледже до в колледже студенты живут а и b
51:26
проводятся семинарские и лабораторные работы и практические занятия в нутри
51:32
колледжа каждый колледж представляет из себя такое вот замкнутое пространство ну
51:38
почти крепостное почти отдельную крепость с отдельным входом а в
51:43
университете собственно проводятся лекции вот в колледже все остальное
51:49
кроме лекций вот но колледж это как бы дом студентов по большому счету вот колледже
51:57
пользуются правом экстерриториальности то есть полиция например города не имеет
52:02
права туда заходить без разрешения декана колледжа и арестовывать студента
52:07
без разрешения декана кольев поэтому колешь это такое вот священное пространство академическая до
52:15
пользующийся особыми совершенно правами вот в этой в этом куб в колледже значит
52:22
ньютон довольно мрачную жизнь ведет он очень обижен на жизнь свою до чувствует
52:29
в себя гораздо большие таланты чем те кому он вынужден прислуживать вот и в
52:36
общем-то и в его жизни очень большую роль сыграл мотив зарабатывание денег
52:43
вот им всю жизнь владела ну как говорил герой достоевского в романе подросток им
52:51
овладела ротшильда в идея ротшильда в идее то есть как бы вот
52:56
где-то заработать денег каким-нибудь способом либо так лево под обогатиться
53:02
вот ньютон действительно хотел всю жизнь обогатиться но и в конце концов ему естественно это удалось но только
53:08
разными использовать способами это было вот поэтому помимо занятий наукой о
53:15
которой мы сейчас с вами будем говорить там чуть ли не большую часть времени
53:20
как потом выяснилось уже когда в руки исследователи уже в 20 веке попали
53:26
неизданные рукописи ньютона его письма его записки так казалось что 80
53:34
процентов своего научного времени j он посвящал занятием алхимии ну
53:40
астрологии и алфи особенно алхимии алхимическим опытом потому что он хотел
53:46
получить золото у попросту говоря ну и вот его эти
53:51
усиленные алхимические опыты в ртутью привели его в конце концов очень
53:56
опасному заболеванию которая казалось загадочным когда возрасте 50 лет
54:03
ньютон вдруг потерял разума впал в сумасшествии да и вот два года он
54:09
находился в невменяемом состоянии то утратил связь с реальностью никто не
54:15
мог понять что с ним произошло потом после этого состояния он выздоровел все
54:22
прошло как будто бы и не бывало но после выздоровления ньютон к науке собственно
54:28
к научным исследованиям уже не вернулся то есть вот в 1706 году он издал оптику
54:35
свою вторую книгу знаменитую до оптика но эта книга была написана
54:41
непосредственно после математических начала натуральной философии то есть это
54:47
ранее сочинение просто издана она была позже вот ньютон к занятиям наука не вернулся
54:52
но зато стал необычайно активен вот как и бекон в общественном смысле так как
54:59
политический как общественный деятель то принимал активное участие в деятельности
55:04
лондонского королевского общества как раз того самого да и самое главное
55:10
реализовал свою мечту о заработке о деньгах став смотрителям mine the mind
55:18
это центральный монетный двор англии ну то есть то что называется центробанком англии до конца он стал
55:26
главным хранителем или смотрителем этого двора монетного то есть но ньютон закончил
55:33
свою жизнь в должности главы центробанка англии вот если бэкон это
55:40
премьер-министр лорд-канцлер то ньютон это глава центра банк англии вот где он
55:47
провел достаточно эффективно монетную реформу вы знаете что как раз тогда была
55:55
большая проблема с тем что значит фальшивомонетчики 100 чего ли деньги да
56:01
монеты золотые серебряные с краев да и тем самым присваивали себе часть
56:08
золота и серебра тогда вот помните это хорошо описано ньютон придумал наносить на грань монет
56:16
вот это рифление да для того чтобы предотвратить вот это стачивание с монет
56:21
части их достоинства металлического вот в общем он довольно активно все это дело
56:29
довольно активно работал снискал много похвал в своей работе ну и в конце
56:35
концов реализовал свою как бы экономическую мечту значит нас оставил после себя
56:42
собственный дом в вестминстере да то есть это основной район
56:49
аристократические того времени собственный дом 300 тысяч фунтов стерлингов от него осталось наследство
56:55
то есть панель именно но это там наверно пара десятков миллионов фунтов стерлингов
57:01
наследство то есть видите то есть он вот свою мечту ротшильду вот так вот бывает
57:07
да у людей есть разные идеи кто-то хочет
57:12
том числе и разбогатеть значит вот да по поводу болезней его таинственной вот
57:19
этой этого странного неадекватного состояния ну ходили разные слухи что
57:25
ньютон встретился с дьяволом на то есть была такая теория что красиво
57:32
и что он куда-то там заглянул за горизонт или в какую-то бездну
57:37
мироздания и хвостатый без его значит за это наказал вот этим безумием как бы не
57:44
надо было туда соваться но сейчас то в общем то правильно люди наверное
57:50
решились современные исследователи что речь шла вот об этих самых алхимических
57:55
опытах которые ньютон проводил без всякого разбора как говорится отравление
58:01
ртутью солями ртути вызывает так называемый такси к генный психоз а то
58:07
есть психическое состояние вызванное отравление вот значит ньютон впал вот в
58:13
это состояние а когда он прекратил свои выполнять вот эти все опыты через
58:20
какое-то время организм очищается от этих всех вредных веществ и состояния
58:27
его в общем-то восстановилась он вернулся к работе и так как будто ничего
58:32
не бывало вот такая история ну вот значит в третьей части своих
58:38
математических начал ньютон как бы останавливается до на секунду на минуту
58:45
до он излагает и новую математику и законы механики и закон всемирного
58:52
тяготения до такой вот универсальный закон первый закон всеобщее абсолютно не
59:00
делающие различия между вещами между природами вещей вот он останавливается и
59:06
сам себе задает вопрос как бы а как я все это делаю и он хочет поделиться со
59:12
слушателями своими собственными методологическими правилам мы будем называть их
59:18
методологические правило ньютона были правила декарта а теперь посмотрим
59:23
что у человека который в общем-то внес решающий вклад в становление науки
59:30
нового времени до как выглядят эти правила в изложения самого автора он
59:38
просто говорит вот я действовал так-то и так-то хотите действуйте таким же образом не хотите
59:45
не действовать это как бы ваше личное дело до то есть каждый может выбирать
59:51
итак смотрите первое правило ну я буду близко к тексту
59:57
их зачитывать вам так сказать но писать может быть и не надо нужно смысл
1:00:04
как комментарий мой как-то сюда себя зафиксировать а не может быть выглядит
1:00:09
немножко странно для современного ухо но тем не менее надо просто понять о чем
1:00:15
идет речь значит первое сходные явления понимай сходным образом
1:00:20
сходные явления понимая сходным образом то есть если ты видишь одно и то же
1:00:27
явление производимые разными предметами на разных расстояниях в разных частях
1:00:33
вселенной то природа этого явления одинаково то есть это ничто иное как
1:00:39
правило единство законов природы любимый пример
1:00:45
это свет свет от свечи от камина от
1:00:50
солнца и от далекой звезды это не разные виды света это не свет разной природы
1:00:58
этот свет производится одной и той же физической природы вам интересно да то
1:01:05
есть а одни и те же законы лежат в основе вот этого конкретного явления откуда бы
1:01:12
она не приходило то есть первое правило это правило ну как бы единообразия
1:01:17
природа природа подчиняется какому-то набору
1:01:22
может быть не очень большом у одних и тех же правилах вот правило единство
1:01:28
законов природы вот и все это первое правило второе правило да вот она
1:01:34
довольно любопытно и спорно это не простое правило очень ньютон задается
1:01:39
себе вопросом если у нас есть две теории одинаково хорошо объясняющие
1:01:46
определенный набор фактов какую теорию нам выбрать какую сбу
1:01:52
а и выбор ньютона однозначен более простую
1:01:58
значит мы буквально второе правило звучит следующим образом среди двух
1:02:04
теорий одинаково хорошо объясняющих набор фактов выбери ли предпочти более
1:02:11
простую более простой принцип простоты так мы можем назвать это
1:02:18
методологическое принцип простоты да но что такое более простая
1:02:23
это тоже надо определить значит по ньютону более простой является теория
1:02:29
которая содержит наименьшее число независимых определений наименьшее число
1:02:36
отдельных понятий дано только важно чтобы понять ее они были действительно независимые друг от
1:02:42
друга наименьшее число независимых определение выбери теорию которая
1:02:49
содержит наименьшее число независимых определений да если у тебя есть
1:02:55
несколько теорий одинаково хорошо объясняющих какой-то группы очень важное правило до сих пор
1:03:02
она жива до сих пор она обсуждается но смотрите сейчас мы вот этот принцип
1:03:09
простоты ну посмотрим на него с некоторой осторожностью потому что ну хорошо
1:03:15
теория может конечно быть сложнее но это не значит что она неправильно видите
1:03:23
между простотой и истинностью теории да нет прямой дороги нет прямого следствия
1:03:31
даймы ну вы легко построить и контрпример как говорится до если я буду настаивать
1:03:37
сейчас ребята давайте во всех случаях жизни пользоваться принципам простоты в
1:03:43
отборе теории да вы легко найдете контрпример да а как же вот там например
1:03:49
в какой-то проблеме до было там 5 теорий сначала выбрали
1:03:55
самую простую оказалось наоборот правильный самая сложная не самая
1:04:00
простая по внутреннему устройству до по внутренней какой-то структуре свой я
1:04:05
уже не говорю о том что сама простота до структурой теории это сложное понятие
1:04:12
да ну начиная с того что такое теория где она начинается и где она
1:04:18
заканчивается ведь потом мы с вами но уже с теми кто со мной будет во втором
1:04:25
полугодии заниматься уже современной философии науки философии науки там 20
1:04:31
21 века на я вам сразу определю простой вещи простой вопрос что самый сложный
1:04:39
вопрос философии науки это полагание границ отдельно взятой теорий
1:04:44
вот где одна теория заканчивается и начинается другая в процессе развития
1:04:50
науки живом процессе да не остановившимся когда мы там условно говоря науку
1:04:57
аристотеля анализируем там тысячи лет до нас да мы можем там все препарировать
1:05:04
вот это одно это другое правило здесь граница такая а когда идёт живой процесс
1:05:10
развития какой-то проблемы да и буквально каждый там день появляются
1:05:17
сотни публикации на тему этой проблемы вот как здесь сказать вот теория один
1:05:23
теория 2 теория 3 как нарезать эти куски как нарезать эти фрагменты
1:05:28
а потом их между собой сравнивать там искать внутренние структуры и так далее
1:05:35
сложность просто то вот на мой взгляд проблема выделения отдельно взятой
1:05:41
теории до границы теории это один из сложнейших вопросов современной
1:05:46
философии науки и ее очень многие ну как бы тупике и парадокса и сложности
1:05:53
связаны с тем что люди либо пропускают этот момент как бы он не отрефлексировать как они полагают
1:06:00
границы теорий либо полагают этих границ и неправильно ведь либо вообще о них
1:06:05
забывают что это искусственная вещь либо делают просто ошибки в этом 1
1:06:13
ограничений в этом граф лени и дробление наук фрагментации самого процесса
1:06:18
развития науки поэтому принцип простоты это спорный принцип сразу могу сказать чтобы ну вы
1:06:26
меня правильно понимали в этом вопросе но дорогие друзья в оправдание ньютона я
1:06:32
скажу только одну да вот 2 из 4 правил
1:06:38
ньютоновских второе 4 да они абсолютно точно отражают ситуацию восприятия 17
1:06:47
века это вот люди которые травмированы буквальном смысле не забывайте
1:06:53
пожалуйста контекст исторически до 17 да и 18 столетия ученые
1:07:01
травмированные ситуации краха науки аристотеля до вот когда две тысячи лет
1:07:09
до господствовала теория космоса теория под лунного мира и они оказались
1:07:16
неправильно причем столетиями спасали аристотеля вот что особенно травмировала
1:07:23
физиков почему принцип простоты у ньютона он выглядит совершенно
1:07:28
естественно и как бы неизбежным принципам столетиями
1:07:33
например модель аристотеля птолемея модель космоса до этих сфер движущихся
1:07:41
ее все время усложняли усложняли усложняли чтобы спасти наблюдаемые
1:07:47
данные на то чтобы привести в соответствие с тем что наблюдалось на небе до усложняли усложняли усложняли
1:07:54
спасали спасали спасали а потом все просто рухнуло вместе со всеми этими сложными деталями и все оказалось ну
1:08:02
совсем по-другому понимаете вот этот вот переход конечно он не мог ни в голове не
1:08:09
засесть у всех людей того времени да и конечно они были живые свидетели вот
1:08:15
этого этого опыта печального да к чему приводит усложнения ради спасения
1:08:22
какой-то модели поэтому для ньютона ребят смотрите принцип простоты он
1:08:30
неизбежен да это ну как бы прививка от вот этого
1:08:36
краха будущего то есть смотрите они они же о чем думаю вот тоже мы какие-то вещи
1:08:43
должны понимать глубже немножко тем кажется да ведь поколение ньютона вот
1:08:51
этих молодых людей уже новых новую науку создающих дано на руинах
1:08:57
старые науки аристотеля они же вот пройдя через эту через это разрушение аристотелевского
1:09:04
космоса они же ведь о чем беспокоиться понимаете да не беспокоиться как бы с нами тоже
1:09:11
самое не произошло но хорошо мы сейчас какую-то вот новую модель радостно
1:09:18
революционную создаем на руинах аристотеля но мы видим что с нашим
1:09:23
предшественникам произошло до а не не получится ли ли так что там через 20-30
1:09:30
лет еще гораздо раньше следующей какой нибудь придет следующее поколение
1:09:35
еще что-то откроют таскать ее нашу модель похоронят иное нас папа вот они боятся повторить
1:09:42
судьбу аристотеля поэтому идет определенная перестраховка
1:09:47
вот это надо понимать поэтому вводится в том числе и принцип простоты давайте
1:09:53
специально как бы себя лишь им каких-то иллюзорных
1:09:59
подробности иллюзорных детали вот видите вот этот момент я очень хорошо понимаю потому что
1:10:06
ну вот как бы когда люди видят как легко ну и легко нелегко ну как рушится целая
1:10:12
и история целая эпоха в науке связанное с аристотелем до поневоле понимаешь то
1:10:21
есть там там 12 13 веке казалось что аристотель
1:10:27
это навсегда да то есть это вечное знание не может быть ни как иначе но
1:10:34
пришло время и все рухнуло и ты сразу когда это переживаешь понимаешь то и
1:10:40
твоя новая наука не гарантировано да нет
1:10:46
никаких гарантий что с ней не произойдет то же самое при чем может быть гораздо быстрее прошу сразу ты попадаешь в
1:10:54
ситуацию для себя нестабильности и неопределенности будущего вот ньютон и его последователи
1:11:03
они уже попадают в эту ситуацию неопределённости никто не уверен никто
1:11:08
не гарантирован что даже то что они сейчас создают такое замечательно будет существовать даже ну впрочем о 18 веке
1:11:16
вот как раз так называемая эпоху просвещения и все что там связано с
1:11:23
неопределенностью с будущим с непредсказуемостью мы с вами на следующем шаге увидеть там начинаются
1:11:30
тоже очень интересные вещи затем связаны уже на новом этапе развития научного
1:11:35
знания вот поэтому второй принцип это принцип простоты да выбирай наиболее простую теорию
1:11:43
содержащую наименьшее число независимых определений а че третье правило ньютона
1:11:49
ну она довольно такое мудрёное по своей формулировки но час смысл его я
1:11:56
вам расскажу он простой если одно и то же явление присущи разным
1:12:02
предметам в большей или меньшей степени то считай это явление всеобщим свойствам
1:12:07
природы и делай объектом своего изучения если одно и то же явление присущи разным
1:12:13
предметов больше или меньшей степени делай это явление свойствам природы
1:12:19
всеобщим свойства привода и полагая его в качестве объект если это правило выбора объектов исследования правила
1:12:27
отбора объектов значит смысл его следующего за этой мудрёно формулировкой кроется простая
1:12:34
мысль явление вот что теперь не сущности а явление то
1:12:40
есть не сущности а то как один предмет действовать на другой то есть это как
1:12:48
раз третье правило правила выбора объектов это то о чем мы самого начала с
1:12:53
вами говорили принцип взаимодействия не сущности какие-то таинственные смысл и места вещи
1:13:00
больше нет ни сущностей не мест не заранее заготовленных смыслов да есть
1:13:07
только проявление во взаимодействиях вещей друг с друга проявление во взаимодействиях вот и вся
1:13:15
история да то есть вот как раз то о чем мы с вами говорили да как предмет и
1:13:20
взаимодействуют друг с другом в пустоте вот ну и наконец четвертое очень важное
1:13:26
правило оно имело далеко идущие ну как бы философские последствия как бы
1:13:32
отдаленных философских продолжателей ребят вот ньютон для ньютона это была та
1:13:39
же вещь 4 защитная вещь это была защита
1:13:44
от возможного крушения блин близ ближайшего крушения наподобие крушения
1:13:51
аристотеля вот тот же самый травмирующий опыт крах аристотеля до пережитый этим
1:13:58
поколением и боязнь что и с тобой с твоими собственными
1:14:04
идеями могут очень скоро поступить так же раз это возможно это уже проделано то
1:14:10
что казалось раньше немыслимым да это уже проделали все порушили значит это и
1:14:16
не не исключено что и с тобой-то asset смотрите смысл 4 правило такой ньютон
1:14:23
задается таким вопросам как бы если мы какой-то высказали гипотезу
1:14:29
теорию концепцию то какова дальнейшая наша стратегия действий по отношению к
1:14:36
этой гипотезе до искать ну экспериментальные например какие-то
1:14:42
факты подтверждающие эту гипотезу или искать факты и и опровергающие
1:14:51
смотрите то есть работать одна стратегия прикладывать все силы чтобы доказать
1:15:00
подтвердить то что ты высказал или же наоборот самого начала начать себя
1:15:07
буквально сам сам себя сам себя начать опровергать искать ну ну не в буквальном
1:15:15
смысле сразу опровергнуто отверг а прежде всего искать слабые
1:15:21
стороны то есть как бы начать себя критиковать исправлять уточнять то есть начать в
1:15:28
своей собственные теории даже очень красивые правильный сразу самому начать сомневаться вот здесь в
1:15:37
этом четвертом правиле ньютону ньютон как бы перекликается вы заметили sd карта с
1:15:44
картезианском сомнением искать не ясно до низко искать не очевидно
1:15:52
искать недостоверное не точно не ждать они не ждать пока кто то другой начнет
1:16:00
это неясное неточное неправильно у тебя искать потому что тогда ну как как бы
1:16:05
будет гораздо хуже вот ну и вы понимаете ребят что из логики того времени да вот
1:16:12
все все что я вам говорю о 17 веке конечно следует напрямую что ньютон безусловно выбирает вторую стратегию а
1:16:20
не тратить время на возвеличивание себя
1:16:25
тайны утверждено самоутверждения искать безусловно
1:16:30
доказательства подтверждения да ура ура ура ну как хорошо известное правило что если
1:16:37
ты хочешь что-то подтвердить свою теорию на самую безумную вы обязательно найдете
1:16:45
эти факты и про интерпретируете их соответствующим образом понимая что факт
1:16:51
неотделима от способа его интерпретации date его теоретической нагруженности как мы
1:16:57
говорили да и люди интерпретируя факты в свою пользу выдает
1:17:03
желаемое за действительное мы сами с вами вновь множество видим разных всяких теорий
1:17:08
вокруг различных предметов касающихся до которые вроде бы подтверждаются фактами
1:17:15
но эти факты очень искусно отбираются во-первых с из множества
1:17:20
других фактов и очень искусно интерпретируются человеком до автором
1:17:26
этой теории в свою пользу но тогда в этой стратегии ты идешь к обрыву то есть
1:17:34
к ты идешь пропасти а ты еще не видишь эту глупость она еще далеко но она уже тебя ждет эта
1:17:42
пропасть и рано или поздно ты в нее свалишься и будет то что с арестуешь зарисовать или вот чего ньютон боится
1:17:50
поэтому конечно ребят только вторая стратегия да как только ты что-то
1:17:56
положил в основании ты тут же начинаешь искать слабые места ты начинаешь
1:18:03
исправлять уточнять и так далее так далее вплоть до прямого опровержения
1:18:09
фальсификации то есть всего того что ты сделал так будет лучше так будет лучше
1:18:15
это надежнее если твоя гипотеза выдержит процесс опровержение критики значит у
1:18:24
тебя появляется шанс на будущее у нас понимаете значит шанс у тебя есть если
1:18:31
она разлетится при первом же критическом ударе верну так тому и быть но очень интересный
1:18:40
момент да вот у ньютона это уже появляется в его построениях связанные с
1:18:46
тем что как раз в процессе критики уточнения обратите внимание на это
1:18:52
дорогие друзья в процесс критики уточнения это не просто опровержение
1:19:00
того что уже есть но это появление нового знания на самом деле через
1:19:05
уточнения и исправления старого знания появляется новое то есть рост знание
1:19:14
обеспечивается в том числе исправлением критикой того что уже есть вот уже
1:19:21
ньютон на самом деле в конце 17 века нащупал этот очень интересный механизм
1:19:27
роста научного знания знания появляется через
1:19:32
исправление критику и уточнения того что уже есть не через обнаружение принципиально
1:19:39
нового того что еще никто не видел и никто не знает и даже опознать не может как новая
1:19:46
да потому что нет никаких связей со старым а человек как бы ковыряется в том
1:19:52
что уже есть исправляет уточняет критикует и за счет этого получает новое
1:19:59
знание вот пройдут века да и в 20 веке тридцатые годы двадцатого века
1:20:05
знаменитый австрийский философ науки карл поппер о котором еще будет впереди разговор
1:20:15
человек совсем другой эпохи до крупнейший философ науки 20 века но
1:20:22
такая одна из наиболее знаковых фигур в 20 веке философии науки
1:20:27
ну вот он целую как бы философию науки построят на этом принципе по сути дела
1:20:34
продолжая ну другими словами в других терминах немножко естественным да на другом
1:20:40
материале гораздо более богатым физическом он продолжит как бы разработку вот этого 4
1:20:48
методологического правило ньютона правило критики и опровержение у точнее
1:20:54
уже опер как раз ну то что может быть вы слышали у покера будет называться принципам
1:21:00
фальсификации до что как раз научное знание новое появляется не не за
1:21:07
счет обнаружения чего-то принципиально нового да не открытого а за счет постоянного
1:21:15
исправления уточнения и критики старого знания вот опер будет считать себя ну
1:21:21
как бы основоположником от первооткрывателем вот этого замечательного механизма роста научного
1:21:27
знания через критику и опровержение старого знания вот но и по покеру как
1:21:34
раз да только то знание которое допускает свою критику допускает свое
1:21:41
исправление уточнения она является научным знанием то есть вот атрибут
1:21:47
научного знания в отличие от ненаучного это возможность критики исправления или вообще полного
1:21:55
отвержения но paper поппером доведите принцип пульсе фикации и механизм критики исправления это
1:22:03
двадцатый век но а кстати говоря опер
1:22:08
тоже видите как бы вот этот принцип он активен активируется в эпоху революции
1:22:14
научных paper современник квантово релятивистской революция но он в
1:22:21
тридцатые годы двадцатого века эту идею актуализирует да как раз на волне
1:22:27
появление квантовой теории теория относительности то есть как бы но никого некой трансформации глобальной
1:22:34
классической физики отказа от многих 0 скажем очень серьезного преобразования
1:22:39
традиционной физики в квант релятивистском смысле да и вот в эпоху
1:22:45
этой революции такой в следующий а действительно paper уместным образом актуализирует
1:22:53
принцип критики исправления как то же принцип достичь все таки как бы не
1:23:00
которого такого надежного как бы попасть в струю дальнейших изменений то есть не
1:23:07
превратится опять в догму которая опять будет кем-то сломан то
1:23:13
есть вот когда люди видят ведь ребят когда ученые становятся современниками
1:23:18
революционных преобразований они прежде всего убеждаются в собственные ненадежности в этом плане что они может
1:23:25
быть и революционеры сами по себе может быть они и новые люди но они пусть он
1:23:32
понимают что с ними может произойти то же самое тогда с неизбежностью какие-то
1:23:38
вещи выдвигаются гарантирующие что с тобой не произойдет скоро год то же самое что с
1:23:45
твоими предшественниками вот поэтому видеть ее в двадцатом веке в эпоху таких вот очень серьезных
1:23:51
потрясений науки принцип фальсификации принцип постоянного исправления как бы
1:23:57
сам него не и того что ты сделал выдвигается на первый план но он есть
1:24:03
уже у ньютона для ньютона в 17 веке это вполне естественно как бы очевидная
1:24:10
стратегия работы вот пожалуйста друзьям и между прочим вот заметьте что в
1:24:15
четвертом своем провели ньютон ну вот правило разные доведите программа
1:24:21
методологическая ньютона и декарта они не повторяют друг друга но принцип
1:24:27
сомнения критики и самокритики он остается этим не впасть в грех
1:24:34
аристотеля до не дать себя запутать да не дать себя погрузить опять в какую-то
1:24:40
догматическую систему которая потом будет разрушена вот но и действительно
1:24:47
ньютон как в воду глядел ну не даром и его всячески с вами прославляем потому
1:24:53
что 18 веке действительно давайте этот момент четко сейчас обрисуем собственно
1:25:00
наступает 18 век 5 17 век вот как бы по векам можно так представить
1:25:08
16 век начало научной революции все почти по старому
1:25:14
до сдвиги минимальные хотя уже есть желание двигаться вперед
1:25:21
семнадцатый век времена бэкон и декарт и ньютона
1:25:26
это век перелома видите закладываются механизмы ускорения развития науки уже
1:25:33
как нечто серьезно и основательно до начинают эти механизмы работать вот
1:25:40
ну и 18 век следующее столетие до которая в истории культуры получила
1:25:47
название эпоха просвещения эти механизмы уже приносят плоды
1:25:52
вот пришла пора пожинать плоды именно 18
1:25:58
веке развитие науки начинает и с явным ускорением это становится
1:26:04
заметно всем да все больше с каждым годом издается книг до публикаций
1:26:11
результатов появляется все больше разных концепций теорий увеличивается
1:26:17
количество ученых и даже в середине 18
1:26:22
века возникает знакомая нам ситуация сегодняшнего дня когда специалист в
1:26:29
какой-то науки до ученые не в состоянии прочитать все то что по его науки
1:26:36
выпускается в европе да и вот в середине 18 века такой мыслитель просветитель
1:26:43
вольтер французский человек да он жалуется его знаменитая жалобы вольтера
1:26:49
на то что вот смотрите как много сейчас публикуется книг мы не успеваем
1:26:54
все читать и очень скоро говорит вольтер мы сможем только к сожалению к сожалению
1:27:01
читать словари энциклопедии для того чтобы знакомится с каким-то предметом мы
1:27:08
вынуждены будем перейти к чтению энциклопедий итак следующий этап это
1:27:13
этап результатов последний зафиксирую момент очень важный
1:27:19
когда люди увидели благодаря вот этому в том числе ускорению что история мир
1:27:27
реально меняется в том числе под действием науки то есть мир становится
1:27:34
на протяжении жизни одного человека уже изменчива люди видят что история
1:27:40
сдвинулось с мертвой точки до человек видит что мир реально начинает меняться
1:27:47
качественно изменяться ну а вот как учёные и философы отразили вот эту
1:27:53
изменчивость неопределенность будущего до быстроту изменения 18 веке мы с вами
1:28:01
следующий раз я поговорил все спасибо за внимание

Поделиться: