Предмет: История и философия науки
Тип занятия: лекция
Преподаватель: Скворчевский Константин Анатольевич
Расшифровка видео
0:08
значит и так друзья мои на сегодня у нас 3 по счету лекция я еще раз прошу всех
0:14
кто этого не сделал Но я надеюсь что для большинства присутствующих Это лишнее
0:20
напоминание но тем не менее сделать соответствующую запись в электронной
0:26
форме то есть зарегистрировать свое участие в моем курсе лекции Если вы к
0:33
нему присоединились не забыть об этом У вас есть соответствующая ссылка в личном
0:39
кабинете намиптовской почте и ее необходимо заполнить что вы выбрали
0:45
определенного конкретного лектора Вот это
0:50
неформальное требование поскольку дальше Вы получите на экзамене когда будете его
0:58
сдавать естественно Для нас это главная цель в итоге вы получите список
1:04
вопросов того электро которого выбрали но не обязательно должен быть я да у нас
1:10
довольно Широкая возможности Есть еще четыре человека разных вот поэтому но
1:19
список вопросов он будет Один потому лекционному курсу который вы выбрали Вот
1:28
я как вы понимаете двигаюсь в историческом залоге двигаюсь в истории
1:35
вопроса нашего поэтому очень прошу вас это мое пожелание на
1:42
будущее всем кто будет подключаться не стараться не пропускать занятия Потому
1:51
что мой мой курс это как бы некий сериал с
1:56
продолжением Если вы как в любом сериале особенно детективным пропускаете несколько серий
2:03
но у меня как-то два две серии это уже так критично Ну ладно ничего страшного
2:10
но если две серии Вы пропускаете то на третью уже сложную приходить вы уже не
2:18
очень хорошо понимаете что происходит уже произошел разрыв последовательности
2:24
исторической вот поэтому Да можно смотреть в записи Конечно
2:30
я уже говорил что и самому приходится так поступать когда мы проходим как и
2:38
все курсы повышения квалификации переподготовки но это очень трудно себя
2:45
заставить сделать какое-то вечернее время прослушать ту или иную лекцию
2:53
записанную вот все-таки самое лучшее вариант это установленное время
2:58
определенная она не меняется годами десятилетиями суббота 12 это проще всего
3:06
потом себя заставить бывает очень сложно Ну вот друзья мои тогда Вернемся с вами
3:13
Да есть у нас чат Да здесь пишут пока приветствие
3:20
особых вопросов Я не вижу но я буду стараться реагировать на ваши текстовые
3:28
какие-то вопросы замечания но по возможности может быть не мгновенно не в
3:33
ту же секунду все-таки есть определенная логика в моем движении Ну и так вы
3:40
помните что мы сейчас с вами работаем в жанре который называется историческая
3:46
реконструкция идей да то есть я самого начала
3:52
принципиально установил следующее что для меня любая идея появляется в определенном
3:59
историческом социокультурном контексте она является вместе со своим автором
4:05
авторами своими авторами исполнителями заложником определенного исторического
4:11
времени и вот так просто отделить идею от своего времени но и автора
4:17
соответственно этой идеи практически Ну невозможно Поэтому приходится В этом
4:23
жанре трудиться и вскрывать логику времени на логику этой зависимости
4:30
в то же время друзьям и вот то что я хотел бы вам вначале такое несколько
4:36
замечаний важных сделать методологического характера а потом вернуться к древним грекам в то же время
4:43
конечно эта версия я прекрасно понимаю Я прекрасно отдаю себе отчет что
4:49
меня можно упрекнуть естественно это не сложно сделать с текстами с
4:56
книжками с учебниками вооружившись ими что это только одна из весьма
5:02
дискуссионных проблематизиру версий возникновения всех тех вещей о
5:09
которых мы говорим а мы в конечном счете пытаемся с вами подобраться к тому как
5:14
возникла европейская наука Как возник Европейский тип научного знания но в его
5:22
подробностях в его конкретном исполнении Да это одна из версий вот причем
5:29
опирающаяся на тексты которые
5:35
созданы две две с половиной тысячи лет назад
5:41
греческими мыслителями совершенно другой ситуации абсолютно в другом мире как бы
5:47
в древнем мире Да понятно что возникает масса вопросов к сохранности
5:55
этих текстов как полноте источников множество вещей до нас просто не дошли
6:00
физически Да мы не имеем их в своем распоряжении это и понятно что это во-первых версия
6:07
дискуссионная во-вторых вся эта история я абсолютно согласен с теми кто
6:14
утверждает что история мира в этом отношении в этом и в другом
6:20
это принципиальная вещь неполная не обладающая полнотой и может быть
6:25
какие-то вещи в истории далекой не очень далекой мы ну реально ничем не заполним
6:33
и не надо этого делать и не надо этого делать как раз фальсификация истории или
6:41
мистификации начинаются тогда в тот момент когда мы критикуя какие-то
6:47
устоявшиеся оценки событий мы начинаем
6:52
выдвигать свои вместо них говорит что вот а я на самом деле знаю как дело было
6:58
как оно происходило а на самом деле вот как только начинается на самом деле Да
7:05
это значит что вместо одной дискуссионной версии весьма Да и
7:11
[музыка] версии погрешимой Да и версии порицаемой
7:18
мы просто предлагаем не менее порицаемую критикуемую другую версию но
7:24
ребят здесь есть вот в нашей опоре Наши
7:30
в нашем наши умение так сказать в нашем желании
7:36
желание работать с мыслями древних авторов с их текстами с греками с
7:42
философами есть два очень важных момента на которых хочу обратить Ваше внимание потому что способ функционирования
7:50
текста в те времена и в наше время очень существенно отличаются друг от друга по
7:58
двум причинам книга сейчас и книга но условно говоря
8:03
во времена Платона Аристотеля Да и в позднейшее время это немножко разные
8:08
вещи Почему Потому что во-первых очень сильно
8:14
трансформировалась в наше время это начинается где-то с 17 18 века
8:22
с эпохи Нового времени очень сильно в литературной или около литературной
8:28
традиции трансформируется категория авторства авторской позиции авторских прав на то
8:35
что ты высказал на то что ты сказал Если для нас сейчас главное это заявить что я
8:42
написал я придумал Я сделал Я не просто автор этой идеи но я имею как бы на неё
8:50
еще некоторую Ну право собственности да то есть тут же я вступаю с своими
8:56
продуктами интеллектуальной деятельности в определенные товарно-денежные отношения и собственно
9:03
вокруг авторов их сочинений строятся огромная
9:08
индустрия сегодняшняя книжная индустрия коммерческой индустрии здания
9:14
распространение продвижения экранизации тех или иных произведений все это еще
9:20
вступает в такие жесткие коммерческие товарные денежные связи отношений Да
9:27
именно многие Как вы знаете книга и издатели там или кинематографисты они
9:34
собственно заинтересованы в продвижении определенной традиции литературы определенных текстов вот
9:41
вовсе не обязательно эти тексты действительно достойны того чтобы там их читали и сами
9:48
по себе могли бы привлечь к себе внимание это первое Да так вот Понимаете
9:54
в древние времена это не так знаете человек который что-либо пишет он пишет
10:00
не для того чтобы заявить о себе Я считаю я породил эту идею А прежде всего
10:06
для того чтобы показать что он причастен продемонстрирую свою причастность
10:11
определенные традиции Я существую не как нечто само по себе
10:18
важное самоценно А как часть единой традиции Я лишь передатчик я хороший я
10:27
качественный я умелый я умный Ловкий Да
10:32
но я передатчик я транслятор традиции вот на чем строится авторство в те
10:38
времена которых мы сейчас говорим понимаете здесь как раз как раз та самая
10:45
ситуация когда мы через призму наших авторов Платона Аристотель стойки
10:52
скептики покурить и так далее мы можем реально посмотреть на нечто большее чем
10:58
эти персонажи а какова же общая традиция а какова же единая логика или логики
11:05
движения мира идей Да потому что причастность – это гораздо
11:11
важнее чем я я часть целого я этим горжусь Вот вот какая интуиция
11:20
стоит за этими людьми потом ситуация меняется Да проходят Столетия наступает
11:27
потом мы будем об этом с Вами еще неоднократно говорит Новое время 17 век
11:34
человек выходит из режима причастности сопричастности бытию из режима вхождения
11:42
в него вхождение в какую-то традицию и он начинает мыслить о себе по-другому
11:48
как о том субъекте который способен делать то что ему хочется
11:54
осваивать реальность окружающих присваивать ее себе перерабатывать в
12:01
зависимости от того что ему нужно новое время в этом смысле она сделала
12:07
одну вещь важнейшую но букву я сделала первый буквы алфавита То есть все от
12:14
меня да я я автор Я сказал Придите Все ко мне и Отдайте мне за мои идеи
12:23
какие-то Дары я вам Я вас одарю своим своими гениальными наработками вот если
12:31
мы от этого с вами отодвигаемся дата мы начинаем смотреть на наших древних
12:37
авторов на их большое количество Да они сейчас все довольно хорошо исследованы
12:42
Ну то что есть то что осталось То что достало Да мы начинаем смотреть на них
12:48
не на как самостоятельно я мыслителя А как на тех кто является симптомами
12:55
индикаторами традиции традиции гораздо больше чем они сами это первое
13:02
что нас оправдывает в нашем разговоре в нашей исторической реконструкции иначе
13:08
нам пришлось бы очень долго с вами обсуждать и насколько тот или иной мыслитель
13:13
адекватен адекватно выражает свое время свою ситуацию вообще то что реально
13:20
происходит базовые процессы понимаете насколько он адекватен Можем ли мы по
13:26
его текстам восстановить реальной ситуации с человеком со
13:32
временем то есть вот сейчас это сделать уже если взять
13:38
сочинение многих современных авторов очень популярных Да и потом через
13:45
сто лет их прочитать да Можно ли по ним
13:50
вообще понять что происходит Что происходило в наше время понять традицию понять базовый процесс культурный
13:58
Например если наш далекий Потомок предположим возьмет книги
14:05
популярных авторов современных Я имею в виду художественные книги там скажем Виктора Пелевина и там Владимира
14:12
Сорокина вот он их прочитает вот что на наше время не подумает
14:18
его впечатление будут весьма как бы своеобразные наше время Понятно ну
14:25
представляете это первое человек как сопричастные традиции Вот
14:32
это первый момент второй Конечно мы должны иметь в виду говоря о том времени Ну по крайней мере до середины 15 века
14:40
до середины XVI века что книги тексты функционировали в рукописном виде
14:48
Да способ распространения способ тиражирования знания это рукописная книга поэтому значит для того чтобы
14:55
существовать в истории текст должен периодически обязательно от руки
15:01
переписываться это и тяжело физически и материал достаточно дорог потому что
15:10
если вы говорите О пергамене о том что может пережить там Несколько столетий это материал крайне дорогой желающим
15:18
интересующимся адресую К тому же YouTube да посмотрите ролики где
15:24
реконструируются технологии изготовления пергамено что это такое Это
15:29
действительно очень дорогое сложный материал вот поэтому просто так люди
15:35
ничего не пишут они пишут Только то и
15:41
переписывают только то что для них важно понимаете важно через столетие и даже
15:48
через тысячелетия То есть если в книгу переписывают столетиями она
15:53
просуществовала в этом рукописном виде Тысячи лет а так произошло со многими
15:59
нашими авторами о которых мы говорим это значит что
16:04
Нечто в этих книгах сохраняет свою актуальность вот что самое главное понимаете люди экономят материал
16:12
экономят чернила Да ну вы знаете что на пергамене
16:21
слова даже не разделяются промежутками да то есть если вы читаете пергаментную
16:27
рукопись то это единая строка греческая там или латинская Да почему нет
16:33
пропусков между словами экономия материала То есть вы должны в принципе понимать текстовые должны уже иметь
16:41
некое предзнание где заканчивается одно слово я заканчивается одна фраза начинается другая
16:46
Просто так человек не может приступить для развлечения чтению этого текста
16:54
частью традиций уже читатель не только автор но и читатель должен быть частью
17:00
должен быть сопричастен традиции вот в чем история заключается понимаете
17:05
поэтому отсюда и наши попытки Вот как-то все это
17:12
дело восстановить понимаете не просто отдельные авторы они отдельные взгляды А
17:19
через их призму посмотреть на ТО на те базовые процессы которые происходят Ну ладно друзья мои значит это в качестве
17:27
таких методологических общих общей теоретических замечаний э значит о том
17:34
чем мы с вами занимаемся И в чём специфика нашего подхода Вот теперь вернусь к главному да То есть вы помните
17:42
что мы в прошлом прошлый раз с вами сделали очень важный шаг на самом деле
17:47
принципиального значения мы поняли как появилась исследовательская позиция как
17:54
люди начали изучать природу Почему греки Ну не люди греки древние греки начали
18:00
этим заниматься и самое главное что они начали заниматься этим не от Как часто
18:06
пишут в неких учебниках простых не от любопытства и не от безделья от того что
18:14
нечем было заняться Она очень хорошо жили Поэтому у них было свободное время Вот как раз свободного времени у них
18:21
было очень мало если она у них появлялось то они тратили его на организацию либо новых
18:29
бизнесов своих новых предприятий новых проектов либо на политическую борьбу Да
18:35
политикой управлением они любили заниматься но как говорится как я
18:43
пытался Вам показать не от хорошей жизни потому что они уже пришли к такой такой
18:50
степени конкурентной борьбы да такой степени разделения труда в границах
18:57
своего города государства что вот это не устроенность политической жизни не
19:04
достроенности не оптимальный характер он начал реально им мешать Вот это очень
19:11
важное условие понимаете то есть от него уже больше это не устроенности не
19:18
отрегулированности политических отношений от них от этого уже больше вреда чем пользы всем Ну большинству
19:26
жителей граждан полиса города государства Поэтому нужно этим
19:33
заниматься как-то а как да помните что
19:38
отстроить эту систему греки могли либо посмотрев на какой-то опыт
19:45
чужой какого-то народа их окружающего Да но Все народы почти все их окружающие
19:53
восточным и западным средиземноморье они ну очень сильно по характеру своей
19:59
деятельности отличались от древних греков Ну просто спали на ходу с точки зрения Греков были
20:07
малоактивными и все время ориентировались на какие-то внешние сигналы на внешние указания внешние
20:15
власти то есть здесь они научиться ни у кого ничему полезному не могли за одним
20:20
но очень важным исключением Да был пример древних иудеев примеры Иерусалима
20:28
А когда то же самое время которое мы сейчас с вами говорим как раз иудеи
20:34
пошли сталкивались теми же самыми проблемами они пошли по пути внешние религиозные регламентации достаточно
20:41
жесткой внешнего религиозного закона внешнего но Обратите внимание выходящего
20:48
за пределы мира да то есть это не то что
20:54
не то не тот импульс не тот источник стимулов который можно Как говорится
21:01
пощупать потрогать Да и царь и судья в
21:06
данном случае да это не высший авторитет высший авторитет за пределами он не
21:13
видим Это принципиально важно не осязаем А все остальное это языческое поклонение
21:20
каким-то идолом назовем широком смысле слова идола которая ограничено в
21:26
пространстве во времени и как раз многие из вас Кто Ну знаком с
21:33
5 книжеем моисеем с то что теми книгами которые входят в состав Ветхого Завета
21:39
Вы помните что вся история иудейского народа священная история евреев она как
21:46
раз о чем повествует что иудеи все время скатываются вот в эту поклонение идолам
21:55
различным да то есть очень трудно следовать невидимому Богу по пути Союза
22:01
по пути Завета с невидимым Богом Да все время хочется схватиться за что-то
22:07
осязаемое то что можно услышать потрогать поклониться а то есть какой-то вот Идол
22:14
должен быть очевидным понимаете А Бог
22:19
это не очевидно очевидно что его нет то есть отчаями не виден Вот как это их главная проблема
22:28
вот это противоречие которое проходит красной нити через книги
22:35
танаха то есть того что называется В христианской традиции ветхим заветам Ну
22:41
вот значит вы помните что вернемся к грекам Да греки не пошли по пути иудеев
22:49
Это вопрос сложный Почему они этого не сделали но это так да то есть у них вот
22:56
этой установки на какое-то внешнее религиозное регулирование всех этих
23:02
политических процессов нет вот значит вместо этого вы помните они взяли за
23:07
основу для того чтобы подражать этому как образец подражания природу
23:15
вот первое слово которое появляется в
23:20
греческом философском словаре это фьюсис ну или кризис физика наука о природе
23:27
которая само по себе происходит от глагола Да глагол ФИО означает буквально
23:36
управлять направлять двигать рождать питать то есть идея очень проста что
23:43
природа состоит из тысяч самых различных предметов еще более не похожих друг на
23:51
друга чем люди с их профессиями разными их разными направлениями работы то что
23:58
греки никак не могли совместить найти способы оптимального
24:05
взаимодействия между собой природа еще более разнообра и в то же время эти все
24:10
тысячи предметов находятся в гармонии в порядке друг с другом и обеспечивает это
24:20
единая природа помните что вещей много природа у них скрытая Тайная единая сила
24:29
которая одна на всех она пронизывает собой все вещи и таким образом
24:34
обеспечивает порядок и гармонию само отглагольное существительное сам глагол
24:40
указывает именно на это поэтому все первые философы пишут работы своей книге
24:47
первая не дошедшие до нас почти исключительно не дошедшие они пишут все
24:54
эти книги под одним названием о природе вещей
25:01
стонхроматом природа одна а вещей тон хромата во множественном числе
25:08
вещей но множество вещей о природе вещей Ну или просто эти книги называются о
25:15
природе но видите если просто называть о природе то
25:20
природа Для нас это совокупность предметов деревья птицы Там и так далее как мы говорили с Вами Да здесь речь
25:28
идет именно об этой единой силе скрытой тайной можно сказать какой-то особой
25:33
энергии которая как раз и работает обеспечивая гармонию порядок в нашем
25:38
мире Ну вот короче говоря Казалось бы вот оно Да теперь исследуйте природу
25:46
следуете последуете и Следуйте значит последуете вот оно рождение
25:53
исследовательская установки сознания и все будет замечательно и здорово пожалуйста
25:59
в чем в чем проблемы Проблемы решаются надо исследовать Как работает природа
26:06
учитесь еще природы видите всё она знает как сделать учитесь
26:12
у неё люди и будет вам счастье но ребят здесь мы как раз на этом с вами прошлый
26:18
раз остановились на у греков первое проблемы первый барьер который надо
26:24
признаться Они тут же постарались преодолеть Да и вообще все вопросы они
26:29
старались возникающие решать обязательно То есть им очень все было это нужно вот
26:36
я всякий раз продумывает историю возвращаясь Я просто честно говоря
26:42
удивляюсь как греки на каком-то этапе на каком-то проблемном вопросе почему они
26:50
не застряли Вот они действительно настойчиво двигались вперед искали решение не
26:57
останавливались не Перед чем видите То есть у них вот внутри была Это какая-то
27:04
внутренняя энергия движений им это было надо не для решения теоретических
27:11
познавательных задач Вот это лишний раз меня убеждает что действительно здесь
27:17
все-таки нечто выходящее за пределы чистой теории
27:23
чистого умозрения просто хотим знать эта задача жизни задача выживания задача
27:30
собственного развития Ну вот значит проблема проста проблема которую мы
27:35
назвали проблемы индукции проблемы индуктивного вывода так она называется Сейчас природа везде
27:43
и нигде Она присутствует во множестве вещей но не в каждой но ни в одной вещи
27:50
ее нет целиком ее нет полностью она нигде не полна Она присутствует по
27:57
частям во всех вещах окружающего нас мира тогда хорошо Может быть мы можем
28:04
Наблюдая вещи сопоставляя между собой наблюдение
28:09
сопоставляя факты вы вывести какие-то общие правила ее работы вот таким
28:17
образом от единичного к всеобщему или от частного к общему Однако сразу возникает
28:25
вопрос Ну и сколько таких наблюдений нужно сделать для того чтобы иметь
28:32
четкая возможность абсолютно закономерную не случайную Да не не
28:38
установленную по какому-то произволу Да иметь возможность сделать вывести общее
28:44
правило это самая проблема индуктивного скачка индуктивного перехода от частного
28:51
к общему от единичного к всеобщему греки ну впервые столкнувшись с этим они в
28:57
некотором замешательстве это первое второй момент а как быть тем что природа
29:06
скрыта Тайная она внутри вещей Да мы по определению это с вами сказали что она
29:13
не на поверхности нужно каким-то образом углубиться вещь а как это сделать Ну как
29:20
раздробить там какую-нибудь деревяшку дерево камень и что мы увидим там
29:27
природу то есть вопрос как получить к ней доступ как Если вы все-таки можно в
29:34
нее войти как как ее постигнут Это хорошо сказать Следуйте природе исследуйте природу А как к ней
29:41
обратиться-то Ведь и проблема доступа и проблемы индукции Вот и вот этот первый
29:49
барьер очень существенный да тем не менее греки не все смогли преодолеть успешно появилась группа товарищей это
29:56
были вовсе не маргиналы отнюдь как иногда кажется да это были
30:03
вполне достойные граждане городов государств многочисленных которые пошли По какому
30:10
пути по пути наименьшего сопротивления А раз вот так постигнуть природу не
30:16
получается Давайте преодолевать границу между собой и
30:22
природой непосредственным образом путем мистического экстаза особого
30:28
особого мисто реального состояния вы уже догадываетесь наверняка что я говорю
30:35
сторонников Так называемого дионисийского культа сейчас мы можем только по каким-то очень
30:43
косвенным свидетельством буквально мало очень документов мало свидетельств
30:48
восстановить Что такое
30:54
и так далее В чем он заключался но в том что это было серьезное движение Хотя
31:00
внешне оно выглядело весьма экзотически люди образованные не какие-то пьяницы и
31:09
развратники а люди вполне достойные собирались по вечерам По ночам за
31:15
пределами города То есть их задача была довести себя до такого особого
31:21
мистериального состояния возлиянием спиртных напитков на танцами
31:27
специальными ритуалами чтобы непосредственно в экстазе слиться с природой эти слияния с природой тем
31:36
самым дает возможность человеку объединиться с другим человеком непосредственно природа как барьер между
31:43
нами вообще любые барьеры между индивидуумами в этом случае исчезают то
31:50
есть вот убрать барьер убрать границы выйти
31:55
за пределы границ экстазис из стасис стационарная
32:02
устойчивое состояние Да вот что такое экстаз Да в переводе с греческого вот
32:08
выход из этого равновесного обычного состояния Ну вот таким довольно
32:13
экзотичным для нас сейчас способом в дионистический культ многие
32:19
оказались вовлечены но тем не менее вы понимаете что дионисийцы силу своего
32:27
характера своих занятий они не могли породить какой-то серьезной традицией не
32:33
письменной никаких-то аналитических как говорится размышлений по своему поводу Да практически дионичество появившись
32:42
довольно быстро затухает в истории все-таки иная традиция остаётся Ну потом
32:49
её Ницше зовёт традиции Аполлона они Диониса да то есть традиция связанная с
32:57
разумом гармонией меры теории Ну как бы ее не называть
33:03
паломническая еще какой-то все-таки греки не все пошли все дионисы это очень
33:10
хорошо Хотя многие были вот вовлечены в этот особый Мистер реальные
33:16
экстатический культ слияние с природы все-таки надо сохранять трезвую голову и
33:23
она трезвую голову разобраться со всеми этими вопросами Как же нам получить
33:29
доступ к природе Ну как же вот но не идти же по пути опьянения все время
33:35
изменения сознания Да вот этого насильственного разрушения границ между
33:41
собой природой это уже такая но не Экзотика просто путь в никуда а как же нам
33:49
получить путь куда и вот здесь ребята вторая очень важная вещь произошла
33:54
как этот барьер удалось преодолеть Мы даже сейчас не можем с вами Для меня это
34:00
очень важно я настаиваю на своей версии событий потому что для меня важно что
34:06
это догадка гениальная вторая догадка То есть если Первая догадка это обнаружение
34:13
природы первое замечательное открытие Греков это открытие природы как системы
34:21
гармонии как системы взаимодействия Единая система выстраиваемая по единым
34:27
правилам по единым основанием вместилище определенных правил определенных законов
34:33
А вот вторая гениальная догадка она даже
34:39
мы не знаем Кому пришла точно в голову это меня например совершенно не беспокоит и не волнует может быть
34:45
десятком может быть сотням мыслителей в разных греческих городах и это очень
34:51
хорошо они все двигались в одном направлении Почему Потому что это догадка следующая друзья мои она очень
34:58
проста она очень логична она естественно в ней нет Ну как бы искусственности
35:05
какой-то да мне нет какого-то какого-то хитрости такой вот Ну
35:11
хитроумности что ли потому что вывод Какой можно было сделать что как же так
35:17
Ребята вы мучаетесь как получить доступ к природе как ее исследовать как ее
35:23
понять но пока вы думаете о природе пытаетесь в неё проникнуть природа то
35:31
Она что делает с вами Она же вас тоже проникает
35:37
человек же не защищен от природы вот этой силы единой каким-то экраном как
35:45
какой-то броней защитный да Видите греки а Спросите А что сразу им это простая
35:54
идея не пришла в голову что человек же это тоже часть природы он же природы
35:59
тоже пронизывается надо на эту возможность посмотреть прежде всего А вы
36:05
скажете что же здесь сложного в этой идеи мы бы сейчас так поразмышляли с вами но не торопитесь у греков с одной
36:12
стороны это им очень помогло в какой-то момент времени посмотреть на природу со
36:18
стороны видите они из природы в какой-то момент вывалились Они же городские
36:25
жители они смотрят на сельских людей на
36:30
сельскую природу Я условно говорю понимаете чтобы сэкономить время они
36:35
смотрят как она нечто чужое и даже этим гордятся помните что они как ремесленники
36:43
торговцы очень радовали что они все делают своими руками
36:49
они от сил природы не зависят это дает им огромные возможности производстве
36:57
строительстве Да в освоении новых пространств то есть они из природы себя
37:03
же сами отделили от природы и это само по себе дало возможность посмотреть на
37:11
природу со стороны то есть видите между греками горожанами и природой возникла
37:16
некая дистанция очень важно она вот этот первый шаг усмотрение природы созерцание
37:24
природы и живы она дала возможность сделать первое но теперь она обернулась
37:31
эта дистанция это дистанцирование это смотрение оно обернулось трудностью
37:38
понимаете теперь эту дистанцию преодолеть на втором шаге
37:43
и понять что природа к тебе имеет то же самое непосредственное отношение Ну ты
37:50
смотришь на нее со стороны но ты не отделен от нее Никаким барьером Никаким
37:56
специальным экраном Она на тебя тоже влияет она в тебя тоже проникает вот
38:01
следующий шаг какой и тогда возникает Следующий вопрос Если это так
38:09
если природа проникает в тебя Да кто в каком же виде она в тебя в тебе
38:17
присутствует смотрите как же ее внутри себя увидеть почувствовать может быть к
38:24
ней надо просто прислушаться Да и Надо увидеть что она от тебя хочет И все
38:30
пойдет нормально все будет налаживаться смотрите греки задумались над этим вопросом и
38:39
формулирует его следующим образом что если природа в меня проникает Она же одна на всех да
38:47
Какие люди разные природа одна Это значит что внутри меня она превращается
38:54
в некоторую для меня самого космическую над человеческую силу надо индивидуально
39:03
вы понимаете которая находится Для меня она не совсем я
39:08
Не совсем я она воспринимается как нечто чужое как нечто иное во мне которая
39:15
неизвестно Откуда приходит и неизвестно куда уходит
39:20
но если я второе условие если я этому
39:25
этой силе Ну этому процессу как бы мы сейчас сказали это силе если я этому
39:32
следую следую если я следую то мои дела
39:37
обязательно налаживаются эти Мне нужно себя свой образ действий подчинить
39:46
поэтому этому процессу если я ему себя подчиняю то все нормально все все
39:53
налаживается все все идет как бы налад а может быть не сразу не мгновенно Но если
39:59
я этому себя не подчиняю то обязательно жди беды все будет разваливаться дела
40:07
пойдут в обратную сторону город будет деградировать политическая жизнь все все
40:12
дела бизнес и тогда так вот вопрос что же это что это такое Да законные
40:21
представитель природы внутри меня что же это такое Что же это за сила Что же это
40:27
за процесс особого рода Ну и вот здесь греки собственно сделали второе
40:33
замечательное открытие Да установив простую вещь что это не что
40:39
иное как моя мысль или мое мышление
40:45
мысль или мышление вот
40:51
что это за процесс мышления мысль вот что из себя представляет природа Во что
40:58
она превращается внутри меня когда я вижу ее внутри себя Она для меня
41:05
предстоит как моя собственная мысль но не моя почему Потому что греки видят
41:13
удивительную вещь да почему мышление Это не я это чужой процесс который то
41:20
приходит то входит в меня то уходит загадочным образом смотрите ребят реки
41:27
первые обнаруживают это удивительное противоречие между мышлением человека и
41:33
его образом деятельности образом действий мышление никогда не совпадает с
41:38
тем что мы делаем думаем одно а делаем другое ну или
41:44
наоборот делаем одно думаем думаем и делаем две разные вещи как обычно студен
41:51
любые слушатели простой пример Да сидят на лекции или на любом другом занятии
41:57
телами образом действий они должны вроде бы следовать занятию А мысль их где-то
42:04
совершенно в другом месте находится и в то же время
42:10
куда-то попав в другую ситуацию они вдруг мысли возвращаются к лекции по
42:17
философии образ действий при этом совершенно не совпадает с образом мышления Вот это противоречие
42:24
противостояние мышление деятельности разрыв разрыв мышления деятельности для
42:30
греков становится еще одной очень важной философской проблемой кстати Давайте ее
42:37
тоже на полях рукописи наших виртуальных прописей внесем в перечень
42:45
появляющихся проблем они никуда не деваются они не исчезают они
42:50
накапливаются и пока решение универсального нет первая проблема у нас
42:57
это проблема индукции пожалуйста зафиксируйте ее проблемы индуктивного
43:02
вывода перехода от частного к общему от единичного всеобщего вторая проблема это
43:08
проблема раз противостояние противоречия между мышлением и деятельностью в человеке
43:16
между образом мысли и образом действий Вот но так вот оно Казалось бы да и
43:26
второй момент смотрите ребят Так вот значит мысль это и есть космический
43:31
процесс это и есть природа внутри меня и теперь второй момент если я
43:39
следую мысли тут грубо говоря простое правило человек Думай прежде чем что-то
43:47
сделать надо подумать то есть действовать это современное
43:52
слово латинское Да надо действовать рационально надо действовать рационально если
44:00
человек действует рационально то есть Прежде чем что-то сделать он
44:06
подумал обязательно мысль за тебя все
44:12
решит она как говорится все управит мышление то есть природа позаботиться о
44:19
порядке Дела обязательно пойдут на вас может быть не сразу не мгновенно но тем
44:26
не менее просто Надо заставить себя Перед каждым словом Перед каждым делом
44:32
подумать как это сделать Нужно ли это делать с кем это делать Для чего думаете прежде
44:40
чем делать и дела ваши наладятся вот такой простой предельно простой совет и
44:47
наоборот обратная ситуация если Ваши действия складывается иррационально
44:54
и рыцарь То есть вы подчиняетесь страстям желанием эмоциям а греки в этом
45:01
плане Они были очень люди эмоциональны и были есть и остается страстные желающие
45:08
на то что по-гречески называется патос ну вот наше слово Пафос Да пафосный
45:15
человек это греческое слово Пато Что значит страсть желание как раз эмоция
45:22
которая мешает думать который мешает работать головой мешает мыслить
45:29
вытесняет мышление на периферии если человек подчиняет себя страстям желанием
45:37
эмоциям то есть действует иррационально то тогда ребят что поделаешь все не
45:43
рабщите вы выгнали мышление вы избавились от него хозяин Как говорится
45:50
Барин вы подчинили себя эмоциям стра желанием ваши дела Обязательно будут
45:58
плохи то есть начинается деградация полиса всех общественных отношений
46:03
общественных институтов и так далее и так далее То есть видите в итоге на
46:10
втором шаге благодаря открытию мышления как представителя
46:17
природы внутри нас так как некого человеческого воплощения человеческого
46:24
измерения природы единой силы греки открывают очень простую для себя истину
46:31
надо Прежде чем что-то сделать или сказать нужно хорошо подумать и тогда то
46:39
есть нужно предаться мысли отдаться в ее власть себя дать передать
46:48
при том что мысль все время куда-то убегает она то есть то ее нет то она
46:55
уходит Она никогда почти не совпадает с действием образ действия образ мышления
47:02
в неком противоречии в неком противостоянии друг другу пребывают Но
47:07
тем не менее Вот в каком направлении надо двигаться практически Это означает
47:12
что нужен некая система уроков тренингов что мы
47:18
сейчас сказали направленных на то чтобы у каждого подрастающего город жители
47:24
города у каждого Грека сформировать привычку устойчивую
47:29
думать Прежде чем что-то сделать или сказать Вот если все будут этому обучены
47:36
на практическом как бы уровне то дела города обязательно пойдут налад природа
47:42
все сделает Да природа в виде мышления обо всем позаботиться Вот но здесь
47:50
друзья мои Да возникает вторая очень серьезная проблема видите реки Казалось
47:58
бы через барьер доступа к природе перепрыгнули до обратились к мышлению О
48:05
хорошо замечательно Теперь будем на него ориентироваться и все будет хорошо Мы
48:12
границу между собой и мышлением стерли между собой при как бы сняли эту границу
48:19
сняли этот барьер вернулись к природе Но не к природе в природной какой-то силе
48:26
витальной жизненной а именно к природе в форме мышления особого космического
48:31
процесса но здесь вы догадываетесь друзья мои это не сложная вещь сразу
48:39
видно что возникает вторая трудность второй барьер на пути Греков как Победе
48:45
на пути Греков к счастью Как говорится межчеловеческих отношений а этот барьер
48:52
очень простой друзья мои как всегда самые большие трудности они простые в
48:58
описании в изображении в них нет какого-то чего-то заумного и хитроумного
49:04
да греки обратили внимание на себе самих любимых что как правило в 99 процентах случаев А
49:12
им нужна именно массовость Обратите внимание ребята Это очень важный момент
49:18
потому что нам могут возразить А вот у какого-то мыслителя Там нет этой
49:24
проблемы одного из тысячи а у другого одного из
49:29
тысяч тоже нет этой проблемы быстро решает мне не нужна мне не нужны единичные
49:36
примеры не интересуют в данном случае мне нужна воплощение Мне нужно
49:41
воплощение этих идей как массовое движение потому что только это может сформировать традицию с большой буквы
49:49
понимаете и сохранить сами эти идеи иначе судьба их будет какая судьба у
49:57
многих идей их пишут в книгах ставят на полку и забывают столетие тысячелетия
50:03
вперед и вообще может быть никогда не вспомню отправляют на кладбище умных мыслей понимаете
50:11
Мне нужна массовость вот как ни странно Вот такая интересная такое разворот но
50:19
тут по-другому не получится нужно чтобы идея владели массами нужно чтобы идея
50:25
владели массой так вот смотрите что получается греки замечают простую вещь
50:30
на себе самих любимых что в подавляющем большинстве случаев мысль слаба
50:36
по сравнению с движениями воли движениями эмоциональными с нашими
50:44
страстями кстати Обратите внимание наблюдательные слушатели сразу ну уже
50:51
почувствовали что у греков пока Воля эмоции страсти это все синонимы видите
51:00
для них движение воли как правило не к добру то есть они еще не ввели в
51:08
рассмотрение довольно мощную идею она появится позже в раннее христианском
51:13
контексте Что воля Может быть она Воля она не мысль она неразумна но она может
51:21
направлять человека и не менее мощным стимулом являться даже
51:29
может быть более мощным чем разум Воля нельзя пренебрегать на пути спасения
51:36
человека его к благу благому высшему и к
51:41
высшей истине Вот Но у греков пока не эмоциональные волевые
51:48
страстные импульсы все в одну категорию записаны Да скорее со знаком минус Да
51:56
это то что противостоит мысли значит смотрите получается простое противоречие
52:03
мысль умна мудра но физически физически
52:09
Да технически Она слаба а наоборот Воля
52:16
желание страсти глупы глупы у них нет ничего разумного
52:23
они не могут мыслить но они сильны физически сильны поэтому греки видят что
52:32
к сожалению получается что что когда сталкивается
52:37
умная но слабое мысль с сильной но
52:42
глупой волей побеждает 90 процентов и
52:48
больше случаев сильное но глупая Воля и поэтому ничего
52:54
и не получается понимаете то есть греки в данном случае указав на данное
53:00
противоречие они в общем выступили весьма с реалистических позиций понимаете и вот тебе проектировать
53:08
какую-то там высшую ситуацию что давайте все там мыслить будем бороться с
53:15
эмоциями страстями думать перед тем что-то там сказать или сделать это все
53:22
очень хорошо но практика жизни она совершенно обратная ее надо иметь в виду Иначе мы никогда все эти проекты в жизни
53:31
города не реализуем политической жизни а нам же это нужно видите здесь же цель-то она не просто
53:40
ребят понимаете не просто разобраться там как устроен мир разобрались дальше
53:46
что следующий шаг то какой ради чего какие перспективы этого разбора знаете
53:52
наладить жизнь города все друг другу не мешали не портили друг другу
53:58
дела бизнесы проекты мне не мешали друг другу
54:04
вот какая цель поэтому чушь здесь фантазировать и приписывают нам какие-то
54:09
возможности которых у нас нет пока мы видим что мысль Хороша но умна мудра но слабо
54:18
А Воля эмоции желания глупы Да нет в них разум но они побеждают физически схватки
54:27
с мыслью противостояние смысле что с этим делать вот вопрос главный Как быть
54:34
видите друзья мои появляется некоторая новая проблемная ситуация
54:41
Опять новый барьер эти греки снова уперлись в стенку потому что дальше
54:50
можно было бы попытаться найти какой-то опять боковой выход или вообще
54:55
отказаться от решения этой задачи но они настойчиво двигаются вперед Мы об этом
55:01
уже говорили с Вами поэтому этот барьер им тоже нужно преодолеть Каким образом
55:06
Ну вы уже наверное понимаете что вот это настойчивость она в чем должна чтобы
55:14
выльется обязательно в какую форму перейти Да значит греки говорят Даха мысль слаба
55:21
умна Ну слабо более сильна значит что нам делать дальше отказываться от мысли
55:28
нет нет от мысли Мы не бросим вот это вот очень важно эти вот культура эти
55:34
дионисийскую всю эту Мистер реальную традицию они уже преодолели Я так
55:40
догадываюсь что она уже продемонстрировала свою недееспособность Она уже начала сходить
55:47
с арены что Да эти все экстазы мистерии прочие вещи но они не дают ничего это
55:55
просто тупик какой-то бороться с мыслью вот там через какие-то экстатические
56:00
изменения сознание нет мысль бросать нельзя Ну как
56:06
же есть правится с Волей сильный глупый но сильный только одним способом и Греки
56:12
его абсолютно очень четко для себя нащупывает значит мысль
56:18
нужно усиливать нужно накачивать ее силой надо ее усиливать надо предавать
56:26
ей дополнительные возможности чтобы она Ну ее надо если угодно тренировать
56:33
накачивать качать чтобы она могла с Волей желаниями справиться
56:40
Да может быть не всякая мысль тут ну не надо
56:46
биться головой непроницаемую стену может быть не всякая
56:51
мысль может быть настолько усилена какими-то дополнительными средствами способами чтобы справиться с Волей Но
56:59
значит есть какой-то класс мыслей который допускают такое дополнительное усиление
57:07
своих возможностей довести мысль до такого особого
57:13
состояния чтобы она могла стать принудительной принудительной по
57:20
отношению к воле человека Вот она могла принудить человека что-то сделать Да
57:27
может быть опять же не будем параноиками не в 90 процентах случаев Ну хотя бы в
57:33
60-70 процентах случаев да как мысль сделать принудитель Как перевести ее в
57:41
это состояние в особо эти есть какой-то особое состояние мысли может быть Далеко
57:48
не каждый которая обладает принудительной силой по отношению к
57:53
человеческим вот этим страстям иррациональным началом и здесь ребят мы на самом деле с вами
58:01
приходим опять хорошо известный нам вещи ведь всюду мы видим следы того что мы
58:10
знаем с вами с детства Правильно Потому что это все никуда не делось понимаете
58:16
это все вошло в Плоть и кровь европейской культурной традиции греки
58:21
просто-напросто заложили первые прецеденты до всего решение всех
58:27
вопросов и дальше эти прецеденты многократно оформлялись переоформлялись
58:33
интерпретировались при интерпретировались прошли сквозь века как вполне рабочие механизмы отношения
58:41
человека к окружающему миру и добрались до нашего времени и мы через условно
58:47
говоря школьную традицию Ну даже даже что там школьную начиная с детского сада
58:53
А мы сами того не подозревая усваиваем греческие рецепты
58:59
греческие мысли греческие практики древних греков Да только нам никто не
59:05
объясняет что это придумали впервые древние крики нам Не объясняют что мы там говорим с
59:12
вами прозой а не стихами как известный литературный персонаж но мы говорим
59:17
прозой а не стихами я просто-напросто стараюсь вам это показать не более того
59:24
Все мы с вами это знаем так вот что же это за состояние особое мысли которые
59:31
обладает принудительными возможностями по отношению к воле и как ее в это
59:36
состояние перевести и вот здесь греки замечательную категорию полагают в
59:43
основу всей дальнейшей работы вы они безусловно знаете и слышали многократно
59:49
но в таком ракурсе эту категорию вы вряд ли рассматривали это как принудительная
59:57
мысль это не что иное как понятие истины
1:00:03
Это истина истина друзья мои истина Это
1:00:08
особое состояние мысли обладающее свойствами принуждения воли обладающее
1:00:16
принудительными возможностями но я вот даю такое свое определенное толкование
1:00:22
понятий истины истина это принудительная мысль истина это
1:00:28
принудительная мысль способная заставить нас действовать
1:00:34
прежде всего справится с нашими негативными эмоциями с негативными
1:00:40
желаниями Однако Ну хорошо замечательно как же нам добраться до истины Как нам
1:00:47
получить из мысли истину потому что обычная мысль еще не истина она не
1:00:55
обладает принудительными свойствами Значит истину надо приготовить
1:01:00
Какими способами ее можно приготовить и вот здесь ну собственно говоря мы все с
1:01:06
вами знаем что истина появляется только тогда когда нам достаточной степени
1:01:11
обоснованно то есть Доказано истина появляется в результате
1:01:19
доказательство или обоснование Значит понятно что дальше сразу же
1:01:27
мгновенно греки переключают все свое внимание это
1:01:33
как раз середина пятого века вторая половина пятого века до новой эры такой
1:01:38
интересный характерный момент трансформация греческой традиции когда греки переключают все внимание на поиск
1:01:46
технологий способов техник обоснование истины
1:01:51
доказательство А раз Теперь дело в этом то давайте сосредоточим все наши усилия
1:01:58
на том чтобы разработать различные может быть не одну не два ни три а может и
1:02:06
больше может быть больше способов изготовления истины технологии
1:02:12
изготовления истины вот Это принципиально важный момент поэтому во многих учебниках греческой философии вы
1:02:21
Вы можете прочитать что для греческой традиции очень большое значение имеет поиск способов
1:02:29
проблемы обоснования проблема обоснования действительно в какой-то момент времени становится
1:02:36
развития всей греческой мысли Это совершенно не случайно потому что грекам показалось в какой-то момент времени что
1:02:42
они нащупали нерв проблемы Если вы способны воспользоваться тем или
1:02:50
иным способом доказательства истины если их больше чем один то вы таким образом
1:02:56
можете сделать мысль сильный а сильная мысль способна справиться с человеческой
1:03:02
волей если она может это сделать может быть не всегда и не везде а только в
1:03:09
каком-то определенном количестве случаев Да где этими способами по отношению
1:03:15
доказательства по отношению к истине можно воспользоваться то тогда у нас появляется с вами Ну какое-то
1:03:21
пространство смысловое Где мы можем навести порядок с помощью мыслей это уже
1:03:28
само по себе Победа То есть это вот тот самый путь к победе
1:03:33
над самими собой Победа человека над самим собой о которой греки все время мечтают
1:03:41
они хотят Но вот У них все время что-то не получается вот значит Ну и вот все навалившись на
1:03:50
проблему обоснования действительно потратив на это большие интеллектуальные
1:03:55
ресурсы греки довольно быстро разрабатывают основные способы
1:04:02
доказательства истины основные способы основные технологии обоснования которыми
1:04:07
мы с вами до сих пор пользуемся то есть прошли не то что века прошли тысячелетия
1:04:14
но в принципе мы с вами развиваем Ну понятно что это не то что было буквально
1:04:19
у греков Да но Мы двигаемся В разработке технологии обоснования истины именно в
1:04:27
русле предложенных греками вариантов давайте мы с Вами еще раз напишем слово
1:04:33
Истина Да и к ней три дороги три пути
1:04:38
три способа обоснования Ну самый простой я просто их поименую Да вы сразу же у
1:04:46
вас возникнет масса коннотации ассоциация с ними связанных Да понятно
1:04:52
что это только пока наименование значит смотрите первое Ну а дальше Наша
1:04:59
задача с вами вы догадываетесь курса бы мы его не было если все было бы
1:05:05
просто и хорошо Да и можно было бы за полтора часа рассказать всю историю
1:05:11
реконструировать Да понятно что каждый следующий шаг сопровождается новыми
1:05:16
проблемами новыми барьерами и с этими способами обоснования тоже возникла
1:05:22
сложная ситуация сейчас увидите Почему первый способ самый простой самый
1:05:28
естественный все что начинается со слова очевидно все во что можно ткнуть пальцем
1:05:33
показать непосредственно без всяких лишних слов И дополнений это все что
1:05:40
относится к человеческому опыту опыт Ну простом случае Чувственный опыт
1:05:46
Да очевидно что А сейчас мы говорим с вами о наблюдениях об эксперименте но
1:05:54
греки первые указали что вот если можно показать пальцем на некий факт да на
1:06:02
некое фактическое данное нам лицом к лицу Это самый мощный способ обоснования
1:06:09
любого суждения Это самый короткий самый мощный путь к истине опыт а дальше все
1:06:16
его виды разновидности Как говорится думать о них сами но
1:06:21
второй шаг А если есть вещи которые мы
1:06:27
не можем ткнуть пальцем Да если нам приходится двигаться а не от фактов к мысли от
1:06:35
одной мысли к другой от одной мысли друга Мы должны указать или разработать
1:06:43
очень четкие правила перехода трансформации одной мысли одного
1:06:48
суждения в другое это задается правилами вы Совершенно правильно догадались
1:06:54
логики это логика логические техники да Как
1:07:00
связывать правильным образом мысли друг с другом и приходить к истине не
1:07:05
опираясь только на факты Да ну логика на самом деле без фактов тоже не работает
1:07:10
мы об этом сейчас еще скажем Да но тем не менее логика позволяет двигаясь от
1:07:16
одного правила к другому от одного суждения к другому собственно прийти к исход искомой принудительной мысли То
1:07:24
есть к истине но и мы с вами знаем что наверняка слышали что собственно у
1:07:29
греков впервые логические техники получают довольно полное развитие теория
1:07:36
силлогизмов в трудах Аристотеля но Аристотель Понятно был логике не первым
1:07:43
и не последним скорее просто обобщил уже полученные большие большие результаты по
1:07:51
этому поводу Но вот собственно греки своей логикой весьма и весьма гордились считали что им
1:08:00
удалось в этом направлении продвинуться ну и наконец третья есть классы ситуаций
1:08:06
Да и как раз для греков греческого полиса Они были очень характерны Ну
1:08:13
например вопросы простой пример приведу когда не первая ни второй не работает
1:08:18
вопросы объявления Войны и мира в соседнему городу государству или не
1:08:26
соседнему какому-то Дальнему в чем здесь проблема города приблизительно обладают
1:08:32
одной военной силой у них одинаковые почти одинаковые Ну там
1:08:38
Спарта посильнее Да армия но это один пример А так они в принципе друг друга
1:08:44
стоят Как говорится Да они на одном уровне Поэтому вот просто решиться
1:08:50
давайте а у нас сильная армия мы сейчас пойдем и завоюем соседний город это как
1:08:55
бы не обсуждается этого это логично это естественно нельзя видите Значит надо
1:09:01
сидеть как-то и решать этот вопрос продумывая его А что будет что если мы
1:09:07
не пойдем войной а если пойдем да то есть нужно все параметры этой задачи
1:09:13
учитывать и здесь становится Понятно В какой-то момент но греки просто из опыта
1:09:19
это всё увидели что не опыт ни логика не могут эту задачу много параметрическую
1:09:25
напрямую не формализуемую решить
1:09:31
а опыт здесь какой ну пошел тебе наваляли у под единичный Да значит ты
1:09:37
сделал правильный шаг логика здесь только факторов столько параметров что
1:09:43
собственно логика пользоваться очень сложно крайне сложно только в самых простых случаях поэтому это особая
1:09:51
ситуация но они-то как раз и самые интересные между прочим в общественной
1:09:57
жизни в политической жизни эти Когда найденное решение есть результат
1:10:03
определенного консенсуса определенного согласования интереса мы в этом случае
1:10:10
ну буквально мне истину обнаруживаем в буквальном смысле слова так как мы это
1:10:16
делаем в случае опыта или логики А мы как бы ее просто полагаем как результат
1:10:23
нашего согласия например Мы решили что мы идем войну я согласна согласны но
1:10:31
прийти к этому решению можно только в результате определенный дискуссии то
1:10:37
есть коммуникативного процесса Ну или того что называется спором спор
1:10:44
дискуссия коммуникативное действие по отношению друг другу когда мы не выводим
1:10:50
готовым смысле истину А мы ее как бы полагаем как результат наших совместных
1:10:56
усилий так как нашего общего делания мы ее совместно в коммуникации в дискуссии
1:11:04
изготавливали вот мы ее изготовили А дальше гарантий кстати говоря правильности
1:11:12
нашего решения нет Да мы все так сказать пришли а нам как говорится дали по Балде мы
1:11:21
пришли к выводу что будет просто и понятно поэтому это Спорная вещь спор это очень Да есть
1:11:30
греческая поговорка в её опять же в детстве слышали как греческую в споре
1:11:36
Рождается истина в споре Рождается истина и Греки очень любили спорить Да
1:11:42
действительно они большие были Спорщики большие дискусанты как сейчас говорят принято Есть такое слово дискусант
1:11:50
смешное Вот но только надо понимать друзья мои что для них это была ну как
1:11:57
бы неизбежное зло это дискуссия понимаете что были другие способы
1:12:02
получения истины и логика и опыт которая ну по своему характеру они совершенно
1:12:08
другим результатам приводить к точным результатом А это просто
1:12:14
неизбежное зло То есть по-другому просто не получается вот в таких сложных
1:12:19
случаях без спора без дискуссии это как бы вот для определенных случаев Ну вот
1:12:28
друзья мои значит смотрите вот что у нас на сегодняшний день есть Так оно и есть видите если мы сейчас все
1:12:36
это обратим к нашему времени то мы увидим что мы в общем-то от Греков
1:12:42
с точки зрения разработки технологии обоснования истины или технологии
1:12:47
доказательства мы недалеко ушли Ну Мы двигаемся все равно в каких-то направлениях заданных этими тремя
1:12:54
руслами тремя путями Однако и Греки
1:12:59
очень тоже сначала обрадовались что они все все сделали да что вот тебе логика
1:13:05
Вот тебе опыт Вот тебе и дискуссия и все вроде бы у них есть какие они Молодцы Ну
1:13:12
там теорию силлогизмов разработали все прекрасно все здорово и замечательно Однако друзья мои
1:13:21
идея имеет свою интригу и очень скоро уже в конце пятого века во второй
1:13:26
половине пятого века до Нового Эра даже уже хронологически это можно установить довольно точно греки Убедили что
1:13:34
технологии-то они разработали Но эти технологии работают совсем не так как им
1:13:41
хотелось у каждой из этих технологий есть не только свои плюсы
1:13:48
несомненные но они естественно сначала схватились за эти плюсы но есть очень
1:13:55
серьезные минусы очень серьезные минусы Ну давайте буквально у нас остается еще
1:14:03
с вами пять минут я эти минусы эти проблемы сразу укажу и вы может быть для
1:14:12
себя их зафиксируйте потому что потом вы догадываетесь на следующем шаге нам
1:14:17
придется эти проблемы на следующем шаге уже древнегреческой мысли решать ясно
1:14:23
что греки не остановились опять же и продолжали искать решение этих проблем
1:14:29
Ну с опытом здесь самая большая проблема она тоже философии науки и вообще
1:14:37
философии появляется и фиксируется и мы тоже ее на
1:14:43
полях рукописи с вами выпишем заключается в том что получение факта
1:14:51
неотделимо от определенного видения от определенной теории которая получение
1:14:57
этого факта предшествует то что хочет видеть то и видит что нам
1:15:06
нужно на то мы обращаем внимание Вот это проблема это философии науки получила
1:15:15
название проблемы теоретической Ну позже много позже а проблема теоретической
1:15:21
нагруженности фактов мы получаем измеряем не что-то непосредственное
1:15:27
чистый голый факт у нас всегда в голове есть
1:15:33
предзнание заранее существующее знание о способах методах получения самого факта
1:15:41
например о способах измерения об измерительном приборе а способах
1:15:47
обработки полученных данных то есть в этом смысле сам факт оказывается не отделимым от
1:15:56
некоторого предзнания предшествующего знания он всегда теоретически нагружен
1:16:02
ну по-разному эту проблему можно обсуждать и философия науки вообще
1:16:08
философии но греки столкнулись с ней совершенно непосредственным образом что любой факт
1:16:16
Да каждый трактует так как ему хочется понимаете и получает и видит всегда то
1:16:25
что ему нужно видеть но знаменитый пример то помните это как раз вот
1:16:30
греческая греческая загадка Да стакан наполовину полон или стакан наполовину
1:16:36
пуст если человеку нужно создать впечатление что все очень хорошо то он
1:16:44
говорит такая же наполовину полон уже Конечно все классно все идет здорово А
1:16:49
если ему надо сказать с тем же самым стаканом количество жидкости не изменилось ни на грамм что все ужасно
1:16:56
все все гибнет но Стакан наполовина пуст Неужели не видно все рушится
1:17:02
вы понимаете вот это а вы скажете Ну да это же вот в политических манипуляциях
1:17:10
Да в каком-то общественном дискурсе это все очень ярко теоретическая
1:17:15
нагруженность про такие мы об этом ровно и говорим что для грекам то нужно они не
1:17:22
какая-то чистая наука о природе в данном случае Обратите внимание Да им нужна
1:17:28
политическая технология да да природу надо изучать надо видеть ее но только в
1:17:37
связи с тем как мы можем выстроить отношения друг с другом Да все то о чем
1:17:42
мы с вами говорили то здесь очень большой минус связанный вот с этой
1:17:47
пресловутой теоретической нагруженности или некой целесообразностью фактов
1:17:53
целеполаганием получение обработки фактов минус огромный дальше с логикой
1:18:02
но здесь сплошные недостатки во-первых вы понимаете что если это так если все
1:18:09
факты так или иначе теоретически нагружены логика не может обойтись без первой
1:18:15
посылки логика же не существует в вакууме Да от одной мысли к другой
1:18:22
всегда есть первая посылка это есть это всегда есть указание на какой-то факт но
1:18:28
дальше тогда мы к логике те же самые претензии относим если все начинается с
1:18:35
факта который теоретически нагружен который произвольно интерпретируется
1:18:40
дальнейшее это интерпретация логик пользуется то тогда от одного и того же
1:18:47
факта Можно прийти к совершенно разным итогом граждан умозаключениям Где же здесь сила
1:18:54
логики видите зависимости логики от теоретической нагруженного факта
1:19:00
появляется Это первый недостаток а второй недостаток не меньше А откуда
1:19:05
возникает вопрос у греков Они же въедливые в этом смысле Они же
1:19:11
корень смотрят А откуда берутся правила если логика это законы правильного
1:19:18
мышления а каков статус этих законов откуда они берутся
1:19:24
Обоснуйте нам что логические правила это законы которые мышления которые ведут
1:19:30
нас к истине да то есть проблема обоснования законов самой логики
1:19:37
вторая проблема тоже минусы ну и наконец с дискуссии друзья мои самое сложная
1:19:44
ситуация Но это как бы невооруженным глазом видно
1:19:50
что здесь колоссальную роль играют различные манипуляторы Да режиссеры
1:19:57
дискуссий Это первое и второе очень
1:20:02
велика вероятность что вы в процессе дискуссии уткнетесь Как говорится Да в Спор о
1:20:09
словах спора понятие Когда вы одним и тем же словом называете две разные вещи
1:20:16
или разными словами одно и ту же вещи начинаете спорить о словах Во что Во
1:20:21
многие дискуссии в конце концов опираются проблемы манипуляции проблема понятий то есть конечном итоге друзья
1:20:28
мои завершаем разговор Да все столь чаемые греками способы обоснования
1:20:36
оказываются к сожалению не без очень серьезных но мягко скажем не то что они
1:20:43
совсем не работают но изъяны очень большие очень большие и с этим надо
1:20:49
что-то делать потому что очень легко запутаться Мы же поставили перед собой
1:20:54
большую цель Да научиться действовать в соответствии с разумом научить научиться
1:21:02
подчиняться мысли истине если у нас способы обоснования постоянно сбоят Как
1:21:09
говорится дают сбой на каждом шагу то как же мы можем тогда выстроить какой-то
1:21:15
системную работу в этом отношении Ну вот скажу в завершение нашей встречи что
1:21:21
грекам мне удалось таки справиться и с этим барьером и с этой проблемой Ну и
1:21:28
удалось это сделать весьма с получением весьма важных побочных результатов вот
1:21:37
так пока обрисую это некоторым загадочным образом то есть да проблемы
1:21:42
реальные серьезные не сразу нашли нашли решение Но то что было не найдено в конечном
1:21:49
счете помогло нам создать то что мы называем современным типом
1:21:55
европейском европейским типом или современным типом научного знания
1:22:00
Ну вот так друзья мои все спасибо за внимание на сегодня я заканчиваю
1:22:07
разговор