Расшифровка видео
0:00
[музыка] Иногда люди удивляются и даже
0:05
возмущаются Почему нет единой для всего буддизма небольшой книги написанной на
0:10
одном языке чтобы не было никаких разночтений Почему правила такие
0:15
нечеткие ситуативные со множеством исключений Почему нет унификаций и в
0:22
одной местности буддизм выглядит Так а в другой по-другому Почему традиции школы
0:27
такие не одинаковые и какая же школа это истинный буддизм Почему все так не
0:34
строго разве не разумнее заставить всех следовать единым правилам Почему буддизм
0:40
сращивается с местными верованиями идеями культурами разве это не портит
0:46
его чистоты Почему нет единого главы для всех буддистов или хотя бы по одному
0:52
руководителю для всех крупных традиций для людей которые более склонны к
0:58
строгому подходу это Это очень тяжело выносить они возмущаются Как же так что
1:04
за Анархия если это склонность в них сильна они могут начать пытаться менять
1:10
тысячелетние особенности буддизма под свое видение чистоты истинности
1:15
унификации однообразия особенно часто это происходит с западными практикующими
1:21
возникает порыв разделить всех несогласных выгнать объявить
1:27
еретиками отдельной религии очистить привести к единой истинности к четкой
1:33
структуре единообразию и логика понятна Особенно учитывая как люди зачастую
1:39
решали подобные вопросы путем инквизиции массовых убийств жесткой иерархии в организациях и подавление это привычка
1:47
устойчивая и порыв понятен ведь действительно как устроен буддизм это же
1:54
создает столько проблем постоянные разночтения кто-то читает одни источники и считает их достовер кто-то другие
2:01
разные переводы с разных языков и непонятно какой верный кто-то соблюдает
2:08
одни правила кто-то другие китайский буддизм отличается от
2:13
тибетского тот отличается от японского тайского корейского тиотмонгольского и
2:19
западного и всех прочих куча локальных наслоений в каждой местности приходится
2:25
вникать в разные школы и не ясно будет ли твой выбор единственно истинным
2:31
чистым буддизмом и нет того кто бы приказал всем буддистам прекратить этот
2:38
бардак а всех несогласных наказал да и приятно Очень приятно когда у твоей
2:45
команды есть флаг символ непогрешимое начальство особые жесты ритуалы и
2:51
главное только неверные только они истинные Это позволяет избавить себя от
2:57
всяких сомнений не путем сложной работы над самому не через эксперимент и личный
3:03
опыт а просто по факту заявление истинности устранить все эти исследования метания в один момент я и
3:12
сам как современный Западной образованный человек раньше полагал что то как устроен буддизм это не очень
3:18
удобно и создает много разночтений и дебатов пока не заметил что Будда лично
3:25
и специально устраивал все Именно таким образом это прямо описано в сутрах текстах и в традиции А позже поняв Зачем
3:34
Будда делал Именно так я восхитился его мудростью и дальновидностью его
3:40
способностью смотреть на сотни и даже Тысячи лет вперед учитывая склонности
3:45
человеческого ума это поражает разберем эти особенности по порядку с опорой на
3:51
сутры одновременно пытаясь понять смысл такого подхода будут дышать ямне Итак
3:57
здравый оказалось бы идея записать все не на одном языке как было бы удобно
4:03
никаких проблем с переводами просто заставляешь всех выучить единый язык и
4:09
они могут буквы в букву следовать учению Но вот с утра в то время жили Два монаха
4:16
братья родившиеся в семье брахманов хорошо говорившие обладавшие красивыми
4:21
голосами они обратились к Будде с такими словами у монахов теперь разнообразные
4:27
имена они происходят из разных семей Каст и домашних хозяйств они исказили
4:34
слово Будды используя свои собственные выражения мы можем предать единую
4:39
стихотворную форму словам Будды пояснение то есть использовать единый
4:45
язык слова и стихотворную манеру изложения принятую среди образованных
4:50
брахманов того времени Будда ответил Нет как вы можете
4:56
Предлагать такое это повлияет на уверенность Вам следует изучать слова
5:03
Будды и выражать значение дхармы Будды на собственном диалекте чтобы хорошо
5:09
изучить ее таким образом Будда сам прямо подрубил на корню возможность едины
5:16
унификации дхармы на языке учёных жрецов в пользу того чтобы учение было доступно
5:22
всем людям независимо от их образования и всему человечеству независимо от
5:28
региона Далее в сутре под названием анализ не конфликта Будда говорит не
5:34
настаивать на терминах и не отрицать принятого словоупотребления это принцип свободный от вреда и это правильный путь
5:42
Будда пояснял что если в данной местности предмет называют чашкой миской
5:47
и сосудом блюдцем пиалой не важно Вот как его называют в данной местности
5:52
такой термин и нужно использовать когда там находитесь нежелательно цепляться за
5:59
слова это полезно настаивать чтобы использовали только исключительно название вам привычные то есть буквально
6:08
деунификация слов и почему потому что смысл важнее формы Главное чтобы вас
6:15
поняли чувствуете Какая гибкость и Доверие к способностям людей улавливать смыслы а также сразу подсекается корень
6:23
споров о том Какое название слова термин верный термин всегда верный когда суть
6:29
передана правда как обычно здесь есть предел полезности важно помнить Будда
6:35
учил срединному пути не крайностям все что угодно можно превратить из полезного
6:42
во вредное доведя до абсурда наслаждаясь свободой от строгих терминов
6:48
и возможностью смыслового слова употребления а также правом осваивать
6:54
харму на своем языке помните это не значит что нужно всем придумать по
7:00
собственно термину и собственному секретному языку Иначе мы просто перестанем понимать друг друга а это не
7:08
полезно поэтому мы и вникаем в разные термины на санскрите полей тибетском но
7:13
не настаиваем на них поскольку Если человек не может объяснить термин на
7:19
любом языке которым владеет то он не понял сам термин А почему правила такие
7:25
нечеткие ситуативные с множеством исключений потому что и в правилах смысл
7:31
важнее факта это не раз и не 10 отображается как в историях буддийских
7:38
так и сказано самим Будды он буквально вводил новые правила лишь по мере формирования какой-либо ситуации а потом
7:46
разрешил корректировать все вторичные правила под местность и эпоху Хотя
7:52
базовые правила закреплены прочно хотя и в них тоже бывают исключения но
7:57
дополнительные вторичные они нестабильны например монах не может убивать Но тем
8:04
не менее он может начать носить очки для зрения или пользоваться электронными
8:09
читалками для чтения книг чувствуете разницу между основным и вторичным
8:14
Однажды пятеро монахов подошли к Будде и попросили наложить пять новых правил
8:20
чтобы все монахи и монахини всю жизнь жили в лесу и пустоши А те кто
8:26
остановился вблизи населенного пункта считались нарушителями устава чтобы
8:32
питались только пожертвованиями и не принимали приглашений на трапезу в доме
8:38
что они должны носить только одежды из выброшенных лохмотьев и не принимать
8:43
одежды от мирян что они должны жить только у подножия дерева Они под крышей
8:50
дома или монастыря что они должны полностью Держаться от рыбы и мяса то есть стать
8:58
строгими вегетарианцами категорически без исключений Будда ответил нет Те кто чувствует такое
9:07
желание могут следовать этим правилам а те кто не хочет могут не следовать и
9:12
один из этих монахов по имени даводатта весьма образованные обладающий ситхами Практик между прочим близкие родственник
9:20
Будды пошел устраивать раскол монашеской общине обвиняя Будду в том что Будда
9:27
недостаточно аскетичный недостаточно ортодоксальный Будда недостаточно
9:33
правоверных Суровый позже этот монах Да вода-то все-таки расколол санкху монахов
9:40
так как был красноречив умен образован и далеко не самый дурной практикующий с
9:45
высокими достижениями но просто злобный и строгий аскет не понявший самого
9:50
важного Но знавший много вторичным а потом попытался свергнуть Будду занять
9:57
его место а после и вовсе убить Будду его планы не увенчались успехом
10:03
расколотая община монахов вновь собралась вместе а Будда с помощью своих
10:08
ситков уклонялся от убийства Хотя ногу Будды крови Да вода топоранить мог
10:14
припоминайте об этой истории когда кто-то строгий склонный крайний мозгизму лишенной радости с постным лицом умом
10:22
полным яда токсичности будет вам рассказывать что нужно безоговорочно
10:28
слепо следовать правилам все обязаны быть аскетами И вообще все кроме него не понимают харму и недостаточно
10:35
фундаментально радикальны А почему нет унификации и в одной местности буддизм
10:40
выглядит Так а в другой по-другому У нас есть китайский китайский японский тибетский корейский Западный и так далее
10:48
буддизмы причем в разных регионах может быть даже одна и та же традиция пола но
10:55
визуально и в некоторых деталях они будут различаться например китайская
11:01
школа тянет и японская Дзен и корейская сон это то что можно назвать
11:06
классификацией по региону Поэтому приходя в Новую местность буддизм плавно
11:12
и спокойно принимает вид подходящий для этой местности перенимает язык культурные особенности внешнюю эстетику
11:19
вторичные характеристики это нормально и так и должно быть потому что это
11:25
вторичное не имеет отношения к сути дхармы и если людям так удобнее и
11:31
полезнее то и хорошо попытка насильно насаждать кому-то чужую культуру ничем
11:36
хорошим не является и для буддизма это и не нужно так как не в этом смысл Это
11:42
относится и к нам на западе как верно замечено ломаешь практика дхармы не
11:49
сводится к каким-то определенным действиям дхарма не имеет конкрет формы
11:55
если житель Запада обладает достаточной мудростью чтобы суметь отличить
12:00
сущностную дхарму от тех культурных форм которые она порой принимает он может
12:06
извлечь из знаний огромную пользу Ну ладно адаптация под местность Но ведь
12:11
даже традиции школы такие не одинаковые Какая же школа это истинный чистый
12:17
буддизм А здесь постановка вопроса уже Неверная А на буквально привязана к
12:23
цеплянию за воззрения костности ума К непреодолению полемики К сравнению лучше
12:29
и хуже корректнее вопрос ставить Так какая традиция и школа подходит и
12:36
наиболее полезно Лично мне как верно сказал нам кайнор бу нельзя подать в
12:42
зависимость даже от учения учение призвано сделать человека более независимым а не наоборот и сам Будда
12:50
говорил есть эти четыре оковы жадности не доброжелательности привязанности к
12:56
правилам и предписаниям привязанности к догматическому утверждению об истинности
13:03
и еще подробнее Будда говорил если придерживаясь того что и взгляды
13:10
окончательны люди делают их самыми высокими в мире то они заявляют что все
13:17
остальные низшие поэтому они не преодолели споры если они видят
13:23
преимущества для себя в том что увиденно услышанное или обдуманное или в
13:28
предписаниях и обетах в этом случае приняв такое только это одно воззрение
13:34
Они видят всех остальных как ниже себя мастера говорят что и это является узлом
13:40
на основании которого люди считают других ниже себя поэтому не должно
13:45
полагаться на то что увиденно услышанный или обдуманно или на предписание и обиды
13:52
не должно формировать взгля на мир через понятие или через предписание обеты не
13:59
должно представлять себя равными или считать себя хуже или лучше то что было
14:06
поднято было положено и больше не нужно цепляться они не зависят даже от понятий
14:13
они не придерживаются ни одной стороны и не верят ни в один подход тот кто не
14:19
желает Ничего из этого ни в этой не в следующей жизни вообще не принял никаких
14:25
догм после суждения среди ученых для них даже самая
14:32
мельчайшая идея Не формулируется здесь относительно того что видимо услышано
14:38
или обдуманно не придерживаются никакого взгляда как кто-либо в этом мире может
14:46
их вообще осудить они не выдумывают и не придерживаются ничего и не приверженцы
14:51
ни одной из доктрин прямо немного раз напрямую осуждался
14:57
буддой как вредный тип мышления костный ум закрытый вцепившийся в идее воззрения
15:03
в утверждении единственной возможной истинности превосходства над другими это
15:09
не только препятствие и оковы на пути прогресса в практике но и источник множества страданий и несчастий для себя
15:16
и других то есть буквально противоположна с новым цели буддизма счастью для себя и других то во что мы
15:25
люди так легко прыгаем пытаясь законсервировать свое мышление зафиксировать его на тысячелетие а потом
15:31
бить ругать грязными словами полными ненависти тех кто не точно такой же как
15:36
мы это не Полезно если глубоко об этом поразмышлять припомнив историю человечества со всеми этими кошмарными
15:44
вещами которые творились Во имя долгом становится Понятно насколько мудро Будда
15:49
видел эту склонность нашего ума и как предвидел во что вы сперва такой
15:57
красивое такая прекрасная идея чистоте однообразия на деле окажется лишь инструментом подавления источником
16:03
огромных страданий для всех но Будда не просто говорил он прямо и лично
16:08
реализовывал это на практике например буквально и часто давал разным людям
16:14
разные ответы на одни и те же вопросы чем вызывал шок среди некоторых
16:20
практикующих которые пока не поняли что суть важнее формы а пользы и счастье
16:25
живого существа это главная цель а не то другое что мы обычно считаем
16:31
важным в вопросах философских и духовных Будда говорил ну же не принимайте
16:37
чего-либо только на основании устной традиции наследия учения слухов собрания
16:43
священных текстов логических рассуждений умозаключений раздумий согласия с
16:49
мнением после его обдумывания кажущейся осведомленности говорившего или же когда
16:55
вы думаете этот отшельник наш Гуру но когда вы знаете сами эти вещи являются
17:02
благими эти вещи безукоризненные эти вещи восхваляются мудрыми эти вещи если
17:08
принять и предпринимать их Ведут к благополучию счастью то тогда Вам
17:14
следует жить в соответствии с ними вот что важно И сам Будда он разделял
17:21
учеников на группы и отправлял их обучаться у разных старших монахов в зависимости от личных характеристик
17:26
практикующего по сути школы и признавая разные стили мастеров Казалось бы как
17:34
так можно есть ведь лишь один единственный истинный ответ всегда в
17:39
любой ситуации для всех людей на планете А кто не согласен тех нужно бить Толстой
17:45
книгой с правилами ответами по голове пока они не станут мудрее но нет Люди
17:50
отличаются Вы индивидуальны если одному Дзен подходит как нельзя лучше то
17:57
другому он кажется странным абсурдом если одному полезно чтение ламрима школы
18:02
ги-лук составлением схемы таблиц то другому способному уйти за счет Веры подходит
18:08
школы чистых земель и так далее для каждого найдется свой подход бывает
18:13
такой пример приводит Представьте что много людей завязанными глазами
18:19
ощупывают слона и пытаются его описать каждый опишет его чуть по-разному но
18:25
слон один и тот же кому что всем немного разные методики
18:31
акценты стили Да что уж отличается даже разные сообщества внутри одной традиции
18:37
школы находящиеся в одной местности и различаются стили учителей И Будда уже
18:42
сам изначально закладывал основы для такого Это потрясающе мудро Но вновь
18:49
упомянул предел полезности важно не забывать о срединности пути разнообразие
18:55
не должно превращаться в коктейль из всего подряд приводя К смятению в уме
19:00
основы буддизма едины для всех традиций школ четыре истины три характеристики
19:07
реальности четыре печати они едины Для всех это та самая дхарма которая как
19:13
будто говорил одинаково неважно приходит Будда или нет так как она объективна
19:20
поэтому как бы школы не отличались друг от друга все они буддизм все они дхарма
19:26
у всех них три драгоценности прибежище единое для всего буддизма пять обетов
19:32
восьмеричный путь есть пределы и если школа уйдет за них то она перестанет
19:38
быть учением Будды быть дхармой как и со словоупотреблением визуальном стилем
19:44
культурными особенностями также есть разнообразием школ есть основа центр она
19:51
нерушима А вот внешняя часть детали методология акценты это вторично и может
19:57
корректироваться под личные характеристики самого практикующего под стиль учителя местность и эпоху провести
20:04
грань между одним и другим Наша задача и золотая середина есть как и всегда со
20:11
срединным путем нам нужно размышлять чтобы ее найти найти тот самый здоровый
20:17
гармоничный баланс это видящий большую пользу в свободомысли адаптивности проводит
20:24
границу чуть дальше кто-то видящий большую пользу в сохранении и традиционности чуть ближе к центру то
20:32
есть хотя все буддисты по умолчанию центристы так как срединный путь есть
20:38
правоцентристы и левоцентристы И те и другие нужны и полезны у каждого из них
20:44
своя функция Но они настолько близко друг другу что не конфликтует Если вы
20:50
услышите о конфликте среди буддистов то это лишь вполне конкретные люди не
20:56
поняли основы учения о не конфликте не преодолели полемики и догматизма не
21:01
освоили правильную речь Если же какая-то школа убежит очень далеко И перестанет
21:08
быть буддизмом это будет очевидно для всех вы это Не пропустите так как
21:13
проверить основы очень просто Но даже и тогда конфликта не будет не буддизм и
21:19
ладно В мире много места хватит всем кто не призывает к причинению вреда другим
21:25
Почему все так не строго неразумнее было бы заставить всех следовать чему-то
21:31
одному Бывает так что представители какого-то учения идеи или религии ходят
21:36
и орут на всех кто не следует их правилам и их религии трясут плакатами
21:41
какими-то символами обзываются мерзкими словами грубят и унижают людей а то и
21:47
бьют и убивают наивно полагая что так они сделают какое-то добро кого-то от
21:54
чего-то спасут когда на деле они и есть опасность но в буддизме подход совсем
21:59
другой будут договорил Каким образом имеет место унижение вот некий человек
22:06
говорит Все те Чьи удовольствия связано с чувственными желаниями низкими
22:12
вульгарными грубыми постыдными и полезными они вступили на ошибочный путь
22:17
Вот так он унижает других но Каким образом имеет место не унижения но
22:24
способность учить только дхарме преследование чувственных желаний низких
22:30
вульгарных грубых постыдных неполезных это состояние одолеваемое страданием досады отчаянием
22:37
взбудораженностью и это ошибочный путь в этом случае он учит только дхарме Видите
22:45
какая существенная разница не порицается сам человек говорится не этот алкоголик
22:51
ничтожный презренный живущий как собака а говорится злоупотребление опьяняющими
22:57
веществами это не полезно ведет к болезням страданиям тела и ума к
23:03
состоянию несчастья это эффективно искусно разумно и главное по-доброму
23:08
состраданием сказано кто будет спорить с этим кто обидеться на это никто даже сам
23:15
алкоголик согласится а почему буддизм сращивается с местными верованиями разве это не портит его
23:22
чистоты тут Парадокс заключается в том что большинство религий мира сконцентрированы на сверхъестественном
23:28
на разных существах а космология буддизма огромна она очень древняя и очень обширная как единая мозаика из
23:36
которой обычно показывают лишь один кусочек Будда объяснял это тем что разные отшельники жрецы и пророки
23:43
описывали то к чему тянулись и до чего могли дотянуться каждый рассказывал в своем уровне и кусочки обширного
23:50
мироздания поэтому и шаманисты правы у них духи ближайшие миры никаких проблем
23:55
духи вполне есть буддизме всегда были отсюда появился Шамана буддизм в нем Нет
24:01
конфликта и синтоисты в Японии правой появился синта буддизм и даос и вполне
24:07
правый появился сплав и соседства дал ему буддизма и древние скандинавы и
24:13
славяне язычники с их асурами асами с божествами правы те же божества есть в
24:20
буддизме были задолго до эпохи викингов никакой проблемы и стойки весьма правый
24:26
с их философией которые очень красиво полезна и похоже на философию буддизма
24:31
было бы их больше мог бы появиться буддизм стоицизм и ады есть и верхние
24:37
миры которые очевидно рай для разных религий Изучая космологию буддизма вы
24:43
найдете их все а Договариваться с мирскими божествами не запрещено так как
24:50
это по сути своей словно просить соседа о помощи или решать с ним какие-то
24:55
вопросы Все мы от стражей ада демонов духов и дальше воюющим божествам и выше
25:03
сияющим Все мы живем в одной мировой системе и даже далее к брахмам и даже
25:08
Великий Бог Маха брахмал у нас одна Вселенная со всеми ее уровнями И Будда
25:14
лично отзывался о них всех с должным Ува проблемы без конфликта из состраданием
25:19
Вот пример слов Будды я понимаю твою мощь и твой свет вот насколько
25:25
могущественен бака брахма насколько великолепен и могуч и таких супер много
25:31
и как в них часто говорится в этом мире со всеми его божествами его марами его
25:37
брахмами его жрецами отшельниками правителями и простыми людьми если в
25:43
какой-то местности почитают какого-то локального Бога или божеств или духов то
25:49
И пусть почитают это не составляет конфликта или проблемы и такое смешение
25:54
происходило происходит и будет происходить от Таиланда до Тибета от
26:00
Бурятии до Китая это никак не нарушает чистоты буддизма так как то что кто-то
26:06
построил домик для духов и приносит им цветы никак не мешает харме только лишь
26:12
когда сама местная религия строго запрещает любые другие идеи кроме своих
26:18
То есть как раз таки страдает догматизмом однообразием запретом на сомнения и активно бьет и убивает всех
26:25
тех кто не точно такой же как они Один в один то тогда она сама не пускает философию буддизма к себе более того
26:31
если никого не почитают вообще то тоже никакой проблемы так как в буддизме
26:37
никакие сверхъестественные существа и никакие мирские божества не ставятся в центр внимания даже если не принимать
26:43
гипотезу по смерти если их даже вообще нет вовсе это не меняет ничего практика
26:48
одинакова полезна не важно есть они или нет буддисты не занимаются поклонением в
26:55
обмен на спасение это не контракт не сделка буддист никому не раб ни слуга ни овца а те кому обращаются если
27:03
обращается ему не Господа И нерабовладельцы это не центр и не
27:08
главное дхарма это не место не супер рай не ритуал ни Книга это не божество не
27:15
чья-то воля которые все должны быть покорны Будда дхарма это тот самый указующий палец а указывал он на саму
27:23
дхарму которая буквально ничья которые открывали раз за разом добудышек ему ни
27:28
о чем он сам подробно рассказывал и будут открывать после о чем он сам прямо говорил в наличии Факт есть несчастье
27:36
страдания неудовлетворительность у них есть причины главное есть возможности это преодолеть есть способ их
27:43
преодоления и эту абсолютную свободу от несчастья не найти ни во внешних объектах ни в священнике жрецы Гуру не в
27:52
мирских божествах ни в других людях нигде кроме как в своем уме это не
27:57
Откровение не пророчества Будда прямо говорил я рассказываю только то что понял сам а не то что услышал от
28:05
какого-то жреца или божества и призывал нас не верить ему слепо на слово а взять
28:10
и самим проверить Будда говорил чистота и нечистота зависит от самого человека
28:16
один не может очистить другого буддизм буквально асама спасении поэтому
28:22
буддисты занимаются саморазвитием помощью себе и другим А что там за духи
28:28
или мирские божества кругом есть они или нет их это особо не важно поэтому
28:34
никакого загрязнения буддизма спокойного без конфликтного соседства с местными верованиями нет и быть не может А почему
28:42
нет единого главы всех буддистов или хотя бы по одному руководителю каждой
28:48
крупной традиции нет того кто бы приказал всем буддистам прекратить этот
28:53
бардак потому что Будда прямо из специально не оставил наследника не
29:00
назначил главным даже своих лучших учеников и это очень-очень мудро вот
29:05
сутра Да вода подошел к Будде и предложил передать ему руководство санкх
29:10
и монахов ввиду приближающийся старости Будды Будды пренебрег этим предложением
29:16
отве даже с репути ему галани Я не передам самку То есть даже лучшим
29:22
ученикам так как Что происходит в случае если один единственный патриарх в какой-то момент истории на этом высоком
29:28
троне окажется не очень хороший человек и это причинит безмерные страдания
29:33
огромному множеству людей если мы говорим о тех кто лучше всех знает
29:38
текста и умеет говорить то этого недостаточно для того чтобы вести других людей за собой или что-то им запрещать
29:45
или разрешать или приказывать Будда говорил не одним только красноречием или
29:51
приятным лицом красив человек если он ревнивый хвастливый подлый но прекрасным
29:58
называется тот в комнате недостатки полностью отброшены искоренены совершенно уничтожены мудрые очищен от
30:07
ненависти и как мы можем быть уверены что тот кто выучил все текста и красиво
30:12
говорит действительно обладает этими качествами и что его насле тоже будет обладать такими качествами никак Вот
30:20
Таким образом мы изучили немного то Как и почему Будда порицал догматизм
30:25
костность ума создавал разнообразие и сам закладывал основы для формирования множества школ понимание этого подхода
30:34
не конфликта особенно важно Для нас сейчас на западе в 21 веке Когда в
30:39
отличие от всей предыдущей истории нам одновременно доступны все традиции школы буддизма и Судя по тому что буддизм
30:47
более двух с половиной тысяч лет и он все еще существует и процветает такой подход не конфликта уже не раз показал
30:54
свою эффективность поразительная дальновидность и мудрость Будды
31:08
[музыка]