Тибетский буддизм — особенности религии

Кто такие тулку? Перевоплощённые боги? Хранители особого учения в тибетском буддизме? Какую роль они занимают в духовной жизни и, что немаловажно, в политике? А что вообще представляет из себя современный буддизм?

Поговорили об этой религии и её учителях на нашей «Интеллектуальной среде». Разобраться в тонкостях буддизма нам помог тибетолог, профессор Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ Анна Цендина.

Расшифровка видео
Вступление
0:01
[аплодисменты]
0:12
[музыка]
0:23
Здравствуйте Ну я повторно все таки себя представлю потому что такое высокое
0:29
звание дебетолог я к себе не отношу вот здесь сидят мои коллеги они знают что я
0:35
вообще-то монголист но мангалист занимающийся письменными памятниками
0:42
Монголии культуры этим нельзя заниматься без того чтобы не
0:49
быть знакомым и не заниматься тибетологией потому что все-таки культура Монголии сложилась большой
0:56
степени под влиянием буддизма и постольку я занимаюсь и тебе там и
1:02
буддизмом поэтому такой классический тибетолог в моем лице
1:09
встретить не сможете Вот но тема это как-то давно меня
1:14
волнует и интересно мне потому что занимаясь вот
1:21
тибетским буддизмом тибетской культуры и литературы я все время задавалась
1:26
вопросом Тибет буддизм пришел в седьмом веке
1:32
когда как раз он сходил на нет в Индии и до сих пор буддизм в Тибете это все это
1:42
религия это культура это средство
1:48
самоидентичности тибетцев это составляет и заботу и такой доминанту
1:55
духовной жизни Но вот за эти многие годы ты более тысячи веков Я всегда думала
2:02
что нового тебе Ты придумали в этом буддизме все-таки они написали Тома книг
2:10
там окник Если бы вы видели некоторые тибетские монастыри в частности например
2:18
монастырь сапья который не пострадал от культурной Революции то Вы бы увидели Ну
2:24
просто залежи книг и печатных досок силографических и
2:31
то есть они очень много книг написали Но что это за книги если мы имеем в виду
2:37
буддистские трактат в основном это комментарии к
2:43
сочинением древнеиндийских буддистских ученых они на протяжении более тысячи
2:52
лет обсуждают те постулаты которые были рождены в Древней Индии и Ну конечно
3:00
что-то другое что-то свое а не создали в этом буддизме но
3:05
я думаю что в основном это все-таки не теория а практика и они конечно много
3:13
чего создали в системе церковной в системе
3:18
религиозные обрядности в системе новых нового пантеона и так далее И в
3:26
частности вот этот пресловутый институт толку это то что
3:32
то что создали тибетцы и то что
3:38
действительно как сказала Аня сыграла очень большую живых духовной жизни
3:44
политической и так далее Ну надо сначала нам понять что это такое
3:52
прежде всего вы мне кажется очень образованные люди
3:58
здесь и детей больше меня знаете по этой части но вы знаете что есть такое
Три тела Будды — что это?
4:03
понимание Будды или бодхисатвы о его
4:09
трех телах то есть одно тело Будды бодхисат то это же такое тело истины
4:15
тело дхармы как на санскрите это звучит как дхармакая
4:21
это высшее тело не познаваемое там нам делать с вами нечего второе тело это сам
4:29
бухал какая это тело которое познается в магических ритуалах в мистических каких-то
4:36
практиках И третье тело это вот Германа кая это то тело которое проявляется в
4:42
нашем мире и вот так как есть Это тело нирмонакая на санскрите что на тибетском
4:50
языке значит толку то мы можем увидеть
4:55
проявление этих божественных сил или божеств бодхисатв в этих прекрасных
5:03
людях которые носят эту Суть в себе Ну
5:09
как же появляются эти толку значит
5:14
прежде чем объяснить как вообще в Тибете зародилась эта институт толку идея толку
5:21
надо наверное несколько слов сказать о школах буддизма
5:28
в самом первоначально потому что первоначально идея о перерождении или
5:37
реинкарнации или вот как они сказала живом боге появилась В недрах школы
5:44
Почему Дело в том что где-то
5:51
с 10 века в Тибете начали появляться
5:57
такие школы буддизма их еще иногда называют секты Но на самом деле это
6:02
традиции строились монастыри в этих монастырях складывалась своя традиция
6:09
свои набор ритуалов набор книг буддизма которые Они почитали или
6:19
которые они своей ритуальной жизни использовали и
6:25
так обычно эти монастыри они носили знаете
6:30
такой около клановый характер то есть большой богатый клан какие-то князья так
6:36
назовем их они организовывали им хотелось быть покровителем буддизма
6:42
духовности книжности и они они недалеко
6:48
от своего поселения например строили монастырь приглашали учителей и такими меценатами
6:57
выступали и поэтому многие монастыри в Тибете это были монастыри
7:04
можно сказать родовые семейные клановые Но вот появилась такая школа кармапа
7:12
которая стала претендовать на такую универсализм То есть он не был клановым
7:19
Это школа и естественно в тех клановых монастырях
7:26
появлялись настоятели или великие ученые обычно власти они передавали от сына к
7:34
отца к сыну или чаще всего дядя племянни вот если было несколько сыновей то один
7:41
сын становился принимал на себя административные всякие вещи хозяйственные а другой сын
7:50
становился настоятелем монастыря Но вот карма-па она была лишена этих
7:55
возможностей потому что она пыталась объединить несколько клановых систем и тогда очень мудрых
8:02
людей из этой карпа 12 веке родилась такая идея что но в
Теория реинкарнации в Буддизме
8:10
тибетском буддизме есть такое понимание того что этого конечно знаете что
8:15
человек перерождается его перерождение зависит от кармы от его
8:22
деяний если он например совершает какие-то плохие поступки он
8:28
потом может родиться каким-то следующим рождением очень неудачно каким-нибудь
8:34
червяком а то и в ад попасть А если он копит благодеяния хорошие поступки он
8:41
постепенно улучшает свою карму и рождается все лучше и лучше сначала там богатым человеком потом еще тем-то
8:48
тем-то глядишь и дойдет до 10 Вот и
8:55
вот это возможность идея о перерождении подсказала корма passtem такую идею что
9:04
их прекрасный иерарх это в 12 веке который умер Великий ученый и так далее
9:10
он не умер а переродился в каком-то малыше и они стали искать этого малыша и
9:18
вот эта система она была потом подхвачена многими школами И в частности
9:25
школы или так называемых желтошапочников если
9:32
может быть встречали в литературе это такая после реформенная Школа которая
9:40
появилась в четырнадцатом веке и которая стала в Тибете доминирующей и сейчас
9:48
она доминирует в тибетской культуре в тибетской истории и галок пасты подхватили эту идею она им
9:56
была очень как-то подходило потому что они тоже стремились
10:02
к сначала церковной а потом политической власти над всем тибетом Они хотели
10:10
унифицировать всю религиозную систему все эти монастыри которые казалось
10:17
находятся в разбродии шатания их как-то приструнить чтобы все почитали слова
10:25
Будды в каноническом виде и так далее так далее поэтому они эту идею
10:32
подхватили и вот Но устоялось это система Голубка где-то
10:40
к 16 веку 1500 чего-нибудь И как же это случилось
10:47
значит вот реформатор буддизма это 14 век такой был замечательный человек Джон
10:53
Хава о или Джон Хава Он у него были два
10:59
замечательных ученика один такой теоретик а другой такой менеджер и вот
11:06
этот который менеджер он [музыка] решил что вот учение его
11:14
дяди А там как бы его дядей что оно его
11:20
надо распространять повсюду потому что призывал к чистоте буддизма к тому чтобы
11:27
от отойти от многих магических культов
11:32
которые заполоняли буддизм унифицировать все слова будут книжки
11:41
трактаты и так далее так далее и он стал в Тибете везде насаждать монастыри своей
11:48
школы своей секты его звали очень такой Ловкий и деятельный человек
11:56
а был второй ученик хайдук Джи который там писал
12:03
книжки думал трактовал и так далее И вот от этих двух учеников пошли две линии
12:09
главных церковных иерархов и главных толку этих этой секты
12:17
Glock то что мы теперь знаем как дала и панчин
12:23
отдалай-ламы они восходят к этому менеджеру И восходит
12:30
Ну как же это появились Они вообще на свет
12:37
но дело в том что [музыка] где-то в 16 веке
12:45
настоятелем одного из желтой шапочных монастырей трипунга которые недалеко от
12:52
лхасы находится и такой он стал постепенно этот монастырь
12:59
оплотом вообще этих желтошапочников их главный такой
13:05
главным центром там появился такой очень-очень
13:10
образованный авторитетной человек учёный буддист
13:17
содном герцом или как буряты или вот тувинцы говорят
13:25
вот он был очень уважаемый а в тибетской
13:30
истории очень большую роль играли всегда монголы
13:35
западные монголы или северные монголы как впрочем и китайцы И монголы услышав
13:43
монголы как раз в XVI веке там появился на юге в уделе tomet такой
13:53
очень амбициозный человек алтанхан который хотела объединить Монголию это эти позывы монголов после Чингисхана и
14:00
развала империи были такие постоянные регулярные хотелось снова Величие Славы
14:07
там и так далее И вот этот алтынхан решил пригласить к себе самого
14:14
уважаемого тибетского Лама послал своих Там послов найдите мне и Пригласите Кто
14:22
там самый умный там вот говорят этот он визите его и значит монголы пригласили к
14:29
себе этого с одной яйцо тут очень не хотел вообще они
14:36
никогда не хотели ехать Монголии это ужасные долгий путь тяжелый путь вот
14:41
картинки же идут вообще тебе-то такое довольно знаете сложное для жизни Земля особенно Север
14:49
тебе это по реке брахмапутали там в общем ничего как-то жить можно даже
14:55
когда сажают там тыквы картошку и так далее но вот Север это такая
15:02
высоко высокое плато почти очень с малой растительностью Где
15:10
живут скафтоводы и от алхаса до монголов это более тысячи километров и чтобы
15:17
пройти этот путь это надо приложить большие усилия и очень долго идти и
15:24
отца вообще не хотел но как всегда монголы так полу угрожая полу покупая полу пая
15:33
полушантажом полу чем-то значит все-таки уговорили его явиться Он явился в
15:39
Монголию эту юг Монголии и там он обращал
15:46
монголов буддизм одного князя бродил другой Другая говорит Я тоже хочу и так
15:52
далее так далее И вот этот алтанхан тундрецкий говорит Я тебе даю титу ты
Что значит титул «Далай-Лама» и как его можно получить
15:58
далай-лама будешь дала Это монгольское слово это значит такие с одной стороны
16:04
монголы вообще любили титулатуре такие слова как дала Вот Чингиз все-таки
16:12
наверное тоже восходит к слову Тенгиз это океан видимо Хотя не точно а
16:21
ну и они ну такой ритуал награждения
16:27
друг друга титулами Это был такой в общем-то очень очень очень высокого
16:33
высокий ритуал и они наградили друг другу титулами и так появился далай-лама
16:39
вообще сами тибетцы не очень говорят далай-лама талай-ламы как они произносят
16:46
потому что у них есть обычный титул это джала победитель Или
16:53
же чем по все знающие так далее талым Это
16:59
титул который стали употреблять китайцы И после этого уже он распространился по
17:06
всему свету теперь уже даже и тебе тоже говорят вот так появился первый талант
17:13
когда он приехал к себе в Тибет он уже приехал дала Лама Он сказал что да я
17:21
конечно да талалам но я третий А самый первый это вот этот который менеджер
17:28
Ведун тупо и таким образом дала Лама стал третьим и от него пошла эта линия
17:34
дальше дальше Ну второй очень крупный тоже церковный
17:43
Лидер и толку это панченло как он
17:48
появился значит если вы знаете Тибет Центральный Тибет он разделен на две
17:54
большие провинции Вот это пожалуй как раз
18:01
Ой это лхаса адзан это южнее юго-западнее ближе к
18:08
Индии к непалу это шигадзе и это была плод разных старых
18:15
школы сект и желтошапочники галук Пани
18:22
решили что они должны там вбить гвоздь в это далеко как там говорят в эти старые
18:28
секты и поставить там свой галук-паски монастырь и это у них получилось и
18:36
тамошная настоятель стал постепенно превратился в панчен-ламу А между прочим
18:43
вот я видела там такие монастыри где заодно оградой
18:50
три школы представлены как это все происходило наверное не без конфликтно
18:56
Но сейчас они там живут каждый себе сами свой чай пьют сами у них свои прихожане
19:04
и так далее так они себе живут поживают Но таким образом шагаться вот появился
19:10
монастырь такой оплот и лук паст в этих желтошапочников
19:18
и его вот настоятель стал Сначала он
19:24
назывался та же Лама а потом получил титул панчин это великий Панди это
19:30
великий ученый и так далее вот эти два героя они собственно
19:37
стали главными представителями верхушки этой
19:43
глупоскосекты но значит как же их выбирают как же их
19:49
находят это всегда очень интересуют людей значит если один
19:57
[музыка] толку умирает значит он же не умирает он
20:03
перерождается но в комом переродился надо найти такого мальчика в котором
20:11
переродился Великий иерарх или Великий толку
20:17
бывает по-разному Но самая такая классическая система и схема поисков это
20:23
как раз поиск далай-ламы Он написан больше лучше всего и так далее значит
20:31
Есть такой главный человек который как по-русски
20:38
может быть это что-то типа начальника комиссии по выборам далай-ламы такая как это Панфилова я бы
20:47
сказал он значит идет на какой-то вот озеро и медитирует он медитирует
20:54
медитирует медитирует ему является в его видениях какие-то образы может быть дом
21:02
с какой-то с каким-то деревом может быть озеро и
21:08
там что-то и вот он Согласно этой картинке отправляет посольство в разные
21:17
в одну сторону Тибета искать такой дом с таким деревом с таким озером с такой
21:23
провальной крышей с такой собачкой или еще еще что-нибудь такое и вот эти
21:31
посланники они идут в разные районы Тибета и Идут они тайно они не объявляют
21:40
что они еще далай-лама они приезжают в семью она и в Тибете в Монголии Вот мои
21:47
коллеги знают что едешь едешь можно зайти в юрту попить чаю Посидеть
21:53
поболтать и уехать так вот Они заходили в какие-то семьи
21:58
посмотрели вдруг там бегает мальчики
22:04
и какой-то мальчик очень хорошенький с
22:09
ясным взглядом И там куча признаков которые должны быть у этого мальчика там
22:16
длинные ушки длинные пальчики ясные глазки Ну и так далее так далее вот
22:24
домик такой же дерево такое же озеро есть и мальчик хороший и по возрасту
22:31
подходит значит это должно он быть должен Ну сколько-то лет после смерти того
22:40
старого толку потому что это все происходит не просто так не сегодня
22:47
завтра это все годами длится и поиски длятся годами и так далее И вот значит
22:53
они объявляют родителям что пальчик вроде бы не простой мы его забираем
23:01
Ну родители счастливы они потому что сразу их статус повышается очень сильно
23:10
И вот лхасу съезжаются несколько таких посольств со своими претендентами
23:17
потом для этих мальчиков устраивается такой
23:24
экзамен считается что вот мы с вами простые люди мы не помним своих прошлых
23:29
перерождений мы не можем Но святые люди вот эти перерождения
23:36
бодхисат божеств Они что-то помнят поэтому перед этими мальчиками
23:42
выкладываются предметы их прежних толку Ну там любимый четки или там Ну хотел
23:52
сказать пепельница Нет наверное не годится Ну чашка книжка там шкатулка и
23:59
вещи еще какие-то чужие и вот мальчикам говорят Выбирайте и
24:05
мальчики Значит кто что выбирает если тот который тот который выбирает Вот правильное
24:13
четкие или правильную шкатулку он значит явно вспомнил свою вещь
24:20
между прочим такой способ он не только
24:25
касается выборов толку вот я наверное своим студентам уже рассказывала у меня
24:31
отец Монгол и у него был старший брат и
24:36
еще до революции значит им было там 6-7 лет и
24:42
дядя был такой известный монах он решил выяснить кто из них пойдет в монах я Кто
24:48
останется на хозяйстве и перед ними выложили разные предметы книги лук и
24:56
стрелы там то да все И вот Мой папа схватил лук и стрелы а его брат схватил
25:04
книжку это вот решил их судьбу брат стал монахом И мой папа остался на хозяйстве
25:10
и пошел революцию а потом вышел вот
25:16
и таким образом определяется Этот мальчик который
25:22
достоин и который на самом деле считают тибетцы является толку уже
25:29
начиная с конца 18 но окончательно в 19 веке
Как с помощью жребия определяли новых тулку?
25:35
китайцы которые Ну как-то настойчиво пытались
25:43
свою власть Тибете обозначить они предложили
25:48
такой ритуал или обряд который называется жребий они собирали этих
25:55
мальчиков и совали там какие-то бумажки в какой-то
26:01
вазу и мальчики были должны вытаскивать если крестик Значит ты толку если там
26:07
пусто значит и никто Вот и после этого
26:12
китайский представителям бань он как бы утверждал это этот выбор но тебе на
26:19
протяжении всех лет до последнего момента всегда противились этому
26:26
потому что китайцы считали это м-м способом
26:32
как бы объявления своей власти там легитимной мы утвердили ваш вы иерарха
26:39
вашего толку Значит мы здесь главный вот таким образом определялись эти мальчики
26:48
Ну что вам сказать этих разного рода толков тебе те несметное
26:56
количество они обычно носят название ремподчие это
27:02
драгоценность к своему имени или к прозвищу если прибавлено римпочту это
27:09
значит как перерождение с какого-то лица такие же перерождения есть в Монголии и
27:18
тоже их очень много то есть но постепенно Они каждый монастырь каждый
27:24
клан каждый знает деревня хотела чтобы у них был свой Ну это понятно знаете
27:32
как-то очень пожитейски но вот Казалось
27:38
бы это Эта система определения толку Она
27:43
позволяет тибетской церкви от отойти от клановости от
27:54
родовых каких-то приятель неприятия от местнических и так далее То есть вы
28:01
находите совершенно мальчика и может быть из бедной семьи
28:07
скотоводческой так далее и он не связан По рукам и ногам с этими кланами которые
28:13
в центре Живут но все же вот это система
28:19
толку она позволяла определенным образом совершать разные
28:26
манипуляции разные интриги так далее и так далее вот о нескольких я
28:31
вам расскажу значит Пожалуй что
Кого можно назвать самым значительным Далай-Ламой?
28:37
самым таким замечательным значительным великим
28:44
далай-ламы можно назвать пятого далайла собственно говоря вся такая тибетская
28:51
политическая история с этого времени со времени его жизни пошла определенным
28:57
образом и многие вещи были заложены и его кстати тибетцы называют великим
29:04
пятым А главное Он
29:11
действительно был очень влиятельным Кроме того Он был очень блестящим учёным
29:18
он написал много исторических трудов много книг он был он собирал книги он по всему
29:28
тебе то отправлял своих концов которые должны были найти для него старые мануск и так
29:35
далее так далее очень знающим таким человеком но и он сделал то что в общем
29:42
определило судьбу тебе это мне кажется потому что он
29:48
он привел вот этих церковных иерархов политической власти и с его времени тебе
29:56
в общем можно назвать теоретически монархии Хотя он никогда себя не объявлял
30:02
ханом или там царем но все же вся Политическая власть
30:07
сосредоточилась уже в руках вот церковного иерарха Ну может быть не вся
30:14
но он был главой государства и так его
30:19
расценивали и китайцы И монголы то есть в окружающем мире его считали главой вот
30:29
этот человек конечно был замечательный У него много было э-э поступков которые
30:36
сыграли роль в истории Тибета в частности осуществляя борьбу за эту власть он
30:45
пригласил западных монголов к себе чтобы опереться
30:50
на них но знаете монголы вот Я сама монголка я отец Монгол Монгол простые
30:58
люди они пришли Ну что Да они поубивали всех вокруг там
31:06
сделали свое дело но потом они отошли от лхасы на север и занялись там своим привычным
31:14
кочевым бытом Так время от времени Они конечно Приезжали в хасу если нужно было
31:20
помочь но так они там охотились пасли жили проживали и
31:27
чего-то там наживали но он призвал вот эту иностранную силу на
31:37
которой оперся И постепенно это эти иностранные силы вот в частности монголы
31:42
потом это были китайцы они А китайцы Ну Маньчжурская династия в это
31:49
время аманджура как известно они пришли но не ушли Вот и все Вся разница и это
31:56
как бы до сих пор является картиной тибетской историей Может быть я как-то
32:02
излагаю слишком просто и немножко примитивно и утрированно но в
32:09
принципе это так есть вот это Его было первое такая такое деяние которое
32:17
привело к дальнейшему развитию тебе то потому пути по которому он пошел второе
32:23
это может быть даже
32:28
Это не его деяние самое такое примечательное событие связанное с его
32:36
жизнью скорее даже смертью заключается в том что когда он умер
32:41
это наверное был где-то там не знаю в середине 17 века то его Регент По
32:51
слухам его сын он Ну конечно в желтошапочные
32:57
галупаской секте был целибат то есть нельзя было жениться но
33:04
все-таки я думаю что Жизнь есть жизнь они женились конечно официально но
33:11
какие-то там отношения имели часто может быть некоторые нет
33:16
Вот и этот его молодой Регент который
33:22
осуществлял всякие административные деятельность которую при нем он скрыл
33:28
его смерть и потому что он не был еще он был молодой человек Он блестящий человек
33:36
был написал прекрасный трактаты которые до сих пор по медицине например Это его
33:41
фундаментальный труд который до сих пор вот если где-нибудь тут вокруг есть
33:46
какие-нибудь тибетской медицины то это значит они пользуются его трактатом вот
33:52
он но он был молодой Он еще не укоренился в эту такую церковную
33:59
иерархическую лестницу где там такие Старцы были
34:05
влиятельные и так далее и он чувствовал что если он объявит о смерти то режим
34:12
сменяет поменяется и ему придется поехать послом в Гондурас и он скрыл эту
34:21
смерть Но самое интересное что не то что он скрыл такие события были в тибетской
34:29
истории раньше и наверное не только в тибетской истории Но то что он скрывал от 16 лет и
34:37
он когда далай-лама же должен участвовать в разных каких-то обрядах
34:43
ритуалах проводить какие-то религиозные собрания и так далее так далее В конце
34:50
концов он должен принимать прихожан и благословлять их и так далее но
34:56
Регент объявлял что он постоянно находится в медитации Но медитирует
35:03
человек это затвори то нельзя его как-то отвлекать и конечно
35:11
постепенно люди стали понимать что что-то здесь не то потому что там на
35:17
каких-то церемониях великих сладмогенцом сажал там на крыше поталы
35:25
какого-то слугу такого вот но одетого во все
35:33
одежды Вот первая была картинка во всех шапочках во всех этих халатах в парке
35:42
там вообще лица-то не видно и вот этот бедный слуга сидел там и
35:47
исполнял роль далай-ламы этих слуг потом они менялись потому что конечно
35:54
рот Они часто не могли закрыть они кому-нибудь говорили А я вот так сидеть
36:00
Потом значит Он кончал жизнь случайно упал 18 этажа
36:06
Вот Но люди стали понимать что что-то творится не то и вот те хорошо
36:12
монгольские Ханы которые были в Тибете и сами тибетские ламы высокого ранга они
36:21
стали шушукаться и говорить что это не нормально и в конце концов ему пришлось
36:26
найти нового даламу и но так как он же был все-таки настоящий буддист и он
36:34
уже давно определил перерождение далай-ламы и поэтому он призвал
36:41
потал хасу 16-летнего молодого человека который там был родился в его местах и
36:48
так далее тогда и вот это пожалуй шестой дала Лама он самый
36:54
известный поэт тибетский это во всяком случае на
37:00
все европейские языки он переведен и так далее так далее Потому что он вообще
37:05
когда появился в поталии он не собирался предаваться религиозному ритуалам Он уже
37:13
был 16 лет в Тибете это Извините юноша у него уже девушки были подружки любимой
37:20
он был поэт охотник пьяница И вообще что это тут часами сиди бубу это ему не
37:29
нравилось и там была большая конечно трагическая ситуация в конце концов его
37:34
послали отослали в Китай в начале XVIII века и
37:40
по пути он скончался Ну как-то понятно почему он скончался Вот были и другие
37:47
манипуляции с этими толку например вот в Монголии такой главный перерождение
37:55
главной церковной иерархии он был перерождением такого учёного таранат
38:02
тибетского почему потому что таранатка была очень образованным человеком очень
38:08
авторитетным и тибетские люди стали поклоняться Ему больше чем далай-лама
38:16
конечно было просто непозволительно кроме того это же денежные потоки
38:21
понимаете люди же несут подносят и разные богатые люди подношение делают
38:27
тому монастырю которые они уважают и так далее И вот
38:32
поэтому таранту неожиданно умер а чтобы не оставлять его перерождение здесь в
38:40
центральном Тибете его отправили переродиться в Монголию
38:45
так появился монгольский иерар как раз в это время пришли монгологи нам нужно нужно
38:51
какого-нибудь Святого Ну знаете вот и все вы знаете что
Далай-Лама XIV объявил, что у него не будет перерождения. Почему?
38:57
14 Далай лама которая сейчас жив очень пожилой человек Он живет в Индии в
39:05
Америке Он в 59 году бежал из
39:10
под вытесненный китайской красной вот и он
39:19
очень вы знаете он Нобелевскую лауреат Уважаемый человек и так далее но он
39:24
объявил он понимает что он очень пожилой Ему наверное
39:31
85 такой пожилой почти как я вот и он
39:36
понимает что после его смерти будет определен мальчик
39:44
который будет находиться под влиянием китайских властей и поэтому он объявил
39:50
что он чувствует как настоящий толку Святой человек что у него не будет
39:56
перерожден прекращает перерождаться в этом мире но я думаю это ему не дадут Он
40:03
переродится там где надо переродиться а вот второй
40:10
он если далай-лама он изначально был
40:15
настроен против китайских властей он изначально был за независимость тебе это
40:21
и так далее то панчен-лама который во время вот этих событий в 50-х годах в Тибете когда вошла
40:30
китайская Да он был маленький но мальчиком там 13-15 лет ему было и он в
40:37
общем встретил китайскую армию положитель как-то встал на китайскую
40:45
сторону но и он вошел потом во все какие-то
40:50
официальные организации там совет Ну китайских власть при китайской власти
40:59
Коммунистической но через какое-то время он понял что особенно вот это
41:07
хулибинской революция и так далее он понял что религия рушится что тибетская
41:13
жизнь идёт насморку и он написал Такое послание
41:19
властям Китая знаменитая после которой Его
41:24
посадили в тюрьму где он провел в одиночной камере 8 лет и так далее да И причем там есть
41:34
такое описание он в камере сидела в соседнем камне камере сидел тандыхоя
41:41
который как раз возглавлял армию которая выходила в тибеты Хотя они друг друга не видели но
41:47
8 лет они переговаривались и там вспоминали и так далее даже он учил
41:54
этого панчаламу китайскому языку и но когда он вышел его стали возвышать он
42:01
поехал уже в вот свой монастырь там тоже неожиданно скончался вообще
42:09
неожиданных неожиданной смерти это такие В общем вполне обычные явления в такой жизни он
42:17
там скончался и потом далай-лама объявил о своем избраннике вообще когда вот этих
42:25
двух иерархов выбирают то далай-лама в выборах панч играть самую
42:32
главную роль и наоборот панчен-ламы существующей в выборах далай-ламы далай-лама назвал своего претендента Но
42:40
тот В общем был увезен китайскими властями
42:45
он где-то находится живет семьей и китайцы объявили своего панчендла Но вот
42:53
я лично сталкивалась с тем была тогда когда умер панчен-лама и я разговаривала
43:01
с тибетцами и на севере где В общем нам все-таки Южный человек и я спрашивала
43:09
новый за какого панчен-ламу конечно так нельзя спрашивать это Но мне люди
43:15
простые говорили нам все равно Дайте нам панчен-лам нам нужно поклоняться кому-то
43:21
нам нужен нам нужен живой бог и конечно
43:27
отношения к этим толку Оно такое знаете замешано не просто на почтение к такому
43:37
высокому ранку это отношение к Богу это
43:42
тебе очень религиозные религиозность для них это основа их жизни вообще Я
43:50
насколько лет читаю эти книжки я там ни разу не встретила какого-то такого
43:56
какой-то идеи богоборчества или идея отрицания чего-нибудь в этой религии что
44:03
мы знаем например в всех христианских религиях или там
44:09
наверное даже и мусульманстве Я не знаю есть такое отрицание чего-нибудь то в
44:15
Тибете Нет это безоговорочно принимается поэтому этим живым богам относятся как к
44:24
божеству и все поклоны ему все прикосновения всё всё
44:31
это воспринимается как такое магическое получение от них благо
Вопросы из зала
44:47
как это говорят опытные люди Хороший вопрос не знаю потому что тындис конечно это
44:56
все-таки не совсем наверное монгольское слово Это тюрка тюркское слово а дала но
45:04
она обозначает море океан что-то широкое великое так далее Ну почему монголы
45:09
Например Байкал называют морем дала и так далее То есть большая водная
45:16
какая-то пространство Да я думаю так
45:29
вообще в принципе да Будда сказал что может потому что вот есть какие-то там
45:37
трактаты где буду спрашивать о чем-то есть
45:42
знаменитые там молчания Будды он не отвечал А вот на вопрос о том Может ли
45:49
женщина достичь Нирвана или состояние бодхи Он сказал что да может но ей очень
45:56
трудно потому что женщина должна сначала переродиться очень много раз в какой-то
46:01
боли приемлемое существо накопив
46:07
благодеяния и конечно трудно Она же в общем вся
46:12
окружена такой скверный поэтому но в принципе может вот есть великие божества
46:21
женские есть великие такие магии женщины У меня есть
46:29
но толку я женских не знаю хотя есть женские монастыри но женские монастыри
46:36
такой гендерный вопрос У меня обошел И тебе тоже такая есть
46:42
Но полулегенда полумиф что монахи муж
46:47
мужчины они почувствовали что очень большая конкуренция от женщин потому что
46:53
женщина когда идут какие-то отправлять требы в семьи там но по поводу там
46:59
кончины кого-то у них очень мелодичные голоса и люди очень людям очень
47:05
нравилось их приглашать И поэтому они сказали что нет нет Женщина должна быть
47:11
мало монастыре должны быть там маленькие и так далее но женским монастыри есть и
47:18
у них есть настоятельница вообще Телецкая женщина довольно таки властные есть дома и есть
47:28
незначительные Но вот толку женщин я не знаю
47:41
буддизм тем и особенен что он приходя туда куда он
47:47
приходит он Впитывает местные культы местные обряды ритуалы пантероны так
47:52
далее так далее и собственно тибетский буддизм вот этим
47:58
и особенным что он пришел туда и напитался тибетскими обрядами но он это
48:05
как-то называется Древний до буддийской религии но в боне существует все-таки
48:12
два таких ярких пласта это действительно такая Народная религия до буддийская
48:19
близкая к шаманизму близко к шаманизму и к язычеству а есть
48:27
другой Бон это тот Бон который стал имитировать буддизм у этого Бона есть и
48:36
свои свой канон свои монастыри свои
48:41
ритуалы которые очень похожи на буддистские но с какими-то извращениями
48:49
есть язык считается что всем
48:54
канонические книги Бона написаны на шансонском языке шаншун это такое
49:00
область в Тибете но такие очень мудрые всякие учёные они бились над этим
49:07
шаншуйским языком Это вот такие Тома написаны но пришли к выводу что всё-таки
49:12
Это какая-то абракадабра Это не язык расшифровать Его невозможно это им
49:18
имитация канона и так далее но какие бонские божества все
49:25
божества как бы хозяева гор
49:30
лесов там рек и так далее они в каком-то виде вошли в буддийскую практику им
49:38
поклоняются их просят о том чтобы они не вредили и так далее Но самое главное
49:44
боннский учитель это такой боннский Будда это шираб мечу великий Ширак такой
49:51
у него есть биография Мы даже с кем-то читали эту биографию она совершенно повторяет биографию Будды и так далее
49:59
Если вы по калмыцки по-бурятски и Дзен да да хозяин хозяин земли хозяин
50:05
местности [аплодисменты]
50:18
[музыка]
50:32
[музыка]

Поделиться: