4 марта в Центре восточной литературы Российской государственной библиотеки состоялась первая лекция из цикла о древнеиндийской письменности. Этот цикл организован совместно с Обществом ревнителей санскрита.
С приветственным словом выступил непременный секретарь Общества ревнителей санскрита Марцис Гасунс. Он подчеркнул высокую значимость языка санскрит для мировой культуры в целом.
Ольга Литвиненко, преподаватель санскрита и член Общества ревнителей санскрита, отметила, что этот язык считается совершенным, поскольку обладает четкой системой идеально сгрупированных фонем. Эту систему возможно сравнить с математической моделью.
Для записи санскрита используется письменность деванагари. Ольга рассказала об истории ее развития. Слушатели также узнали о других системах записи санскрита, его обширной лексике, материалах, на которых записывались тексты.
Расшифровка видео
Поиск по видео
0:04
Добрый вечер рад всех видеть в центре Восточной литературы мы начинаем ещё
0:11
один цикл новых лекций У нас здесь в центре Восточной литературы совместно с
0:16
обществом ревнителей санскрита и посвящён этот цикл будет древнеиндийской
0:23
письменности дивана горе поведают о ней расскажут нам члены
0:30
этого общества и я сейчас представлю лекторов которые
0:35
будут читать на протяжении В общем всего цикла значит во-первых это Марс Юрич
0:41
Ганс это непременный секретарь общества ревнителей санскрита индолог кандидат
0:49
наук издатель литературы на
0:54
санскрите наш хороший друг и второй Лектор Литвиненко э
1:01
преподаватель а каллиграф а ученица индийского мастера
1:09
чудо палава вот здесь очень интересно сошлась и каллиграфия и древнеиндийская
1:16
письменность дивана Горе от этого ещё более интереснее Я думаю нам будет что же я приглашаю их на эту сцену и всем
1:23
хорошего вечера Спасибо Добрый вечер Меня зовут мартис
1:31
Ганс А я основатель общества ревнителей санскрита и сегодня я бы хотел
1:39
рассказать о своём понимании санскрита У меня есть 20 минут
1:46
а санскрит – это Межгалактический язык самый красивый язык какой я знаю м
1:56
и без санскрита нет спасения а когда я 20 лет назад начал изучать
2:02
санскрит Я думал что его можно изучить за 2 года следователи сказать что я
2:08
страшно ошибался и спустя 20 лет я до сих пор знаю санскрит весьма
2:13
плохо преподаю ещё хуже А и тем не менее Это лучшее что у вас
2:22
есть когда
2:27
хануман в Сун в пятой книге романы м видит ситу он думает на каком
2:37
языке ему обезьяне можно общаться с
2:44
человеком и он не уверен что Сита женщина поймёт
2:51
санскрит и хануман обращается у него такой внутренний
2:58
монолог и он говорит т Т подожду Я пока ослабят Ракша бдительность мягко
3:08
утешно Телом я очень худ К тому же обезьяне во рода То есть это говорит
3:14
обезьяна обезьяна разговаривающая на санскрите А заговорю на санскрите на языке
3:22
человечье то есть получается изначально у санскрита даже нет наименования
3:29
любая речь Вач это есть санскрит то есть самоназвание санскрита
3:37
как санскрит появляется достаточно поздно как раз первое упоминание
3:42
санскрита как санскрита оно в романе то есть изначально в
4:04
индийская культура она совершенно слово центрина я скажу более того она Верн
4:10
Именно поэтому 8 лет своей жизни я отдал изучению глагольных корней из 820 глагольных корней можно
4:18
породить 393 000 санскритских слов санскрит
4:28
проран становится понятным и
4:39
прозрачным и получается что в
4:44
ригведы и провидцы творя творят речь получается
4:51
такой Парадокс речь первы Она создаёт вселенную и
4:57
Риши своим распределяют
5:03
слова они занимаются чем-то похожим на жертвоприношение то есть изначальное
5:10
слово они распределяют и это слово как изначальный
5:16
пуруша он разбросанно миру и вот это изначальная
5:23
разница между культурой древнегреческой и древнеиндийской заключается в том что с
5:29
точки зрения индийской культуры первично звучащее слово и поэтому сам термин вя
5:35
Карана он не он вообще не похож на грамматику а грамматика – это про букву
5:42
а букв как таковых в Индии очень долго нет и это явление позднее изначально
5:50
даже слово для письменности в Индии нету вся терминология связанная с песца она
5:59
заимствованное у персов слово липи письмо оно восходит к
6:07
персидскому пи и изначальное слово для написания
6:16
означает царапать ли лиха это царапать
6:21
То есть если вы видели бехистунская
6:29
и она выпа в скале никто никогда в Индии серьёзно не
6:35
относился к письменным источникам и поэтому способы записи тем
6:40
более красивые способы записи совершенно вторичны для Индии то что мы показывали в
6:49
стенах библиотеки полгода тому назад выставка каллиграфии деванагари Это что-то
6:55
совершенно несвойственно Индии попытка м представил письма Это что-то
7:02
совершенно немыслимое потому что письменность совершенно вторична для Индии А язык совершенно первы и вся
7:11
вселенная выходит из из языка то есть сотворение речи уподобляется
7:17
жертвоприношение а жертвоприношение – это главное в Древней
7:22
Индии и получается что вот с одной стороны жертвоприношение а с другой стороны грамматика
7:31
как Веда вед ведам ведах то есть такой Мета уровень анализа
7:38
то есть среди наук грамматика – это первая наука в
7:45
Индии из неё вышли все остальные то есть грамматика – это
7:51
знание о знании и получается что если есть одна
7:59
дисциплина которая объединяет всю индийскую ученость то это
8:05
грамматика Ты может быть философом ты можешь быть логиком но ты
8:11
Прошёл двенадцатилетний курс обучения санскрита которые выстраивает
8:17
определённый способ мышления и вот Собственно сам термин в Карана означает
8:23
разворачивание разворачивание изначально
8:32
знания то есть греческая мысль Она вся вертится вокруг письменной буквы вокруг
8:40
граммы а индийская культура она сперва зашифровывается для неё краткость – это
8:48
самый главный критерий понятность совершенно
8:55
второстепенной она сперва кратко всё это записывает в сутры
9:00
а потом из сутр это То есть это необходимо запомнить И
9:07
запомни выучить правило разворачивания из сжатых утверждений обратно нечто
9:16
поддающееся пониманию и вот эта принципиальная разница Она она она во
9:24
всм санскрит не похож на санскрит ся грамматическая традиция
9:31
Не похожа ни на что в мире и даже если сам санскрит бесполезен
9:36
с точки зрения современного мира то изучение санскрита открывает
9:44
такие грани которые невозможно открыть иначе что я имею в виду А если
9:51
вы возьмёте грамматические слова русского языка Андрея Анатольевича залез
9:56
то вы поймёте что он возник как Побочный результат
10:04
изучения
10:17
восьмикрут Анатольевич в сарбон изучал древнеиндийской лингвистическую
10:24
традицию Эта традиция настолько превосходит все остальные
10:30
известные нам традиции что она дала возможность породить такое описание русского языка на основе
10:38
которого возникло всё машинное обучение анализа русского языка то есть
10:45
современный Яндекс был бы невозможен Если бы не было восьми книж и получается что мы как бы каждый
10:54
то есть никто не рождается санскрита таких санскрин врождённых нет
10:59
санскрит – это язык культуры который доступен каждому и вот пройдя этот путь
11:05
человек он развивает в себе логику и интуицию потому что просто логикой
11:13
недостаточно будет непонятно но то есть с одной стороны нужна грамматика нужен
11:19
анализ но чтобы потом прийти к синтезу Вот то есть когда мы распределили эту
11:24
жертву когда мы эти слова разделили потом нам ВС равно их надо собирать заново и тут получается как раз
11:31
творчество вот собственно Чем занимаются Риши провис древности они занимаются творчеством они сочиняют
11:39
гимны санскрит сотворил этих Риши и Риши
11:46
творят санскрит и получается что санскрит это
11:51
язык парадоксов Казалось бы очень долго
11:56
ничего не понятно но та красота которая открывается После
12:04
первых 15 лет изучения санскрита она не сопоставима ни с одним с другим языком
12:13
Я хочу сказать что если у вас есть хотя бы 20 лет значит свободного времени то
12:21
15 из них я однозначно вложил бы Изучение древнеиндийского языка то есть
12:29
себе не ради чего-то а само его устройство Настолько настолько
12:34
совершенно что вы совершенно не пожалеете об этом Вот но всего лишь надо
12:40
иметь 2 часа свободного времени каждый день ближайшие 15 лет вот то есть этот
12:48
язык не требует большой отдачи и больших вложений то есть достаточно легко всё идёт немного терпения м
12:56
[музыка] и много времени и много времени Ну даже
13:04
ну ну ну разве Оно того не стоит это интересно Да мне кажется что это лучшее
13:11
вложение времени Какое возможно без санскрита нет спасения
13:20
а русский язык не вышел из санскрита санскрит не вышел из русского языка а но
13:31
санскрит – это наикраше способ активации определённых участков вашего головного
13:37
мозга и Если у вас есть возможность То пожалуй китайский язык и санскрит – это
13:44
два языка которым я посвятил бы вот половину жизни санскриту половину жизни китайскому и тогда вы станете целостным
13:51
человеком Вот и чего я вам собственно и желаю А и на этом пути Ну собственно Мы
14:00
создали целый ворог разных ресурсов в рамках общества ревнителей санскрита У
14:06
нас есть параллельный санскритских корпус в нём вы сможете найти ригведа
14:12
атхарваведа роману махабхарат в русском переводе и в санскрите Ну и я издал
14:20
около двадцати книг по санскриту соответственно я вам Настоятельно Советую не не пренебрегать письменными
14:28
источниками а использовать бумажные книги использовать электронные
14:34
ресурсы и если не сегодня то завтра начать изучать санскрит потому что пункт
14:39
первый без санскрита нет спасения
14:49
спасибо спасибо марта сч при подготовке к лекции конечно было
14:55
гораздо больше слайдов для его участия это самый верный ревнитель санскрита
15:04
среди московских ревнителей Ольга занимается каллиграфией уже 2 года
15:13
а то есть как я уже сказал это направление изначально не характерно для
15:19
Индии но тем не менее наш наставник из мумбая ачу
15:26
палав воспитал около русскоязычных учеников и среди них два
15:32
наиболее способных это Виктор Кочергин и Ольга Литвиненко Ольга уже преподаёт санскрит
15:40
и я надеюсь что наглядно покажет
15:47
вам что такое деванагари откуда оно вышло то
15:52
есть что важно да Получается что в санскрите для санскрита нет уникально
15:59
есть арабски есть Араби но есть санскрит и нет
16:05
санскрит А как собственно бывает покажет
16:11
Оля Спасибо ещё раз представлюсь Меня зовут Ольга Литвиненко волею судьбы я
16:17
стала и преподавателем санскрита и преподавателем каллиграфии Так что тези о том что он не
16:25
умеет преподавать не выдерживает никакой критики и меня бросили на
16:32
амбразуры Спасибо ему за это и Спасибо моим учителям К сожалению Марс Юрич не
16:38
рассказал Хотя я очень хотела послушать эту речь о Вселенной санскрита Почему санскрит считается совершенным языком
16:46
перед вами схема Я немножко от своей темы отступлю но это интересно Мне кажется вам будет услышать перед вами
16:53
схема расположени и в данном случае
16:59
написан деванагари как раз стройность
17:07
санскритских они чётко сгруппированы по звонкости
17:14
сформированы по рядам по месту образования звуков перед вами Вот
17:22
ещё схема полости рта и каждый ряд
17:27
привязан к то где образуется этот звук в каждом ряду каждая буква
17:34
разделяется начинается с глухих глухая с придыханием звонкая звонкая с
17:40
придыханием и заканчивает там в каждом ряду по пять букв ни один алфавит мира
17:47
не имеет такой чёткой структуры это свойство только санскрита
17:53
если вы помните мы учили английские алфавиты немецкие Ну русские ест
18:01
там совсем другая система формирования алфавита санскрите формирования зависит
18:08
от места формирования звука и способа его воспроизведения поэтому это чёткая математическая
18:16
модель Ну если вы придёте на лекции по практическому написанию букв то мы с
18:23
вами это е тоже подробно обсудим
18:29
известен тем что у него очень обширная лексика для одного
18:35
термина до 100 и даже больше синонимов в русском языке естественно вы тоже знаете
18:41
есть такие традиции но считается что санскрит
18:47
наиболее богат синонимами он богат не только синонимами
18:52
он богат сложными словами в русском языке это нормальное для нас явление в немецком языке это нормальное явление
18:59
хлебобулочные изделия Железнодорожный завод все эти слова нам с детства
19:05
знакомы никакой сложности не представляют но в санскрите это возведено в военную степень перед вами
19:10
самое длинное слово на санскрите состоящее из 195 графем и внесено в книгу рекордов
19:17
Гиннеса это вариант для разделён по словно для
19:23
лучшего понимания Сколько слов в этом одном слове состоит Из каких слов оно
19:31
состоит это вариант написания на одной из систем транслитерации
19:37
иаст на на латинице то что незнакомому с два нагоре человеку проще
19:44
прочитать К сожалению я не смогу Вам сейчас воспроизвести э примерный
19:51
перевод но это что-то очень красивое о том что лучезарные девушки сидят где-то
19:58
на водопоя и они настолько прекрасны и Всё вокруг настолько всё прекрасно что
20:03
просто нет слов примерно такой смысл это всё описывается одним словом то что обычно в письменности ой в языках
20:11
требуется 1 2Т че страницы санскрит передаёт это этот нюанс одним словом это
20:18
тоже особенность санскрита считается что санскрит Мёртвый язык но это не так потому что мало того
20:26
что санскрит является государственным языком Штатов Индии существуют ещё и
20:31
семьи и целые деревни которые говорят на санскрите это помимо того что учёная степень А в Индии филологов индолог
20:40
санскриту защищается исключительно на санскрите и тот кто не знает санскрит Ну
20:46
тот не учёный Это я ещё не касаюсь священнослужителей которые обязаны по
20:51
призванию знать санскрит Поэтому вот вам жители деревни
20:56
говорящие на санскрите Так что никакой он не Мёртвый И вот теперь я с чистой совестью могу
21:01
перейти наконец к Теме что же такое давана горе не смогу прокомментировать этот слайд потому что это изыскание
21:07
Марса юрича а он очень любит
21:13
изыскивать различные старинные книги и привлекать людей для изучения шрифтов не
21:20
только восточных но разнообразнейших шрифтов Это пример восточных языков письменной в книге 18
21:28
пятьдесят четвёртого года Ну если кто потом захочет После лекции я этот слайд поставлю ещё раз поближе подойдёте
21:35
Рассмотрите Там слишком много мелкого
21:40
шрифта Итак Откуда же взялось письменность взялась письменность два нагоре считается что она развелась из
21:47
более древней письменности брахми и наверняка Вы если изучали э санскрит или
21:53
два нагоре Вы видели в Интернете картинки как здесь представлено на этом слайде
22:00
этапы изменения знаков брахми в течение времени они не статины они
22:07
менялись Поэтому чем больше менялся знак тем больше менялась письменность и оказывалось
22:15
очень сильное влияние по регионам поэтому много диалектов много различных написаний самих
22:22
письменной была ли письменность до брахми конечно же она была
22:31
письменность долины Инда не расшифрованное прото индейское письмо считалось что оно относится к дервейс
22:37
языкам я не буду сейчас обсуждать археологические исторические
22:43
аспекты и достоверность того как Арии пришли на территорию Индии и как они
22:48
привнесли свои знания факт тот что в санскрите в языке в самом санскрите
22:55
много заимствованный из языка дарди линии и много заимствований из
23:03
а афро австрийских как они там на астрос языков древе дейс например ну если кто
23:11
Занимался йогой Наверняка вы знаете такие асна как данга Сана данга – это
23:17
драве дейское слово а пандита – это тоже драве дейское слово
23:22
корни драве дейское нечистый санскрит Так что санскрит он вбирать в себя
23:28
диалекты местных плем когда он шествовать
23:36
Индии в том что наверное редчайшая культура
23:42
которая изобрела устную передачу текстов Большого большого
23:50
формата поскольку самой письменности не было вернее она была но она
23:55
использовалась для административных судебных тох дел А ригведа это всё-таки
24:00
священный текст это некое священно действие и никто из брахманов
24:06
естественно не мог допустить того чтобы священные звуки переносились на какие-то
24:12
материальные носители это было кощунственно поэтому долгие тысячелетия
24:18
ригведа существовала в устной традиции никто её не записывал это было запрещено
24:23
и только с приходом императора ашоки буддийский период
24:30
начались началась история записи ригведы на языки и материальные носители которые
24:37
существовали в то время Поэтому устная традиция священно
24:43
действия существовала отдельно и параллельно с ней существовала какая-то письменность Проблема в том что до
24:49
определённого времени никаких письменных материальных доказательств этих
24:55
письменно не сохранились этих письменное до Инд долины Инда или до
25:04
брахми Возможно это связано с климатическими условиями носители были
25:10
недолговечные не было Такой необходимости сохранять Их надолго а период с II века до нашей эры когда
25:17
появились эдикта ашоки они высекали на скалах Вот они сохранились и считается
25:26
первым примером м письменности древнеиндийской доказательством того что
25:33
ещё до брахми существовало множество видов письменности и люди пользовались этими письменностью вот является
25:39
буддийское сочинение Лолита вистара где указано 64 разновидности шрифтов помимо
25:46
индийских там ещё упоминались и наземные шрифты то есть шла активная торговли
25:52
естественно велась переписка заключались сделки и для этих целей письменность существовала Но видимо она недолго
25:59
сохранялась помимо более-менее привычного
26:04
брахми шрифта или харош упоминаются Такие интересные шрифты как мануш липи в
26:11
форме человечков пушпа липи в виде цветочков но не сохранились не
26:16
сохранилось текстов которые бы показывали как эту письменность
26:23
использовалась проследить линию развития Дева нагоре можно тайме
26:30
Когда появилась письменность брахми это была имперская письменность у ашоки была задача унифицировать письмо на всей
26:37
территории своей империи поэтому он изобрёл
26:42
Имперский шрифт брахми которая с течением времени естественно претерпела
26:48
[музыка] изменения брахми распалась в основном на две линии на Северное и
26:54
южное направление это как раз тамильский Канада и так далее
27:01
языки к Южному письму мы отнесём письменность гранха я чуть позже
27:07
покажу слайд с изображением этой письменности А вот как раз нас интересует Северная линия
27:14
развития считается что брахми распался можно условно Это
27:22
вся условная классификация каждый учёный по-своему классифицирует и временные
27:28
периоды и названия Ну можно условно разделить ранние брахми – это ашоки
27:33
поздние брахми – это гупта из гупта м письменность Шарада из шарады ещё
27:39
какая-то письменность зародилась А из более позднего Северного брахми
27:45
родилась письменность ситхам Вот я ситхам как раз изучаю очень интересна письменность Я изучаю с точки зрения
27:51
каллиграфии она интересна как раз тем что зародившись в Индии она проделала
27:57
путь в Китай из Китая в в Японию и до
28:02
сих пор в японских сектах используется письменность ситхам для написания
28:08
буддийских текстов на санскритских пор это письменность там активно
28:14
используется но уже в качестве каллиграфическое остальные языки то что предшествовало ситхам они уже умерли
28:24
письменность эта не используется она трансформировалась и дошла до либо современных письменное южных либо до
28:30
современного деванагари и как раз гупта и ситхам породили письменность Дева
28:37
нагоре и сейчас мы рассмотрим поближе В чём разница между этими шрифтами эдикты
28:44
ашоки появились в II веке до нашей эры как я уже сказала и поскольку Империя
28:50
ашоки покрывала большую территории включала в себя множество различных народностей поселений в основном
28:59
эдикты высекали на четырёх языках это и брахми и харош а также греческая и
29:07
арамейского чем интересно здесь брахми и Хорошка некоторые учёные утверждают что
29:15
раннее брахми писалась справа налево как семитские письменности
29:22
а поздней брахми уже традиционной нам
29:28
слева направо направленность А вот к хорош как
29:33
раз семитское влияние возникло из армейского языка Оно писалось не из
29:39
армейского Оно писалось справа налево сама письменность брахми не оставалась
29:45
неизменной потому что с течением времени в неё добавлялись различные элементы она
29:51
усложнять допол и в итоге вот на этой иконографии видно Как из брахми ашоки
30:00
оно постепенно постепенно через через брахми через гупта через
30:06
ситхам оно трансформировалось в деванагари вот последний верхний слайд с правой стороны это как раз современное
30:12
привычное написание два нагоре Так выглядела брахми на колоннах или на
30:18
скалах как уже мартос Юрич упоминал глагол Лик это не только писать это
30:23
буквального трактование царапать поэтому написание это цара
30:29
камням и уже гораздо позже в Индии появились другие материалы на которых
30:35
можно было наносить тексты это и пальмовые листья в основном в южных регионах где этого
30:41
добра было полно на севере использовалась береста как у нас на территории России и кстати очень
30:48
красивые берестяные книги с утрами с текстами выми и
30:54
заты потом Крам очень
31:00
красивые книги не только на пальмовых листьях
31:05
писали Не только на коре писали кстати
31:12
берёзы но также писали на медных пластинках выбивали текст Так что с
31:18
течением времени появились слава Богу носители которые можно изучать и датировать и использовать в своих
31:24
исследованиях Это пример более позднего брахми Как вы видите он уже
31:31
осложнённое а но всё ещё угловатость связанный с тем что всё-таки высекали
31:37
больше а не писали А вот Это пример как раз письменности к хорош та самая которая пишется справа налево всё
31:44
наоборот кстати учёные до сих пор не пришли к единому мнению о том как возникла письменность Брахмы индийские
31:51
учёные естественно а любят произносить и мистицизм в свои Научные
31:59
исследования и действия и утверждает что брахми
32:04
изобрели они и никто больше и никаких заимствований брахми не было западные учёные естественно самые большие
32:11
скептики говорят что нет заимствований были так что там идёт Спор о том откуда и какие были заимствования в какой
32:16
степени это как раз письменность ситхам Как вы видите здесь ещё превалирует
32:22
написание графемы по отдельности
32:28
мягкое плавное написание отдельных букв Что требует естественно более гибких
32:35
материалов мягких очень красивая письменность Надеюсь когда-нибудь я покажу как выглядит это в виде
32:41
каллиграфического произведения Шарада одно из северных направлений
32:46
развития шрифта брахми здесь уже более привычные глазу элементы два
32:54
на гори над буквами появляются горизонтальные линии или палуб ещ называется появляются
33:01
диакрис красивые и уже начинается более плотное узнавание
33:08
отдельных графем ива нагоре и вот наконец-то последний слайд в этом
33:15
ряду Северном Северном ряду письменность деванагари это одна
33:21
из один из манускриптов с
33:27
совсем уж классический пример письменности два на горе Скорее это
33:33
художественный стилизация как уже сказал мартос Юрич
33:38
никакой необходимости как в арабском мире красиво писать священные тексты не
33:45
было поэтому не было такого развитого каллиграфического искусства как в
33:51
Персии и изза того что некоторые писцы не понимали что они Шут потому
33:58
[музыка] миряне занимались переписываем не священнослужители священнослужители
34:04
наизусть учили а миряне занимались переписывания это была профессия мирян и
34:09
они могли не знать что они переписывают Они просто копировали не зная что они копируют естественно допускалось много
34:15
ошибок если мнемонические техники запоминания гимнов ригведы не позволяли
34:21
внести от себя то письменность уже к сожалению допуска
34:26
таки нюансы и даже когда издавались эдикты о шоке В зависимости от того В
34:32
каком регионе надо было донести информацию до населения использовались разные слова там например в одном
34:39
регионе использовали липи в другом регионе использовались другие глаголы дополняли
34:47
какими-то нюансами местными региональными для разъяснения сути населению поэтому один и тот же эдикт
34:54
мог приобрести совершенно разные нюансы В в отдалённых регионах поэтому и не
35:02
чёткое переписывание текстов в Индии было а пересказывание этих
35:07
текстов Поэтому такие большие разночтения иногда в вылавливают исследователи в текстах А
35:15
Это пример как раз Южного направления письменности развития это гранха и видите он такой красивый
35:21
замысловатый кругленький как раз то что является особенностью южных шрифтов
35:28
индийских если кого-то интересует развитие письменности во времени вот
35:33
перед вами слайд исследователи собрали В каком веке когда примерно самы естественно разве
35:42
расцвет письменности случился Но это всё условное деление нет чёткого такого разделения это просто условно чтобы вы
35:48
понимали Как ориентироваться по шкале времени Итак на горе – это один из
35:53
позднейших шрифтов 6 де век нашей эры начинается Так что деван агари
35:58
классический он только Ну где-то 101 век развития и завершу я этот ряд написание
36:06
разных письменное современной современными способами
36:12
записи санскрита не только на два нагоре но и были разработаны это не единственные системы разработаны это
36:18
одни из самых распространённых в настоящее время система записи санскрита иаст Гарвард Киото или транс даже вот
36:27
черной который я учила с течением времени он успел испробовать обе оба способа записи и естественно если мы
36:34
говорим о письменности Я не могу не сказать о Священной речи потому что именно с этого всё и
36:41
начиналось Почему нельзя было записывать речь Почему она была
36:46
Священной как уже мартос Юрьевич упоминал из звука всё вышло Если вы
36:54
изучаете пураны Если вы изучаете Тант Если вы изучаете э вообще интересуетесь философией
37:02
истории Индии то вы знаете как каждая пурана
37:10
описывает то как создаётся Вселенная она создаётся из одного звука или из одной точки и в ригведа целый гимн посвящён
37:18
речи и описывает то насколько она всеобъемлющая она не только создаёт Риши
37:25
она создаёт богов именно в этом гимне речь стоит над богами она их
37:30
родительница наче чет размере реч их знают брахманы которые мудры три тайно
37:38
сложенные четверти они не пускают в ход на четвёртой четверти речи говорят люди
37:43
вот здесь как раз описано о том что речь разделяется на разные уровни в данном
37:49
случае четыре уровня речи описывается мы с вами используем чет тот который людям доступен
37:57
либо для святых либо для Богов и они недоступны простым людям в традиции индийской принято называть их вайк Хари
38:04
то чем я сейчас с вами занимаюсь матх пашян и пара по степени усложнения
38:10
утончения или освещения этой речи естественно пара самый высокий уровень
38:15
божественной речи почему к речи относились с таким
38:23
священным трепетом Как вы знаете в индийской мифологии
38:30
принято персонифицированный или не
38:36
проявленный Аспект жизни и речь Один из таких
38:42
персонификации речи богиня Вач ригведа описывает что она
38:48
бесконечна что от неё она даёт благо всем если её почитать из неё всё исходит
38:56
и к ней всё возвращается в тантрического ВАЗ это к вопросу о том Я
39:04
не согласна с тезисом о том что несчастная Сита страдала без знания санскрита альбени например описывает
39:10
историю о том что один царь Вы можете найти этот рассказ либо введе либо у альбени один
39:19
Великолеп стратег военачальник и Царь развлекался со своими царица но видимо
39:25
он плохо знал грамматику и когда одна из цариц попросила не
39:30
брызгать на неё водой на санскрите он усы услышал совершенно
39:35
другое То есть он просто не знал грамматики решил что она попросила принести его сладости и когда он Принс
39:41
ей сладости она его высмеяла сказал ты ничего не понял Муж мой я тебе сказал совсем другого ты без грамотен он
39:48
расстроился обиделся и его
39:57
не беспокойся я тебя всему обучу и создал систему обучения Естественно с
40:03
помощью богов создал науку в Карана обучил ей
40:08
царя и все стали счастливы Так что не мужское начало здесь сыграло роль а именно женское начала собственно богиня
40:14
речь Она тоже женщина женская шакти и в кашмирского шиваизм и в тантре особенно
40:22
очень яркий образ именно женской богини в данном случае это тантрическая Кали
40:27
которая окружена черепушка на которых изображены акше или буквы санскритских
40:57
ритуали совершают определенные практики Они используют для этих Практик алфавит они начинают его читать с начала и до
41:04
конца и обратно это сакральная техника если знать как её
41:10
выполнять без алфавита без матри не обходится ни один
41:16
ритуал матрика или алфавит ещё если в такой интерпретации это основа знания в
41:22
м вс зашито янтра
41:27
изображение богов оно связано с алфавитом любое имя включает в себя определённые буквы или фонемы это
41:35
определённая Энергия и каждой каждой букве присуща своя
41:42
энергия Поэтому если вы знаете как пользоваться этой схемой вы знаете как
41:48
выстраивать вселенную Ну я уже как сказала именно женская шакти создат
41:55
Вселенную яв ру алфавит но есть тексты например Шива пураны вишну пураны своя история
42:03
где этим занимается мужские аспекты божественные в ранах таким шаб
42:09
брахманом тот кто являет алфавит миру вселенную создаёт это Шива в образе шабд
42:16
брахмана кому интересно читайте восьмую главу здесь как раз очень подробно
42:22
написано о том как именно Шива являет ом как Шива являет
42:28
дальше алфавит и каждой букве соответствует определённая часть тела Ну как вы знаете тело Шива – Это вся
42:35
вселенная примерно такая же история связана и с другими
42:40
пурана Так что этот способ явление Вселенной он
42:47
очень сакральный его нельзя обойти и опустить перед вами один из одна из
42:53
работ моего учителя по каллиграфии ачьюта палава и здесь как раз очень легко проследить о
43:00
том как
43:18
манифестирующий Альфа и Омега что А всё начинается ха ВС заканчивается а
43:27
призвук бинду это то что их объединяет Ну естественно любители интерпретировать
43:33
скажут какой из этих звуков соотносится с шивой какой из звуков соотносится с шакти и как всё это объединяется но сам
43:40
принцип ахам или я это вся вселенная и соответствует
43:46
принципу макрокосм и микрокосм – это одно всё что наверху то что и
43:51
внизу и то где нам следует искать источник всего это мы сами это ахам и
43:59
это мантра Ключевая И это всё связано с алфавитом в
44:04
тантре кстати вот в современном классическом санскрите 47 по-моему букв
44:11
а тантрические тексты говорят о пся буквах то есть там от Акша там были
44:17
дополнительные звуки которые взаимодействовали с оден энергиями сеча это сокра
44:27
учить санскрит для того чтобы знать Веды
44:33
недостаточно было заучить их на изусть это слишком сложная насыщенная
44:39
наука которая состояла ещё из дополнительных шести ведан которые были
44:45
необходимы мину для того чтобы он грамотно работал с ведам это была и фонетика как раз звук и
44:53
грамматика без которой с ку да это была
44:58
этимология надо было понимать что и как вы говорите Это была и Метрика чанс как
45:04
вы это произносите Потому что если вы произносите мантру неправильно в лучшем случае она Не сработает в худшем случае
45:10
Вы кому-нибудь или себе навредить Ну и конечно же для этого нужно было знать правильное время и совершать правильные
45:16
действия поэтому джоти и кальпа – это тоже основы Это ВИ данги Ну да и на этом
45:23
Пожалуй я пока закончу может быть у вас есть вопросы а на следующих лекциях я вас приглашаю
45:29
на практические занятия попробовать писать буквы алфавита и
45:36
понимать как их правильно писать и где-то в апреле у нас будет класс каллиграфии Так что желающие попробовать
45:43
красиво написать буквы тоже приглашаются всё я благодарю