Поливокс. Синтезатор из Цеха радиозавода.

Поливокс — монофонический аналоговый синтезатор, разработанный и выпускавшийся в СССР с 1982 по 1990 годы. Благодаря уникальному звучанию и внешнему виду стал одним из наиболее популярных и известных на Западе советских синтезаторов.

«Поливокс» был разработан на уральском предприятии «Вектор», производство осуществлялось на Качканарском радиозаводе «Форманта». Он должен был стать доступной советским музыкантам заменой американских и японских синтезаторов, выпускавшихся компаниями Roland, Moog и Korg. Схемотехника синтезатора была разработана ведущим инженером Владимиром Кузьминым. Ведущим дизайнером была его жена Олимпиада, черпавшая вдохновение в дизайне советских военных радиостанций. Розничная цена синтезатора составляла 920 рублей. Точное количество выпущенных синтезаторов неизвестно. В западных источниках оно оценивается в 100 000 штук. По оценке, данной Владимиром Кузьминым, объём производства не превышал 300 штук в месяц, что указывает на общее количество не более 32000.

У «Поливокса» имелся ряд особенностей, встречавшихся не во всех аналоговых монофонических синтезаторах, например, возможность переключения фильтра между режимами полосового фильтра и фильтра нижних частот, или наличие двух генераторов огибающей, которые могли автоматически повторять фазы атаки и затухания.

Из-за своего уникального происхождения и сравнительной редкости, а также необычного звучания и внешнего вида «Поливокс» приобрёл популярность на Западе. Он используется музыкальными коллективами, берущими вдохновение в ностальгии по СССР, или остальгии в бывшей ГДР

Расшифровка видео
0:00
[музыка]
0:25
[музыка]
0:43
наверное
0:45
[музыка]
0:50
каждый уважающий себя любитель
0:52
аналоговых синтезаторов
0:54
слышал про этот культовый инструмент
0:57
его внешность словно пульт управления
0:59
ядерным реактором множество ручек и
1:02
тумблеров строгий дизайн которые
1:04
подчеркивал место и эпоху его создания
1:06
цепляет каждого обывателя Кто бы мог
1:09
подумать что больше чем через 30 лет
1:12
этот синтезатор А если правильно
1:13
говорить электро музыкальный инструмент
1:15
на западе станет одним из востребованных
1:18
инструментов 21 века Все думали что он
1:21
погиб Ну вот он живой сегодня Наша речь
1:25
пойдет о поливоксе синтезаторе из цеха
1:29
военного радиозавода
1:30
[музыка]
1:35
[музыка]
1:45
[музыка]
1:50
[аплодисменты]
1:52
[музыка]
1:52
[аплодисменты]
1:55
[музыка]
1:57
поливокс разработан инженером Владимиром
2:00
кузьминым в начале 80-х годов первый же
2:04
экземпляр сошел с конвейера
2:05
качканарского радиозавода формантов
2:07
1982 году в то время у многих музыкантов
2:12
которые как-то были знакомы с Западной
2:14
культурой уже на слуху было слово
2:15
синтезатор и в Советском Союзе они уже
2:18
были на полноценного аналогового
2:20
синтезаторов привычном виде как такового
2:23
еще не существовало и различные аппараты
2:25
Электроника были хоть и востребованными
2:28
но крайне простыми инструментами
2:30
исполняющий совсем не интересующие звуки
2:32
для многих экспериментирующих музыкантов
2:34
которые гонялись за звуком Запада
2:39
Сам же Владимир был наслышан о
2:41
зарубежных синтезаторах например Мук
2:44
Корк Ну и других Однако он решил
2:48
создавать инструмент непохожий ни на что
2:51
и получилось то что вы видите сейчас
2:57
[музыка]
3:16
[музыка]
3:27
это 20-килограммовый Монстр 48 клавишами
3:31
двумя генераторами и поддержкой
3:33
двухголосии не сыскал особой
3:35
популярности среди простых граждан он
3:37
напоминал им военную радиостанцию своим
3:40
большим количеством ручек и как ни
3:42
странно данный синтезатор отчасти она и
3:44
есть большое количество комплектующих
3:46
были отходами военного производства и
3:49
дизайн синтезатора подчеркивает этот
3:51
факт нарезные ручки и корпус в виде
3:55
танковых траков но среди матадоров
3:58
Советской электронной музыки данный
4:00
инструмент стал фаворитом его
4:02
агрессивное зачистую грязный звук стал
4:05
основой для многих произведений из
4:07
фильмов
4:08
такие композиторы как Эдуард Артемьев
4:10
Алексей Рыбников свои студии
4:12
неоднократно работали с данными
4:14
инструментами
4:16
вскоре он начал звучать и в Советском
4:19
андерграунде мрачные ноты поливокса
4:22
стали основой для таких групп как
4:24
кооператив ништяк Агата Кристи
4:26
биоконструктор и многих других групп
4:36
[музыка]
4:56
[музыка]
5:36
злую Шутку с данным синтезатором сыграл
5:39
развал СССР поддержка со стороны
5:42
государства для предприятий снизилось и
5:44
производство стало нерентабельно Однако
5:46
как только это случилось про синтезатор
5:49
начали узнавать на западе флаг Лоренс из
5:52
культовой группы Rammstein тоже Как ни
5:55
странно работал с этим синтезатором и у
5:57
поливокса началась Новая жизнь на заре
5:59
21 века он стал звучать в таких
6:02
коллективах как Франц Фердинанд те же
6:05
Рамштайн и даже поучаствовал для
6:08
создания саундтрека к игре Doom сейчас
6:11
же данный инструмент можно найти и
6:13
купить на просторах интернета невзирая
6:15
на свою винтажность Он легко
6:17
адаптируется под современной реалией
6:18
медийруются перепаивается и как ни
6:21
странно современные производители
6:23
музыкальных инструментов неоднократно
6:26
оглядывается на поливокс
6:29
выпускаются его аналоги например блок
6:32
его легендарного фильтра который крайне
6:34
необычно обрабатывает звук и среди
6:36
различных всп программ тоже можно найти
6:39
этот инструмент
6:42
[музыка]
6:56
[музыка]
7:24
[музыка]
7:42
[музыка]
8:02
[музыка]
8:11
[музыка]
8:22
[музыка]
8:43
йоу
8:46
[музыка]
8:52
[аплодисменты]
8:54
[музыка]
9:39
[музыка]
10:03
у большого синтезатора большое Наследие
10:06
и хоть данный синтезатор в эпоху своего
10:09
создания не обрел популярности но сейчас
10:12
для него вписана отдельная статья в
10:14
истории электронной музыки

.

Поделиться: