Аудио лекция “ПРИВИЛЕГИЯ” Свами Вивекананда.
Свами Вивекананда – индийский философ Веданты и йоги, ученик Рамакришны.
Расшифровка видео
0:01
с вами вивика
0:03
Нанда
0:06
привилегия
0:08
пояснение привилегия в широком смысле –
0:11
это явление узаконенное
0:14
неравенства которая не существует вне
0:18
общественно признанной
0:21
власти определение взято из
0:26
Википедии кажется что в прирост
0:31
одна из них постоянно дифференцирует а
0:34
другая столь же постоянно
0:37
объединяет одна делает всё больше и
0:39
больше для отдельных индивидов другая
0:42
как бы сводит индивидов в массу выявляя
0:46
тождество среди всей этой
0:49
дифференциации кажется что действие этих
0:52
двух сил проникает во все области
0:55
природы и человеческой
0:57
жизни На физическом пла обнаруживаем что
1:01
две силы действуют наиболее отчётливо
1:04
разделяя индивидов делая их ВС более
1:07
более отличными от других
1:10
индивидуумов и снова превращая их в виды
1:14
и классы выявляя сходство выражений и
1:18
форм тоже самое справедливо и в
1:20
отношении социальной жизни
1:24
человека с момента зарождения общества
1:27
эти две силы действовали Дия
1:31
объединяя их действие проявляется в
1:33
различных формах и называется разными
1:36
именами в разных местах и в разное
1:40
время но сущность присутствует во всём
1:43
одна способствует различению а другая
1:47
тождественности одна создаёт Касту а
1:50
другая разрушает её одна создают классы
1:55
и привилегии а другая разрушает
1:58
их кажется полем битвы этих двух сил с
2:03
одной стороны
2:05
утверждается что хотя этот объединяющий
2:08
процесс существует мы должны
2:10
сопротивляться ему Всеми силами потому
2:12
что он ведёт к смерти что совершенное
2:16
единство есть совершенное
2:18
уничтожение и что когда процесс
2:20
дифференциации который действует в этой
2:22
Вселенной
2:24
прекращается Вселенная приходит к
2:27
концу именно ция вызывает явления
2:30
которые перед
2:32
нами объединение превратило бы их всех в
2:35
однородную и безжизненно
2:38
материю подобного конечно человечество
2:41
хочет
2:43
избежать тот же аргумент применим ко
2:46
всем вещам и фактам которые мы видим
2:48
вокруг
2:49
себя утверждается что даже в физическом
2:52
теле и социальной классификации
2:55
абсолютное сходство приведёт к
2:57
естественной смерти и социальной смерти
3:01
абсолютное сходство мыслей и чувств
3:03
привело бы к умственному разложению и
3:06
вырождению поэтому Следует избегать
3:09
одинаковость таков был аргумент с одной
3:12
стороны и к нему призывали во всех
3:15
странах и в разные времена лишь меняя
3:18
язык фактически Это тот же аргумент
3:22
который выдвигают брахманы Индии когда
3:25
они хотят поддержать разделени и
3:28
Касты хотят защитить привилегии
3:31
определенной части общества по отношению
3:34
ко всем
3:36
остальным уничтожение Каст заявляют они
3:40
приведёт к разрушению общества и они
3:43
смело констатируют исторический факт что
3:46
их общество было самым
3:50
долгоживущий поэтому они с некоторой
3:52
демонстрацией силы апеллируют к этому
3:55
аргументу с некоторой демонстрацией
3:58
авторитета завт что то что позволяет
4:01
индивидууму прожить самую долгую жизнь
4:05
безусловно должно быть лучше чем то что
4:08
приводит к более короткой
4:11
жизни с другой стороны идея единства
4:14
имела своих сторонников во все
4:17
времена со времён упанишад будд Христа и
4:21
всех других великих проповедников
4:23
религии до наших дней в новых
4:26
политических устремления и требованиях
4:30
пох а также ото всех тех кто
4:33
обнаруживает себя лишенным привилегий
4:36
происходит то самое утверждение единства
4:39
и
4:41
тождества но человеческая природа
4:43
утверждает
4:44
себя Те у кого есть преимущество хотят
4:48
его сохранить и если оно они найдут
4:51
аргумент Каким бы односторонним и грубым
4:54
он ни был им при за него
4:57
цепляться это кается обеих
5:01
Рон применительно к метафизике этот
5:04
вопрос принимает и другую
5:07
форму буддист заявляет что нам не нужно
5:10
искать ничего что привносит единство
5:13
среди
5:14
явлений мы должны довольствоваться этим
5:17
феноменальны миром миром познаваемым
5:20
посредством чувств и непосредственного
5:23
опыта это разнообразие составляет суть
5:27
жизни бы не казалось у нас больше ничего
5:32
быть не может ви Дантист заявляет что
5:36
единство – это единственное что
5:39
существует разнообразие лишь
5:41
феноменально эфемерно и кажущееся
5:46
не стремитесь к разнообразию – говорит
5:50
видентис вернитесь к
5:54
единству избегайте единства – это
5:58
заблуждение говорит буддист Идите к
6:03
разнообразию те же самые разногласия в
6:06
религии и метафизики дошли до наших дней
6:10
ибо на самом деле сумма принципов
6:12
познания очень
6:14
мала метафизика и метафизическое знание
6:18
религия и религиозное знание достигли
6:21
своей кульминации 5000 лет назад и мы
6:24
лишь повторяем одни и те же истины на
6:27
разных
6:28
языках обогащая их иногда присоединением
6:32
свежих
6:35
иллюстраций Так что это борьба даже
6:40
сегодня одна сторона хочет что мы чтобы
6:43
мы придерживались
6:45
феноменального всего этого разнообразия
6:48
и с большой доказательность указывает
6:50
что вариации должны оставаться потому
6:54
что Когда прекратятся ВС
6:58
исчезнет подразумеваем под жизнью было
7:01
вызвано
7:03
вариациями другая сторона в то же время
7:05
доблестно указывает на
7:09
единство что касается этики мы
7:12
обнаруживаем огромное
7:14
отклонение это пожалуй единственная
7:17
наука которая смело отходит от этой
7:20
борьбы ибо этика – это
7:23
единство её основа – любовь она не будет
7:28
смотреть
7:32
единственная цель этики – это единство
7:35
это
7:36
тождество высшие этические кодексы
7:39
открытые человечеством до настоящего
7:42
времени не знают изменений у них нет
7:46
времени остановиться чтобы разобраться в
7:49
этом их единственная цель добиться этого
7:54
сходства индийский ум будучи более
7:58
аналитическим
8:00
ум нал это единство в результате всех
8:02
своих анализов и хотел
8:05
основать ВС на этой одной идее единства
8:10
основать всё на этой одной идее единства
8:13
но как мы видели в той же стране были и
8:16
другие умы буддисты которые нигде не
8:20
могли найти этого единства для них вся
8:23
истина была массой
8:25
вариаций не было никакой связи между
8:28
одним и другим
8:31
Я помню историю рассказанную профессором
8:34
Максом мюллером в одной из его книг
8:37
старинную греческую историю о том как
8:40
брамин посетил Сократа в
8:42
Афинах брамин спросил что такое высшее
8:47
знание и Сократ ответил познать человека
8:52
это конец и цель всякого
8:55
познания Но как ты можеш знало Бога
9:00
ответил
9:02
брамин одна сторона – греческая сторона
9:05
которую представляет современная Европа
9:08
настаивала на познании
9:10
человека индийская сторона в основном
9:13
представленная старыми религиями мира
9:16
настаивала на познании
9:19
Бога один видит бога в природе другой
9:23
видит природу в
9:25
бое
9:28
нам
9:29
стоять в стороне от обоих этих аспектов
9:33
и беспристрастно смотреть на
9:36
целое это факт вариации существуют и так
9:42
должно быть если жизнь должна
9:45
существовать это также факт что в этих
9:48
вариациях и через них должно
9:50
восприниматься
9:52
единство это факт что бог воспринимается
9:55
в
9:56
природе но факт также в том что природа
10:00
воспринимается в
10:03
боге познание человека есть высшее
10:06
знание и только познав человека мы можем
10:09
познать
10:11
Бога это также факт что познание Бога
10:14
есть высшее знание и зная только Бога мы
10:18
можем познать
10:20
человека какими бы противоречивыми не
10:23
казались эти утверждения они являются
10:25
необходимостью человеческой
10:28
природы вся вселенная – это игра
10:31
единства в разнообразии и разнообразие в
10:36
единстве вся вселенная – это игра
10:38
дифференциации и
10:41
единства вся вселенная – это игра
10:43
конечного в
10:45
бесконечном мы не можем взять одно не
10:48
предоставив
10:49
другое но мы не можем принять оба как
10:52
факты одного и того же
10:55
восприятия как факты одного и того же
10:58
опыта
11:00
и вс же таким образом это будет всегда
11:03
продолжаться и
11:06
далее поэтому переходя к нашей более
11:09
конкретной цели которая является
11:11
религией а не этикой положение вещей в
11:15
котором все вариации утихли уступив
11:18
место однообразия мёртвой
11:20
однородности невозможно пока существует
11:25
жизнь и это также нежелательно
11:29
в тоже время есть и обратная сторона
11:32
факта это единство уже
11:36
существует это своеобразное
11:39
утверждение не то что это единство
11:42
должно быть создано а то что оно уже
11:45
существует и что без него вы вообще не
11:48
смогли бы воспринимать
11:52
разнообразие Бога не нужно создавать он
11:55
уже
11:57
существует
12:00
ги всякий раз когда человек воспринимал
12:03
конечное Он также воспринимал и
12:06
бесконечное некоторые подчеркивали
12:09
конечную сторону и заявляли что
12:12
воспринимают только
12:14
конечное другие подчеркивали сторону
12:16
бесконечного и заявляли что воспринимают
12:19
только
12:20
бесконечное но мы знаем
12:23
что это логическая
12:27
необходимость принимать Одно без
12:31
другого Итак утверждение состоит в том
12:35
что это тождество это единство это
12:39
совершенство Как мы можем его назвать не
12:42
должно быть создано оно уже существует и
12:45
находится
12:47
здесь нам Остаётся только признать это
12:51
понять
12:52
это знаем мы это или нет Можем ли мы
12:56
выразить это ясным языком или нет
12:59
принимает ли это восприятие силу и
13:01
ясность чувственного восприятия или нет
13:04
оно
13:07
существует ибо мы связаны логической
13:10
необходимостью нашего разума признать
13:13
что оно существует иначе восприятия
13:16
конечного не было
13:18
бы я говорю не о старой теории
13:21
субстанций и качеств а о
13:24
единстве что среди всей этой массы
13:26
явлений сам факт сознания того что мы с
13:29
вами различны приносит нам в тот же
13:32
момент сознание того что мы с вами
13:35
неличные
13:37
без этого единства познания было бы
13:41
невозможно без идеи тождества не было бы
13:44
ни восприятия
13:46
незнания Итак оба бегут Бог
13:51
обог поэтому абсолютное тождество
13:54
условий если оно является целью
13:57
этики
14:01
как бы мы старались этого никогда не
14:04
может быть чтобы все люди были
14:07
одинаковыми люди рождаются
14:10
дифференцированными у некоторых будет
14:12
больше власти чем у других у некоторых
14:15
будут природные способности у других нет
14:18
у некоторых будут идеальные тела у
14:21
других нет мы никогда не сможем
14:23
остановить это в тоже время в наших ушах
14:27
звучат слова
14:29
нравственности
14:36
провозглашает одного и того же Бога
14:39
одинаково присутствующего во всех мудрец
14:43
не вредит
14:45
самости посредством самости и таким
14:48
образом достигает высшей
14:50
цели даже в этой жизни завоевали
14:53
относительное существование те Чьи умы
14:57
твёрдо закреплены на этом тождестве ибо
15:00
Бог чист и Бог один и тот же для всех
15:05
поэтому о таких говорят что они живут в
15:09
боге конец
15:11
цитаты Мы не можем отрицать что это
15:14
реальная идея но в то же время возникает
15:17
трудность заключающаяся в том что
15:19
тождество в отношении внешних форм и
15:22
положения никогда не может быть
15:25
достигнута но чего можно добиться так
15:28
это устранение
15:30
привилегий это действительно работа для
15:33
всего мира в любой общественной жизни в
15:36
каждой расе и в каждой стране
15:39
происходила одна и та же
15:41
борьба трудность заключается не в том
15:43
что одна группа людей по своей природе
15:46
более разумна чем другая а в том Должна
15:49
ли эта группа людей обладая
15:51
преимуществом интеллекта отнимать даже
15:55
физическое наслаждение у
15:57
те
16:01
ще борьба ведется за уничтожение этой
16:06
привилегии то что некоторые будут
16:08
физически сильнее других и таким образом
16:11
естественным образом смогут подчинить
16:14
или победить слабых является
16:17
самоочевидной
16:20
силе они смогут забрать себе дое счастье
16:24
этой
16:27
жиз
16:32
то что некоторые люди благодаря
16:33
природным способностям способны накопить
16:36
больше богатства чем другие
16:39
естественно Но то что из-за этой
16:42
способности приобретать богатство они
16:45
должны ти ранить и преследовать тех кто
16:49
не может накопить столько богатства не
16:51
является частью закона и против этого
16:55
велась
16:57
борба наслаждение преимуществом перед
17:00
другим – это привилегия и на протяжении
17:04
веков целью морали было её
17:10
разрушение Это работа которая стремится
17:13
к тождество к единству не разрушая
17:20
разнообразия Пусть все эти вариации
17:23
останутся
17:24
навсегда это сама суть
17:27
жизни Все мы будем играть в это вечно ты
17:31
будешь богат А я беден Ты будешь силён а
17:34
я буду слаб вы будете учёный А я
17:39
невежественны а я в меньшей степени но
17:43
что из этого Давайте останемся такими Но
17:47
поскольку Вы физически или
17:49
интеллектуально сильнее Вы не должны
17:52
иметь больше привилегий чем я и то что у
17:55
вас больше богатства не является
17:57
причиной по которой следует считать
17:59
более великим чем я поскольку сходство
18:02
Здесь оно присутствует сходство Здесь
18:06
оно присутствует несмотря на разные
18:10
условия делом этики было и будет в
18:13
будущем не уничтожение разнообразия и
18:16
установление тождества во внешнем мире
18:20
что невозможно ибо это не слоб смерть и
18:23
уничтожение а признание единства
18:26
несмотря на
18:29
признать Бога
18:32
внутри несмотря на ВС что нас пугает
18:35
признать эту бесконечную силу свойством
18:38
каждого несмотря на всю кажущуюся
18:42
слабость и признать вечную бесконечную
18:45
сущностную чисту чистоту души несмотря
18:48
на всё обратное что оказывается на
18:52
поверхности принимать только одну
18:54
сторону Только половину позиции опасно и
18:59
может привести к
19:00
ссорам мы должны принять это как есть
19:04
взять это за основу и реализовать это в
19:07
каждой части нашей жизни как отдельные
19:10
личности так и как отдельные члены
19:15
общества конец если понравилось Ставьте
19:18
лайк подписывайтесь на канал нажимайте
19:20
на колокольчик чтобы не пропустить
19:21
следующие видео До новых встреч